Духовные искания

Духовные искания князя Андрея Болконского

I. Князь Андрей Болконский в свете:

1) Неудовлетворенность жизнью в свете (“… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”); кн. Андрей знает цену свету: ложь, лицемерие – его законы;

2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”);

3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”);

4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.

II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”);

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он , тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени;

3) Аустерлицкое сражение:

а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;

б) подвиг Болконского;

в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к Любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?

III. Помещик – мизантроп князь Андрей Болконский:

1) Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”);

2) приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).

IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни:

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).

4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского;

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.

V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).

5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!

6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью. (“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Духовные искания Пьера Безухова

I. Мсье Пьер – незаконнорожденный сын графа Безухова.

1) Пьер в салоне Анны Павловны Шерер (наивен, робок, естественен; он не “вписывается” в светский салон и вызывает у хозяйки “беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”, но Пьеру здесь интересно!).

2) Дружба с князем Болконским.

3) В компании Долохова и Курагина (дань увлечению чувственными наслаждениями, борьба с самим собой, недовольство собой).

4) Высылка в Петербург “за буйство”.

II. Богач и граф Пьер Безухов.

1) Изменившееся отношение к Пьеру родственников и знакомых. Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: “Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему!”).

2) Женитьба на Элен Курагиной – первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатится.

3) Ссора Безухова с Долоховым. Дуэль. Разрыв с женой, отъезд в Петербург.(Пьер обвиняет в своих несчастьях не других, а себя, мучительно ищет свою вину: “Но в чем же я виноват?). Тяжелый душевный кризис: “… в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”

III. В ложе масонов.

1) Встреча на станции в Торжке с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Он открыл Пьеру идею внутреннего очищения и самоусовершенствования: “Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость”. Пьер почувствовал себя новым человеком. “В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели”.

2) Первые сомнения в масонах во время обряда посвящения в масоны (остро чувствует неестественность).

3) Активный член ложи масонов (стремиться встать на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни…, противоборствовать злу).

4) Попытки Пьера улучшить жизнь своих крепостных в киевских имениях, но “Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился богачами-мужиками села, а что девять десятых этого села были в величайшем разорении…” (наивно верит в то, что “можно сделать так много добра”, прикладывая так мало усилий).

5) Разочарование в русском масонстве, поездка за границу с целью знакомства с деятельностью масонов там (причины разочарования Пьера: видит в ложе масонов ту же ложь и то же лицемерие, что и в свете; корысть и личная выгода правят и здесь, “желание делать добро” остается только на словах.

6) Неудачная попытка Пьера придать новый характер работе русской ложи после возвращения из-за границы; выход Пьера из ложи масонов.

IV. Умный чудак, отставной камергер Пьер в блестящем светском салоне своей жены Элен Курагиной.

1) Примирение с женой; поиски забвения и успокоения.

2) Любовь к Наташе Ростовой, которая сильнее гордости и самолюбия. Отъезд в Москву.

3) Окончательный разрыв со всеми Курагиными.

V. Война 1812 года в судьбе Пьера Безухова.

1) Дворянский патриотизм москвичей и настроение Пьера, растворившегося в массовом патриотизме. Пьер чувствовал в себе силы, способные принести пользу России.

2) Отъезд Пьера к войскам под Бородино. На батарее Раевского Пьер понял весь смысл и значение Бородинской битвы; восхищен мужеством простых солдат, прочувствовал “скрытую теплоту патриотизма”, понял, что война – это безумие, противоестественное состояние для человека.

3) На постоялом дворе в Можайске. Мысль о возможности человеческих отношений между ним и солдатами. “Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

4) Пьер в Москве после Бородинского сражения. Возвращается к решению убить Наполеона, “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”.

5) В доме Баздеева. Порыв откровенности в разговоре с французским офицером Рамбалем.

6) На улицах горящей Москвы. Спасение девочки; защита женщины-армянки, с которой срывают ожерелье. Здесь Пьер “почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей”. Заключение Пьера под стражу.

7) Пьер в плену:

а) допрос у маршала Даву (Пьер понял, что “человек – это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины”

б) расстрел пятерых пленных на глазах Пьера (потрясение привело к тяжелому кризису: почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира;

в) 4 недели в бараке для военнопленных: никогда еще Пьер не был так несвободен;

г) встреча с Платоном Каратаевым; Пьера привлекает в нем доброта, умение переносить жизненные трудности, естественность, правдивость, простота, но Платон смирился с окружающим злом – и зло убило его;

д) открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня – мою бессмертную душу!”);

е) освобождение Пьера из плена партизанами.

VI. Новая духовная жизнь Пьера после плена.

1) “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; – морально из бани” (Наташа о Пьере); но после нравственного подъема Пьер пережил и почувствовал духовную опустошенность, почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей.

2) Внутренняя работа, совершенная в плену, принесла новое ощущение: “улыбка радости жизни”, которую Пьер оценил теперь; “в глазах его светилось участие к людям…”, он “испытывал чувство радости, свободы, жизни”.

3) Любовь и женитьба на Наташе Ростовой. Для Пьера “весь мир, весь смысл жизни заключался в любви”

4) Член тайного общества. “… возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро…”.

Образ Наташи Ростовой – идеал женщины по Толстому

1) Первое появление Наташи в романе. Именины графини Ростовой и ее 13-летней дочери Наташи. “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбочкой, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко”.

(Нерассчитанность поступков – важнейшая и лучшая черта Наташи). Наташа и Борис Друбецкой. (Непрестанная внутренняя работа Наташи. Она переполнена жаждой жизни – в этом секрет ее очарования. Максимализм – вот то качество, которое она сохранит в себе навсегда). Наташа и ее отношения с братом Николаем после его возвращения с войны 1805 года. (Обостренная чуткость Наташи: она угадывает по интонациям и выражениям лиц то, что не замечает никто). Атмосфера влюбленности и веселья в доме Ростовых. У Наташи есть свой мир, и в этом мире особое место занимают люди, она чутьем понимает их: сумела оценить Василия Денисова, Долохова. Особая чуткость Наташи к чужому горю: почувствовала душевное состояние брата после его крупного проигрыша в карты.

4) Наташа в Отрадном. Светлый поэтический мир Наташи, который почувствовал даже князь Андрей.

5) Большой придворный бал (1810 г.); волнение, робость и страх Наташи. Первый вальс. (Она не умеет жить и чувствовать вполовину: она всегда “готова на величайшую радость и величайшее горе”; ее искренность, естественность произвели огромное впечатление на кн. Андрея: он любил встречать в свете тех, кто не имел светского отпечатка).

6) Любовь кн. Андрея к Наташе и его предложение “руки и сердца”. Отсрочка свадьбы. Кн. Андрей не понял, что Наташу нельзя заставлять ждать и мучиться.

7) Деревенская жизнь Ростовых в 1810 году. В гостях у дядюшки Елагина (пляска Наташи – свидетельство ее духовной близости к простому народу). Задушевные разговоры Наташи, Николая, Сони; вечер с арфой и пением.

8) Неудачный визит графа Ростова с дочерью к старому князю Болконскому. Княжна Марья хотела полюбить Наташу – и не смогла. Старик Болконский не только не хотел полюбить Наташу, но хотел оскорбить ее – и сделал это.

9) Наташа и Анатоль Курагин. Наташе 17 лет, она не знает, что люди могут быть низки… Увлечение Наташи Анатолем и разрыв с князем Андреем.

Наташа попала под влияние порочного мира Курагиных.

10) Душевный кризис Наташи после ее попытки бежать с Анатолем. Она не прощает себя, она не может жить, подчиняясь слепым и темным силам в себе. Такая жизнь для Наташи – трагедия.

11) Окончательный разрыв с князем Андреем. Он не умел думать о Наташе, думать за нее – с этого началась трагедия. Отказавшись простить Наташу, он думал только о себе.

12) Дружба Наташи с Пьером, который видит, как она мучается и казнит себя. Он бы простил, потому что любит ее.

13) Москва в первые дни войны с Наполеоном. Настроение Наташи. Сборы Ростовых к отъезду из Москвы. Хозяйственность Наташи, ее деловитость. Стихийны патриотизм Наташи, ее вспышка против матери из-за подвод для раненых.

14) Раненый князь Андрей в обозе Ростовых. Ночлег в Мытищах. Свидание Наташи с князем Андреем и их примирение. Возрождение любви Наташи и Андрея.

15) Смерть князя Андрея. Опустошенность и душевное отупение Наташи после смерти кн. Андрея.

16) Известие о смерти Пети. Терпеливая забота о матери и начало заживления душевной раны Наташи. Деятельная любовь к матери пробудила в Наташе жизнь. Сущность Наташиной жизни – любовь. Проснулась любовь – проснулась и жизнь.

17) Сближение и любовь Наташи и Пьера после его возвращения из плена. Окончательное возрождение Наташи к жизни.

18) Замужество Наташи. Перемены, произошедшие в ней после замужества. Перемены эти только внешние. Она осталась все той же, не умеющей жить и чувствовать вполовину. Только теперь весь смысл ее жизни – в семье. Ее полная погруженность в семью, подвластность ей мужа, но она полна уважения к духовному миру Пьера, который “видел себя отраженным в своей жене”.

Основные этапы духовного самосовершенствования Болконского

  1. Основным этапом, начало пути считается смерть супруги, хоть и не любимой. начинается с момента смерти его жены, при рождении ребенка. Андрей – человек очень деятельный и незаурядный, в его душе происходят крупные изменения. Он понимает, что окружающий его мир не такой, каким он его видел. Ранее в его душе еще царило понимание веры и любви, наступает период разочарований и измышлений. Он погружается в свои мысли, начинает все анализировать и поддавать сомнению;
  2. Этап его возрождения начинается с разговора с Пьером на пароме. В данный момент начинается этап его постепенного осознания окружающего мира с позитивной точки зрения. После, начинается этап становления честолюбия, как промежуточная веха становления духовной его чистоты. Он решает принять участие в комиссии, и не смотря на праздность всех законов и оторванности их от действительности, он все же начинает свою деятельность. В тоже время, он понимает тщетность всего этого, что снова ведет его к заунывному существованию;
  3. Встреча с Наташей – основной этап становления Андрея, как личности. В его душе пробуждается истинная любовь, которая раскрывает перед ним множественные пути. Но, именно Наташа раскрывает в нем весь душевный потенциал, заставляет задуматься о том, что его окружает, как это все влияет на его существование, кто он сам.

Преображение Андрея

Казалось бы, любовь, самое святое чувство, и именно оно пробуждает нашего героя ото сна.

В тоже время, духовное саморазвитие Андрея происходит после разрыва с Наташей. Ему было очень тяжело, он становится на защиту родины, где именно родина, а не честолюбие, не личное горе, становятся неоспоримой основой его существования. В душе Андрея пробуждается великая цель служения человечеству, народу. Появляется способность мыслить ясно, оценивать, анализировать, и осуждать свои поступки, помыслы. В его душе появляются новые впечатления, новые чувства и эмоции. Самое главное, в нем рождается самое высокое, прекрасное, чистое и доброе воплощение служителя родине и служителя человечеству, что и является завершающим этапом его саморазвития. Процесс был сложным, но все же, он приводит главного героя к высшей цели.
P.S. Если Вы хотите быть таким же знаменитым как Лев Толстой — начните с курса видеоблогеров, кликнув по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Ответ оставил Гуру

В романе «Война и мир» духовный кризис – «привилегия» любимых героев Толстого – тех, кто обладает богатым духовным потенциалом, стремится к внутреннему развитию и к поиску истины. Однако кризис у каждого из персонажей «свой» — он обусловлен их внутренними, психологическими особенностями, свойствами натуры. Так, духовный кризис Андрея Болконского, на мой взгляд, связан с отчуждением героя от людей вследствие его сильнейшего эгоизма и индивидуализма. Духовный путь этого героя в романе – это попытка преодолеть «стену отчуждения», выйти из рамок собственного «я» и соединить свои интересы с интересами других людей, посвятить свою жизнь ближним. Итак, в начале произведения высокоинтеллектуальный, честолюбивый и амбициозный Болконский чрезвычайно одинок. Он сам отделил себя от других – князь уверен в собственном превосходстве над «пустыми людьми света», он презирает их и отчаянно скучает в их обществе. Болконский мечтает о военной славе – о подвиге, который сделает его известным и всеми любимым. Важно, что в этот период жизни героя его кумиром является Наполеон — это подчеркивает индивидуалистические устремления Болконского, его отдаленность даже от самых близких (отец, сестра, жена) людей. Чтобы реализовать свои планы (а не защитить родину!), князь Андрей отправляется в армию и участвует в войне 1805 г. Однако эта война приносит Болконскому не всемирную славу, а совсем другое – кардинальное переосмысление жизни и свой роли в этом мире. После ранения под Аустерлицем герой переживает серьезнейший духовный кризис. Побывав на грани жизни и смерти, Болконский осознает никчемность своих прежних мечтаний и устремлений. Даже сам «великий» Наполеон кажется ему теперь бесконечно маленьким по сравнению с «высоким небом», которое стало для героя символом истинных духовных ценностей. Полностью разочаровавшись в индивидуалистических идеалах, Болконский решает посвятить свою жизнь семье. В имении он переживает смерть жены и рождение сына, однако не чувствует себя счастливым. Лишь вновь обретя возможность любить (встретив Наташу Ростову), князь на какое-то время возрождается к жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в «узкой, замкнутой рамке». Однако окончательное нравственное прозрение происходит к Андрею Болконскому после ранения под Бородином (заметим, что на войну 1812 года Болконский идет ради интересов России, а не своих собственных). Все то, что герой увидел и испытал во время Бородинского сражения, помогло ему отринуть собственное «эго» и испытать «жалость и любовь» к «кровному врагу» – Анатолю Курагину, тяжело раненному в бою. Размышляя о Курагине, Болконский приходит к выводу, что самое главное в жизни — «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…» Наверное, это осознание – максимальное достижение героя, вершинная точка его земного духовного развития. Поняв эту истину, Болконский умирает.

Сумел ли он до конца преодолеть свой духовный кризис? Приблизился ли он к истинному пониманию жизни? Думаю, да. Однако в полной мере воплотить идеал духовной жизни (не в мыслях, а на деле) смог лишь другой любимый герой Толстого – Пьер Безухов.

Духовные искания Андрея Болконского

Толстой Л.Н.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» — таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» — вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» — такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? — «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими».

Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? — шепчет он в бреду. — И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый…» Встреча Пьера и князя Андрея ста — нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди — еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» — скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того — породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, — все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского — сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога — дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

Добавить комментарий

Закрыть меню