Дознание в уголовном процессе

рганы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ч. 24 ст. 5 УПК РФ).

Дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования – предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому предусмотренные законом полномочия органа дознания можно условно разделить на следующие группы:

– производство дознания как формы предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1–3 ст. 157 УПК РФ);

– выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Таким образом, деятельность органов дознания, как и всех остальных субъектов уголовной юрисдикции со стороны обвинения, носит досудебный характер.

В соответствии с частью 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

– органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно: а) органы внутренних дел Российской Федерации; б) органы ФСБ России; в) органы ФСО России; г) органы ФТС России; д) органы СВР России; е) органы ФСИН России; ж) органы ФСКН России; з) оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России (ч.

1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

– определенные законом должностные лица ФССП России;

– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

– органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России.

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление совершается вдали от населенных пунктов, а порой – и вообще за пределами основной территории России. Следовательно, быстрое прибытие должностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с частью 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий также возлагаются на:

– капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

– руководителей геологоразведочных партий и зимовок, расположенных в удаленных местах;

– глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев:

– начальника органа дознания;

– начальника подразделения дознания;

– дознавателя.

Начальник органа дознания – это должностное лицо, осуществляющее общее руководство органом дознания, а также ведомственный контроль за деятельностью дознавателей.

При этом необходимо обратить внимание, что УПК РФ прямо не предусматривает, какие конкретно должностные лица наделяются полномочиями начальников органов дознания. Данный вопрос регламентируется ведомственным законодательством (см., например, ст. 8–9 Закона Российской Федерации «О милиции»; ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).

В соответствии со статьей 41 УПК РФ начальник органа дознания (его заместитель) вправе: а) поручать осуществление полномочий органа дознания конкретному дознавателю; б) давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания.

Существует и еще одно специфическое полномочие начальника органа дознания: так, если определенное процессуальное решение относится к компетенции не собственного дознавателя как должностного лица, а именно органа дознания, то оно подлежит утверждению начальником органа дознания.

Таким образом, законодатель предусматривает два различных порядка принятия решений в процессе деятельности органов дознания:

– принятие решения органом дознания. В данном случае постановление выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Подобная форма принятия решений распространяется главным образом на проведение органом дознания неотложных следственных действий в порядке части 1–3 ст. 157 УПК РФ;

– принятие решения дознавателем как должностным лицом. В данном случае постановление дознавателя согласованию с начальником органа дознания не подлежит. Данное правило касается полномочий органов дознания, установленных главой 32 УПК РФ.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания осуществляет непосредственное руководство деятельностью дознавателей и контроль за законностью и обоснованностью их действий (бездействия) или решений.

Следовательно, руководитель подразделения дознания представляет собой как бы промежуточное положение в системе определенного органа дознания. Появление подобной процессуальной фигуры на поле российской уголовной юрисдикции было обусловлено сложной, многозвенной структурой дознания; практической невозможностью начальника органа дознания в ряде случаев осуществлять непосредственный контроль за деятельностью подчиненных дознавателей.

Так, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям начальник подразделения дознания уполномочен: а) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении и принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; б) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; в) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; г) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Помимо этого начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении возложенных на него полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть им обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные предусмотренные законом полномочия (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, дознаватель – это субъект уголовной юрисдикции, на которого возложено непосредственное осуществление полномочий органа дознания.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 41 УПК РФ дознаватель самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, находящемуся в его производстве, имеет право производить процессуальные действия, а также принимать решения по делу. Вместе с тем дознаватель обладает значительно меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, поскольку многие свои решения должен согласовывать с начальником органа дознания. В предусмотренных законом случаях дознаватель должен согласовывать проведение процессуальных мероприятий и принятие процессуальных решений с судом и (или) прокурором. Указания прокурора или начальника органа дознания обязательны для дознавателя, однако он может их обжаловать соответственно прокурору или вышестоящему прокурору. Обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель не может быть допущен к производству предварительного расследования в форме дознания, если ранее он участвовал в проведении по этому уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Введение ……………………………………………………………….

Понятие и сущность дознания в уголовном процессе………………

Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия………………………………………………………….

Процессуальный порядок производства дознания…………………..

Процессуальные особенности форм дознания в уголовном процессе…………………………………………………………………

Процессуальный порядок окончания дознания………………………

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………….

Введение

С принятием УПК РФ процеду­ра расследования в форме дозна­ния была существенно изменена. Органы дознания получили воз­можность расследовать преступле­ния, отнесенные к своей компетен­ции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституци­онных прав граждан, с составлени­ем обвинительного акта. Заверше­ние дознания имеет теперь специ­фическую форму и осуществляет­ся в упрощенном режиме. Законо­датель в отдельных нормах сфор­мулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, опреде­лил их компетенцию. Все эти новел­лы безусловно следует считать про­грессивными.

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

В комментарии в ст. 98 УПК РСФСР 1923 г. было написано: «Роль органа дознания ничем существенно не отличается по закону от роли следователя, и этим органам пред­ставлены широкие права в стадии производства дознания»1

Отсутствие этого разграничения сохранилось и в УПК РСФСР 1960 г., причем пони­мание и применение Закона осложнилось в связи с упоминанием в нем об оперативно-розыскных мерах, проводимых органами дознания, и введением протокольной формы.

В действующем УПК РФ, функция осуществления дознания напрямую связанна с выполнением как неотложных следственных, так иных и процессуальных действий, протокольная же форма в настоящее время не существует.

В данной курсовой работе мы попытаемся рассмотреть особенности производства дознания по уголовным делам на примере уголовно-процессуального законодательства России и Франции.

Целью данной работы является раскрытие содержания производства дознание в уголовном процессе.

Задачи, которые решаются в данной курсовой работе:

  1. исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе;

  2. анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.

  3. делаются выводы по итогам проведенного исследования.

Основные положения данной работы осно­вываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуаль­ного законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоре­тических достижениях в области науки уголовного процесса.

1. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

Дознание в уголовном процессе, являясь одной из форм рассле­дования преступлений, призвано способствовать осуществлению пра­восудия по уголовным делам. Как форма расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все принимаемые в хо­де дознания решения и производимые действия должны строго соот­ветствовать уголовно-процессуальному законодательству2.

Дознание – это самостоятельная форма предва­рительного расследования, призванная играть значительную роль в досудебном производстве по уголовным де­лам. Она во многом сходна с формой пред­варительного расследования — предварительным следствием. Ее основные задачи и цели практически трудно отличить от задач и целей предварительного следствия. В значительной степени оди­наков и установленный законом порядок принятия решений и производства большинства следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств. Одинаково также юридическое зна­чение большинства решений и действий как следователя, так дознавателя, принимаемых ими в ходе предварительного расследования3.

Однако дознание рядом своих свойств отличается от предварительного следствия. К наиболее существенным свойствам такого рода можно было бы отнести следующие.

Во-первых, осуществление расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных лиц — дознавателей. Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следова­тели (например, следователи прокуратуры — по делам о преступ­лениях, совершенных некоторыми должностными лицами или про­тив них (см. пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст.

151 УПК4);

Во-вторых, к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ог­раниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся и ч. 3 ст. 150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмот­ренных статьями Особенной части УК5, В большинстве своем это не отличающиеся существенной сложностью преступления неболь­шой и средней тяжести. В отношении преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание до­пустимо лишь по письменному указанию прокурора. По делам же о тяжких и особо тяжких преступлениях оно недопустимо даже по такому указанию.

Действующий УПК РФ, как и ранее действовавший УПК РСФСР, предусматривает два вида дознания:

1) дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия в объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность — раскрытие уголовно наказуемого деяния, т.е. принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

В УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ст. 117-124), дознанию придается одно значение — расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно6.

Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. гл. 21, 22, 24 — 29, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. ст. 73, 158 УПК).

2. Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия

Действующим уголовно-процессуальным законодательством регламентируются субъекты, которые на законных основаниях наделены правом осуществления дознания в уголовном процессе.

Так, к органам дознания можно отнести следующие:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст.157 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

  • капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

  • руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

  • глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Перечень органов дознания является исчерпывающим. Никакие другие органы не вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела и предвари­тельного расследования.

Необходимо также сказать, что дознание может осуществляться дознавателями. Так по общему правилу дознание осуществляется:

  • дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

  • дознавателями органов службы судебных приставов;

  • дознавателями таможенных органов Российской Федерации;

  • дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

  • следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации7;

  • дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Теперь подробнее рассмотрим субъектов, участвующих в процессе дознания и их полномочия.

Начальник подразделения дознания (ст.40.1 УПК)8.

УПК РФ Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2010 N 158-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.03.2012 N 17-ФЗ, от 03.02.2014 N 3-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

(п.

3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия дознавателя закреплены в статье 41 УПК РФ, а также конкретизированы в иных статьях Кодекса. Поскольку в соответствии с УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, на дознавателя распространяются большинство правил производства следственных действий и принятия процессуальных решений по уголовному делу. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Полномочия: 1)вправе самостоятельно проводить следственный и иные процессуальные действия и принимать решения, кроме случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора или прокурора либо судебное решение; 2)давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановления о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 3)осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование таких указаний никогда не приостанавливает их исполнения. Но при этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.

38.Потерпевший: понятие и процессуальное положение. Частный обвинитель.

Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч. 1 ст. 42 УПК РФ). Закон признает потерпевшим не только физическое, но и юридическое лицо — организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ). Потерпевший вступает в уголовный процесс с момента вынесения постановления дознавателя, следователя, суда о признании его потерпевшим по уголовному делу и разъяснения ему прав. Процессуально-правовое решение о признании физического или юридического лица потерпевшим должно быть принято сразу же, как только будут обнаружены доказательства, указывающие на то, что лицо стало жертвой преступного деяния (действий или бездействия), предусмотренного уголовным законом, но не ранее момента возбуждения уголовного дела.

В соответствии с частью 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе: 1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении; 2) давать показания; 3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний; 4) представлять доказательства; 5) заявлять ходатайства и отводы; 6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; 7) пользоваться помощью переводчика бесплатно; 8) иметь представителя; Потерпевший не вправе: — уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и суда; — давать заведомо ложные показания или уклоняться от дачи показаний; — разглашать данные предварительного расследования. При неявке потерпевшего без уважительных причин он может быть подвергнут приводу (ст. 113 УПК РФ). За отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания потерпевший несет ответственность по статьям 307, 308 УК РФ; за разглашение данных предварительного расследования – по статье 310 УК РФ. Частный обвинитель — это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде (ст. 20, 43, 318 УПК РФ). Лицо признается частным обвинителем с момента принятия мировым судьей его заявления к своему производству. Частным обвинителем по уголовным делам частного обвинения является потерпевший и (или) его законный представитель (п. 59 ст. 5 УПК РФ). О подаче потерпевшим — частным обвинителем заявления составляется протокол с указанием о разъяснении этому лицу прав, предоставленных ему как потерпевшему (ст. 42, 43 УПК РФ). Частный обвинитель как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения наделен совокупностью прав обвинителя (ч. 4-6 ст. 246 УПК РФ), основным среди которых является его право выдвигать и поддерживать обвинение в суде. Уголовные дела частного обвинения рассматривает мировой судья. В ходе разбирательства уголовного дела частный обвинитель вправе: представлять доказательства и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства и отводы; излагать свое мнение по существу обвинения; предъявлять и поддерживать гражданский иск; высказывать свои предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Если частным обвинителем по уголовному делу выступает потерпевший, то он вправе до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора примириться с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Судья в этом случае обязан прекратить производство по уголовному делу. Частный обвинитель вправе обжаловать в апелляционном порядке приговор и постановление о прекращении уголовного дела, вынесенные мировым судьей, а также обжаловать в кассационном порядке приговор и постановление суда апелляционной инстанции (ст. 354 УПК РФ), обжаловать в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств приговоры и постановления мирового судьи и суда апелляционной инстанции (ст. 402, 403, 415, 417 УПК РФ), участвовать при рассмотрении его жалобы вышестоящим судом.



Добавить комментарий

Закрыть меню