Эффективность хозяйственной деятельности

Оценка эффективности хозяйственной деятельности организации.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Общие понятия о хозяйственной деятельности организации.

В условиях рыночных отношений организация является основным звеном всей экономики, так как именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Любая организация является юридическим лицом, которая обладает законченной системой учёта и отчётности, самостоятельным бухгалтерским балансом, расчетными и другими счетами, собственной печатью.

Главной целью создания и функционирования любой коммерческой организации является получение максимально возможной прибыли за счёт реализации потребителям выполненных работ, оказанных услуг, на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Различают несколько основных характеристик современной организации:

· Самостоятельность: организация обладает правом распоряжаться обособленным имуществом по своему усмотрению, она свободна в принятии решений: какие услуги и кому оказывать;

· обособленность: все решения, которые имеют отношение к деятельности организации, принимаются согласно её действующим возможностям;

· организационное единство: сформированный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

· собственный коммерческий расчет: организация независимо сравнивает результаты и затраты, проводит свою учётную, инновационную, инвестиционную, социальную и другую политику, организует исследования в области маркетинга;

· Направленность своей основной деятельности на максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей:

· Экономический интерес: получение максимально возможной прибыли, с целью обеспечения её технического и экономического развития, а также выполнения обязательства налогоплательщиков;

· стабильность в деятельности: прибыльность, финансовая устойчивость и экономичность;


· ответственность за результаты хозяйственной деятельности: получает прибыль и несет убытки за счет прибыли.

Все перечисленные характеристики являются взаимосвязанными и действуют одновременно.

Одним из важнейших требований функционирования организаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, покрытие расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача организации – это хозяйственная деятельность, которая направленна на получение прибыли с целью удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива и интересов собственников имущества организации.

Хозяйственная деятельность – это деятельность, которая устремлена на создание возможностей оказания услуг организацией и получение прибыли от её реализации.

В нынешних условиях стабильный успех организации зависит от точного и результативного планирования своей деятельности, комплексного сбора и обработки информации о состоянии рынков, дальнейших перспективах и возможностях организации, что позволяет ему вырабатывать стратегию и тактику хозяйственной деятельности.

Для проведения оценки финансового состояния и выявления степени влияния различных внутренних и внешних факторов на важнейшие показатели деятельности, необходим анализ хозяйственной деятельности организации

В процессе анализа хозяйственной деятельности организации появляется необходимость рассмотрения соотношения внутренних ресурсов и возможностей организации с задачами, обеспечивающими и поддерживающими её конкурентные преимущества. Основной целью анализа хозяйственной деятельности организации является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия управленческих решений, а также выбора основной стратегии деятельности организации.

Оценка эффективности хозяйственной деятельности организации.

Суть оценки эффективности хозяйственной деятельности организации проявляется прежде всего в её целях и задачах.

Главной целью проведения оценки эффективности хозяйственной деятельности организации является повышение качества её работы в результате комплексного изучения всех видов деятельности и подытоживания их результатов, необходимой для принятия управленческих решений.

Оценка хозяйственной деятельности организации является важным звеном в системе управления организацией, эффективным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Основными задачами проведения оценки хозяйственной деятельности организации являются:

· выявление важнейших параметров, которые дают объективное и точное представление о финансовом состоянии организации, о прибыли и убытках, об изменении в составе активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами;

· исследование текущего и перспективного финансового состояния организации;

· рассмотрение возможных и целесообразных темпов развития организации;

· выявление возможных источников средств и рассмотрение целесообразности их мобилизации.

Без предварительного комплексного экономического анализа деятельности организации невозможно осуществить принятие управленческих решений, которые будут являться целесообразными и оптимальными.

Результаты данного экономического анализа используются для установления рациональных плановых заданий. Нормы и нормативы устанавливаются на основании ранее действовавших, которые проанализированы, с целью выявления возможностей их оптимизации. Таким образом анализ хозяйственной деятельности организации содействует установлению рациональных величин плановых показателей и разнообразных нормативов.

Экономический анализ способствует увеличению эффективности деятельности организаций, более обоснованному и эффективному использованию основных фондов, трудовых, материальных, и финансовых ресурсов. Также с помощью экономического анализа появляется возможность устранить излишние издержки и потери, соответственно, поспособствовать использованию режима экономии. Основным законом хозяйствования является достижение максимальных результатов при минимальных затратах. Самую главную роль в этом играет экономический анализ, который позволяет устранить лишние затраты, тем самым сократить расходы на предоставление услуг, что непосредственно приведет к максимизации получаемой прибыли.

Огромное значение имеет анализ хозяйственной деятельности в укреплении финансового состояния организации. Он способствует выявлению наличия или отсутствия у организации финансовых затруднений, так же обнаруживаются их причины и подбираются мероприятия, с целью устранения этих причин. Анализ также дает возможность выявить степень платежеспособности и ликвидности организации, спрогнозировать риск банкротства организации в будущем. При анализе финансовых результатов деятельности организации выявляются убытки и их причины, соответственно, намечаются пути устранения этих причин, выявляется степень воздействия отдельных факторов на величину прибыли организации, предлагаются рекомендации для увеличения прибыли за счет привлечения намеченных резервов, способствующих её росту и намечаются пути их использования.

Основными чертами экономического анализа хозяйственной деятельности является выявление возможностей и закономерностей дальнейшего развития и функционирования организации, обнаружение резервов и упущенных возможностей, а также разработка предложений и рекомендаций, которые можно применить на практике, по совершенствованию деятельности организации.

Без комплексного анализа хозяйственной деятельности организации невозможно выявить и использовать скрытые резервы. Для этого необходимо постоянно и пристально изучать экономику организации, ежедневно наблюдать за выполнением заказа – плана с использованием всех источников необходимой информации.

К задачам экономического анализа хозяйственной деятельности относятся:

· увеличение эффективности плановых решений, связанных с качеством, количеством и структурой оказанных услуг и выполненных работ, для того чтобы выявить и удовлетворить спрос, обеспечить бесперебойную работу и ритмичность производственных процессов, а также осуществлять контроль и комплексную оценку результатов выполненных планов.

С помощью экономического анализа можно охарактеризовать выполнение заказов и планов в текущем периоде и по завершению отчетного периода, также анализ способствует выявлению отклонений от плановых предположений, их причин и следствий. Это достигается с помощью данных статистического и бухгалтерского учета, а также данных, полученных из других источников.

При оценке выполнения плана основное внимание уделяется объему розничной и оптовой продаж, ассортиментной структуре, рациональному соотношению запасов, поступлению и выбытию материальных ценностей.

Очень важно, чтобы анализ осуществлялся оперативно, в ходе выполнения плановых заданий. Только в таких условиях можно выявить и устранить отрицательные моменты в работе организации.

По истечению отчетного периода экономический анализ имеет огромное значение для констатации фактов и оценок деятельности организации в дальнейшей перспективе.

· оценка использования организацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Важнейшая экономическая задача – это наиболее рациональное и эффективное использование организацией своих ресурсов.

· оценка финансовых результатов деятельности организаций, сопоставление доходов и расходов.

Правильная оценка исполнения позиций коммерческого расчета и финансовых результатов требует разделения факторов на те, которые оказывают влияние на исследуемые показатели и на те, которые зависят и не зависят от организации. Если произошло, например, изменение цен, то соответственно изменяются и финансовые результаты.

· выявление неиспользованных резервов.

Если обратиться к международным стандартам финансовой отчетности, то резервы — это обязательства организации, возникшие в результате прошлых событий, вероятность исполнения которых скорее наступит, чем нет.

Резервы можно разделить на три большие группы:

  • бухгалтерские резервы;
  • финансовые резервы;
  • экономические резервы.

Бухгалтерские резервы — это и есть обязательства, которые организация должна исполнить при наступлении определенных событий, то есть это есть не что иное, как вероятностное обязательство, которое в таком случае должно представлять собой математическое ожидание по каждому создаваемому виду резерва. К таким резервам можно отнести все резервы, возникающие как расходы на формирование некоего фонда на оплату будущих расходов: резерв на оплату отпусков, на ремонт оборудования, на выплату вознаграждений.

Финансовые резервы представляют собой обособленную сумму денежных средств (фонды), расходование которых четко определено регламентом (целью) их создания.

Наиболее известным фондом организации, который существует в преобладающем количестве организаций, является амортизационный фонд.

Экономические резервы – это упущенные возможности от неоптимального использования ресурсов.

Таким образом, резерв можно определить, как обособленную часть имущества организации, определяющую возможность погашения ранее взятых обязательств, увеличения эффективности деятельности, а также реальной оценки имеющихся активов.

Экономический анализ с его довольно сложными и трудоемкими расчетами необходим только в том случае, когда он приносит обществу действительную пользу. Польза от экономического анализа состоит прежде всего в возможности обнаружить резервы и упущенные возможности на всех этапах планирования и руководства организацией. В настоящее время огромное значение приобретает нахождение внутренних резервов организации.

Для того чтобы понять ход хозяйственной деятельности анализируемого объекта, необходимо, в первую очередь, правильно выявить и проанализировать основные причины и факторы, оказавшие влияние на выполнение плана, а также установить их действие и взаимодействие друг с другом. В процессе анализа хозяйственной деятельности характеризуют и оценивают степень воздействия факторов, которые оказывают непосредственное влияние на хозяйственную деятельность организации.

При изучении хозяйственной деятельности используют различные виды анализа:

Предварительный экономический анализ дает возможность оценить ожидаемое выполнение плана за отчетный период, когда еще нет данных отчетности. В таком случае используются отчетные данные о деятельности организации за предыдущие месяцы, а также предполагаемые данные выполнения плана до конца года.

Текущий анализ хозяйственной деятельности организации базируется на регулярном наблюдении и исследовании хода выполнения плановых заданий на анализируемый период времени – это может быть день, неделя, месяц, квартал, для того чтобы оперативно управлять хозяйственными процессами. Текущий анализ проводится ежедневно и дает возможность быстро выявлять несовершенства в работе и принимать меры по их ликвидации. Для того чтобы данный анализ был наиболее эффективным, он должен проводится непрерывно и включать в себя все основные показатели деятельности организации, и в первую очередь, наиболее важные, которые быстрее всех подвержены изменениям.

Последующий или ретроспективный анализ проводится только после того как подготовлены все данные за отчётный период, для того чтобы получить наиболее полную экономическую оценку хозяйственной деятельности организации по всем основным показателям за отчетный период. Этот вид анализа является самым сложным.

Комплексный анализ позволяет оценить всю деятельность организаций и проводится после окончания отчетного периода. В ходе его проведения оцениваются результаты хозяйственной деятельности, а также выполнение планов, анализируют экономические условия, в которых проходит хозяйственная деятельность, оценивают влияние отдельных факторов на результативные показатели, планируют конкретные меры, которые будут способствовать улучшению этих показателей.

Тематический анализ дает полную оценку одной или нескольких сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют самые актуальные ее проблемы, такие как: эффективность использования основных или оборотных средств организации, уровня обслуживания населения.

Так как главной целью любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли, то важнейшим условием максимизации прибыли является повы­шение эффективности хозяйственной деятельности.

На окончательные результаты деятельности организации оказывают влияние различные факторы.

В экономическом анализе существует классификация факторов по отдельным признакам:

· общие и частные;

Общие факторы воздействуют на ряд показателей. Частные факторы оказывают влияние всего лишь на конкретные показатели.

· внутренние и внешние;

Внутренние факторы предопределяются внутренними условиями функционирования организации. Они подразделяются на основные и неосновные.

Основные оказывают влияние на конечные результаты деятельности организации.

Внутренние неосновные факторы не связаны напрямую с сущностью рассматриваемого показателя. Это может быть, например, нарушение хозяйственной и технологической дисциплины.

Внешние факторы не зависят от деятельности организации, но обусловливают степень использования производственных и финансовых ресурсов организации в количественном выражении.

· Факторы экстенсивного и интенсивного развития финансово-хозяйственной деятельности.

К экстенсивным относятся те факторы, которые определяют увеличение количества используемых ресурсов, увеличение времени, которое требуется для использования ресурсов, увеличение непроизводительного использования ресурсов.

К интенсивным относятся факторы, которые предопределяют улучшение качественных характеристик ресурсов, а также процессов их использования.

Для того чтобы дать полную оценку, необходимо также рассмотреть основные показатели, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность хозяйственной деятельности организации.

Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход предприятия, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

Прибыль характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, но не всегда этого можно достичь. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции.

При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки.

На величину прибыли оказывает влияние субъективные и объективные факторы.

Субъективные — затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию, конкурентоспособность продукции, организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью.

Объективные — уровень цен на потребляемые материальные и энергоресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

Конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, поэтому информативным показателем прибыли является балансовая (валовая) прибыль.

Балансовая прибыль складывается из следующих элементов:

— прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг;

— прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;

— финансовые результаты от внереализационных операций.

Финансовый результат от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимися к основной деятельности предприятия, такие как доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду (если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия), полученные (уплаченные) штрафы, пени, неустоек и др. видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды, в соответствии с законодательством) и др. доходы и расходы.

Балансовая прибыль в дальнейшем на предприятии подвергается распределению: в первую очередь направляется на выполнение финансовых обязательств перед бюджетом (налоги и др. обязательные платежи). Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия является чистой прибылью и распределяется по усмотрению предприятия в зависимости от формы собственности (как правило — фонд накопления, потребления, резервный фонд). Кроме того, для АО — фонд выплаты дивидендов по привилегированным акциями облигациям, фонд выплаты дивидендов по обыкновенным акциям и резерв по сомнительным долгам.

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. Если прибыль — это абсолютный показатель, то рентабельность — относительный показатель позволяющий оценивать доходность предприятия, результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы:

рентабельность продукции = (прибыль / затраты) * 100 %;

рентабельность производственных фондов = (балансовая прибыль / ср. год.стоимость ОПФ и материальных оборотных средств) * 100 %;

рентабельность вложений в предприятие = (балансовая прибыль / стоимость имущества предприятия) * 100 %.

37. Рентабельность: сущность, виды и методика расчета

Рентабельность: сущность, виды и методика расчета.

Общая величина прибыли, полученная предприятием, не может полностью характеризовать эффективность его производственно — хозяйственной деятельности, так как ее величина обуславливается размером предприятия. Поэтому возникает необходимость относительной характеристики прибыльности (доходности) предприятия в виде соизмерения полученной прибыли с величиной основного и оборотного капитала. Это соотношение, выраженное в процентах, характеризует рентабельность, т.е. степень прибыльности.
По показателям рентабельности можно производить сравнение эффективности работы предприятий.
В соответствии с видами прибыли различают следующие показатели рентабельности:

  • общая рентабельность;
  • рентабельность предприятия;
  • рентабельность собственного капитала;
  • рентабельность отдельных видов и продукции в целом;
  • рентабельность продаж.

Общая рентабельность Rобщ определяется как отношение балансовой прибыли Пб к среднегодовой стоимости основного производственного капитала Фсг и нормируемого оборотного капитала Фос, %:
Rобщ = Пб *100 / (Фсг + Фос).
Общая рентабельность характеризует размер общей прибыли, получаемой на один рубль вложенных средств. Если предприятие при неизменной величине производственного капитала будет лучше его использовать, оно получит больший экономический эффект, что вызовет рост рентабельности. Однако для предприятия важна норма прибыли, которую оно может использовать для собственных нужд, так как часть прибыли предприятие перечисляет в бюджет в виде налогов на недвижимость, налога на прибыль и транспортного сбора. Если она будет меньше банковского процента по депозитам, то предприятие будет не выгодно заниматься данным бизнесом.
Поэтому весьма важное значение имеет расчет рентабельности по чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, т.е. рентабельности предприятия.
Рентабельность предприятия(Rnp)определяется как отношение чистой прибыли Пч к среднегодовой стоимости основного производственного и нормируемого оборотного капитала, %:
Rпр = Пч *100 / (Фсг + Фос)
По данному показателю оцениваются результаты предприятия.
Рентабельность собственного капиталаопределяется отношением чистой прибыли к величине собственного капитала Кс:
Rск = Пч *100 / Кс.
Рентабельность отдельных видов и продукции в целомопределяется отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к ее полной себестоимости (Сп), %:
Rпрод = Пр *100 / Сп.
Данный показатель отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда. Он в основном используется для планирования и учета рентабельности производства отдельных видов продукции.
Рентабельность продаж (оборота) (Roб) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции Пр к объему продаж
Qp, %:
Rоб = Пр *100 /Qр.
Для оценки целесообразности инвестирования средств в развитие предприятия определяется рентабельность инвестированного капитала (Rик) как отношение прироста прибыли к величине инвестиций И, %:
Rик = Пч *100 /И

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Экономики и финансов

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика организаций»

на тему: » Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия»

(на примере ЗАО «Радуга»)

Защита ______________________

Оценка ______________________

Ханты-Мансийск, 2009 г.

Введение……………………………………………………………………..3

I Теоретические аспекты оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия ………………………………………………….5

1. Хозяйственная деятельность предприятия: сущность и особенности…5

2. Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия…..8

2.1. Показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия……..12

II Оценка хозяйственной деятельности предприятия «Радуга»………….15

1. Общая характеристика предприятия «Радуга»…………………………15

2. Цели и предмет деятельности предприятия…………………………….16

3.1 Оценка производительности труда…………………………………….17

3.2 Оценка использования основных фондов……………………………..18

3.3 Оценка движения оборотных средств…………………………………19

3.4 Оценка движения запасов……………………………………………….20

3.5 Оценка рентабельности предприятия………………………………….21

III Перспективы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………..26

Список использованной литературы……………………………………….28

Приложение…………………………………………………………………..30

Введение

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее оценивать. С помощью комплексной оценки изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес – планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Комплексная оценка хозяйственной деятельности – это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой комплексного экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки. В современных экономических условиях деятельность любого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им информации указанные лица стремятся оценить положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование хозяйственной деятельности ЗАО «Радуга» и оценка его хозяйственной деятельности.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические аспекты хозяйственной деятельности предприятия;

— оценить эффективность хозяйственной деятельности ЗАО «Радуга»;

— дать рекомендации, которые будут способствовать повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

      I Теоретические аспекты оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия

  1. Хозяйственная деятельность предприятия: сущность и особенности

Функционирование предприятия, исходя из его экономического назначения, – производить продукцию, пользующуюся спросом на рынке, и получать прибыль от ее реализации – представляет собой непрерывно повторяющийся процесс производства и реализации продукции или оказания услуг и получения прибыли. Эта непрерывность и заданность проистекают из того, что предприятие для своих учредителей или собственников является средством удовлетворения их интересов в течение как можно большего времени.

В условиях рыночной экономики предприятию в ходе своего функционирования следует всегда принимать решения с учетом определенных условий рынка и складывающейся его конъюнктуры. Это касается:

  • Постоянного уточнения своего собственного положения на рынке производимых им товаров и услуг и положения конкурентов. Это обусловливается: изменением моды, вкуса потребителей – духа времени вследствие научно-технического и социального прогресса; изменением действий конкурентов на рынке (новые изделия, рекламы, цены и т. д.); появлением на рынке новых конкурентов;
  • Динамики рынков товаров, где предприятие выступает в качестве их покупателей и конкурирует с другими покупателями (сырье, оборудование, РС);
  • Рынка ссудного капитала, а именно условий его привлечения: проценты растут или падают, условия получения кредитов становятся более благоприятными или ужесточаются, шансы на привлечение собственного капитала (путем выпуска акций) уменьшаются или возрастают .

Необходимость учета вышеназванных условий предполагает и соответствующую форму хозяйствования с факторами производства. В условиях рынка оно по своей сущности отражает систему экономических отношений, складывающихся по поводу производства и реализации материальных благ как между различными видами деятельности подразделений и служб предприятия, так и внешней средой. Отсюда эти отношения возникают и внутри предприятия, и вне его.

Внутри предприятия объектом этих отношений являются экономические аспекты использования факторов производства. Дело в том, что к характеру их использования следует подходить как с позиций существующих технологических возможностей, так и экономических последствий. Технологические стороны касаются установления такого способа производства продукции или оказания услуг, который обеспечивал бы оптимальное повышение производительной силы труда. Это повышение оценивается с помощью соответствующих показателей: продуктивность работы предприятия; эффективность использования сырья, материалов; производительность труда и т. д.

Экономические аспекты хозяйствования с факторами производства состоят в том, чтобы выбранный способ обеспечивал бы максимальный выпуск товаров по стоимости при минимальных затратах (издержек производства).

Эти отношения проявляются как между работниками, так и различными видами деятельности.

Внешние экономические отношения хозяйствования – это отношения между предприятием и другими субъектами рынка по вопросу реализации продукции, выпускаемой предприятием, с одной стороны, и закупок сырья и материалов, комплектующих изделий, необходимых для изготовления продукции, с другой стороны.

Их воздействие так же, как и в случае с отношениями внутри предприятия, характеризуется рядом показателей. Основными из них являются: объем продаж, ускорение оборачиваемости оборотных средств, движение запланированной прибыли, выплата налогов и т. д.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что хозяйствование представляет собой совокупную функцию таких видов деятельности, как производственно-технологическая, техническая, экономическая, коммерческая, организационно-управленческая, и направлено на создание возможностей не только произвести товар, пользующийся спросом, но и прибыльно его реализовывать.

Достижение желаемой прибыли при соответствующей доходности вложенного капитала, как показывает практика процветающих западных фирм, обеспечивается только в том случае, если хозяйствование в своем осуществлении исходит из:

  • необходимости производства и реализации такой продукции, которая по своему количеству, качеству, срокам поставки, ассортименту отвечает требованиям рынка;
  • обеспечения эффективности производства (превышение полезных конечных результатов над затратами);
  • соблюдения финансовой устойчивости предприятия (своевременная оплата счетов и выплата налогов, дивидендов, возврат взятых кредитов и выплаты по ним процентов), с тем чтобы не допустить банкротства;
  • создания возможностей для достижения расширенного воспроизводства;
  • соблюдения трудового и хозяйственного законодательства страны;
  • формирования высокой корпоративной культуры на предприятии;
  • систематического повышения конкурентоспособности предприятия;
  • соблюдения требований к экологии окружающей среды;
  • обеспечение экономической безопасности предприятия .

Вместе с тем в ходе функционирования предприятия, как показывает практика, всегда появляется некоторый разрыв между потенциальной и фактической эффективностью возможностей предприятия. Это свидетельствует о наличии так называемых тормозящих факторов, обусловленных как непредсказуемостью воздействия во многих случаях со стороны хозяйственной среды, так и недостаточным учетом производственно-технических, организационных и экономических факторов в ходе функционирования предприятия. К последним можно отнести: неоптимальное распределение имеющихся ресурсов; несовершенство экономических стимулов к высокопроизводительному труду; недостаточно высокое качество принимаемых управленческих решений и т. д.

Поэтому усиление адаптивности деятельности предприятия к динамично изменяющимся требованиям хозяйственной среды, с одной стороны, и устранение причин, проистекающих из самой системы хозяйствования, с другой стороны, является не проходящей задачей предприятия в ходе его функционирования. Ее решение осуществляется в рамках различной степени интеграции видов деятельности подразделений и служб предприятия, каждая из которых характеризуется своей особенностью и степенью воздействия.

2.Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект – величина абсолютно зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Экономическая эффективность – это соотношение между результатами хозяйственной деятельности предприятия и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами .

Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность – величина относительная, получаемая в ре6зультате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.

Поиск Лекций

Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия мо­жет быть раскрыта на основе изучения соотношений между статьями актива и пассива баланса.

Как известно, между статьями актива и пассива баланса су­ществует тесная взаимосвязь. Каждая статья актива баланса имеет свои источники финансирования. Источником финансирования долгосрочных активов,как правило, является собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Не исключаются случаи формирования долгосрочных активов и за счет краткосрочных кредитов банка.

Оборотные (текущие) активыобразуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Желательно, чтобы они были наполовину сформированы за счет собственного, а наполовину — за счет заемного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга.

В зависимости от источников формирования общую сумму текущих активов (оборотных средств) принято делить на части:

а) переменную, которая создана за счет краткосрочных обязательств предприятия;

б) постоянный минимум текущих активов (запасов и затрат), который образуется за счет собственного капитала.

Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что также свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения.

Сумму собственного оборотного капитала можно рас­считать таким образом: из общей суммы текущих акти­вов вычесть сумму краткосрочных финансовых обяза­тельств. Разность покажет, какая сумма текущих активов сформирована за счет собственного капитала, или что останется в обороте предприятия, если погасить однов­ременно всю краткосрочную задолженность кредиторам.

Рассчитывается также структура распределения соб­ственного капитала,а именно доля собственного оборотного капитала и доля собственного основного капитала в общей его сумме. Отношение собственного оборотного капитала к общей его сумме получило название «коэффициент маневренности ка­питала», который показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами. Коэффициент дол­жен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в ис­пользовании собственных средств предприятия.

Важным показателем, который характеризует финансовое состояние предприятия и его устойчивость, является обеспе­ченность материальных оборотных активов плановыми ис­точниками финансирования, к которым относится не только собственный оборотный капитал, но и краткосроч­ные кредиты банка под товарно-материальные ценности, нормальная (не просроченная) задолженность поставщикам, сроки погашения которой не наступили, полученные авансы от покупателей. Она устанавливается сравнением суммы плановых источников финансирования с общей суммой материальных оборотных активов (запасов).

Излишек или недостаток источников средств для формиро­вания запасов и затрат (постоянной части текущих активов) яв­ляется одним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия.

Выделяют четыре типа финансовой устойчивости.

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния, если запасы и затраты (З) меньше суммы плановых источников их формирования (Ипл):

3 < Ипл, (7)

а коэффициент обеспеченности запасов и затрат плановыми ис­точниками средств (Ко.з) больше единицы

1>Ко.з. = Ипл / З

2. Нормальная устойчивость,при которой гарантируется платежеспособность предприятия, если

3 = Ипл, (8)

Ко.з = Ипл / 3 = 1

3. Неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность, восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения временно свобод­ных источников средств (Ивр) в оборот предприятия (резервного фонда, фонда накопления и потребления), кредитов банка на временное пополнение оборотных средств, превышения нор­мальной кредиторской задолженности над дебиторской и др.:

3 = Ипл + Ивр,

Ко.з = (Ипл + Ивр) / З = 1 (9)

4. Кризисное финансовое состояние (предприятие нахо­дится на грани банкротства), при котором

3 > Ипл+ Ивр, (10)

1.<Ко.з = (Ипл + Ивр) / З

Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспе­чивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссу­дам банка, поставщикам, бюджету и т.д.

Устойчивость финансового состояния может быть вос­становлена путем:

а) ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль товарооборота;

б) обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норма­тива);

в) пополнения собственного оборотного капитала за счет

внутренних и внешних источников.

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчи­вость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возмож­ность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.

Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

Различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику платежеспособности предприятия при разной степени учета ликвидных активов, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации.

Для прогноза изменения платежеспособности предприятия установлен коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности,вычисляемый по формуле:

/ нормативное значение коэффициента платежеспособности, (11)](коэффициент платежеспособности на конец периода) + (период восстановления (утраты) платежеспособности)/продолжительность отчетного года) * (изменение коэффициента платежеспособности за отчетный период)[kв.у.п =

В качестве коэффициента платежеспособности, по которому осуществляется прогноз, выступает коэффициент покрытия. В качестве периода восстановления платежеспособности берется 6 месяцев, в качестве периода утраты платежеспособности – 3 месяца.

Коэффициент восстановления платежеспособности, имеющий значение больше 1, свидетельствует о наличии тенденции восстановления платежеспособности предприятия в течение 6 месяцев.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереилизационных операций.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации.

В процессе анализа необходимо учесть состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные изменения ее суммы.

Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребляемые ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции работ и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объем реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня средне реализационных цен и величины прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции можно представить в следующем виде:

Таблица 4

Расчет факторных влияний на прибыль

Наименование фактора Условные обозначения Формула расчета
Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции РD Р = Р1 – Р0D
Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию Р1D Р1 = N1 – N1,0D p0 q1,å p1 q1 — å=
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции Р2D Р2 = Р0К1 — Р0D = Р0 (К1 – 1) К1 = S1,0 / S0
Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции Р3D Р3 = Р0 (К2 – К1),D К2 = N1,0 / N 0
Расчет влияния на прибыль Экономии от снижения себестоимости продукции Р4D Р4 = S1,0 — S1,D

где,

Р1 – прибыль отчетного года,

Р0 – прибыль базисного года,

N0 – реализация в базисном году,

p1q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (p– цена изделия;q– количество изделий),åN1 =

p0q1 — реализация в отчетном году в ценах базисного года,åN1,0 =

К1 – коэффициент роста объема реализации продукции,

S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года,

S0 — себестоимость базисного года,

S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года,

K2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между прибылью отчетного года и величиной налога с учетом льгот. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основные направления использования прибыли следующие: отчисления в резервный капитал, образования фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, в акционерных обществах – выплата дивидендов.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. показатели рентабельности капитала (активов);

2. показатели рентабельности продукции;

3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

Rз = Прп / И, илиRз = ЧП / И. (12)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продажрассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Rрп = Ппр / ВР, илиRрп = ЧП / ВР. (13)

Рентабельность (доходность) капиталаК) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.åисчисляется отношением балансовой (валовой, чистой прибыли) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (

К. (14)åК;Rк = ЧП /åК;Rк = Прп /åRк = БП /

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности по А.Д. Шеременту можно использовать трех- или пятифакторную модель.

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

R = Р/К = Р/ (F + Е) = (P/N)/ (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = (1 – (U/N + M/N + A/N)) / (F/A x A/N x E/N), (15)

где , R– рентабельность активов (капитала);

P– прибыль от реализации;

К – средняя за период стоимость активов;

F– средняя за период стоимость внеоборотных активов;

Е – средние остатки оборотных активов;

S/N– затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости;

U/N– зарплатоемкость продукции;

M/N– материалоемкость продукции;

A/N– амортизациемкость продукции;

F/N– фондоемкость продукции по внеоборотным активам;

E/N– фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеобортных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам.

Используя данные коэффициенты за прошлый и отчетный год можно проанализировать эффективность хозяйствования предприятия. Выявить изменения в финансовых результатах, произошедших за отчетный период.

Рекомендуемые страницы:

Система показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Показатели Характеристика Способ расчета
I. Производительность труда
1. Выработка Отражает количество продук- Отношение количества
ции, произведенной в единицу произведенной продук-
рабочего времени или прихо- ции к затратам рабочего
дящееся на одного среднеспи- времени на производство
сочного работника в месяц. этой продукции
квартал, год
2. Трудоемкость Величина, обратная выработке, Отношение затрат труда
характеризует затраты труда на к объему продукции
производство единицы продукции
П. Показатели использования основных фондов
1. Фондоотдача Отражает количество произве- Отношение годового
денной продукции в расчете на объема реализованной
1 руб. основных производст- продукции к среднегодо-
венных фондов вой стоимости основных
производственных фон дов
2. Фондоемкость Показатель, обратный фондо- Отношение среднегодо-
отдаче. Отражает стоимость вой стоимости основных
основных производственных производственных фон-
фондов в расчете на 1 руб. дов к годовому объему
реализованной- продукции реализованной продукции
3. Фондовоору- Характеризует оснащенность Отношение среднегодо-
женность труда работников предприятия ос- вой стоимости основных
новными производственными производственных фон-
фондами дов к среднесписочной
численности работников.
4. Коэффициент Характеризует эффективность Отношение фактического
интенсивности использования оборудования объема выпущенной про-
использования дукции к установленной
оборудования производственной мощ-
ности оборудования
(пропускной способности)
III. Показатели использования оборотных средств
1. Коэффициент Показывает, сколько оборотов — Отношение объема реали-
оборачиваемости совершили оборотные зованной продукции за
оборотных средства за анализируемый отчетный период к средне-
средств период (квартал, полугодие, год) му остатку оборотных
средств за этот же период
2. Коэффициент Показатель, обратный коэф- Отношение среднего остатка
закрепления обо- фициенту оборачиваемости оборотных средств за
ротных средств оборотных средств. Характе- отчетный период к объему
ризует сумму оборотных реализации за этот же период
средств, приходящихся на 1
руб. выручки от реализации
3. Длительность Показывает, за какой срок к Число дней в отчетном
одного оборота предприятию возвращаются периоде, деленное на ко-
его оборотные средства в эффициент оборачиваемо-
виде выручки от реализации сти оборотных средств
продукции
4. Материалоем- Характеризует суммарный Отношение суммы матери-
кость продукции расход всех материальных альных затрат, включенных
ресурсов на производство в себестоимость реализо-
единицы продукции ванной продукции, к ее
объему
5. Материалоот- Показатель, обратный мате- Отношение объема реали-
дача риалоемкости продукции. зованной продукции к
Отражает количество произ- сумме материальных затрат
веденной продукции в расче-
те на 1 руб. материальных
ресурсов
IV. Показатели рентабельности
1. Рентабельность Эффективность затрат, про- Отношение прибыли от
продукции изведенных предприятием на реализации продукции к
производство и реализацию сумме затрат на производ-
продукции ство и реализацию продукции
2. Рентабельность Характеризует прибыльность Отношение балансовой
производства общая (убыточность) производст- прибыли к среднегодовой
венной деятельности пред- стоимости основных про-
приятия за определенный изводственных фондов и
период времени (год, квартал) нормируемых оборотных
средств
3. Рентабельность Показывает, какую прибыль Отношение прибыли к
продаж (оборота) имеет предприятие с каждого средней за период величине
рубля реализованной про- чистых активов
дукции
4. Рентабельность Показывает, какую прибыль Отношение чистой прибыли
имущества пред- получает предприятие с каж- к средней за период
приятия дого рубля, вложенного в величине чистых активов
активы
5. Рентабельность Показывает эффективность Отношение чистой прибыли
собственного ка- использования средств, при- к средней за период
питала надлежащих собственникам величине собственного
предприятия. Служит основ- капитала
ным критерием при оценке
уровня котировки акций на
бирже

В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.



Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов — прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий — соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.

В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:

• быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

• определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;

• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.

При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в целях снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.

Важно усвоить, что нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.

Добавить комментарий

Закрыть меню