Еда древних египтян

Ничто древние египтяне не любили так, как мясо! Его они поглощали просто в неимоверных количествах. Вероятно, поэтому в гробницах тут и там мы видим изображения боен и стада животных, которые предназначены на убой. Главное место отдавалось быкам, которых откармливали определенное время и как только их вес не позволял им даже двигаться, участь животных постигала не самая сладкая.

Животные принимались только здоровые, а после убоя специальные служители еще раз проверяли качество мяса.

Употребляли египтяне и домашнюю птицу. А куры стали известны лишь во II тысячелетии до нашей эры.

Между прочим…

в некоторых номах и городах нельзя было в определенные периоды употреблять некоторые виды рыб. В то время как остальные египтяне преспокойно ели рыбу даже в храмах, избегая лишь самую невкусную.

Однако помимо мяса египтяне не забывали и об овощах. С глубокой древности известен лук и порей, однако особенно ценился чеснок. На жертвенных стелах часто появляются огурцы, арбузы и дыни. Согласно авторам античности, египтянами было запрещено употреблять в пищу бобы и горох по некоторым религиозным соображениям. Однако исследование гробниц показывает обратное: в них были найдены и горох, и бобы, и нут.

Растением бога Мина считался салат, который выращивали в огородах при доме. Вероятно, поэтому статуя этого бога возвышалась над грядками салата.

Между прочим…

можете только себе представить, древние египтяне не знали о существовании апельсинов, лимонов и бананов! А груши, персики, вишни и миндаль появились у них только в эпоху правления римлян.

Виноград, фиги, финики и плоды сикоморы — этого было хоть отбавляй каждое лето! Редкостью были кокосовые пальмы, да и орехи были доступны лишь избранным. Для бедняков и вовсе радостью была даже сердцевина стеблей папируса, которую они жевали.

Кто бы мог подумать, что молоко для древних египтян было самым настоящим лакомством! А пузатые глиняные сосуды прекрасно сохраняли его. Кстати, в то время пользовались и солью, чтобы усилить вкусовые качества какого-нибудь снадобья. А мед или плоды рожкового дерева добавляли в блюда для того, чтобы они казались слаще.

Что касается любимых напитков египтян, то это, было, конечно же, пиво!Кроме него, вероятно, употреблялось еще и вино, во всяком случае, многочисленные находки винных кувшинов говорят именно об этом. Тем более, почти все виноградники находились в Дельте, и грех было бы не использовать их по назначению!

Из еды древние египтяне потребляли мясо, а также некоторые овощи

Египетский период священной истории связан с хлебом. Есть все исторические основания говорить о реальности двух семилетий – сытого и голодного. Египет был мировой житницей и, благодаря своему климату, уникальным природным условиям, поставлял хлеб во многие страны. Кстати, по мнению многих исследователей, египетская пирамида есть не что иное, как символическое изображение горки пшеницы, символизирующей богатство, изобилие.

Фараон Джосер Великолепный, был строителем первой пирамиды, рядом с которой археологами обнаружены древние гигантские хранилища зерна. Остальные пирамиды являются подражанием пирамиде Джосера. Из Египетских источников известно, что в правление Джосера был семилетний голод, а Египет достиг большого могущества. Есть предположение, что главный помощник Джосера, Имхотеп был тем самым библейским Иосифом, а пирамиды, таким образом, тесно связаны с историей хлеба и появились они после той самой библейской истории с предсказанными семилетиями.

Могущество Египетской цивилизации строилось на производстве пшеницы, которую плодородная земля дельты Нила давала больше, чем было необходимо для пропитания населения. Корабли развозили зерно, а флот Египта господствовал в Средиземном море. Здесь усовершенствовали технологии выращивания пшеницы и происходила постепенная селекция сортов и улучшение их качества. Именно в Египте появился хлеб в таком виде, как едим его сегодня мы: дрожжевой, из пшеничной муки тонкого помола.
Кстати, в Египте выращивали три злака: пшеницу и ячмень и полбу. Там же получило распространение заквашивание теста, многократно упомянутое в Библии. Поэтому зачастую под названием «хлеб» часто имеют ввиду не только саму пшеницу, но и ячмень, а впоследствии к ним добавилась рожь. Библия (Исход, 9, 31-33) описывает исход евреев из Египта и упоминает про посевы злаков: «Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние. И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю». Эти три злака как раз и использовались для производства хлеба. Полба почти вышла из употребления, постепенно вытесняясь более урожайной пшеницей и рожью. Это и есть та самая «Вареная полба» из известной сказки А.С. Пушкина. Полба, хоть и дает маленький урожай, крайне неприхотлива, устойчива к болезням и содержит большое количество белка (до 30%). Сегодня к полбе возрождается интерес со стороны любителей естественной пищи.
Хлеб широко распространился в Средиземноморье и стал неотъемлемой частью жизни европейца. В древней литературе это одно из самых упоминаемых растений. Вот несколько примеров:
Дом – полной чашей?- Что-то не хватает…
Бедняк доволен – на столе есть хлеб,
И зависть рядом с домом не витает:
Тщеславье не живет в печной золе.
Луций Анней Сенека, римский писатель, (1 в н.э.). «Нравственные письма».
«Подобно тому, как на засеянной хлебом пашне меж колосьев всходят цветы, но не ради них предприняли свой труд пахарь и сеятель, хоть они и радуют глаз; цель их была — хлеб, а цветы — случайное добавление». Он же, сочинение «О блаженной жизни»
«Пекут, скажем, хлеб, и потрескались кое-где края — так ведь эти бугры, хоть несколько и противоречащие искусству пекаря, тем не менее чем-то хороши и особенно возбуждают к еде» Марк Авре́лий Антони́н, римский император и философ, II век н. э.
Вечерю здесь учредим.

Ратоборцы, коней пышногривых
Всех вы от ярм отрешивши, задайте обильно им корму;
Сами скорее из града волов и упитанных агниц
К вечере в стан пригоните; вина животворного, хлебов
Нам из домов принесите;
Гомер, Илиада, строка 503-506. (Описание пира троянцев).
У разных народов, принадлежащих к земледельческой традиции, есть древний обычай, согласно которому хлеб, даже крошки, нельзя бросать, выкидывать.

План
Введение
1 Рацион египтян
1.1 Mясо и рыба
1.2 Овощи
1.3 Хлеб
1.4 Напитки
2 Распорядок в еде
3 Традиции гостевания

Введение

1. Рацион египтян

1.1. Mясо и рыба

В обычный рацион египтянина входила говядина. Охота приносила мясо антилоп и газелей. В источниках также говорится о разведении коз и баранов.

Во II тысячелетии до н.э. египтяне стали употреблять в пищу кур, а ещё раньше они готовили гусей, уток, голубей, перепёлок, чирков, а также журавлей. Последних в Египте было три вида, и все они, по понятиям жителей страны, были съедобны. Кроме того, египтяне сделали два важных открытия: они стали употреблять в пищу яйца и разводить птиц в своих домашних хозяйствах.

Для приготовления любого мяса египтяне знали два основных способа — «песи» и «ашер». «Песи» означал варку мяса в котле с водой на огне, «ашер» — жарку на вертеле, над низкой печкой. К столу мясо подавали куском, птицу целиком.

В Ниле водилось множество разнообразной рыбы: щуки (их называли в Египте мормиры), кефаль (лобаны), огромные нильские окуни (латесы) и другие. Их солили в огромных чанах или ваннах, жарили, варили и вялили на солнце. Икру лобанов египтяне мариновали. Если простые люди употребляли рыбу, то для жрецов и знати существовали запреты: рыба считалась нечистой пищей. Об этом рассказывают иероглифы на стеле царя Пианхи.

1.2. Овощи

Для всех овощей существовало собирательное название «ренпут» — «продукты года». Они употреблялись в больших количествах всеми слоями населения. Самым популярным среди знати и жречества был чеснок. Слава о его вкусовых качествах и целебном действии была так велика, что чеснок стали считать божественным растением. Часто беднякам запрещалось употреблять его в пищу.

После чеснока второе место среди овощей занимал зелёный салат (латук). Он считался растением бога Мина, чья статуэтка непременно ставилась в огороде между грядками. Салат был обязательным атрибутом жертвенных столов египтян. Предположительно его ели в сыром виде с растительным маслом и солью.

Бараний горох, или нут, называли так потому, что его готовили с бараниной. Перед употреблением нут вымачивали и освобождали от коричневой плотной кожицы. которой он был покрыт. Затем варили или тушили вместе с бараниной. Отварную капусту подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Также египтяне ели молодые побеги папируса, лук, огурцы, дыни.

Укроп, сельдерей и петрушка были известны египтянам, но их не использовали по назначению, как приправу к пище. Петрушка считалась символом горя и печали, из неё плели венки в период траура. Древним египтянам ничего не было известно о об апельсинах, лимонах, и бананах. В период Нового царства в Египте появились груши, персики, вишни, миндаль, гранаты, яблоки и оливки.

В Древнем Египте были популярны такие фрукты и ягоды, как виноград, инжир, финики, плоды сикомора. Фрукты умели вялить — подсушивать на солнце. До того, как египтяне начали разводить оливковые деревья, они делали масло из орехов местного дерева бак. Ореховое масло ценилось наравне с хлебом, именно этими двумя продуктами расплачивались за труд.

Соли употребляли много, а чтобы подсластить напиток или кушанье, добавляли мёд или сладкие стручки — плоды рожкового дерева. Именно поэтому египетский иероглиф «неджем», означавший сладость, сладкое, был похож на стручок.

1.3. Хлеб

Хлеб был главной пищей египтян. В их словаре насчитывалось до 15 слов, обозначающих различные сорта хлебных изделий. Хлебы отличались разнообразием: мягкие лепёшки, хрустящие лепёшки, хлебцы, полые внутри (для заполнения салатами), хлебцы из пресного теста, круглые хрустящие хлебцы, хлеб из сброженного теста и др. Для приготовления хлеба использовали муку трёх сортов — ячменную («ит»), полбяную («бедет») и пшеничную («сут»). Для превращения зерна в муку его обрабатывали очень примитивными и трудоёмкими способами. Зерно толкли длинными пестами в ступах, чтобы отделить от него колосковые чешуйки. Очищенное зерно насыпали на каменные плиты и растирали округлыми камнями. Муку грубого помола, полученную в результате этой процедуры, либо продолжали растирать и таким образом получали муку лучшего качества, либо просеивали через сито. Муки мололи ровно столько, сколько шло на дневную выпечку. Хлеб пекли в конических глиняных формах, наполняя их замешанным на дрожжах тестом. В тесто, в зависимости от сорта хлеба, добавляли яйца, масло, молоко, мёд, фрукты и чеснок. Кроме хлеба египтяне пекли тонкие лепёшки прямо на раскалённом песке.

В среднем в день египтянин употреблял 10 хлебов и два кувшина пива.

1.4. Напитки

Молоко считалось в Египте настоящим лакомством. Хранили его в больших пузатых глиняных сосудах. Умели готовить сливки, масло, творог и сыр.

Пиво стало национальным напитком египтян. Его изготавливали из ячменя, пшеницы или фиников с добавлением дрожжей и сладкой воды. Эта жидкость бродила в каменных или фаянсовых чашах и перед употреблением обязательно процеживалась. Пиво наряду с хлебом, растительным маслом и тканями было мерой расплаты за труд. Ароматизируя пиво различными травами, египтяне получали различные его сорта, которые имели названия, например, «весёлый попутчик», «прекрасное», «божественное».

Вино изготовляли из винограда («шедех») и гранатов («паур»). Первое — «шедех» — представляло из себя особый сорт ликёров из винограда, второе — «паур» — гранатовое красное вино. Египтяне предпочитали сладкие вина: их считали более благородными. Частые переливания вина и кипячение служили надёжными способами предохранения его от закисания. Поэтому на кувшинах с египетским вином делали надписи «Сладкое вино 2, 3, 4…8, 9 раза», которые означали количество переливаний либо кипячений. Почётного гостя угощали вином бо́льшей выдержки.

2. Распорядок в еде

Общего завтрака в египетских семьях не было. Главе семьи после умывания подавали хлеб, пиво и пирог «шенес». Его жена завтракала таким же образом, пока её причёсывали. Обед проходил в послеполуденное время. Обеденное меню состояло из птицы и рыбы, овощей и фруктов, хлеба и пирожков. Пили много пива. Вечером по желанию семьи мог быть устроен лёгкий ужин.

Даже состоятельные египтяне не могли себе позволить часто есть мясо. В домах жрецов и вельмож забивали быков, но при этом приглашали большое количество гостей, так как в условиях жаркого климата Египта мясо нельзя было долго хранить.

Еду подавали на подносах с низкими краями и ставили на маленькие столики, которые располагались перед каждым обедающим. В период Древнего царства египтяне обходились круглыми низкими столиками на одной ножке, их делали из дерева или металла. Впоследствии появились с 3 или 4 ножками, больших размеров, из чёрного дерева и слоновой кости. Самые массивные столы были из камня. Несмотря на наличие ножей и ложек, египтяне предпочитали есть руками. В этом случае мясо подавалось уже разрезанным на куски. Близ столиков стояли тазики и кувшины для мытья рук.

3. Традиции гостевания

Любимым развлечением египтян были трапезы с гостями. К пирам готовили жаркое, соусы, свежее пиво, запасали вино, груды плодов в корзинах. Столы для пира украшали цветами и гирляндами. В качестве украшений использовали и поддельные блюда — макеты. Посуда была глиняная, расписная, а иногда каменная — алебастровая. Большинство сосудов имело форму страусиного яйца: первоначально именно такие яйца употребляли вместо сосудов, и форма вошла в традицию. Пили из медных кубков, стаканов, кружек.

Гостей встречали традиционными приветствиями: «Хлеб и пиво!», «Жизнь, здоровье и могущество!», «Да будет в сердце твоём милость Амона!». Затем гости занимали свои места: самые почётные садились в кресла, остальные — на табуреты. Женщины и девушки предпочитали подушки из кожи. Мужчины садились по одну сторону, женщины — по другую. Все гости получали по цветку лотоса, на головы водружали белые колпачки с ароматическими маслами. В Египте считали: без благовоний не может быть радости и веселья. Они смягчали, кроме того, резкие запахи пищи.

После этого начинали выносить кушанья. Пир обыкновенно сопровождался музыкой. Когда гости только рассаживались, появлялись музыканты. Египтяне знали сольное пение и хоровое, любили за столом петь гимны, любили танцы. Ни один праздник не обходился без групповых плясок под музыку. Часто танцевали с лентами. Певцы сочиняли стихи и гимны, прославляющие богов, щедрость хозяина и присутствующих гостей.

Кульминацией праздника было выставление перед гостями небольшого деревянного гроба с мумией. Показывая её, хозяин говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!» Данное зрелище, возможно, уберегало гостей от обжорства и пьянства. Птахотеп рекомендовал гостям быть скромными в словах, взглядах и еде. Эта традиция была потом воспринята другими народами.

Литература

· Андреевская Т. П. «Быт и нравы древних цивилизаций».

· Букин А. А. «Алкогольные напитки. Традиции, обычаи, рецепты».

· Вейс Г. «История цивилизаций».

· Гейдова Д., Дудрик Я., Кибалова Л. «Большая иллюстрированная энциклопедия древностей», перевод с чеш.

· Гергова А. «Кухни народов мира».

· Джеймс П. Торп «Древние изобретения», перевод с англ.

· «Иллюстрированная история мира», энциклопедия, перевод с англ.

· Орлова Н. «История вещей».

· Монте П. «Египет Рамсесов».

· Похлёбкин В. В. «Кулинарный словарь».

· Савельева Т. И. «Как жили египтяне во времена строительства пирамид».

Добавить комментарий

Закрыть меню