Эколого правовой режим недропользования

Недра как объект экологического права. Недропользование

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);


6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Ограничение пользования недрами

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Пользователи недр

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности,в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.


Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.

Сроки пользования участками недр

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 настоящего Закона — на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое:

2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено, за исключением участков недр местного значения;

3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

4) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

5) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

6) принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:

7) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;

8) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»;

9) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Лицензия на пользование недрами

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

37. Охрана рационального использования недр. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

В ст. 51 Закона «О недрах» выделены две разновидности вреда, вызванного нарушением законодательства о недрах:
1)вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами;
2) вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождений или созданию условий частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами.
Убытки, вызванные нарушением законодательства о недрах, подлежат возмещению в полном объеме. Регулирование отношений, связанных с возмещением ущерба, вызванного нарушением правил пользования недрами, осуществляется гражданским законодательством и законодательством о недрах.
КоАП предусматривает административную ответственность за правонарушения в рассматриваемой сфере. Все правонарушения в данной области можно подразделить на следующие группы:
1) правонарушения против правопорядка в сфере государственного управления’ пользованием и охраной недр. (самовольное пользование недрами, самовольная застройка площадей залегания полезных
ископаемых, и т.д);
2) нарушения требований рационального использования и охраны недр, нарушение требований безопасного ведения работ,
3) нарушение правил охраны окружающей среды в процессе пользования недрами. (необеспечение сохранности объектов окружающей среды при пользовании недрами)

Составы преступлений в данной области предусмотрены в ст. 255 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны и использования недр, и в ст. 253 УК РФ, в соответствии с которой уголовно наказуемым является нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ.

Согласно Закону РФ «О недрах»от 21.02.92 (в ред.

от 06.06.2003) недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения

Функциинедр:

• экологическая (взаимосвязь неорганической и органической материи);

• экономическая (средство производства);

• культурно-оздоровительная (использование их лечебных свойств).

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ «О недрах» и принимаемых в соот­ветствии с ним других федеральных законов, иных норматив­ных правовых актов, законов и нормативных актов субъектов Федерации.

Закон РФ «О недрах» действует на всей территории России, регу­лирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возни­кающие при пользовании недрами, регулируются соответст­вующим законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Что касается специфических отношений, связанных с геологиче­ским изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных ве­ществ, то они могут регулироваться другими федеральными зако­нами с соблюдением принципов и положений, установленных За­коном «О недрах».

Недра в границах территории РФ, включая подземное про­странство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Пра­ва пользования недрами могут отчуждаться или переходить от од­ного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по усло­виям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, а также му­ниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неисполь­зуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.


Полезные ископаемые делятся на общераспространенные и не­общераспространенные.

В перечень общераспространенныхвходят: песок (кроме формовоч­ного, стекольного, кварцевого), галька, гравий, глина (кроме огне­упорной, формовочной, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной и каолина), камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся прочие рудные и неруд­ные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, зо­лото и пр.).

Для каждого вида полезных ископаемых установлен соответст­вующий правовой режим.

План

1. Право специального природопользования…………………………………2

2. Эколого-правовой режим недропользования………………………………5

3. Задача………………………………………………………………………….9

4. Литература……………………………………………………………………12

Вопрос 1.

Право специального природопользования

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

  • комплексное природопользование;
  • специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют). К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон «О комплексном природопользовании в городе Москве».

Комплексное природопользование — это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера — как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Основания возникновения и прекращения права специального природопользования

Для получения права специального природопользования необходимо получение разрешения соответствующего государственного органа в форме лицензии или иного документа либо вынесение органом государственной власти решения о предоставлении природопользователю природного ресурса (участка лесного фонда, горного отвода, участка акватории) и заключение предусмотренного законодательством договора.

Решение органа государственной власти, заключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.

Общие основания возникновения права природопользования.

Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.

Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.

Договор на пользование природными ресурсами.

Основания прекращения права природопользования:

  • отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
  • истечение срока природопользования;
  • смерть гражданина или ликвидация юридического лица;
  • неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;
  • использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;
  • нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством;
  • изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Вопрос 2. Эколого-правовой режим недропользования

Законодательство о недрах прямо обязывает пользователя недр соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Все эти требования и определяют предмет эколого-правового регулирования пользования недрами.

Экологические отношения при пользовании недрами регулируются Конституцией РФ (ст. 58: «Каждый обязан сохранять… окружающую среду…»), Законом РФ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также соответствующими актами субъектов Федерации. Специальных законодательных актов, регулирующих экологические отношения в процессе пользования недрами, практически нет, за исключением отдельных ведомственных положений, инструкций и предписаний.

Закон отнес недра к объектам, подлежащим охране от загрязнения, порчи, истощения и разрушения. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях осуществляется в соответствии со статусом этих территорий.

В компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входит введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения требований охраны окружающей среды.

К компетенции органов местного самоуправления законодательством о недрах отнесено:

  • участие в решении вопросов, связанных с соблюдением экологических интересов населения территорий при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков для этих целей;
  • введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Наряду с целым рядом конкретных видов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, закон установил специальные требования, в частности, к объектам нефтегазодобывающих производств, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбору нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов.

Строительство и эксплуатация таких объектов, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.

Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписаниями специально на то уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

В процессе поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, эксплуатации подземных объектов, не связанных с добычей, эксплуатации любых объектов инфраструктуры, пользователи недр обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение и складирование отходов горного производства допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами власти. В таком разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Пользователь недр должен постоянно за свой счет вести мониторинг окружающей среды, периодически осуществлять оценку результатов своей деятельности на состояние окружающей природной среды и предоставлять соответствующие отчеты государственным органам экологического контроля. В случае загрязнения, происшедшего по вине пользователя недр, и причинения ущерба или создания угрозы ущерба живой природе, собственности, природным объектам или среде обитания человека, контроль и борьба с загрязнением должна производиться за счет пользователя недр. Затраты на это должны осуществляться за счет его прибыли. Меры по борьбе с загрязнением должны приниматься во всех случаях немедленно.

Особое внимание уделяется охране окружающей среды при освоении морских нефтяных и газовых месторождений, предотвращении разливов нефти на суше и на море, разработке нефтегазовых месторождений, содержащих большое количество сероводорода и др.

Горнодобывающие предприятия своей деятельностью, помимо загрязнения окружающей среды, в общем характерного для любых видов деятельности, оказывают серьезное, плохо прогнозируемое воздействие на литосферу в виде деформации земной поверхности и дна моря в зоне размещения месторождений, приводят к изменению недродинамики поверхностных и подземных вод и др., в результате чего происходят сдвиги земной поверхности, обвалы и другие катаклизмы, негативные последствия которых в настоящее время предсказать и оценить их последствия практически невозможно.

Все требования экономического характера, соответствующие обязательствам пользователя недр, обязательно указываются в лицензии на пользование недрами в форме специального приложения или отдельных статей лицензионного соглашения или СРП. Необходимые экологические мероприятия, их финансирование должны предусматриваться в общей и годовых программах работ и сметах работ по освоению месторождений.

Задача. Предприниматель Н. обратился в городскую администрацию с просьбой о выделении ему на праве аренды земельного участка, для строительства предприятия автосервиса и АЗС. Указанный участок находился неподалеку от автострады, в центре жилого микрорайона, поэтому предпринимательская деятельность Н. сулила быть достаточно прибыльной для него и полезной для городского бюджета.

Каким должно быть решение администрации? Какими нормами Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и Градостроительного кодекса РФ она должна руководствоваться при его принятии?

Решение.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно п.

2 ст. 36 Градостроительного кодекса о градостроительном регламенте существует возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Особенности государственного управления эколого-правовым режимом недропользования: понятие, органы, функции.

⇐ Предыдущая1234

В сфере управления эколого-правовым режимом недропользования различают государственное управление,которое осуществляется го­сударственными органами от имени государства, и внутрихозяйствен­ное управление, осуществляемое недропользователями (изучение и учет недр, передача недр во вторичное пользование и т.д.).

Государственное управление эколого-правовым режимом недропользованияпредставляет собой деятельность государства, на­правленную на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

В задачи государственного регулирования входят:

а) определение объемов добычи основных видов полезных иско­паемых на текущий период и на перспективу по Российской Федера­ции в целом и по регионам;

б) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) установление квот на поставку добываемого минерального сы­рья; введение платежей1, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

г) установление стандартов (норм, правил) в области геологиче­ского изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Государственное управление отношениями недропользования осу­ществляется посредством управления, лицензирования, учета и контро­ля. Эти функции реализуются органами государственной власти раз­ных уровней (федеральной, региональной, муниципальной) в соответ­ствии с представленной им компетенцией.

Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума Федераль­ного Собрания РФ, органы государственной власти и управления субъектов РФ, а также орган управления государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию) и его территориальные подразделения составляют систему органов государственного управ­ления отношениями недропользования.

Государственная экспертиза запасов полезных ископае­мых.В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ис­копаемых разведанных месторождений, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участ­ках недр подлежат государственной экспертизе.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов по­лезных ископаемых.В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональ­ных программ геологического изучения недр и размещения предприя­тий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для ре­шения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составляются государ­ственные балансы запасов полезных ископаемых.

Государственный мониторинг геологической среды — система регу­лируемых наблюдений за состоянием недр с целью своевременного вы­явления изменений в их состоянии, оценка этих изменений, предупреж­дение и устранение последствий негативных процессов и явлений.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых включает в себя сведения о количестве и качестве основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и о содержащихся в них компонентах; о горнотехнических, гидрогеологических, экологиче­ских и других условиях разработки и геолого-экономическую оценку по каждому месторождению, а также сведения по каждому проявле­нию полезных ископаемых.

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископае­мых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооруже­ний, не связанных с добычей полезных ископаемых.

⇐ Предыдущая1234

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 532 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


ПЛАН

1. Недра как объект эколого-правового режима недропользования…………3

2. Правовые основы рационального использования недр и их охрана…………4

3. Государственное управление использованием и охраной недр………………9

4. Ответственность за нарушения законодательства о недрах…………….12

Список использованной литературы…………………………………………..16

1. Недра как объект эколого-правового режима недропользования

В литературе используются различные для обозначения сферы правового регулирования в данной области: законодательство о недрах и о недропользовании, горное право и горное законодательство, геологическое право.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхно­сти и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, до­ступных для геологического изучения и освоения. Правовые и экономические основы комплексного использования охраны недр в настоящее время определяет Закон о недрах.

Как природный объект естественного происхождения недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и со­держащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Пра­ва пользования недрами могут отчуждаться или переходить от од­ного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается фе­деральными законами. Вопросы владения, пользования и распо­ряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Государственный фонд недр составляют используемые участ­ки, представляющие собой геометризированные блоки недр, и не­используемые части недр в пределах территории РФ и ее конти­нентального шельфа.

Федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий ут­верждают государственные программы геологического изучения недр; воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр; по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем opганов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды1. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

2. Правовые основы рационального использования недр и их охрана

Закон «О недрах» разрешает следующие виды пользования недрами (ст.6):

а) региональное геологическое изучение. Оно включает реги­ональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнози­рованию землетрясений и исследованию вулканической деятель­ности, созданию и ведению мониторинга природной среды, конт­роль за режимом подземных вод, другие работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

б) геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

в) разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе ис­пользование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

г) образование особо охраняемых геологических объектом, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение; д) сбор минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов2.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно после его завершения.

Участок недр предоставляется пользователю в виде горного, отвода — геометризированного блока недр на основе полученной лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископае­мых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых для образования особо охраняемых геологических объектов либо на основании имею­щегося соглашения о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

Участку недр, предоставленному по лицензии для геологического изучения недр без существенного нарушения целостности недр, по решению федерального органа управления государствен­ным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода. В его границах могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной без­опасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов про­мышленности, транспорта, связи может быть частично или пол­ностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Использователь недр имеет право:

-использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской и иной деятельности, соответ­ствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

— самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

-использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;

-использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговоре­но в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

-ограничивать застройку площадей залегания полезных иско­паемых в границах предоставленного ему горного отвода;

— проводить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода;

— обращаться в органы, предоставившие лицензию по поводу , пересмотра условий лицензии при возникновении обстоя­тельств, существенно отличающихся от тех, при которых ли­цензия была выдана.

Пользователь недр обязан обеспечить:

-соблюдение требований законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

-соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных по­терь, разубоживания (ухудшение качества свойств) выбороч­ной отработки полезных ископаемых;

-ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

-предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической ин­формации;

-предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах ископаемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и coответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

-безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условиях охрана недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использованием недр;

-приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

— сохранность разведанных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию вустановленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

Рациональное использование и охрана недр осуществятся путём последовательного выполнения таких основных законодательных требований, как:

-соблюдение установленного законодательством порядка пред­оставления недр в пользование, предупреждение самовольно­го их использования;

-полнота геологического изучения недр, достоверная оценка за­пасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предос­тавленного для целей, не связанных с добычей полезных иско­паемых;

-проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, использу­емых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

-охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность место­рождений или осложняющих их разработку;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захороне­нии вредных веществ и отходов производства, сбросе сточ­ных вод;

-соблюдение установленного порядка консервации и ликвида­ции предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений;

-предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

При их нарушении право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально уполномоченным на то государственными органами.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат по рекультивации и демонтажу возведенных объектов.

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанные с добычей, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. Ликвидация и кон­сервация считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензии, и органами государственного горного надзора.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий-пользователей недрами. Выполнение аналогичных работ пользователями недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции осуществляется за счёт средств и создаваемого инвесторам ликвидационного фонда.

Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены памятниками природы и культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность этих заповедников, заказником и памятников, запрещается. Пользователи недрами, обнаружившие редкие геологические и минералогические образования метеоритов, палеонтологических, археологических и других объемом, представляющих интерес для науки или культуры, обязаны приостановить работу на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию3.

Тема 12. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. НЕДРА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра выполняют экологическую (взаимосвязь неорганической и органической материи), экономическую (средство производства) и культурно-оздоровительную (использование лечебных свойств) функции.
Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г.

и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Закон Российской Федерации о недрах действует на всей территории Российской Федерации, он также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.
Закон Российской Федерации «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные.
К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, формовочной, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной и каолина), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.
К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).
Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим.
^
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока, при соблюдении заранее установленных условий.
Лицензии предоставляются после проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензий должна публиковаться в СМИ.
В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т. ч. юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Недра предоставляются в пользование государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования является горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер, промысел и т. п.).
Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия.
Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр и исчисляются со дня предоставления права на это пользование.
Закон «О недрах» и последующие акты ввели систему платежей за пользование недрами, которая включает в себя:
– платежи за право пользования недрами;
– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– сбор за выдачу лицензий;
– акцизный сбор;
– платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Помимо этого пользователи недр уплачивают общие для всех хозяйствующих субъектов налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством (ст. 39 Закона «О недрах»).
^
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное, эффективное использование недр, их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственной Думой Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления других субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр.
Положение об органе управления государственным фондом недр утверждается Правительством Российской Федерации. Орган управления государственным фондом недр может создавать свои территориальные подразделения.
Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей и отраслевой (ведомственной) компетенции, основными его задачами являются:
– осуществление государственного регулирования работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа;
– организационное обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами;
– осуществление функций государственного заказчика на проведение геолого-разведочных работ для государственных нужд;
– установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр;
– проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входят:
– разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;
– установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил);
– создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
– государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр;
– государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
– распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
– введение ограничении на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
– определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами;
– защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;
– разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;
– заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;
– регулирование других вопросов в области использования и охраны недр.
^
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством.
Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
– финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
– обжалование решений государственных органов, противоречащих Закону «О недрах», в т. ч. об отказе в выдаче лицензий на право пользования недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
– обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих Закону «О недрах»;
– обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.
К ведению районной (городской) администрации относится разрешение споров между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по вопросам выдачи лицензии на право пользования недрами, а также по вопросам пользования недрами в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственных или бытовых нужд.
Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов (городов), разрешаются соответствующей районной (городской) администраций, а между сторонами, находящимися на территории двух или более республик, краев, областей, – по поручению Правительства Российской Федерации.
Органы государственного горного надзора разрешают споры между предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам пользования недрами в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых (кроме месторождений общераспространенных полезных ископаемых), а также по вопросам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Добавить комментарий

Закрыть меню