Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль средневековья.

1234567Следующая ⇒

Экономическая мысль Древнего мира.

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е.

со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

1. Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

Экономическая мысль средневековья.

Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Автором одной из значительных концепций является мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332 – 1406 гг.), который жил в северо-африканских странах Магриба. К тому времени здесь распространились постулаты Корана (в начале VII в. зародился ислам).

В концепции Ибн-Хальдуна не отвергается богоугодность торговли, подчеркивается возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства. Основным достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации».

Ибн-Хальдун считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

Деньги Ибн-Хальдун признавал важным элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из золота и серебра. Деньги отображают «количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом», «ценность всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения накопления и сокровища».

Наиболее значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.). Основной его труд – трактат «Сумма теологии», в нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий.

Фома Аквинский стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (353 – 430 гг.), который в конце IV — начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.

В период раннего средневековья экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоение чужого труда. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Крупная торговля и ссудные операции, как явления грешные, запрещались.

Авторы церковных законов (канонов) выступали против презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. В период позднего средневековья товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение. Поэтому поздние канонисты расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы и причины социального неравенства.

Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств (ссылки на тексты священных писаний) и морально-этическая характеристика экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили принцип двойственности оценок.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический, исходили из божественного предназначения, то Аквинат уточняет это доказательство: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям».

Разделение труда требует обмена, который возможен в 2-х видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли).

Богатство рассматривалось ранними канонистами как совокупность материальных благ и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. По Аквинскому, «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

«Справедливая цена» — эта категория подменяла понятие «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты объясняли трудовыми и материальными затратами в процессе товарного производства. Аквинат считал, что продавец по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.

Торговая прибыль, ростовщический процент осуждались ранними канонистами. С определенными оговорками осуждал их и Ф. Аквинский. Необходимо, по его мнению, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие издержки и даже за риск.

Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).

3. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономики.

В XV в. возникла первая в истории экономической мысли школа – меркантилизм (от англ. merchent – «купец», «торговец»). Сторонники этой теории считали, что нация будет тем богаче, чем больше золота и серебра имеет. Накопление происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Отсюда, только труд в сфере добычи благородных металлов является производительным. В вопросах экономической политики сторонники этой теории дают рекомендации по увеличению притока золота и серебра в страну. Различают ранний и поздний меркантилизм.

Представители раннего меркантилизма делали ставку на административные меры по удержанию благородных металлов в стране (запрет вывоза). Иностранные купцы вырученные деньги должны были тратить на территории страны. Это препятствовало развитию внешнеторговых отношений.

Сторонники позднего меркантилизма считали, что обеспечить увеличение благородных металлов в стране необходимо не административными, а экономическими средствами. К данным средствам относятся все средства, которые приводят к достижению активного торгового баланса (экспорт больше импорта). Подробно эти средства описаны Т. Манном (1571–1641), влиятельным английским купцом и известным представителем позднего меркантилизма. Он писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться. „Экономическая политика, предложенная Т. Манном, получила название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. Она сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта. Т. Манн предлагал следующее: введение протекционистских тарифов на импортные товары, квот, экспортных субсидий и налоговых льгот экспортерам (это применяется и в настоящее время) и т. д.

Поскольку эти меры реализуются при помощи государства, представители и раннего, и позднего меркантилизма само собой разумеющимся считали активное вмешательство государства в экономические процессы.

Отличительные особенности меркантилизма: 1)исключительное внимание к сфере обращения;

2) рассмотрение денег как абсолютной формы богатства;

3) отнесение к производительному только труд по добыче золота и серебра;

4) обоснование экономической роли государства;

5) убеждение, что превышение экспорта над импортом является показателем экономического благосостояния страны.

Политика меркантилизма проводилась во всей Европе в XV–XVIII вв. и состояла из следующих на-правлений: накопление денег, протекционизм и государственная регламентация хозяйства. Эта политика не могла быть другой в период становления абсолютистских государств, создания национальных хозяйств. Ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках и во многом зависело от государственной власти, которая содействовала накоплению капитала и тем самым хозяйственному росту. Своими взглядами меркантилисты выражали подлинные закономерности и потребности экономического развития.

1234567Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 256 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. III.ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. НАУКА КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
  2. А чем занята сейчас ваша мысль?
  3. Агроэкономическая эффективность защитных насаждений
  4. Белорусская экономическая идея
  5. В глазах Янь Яна мелькнула мысль со следами удивления, восхищения и растерянности. Его брови на мгновение застыли, а затем приняли обычное положение, а затем снова застыли.
  6. Виды, типы и технико-экономическая характеристика фасовочно-упаковочного оборудования
  7. Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
  8. ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
  9. Вклад греческой философии, римского права, средневековой философии в экономическую мысль
  10. Внешнеэкономическая деятельность. Понятие, виды, субъекты.
  11. Внешнеэкономическая политика государства
  12. Возникновение племенных союзов, раннефеодальных государств на территории Казахстана, их экономическая жизнь.


Поиск на сайте:


В средневековье каждый феодал был обязан обеспечить на вверенной ему территории соответствующий уровень безопасности, собирать налоги с проживающего в его владениях зависимого населения, вершить суд над жителями, объявлять войну и заключать мир с другими феодалами. В Западной Европе, в частности во Франции, высокопоставленный феодал, сеньор, не мог вмешиваться в дела своего вассала, следуя правилу «вассал моего вассала — не мой вассал». Сеньор и вассал действовали в рамках устной договоренности о верной поддержке и покровительстве со стороны первого и о верной службе со стороны второго. Экономику средневековья определяла феодальная рента.

Собственно, феодальная рента — один из видов земельной ренты,
который существовал в денежной, продуктовой или отработочной форме. Ко второму виду относится барщина, а к третьему — натуральный оброк.
Принято считать, что средневековье отличает натуральное хозяйство. Но это не совсем так. Господство натурального хозяйства характерно для раннего средневековья, для времени V–XI веков. В дальнейшем с образованием городов утвердились рынок и товарно-денежные отношения. Особенностью товарно-денежных
отношений в XI–XV веков был практикуляризм, то есть существование самостоятельных денежных единиц, мер измерения для каждого города, обладавшего самоуправлением, для каждой земли, сеньор которой обладал суверенитетом и был сюзереном; было характерно существование таможенных барьеров.
Наряду с этим можно заметить тенденции унификации денежных, счетных и измерительных единиц на уровне
королевств, что было вызвано процессами формирования национальных государств в XV веке. В частности, в германских землях уже с XII столетия получил хождение серебряный
денарий, а позднее – золотой талер, от которого производно название «доллар». «Денарий» и «денье» назывались денежные единицы в Италии и Германии. Золотая монета в разных итальянских государствах называлась по-разному: геновин в Генуэзской республике, флорин во Флорентийской республике, дукат в Миланском
герцогстве и в Венецианской республике, но повсюду имела один и тот же вес – четыре с половиной грамма.

Экономическая мысль в эпоху Средневековья

Экономическая мысль Средневековья развивалась под воздействием процессов, связанных со становлением феодализма. Одной из центральных проблем в ней являлось обоснование монополии крепостников на землю. Труд крепостного крестьянина был более производительным, чем труд рабов. Это изменяло сферу и методы принуждения, ускоряло развитие процесса принудительной кооперации труда, возникновение форм крупного производства (барщина, вотчинные предприятия).
Раннее средневековье (V-X вв.) представлено «варварскими правдами», которые являются записью права германских племен. Наиболее известны следующие правды: Салическая, Бургундская, Баварская. Эти документы ориентировались в основном на натуральный тип хозяйства, отстаивали приоритет общинного земледелия и общинной собственности на землю.
В период классического средневековья (XI-XV вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят существенные изменения, обусловленные переходом главным образом к оброчной системе. Основные проблемы в этот период: преодоление ограниченности натурального хозяйства и развитие товарного хозяйства, реализация избытков сельскохозяйственной продукции, взимание оброков и штрафов в денежной форме и т. д.
Идеи классического средневековья наибольшее развитие и систематическое толкование получили в учении Фомы Аквинского (1226-1274). Утверждая, что верховным собственником всех вещей является Бог, он, в то же время, защищал частную собственность, которая дает возможность человеку проявлять свой личный интерес. Полагая, что натуральное хозяйство является основой благополучия, Ф. Аквинский утверждал, что государство должно быть самообеспеченным и получать все необходимые продукты со своей территории. Он делил богатство на естественное (предметы пищи, жилье, еда) и искусственное (золото, серебро). В то же время Ф. Аквинский — теоретик товарного хозяйства. Он оправдывал торговлю как цель приобретения необходимых средств для жизни, а также получение торговой прибыли, которая необходима для того, чтобы оправдать расходы. Центральное место у Ф. Аквинского занимает теория «справедливой цены». С одной стороны, Ф. Аквинский называет справедливой ту цену, которая соответствует трудовым затратам. Он, например, указывал, что вещь может быть продана дороже, чем за нее уплачено при покупке, если продавец «в чем-нибудь улучшит вещь, т. е. если на нее затрачено добавочное количество труда». С другой стороны, справедливая цена — это не одинаковая цена на один и тот же товар, а разная цена на него для различных сословий, позволяющая им жить согласно своему рангу.
Представителем экономической мысли Востока в период средневековья был китайский мыслитель Ли Гоу (XI в.). Главный труд его назывался «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа».

Он был посвящен в основном проблеме государственных финансов. Ли Joy считал, что стабильный, недефицитный бюджет государства является осно­вой для достижения идеального порядка в стране. Для этого необходимо увеличить доходную и сократить расходную его часть. Условием увеличения доходной части государственного бюджета является развитие основной отрасли того времени — земледе­лия. Для этого необходимо привлечь в сельское хозяйство «бро­дячий люд» и даже часть ремесленников и торговцев. Одновременно с этим предполагалось ограничить размеры землевладения для увеличения числа налогоплательщиков. Уменьшение расходной части бюджета предполагалось за счет сокращения расходов двора. Важную роль в этом должно сыграть и установление «твердой суммы» статей государственных расходов.

Реформа единицы измерения земли, предлагаемая Еразмом, также преследовала цель снять с крестьян обременительные расходы, связанные с работой царских землемеров. Интересные соображения высказывал Еразм и в отношении наделения дворян землей и крестьянами. Он рекомендовал трактовать это наделение только как материальное обеспечение службы дворян государству, привязывающее поместное дворянство к государю, причем наивысший надел земли не должен восьмикратно превышать низший. Ермолай-Еразм понимал требования времени, поскольку мельчали вотчины и поместья. Его предложения противоречили интересам боярства. Еразм обходил вопрос о монастырском землевладении. Это была его молчаливая поддержка монастырей.

Хотя Ермолай-Еразм осуждал наличие у крупных феодалов огромных земельных владений и богатств, его экономические взгляды не выходили за рамки крепостнических отношений. Он считал, например, нормальным явлением феодальную эксплуатацию крепостных и несение ими повинностей в пользу государства. В трактовке ряда экономических проблем Еразм был реалистом, а иногда — утопистом, особенно в проектах защиты интересов крестьянства. Примирить экономические и политические интересы дворян и крестьян было невозможно, ибо они носили классовый антагонистический характер. Этого Еразм не понимал. Нельзя определенно утверждать, что Иван Грозный в своей политике руководствовался идеями Еразма, но тем не менее некоторые экономические реформы царя (расширение поместной системы) созвучны его проектам. Еразм выступал как идеолог поместного дворянства и создал произведения, которые являются оригинальным памятником русской экономической мысли. Заслуживают внимания принципы экономической политики Ивана Грозного (1547—1584), направленной на завершение феодализации деревни, упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя.

Составители нового свода законов — Судебника 1550 г. — за основу взяли Судебник Ивана III и внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, увеличилась плата за «пожилое», право сбора торговых пошлин передавалось государству. С образованием централизованного государства сложилась система общегосударственных налогов и повинностей, главная тяжесть которых ложилась на плечи крестьян.

В системе экономических мер Ивана IV выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская аристократия, и укреплялось положение служилого дворянства, зависимого от царя. В 1565-1584 гг.

вводится опричнина(часть боярских земель), владельцами которой стало сформированное войско, отличавшееся своей жестокостью не только к боярам, но и к широким массам городского и сельского населения.

Созданное Иваном Грозным государство сохраняло заложенные традиции и при его ближайших преемниках — Федоре Ивановиче (1584-1594) и Борисе Годунове (1598-1605).

В конце XVI в. с учетом интересов феодалов вводятся «заповедные лета» (запрещение Юрьего дня в определенные годы), составляются писцовые, дозорные и межевые книги (все население было включено в специальные книги и установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу). В 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Холопы пожизненно закреплялись за своим господином.

Владельцами становились не только феодалы, но и чиновники и купцы.

Путь к последующему развитию экономической мысли и новым преобразования XVII — начала XVIII века был подготовлен.

Выводы

1. Формирование экономических взглядов находится под влиянием религии.

2. Сословное деление предначертано Богом.

3. Сочетание религиозно-этических и авторитарных, схоластических и софистических черт в работах мыслителей.

4. Разработка экономической теории, как база для укрепления положения феодалов в условиях натурального хозяйства.

5. Критика поступательного развития торгово-денежных отношений.

Таблица II. Особенности экономической мысли средневековья

Список литературы

1. Всемирная история экономической мысли (том I). Под ред. И.П. Фаминского // М.: Научная литература, 1997.

2. Е.А. Мильская, И.М. Зайченко, С.С. Гутман. Экономическая теория. История экономических учений // СПб: Издательство Политехнического университета, 2005.

3. О. Егер. Средние века (Всемирная история, т. II) // СПб: Специальная литература, 1997.

4. Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении // М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Маркова А.Н. История экономической мысли в России // М.: «Юнити», 1996г.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности.

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи — каноники(канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.

Характеристика экономической мысли средневековья:

1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого характера.

2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла).Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища- их сохранение- одно из требований крестьянских восстаний. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью.

3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная).

4. Города с их торговлей, промышленностью.

5. Экономическая политика феодального поместья — особенное место в развитии экономической мысли.

Раб работает под принуждением, крестьянин же полусамостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской вилле, латифундии.

6. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк- более прогрессивен. Барщина- тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином и феодалом.

7. Оправдание феодальной ренты- справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

8. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.


Феодализму крестьян присущи:

— потребительские мотивы;

— вотчинное ремесло;

— всевозможные барщины и оброки;

— накопление снеди «в запас».

Феодализму в городах присущи:

— борьба за редкие элементы производства (железо);

— реализация избытков с/хозяйства;

— широкие торговые связи;

— купцы и ростовщики разоряют даже аристократов, не говоря уже о крестьянстве.

Известные «Правды»: Салическая, Рипуарская, Вестюрская.

Салическая правда- начало VI века. Королевство франков дает перечень штрафов за различные преступления.

1. Не уделяет внимания городам и промышленности. Это аграрный кодекс. Сельское хозяйство — основное занятие франка.

2. Игнорирование вопросов торговли .

3. Социальное равенство- равный штраф за убийство любого франка.

4. Приоритет общинной собственности (но право королевской власти нарушать землевладение общины).

5. Родовая община, но уже тогда заменяется земельной или соседской.

6. Роль государства в лице короля. Он мог освобождать рабов.

Основной принцип — «Нет земли без господина».

Принципы экономической политики феодалов:

1. Монополия феодалов на землю;

2. У крестьян только землепользование. Надел мог быть конфискован по любому поводу. «Все должно быть подвластно сениору, вместе с землей.» Уравнение земель крестьян.

3. Своевременно продаются излишки, нанимаются батраки, покупаются ремесленные изделия в городах. Часть оброков и штрафов взымаются в денежной форме.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.)

Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о «справедливой цене», по античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых , ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский — последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Фома презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем, что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как и право частной собственности. Подобно тому, как человек от природы гол, а одежда- есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности не дано природой, но человеческим разумом.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.

Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд — богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. «Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов».

Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются «честной» торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

— когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

— кредитор может получать от должника «бескорыстный подарок»;

— лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

— неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;

Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.

Добавить комментарий

Закрыть меню