Должностные лица

Понятие должностного лица в уголовном праве.

⇐ ПредыдущаяСтр 78 из 99Следующая ⇒

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Ответ!!

Отечественное право не содержит единого понятия должно-стного лица. Уголовно -правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан:(я думаю понятие которое ты назвала будет достаточно я там разберусь) просто можешь сказать)а) лица, осуществляющие функции представителя власти;

б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функ-

ции в государственных органах,органах местного самоуправле-ния, государственных и муниципальных учреждениях, государст-венных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других вой-сках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющиеадминистративно-хозяйственные функции в тех же органах,

учреждениях и формированиях.

А здесь уже надо записывать!

А. Представители власти.Легальное определение этой кате-гории должностных лиц дается в примечании к ст. 318 УК, в силу которого представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находя-щихся от него в служебной зависимости. Главным признаком представителя власти является наличие у него распорядительных полномочий в отношении не подчиненных ему по службе лиц.

Распорядительные полномочия —это возможность предъявлятьобязательные для исполнения требования, налагать меры юриди-ческой ответственности или издавать нормативные акты, содер-жащие обязательные правила поведения и (или) меры ответст-венности за их нарушения. Адресатом этих полномочий являются любые лица, не подчиненные представителю власти по службе (представитель власти может вообще не иметь подчиненных). Примерный перечень представителей власти приведен в п. 2 по-становления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммер-ческом подкупе»1 (например, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнитель-ной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры).

Б. Лица, выполняющие организационно-распорядительные функции. Организационно-распорядительные функции,в отличиеот функций представителя власти, по общему правилу реализу-ются в сфере подчиненности одних лиц другим, т. е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают, например, подбор и расстановку кад-ров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисцип-линарных взысканий (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функ-ции, может служить заведующий кафедрой государственного вуза, главный врач муниципальной больницы2.

В. Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции.

Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным или муниципаль-ным имуществом, по определению его фактических и правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контро-ля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. Эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или му-ниципального образования и их заместители, заведующие хозяй-ственной частью в учреждениях и т.п.

Организационно-распорядительные и административно-хозяй-ственные функции осуществляются во многих сферах. Однако должностным признается лицо, выполняющее их не везде, а лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государст-венных корпорациях 2, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом государственным или муниципальным учреждением), ответственность за должно-стное преступление исключается. При определенных условиях лицо может отвечать за совершение преступлений против инте-ресов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК). Игнорирование этих различий приводит к ошибкам в судебной практике3. Не могут признаваться также должностными лицами поверенные, представляющие в соответствии с договором инте-ресы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) кото-рых закреплена (находится) в федеральной собственности4.

В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно,временно или по специальному полномочию.Постоянное осуществление функций пред-полагает занятие определенной должности (по выборам, по на-значению), временное — также замещение определенной долж-ности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок. Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 разъяснил: выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), норма-тивным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или долж-ностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с ос-новной работой (присяжные заседатели и др.). Полномочие назы-вается специальным, потому что предполагает четкое и конкрет-ное определение действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (например, принять уча-стие в деятельности государственной комиссии по расследова-нию причин аварии).

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выпол-няет и сугубо профессиональные, и должностные функции (орга-низационно-распорядительные и (или) административно-хозяйст-венные). Например, главный врач государственной поликлиники и осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицин-ский работник), и руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.) . Ответственность за должностное преступление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В четырех составах преступлений (ст. 285-287, 290 УК) имеется квалифицирующий признак, относящийся к особому должностному положению виновного, — совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или госу-дарственную должность субъекта РФ. Во всех этих преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК, ответственность повышается и для глав органов местного самоуправления. Все ука-занные лица являются должностными, поскольку осуществляют функции представителей власти. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК. Так, примечание 2 к таковым относит лиц, зани-мающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, феде-ральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов1 . Это, например, Президент РФ, Председатель Правитель-ства РФ, федеральные судьи, Чрезвычайный и полномочный посол РФ, федеральный министр. Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, как правило, прямо указываются в спе-циальных законах субъектов РФ (например, Закон Читинской об-ласти от 11 июля 1996 г. «О государственных должностях и госу-дарственной службе Читинской области»; Закон Московской об-ласти от 14 марта 1997 г. «О государственных должностях Московской области»). На федеральном уровне такого специально-го закона не принято, и практика вынуждена ориентироваться на Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государствен-ных должностях Российской Федерации»2

Date: 2016-08-31; view: 95; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285. Должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Организационно-распорядительные функции означают управленческие функции, связанные с руководством деятельностью других людей в связи с их служебной или производственной деятельностью. К организационно-распорядительной деятельности относится подбор кадров, контроль и проверка исполнения выполненной работы, организация труда.

Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом. Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Под специальным полномочием следует понимать кратковременное выполнение указанных функций без занятия соответствующей должности, но на основании закона, приказа, положения или другого правового акта. Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

Таким образом, по определению закона выделяются две категории должностных лиц:

  1. представители власти;
  2. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в войсковых и воинских формированиях.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления должностными лицами не являются, если они не наделены полномочиями организационно-распорядительного характера.

>24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

24.1. Понятие должностного лица

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:
1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.
Содержание функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.
Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.
Для должностных лиц — субъектов рассматриваемой группы преступлений — обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.
Иные названные в законе признаки не являются определяющими.
2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.
Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.
3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.
Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.
Первая категория — лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст.

285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.
Вторая категория — лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК — это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.
Третья категория — лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).
Должностные лица — второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
Четвертая категория — лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.
Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
Все категории должностных лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).
Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

Признаки и понятия должностного лица.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Учитывая такие особенности, следует отметить, что должност-

ное лицо – это гражданин (постоянно или временно либо в соответ-

ствии со специальными правомочиями), осуществляющий функции

исполнения властных полномочий либо выполняющий организаци-

онно-распорядительные или административно-хозяйственные

функции в государственных органах, органах местного самоуправ-

ления, государственных, муниципальных и иных учреждениях и

организациях, обладающий публично-правовым статусом и хотя бы

минимальной возможностью приводить в действие принудитель-

ный механизм правообеспечения.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях. Исходя из данного определения должностное лицо должно обладать хотя бы одним из следующих признаков:

1. Представитель власти, т. е. лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе.

К представителям власти относятся работники МВД, прокуратуры, суда, таможенных и налоговых органов, Государственной Думы, санитарных, пожарных и иных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п.

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе. Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения. К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п.

3. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Подобными функциями наделены начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами и т. д.

Любое должностное лицо наделено публично-правовыми властными полномочиями. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функ-

§ 3. Понятие и признаки должностного лица_________________755

ции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•{чэрый был использован при совершении преступного деяния.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях. Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы, доверенности и т. п.).

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, Проведение занятий, прием зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т. е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т. п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК К сожалению, в судебной практике были случаи осуждения референтов за должностные преступления. Так, за получение взятки «1)ыл в свое время осужден консультант Л. И. Брежнева Бровин.

В ряде составов, входящих в анализируемую главу, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта, — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления. Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим лицам относятся, в частности, Президент России, Председатель федерального Прави-teльcтвa, председатели палат Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, губернаторы, председатели Дум субъектов Федерации, председа-

756_________Глава 20. Преступления против государственной власти

тели палат представителей и т. д. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы все должности в государственных органах подразделяются на категории «А», «Б», «В», перечень которых дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. Лица, занимающие государственные должности России и субъектов ее Федерации, перечислены в категории «А» Реестра.

Виды должностных лиц.

Можно квалифицировать должностных лиц:

1) по объему служебных полномочий: — на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер; — должностные лица, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).

2) по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: — руководителей — специалистов, уполномоченных совершать действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.

Смирнов В.К. считает признаком должностного лица обладание распорядительно-дисциплинарной властью. Должностное лицо имеет следующие признаки:

1) обязанность организовывать процесс производства, создавать нормальные условия труда, обеспечить контроль над мерой труда и потребления, а также надлежащую трудовую дисциплину;

2) полномочия по утверждению локальных норм;

3) наличие ответственности за исполнение своих обязанностей.

Административно-правовой статус должностных лиц не является неизменным, он укрепляется вместе с развитием государства, одновременно с совершенствованием правового регулирования общественных отношений.

В заключение я хочу привести свое определение понятия «должностного лица», за основу которого я взял определение данное в ч.1 ст.164 УК Украины в редакции от 11 июля 1995 г. Должностные лица — это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальным полномочиям и влекущие юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущего повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для него правил. Очень важным моментом в данном определении будет являться часть, говорящая о независимости от форм собственности, так как во всех ранее приводимых формулировках во внимание принимались лишь государственные и общественные организации, учреждения и предприятия.

Добавить комментарий

Закрыть меню