Эффективность производства

Показатели экономической эффективности.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие:

· национальный доход (НД),

· валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения;

· производительность общественного труда,

· коэффициент общей эффективности,

· затраты на рубль товарной продукции,

· прибыль,

· рентабельность производства,

· рентабельность продукции.

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат:

· трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость.

1. Производительность труда = результат / затраты живого труда (это прямой показатель)

Обратная величина есть трудоёмкость продукции:

Трудоёмкость = затраты времени / результат

2. Материалоотдача = результат / затраты материалов

Обратная этой величина есть материалоёмкость:

Материалоёмкость = затраты материалов / результат

3. Фондоотдача = результат / использованные фонды (капитал)

Обратная величина — Фондоёмкость = стоимость использованных основных фондов / результат.

Как на микроуровне, так и на макроуровне особое значение имеют показатели фондоотдачи (фондоемкости), так как важно не только иметь производственный потенциал, но и эффективно его использовать. В последние годы в связи с инфляцией важнейшее значение приобрела проблема материалоемкости и энергоемкости.

Общим совокупным показателем эффективности производства выступает норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях выступает основной целью предпринимательства и критерием эффективности производства. Среди многих показателей рентабельности следует выделить: 1) рентабельность продукции, которая определяется отношением чистой прибыли к себестоимости продукции и 2)рентабельность производства, которая определяется отношением чистой прибыли к стоимости основных производственных фондов или к стоимости капитала предприятия.

Производительность труда, качество продукции, ее материалоёмкость и фондоёмкость выступают основными слагаемыми эффективности производства. В условиях жесткой конкуренции в оценке эффективности производства возрастает значение конкурентоспособности, которая определяется рядом показателей, среди которых особое место занимают цена и качество продукции. В этой связи и на микроуровне, и на макроуровне важным показателем эффективности производства выступает улучшение качества продукции. Но на отдельных этапах и в определенных конкретных ситуациях динамика тех или иных слагаемых эффективности и общая ее направленность могут быть различными. Так, повышение качества продукции часто бывает связано с применением более дорогостоящих материалов, увеличением трудовых затрат на единицу продукции.

Снижение затрат живого труда и текущих материальных затрат во многих случаях достигается большими вложениями в основные фонды и может сопровождаться падением фондоотдачи и т.д. Поэтому ограничиваться использованием отдельных показателей эффективности производства нельзя. Нужен общий, интегральный показатель. Он может быть выражен, например, рентабельностью продукции, которую можно определить следующей формулой:

ЭП = ЧП/(Т+М+ УФ), где ЭП — эффективность производства;

ЧП — чистый продукт с учётом его состава и качества;

Т — затраты живого труда;

М — текущие затраты овеществленного труда;

Ф — единовременные вложения в производственные фонды;

У — коэффициент приведения к единой размерности, позволяющий суммировать затраты и вложения.

В условиях рыночного хозяйства это соотношение принимает, прежде всего, денежное выражение. Переход к рыночным отношениям и экономическим методам управления усиливает воздействие на повышение экономической эффективности таких рычагов и стимулов, как экономические нормативы, соотношение спроса, предложения и цены, кредит, система налогообложения.

Социальная эффективность — это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей. При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной экономической литературе понятие «Парето-эффективностъ». Итальянский экономист и социолог В. Парето определил эффективность как состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного человека, но улучшают положение всех членов общества.

Социальная эффективность связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени. Она предполагает усиление социальной ориентации экономического роста. Недопустимо увеличение масштабов производства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизнедеятельности человека.

Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень разрешенности социальных проблем (отношение к труду, моральный климат и т.п.) нередко оказывает определяющее воздействие на динамику экономической эффективности производства.

Эффективность производства также находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Речь идет о главной макроэкономической пропорции — равенстве совокупного спроса и совокупного предложения.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает связь экономических показателей эффективности с социальными. Чем выше экономические результаты, тем выше должны быть социальные, и наоборот. Социальные результаты выражаются следующими показателями:

· повышение уровня жизни — рост оплаты труда, реальных доходов, обеспечение жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников;

· масштабами свободного времени и рациональности его использования;

· условиями труда — сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения; состоянием экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране (регионе).

Понятие и виды эффективности.

Тема 15. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всœех ресурсов производства за определœенный промежуток времени.

Эффективность производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.

Оценка экономической эффективности производится путем сопоставления результатов производства с затратами:

Результат / Затраты.

Под результатами производства понимают его полезный конечный результат в виде:

1) материализированного результата процесса производства, измеряемого объёмом продукции в натуральной и стоимостной формах;

2) народнохозяйственного результата деятельности предприятия, который включает не только количество изготовленной продукции, но и охватывает ее потребительскую стоимость.

Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определœенный промежуток времени является чистая продукция, ᴛ.ᴇ. вновь созданная стоимость, а конечным финансовым результатом коммерческой деятельности – прибыль.

Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды:

§ по последствиям — экономическая, социальная и экологическая;

§ по месту получения эффекта — локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная;

§ по степени увеличения (повторения) — первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся);

§ по цели определœения — абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).

Все вместе взятые виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности предприятия.

Достижение экономического или социального эффекта связано с крайне важно стью осуществления текущих и единовременных затрат. К текущим относятся затраты, включаемые в себестоимость продукции. Единовременные затраты — это авансированные средства на создание базовых и прирост оборотных фондов в форме капитальных вложений, которые дают отдачу только через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время.

Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всœех звеньев экономики — от предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда.

Сегодня экономическая эффективность производства оценивается на базе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда.

На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли.

Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателœей, характеризующих эффективность использования базовых элементов производственного процесса. Система показателœей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:

— обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателœей эффективности производства;

— определять уровень эффективности использования всœех видов, применяемых в производстве ресурсов;

— обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления;

— стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

С учетом указанных принципов определœена следующая система показателœей эффективности производства.

1) обобщающие показатели:

— производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;

— прибыль на единицу общих затрат;

— рентабельность производства;

— затраты на 1 рубль товарной продукции;

— доля прироста продукции за счёт интенсификации производства;

— народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

2) показатели эффективности использования труда (персонала):

— темп роста производительности труда;

— доля прироста продукции за счёт увеличения производительности труда;

— абсолютное и относительное высвобождение работников;

— коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;

— трудоемкость единицы продукции;

— зарплатоемкость единицы продукции;

1) показатели эффективности использования производственных фондов:

— общая фондоотдача;

— фондоотдача активной части базовых фондов;

— рентабельность базовых фондов;

— фондоемкость единицы продукции;

— материалоемкость единицы продукции;

— коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;

4) показатели эффективности использования финансовых средств:

— оборачиваемость оборотных средств;

— рентабельность оборотных средств;

— относительное высвобождение оборотных средств;

— удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);

— рентабельность капитальных вложений;

— срок окупаемости капитальных вложений и др.

Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности.

Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:

1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;

2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;

3) уровню реализации в системе управления производством, исходя из которого факторы подразделяются на:

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;

б) внешние — это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.

Валовая прибыль как метод оценки эффективности производства

Управление предприятием зависит от множества факторов – осведомленности в технических, финансовых, юридических и социальных процессах и явлениях, предпринимательской интуиции, опыта ведения бизнеса в условиях современной рыночной экономики. В основе же любой коммерческой деятельности лежит стремление получить максимально возможную прибыль без потери качества выпускаемой продукции и с минимальными рисками для предприятия. Именно прибыль является окончательным, финальным показателем эффективности работы предприятия, и именно прибыль дает возможность этому предприятию развиваться и оптимизировать свой промышленный потенциал. Для того, чтобы правильно и целенаправленно направлять и регулировать финансовые потоки как внутри предприятия, так и извне, нужно иметь определенную компетенцию в видах прибыли, ее источниках, классификации и оптимальных путях ее дальнейшего использования. Одним из таких видов и есть валовая прибыль, речь о которой пойдет в этом материале.

Валовая прибыль (ВП) и себестоимость

Если понятие прибыль включает в себя разницу между расходами и доходами от продажи товар или услуг, то валовая — это характеристика действенности производственной и финансовой политики предприятия. Итак, валовая прибыль — это разница между выручкой от реализованного товара или услуги и их себестоимостью. Важно отметить, что в отличии от чистой прибыли, ВП не исключает переменные и операционные затраты и вычеты налогов на прибыль. В формулярном выражении валовая прибыль получается таким образом: ВП=В-С, где В –выручка за реализованный товар, а С – себестоимость производимого товара или услуги. Валовая прибыль это прибыль от реализации товара или услуги за вычетом его себестоимости.

Чтобы правильно и объективно получить объем валовой прибыли предприятия нужно в первую очередь определить все статьи расходов, которые включает в себя себестоимость товара, в том числе и переменные, которые заранее не были обусловлены и просчитаны. Итак, согласно наиболее распространенному определению, себестоимость это весь объем ресурсов, выраженный в денежном эквиваленте, который был затрачен на производство и сбыт товара или услуги. Таким образом, только имея полную картину о все затратах, которые понесло производство на изготовление и реализацию товара или услуги можно объективно высчитать объем валовой прибыли за определенный период времени.

Факторы, влияющие на валовую прибыль

Как и любая другая финансовая категория, ВП подвержена влиянию ряда факторов. Условно их можно разделить на факторы, которые зависят от деятельности предпринимателя, и независимые факторы.

Первая категория включает в себя динамику роста объемов производства и реализации продукции, расширение ассортимента, работа над повышением качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижение себестоимости, оптимизация производительности труда и коэффициента полезного действия каждой единицы кадрового потенциала, максимальное использование производственных фондов и мощностей, регулярный анализ и, при необходимости, пересмотр маркетинговой стратегии компании. Ко второй категории относятся факторы, на которые невозможно повлиять субъектам хозяйственной деятельности: географические, природные, экологические или территориальные условия, законодательное регулирование, изменение государственной стратегии в поддержке бизнеса, международные и мировые изменения, касающиеся ресурсного и транспортного обеспечения предприятия.

Если вторая категория факторов обязывает выбирать гибкую и быстроменяющуюся стратегию управления, которая позволила бы обеспечить продолжение функционирования предприятия без, или с минимальными потерями и издержками, то управление факторами первой категории вполне под силу опытному и компетентному руководству предприятия.

Увеличивая объемы выпуска и реализации продукции, и тем самым повышая товарооборот, компания способствует росту своего валового дохода, здесь действует прямо пропорциональная зависимость. Потому большое значение нужно придавать поддержке темпов и объемов производства на стабильном уровне, не допуская снижения, так как оно неизбежно повлечет за собой негативное отражение на валовом доходе. Важно отметить, что крайне отрицательную роль имеют нереализованные остатки продукции, которые могли бы приносить доход, но по тем или иным причинам становятся лишним балластом для предприятия. Некоторые управляющие порой используют стратегию скидок, дополнительных товаров по сниженной стоимости или бартерный обмен остатков, с целью максимальной их реализации и возвращению затраченного капитала в оборотный фонд. Чаще всего, валового дохода такие маркетинговые шаги не приносят, а если положительный результат и есть, то минимальный.

Очень важно влиять на себестоимость продукции – использование инновационных технологий при производстве, поиск максимально низких способов доставки продукции покупателю, внедрение и использование альтернативных и экономных энергетических ресурсов в конечном итоге способствует снижению себестоимости и существенно влияет на валовую прибыль предприятия.

Одним из важнейших факторов стоит отметить ценовую политику предприятия – высокая конкуренция в условиях современной рыночной экономики постоянно стимулирует производителя к пересмотру ценообразования. Здесь пересекаются две категории факторов, ведь государственная антимонопольная политика вмешивается в ценовую политику предприятия, с одной стороны способствуя здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг, а с другой – препятствуя свободной установке цен на тот или иной товар. Но не стоит стремиться к постоянному снижению цены для увеличения товарооборота предприятия – стабильный и уверенный курс помогут уверенно держаться на плаву, и это будет в любом случае лучше, чем лихорадочное наращивание объемов с целью поддержания стабильного дохода.

Анализ рентабельности продукции дает возможность определить, на какой продукт стоит делать максимальную ставку, а необходимость выпуска какой продукции стоит сократить или вообще ограничить. Ведь очевидно, что оборот рентабельной продукции дает максимальный валовой доход, увеличивая тем самым чистую прибыль предприятия.

При функционировании любого производства со временем возникают материальные запасы, которые более не используются, или их использование нецелесообразно. Это может возникать вследствие неграмотного управления, или же в связи с объективными факторами. В таком случае, во избежание убытков, которые могут возникнуть в связи с тем, что владение этими активами и их дальнейшая реализация будет намного ниже, чем затраты на их приобретение, стоит провести мероприятия по их реализации. Деньги, полученные от продажи основных фондов, также буду являться частью валовой прибыли предприятия.

Другим источником для увеличения валовой прибыли может быть внереализационная статья доходов – поступающая арендная плата, проценты и дивиденды по акциям или депозитам, штрафы и санкции в пользу предприятия и другие источники.

Оптимальное распределение валовой прибыли

Итак, реализовав продукцию, и получив определенный объем денег, нужно правильно и конструктивно ними распорядится, не забыв ни одну из статей расходов. Представьте условную пирамиду, в вершине которой стоит общий объем валовой прибыли, далее идут различные источники расходов: арендная плата за строительные или производственные объекты, выплата процентов по существующим кредитам, различные благотворительные взносы и фонды, всевозможные виды налогов, и главное – чистая прибыль. Далее чистая прибыль также распределяется на несколько групп – экологические фонды и выплаты, подбор, подготовка и обучение кадрового потенциала, социальные фонды на создание социальной инфраструктуры как предприятия, так и государства в целом, личный доход владельцев предприятия, и резервные денежные накопления.

Хороший эффект дает стратегия выплат заработных плат персоналу, когда они получают не только фиксированную плату за свою работу, но как и сам владелец предприятия часть доходов от итогового валового дохода предприятия. Такие выплаты носят премиальный характер, и, как правило, производятся нерегулярно, чаще всего в конце года или отчетного периода.

Стоит отметить, что все виды выплат делятся условно на две категории – те, минимальная сумма которых фиксирована, и тех, распределение которых зависит от управляющих и владельцев производства. К первым можно отнести различные виды выплат по аренде, процентам, займам. Вторая категория более специфичная, так как объем выплат в благотворительные фонды или на социальные потребности зависит от решения управляющего аппарата, а потому может быть не всегда объективным и полезным. Увеличение части собственной прибыли со стороны бизнесмена, а следовательно уменьшение расходов по остальным статьям может в дальнейшем негативно сказаться на динамике роста развития предприятия. Это обусловлено в первую очередь человеческим фактором, который играет важнейшую роль в процессе производства – полный социальный пакет для персонала, развитое социальное сопровождение и инфраструктура существенно влияют на уровень производительности труда.

Таким образом, объективный и развернутый подход к распределению валового дохода любого предприятия дает возможность не только к его последующему развитию, расширению производственных мощностей и усилению кадровых возможностей, но и способствует дальнейшему увеличению чистого дохода предприятия.

Добавить комментарий

Закрыть меню