Дума стихотворение анализ

Анализ стихотворения «Дума».

Стихотворение «Дума» было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Основная его мысль — размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — постоянная мысль, не дающая покоя человеку.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
…без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:
«К добру и злу постыдно равнодушны…» и «Перед опасностью позорно малодушны…»
Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.
Лингвистический анализ стихотворения.
Автор стихотворения «Дума» — русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «Пророк», «И скучно и грустно»; поэма «Мцыри»). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами.

Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения — «Дума». В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой — это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: «печально», «томит», «вянем», «познанья», «сомненья», «добру», «злу» и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: «постыдно», «позорно». Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь».
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой», «судьи», «гражданина» и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы», но есть слово «мы». Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

Добавил: Sitonia

Беру!

«Дума», анализ стихотворения Лермонтова

Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.

Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе.

Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».

Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры. Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы. Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.

Лирический герой стихотворения – уставший человек, хоть и окруженный людьми, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает пережить все это в себе. Герой не говорит о смерти физической, его больше беспокоит смерть чувств, смерть эмоций — духовная смерть. И он, описывая это поколение, покорное и ненастоящее, причисляет себя к нему. Таким образом, герой хоть и отделяет себя от соотечественников, но все же говорит «мы», «нас».

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь», «старость души») и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный», «рабы презренные», «насмешкой горькою»). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов»).

Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.

Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами, подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.

В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Дума»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

«Анализ стихотворения «Дума»»

Сочинение

Стихотворение «Дума» было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Основная его мысль — размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — постоянная мысль, не дающая покоя человеку.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
…без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:
«К добру и злу постыдно равнодушны…» и «Перед опасностью позорно малодушны…»
Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям.

Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс по плану

Элегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике.

В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения и страны. Название для элегии взято не случайно. Это не просто рефлексия по поводу отдельных событий, это именно дума — давящая, никак не исчезающая мысль, не дающая покоя, являющаяся фоном, на котором протекает его жизнь.

В первой строфе лирический герой обличает нынешнее поколения, говоря, что «его грядущее иль пусто, иль темно». С помощью метафоры «презренные рабы» Лермонтов выражает свое отношение к молодежи 30-х годов. Он не только дает ему свою оценку, но и критикует его, презирает «постыдное равнодушие» к добру и злу и безвольность.

Лермонтов считает, что поколение современников двойственно по своей натуре: внутри чувствуется холодность, но по жилам течёт молодая кровь, кипучая и жаркая словно огнь. Поколение живет без цели, отрекаясь от прошлого, и, в то же время, не собираясь предложить что-то взамен будущему. Это перекликается с восстанием декабристов в 1825 году, показавшим, что власть с легкость может подавить народ. Новое поколение не хочет повторить ошибок своих отцов и занимает выгодную позицию бездействия. Также следует отметить, что лирический герой не ставит себя выше своего поколения и в то же время не отделяет себя от него. Автор использует местоимение «мы», чтобы показать: его личная трагедия неотделима от трагедии современников.

Помимо двух поколений (нового и старого), в последней строфе автор говорит об еще одном — будущем. Автор уверен, что пассивность современников не оставит след в истории страны. Оно уйдет «без шума и следа» и ничем не запомнится. Потомки непременно осудят инертность своих отцов: «Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом».

Таким образом, в стихотворении прослеживается связь трех поколений, над каждым из которых задумывается лирический герой и держит свои переживания глубоко в себе, не давая им выхода. Он типичный лермонтовский герой – непонятый человек, страдающий от «одиночества в толпе». И это одиночество только усиливает драматизм стихотворения.

Анализ стиха №2

В творчестве Лермонтова «Дума» (1838 г) считается главным, по выражению своего взгляда на гражданскую позицию, стихотворением.

Оно было написано вслед другого произведения, посвященного смерти Пушкина.

Цензурное ведомство не позволило напечатать его в прессе, найдя в строках о власти непотребную, свободолюбивую мысль. Но прогрессивная часть общества, в лице демократов, встретила труд поэта с восторгом. Критик Белинский отметил литературный дар художника.

Лермонтов говорит о молодых людях своего поколения, которые «К добру и злу постыдно равнодушны». Они образованны и богаты, но прожигают жизнь напрасно, бесцельно. Угадывается намек на декабристов, пострадавших ради своей идеи равенства и свободы.

События декабря 1814 года вызвали со стороны царской власти ответные меры. Мятежники казнены, сосланы в Сибирь. Ввелись ограничения свободы слова, цензура проверяла каждую строчку всех художественных изданий. Люди перестали доверять друг другу, боялись вести разговоры на политические темы.
Поэт понимает, что в такой среде трудно быть человеком с

идеалами. В Российской Империи искоренялась Личность, страх заставлял жить бесцельно, праздно проводя время, не принося социальной пользы. Холодный рассудок заставляет не совершать поступки, которые могут нарушить привычный образ жизни, любовь, ненависть не вызывают эмоций, достойных этих чувств.

М.Ю. Лермонтов считает своих современников людьми, живущими только для себя, которые забыли о славных предках и не достойны их. Общество не интересуется искусством, потому что, ни литература, ни научные открытия, не волнуют умы представителей молодежи.

Во всем произведении присутствует мысль безнадежности. Не помня прошлого, не сделав малой толики сейчас, сегодня, что может ждать это поколение в будущем? Только презрение потомков, которые будут жить плодотворно и счастливо. Они вспомнят о своих предках «… насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом «.

Анализ стихотворения Дума Лермонтова

В творчестве великого писателя позапрошлого века Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно много значимых произведений. Одним из которых можно назвать стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, не в самое процветающее для России время.

По – настоящему талантливый поэт не может писать на одни и те же темы, это высказывание касается всеми известного М.Ю. Лермонтова. Его творчество многогранно, он освещал большое количество тем в своих произведениях: роль поэта, о родине, о природе, об одиночестве и тоске, а также о ненависти и презрении к молодому поколению. К последней теме можно отнести и стихотворение «Дума».

Название «Дума» означает не просто мысли и размышления по какому – то поводу, это постоянная, «глубокая» мысль, которая не дает человеку покоя. Главная тема – презрение к своим современникам, ведь в то время даже самые талантливые и образованные люди были безразличны ко всему, что происходило или же не могли применить свои знания и умения, были «лишними». Новое поколение занимается ненужными, бесполезными вещами и не привносят ничего хорошего. Лермонтов как бы призывает своих современников «проснуться», «взяться за ум», начать что – то делать. Он высказывает свое негодование и разочарование в произведении. Также поэт вспоминает поколение «отцов», которое он считает образцовым, героическим.

Михаил Юрьевич Лермонтов использует различные средства выразительности: эпитеты «позорно», «постыдно», «наукою бесплодною», которые ярко передают посыл стихотворения. А также метафоры, такие как «тощий плод», «жизнь – путь». Благодаря им стихотворение приобретает еще больший «оттенок» и помогает понять позицию автора. Еще можно выделить одну особенность стихотворения – каждая строфа представляет собой законченную и сформулированную мысль.

Структурное своеобразие: в начале автор пытается показать проблемы общества, затем он возвращается к предыдущему, героическому поколению. Далее Лермонтов относит себя к людям своего времени, но все равно относится к ним с презрением. В самой последней части поэт смотрит на все вышеописанные события со стороны будущего поколения.

Итак, делая вывод можно сказать, что великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову удалось описать и передать все то положение, сложившееся в то время. Мы понимаем отношение автора: он с презрением и осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.

По плану 9 класс 10 класс, кратко. Тема и идея, лирический сюжет

>Картинка к стихотворению Дума

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный нос

    В произведении Некрасова “Мороз красный нос” рассмотрена драма, коснувшаяся целой семьи, потерявшей молодого сына, мужа, отца Прокла. Из-за обморожения мужчина умер, оставив родных и близких горевать.

  • Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 класс

    Красавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание

  • Анализ стихотворения Фета Серенада

    Афанасий Фет, будучи творческим человеком, мог видеть настоящую красоту окружающего мира. Казалось бы, даже мелкие незаметные детали могли обратить внимание поэта и вызвать у него восхищение. В своем художественном мире писатель

  • Анализ стихотворения Есенина Возвращение на Родину

    Есенин в стихотворении пишет о том, что приехал в отчий дом больше чем через десять лет. Он не узнал родную деревню и был удивлен изменениям в ней. В деревни все стало чуждо и незнакомо Есенину, кроме большой горы с камнем у подножия.

  • Анализ стихотворения Некрасова Проводы

    В 1848 – 1855 года император Николай I, впечатленный революционными событиями, произошедшими во Франции, устроил тотальную цензуру в отношении журналистов и литераторов. Для Н. А. Некрасова, в то время руководившего журналом «Современник»,

«Поэтическая мысль стихотворения «Дума»»

Сочинение

Поэтическая мысль стихотворения реализуется во внутреннем эстетическом движении от элегической интонации мочального размышления к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии.
Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освященные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру», «злу», «борьбы», «властно», «рабы. Они придают элегическому зачину («Печально я гляжу на наше поколенье!») характер философского размышления. На этом фоне интонационно выразительно звучат слова ораторского стиля, резкие оценочные эпитеты-«постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту, усиливающую эмоционально мысль поэта:
* Так тощий плод, до времени созрелый,
* Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
* Висит между цветов, пришлец осиротелый,
* И час их красоты — его паденья час!
Последние строки уже предвещают мрачный исход. Во второй части заметна новая лексическая струя и связанная с ней новая интонационная окраска стиха. Слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается тонкой игрой «поэтизмов» и «прозаизмов» («мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным»- «не шевелят»; «чувства» — «остаток»; «чаши наслажденья» — «касались»), которая поддержана употреблением контрастных слов («ненавидим» — «любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь», «скучны» — «забавы», «забавы» — «разврат», «добросовестный» — «разврат», «спешим» «назад», «к гробу»–»насмешливо», «царствует», т. е. величаво-спокойно господствует,-«кипит»). Высокая романтическая нота первой части сменяется скорбным реквиемом. Ореол романтики («И час их красоты — его паденья час!») последовательно снят. Судьба поколения не содержит ни грана высокой романтики. Поколение способно лишь на сатанинскую насмешку над самим собой. Но и этого мало.
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданина», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Всякий ореол романтической идеализации исчезает, и вместо него естественно возникает сравнение с заурядной бытовой мелодрамой, и Лермонтовское сравнение обнажает правду о поколении, ум и чувства которого лишены большого общественного содержания. Но как раз в этом и заключена подлинная общественная трагедия поколения и моменты в характеристике поколения связаны с эмоциональным нарастанием, со все более крепнущими нотами осуждения, с чувствами горечи и насмешки, с иронией и даже сарказмом. Эмоциональное движение достигает апогея в заключительной строфе, там, где сорвана романтическая маска и где предстала голая и безыскусная правда. Бытовая окраска заключительных строк совпадает с наибольшей силой эмоционального осуждения. Заключительный аккорд лермонтовского реквиема выражает и степень моральной опустошенности поколения, и высоту лермонтовских общественных критериев, и глубину поэтического обобщения.
Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций заставляет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Перед нами предстала не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода, а лирический жанр, совмещающий признаки различных жанров романтической лирики и тем разрушающий незыблемую жанровую целостность. Содержание стихотворения не вмещается в границы определенного жанра. Гражданская тема в стихотворении становится глубоко личной, интимной темой, зависимой не от того или иного душевного состояния поэта, а вырастающей из его взгляда на мир. Это-то и придает стихотворению цельность и завершенность.
Сложность лермонтовской романтической позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, но эта личность не отделяет себя от поколения. Темой стихотворения становится не просто «я» и не просто «мы», а отношение «я» к «мы».
Трагедия самого поэта наиболее явственно выражается I! романтической иронии. Беспредельность личных желаний, романтический порыв к чему-то затаенному, постоянно осмеиваемый и заключенный в клетку частного мира, — таковы контрастные чувства, переполняющие поэта. Согласно традиции высокого романтизма, как верно заметил Д. Максимов, поэт-романтик не подлежал критике.
Точно так же не подлежал критике лирический герой романтической, поэзии. В «Думе» высокое — герой, «я» — включается в низменное «мы», «толпа» («Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа…»). Осуждение распространяется Лермонтовым и на себя. В «Думе» Лермонтов предстает одновременно и судьей, и подсудимым. При всем своем негодовании Лермонтов осознал себя сыном века, и потом пороки поколения суть его собственные пороки. В этом нет ничего обидного для поэта. Напротив, нужно удивляться гражданской и человеческой смелости Лермонтова, беспощадности к себе и исключительной трезвости. Еще А. В.

Луначарский заметил, что в «Думе» Лермонтов «клянет» свое поколение (и себя в том числе) «в качестве жертв безвременья».

Добавить комментарий

Закрыть меню