Древний мир героев и богов

Греческие мифы, повествующие о богах, богинях и героях, восходят к бронзовому веку, времени устного предания. Впервые они были записаны в начале VI в.

до н.э. и с тех пор продолжают жить в западной литературе. Мифы были тесно связаны с верованиями древних греков и толковали тайны природы. Они повествовали о сотворении мира о деяниях божеств, о золотом веке древнегреческого общества, о веке героев-полубогов, таких как Тесей и Геракл, чьи подвиги вдохновляли простых людей. Греки представляли богов в образе идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Боги жили на горе Олимп. Верховный бог Зевс считался отцом многих олимпийцев. Каждому из членов олимпийской семьи была предназначена божественная роль.

Зевс — отец богов и людей, правил ими с горы Олимп.
Эрида богиня раздора.
Климена, мать Прометея, подарившего людям огонь.
Гера жена Зевса, была очень ревнива.
Афина вышла из головы Зевса в полном боевом облачении, в греческой мифологии была богиня мудрости, стратегии и войны.
Посейдон, бог морей, один из братьев Зевса. Символ его власти — трезубец. Мифы доносят до нас рассказы об изменах Посейдона жене, морской богине Амфитрите, которая была в греческой мифологии богиня моря. Эта статуя хранится в Национальном археологическом-музее в Афинах.
Парис должен присудить золотое яблоко самой прекрасной из богинь. Пес Париса помогал ему пасти стада на горе Ида, где вырос царевич.
Диониса, бога виноградарства и вина, Зевс родил из своего бедра.
Аид и Персефона правили царствам мертвых и душам и умерших. Аид похитил Персефону ее матери Деметры, богини плодородия. Разгневанная, Деметра послала на землю голод, и тогда Зевс решил, что часть года Персефона будет жить у матери.
Артемида, дева-богиня охоты, дочь Зевса и сестра Аполлона. Она вооружена луком со стрелами. Вечно юную богиню окружают собаки и нимфы. Давшая обет целомудрия, она, тем не менее, была также и богиней деторождения.
Гермес был посланцем богов.
Афродита, богиня любви, родилась из пены морской.
Аполлон, сын Зевса и брат Артемиды, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств, был необыкновенно красив.

Подвиги Геракла. Геракл (у римлян — Геркулес) — величайший из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный сверхчеловеческой силой, он добился успеха и бессмертия, исполнив 12 заданий Микенского царя Эврисфея, казавшихся невыполнимыми.
Сначала он одолел Немейского льва, шкуру которого он с тех пор всегда носил на себе.
Вторым подвигом Геракла стала победа над Лернейской Гидрой. Отрубленные головы этого ядовитого чудовища, выращенного Герой, тут же вырастали вновь. Как и в других его подвигах, Гераклу помогла Афина.
Затем был поймай огромный вепрь, разорявший гору Эриманф. Геракл доставил его царю Эврисфею живьем. Царь настолько испугался, что спрятался в большом кувшине.
Шестым подвигом было истребление Стимфалийских птиц. Геракл избавил озеро Стимфалию от птиц-людоедов с медными клювами: вспугнув птиц бронзовыми трещотками, on перебил их камнями, выпущенными из пращи.

Но как мы знаем, боги капризны, могут и не помочь, поэтому не могу полностью с этим согласиться. А пока все удачно складывается, нужно поблагодарить богов.

Важнейшей особенностью следующего периода было усиление, по крайней мере, в Афинах, тенденции к полному слиянию в рамках единого пантеона полисных и народных божеств. Самые древние божества Аттики Афина и Посейдон почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысе Суний. Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса, в котором отчетливо прослеживаются демократические тенденции. По-прежнему велик престиж обще эллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падает значение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин.

Так как человек стал самодостаточной личностью, как уже было сказано, то он не нуждается в богах, а ищет опору в самой себе. Начинает познание с другой стороны, через себя, а не через богов.

Настоящим поворотом ознаменовался век софистов. Они (Протагор, Продик, Горгий, Критий, Сократ и др.) были скептически настроены в отношении богов. В классическую эпоху для литературы и философии характерно появление новых направлений в мышлении, изменивших отношение человека к религии: во всех кругах общества распространилось представление о богах как о вымысле человека. Однако официальная религия сохранила сильные позиции – она все больше становилась государственным делом и формой патриотизма.

Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени государство, и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира. Но, сливаясь с гражданской гордостью, религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает его значительно меньше, чем он себе представляет.20

Последняя треть V в. позволяет говорить об определенном кризисе религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и одновременно подорвали веру в благость богов — гарантов существующего порядка. Вторая важная причина кризиса — усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой древности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля внимания современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановке несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет полна насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире. Наконец, в числе причин — и одновременно результатов — духовного кризиса следует назвать критику традиционных представлений и установлений общества, в том числе и религии, со стороны софистов. Для религиозного сознания эпохи характерно распространение мистицизма.

Но существованию каждой религии отмерен свой срок. За рождением богов с неизменностью законов природы следует смерть, а если происходит возрождение культа с теми же именами, то это по существу уже новые боги. Кризис эллинской религии совпадает с кризисом полиса, точнее с ее последней фазой, начавшимися завоеваниями Александра Македонского. Исчезает препятствие к объединению Запада и Востока, которые находятся под властью единого монарха, ситуации идет к тому, что создается всемирная империя. Но империя оказалась недолговечной.

Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов. Нахлынуло множество богов-пришельцев, так же как и на Востоке появилось множество храмов эллинских богов. При этом новые боги у эллинов настолько вошли в моду, что настала пора затмения и оттеснения старых.

Малоазийский культ бога Сераписа утвердился в Египте, где греки стали отождествлять нового бога с Зевсом и Асклепием. Египетскую богиню Исиду стали называть Деметрой. В Пергаме официальным культом стал фригийский культ Кибелы – Матери земли, который в глазах греческого населения был продолжением культа Афродиты.21

Введение новых богов, культ которых не становился государственным, сопровождался созданием в полюсах религиозных общин. Так, появились общины почитания Митры, Адониса. В них допускались не только гражданские полюсы, но и чужестранцы и рабы, пользовавшиеся на общинном собрании почитателей богов правом голоса. Все элинизированные восточные религиозные культы носили характер мистический и экстатический.

Подобные культы были распространены в связи со стремлениями человека обрести духовную свободу, за неимением реальной, так как греки находились под властью монарха, Александра Македонского. К тому времени, когда Греция стала римской провинцией, во всей империи. В ее культуре, литературе и религии, стала господствовать одна эллинистически-римская культура, причем в области религии и дальше сохранялся синкретизм, в котором смешивались традиционные культы с восточными. Стремление к универсализму религии, к отказу от индивидуализированных божеств появилось в строительстве так называемых пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу. Таким был, скажем, знаменитый Пантеон в Александрии Египетской.

Таким образом, религия древней Греции прошла сложный путь развития, претерпела много влияний извне. Она начала с первобытной религии, далее был создан свой пантеон богов, которые имели антропоморфный характер. Постепенно религия оттеснилась философией, она потеряла смысл, и поклонения богам стало добровольной формой деятельности. С неуверенным положением греков, приходом императора, было связано принятие восточных мистических культов. Также можно согласиться с Нильссоном в том, что греческую религию можно изучать в двух направлениях: через литературу, которая была скорее создана верхушкой общества и через то, что было ближе народу, занимающемуся сельскохозяйственными работами. Как и в любом другом процессе, мы находим двойственность.

Глaвa 2. Культ богов и героев в Древней Греции

2.1 Культ богов. Жречество

мифология древнегреческий бог герой жрец

Греческий народ создал неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей , богов и героев. Прекрасное в мифе оказывается активным, беспокойным началом. Оно воплощается в олимпийских богах. Вся греческая мифология пронизана преклонением и восхищением перед этой внутренней красотой, обладавшей великой силой. В Греции с появлением богов образуется сложная и необычная система верований. Боги в древней Греции воспринимались, как очень могущественные существа, но и опасные, от которых нужно постоянно откупаться, для того что бы снискать от богов благих дел.22

Таким и пристает один из богов древней Греции- бог Пан, который в отличие от некоторых других древне греческих богов, он был покровителем полей и лесов. Его связывали с дикой природой, а не с обществом человека, и, несмотря на склонность к развлечением, может вселять в людей страх. С ногами козла и рогами, он появлялся, когда солнце было в своем зените и все замирало от жары, это время считалось таким же опасным, как и ночь. Бог древней Греции — Пан, мог быть и справедливым добрым, но все же встречаться с этим богом лучше не стоит, он сохранил в себе звериный облик, который ему дала сама Мать — Земля. Второй период в развитии религиозных культов с древнегреческими богами связан с развалом матриархата и началом перехода к патриархату- все эти факторы стали причиной к полному видоизменению всей мифологии, к переходу от устаревших богов древней Греции и возникновению новых богов, которые были бездушными силами природы, заменяют в религии древней Греции другие боги, которые в свою очередь были покровителями отдельных человеческих групп. Группы были объедены по различным признакам: сословным, классовым, профессиональным, но у них всех было, то что их объединяло — все эти люди не были дружны с природой, они стремились взять себе ее во власть, сделать из нее что-то новое, принудительно заставить подчиниться человеку. Ведь не случайно, древнейшие мифы олимпийского цикла стартуют с изгнания существ, которым в ранние времена подчинялись, как богам. Божество древней Греции — Аполлон убивает великанов и дракона, люди — полубоги, убивают других существ: Химеру, Медузу, Гидру. Как раз в этот период, Зевс празднует победу над богами древнего мира, он становится в религии древней Греции царем богов. Образ Зевса получился весьма сложным и сформировался не за один день. Полный образ Зевса сложился только после дорийской победы, люди, пришедшие с севера, воздвигли его в абсолютные боги. В равновесном мире, у Зевса появлялись дети от обычных земных женщин, которые завершали дело своего знаменитого отца, уничтожая чудовищ, которые остались. Зевс Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он дает людям законы. Зевс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого, «дарователем жизни», «всепородителем». Зевс является покровителем родовой общности людей, отсюда Зевс «родовой». Зевс Филий — «отчий», «отец». Он следит за соблюдением клятв. Зевс — помощник воинов и сам стратег, полководец, «воинский», «носитель победы». Также Известен Зевс Булей, покровитель народного собрания, царь, «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных», «всецарь», «эллинский» и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учрежден специальный культ.23

Всем известно, что помимо помощником и братом главного бога был Посейдон. Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Посейдон · один из главных олимпийских богов , владыка моря, брат Зевса и Аида, с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море. Древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя Посейдон можно понимать в его дорийской форме как «супруг земли». С другой стороны, древнейший Посейдон связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Отсюда в имени Посейдон видят воплощение текучей плодоносной сущности, которая выражена в застывшей форме ритуального обращения: «владыка вод». С расселением греческих племен на островах Посейдона стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона — коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников.24

И наконец, Аид. Третьему сыну Кроноса и Реи , Аиду досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию. Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.25

Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать «умереть», говорили «уйти в дом Аида». Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного.26 Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом («запирающим ворота») и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер , на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого. 27Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон — безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых — попадались и такие — Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.28

Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Обрядность и культ у греческого народа сохранялись, по всей вероятности, в виде традиции шедшей от эпохи героев великого Гомера до более поздних периодов в истории Греции. Даже до самого римского завоевания и после, практически до введения христианской веры в виде государственной религии в великой Византийской Империи. Конечно, в первую очередь следует указать на обязательное жертвоприношение. Их могли приносить как в храме, так и за его пределами. Сам храм, в большинстве случаев, возводился на возвышенности и отделялся от других сооружений большой оградой. В храме устанавливались изображения определенного бога и большой алтарь для бескровных и ценных реликвий. Кроме того, существовали специальные помещения для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на площадке перед зданием храма, но не за пределами ограды. Даже у самых древних племен греков жрецы не исполняли существенной роли в обществе, а их обязанности мог выполнять абсолютно любой человек. Данное положение сохранилось и при возникновении отдельного государства. Религия в древней Греции — это дело государственное, и жрецы, по своей сути, являлись государственными служащими, которые также подчинялись законам, как и другие простые граждане страны. Обязанности же жреца при крайней необходимости мог исполнить царь или глава рода. Жрецы не учили религии и не трудились над созданием богословских трудов, практически никоим образом не развивали религиозную мысль. А узкий круг их обязанностей был ограничен исполнением обряда, исключительно в конкретном храме, к которому каждый жрец приписывался. Общение с богами в древней Греции во время богослужения обуславливалось таким же восприятием их благодетельных, понятных и могущественных существ. Дарами были жертвы, а в обмен бог должен был исполнить просьбу молящегося человека. Бескровные жертвы могли состоять из фруктов, овощей и различных других продуктов, которые посвящались отдельным богам. Кровавое жертвоприношение было сведено к убийству какого-либо животного, но в крайних случаях в жертву мог принестись и человек. Самыми распространенными жертвами для задабривания богов в древней Греции были быки, свиньи и овцы. Во время всеобщих праздников и особых случаев в государственной жизни общества могло быть убито более ста животных. Данное жертвоприношение носит название гекатомб. Все животные, которые приносились в жертву богам в древней Греции, должны были быть идеальны, без каких-либо недостатков. Жрецы перед данным священнодействием наряжались в белую одежду и мыли руки в соленой воде. Обряд происходил при абсолютном молчании, но было музыкальное сопровождение флейтистов. Небольшой кусок умершего животного сжигалось прямо на алтаре, другая часть отходила жрецам, оставшееся же съедалось на пиру, который обычно проходил после подобного богослужения. После священнодействия жрец читал молитву богам в древней Греции, которую должны были повторять все без исключения участники церемонии. К религиозным обрядам также относились проклятие и клятва, т.к. как их можно было произносить по строго установленным порядкам и правилам с одновременным призванием богов в древней Греции. В доме у греков тоже могли быть возведены алтари для приношения жертв и устанавливаться статуи покровителей. Домашний очаг считался священным, т.к. над ним покровительствовала Гестия и, при совершении бескровных жертвенных обрядов у очага, греки напрямую обращались только к этой богине. На пятый день жизни ребенка его проносили вокруг очага, дабы попытаться оградить его от возможного зла. Похороны тоже проводились по строго устоявшееся церемонии. Покойного мазали мазями и различными благовониями. Наряжали в белые одежды, с небольшой монетой во рту, которая предназначалась для Харона, который был перевозчиком мертвых. Изначально в Греции труп сжигался, но вскоре этот обычай был вытеснен традицией погребения тела в специальной гробнице или просто в земле. Одной и главных обязанностей греческих жрецов было предсказание будущего. Многие жрецы занимались исключительно гаданиями по внутренностям принесенных в жертву животных и полетам обычных птиц. Жрецы-эфоры способны были предсказать будущее по изменениям неба, а пифайсты — по молнии. Особой привилегией у греков пользовались оракулы, в которых по преданию боги могли через жрецов дать ответы на любые вопросы, которые задаст человек. Особой известностью обладали оракулы в Додоне, Милете и Буре. Но самым главных оракулом античного мира, бесспорно, был оракул в Дельфах , который изначально был посвящен богам в древней Греции: Гее, после Фемиде и Аполлону. В центре сооружения с оракулом находилась небольшая расщелина, из которой наверх поднимались испарения в виде дыма. Над расщелиной укрепили треножник, на котором восседала предсказательница — пифия. Одурманенная лавром и многочисленными ядами, она впадала в состояние транса, и именно в этот момент боги открывали ей все тайны будущего. Как правило, пророчества этого оракула были довольно туманны и, порой, двусмысленны.

Так, например, Крез спросил у оракула, необходимо ему нападать на Персидское царство. Оракул ответил, что если он нападет, то погибнет великое царство. Результатом этой войны стало падении и завоевание персами царства Креза. На что жрецы сказали, что не было точно сказано, какое царство падет. И посчитали предсказание оракула абсолютно точным.29

Добавить комментарий

Закрыть меню