Экономика и социология

Программа дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

080507.65 «Менеджмент организации», 5 курс

д.э.н., профессор кафедры менеджмента И.В.Андреева

Согласовано

Учебно-методический отдел
_______________________

«______» ____________2010г

Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой ______________

________________Г.Ю.Чуланова

«_____» ______________2010г.

Утверждено Советом факультета

Председатель

«_____» ______________2010г.

Санкт-Петербург 2010

I. Пояснительная записка.
Эволюция управленческих наук в России и за рубежом показывает постоянное возрастание роли человеческого фактора, как при развитии производства, так и непроизводственной сферы. Поэтому дисциплина «Социология и психология труда», дающая студентам углубленное представление о человеке «трудящемся», является принципиально важной для изучения современными специалистами по всем направлениям менеджмента.

Пререквизитами дисциплины являются: «Психология», «Социология», «Общая теория менеджмента», «Управление персоналом».

Дисциплина «Социология и психология труда» имеет теоретико-прикладной характер и предполагает готовность выпускников к управленческой, научно-исследовательской и консультативной деятельности в области менеджмента.
Курс «Социология и психология труда» предполагает междисциплинарный взгляд на факторы, определяющие эффективность трудового процесса с позиций человека, группы (малой и коллектива организации) и человеческого сообщества. Важным для современного менеджера является также понимание эволюции составных элементов трудового процесса в свете глобализации экономической и социальной сфер. Курс позволяет сформировать определенные навыки по управлению трудовыми и социальными процессами, понять роль и место социо- и психотехнологий в системе современного менеджмента.

Программа курса «Социология и психология труда» предусматривает проведение практических занятий.

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ периодической литературы по предмету,
  • выполнение домашних заданий по работе кейсами или эмпирическим исследованиям конкретных трудовых процессов;
  • подготовка к практическим занятиям и контрольным работам по дисциплине.

Цель курса «Социология и психология труда»: освоение студентами теоретических и практических основ управления трудовыми и социальными процессами в организации.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

1*общие тенденции в развитии социально-психологических наук о труде;

2*основы социально-психологического управления трудовыми процессами;

3*социальные и психологические требования к работе службы управления персоналом;

4*взаимосвязь понятий социальной и экономической эффективности трудовых процессов.

уметь

  • анализировать трудовую деятельность на социальном и психологическом уровнях;
  • определять средства персональной и групповой психогигиены труда;
  • проектировать антиконфликтные, антистрессовые и другие мероприятия в области труда;

5*профдиагностики, профотбора и профподбора;

разработки основ социо– и психотехнологий в области управления трудовыми и социальными процессами;

6*исследования в области социологии и психологии труда.
Формы работы студентов: посещение лекций, семинарских, лабораторных или практических занятий, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на семинарских и практических занятиях (деловые игры, разбор кейсов и ситуаций), выполнение домашних заданий, выполнение тест-контрольной и др.
  • итоговый контроль: зачет/экзамен, осуществляется в устной форме (ответы на вопросы).

  • итоговое оценивание знаний: может быть получено по накопительной системе за работу в течение модуля и результатов экзамена:
  • Самостоятельная работа на семинарских занятиях (вес заданий — 0,2);
  • Контрольная работа в форме теста – вес задания (0,4).
  • Экзамен/зачет (вес-0,4).

Система оценок (ЭКЗАМЕН)
8-10 – отлично

6-7 – хорошо

4-5 – удовлетворительно

1-3 — неудовлетворительно

Система оценок (ЗАЧЕТ)
от 4 до 10 баллов – зачет

от 1 до 3 баллов – незачет.

II
Раздел 1. Эволюция и современное состояние наук о труде
Тема 1.1 Эволюция социокультурной регуляции поведения и представлений о труде.

Тема 1.2. Эволюция и современное состояние наук о труде. Основные понятия наук о труде, их структура и взаимосвязь. Предметы и методы социологии и психологии труда.

Тема 1.3.История отечественной и зарубежной наук о труде. Модели человека: экономического, социального, психологического. Социология труда. Психотехника и психологии труда.
Раздел 2. Актуальные проблемы социологии труда.
Тема 2.1. Основные понятия социологии труда: отношение к труду, удовлетворенность трудом, содержание труда. Методы социологии труда. Социологический анализ трудового поведения: уровни, типы и виды трудового поведения. Социальные функции труда. Модели трудового поведения. Девиантное поведение в организациях.
Практическая работа: групповая дискуссия на тему: «Виды принудительного труда. Последствия для экономик современного мира».

Тема 2.2. Социальная стратификация, распределение доходов и оплата труда.

Тема 2.3. Персонал организации, его социально-демографическая структура. Трудовой потенциал организации. Человеческие ресурсы и человеческий капитал организации. Виды человеческого капитала. Развитие персонала в организации. Основные виды обучения персонала и их

Тема 2.4. Система социально-трудовых отношений в рыночной экономике. Основные виды и характеристики социально-трудовых отношений. Социокультурные основы понимания социальной справедливости. Качество трудовой жизни.

Практическая работа: групповая дискуссия на тему: «Массовые профессии. Менеджер – массовая профессия?».
Раздел 3. Актуальные проблемы психологии труда.

Тема 3.1. Психология труда, инженерная психология и эргономика. Основные понятия психологических наук о труде: активность, поведение, деятельность, труд, профессия.

Психологические регуляторы труда. Индивидуальный стиль деятельности.
Практическая работа: Исследование индивидуального стиля деятельности психологическими методами.

Тема 3.2 Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Значимость труда. Основные показатели удовлетворенности трудом.

Тема 3.3. Психологические характеристики персонала организации. Конституционные типы личности. Типы восприятия. Типы темперамента и характера. Акцентуация характера. Личностные типологии. Типологии стилей мышления. Типы руководителей. Психограммы.

Тема 3.4. Трудовые процессы в малых группах. Уровень организованности малой группы. Коллективы. Команды. Конфликты в малой группе. Цена конфликта для человека, организации и общества.

Тема 3.5.Творчество и труд. Социокультурные основы понимания творчества. Творческие профессии. Творческие элементы управленческого труда. Творчество и массовая культура.
Раздел 4. Разработка и использование социо- и психотехнологий в управлении трудовыми и социальными процессами.
Тема 4.1. Социальные технологии в управлении трудовыми и социальными процессами. Виды социальных технологий, диапазон применимости, социальные последствия.

Тема 4.2. Психотехнологии и их эволюция в социокультурной среде. Виды психотехнологий, диапазон применимости в управлении трудовыми процессами, социальные последствия.

Практическая работа: «Разработка социальных технологий для профессий с различными элементами творчества» .
3. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

(вопросы к зачету/экзамену)

  1. Эволюция социокультурной регуляции поведения и представлений о труде.
  2. Эволюция и современное состояние наук о труде.
  3. Труд как общественно-полезная деятельность
  4. Предметная область психологии и социологии труда и
  5. Развитие социологии и психологии труда в США и Западной Европе.
  6. Становление и развитие социологии и психологии труда в России.
  7. Связь социологии труда и психологии труда с другими дисциплинами.
  8. История отечественной и зарубежной наук о труде.
  9. Модели человека: экономического, социального, психологического. Социология труда.
  10. Социально-трудовая мобильность.
  11. Миграция как вид социально-трудовой мобильности.
  12. Отношение к труду, удовлетворенность трудом, содержание труда.
  13. Методы социологии труда.
  14. Социологический анализ трудового поведения: уровни, типы и виды трудового поведения.
  15. Социальные функции труда.
  16. Модели трудового поведения.
  17. Социальный контроль в сфере труда.
  18. Доходы населения и их дифференциация
  19. Социальное партнерство
  20. Инновационное трудовое поведение
  21. Девиантное поведение в организациях.
  22. Социальная стратификация, распределение доходов и оплата труда.
  23. Персонал и трудовой потенциал организации.
  24. Человеческий капитал организации, его виды.
  25. Основные виды и характеристики социально-трудовых отношений в рыночной экономике.

  26. Уровень и качество жизни населения
  27. Социокультурные основы понимания социальной справедливости.
  28. Психотехника, психологии труда, инженерная психология и эргономика.
  29. Психологические регуляторы труда.
  30. Субъективная значимость и удовлетворенность трудом.
  31. Основы профдиагностики, профотбора и профподбора.
  32. активизации профессионального самоопределения.
  33. Психологические характеристики персонала организации.
  34. Разработка психограммы для конкретного рабочего места.
  35. Трудовые процессы в малых группах. Коллективы. Команды.
  36. Конфликты в малой группе. Цена конфликта для человека, организации и общества.
  37. Творчество и труд.
  38. Творческие профессии.
  39. Творческие элементы управленческого труда.
  40. Социальные технологии в управлении трудовыми и социальными процессами. Виды психотехнологий, диапазон применимости в управлении трудовыми процессами.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

    1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. М., ПИТЕР, 2009.
    2. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента. 2001.
    3. Дафт Р.Л. Уроки лидерства. СПб.: Изд-во «Эксмо», 2007.
    4. Джуэлл Л. Индустриально — организационная психология. СПб.: Питер, 2001.
    5. Ельмеев В.Я. Социальная экономика труда. М., 2007.
    6. Каз М.С. Динамика экономических знаний и мотивация труда. М., 2003.
    7. Курганов В.М.Психология управления. – 2004.
    8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы. – М.: ИНФРА-М, 2003.
    9. Мерзлякова Е.Л. Эффективный тайм-менеджмент для офисных работников. 2007.
    10. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческое достоинство. – 2004.
    11. Психология менеджмента: Учебник для вузов /под ред. Г.С. Никифорова, СПб., 2004.
    12. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. — М.,2003

Дополнительная литература

  1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.:Экономическая школа, 1998.
  2. Альбрехт У., Вейц Дж., Уильямс Т. Мошенничество: Луч света на темные стороны бизнеса. СПб.:Питер, 1995.
  3. Дудченко B.C. Инновационные технологии. М., 1996.
  4. Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории / Отв. ред. А.Г.Аганбегян. Новосибирск, 1991.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  7. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. –СПб.: Питер, 2001.
  8. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии: Личность и организация. М.: Тривола, 1996.
  9. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986.
  10. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. –СПб., 2003.
  11. Попова ИМ.

    От социального знания к социальной инженерии // Социологические исследования. 1988, № 1.

  12. Социальная инженерия. Сборник трудов семинара. / Под ред. Ю.М. Резника, В.В.Щербины. М.: Союз, 1996.
  13. Тарасов В. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.
  14. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия / Под ред. Г.Д.Никредина и др. Минск- Волгоград, 1993. Т. 1,2.
  15. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. М., 2000.
  16. Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2002.
  17. Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности. // Социологические исследования. 1990, № 8.
  18. Щербина В.В. Социологическая диагностика (специфика, типы, функции, структура) // Вестник московского университета. Социология и политология. Сер. 18. 1995, №4.

V.Тематический расчет часов на 2010/2011учебный год

Наименование разделов и тем Аудиторные часы Само

сто-ятель

ная работа

Всего часов
Лекции Семинары занятия Всего

1.

Раздел 1. Эволюция и современное состояние наук о труде

Тема 1.1 Эволюция социокультурной регуляции поведения и представлений о труде.

2

2

5

7

2. Тема 1.2. Эволюция и современное состояние наук о труде. 1

2

1

2

5

5

6

7

3.
    1. Тема 1.3. История отечественной и зарубежной наук о труде.

4.

Раздел 2. Актуальные проблемы социологии труда.

Тема 2.1. Основные понятия социологии труда

2

2

5

7

5. Тема 2.2. Социальная стратификация, распределение доходов и оплата труда. 2 2 4 6
6. Тема 2.3. Персонал организации, его социально-демографическая структура. 1 1 5 6
7. Тема 2.4. Система социально-трудовых отношений в рыночной экономике. 2 2 4 6

8.

Раздел 3. Актуальные проблемы психологии труда.

Тема 3.1. Психология труда, инженерная психология и эргономика.

1

2

4

6

9. Тема 3.2. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.. 1 2 6 10
10. Тема 3.3. Психологические характеристики персонала организации 1 1 5 6
11. Тема 3.4. Трудовые процессы в малых группах. 1 1 4 5
12. Тема 3.5.Творчество и труд. 1 4 5 8 13
13. Раздел 4. Разработка и использование социо- и психотехнологий в управлении трудовыми и социальными процессами.

Тема 4.1 Социальные технологии в управлении трудовыми и социальными процессами.

2 4 6 6 12
14. Тема 4.2. Психотехнологии и их эволюция в социокультурной среде. 1 4 5 6 11
15. Подготовка к зачету/экзамену 4 4
ИТОГО: 20 12 32 76 108

Автор И.В. Андреева

Добавить комментарий

Закрыть меню