Достижение в спорте

Спорт в системе физического воспитания

1. Что такое спорт?
Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

2. Каковы отличительные черты соревновательной деятельности?
Основу спорта составляет соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:

  • система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
  • унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
  • регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

3. Какие изменения в функциональном состоянии человека вызывает соревновательная обстановка?
Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.

Изменяются объективные показатели — ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20 — 30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.

4. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?
Массовый спорт — представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Спорт высших достижений (олимпийский) — предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

6. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?
Профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) — коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.


7. Какой общественный орган руководит международным студенческим спортивным движением?
В настоящее время управлением и развитием международного студенческого спорта занимается Международная федерация университетского спорта (FISU), которая была создана 1 мая 1949 года.

8. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады (летние и зимние)?
FISU один раз в два года (каждый нечетный год) проводит Всемирные Универсиады.

9. Когда состоялась первая Всемирная летняя Универсиада?
Первая Всемирная летняя Универсиада была организована Итальянской ассоциацией университетского спорта и проведена в 1959 году в Турине.

В каком году г. Москва принимала Всемирную летнюю Универсиаду?
В нашей стране (тогда СССР) в 1973 году в Москве состоялась ХII Всемирная летняя Универсиада.

11. Какая общественная организация в масштабах России занимается развитием и управлением студенческого спорта?
В нашей стране управлением и развитием студенческого спорта занимается Российский студенческий спортивный союз (РССС), образованный в 1993 году и возглавляемый Заслуженным мастером спорта СССР, Заслуженным тренером СССР, профессором Киселевым Алексеем Ивановичем.

Министерство общего и профессионального образования РФ

Пермский Государственный Технический Университет

Химико-технологический факультет

кафедра физического воспитания

Реферат за курс физической подготовки

на тему:

Спорт высших достижений

Выполнил: Митяев А.С.

Группа: ХТТ – 00-2.

Проверил: Кораблёва О.В.

Пермь-200 1

Введение. 3

Спорт высших достижений. 4

Спортивная классификация, её структура. 5

Национальные виды спорта. 6

Заключение. 7

Список использованной литературы 8

Введение.

Данный реферат целиком посвящён проблемам спорта. Но спорта в глобальном смысле слова, а не только внутриуниверситетском. Хотя эта часть затронута тоже в немалой степени.

Сейчас, после нескольких кризисов в нашей стране, молодёжь постепенно возвращается в спорт. Создаются всевозможные секции, которые в своей основе призваны повысить уровень спортивной подготовки молодёжи. Спорт начинает становиться не обязательным предметом в школе, университете. Население России понимает, что как говорится «в здоровом теле здоровый дух» и по примеру В.В. Путина всеми своими массами рвётся на свежий воздух, в горы или же в спорт зал на маты. Это не столь уж и важно. Главное, что распространяется физическая культура.

На фоне этого подъёма спортивного движения неплохо выглядят и наши спортсмены на всевозможных международных соревнованиях (особенно на Олимпиадах), но в то же время нет ничего выдающегося в этом на фоне заслуг бывшего СССР. И, тем не менее, надо стараться к более высоким результатам.

Но для достижения высоких результатов и поддержания уровня страны на международной арене, несомненно, нужны свежие силы. А где их взять? Безусловно в студенчестве. И именно о них пойдёт речь в этом реферате.

Спорт высших достижений.

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.

Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.

Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.

Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета.

Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой

Спортивная классификация, её структура.

Единая спортивная классификация необходима для того, чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта.

Внутривузовские соревнования по видам спорта:

Зачётные соревнования на учебных занятиях

ß

соревнования на первенство учебных групп

ß

соревнования на первенство курсов

ß

соревнования на первенство факультетов (или общежитий)

ß

соревнования на первенство Вуза

На этом уровне проводятся такие спортивные соревнования как массовые кроссы, эстафеты и др. Победители идут на:

межвузовские соревнования по видам спорта и ли комплексные спортивные мероприятия:

товарищеские соревнования между курсами, факультетами, Вузами

ß

районные, городские соревнования

ß

областные соревнования

ß

зональные соревнования (по территориальному или ведомственному признаку)

ß

Российские студенческие соревнования, участие в составе сборных команд в соревнованиях РФ.

В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза. Цели подобных состязаний весьма разнообразны: от установления личных контактов до достижения наилучшего спортивного результата в соревнованиях между Вузами, городами, и по России. На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и общественных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи.

Международные спортивные соревнования студентов

Товарищеские соревнования между отдельными факультетами или Вузами

ß

чемпионаты и универсиады Международной федерации университетского спорта (ФИСУ)

ß

участие в составе сборных команд России в чемпионатах Европы, Мира и Олимпиадах.

Олимпийские игры самые авторитетные и представительные международные соревнования. В составе Олимпийской сборной как бывшего СССР, так и современной России всегда успешно выступали студенты-спортсмены.

Национальные виды спорта.

Виды спорта, получившие международное признание, по характеру деятельности спортсмена условно разделяют на ряд групп: лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, гребля, конькобежный и лыжный спорт; спортивные единоборства — бокс, борьба, фехтование; спортивные игры — футбол, хоккей, баскетбол и др.; виды спорта, использующие специальное оружие для поражения цели – стрельба пулевая, из лука, на стенде; состязания в мастерстве управления средствами передвижения – велосипедом, мотоциклом, яхте и т.д.; игровые единоборства, построенные на абстрактно-логическом композиционно мышлении человека – шахматы, шашки. Особый вид спорта – конный, основанный на мастерстве управления и выездки лошади. В настоящее время всё большее распространение получают экстримальные виды спорта – горнолыжный спорт, дайвинг, парашютный спорт, альпинизм, скалолазание и т.д.

Также виды спорта можно классифицировать по преимущественно развиваемым у человека качествам: силе, быстроте, выносливости, ловкости, сочетанию разных качеств. Некоторые виды спорта имеют многовековую историю и развились из самобытных физических упражнений в трудовой и военной деятельности. К ним относятся бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и др.

Часть видов спорта сформировалась и развилась сравнительно недавно: в середине XIX – начале XX веков. Сюда можно отнести спортивные игры, гимнастику, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и т.д. Также на базе развивающейся техники возникли автомобильный, мотоциклетный и др. виды спорта.

Заключение.

В связи с бурным развитием старых и появлением всё новых видов спорта на основе НТР и НТП для населения предоставляются всё более широкие горизонты и возможности для развития своего духа и тела и путём самосовершенствования достигнуть высоких результатов и признания. Студентам надо решить, что им «по душе» и на основе психофизиологического состояния определить пути развития и самосовершенствования. Конечно, в курсе школьной и университетской программы физической подготовки просто невозможно обхватить все виды спорта в силу тех или иных причин, следовательно необходимо совершенствовать и развивать в себе те или иные навыки и не только во время занятий.

Список использованной литературы

Курс лекций по дисциплине «физическая культура» для студентов фармацевтических вузов г. Пермь 1998.

Онлайн-тестыТестыФизкультура и спортФизическая культуравопросы

1-15 … 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 … 241-250

«Спорт в системе физического воспитания»

166. Когда и где состоялась первая Всемирная летняя Универсиада?
• в 1959 году в Турине
167. Кто не имеет права участвовать в Универсиадах?
• абитуриенты
168. Кто считается основателем международного студенческого спортивного движения?
• Жак Птиаж
169. Разделение каких разновидностей спорта в настоящее время очень условно?
• олимпийского и профессионального спорта
170. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады (летние и зимние)?
• один раз в два года (каждый нечетный год)
171. Что из перечисленного не является отличительной чертой соревновательной деятельности?
• соревновательная деятельность характеризуется повышенным уровнем риска
172. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?
• регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства
173. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?
• коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий
174. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?
• спорт, который предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях
175. Что такое спорт?
• составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека

«Теоретические и методические основы физического воспитания»

176. Для реализации какого методического принципа физического воспитания на практике применяются показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы; видеофильмы; звуковая и световая сигнализация?
• принципа наглядности
177. Для соблюдения какого методического принципа физического воспитания преподаватель должен «…довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения»?
• принципа сознательности и активности
178. Известно, что занятия физическими упражнениями способствуют формированию определенных свойств личности.

Какой из приведенных ниже видов спорта в большей степени формирует настойчивость?
• бег на длинные дистанции (циклический вид спорта)
179. К группе каких методов физического воспитания относятся игровой и соревновательный методы?
• к методам частично регламентированного упражнения
180. К каким методам физического воспитания относятся методы строго регламентированного упражнения и методы частично регламентированного упражнения?
• к практическим методам

Функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности, общества.

Функции спорта: 1) специфические (соревновательно-эталонная и эвристически-достиженческая); 2) общие (личностно-направленного воспитания, обучения и развития, оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, социальной интеграции и социализации, коммуникативная, экономическая).

1. Специфические функции: 1) соревновательно-эталонная функциявыражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом (эталоном), образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма; 2) эвристически-достиженческая функция.Даная функция тесно связана с эталонной функцией и выражается, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности (творчески-поисковой), включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений.

2.Общие функции. Функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Существенна роль спорта в улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации.

Эмоционально-зрелищная функция.Спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе, сплачивают значительные группы людей.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Эстетическая функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воздействие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономические функции спорта.

Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его членов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. Доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль.

Основные направления в развитии спортивного движения. Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:

1) общедоступный спорт (массовый); 2) спорт высших достижений. 1. Общедоступный спорт включает: 1) школьно-студенческий спорт; 2) профессионально-прикладной спорт; 3)физкультурно-кондиционный спорт; 4) оздоровительно-рекреативный спорт.

1. Спорт массовый (общедоступный) –средство повышения физического состояния (кондиции), поддержания необходимого уровня работоспособности, достижения спортивных результатов массового уровня.

Спорт массовыйвключает: 1) школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (ОУ, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.). Школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня; 2) профессионально-прикладной спорт- средство подготовки к определенной профессии в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и т. д.;3) физкультурно-кондиционный спорт — средство поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие массовых официальных соревнованиях (например, «Кросс наций», «Лыжня России» и др.); 4) оздоровительно-рекреативный спорт — средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности (например, рыбалка, охота, туризм и др.).

2. Спорт высших достиженийвключает: 1) супердостиженческий (любительский) спорт — деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.

Супердостиженческий (любительский) спорт приобретает признаки профессионального спорта той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности. Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России;

2) Профессиональный спорт -предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.Профессиональный спорт: а) профессионально-коммерческий спорт; б) достиженческо-коммерческий спорт; в) зрелищно-коммерческий спорт. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке» (теннис, гольф и т.д.). Профессиональных спортсменовможно разделить на группы: 1) первая– спортсмены, успешно выступающие как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов (например, теннис); вторая — спортсмены, выступающие в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению (например, гольф); третья- спортсмены-ветераны, специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках.

Профессионально-коммерческий спорт- развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта.

Спорт и Фитнес

Немного о массовом спорте

Целями его являются укрепление здоровья людей, улучшение собственного физического состояния и активный отдых. В ходе массового спорта человечеством совершенствуются собственные возможности и накапливается физический потенциал. Функции, присущие ему, можно назвать развивающими, воспитательными, коммуникативными. Этот вид спорта служит объединению отдельных людей в социальные группы и в целом развитию каждой из наций.

В условиях современной жизни важность осуществления всего комплекса задач по подготовке высокопрофессиональных и востребованных кадров для массового вида спорта — инструкторов, тренеров, преподавателей физкультуры — более чем очевидна. Одновременно нынешнее российское общество испытывает серьезные сложности в развитии этого самого массового спорта. Заключаются они в недостатке оборудования и хорошего инвентаря, нормального информационного оснащения спортзалов, слабой методической и программной базе, низкой зарплате преподавателей физкультуры и, к сожалению, постепенно снижающемся профессионализме. В результате всех этих факторов система физического воспитания в нашей стране в последние годы и десятилетия серьёзно отстаёт от мирового уровня.

Спорт — дело государственной важности

Чтобы одолеть поставленную цель, существуют специально разработанные системы физических упражнений и комплексной подготовки. Правильное выполнение их ведет к достижению максимально возможных результатов. Разработкой таковых в целях развития спорта высших достижений заняты ведущие НИИ страны. Полученные на основе исследования индивидуальных возможностей человека в конкретном виде спорта результаты позволяют разрабатывать для массовой практики физического воспитания оптимальные и самые эффективные методы и средства совершенствования.

Рекорды, добытые в олимпийских, национальных, международных и прочих соревнованиях, — главный показатель спорта высших достижений. Это основа морального стимула, на котором держится развитие массовых его видов и физкультурных занятий. Личный пример российских чемпионов, побеждающих на международной арене, стимулирует людей к активным занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, воспитанию подрастающего поколения путем приобщения к движению.

О мотивации и психологическом эффекте

В современном мире проблемы человека в сфере большого спорта серьёзно и подробнейшим образом изучаются. Спорт — та самая среда, в которой возможно моделирование самых разных экспериментальных ситуаций и условий. Спортсмены добровольно идут на испытание максимальными психическими и физическими нагрузками с целью выявления и демонстрации предельных психофизических человеческих возможностей. Ради чего же это делается? В качестве мотивации выступают и честолюбие, и мотив самоутверждения, и множество прочих факторов вплоть до банальной меркантильности.

Каждый из видов спорта высших достижений имеет свою собственную специфику, под влиянием которой формируются те или иные психические качества. Востребованность их не только в спорте, но и в обыденной жизни и профессиональной деятельности очевидна и не вызывает сомнений. Например, всем известно — командные игры спортивного характера воспитывают в человеке умение соотносить собственные действия с действиями других, формируют коллективизм, сознательную дисциплину и коммуникабельность.

Немного о физических качествах

Принято вести речь о пяти основных физических качествах — силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости. Проявление их зависит от функциональных характеристик организма и подготовленности его к нагрузкам.

В частности, под силовыми способностями (силой) в сфере физического воспитания понимается способность к преодолению внешнего сопротивления либо противодействию таковому при помощи мышечного напряжения. Рост силы сопровождается ростом и утолщением мышечных волокон. Всем известно, что мышечных групп существует много. Развивая определенные из них, возможно изменить телосложение (наглядный пример — гимнасты-атлеты).

Другая характеристика — быстрота — представляет собой комплекс таких функциональных человеческих свойств, которые непосредственно определяют скоростные характеристики движения человека в совокупности с его двигательными реакциями. Неправильно путать быстроту движений и скорость перемещения. Например, у конькобежца скорость по сравнению с бегуном-спринтером значительно больше, но второй опережает его по частоте (быстроте) движений. Именно потому новейшие исследования в области теории спорта предпочитают термин «быстрота» заменить на понятие скоростных способностей.

ВОПРОС № 2 Основные направления в развитии спортивного движения (общедоступный спорт и спорт высших достижений).

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:

1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений.

Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенчес­кий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособ­ности в системе образования и воспитания (общеобразователь­ные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-тех­нические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных резуль­татов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных еди­ноборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддер­жания необходимого уровня работоспособности, повышения фи­зической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровитель­но-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановле­ния, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений — деятельность, направленная на удов­летворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и пре­стижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с боль­шими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших дости­жений.

Современный спорт высших достижений также неодноро­ден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений:

1) любительский спорт;

2) профессиональный спорт;

3) профессионально-коммерческий спорт:

— достиженческо-коммерческий спорт;

— зрелищно-коммерческий спорт.

Любительский спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, органи­зации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащи­ми, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессиона­лов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чем­пионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальней­шем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые уста­новки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной се­рии стартов, следующих один за другим, что связано с ма­териальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке».

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стре­мятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпиона­тах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих вы­сокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача — успешное выс­тупление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, осо­бенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая сред­ний уровень физической подготовленности и очень высокий тех­нический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших дости­жений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.

По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:

— начальной подготовки — 70,6%;

— начальной и углубленной специализации — 27,1%;

— спортивного совершенствования — 1,7%;

— высшего спортивного мастерства — 0,45%.

Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.

Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами.

Таким образом, современная система спортивных школ и клу­бов работает как на спорт высших достижений, так и на общедо­ступный (массовый) спорт.

Классификация видов спорта. Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Матвеев, 1977):

1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявле­нием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возмож­ностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых » жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5-я группа — виды спорта, основное содержание которых; определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Добавить комментарий

Закрыть меню