Доходы и расходы государства

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  1. военные;
  2. экономические;
  3. на социальные цели;
  4. на внешнеполитическую деятельность;
  5. на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Доходы и расходы государства.

Государственные финансы являются экономической категорией, сущность которой проявляется в выполнении ей соответствующих функций.

Под функциями ГФ понимают два тесно связанных процесса:

1) мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства;

2) использование аккумулированных средств на различные государственные потребности.

Первый находит свое отражение в государственных доходах, а другой – в государственных расходах.

Государственные доходы – сумма средств, которые мобилизуются государством для обеспечения своей деятельности. Основное назначение системы государственных доходов – создание надежной финансовой базы для обеспечения финансовой деятельности государства.

Государственные доходы могут формироваться на возвратной и безвозвратной основе. Возвратные – это государственные займы. Безвозвратные – доходы от собственности государства и доходы, которые поступают от других субъектов распределительных отношений на законодательной основе.

Государственные доходы

Централизованные Децентрализованные

Прямое получение

Целевые фонды Бюджет доходов

Налоги и обязательные платежи Государственные займы

Поступления от государственного имущества и угодий

Централизованные концентрируются в бюджете государства и фондах целевого назначения. По методу мобилизации они подразделяются на налоговые, заемные, поступления от государственного имущества и угодий.

Децентрализованные доходы размещаются на государственных предприятиях. В свою очередь, часть из них централизуется в бюджете и фондах целевого назначения. При этом государство относительно своих предприятий может применять, как налоговый метод мобилизации средств, так и прямое получение доходов.

Необоснованно высокая часть централизации финансовых ресурсов создает негативные последствия, поскольку централизованно тяжело вести рациональное распределение и обеспечивать его эффективное выполнение.

Однако снижение централизации при условии сохранения на высоком уровне государственной собственности может привести к бесхозяйственности и разные нарушения в распределении и использовании финансовых ресурсов и в конце-концов – финансовому разладу в государстве.

Методы мобилизации государственных доходов:

1) налоговый – является наиболее важным, поскольку налоги обеспечивают основную чпсть государственных доходов.

Налоги – это экономические отношения, которые возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу принудительного взыскания части вновь созданной стоимости в денежной форме, ее получение и распределение для финансирования государственных расходов. Они являются выходной категорией финансов, экономической базой функционирования государства и важной финансовой формой регулирования рыночных отношений. Налоги – это главный доход государственной казны.

2) государственный кредит (займы) – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством, как заемщиком и кредиторами – физическими и юридическими лицами (частными лицами, финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами и международными финансовыми организациями) в процессе формирования общегосударственного фонда денежных ресурсов.

Госкредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, поскольку является источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизовываться средства в фонды целевого назначения или под целевые проекты. Кроме того, к системе госкредита относятся займы, которые предоставляются под государственные гарантии и пополнение валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда.

3) эмиссионный доход – это денежные отношения между государством и физическими и юридическими лицами в процессе функционирования которого государство получает доход от эмиссии, что приводит к обесценению и сокращению реальных доходов населения. Чрезмерный выпуск денег в оборот является отрицательной формой принудительного займа, т.к. приводит к снижению их покупательной силы. В результате происходит инфляция – переполнение каналов денежного оборота чрезмерной массой обесценения денег, рост цен.

Государственные расходы – сумма средств, которые расходуются государством в процессе осуществления её финансовой деятельности.

Система государственных расходов предназначена обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств. Она характеризует государственную политику финансового обеспечения и социально-экономического развития страны.

По уровню размещения государственные расходы также подразделяются на централизованные и децентрализованные.

По роли в общественном производстве расходы подразделяются на текущие и расходы на развитие (капитальные).

По форме финансирования расходы делятся на:

1) государственные кредиты – это финансовая поддержка государства и другим предприятиям, в которых около 50% имущества является государственной собственностью. Финансовую поддержку в форме бюджетного займа в Украине предоставляет Минфин на договорных условиях. Осуществляется она как правило на платной основе, при утверждении проекта использования средств, которая предоставляется как поддержка.

В отдельных случаях государство может быть кредитором (при выдаче кредитов другим странам) или гарантом с долговыми обязательствами предприятий своей страны. Средства, которые мобилизуются с помощью государственного кредита, поступают в бюджет. Они могут использоваться как необоснованные бюджетные расходы, так и на конкретные проекты – при выпуске целевых займов.

2) государственные дотации – это форма бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений, которые предоставляют услуги или изготавливают необходимые товары, расходы на производство которых превышают цену продаж.

3) субсидии и выплаты – относят все формы вмешательства государства в экономическую деятельность, вследствие которых изменяются цены на товары или фактор производства. Т.е. это выплаты государства в пользу субъекта предпринимательской деятельности, если эта выплата ограничивается определенной областью, определенной целью экономической политики, определенным регионом, определенным производственным фактором. В условиях рыночной экономики к субсидиям также относятся трансферты – это платежи домохозяйствам и частным организациям, которые существенно влияют на структуру экономики.

4) сметное финансирование – обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций социально-культурных сферы, обороны, органов государственного управления, органов правоохранительной системы и органов безопасности, органов судебной власти и прокуратуры. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основании документов – смет.

5) государственное финансирование инвестиций – государственные инвестиции в основные объекты экономического и социального развития.

В современных условиях усиливается роль и значение управления финансовыми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства.

Управление ГФ – это совокупность форм и методов целенаправленного влияния государства на формирование и использование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов управления.

Около 70% финансовых ресурсов государства составляют средства бюджета, поэтому бюджетный менеджмент является центральным звеном управления государственными финансами.

Бюджетный менеджмент направлен на управление бюджетными ресурсами в процессе их движения на всех этапах бюджетного процесса. Менеджмент государственных финансов имеет объект и субъект управления.

Объект управления – процесс создания и использования государственных фондов и фондов предпринимательских структур государственной формы собственности.

Субъект управления – финансовые органы государства.

Организационную и методическую работу по управлению государственными финансами в Украине осуществляет Минфин Украины. Его полномочия и основные функции определяются положением «Про Минфин Украины», которые утверждает Кабмин.

Дата добавления: 2017-12-03; просмотров: 75;

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 103Следующая ⇒

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, называютсябюджетными отношениями. Бюджетные отношения включают:

— отношения, складывающиеся в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

— отношения, возникающие в процессе составления и рас­смотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и ис­полнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Совокупность бюджетных отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда страны составляет содержание категории государственного бюджета.

Можно выделить следующие особенности бюджета как особой экономической категории:

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.

2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.

4. Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.

Государственный бюджет как особая экономическая категория выполняет следующие функции:

1. Распределительнаяфункция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.

2. Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.

Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Доходы бюджета служат базой деятельности государства, а расходы бюджета – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материально-вещественное воплощение доходов бюджета – это денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими методами:

— при помощи налогообложения;

— путем получения государственных займов;

— при помощи денежной эмиссии.

Основой доходов бюджета являются налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоговые поступления обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.

К государственным займам государство обращается в случае необходимости преодоления дефицита государственного бюджета. Займы осуществляются в двух формах:

— путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи населению;

— путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи Центральному и коммерческим банкам.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Денежная эмиссия может применяться, когда доходов из двух первых источников не достаточно. В современных условиях денежная эмиссия как источник пополнения бюджета не применяется.

Существуют следующие виды доходов государственного бюджета:

— налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени),

— неналоговые,

— безвозмездные перечисления,

— доходы целевых бюджетных фондов, которые учитываются обособленно.

Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в размерах и в сроки, установленные законом. Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Средства вышестоящих бюджетов могут быть переданы нижестоящим бюджетам в форме дотаций, субсидий, субвенций.

Дотация – средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция – средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидия – средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения фонда денежных средств государства и использования его по отраслевому, целевому, территориальному назначению.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Классификация расходов государственного бюджета проводится по следующим признакам:

1. По степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства различают:

— текущие расходы – это расходы на государственное потребление, связанные с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей;

— расходы капитального характера – это затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов ТМЦ.

2. По направлению финансирования расходы подразделяются на:

— финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны;

— содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

— оплату расходов по внешнеэкономической деятельности;

— расходов на обслуживание государственного долга;

— создание резервных фондов;

— финансирование приоритетных государственных программ.

3. По ведомству-получателю средств расходы подразделяются по ведомственной принадлежности: по министерствам и учреждениям-получателям.

4. По целевой направленности различают следующие статьи государственных расходов:

— заработная плата;

— отчисления на социальные нужды;

— служебные поездки;

— стипендии;

— расходы на питание;

— государственные капитальные вложения.

5. По признаку защищенности все расходы подразделяются на:

— защищенные статьи – такие расходы финансируются в полном объеме с учетом инфляционного увеличения (заработная плата, отчисления на социальные нужды, пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты);

— незащищенные статьи – все остальные группы расходов.

6. По территориальному признаку расходы подразделяют на:

— расходы федерального бюджета;

— расходы субъектов федерации;

— местные расходы.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов — это группировка дохо­дов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствую­щими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов пред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства. Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, от­ражающие финансирование расходов по конкретным направле­ниям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюдже­тов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по це­левым статьям. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным; распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональ­ной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов эконо­мической классификации расходов бюджетов. Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подраз­делам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предмет­ным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Расходы и доходы бюджета тесно взаимосвязаны. Расходы должны количественно соответствовать доходам. Они влияют друг на друга. Поэтому важно установить объем и сроки осуществления бюджетных расходов, которые будут обеспечивать решение социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным эффектом.

Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета. Финансирование бюджетного дефицита может происходить за счет государственных займов (внешних и внутренних), а также за счет денежной эмиссии.

Финансовая система страны. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их виды

Финансовая система — совокупность звеньев, взаимодействующих между собой и объединенных одной целью и определенной финансовой политикой государства. Через финансовую систему государство воздействует на формирование денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Финансовая система Республики Беларусь — это совокупность взаимосвязанных между собой звеньев финансовых отношений, посредством которых государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств и выполняет, таким образом, общие задачи, определяемые финансовой политикой.

Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы:

1. Общегосударственные (централизованные) финансы.

Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.

2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).

Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов. Состав финансовой системы РБ характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности.

Основные звенья — это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию для выполнения функций государства (социальных, экономических, политических) путем распределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.

Звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную часть национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на формирование финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.

Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний, для которых характерны империативный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников. Однако, эти полномочия ограничены законом: последний наделяет вторую сторону правом защиты своих интересов в установленном порядке. Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги.

Важным инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства делятся на:

-расходы на политические цели: обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и др.), содержание аппарата управления государством;

-расходы на экономические цели: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

-расходы на социальные цели: социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

-государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

-трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

-выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

-налоги (включая взносы на социальное страхование);

-прибыль государственных предприятий;

-сеньораж (доход от эмиссии денег);

-доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. При этом, государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

-когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку или профициту государственного бюджета;

-когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован;

-когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета.

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Выполняя свои многочисленные функции, государство (правительство) несет расходы, которые оплачиваются из его доходов, поэтому налоги выступают источником средств оплаты расходов правительства.

Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества.

Налоговая система включает в себя: 1) субъект налогообложения (кто должен платить налог); 2) объект налогообложения (что облагается налогом); 3)налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t): Т = BT x t

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный налог, прогрессивный налог и регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) и почти все косвенные налоги являются пропорциональными.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов.

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

В макроэкономике налоги также делятся на: автономные (или аккордные), которые не зависят от уровня дохода и обозначаются Т и подоходные, которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовый национальный продукт)

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т = Т + tY

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Однако в рамках нашей модели «расходы-доходы», поскольку это кейнсианская модель, рассматривается воздействие налогов только на совокупный спрос.

В рамках модели «расходы-доходы» налоги, так же как и государственные закупки действуют на национальный доход (совокупный выпуск) Y с мультипликативным эффектом.

Различают два вида налогового мультипликатора: 1) мультипликатор автономных (аккордных) налогов и 2) мультипликатор подоходного налога.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1194 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Каждое государство проводит в стране определенную финансовую политику. Финансовая политика охватывает комплекс мероприятий, связанных с денежными средствами. В узком смысле финансами можно назвать все денежные средства в стране. Но денежные средства надо собрать, рационально распределить по разным сферам, отраслям и фондам, т.е.

эффективно использовать. Отсюда финансы — это система экономических отношений по управлению потоками денег (поступлениями и платежами) между государством, предприятиями и населением (между физическими и юридическими лицами).

Переплетение этих потоков отражено в государственном бюджете, который представляет собой сводный план страны сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти. Он является главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономической политики в стране. Сегодня через бюджет правительство разных стран перераспределяет от 50 % до 60 % ВНП. В федеральном бюджете, как в государственной финансовой программе, отражены все наличные денежные ресурсы (расходы). Доходы предопределяют расходы, а расходы требуют соответствующих доходов. Вот как выглядит схема бюджета, где статьи расходов отражают функции государства.

В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами госбюджета обычно различают сбалансированный (расходы = доходам) и несбалансированный (дефицитный), когда расходы больше доходов. Мировая практика подсказывает четыре способа решения дефицитного бюджета:

1) сокращение бюджетных расходов государства;

2) изыскание источников дополнительных фондов;

3) выпуск необеспеченных денег (эмиссия) для финансирования государственных расходов;

4) одалживание денег у граждан, банков, у других государств и иностранных финансовых организаций.

Доля расходов Российского государства не опускается ниже 50 % в годовом товарном продукте (против 40 % в большинстве развитых стран мира). Это говорит о высокой степени участия государства в экономической жизни страны. На “шее государства” в России висит почти вся духовно-культурная сфера. В других странах платное образование занимает значительно большую долю. Например, обучение в престижных американских университетах обходится студенту в 20—30 тыс. долларов в год.

Острый недостаток доходных поступлений в бюджет ведет к росту его дефицита. В таком случае государство прибегает к выпуску необоснованных денег и к их одолжению. При этом выгоднее одолжить деньги. Формы одолжения могут быть разные: продажа государственных ценных бумаг внутри страны и за рубежом, взятие кредитов у зарубежных инвесторов.

С одной стороны, заимствование денег решает текущие проблемы дефицита (текущие проблемы расходов), а с другой — увеличивает сумму расплаты по долгам. Иначе говоря, заимствование денег порождает долг. Государственный долг — это сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредитов. Он бывает двух видов:

1) внутренний — перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также перед иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;

2) внешний — перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги взаймы на основе правительственных соглашений.

Наличие дефицита госбюджета и государственного долга вызывает в России острые финансовые проблемы, ведь для покрытия долга надо отвлекать из бюджета все больше денежных ресурсов.

Добавить комментарий

Закрыть меню