Допрос свидетелей и потерпевших

Тактика допроса свидетелей и потерпевших

В качестве свидетеля допрашивается лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Не могут быть допрошены в качестве свидетеля защитник, адвокат, представитель профсоюза, других общественных организаций об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей защитника либо представителя. Лицо не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Свидетели подразделяются на свидетелей-очевидцев, которые видели, как происходило расследуемое событие, и свидетелей, которые могут показать о различных обстоятельствах, связанных с происшедшим событием (приметах лица, совершившего преступление, свидетелях-очевидцах, орудии преступления и т.п.). Среди очевидцев выделяются активные свидетели-очевидцыи пассивные. К активным относятся те, кто пытался пресечь, предотвратить преступное посягательство, принимал участие в задержании лица, совершившего преступление, вызывал милицию, оказывал помощь потерпевшим и т.д. Их активная роль нередко приводит к довольно сильному психическому напряжению, которое может помешать восприятию каких-либо фрагментов происшедшего. В показаниях таких очевидцев поэтому возможны различные дефекты, пробелы, искажения, преувеличения своей роли в пресечении преступного посягательства.

Пассивные очевидцы подразделяются на две группы. Первую составляют очевидцы, которые имели возможность действовать активно, но под влиянием страха, нежелания вмешиваться, уговоров и просьб знакомых, близких и иных причин предпочли остаться в стороне. Их показания могут быть деформированы за счет не всегда даже осознаваемого стремления скрыть некоторые неблаговидные нюансы своего поведения и желания представить себя в более выгодном свете.

Ко второй группе пассивных очевидцев относятся свидетели, которые не могли проявить активность в силу объективных причин (например, наблюдали за происходившим из окна дома либо из проезжавшего мимо транспорта). На формирование их показаний могут повлиять волнение, эмоциональные переживания, вызванные совершаемым на их глазах преступлением,

В начале допроса свидетеля основное внимание уделяется установлению с ним надлежащегр психологического контакта. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению со свидетелем. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве. Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему известно по делу, но разъяснение положений ст. 307 и 308 УК предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.

Предупреждение же лица, которое может дать ложные показания или попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить такому лицу, что ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается истина, но также и ссылка на то, что «не видел», «не заметил», «не помню», если в действительности видел, заметил, запомнил. При необходимости ему можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.

При допросе недобросовестного свидетеля, уклоняющегося от сообщения каких-либо сведений, дающего ложные показания, важно выяснить и нейтрализовать мотивы его позиции. Большое значение может иметь обращение к положительным качествам личности допрашиваемого, пробуждение в его сознании и переживаниях чувства ответственности, гражданского долга. К тактическим приемам допроса такого лица относятся детализация показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и деталям, по которым трудно заранее договориться, а также выявление проговорок, внутренних противоречий в сообщаемых сведениях и их несоответствия другим имеющимся доказательствам. В вопросно-ответной стадии после фиксации основных показаний допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия и предлагается объяснить, чем они вызваны. Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, создавая дефицит времени, ограничивает возможности допрашиваемого найти приемлемое объяснение различным имеющимся в его показаниях противоречиям. Кроме того, при допросе недобросовестного свидетеля могут быть использованы те же приемы, что и при допросе подозреваемых (обвиняемых).

При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств. Преодолеть заблуждение во многих случаях помогает выяснение условий наблюдения и субъективных возможностей допрашиваемого лица, причем причина искажений порой может быть элементарно простой. Так, выясняя по одному делу причины расхождений в показаниях очевидцев, следователь неожиданно для себя установил, что две свидетельницы ошибочно восприняли некоторые обстоятельства происшедшего, поскольку страдали близорукостью и в момент случившегося были без очков. Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон его ведения следователем. Допрос должен проводиться без спешки, не рекомендуется без необходимости прерывать свободный рассказ.

Воспринятые события и предметы запечатлеваются в памяти и определенной связи между собой, а также в связи с впечатлениями и представлениями из прошлого и последующего опыта. Напоминание или воспоминание об одном из элементов этой связи является тем первым узелком, который способствует развертыванию в сознании всей цепочки ассоциаций. Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.

Для действия ассоциации по времени следует рекомендовать лицу, дающему показания, вести рассказ в том порядке, в каком развивались события. В других ситуациях может помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город и т.п.). Активизировать ассоциативные связи и оживить память помогают вопросы по смежным с исследуемым событием обстоятельствам, выяснение фактических данных, относящихся к предшествующим или последующим событиям, допрос о том же событии или о тех же обстоятельствах, но в разных планах, в различной (логической или хронологической) последовательности.

Чтобы определить время, в течение которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать все эти отрезки.

Для использования ассоциации в пространстве можно предъявить предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных схем, рисунков, чертежей, а также макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению к деталям происшедшего и благоприятствует воспоминанию.

Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую фамилию, внешность человека и т.п. Для припоминания фамилии следует предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных тканей, фасонов одежды, цветных репродукций грузовых и легковых автомашин и т.п. Использование ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий – низкий, черный – белый, толстый – тонкий и т.п.).

В отдельных случаях преодолеть добросовестное заблуждение и оказать допрашиваемому помощь в припоминании можно путем предъявления доказательств: оглашения показания, воспроизведения фонограмм допроса других лиц и проведения очных ставок. С этой целью могут быть предъявлены вещественные доказательства, различные документы, видеозапись или киноленты места происшествия и окружающей обстановки, а также проведено предъявление для опознания лиц, и предметов.

Основные правила использования информации. Предъявление доказательств, использования различных объектов и схем, а также ознакомление с показаниями других лиц следует проводить так, чтобы избежать подсказки и наводящих вопросов.

Информация, имеющая доказательственное значение, может быть использована на допросе лишь после свободного рассказа и в тех случаях, когда следователю не удалось путем постановки соответствующих вопросов и обращения к ассоциативным связям преодолеть забывание допрашиваемого или устранить его добросовестное заблуждение.

В вопросно-ответной стадии допроса информация используется не только посредством ее включения в содержание вопроса. Информация может находиться и за пределами вопроса, предшествовать или сопровождать его (например, при предъявлении вещественных доказательств, оглашении показаний других лиц и т.п.). В каждом случае такого использования информации нужно правильно оценивать информационное содержание задаваемых вопросов. Неправильно полагать, что в задаваемом вопросе вообще не должно содержаться никакой исходной информации для ответа. Подобное требование явно невыполнимо, поскольку довольно часто вопрос не может быть не привязан к определенному месту, времени, людям, обстоятельствам и т.п. Например, в вопросе «где Вы были такого-то числа?» содержится ориентировка во времени, в вопросе «при каких обстоятельствах Вы познакомились с Н.?» – ориентировка по отношению к определенному лицу и т.д.

Отличие допустимого в процессуальном отношении вопроса от наводящего состоит не в том, что в наводящем вопросе подсказывающая информация имеется, а в правомерном вопросе ее нет, а в том, что содержащаяся в наводящем вопросе информация (как словесная, так и несловесная – мимика, жесты, эмоционально-интонационный подтекст) внушает, наводит, подсказывает определенный ответ. Наводящий вопрос не только содержанием, но еще и формулировкой может побуждать, ориентировать на подтверждение определенной информации. Наводящий вопрос – это такой вопрос, который при его постановке рассчитан на подтверждение содержащейся в нем либо подсказывающей информации, и ответ на него, по имеющимся в нем фактическим сведениям, полностью соответствует содержанию вопроса, не выходит за его рамки, не дает новой, дополнительной, ценной в доказательственном отношении информации, кроме как почерпнутой из заданного вопроса.

В каждом случае использования при допросе информации необходимо не подтверждение допрашиваемым тех или иных сообщенных ему сведений, а получение показаний, в которых бы он вышел за пределы этого сообщения, проявил знание новых информационных элементов (обстоятельств, деталей определенного события) или указал на новые дополнительные связи между элементами сообщенной ему информации.

ДОПРОС ПОТЕРПЕВШЕГО

Допрос потерпевшего несколько отличается от допроса свидете­ля. Потерпевший, в отличие от свидетеля, не удаляется из зала судебного заседания, а все время находится в нем. Потерпевший слышит свои показания во время прочтения обвинительного зак­лючения и может их еще раз проанализировать. Потерпевший процессуально более независимая фигура в процессе. Его спра­шивают, иногда заискивают,иногда боятся, гак как он можетоб­жаловать приговор. От мнения потерпевшего по ряду преступле­ний зависит мера наказания. От его показаний зависит размер ущерба и его значительность. Потерпевший, особенно по поло­вым преступлениям и убийствам, крайне резко и негативно на­строен против подсудимого и его адвоката. Поэтому допрос по­терпевшего ведется с еще большей осторожностью.

Если адвокат видит резко негативное отношение к себе и к подсудимому, лучше вообще уклониться от каких-либо вопросов.

В последнее время, особенно после разъяснения Конституци­онного Суда РФ1, потерпевший стал таким процессуальным уча-

1 См.: Постановление Конституционного СудаРФ от15 января 1999 г. «По делуо проверке конституционности положенийчастей первой и второй ста­тьи295 Уголовно-процессуальногокодекса РСФСРн связи с жалобой гражда­нинаМ.Л.Клюева» СЗ РФ. 1999. № 4. Ст.602.

стником. с которым приходится считатьсякак с равноправнойстороной. Иногда в одном деле могут появиться сразудва потер­певших. Например, Фрунзенский суд г. Иваново признал не про­тиворечащим действующему законодательству наличие двух по­терпевших.

В 1999 г. был похищен Я., 30-летний дееспособный предприниматель, имеющий ребенка и жену. Пробыл он похищенным чуть более суток. Но его мать заявила, что этим похищением, по ее мнению, была предпринята по­пытка нейтрализовать ее как доверенное лицо одного из кандидатов в де­путаты Государственной Думы РФ. Она переживала похищение, испыты­вала моральные страдания, следовательно, она должна быть признана потерпевшей. И следствие, и суд с такими доводами согласились. Безус­ловно, необходима предельная осторожность при допросе такого потер­певшего (кстати, юриста по должности и образованию), любой заданный вопрос анализировался через призму всего дела, и на любой вопрос да­вался ответ, неблагоприятный для задающего. Очевидно, нет необходимо­сти пояснять, почему вопросы подобному лицу не задавались.

Стремление потерпевшего как можно сильнее сгустить крас­ки происшедшего понятны, и если есть возможность, то доста­точно одним вопросом нейтрализовать всю картину, нарисован­ную четкими красками.

В качестве примера можно привести воспоминание И. Губер-мана о поэте М. Светлове, когда того обязали быть народным за­седателем.

«Шло дело об изнасиловании во врачебном кабинете. Было что-то тем­ное во всем происшествии: врач будто бы для овладения пациенткой ис­пользовал какие-то наркотики.

— Вот под наркозом он меня и снасильничал, — бойко и громко поясни­
ла разбитная бабешка, — я и не почувствовала, потому и не кричала.

Заседатель Светлов поднял голову с ладоней (он дремал, о стол обло­котившись) и спросил:

— Скажите, пострадавшая, вас насиловали под общим или под мест­
ным наркозом?

Заседание прервалось и уже в тот день возобновиться не смогло, даже судья не в силах был вернуть своему лицу пристойное выражение»‘.

Допрос эксперта или специалиста в качестве свидетеля требу­ет от адвоката предельного знания предмета, о котором будет идти речь в судебном заседании; предвидения возможных ответов.

Если этого не сделать, то не только можно стать предметом насмешек со стороны допрашиваемого, но и нарушить основную заповедь адвоката: не вреди!

Подведем итог и попытаемся суммировать наиболее важные моменты допроса в суде.

Губерман И. Пожилые записки. Екатеринбург;1999. С.184.

Допросв суде

Выбор спиде геля Тактика допроси Особенности допроса потер­певшего Особеннос in допроса эксперта
1.Выбирайте 1. Самый лучший 1. Уважайте I. Готовьтесь к
достоверного вопрос — не потерпевшего. допросу
свидетеля заданный ! fe отвечайте эксперта
2. Свидетель вопрос на его эмоцио- 2. Вопрос и
до. 1 же и 2. Умейте нальные ответ
помогать,а вовремя выпады должны знать
не разрушать остановиться 2. Если чувствуе- не хуже
выбранн\ю тенегативное эксперта
вами отношение
ПОЗИЦИЮ откажитесь от
вопросов

Приведенные ниже упражнения позволят самостоятельно тре­нировать и отрабатывать навык допросов в суде.

УПРАЖНЕНИЕ 1 Ролевая игра «Дело Христофоровой»

Для проведения этой ролевой игры необходимо, чтобы кто-либо из играющих взял на себя исполнение роли подсудимой Христо­форовой. С конфиденциальной информацией для нее должен зна­комиться только исполнитель этой роли. Один из играющих дол­жен взять на себя роль председательствующего в процессе. При этом председательствующий не будет использовать свое право за­давать вопросы подсудимой, а ограничится лишь рассмотрением ходатайств об отводе вопросов либо использует право отводить вопросы по своему усмотрению. Кроме этого, председательству­ющий должен принимать необходимые меры к обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка. Затем разделитесь на две подгруппы, из которых одна будет представлять государствен­ное обвинение, другая — осуществлять защиту подсудимой.

До начала судебного заседания каждая группа определяется с позицией, которую будет отстаивать в суде на основе тех обстоя­тельств дела, которые эту позицию подтверждают.

При условии, что суд провел подготовительную часть судеб­ного заседания и приступил к исследованию доказательств по делу, каждая группа проводит допрос подсудимой, используя приведен-

ные ниже данные: выписки из постановления о привлечении в качестве обвиняемой, выписки из протокола допроса обвиняемой и конфиденциальную информацию.

Свидетелем преступления является оперуполномоченный Восканов, который под видом наркомана внедрился в доверие к Христофоровой и 4 раза произвел у нее закупку героина.

Продажа заснята на скрытую видеокамеру, а в качестве оплаты исполь­зовались помеченные специальным составом денежные купюры, которые в дальнейшем были изъяты у Христофоровой.

Христофорова Роза Васильевна, 62 года, по национальности цыганка, неграмотная, расписывается символом, т.е. ставит вместо подписи крестик.

В своих показаниях на следствии Христофорова пояснила, что у нее очень тяжелое материальное положение, что ей предложила знакомая с юга продавать лекарства для больных. Лекарства она будет передавать ей небольшими порциями, а также присылать больных. Ее задача — только отдавать лекарства и брать за это деньги, половину которых она обязана отдавать знакомой.

Христофорова никогда не читала газет или журналов, в доме нет ни ра­дио, ни телевизора (подтверждено протоколом обыска).

На видеозаписи, просмотренной в судебном заседании, слово «нарко­тик» не произносилось ни Христофоровой, ни Воскановым. Христофорова неоднократно говорила: «Ты пришел за лекарством? Вот тебе лекарство!».

Подготовка к допросу свидетелей и потерпевших

Показания свидетелей и потерпевших являются одним из наиболее распространенных источников получения данных, имеющих значение для дела. Свидетелем является любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ). Исключение составляют следующие лица:

  1. судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
  2. адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;
  3. адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;
  4. священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
  5. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий (ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Свидетель и потерпевший может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу (ст. 78, 79 УПК РФ). Не являются доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелями и потерпевшими, если они основанные на догадке, предположении, слухе, а также, если свидетель не может указать источник своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 187 УПК РФ по общему правилу допрос проводится по месту производства предварительного следствия. В кабинете следователя не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание допрашиваемого. Небезразлично для свидетеля и потерпевшего, где он будет сидеть по отношению к следователю. Наиболее удачное расположение при допросе свидетелей и потерпевших – у стола напротив. Во время допроса необходимо предотвратить нахождение в кабинете посторонних лиц, отвлекающие телефонные звонки и т. д., все это не способствует доверительному общению и мешает установлению психологического контакта с допрашиваемым. Рекомендуется закрепить на двери кабинета табличку с надписью: «Тихо, идет допрос. Не входить».

Решение произвести допрос в другом месте следователь принимает самостоятельно в связи со следственной ситуацией, причем это решение обусловливается в первую очередь объективной необходимостью (нахождение потерпевшего в медицинском учреждении, удаленность места жительства допрашиваемого и т. д.), а во-вторых, тактической необходимостью (например, допрос малолетнего потерпевшего по месту жительства в наиболее привычной для него обстановке).

Эффективность и качество проведения допроса во многом определяется хорошо продуманными подготовительными мероприятиями следователя. Проведение допроса без подготовки приводит к нежелательным последствиям: не обеспечивает возможности получения от свидетелей и потерпевших полной и достоверной информации.

Подготовка к допросу свидетеля и потерпевшего состоит из совокупности заблаговременно продуманных и применяемых следователем организационных тактических приемов и решения конкретного круга вопросов в целях достижения результативного проведения данного следственного действия. В целях обеспечения результатов допроса следователю необходимо использовать следующие организационные действия: тщательное, всестороннее изучение материалов дела имеющихся к моменту проведения допроса; определение цели, предмета, задач допроса; установление конкретного времени, места проведения этого следственного действия, а также способа вызова свидетеля и потерпевшего; изучение личности допрашиваемого; подготовка вещественных и иных доказательств, которые необходимо предъявить в ходе допроса; решение вопроса о приглашении специалиста (например, педагога (психолога) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля); получение консультации (в случае необходимости) специалистов по вопросам их профиля, являющимся предметом допроса; подготовка научно-технических средств и приглашение специалиста-техника при предполагаемом использовании звукозаписи, видеозаписи в ходе допроса; установление взаимодействия с органами дознания в целях использования оперативных сведений (в случае необходимости); выбор и возможность использования тактических приемов в отношении конкретного свидетеля и потерпевшего; составление письменного плана предстоящего допроса.

Особенности формирования показаний свидетелей и потерпевших

Важную роль в тактике допросасвидетелей и потерпевших играет понимание процесса формирования их показаний.

Отражение в сознании человека события преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, а также последующее воспроизведение их на допросе – процесс формирования показаний. Процесс формирования показаний у свидетелей и потерпевших подчинен общему правилу порядка формирования показаний и имеет три стадии: восприятие информации; запоминание и сохранение информации; воспроизведение информации.

На каждой стадии на свидетелей и потерпевших воздействуют объективные и субъективные факторы, влияющие на протекание этих стадий. Воздействие этих факторов определяет качество показаний, так как каждая из них содержит возможность утраты и искажения информации.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира во всей совокупности их свойств и признаков, действующих на органы чувств в данный момент.

К объективным факторам, влияющим на полноту и качество восприятия, можно отнести: неожиданность и кратковременность воспринимаемого явления; неблагоприятные погодные условия, препятствующие восприятию события преступления (дождь, туман, снег, метель и т. д.); особенности освещения, сильный шум; обстановку помещения или местности, в которой происходит воспринимаемое событие (нормальному восприятию мешают какие-либо предметы; четкость восприятия речи зависит от акустических особенностей помещений и т. д.); слишком большой объем воспринимаемой информации; применение преступником маскирующих средств происходящего.

Полноте восприятия способствуют следующие субъективные факторы: нормальное психофизиологическое состояние органов чувств; сосредоточенность и направленность внимания на определенный объект или явление (целенаправленное произвольное организованное восприятие позволяет отразить событие наиболее полно и качественно); навыки по организованному восприятию, которые имеются у потерпевшего или свидетеля (формируются в результате жизненного опыта и профессиональной деятельности).

К субъективным факторам, которые препятствуют качественному восприятию, относятся: дефекты органов чувств либо их болезненное состояние (дальтонизм, монохромное зрение, глухота и т. д.); индивидуальные особенности восприятия конкретного человека, сформированные на основе общих свойств и закономерностей процесса восприятия, таких как предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность восприятия и иллюзии; неудовлетворительное физиологическое состояние (состояние алкогольного или наркотического опьянения, соматическое заболевание и т. д.); эмоциональное состояние потерпевшего и свидетеля. Состояние страха, испытываемое потерпевшим в момент преступления, сужает сознание и снижает полноту и точность восприятия реальности.

Следующий этап формирования показаний – запоминание и сохранение информации. Память – это познавательный психический процесс, посредством которого происходит накопление, сохранение и последующее воспроизведение человеком информации, в том и числе и показаний.

На качество запоминания влияют следующие факторы: время, истекшее с момента восприятия (чем ближе восприятие и запоминание к припоминанию, тем, по общему правилу, точнее и полнее воспринятое может быть воспроизведено); сила впечатления (чем ярче оно было, тем лучше оно запомнится); состояние организма (человек уставший, поглощенный своими мыслями, больной хуже запоминает, чем здоровый, так как хуже может сосредоточиться на происходящем); темперамент человека (лучше запоминают люди медлительные, спокойные); возраст (пожилые люди быстро забывают происходящее с ними в настоящее время, дети же быстро забывают в силу не развитости мыслительных процессов).

Следующий этап формирования воспроизведение информации. Вызов свидетеля и потерпевшего к следователю обычно способствует припоминанию определенных обстоятельств еще до допроса. Субъект мысленно обращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему известна причина вызова, определить, какие конкретно факты интересуют следователя. На этой стадии формирования показаний так же, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях, что создает серьезную угрозу достоверности показаний. Недостающие пробелы памяти заполняются образами представления о предметах, объектах, явлениях.

Воспроизведению показаний на допросе может помешать волнение, вызванное необычной для допрашиваемого обстановкой и процедурой допроса. При допросе нужно иметь в виду, что слишком сильное желание припомнить воспринятое может затруднить воспроизведение вследствие появляющегося процесса торможения, вызванного переутомлением нервных клеток коры головного мозга. В этих случаях желательно перейти к выяснению других обстоятельств, побеседовать на нейтральные темы. Отвлечение внимания помогает снять торможение и тогда то, что надо припомнить, как бы само всплывет в памяти.

Существенные искажения информации возможны также при передаче, приеме, переработке и ее процессуальном закреплении. Словесное описание явлений и само явление не могут полностью совпадать: одни и те же слова, фразы в устах различных людей могут иметь различный смысл. Особенно это характерно для малолетних свидетелей и потерпевших, у которых понятийный аппарат еще не сформирован. Поспешность, невнимательность следователя может помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения.

Таким образом, на стадиях восприятия, запоминания и сохранения и воспроизведения показаний на свидетеля и потерпевшего воздействуют объективные и субъективные факторы, которые влияют на их качество, обусловливая утрату информации о событии. Данное явление получило название добросовестного заблуждения допрашиваемого, т. е. неумышленного сообщения на допросе информации, не соответствующей действительности. Преодолению добросовестного заблуждения способствует знание следователем закономерностей процесса формирования показаний, учет индивидуальных особенностей личности допрашиваемого и владение приемами по его преодолению.

Допроссвидетелей и потерпевших чаще всего проходит в бесконфликтной ситуации (так как интересы следователя и допрашиваемого совпадают, т. е. нет сопротивления, противодействия).

Следовательно, основная тактическая задача следователя заключается в том, чтобы выяснить и зафиксировать показания свидетеля и потерпевшего в полном объеме с последующей возможностью их конкретизации и проверки с помощью доказательств, полученных из других источников.

Применение тактических приемов связано непосредственно со стадиями допроса.

На первой, вводной части допроса, следователь узнает от допрашиваемого анкетные данные (фамилию, имя, отчество, год рождения, состав семьи и т. д.) и разъяснеет свидетелю и потерпевшему их права и обязанности. Разъяснение необходимо проводить доброжелательным тоном, в конце объяснения необходимо переспросить допрашиваемого, понятна ли ему суть сказанного. За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний свидетель и потерпевший несут ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 42, 56 УПК РФ).

Безусловно, всесторонне изучить перед допросом интеллект, особенности характера, морально-волевые качества всех свидетелей и потерпевших следователь не может. Во-первых, это физически невозможно, так как в производстве следователя находится несколько десятков уголовных дел, а, следовательно, количество потерпевших и свидетелей довольно велико. Во-вторых, качественное изучение личности предполагает личное общение, а следователь зачастую встречается с потерпевшим и свидетелем впервые именно на допросе. Поэтому дополнительные данные о психике свидетелей и потерпевших следователь получает на этом этапе допроса. И только тогда он окончательно определяется с тактикой производства допроса.

Перед тем, как приступить к допросу, следователь должен суметь разъяснить всю серьезность предстоящего допроса, а также обязательно сообщить допрашиваемому, будут ли применяться средства видео- или звукозаписи.

Вторая стадия допроса – установление психологического контакта, т. е. создание условий, которые способствуют общению следователя с допрашиваемым. Обычно на этой стадии задаются незначительные для существа дела вопросы. Речь идет об учебе, труде, жизни допрашиваемого, на этой стадии допустимы разговоры даже о погоде, спорте и любых иных вещах, интересных допрашиваемому. На этом этапе, в ходе простого обмена информацией определяются такие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности и т.д.

Часто следователю приходится выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого приступать к допросу. Это в первую очередь относится к потерпевшим, которые пережили физическое насилие и могут находиться в угнетенном состоянии. Следователь обязан уметь увидеть такое состояние допрашиваемого, определить его причины и устранить их. Если потерпевший находится в шоковом состоянии и не способен давать показания, допрос необходимо отложить пока его психическое состояние не нормализуется.

После установления психологического контакта следует перейти к стадии свободного рассказа. Свободный рассказ происходит в хронологическом порядке.

Допрашиваемый должен дать подробные показания по всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу. Следователь должен определить последовательность изложения потерпевшим и свидетелем обстоятельств дела во время свободного рассказа. Без необходимости не прерывает допрашиваемого, не торопит его, не высказывает свое мнение о показаниях.

Тактические приемы, используемые при допросе, должны быть логичны, увязаны между собой, служить достижению одной цели. В бесконфликтных ситуациях, тактических приемов, применяемых непосредственно на допросе свидетелей и потерпевших, обычно немного, ведь допрашиваемый не препятствует установлению истины, и основное их предназначение – помочь допрашиваемому в припоминании, детализации тех или иных сведений об освещаемом им событии.

К числу приемов допроса свидетеля и потерпевшего в бесконфликтной ситуации можно отнести:

1) повторный допрос потерпевших по ограниченному кругу обстоятельств. При повторном воспроизведении показаний допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты.

Психологически это объясняется явлением реминисценции. Реминисценция в психологии (лат. reminiscentia – воспоминание) – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

2) детализация показаний позволяет шаг за шагом проследить ход события, проверить, как они происходили. Данный прием исключает опасность пропустить обстоятельства, имеющие значение для дела, помогает выявить наличие у допрашиваемого добросовестного заблуждения;

3) тактические приемы, направленные на оказание помощи допрашиваемому, для восстановления в памяти забытого и уточнение показаний.

Следователю необходимо убедиться, что потерпевший и свидетель твердо уверены в существовании определенного обстоятельства. С этой целью возможно проведение подробного допроса с применением тактических приемов, основанных на оживлении ассоциативных связей по смежности, сходности, контрастности и каузальности.

Под ассоциациями по смежности имеются в виду смежность по времени, если человеку надо вспомнить, например, как он провел один из прошлых вечеров, то он старается припомнить, что он делал каждым вечером в определенный промежуток времени. Ассоциации в пространстве помогают припомнить забытое при виде какого-либо предмета, связанного с забытым. Например, вид обстановки места происшествия напоминает о событиях, происходивших в ней.

Благодаря ассоциации по сходству припоминаются похожие события или объекты, если возникает или человеку становится известна аналогичная ситуация. Так вспоминаются нужные предметы, фамилии, названия, особенности внешности преступника.

Ассоциации по контрасту помогают припоминанию благодаря противопоставлению. Так, вид человека очень высокого роста напоминает человека очень низкого роста, темный цвет напоминает о светлом и т. д.

Также припоминанию способствуют причинно-следственные ассоциации (каузальные), когда какое-то явление, предмет вспоминаются как следствие определенных причин или причина определенных следствий.

Однако ассоциациями надо пользоваться умело и очень осторожно, чтобы невольно не внести изменения в содержания показаний. Для этого вопрос вместе с включаемой в него информацией должны приобретать для допрашиваемого характер своего рода логической задачи, необходимые данные для ее решения находятся за пределами информирующих элементов вопроса, только тогда ключом к решению такой задачи может явиться лишь действительное знание допрашиваемым определенных, важных для дела обстоятельств.

Для бесконфликтного допроса также характерна вопросно-ответная стадия, которая будет состоять из вопросов следователя и ответов на них потерпевшего и свидетеля.

Бесконфликтная ситуация допроса не гарантирует полной откровенности, так как свидетель и потерпевший могут добросовестно заблуждаться, стремиться скрыть свои неблаговидные поступки и поведение. Поэтому следователю необходимо в ходе вопросно-ответной стадии задать потерпевшему и свидетелю вопросы:

  1. дополняющие, направленные на выяснение обстоятельств, не освещенных в ходе свободного рассказа;
  2. уточняющие, задачей которых является уточнение отдельных фактов или событий, интересующих следователя, и которые направлены на конкретизацию тех или иных обстоятельств;
  3. детализирующие (конкретизирующие), целью которых является детализация сообщаемых сведений, что впоследствии облегчает проверку и оценку;
  4. напоминающие, в задачу которых входит выяснение фактов или событий, по той или иной причине забытых или упущенных;
  5. контрольные вопросы, которые позволят проверить и убедиться в правдивости данных показаний потерпевших и свидетелей.

После составления протокола тактической целью следователя является закрепление психологического контакта с допрашиваемым, для того чтобы использовать его при дальнейших встречах с ними, при производстве других следственных действий.

Таким образом, в ходе допроса свидетелей и потерпевших (на всех стадиях) необходимо использовать следующие приемы:

  • установление психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого.
  • постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи.
  • раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допрашиваемого.
  • оказание мнемической помощи: возбуждение ассоциаций по каузальности (причинно-следственных), временной и пространственной смежности, сходству и контрасту.

Следует помнить, что свидетели и потерпевшие могут давать и ложные показания. Ложные показания свидетелей и потерпевших – это умышленное искажение сведений об обстоятельствах, устанавливаемых в ходе допроса. Принято выделять следующие виды ложных показаний: 1) показания, полностью состоящие из вымысла; 2) показания, частично содержащие ложные утверждения, которые прикрывают правду, скрываемую допрашиваемым, либо являются дополнением к ней; 3) пассивная ложь (умалчивание) – не сообщение, сокрытие интересующих следователя обстоятельств).

Мотивами ложных показаний свидетелей и потерпевших являются:

1) желание скрыть интимные стороны своей жизни (чувство стыда) (например, при совершении половых преступлений);

2) боязнь оказаться разоблаченным в совершении каких-либо неблаговидных поступков и получить за это моральное наказание, нравственное осуждение. Способы нейтрализации: а) установление психологического контакта; б) устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого; в) снятие эмоциональной напряженности (во время первых контактов следует проявлять сдержанность в моральной оценке поведения свидетеля и потерпевшего); г) раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допрашиваемого (использование метода убеждения);

3) опасение быть отвергнутым личностно значимой для него группой (человеком) из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предательства»;

4) явная или скрытая неприязнь к следователю, правоохранительным органам. Способы нейтрализации: следует учитывать, что таким лицам присущ низкий уровень правосознания, обусловленный недостатками направленности личности. С ними тщетно говорить о гражданской значимости добросовестной позиции. Преодолеть эти мотивы можно только путем раскрытия личностного смысла правдивых показаний, используя близкие для мировоззрения таких лиц аргументы;

5) оговор других граждан из мести, зависти и т. д.;

6) материальная заинтересованность. Способы нейтрализации: основной упор следует делать на то, что эти действия образуют состав преступления, и лица, их совершающие, подлежат уголовной ответственности.

7) боязнь мести со стороны подозреваемого (обвиняемого) и их соучастников, оставшихся на свободе. Способы нейтрализации: предложить допрашиваемому дать показания под псевдонимом. При согласии на это присвоить ему определенный псевдоним, составить соответствующий акт в присутствии допрашиваемого и двух понятых, у которых отобрать подписки о неразглашении данного обстоятельства.

Добавить комментарий

Закрыть меню