Договор руси с византией

Договоры Руси с Византией (907, 911, 945, 971, 1043 гг.)

Договоры Руси с Византией (907, 911, 945, 971, 1043 гг.)

Так называемые договоры между Русью и Византией являются первыми известными международными договорами Древней Руси, которые были заключены в 907, 911, 944, 971, 1043 годы. При этом на сегодняшний день сохранились лишь древнерусские тексты договоров, которые были переведены на старославянский язык с греческого.

Такие договоры дошли до нас в составе «Повести временных лет», куда их включили в начале восьмого века. Самыми ранними письменными источниками русского права считаются нормы Закона Русского.

Договор от 907 года считается первым из выше перечисленных договоров. Однако факт его заключения оспаривается некоторыми исследователями истории. Они предполагают, что сам текст представляет собой летописную конструкцию. По иному предположению его рассматривают в качестве подготовительного договора к договору 911 года.

Договор 911 года был заключён второго сентября после самого успешного похода дружины князя Олега на Византию. Данный договор восстанавливал дружественные отношения и мир между двумя государствами, а также определял фактический порядок выкупа пленных, наказания за преступления, которые совершались русскими и греческими купцами в Византии, изменял береговое право и пр.

Договором 945 года, который был заключён после неудачных военных походов князя Игоря на Византию в 941 и 945 году подтверждал в несколько изменённой форме нормы 911 года. Так, например, договор 945 года обязывал русских купцов и послов для пользования установленными ранее льготами пользоваться княжескими грамотами. Кроме того, данный договор вводил множество различных ограничений для русских купцов. Также Русь обязалась не предъявлять права на крымские владения Византии, а также не оставлять своих застав в устье Днепра и всячески помогать Византии в военном деле.

Договор 971 года стал неким итогом для русско-византийской войны, которая состоялась в 970 – 971 годах. Данный договор заключал князь Святослав Игоревич с императором Византии Иоанном Цимисхием после того как русские войска потерпели поражение под Доростолом. Этот договор содержал обязательство Руси не вести войну с Византией, а также не подталкивать к нападению на неё иные стороны (а также оказывать Византии помощь в случае таких нападений).

Договор 1043 был итогом русско-византийской войны 1043 года.

Все договоры Руси заключённые с Византией являются ценным историческим источником Древней Руси, русско-византийских отношений и международного права.

Торговые связи с Византией.

Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, которую собирали киевские князья. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к военным столкновениям. В результате этих столкновений был заключен не один мирный договор. Именно эти договоры устанавливали порядок торговых отношений Руси с Византией.

Во времена раннего Средне­вековья русские товары облада­ли высокой конкурентоспособ­ностью на мировом рынке, не­удивительно, что «конкурирую­щие фирмы» всячески препят­ствовали их продвижению. Пе­риодически нападая на Кон­стантинополь, древнерусские князья преследовали, в том числе, и цель – силой ору­жия открыть русским товарам дорогу на византийские рынки. Не случайно в знаменитом до­говоре Руси и Византии 911 г., текст которого содержит­ся в «Повести временных лет», речь идет о вещах сугубо эко­номических. Фактически князю Олегу удалось добиться ре­жима наибольшего экономичес­кого благоприятствования для русских купцов, посещавших Константинополь.

В Х в. наиболее тесные торговые контакты Древнерусское государство поддерживало с Византией, на рынках которой можно было приобрести дорогие шелковые ткани, украшения, вина, фрукты, олив­ковое масло, пряности и сбыть тра­диционные для Руси товары (пушни­ну, воск, мед). Ежегодно вооруженные купеческие экспедиции отправлялись в столицу империи.

Об особенностях торговли русских купцов в Константи­нополе свидетельствует договор, заключен­ный после победоносного похода князя Олега 907 г., с византийскими императорами (их бы­ло тогда два – Лев и Александр). В ходе переговоров князь получил дань и добился значитель­ных льгот для приезжающих в Царьград русских послов и купцов.

Ви­зантийцы обязались в течение шести месяцев ежегодно выда­вать русским гостям довольствие («месячину») разными про­дуктами – хлебом, вином, мясом, рыбой, овощами, а на обратную дорогу снабжать якорями, парусами, прочими снастями и продовольствием. Им дозволялось без ограничений посе­щать и общественные бани. В договоре было определено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Визан­тию из Руси, не «творили пакости», не занимались вместо торговли грабежом и насилием.

В целях предосто­рожности приезжавшим купцам-русичам разрешалось жить только в предместье столицы у монастыря св. Мамонта (Мамы). По мнению В. О. Ключевского, византийцы «побаивались Руси, даже приходившей с законным видом». Такие опасения не были случайны.

По своему юридическому положению гости, то есть купцы, в Древней Руси могли не только заниматься торговлей, но и выполнять посольские и даже военные функции. По­ходы киевских князей на Византию, в которых купечество принимало непосредственное участие, в значительной мере определялись возможностью пограбить богатую страну или взять с нее большой откуп. Облик купца-воина долгое время характеризовал деятельность крупного торговца на Руси.

Только русские купцы пользовались по­сле 907 г. привилегией беспошлинно торговать в Константи­нополе, «не платяче мыта ни в чем же». Самый же, пожалуй, важный пункт договора был изложен в конце и как бы мимоходом: «И да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем». Заключение договора завершилось клятвой, причем визан­тийцы целовали крест, а Олег и мужи его клялись оружием и языческими богами. Уходя из Византии, Олег, согласно легенде, повесил на вратах Константинополя свой щит: то был распространенный знак примирения.

Четыре года спустя, в 911 г., в Константинополь прибыло направленное князем Олегом для переговоров посольство. В результате был подписан новый договор, значительно расширивший взаимные обязательства. Послы князя Олега и византийские дипломаты регламентировали в его статьях практически все конфликт­ные ситуации, случавшиеся нередко в отношениях между двумя государствами. Убийство русича или византийца ка­ралось смертью на месте преступления. За удар, нанесен­ный мечом либо сосудом, виновный платил огромный штраф в пять фунтов серебра. Уличенный в воровстве дол­жен был возместить украденное имущество, в ряде случаев даже в тройном размере.

Если же сильный ветер выбрасы­вал разбитые ладьи на берег, византийцы и русские брали на себя обязательство сохранить уцелевшие товары и вещи от разграбления, а затем помочь жертвам кораблекрушения добраться до конечной цели их путешествия. Таким обра­зом, обе стороны отказывались от применения принципа берегового права.

Купцы из Руси ездили и в другой крупный торговый центр Византии –Фессалонику (современное название – Салоники). Ежегодно в Фессалонике осенью, в день святого Димитрия, проходила оживленная ярмарка. Сюда съезжались торговцы из разных стран Европы, Азии и Африки. Вот как описывал ярмарку фессалоникийский митрополит Евстафий, живший в XII в.: «Ярмарка выглядела так: палатки купцов, выстроенные одна против другой, тянулись ровными рядами; отстоя далеко друг от друга, эти ряды создавали в середине широкий проход для густых толп народа, снующих по ярмарке… Заполняло при­лавки – все на свете, что создается руками ткачей и прях, все решительно товары из Беотии и Пелопоннеса, все, что торговые корабли везут к эллинам из Италии. Немалую до­лю вносят также Финикия, Египет, Испания и Геракловы столпы, славящиеся лучшими в мире коврами. Все это купцы привозят прямо в древнюю Македонию и Фессалонику, а го­рода Евксинского Понта сначала посылают свои товары в Ви­зантию и лишь затем обогащают ими ярмарку: множество вьючных лошадей и мулов везут из Византии их дары…». Евстафий упоминал и традиционные товары русских купцов: вяленую рыбу, красную и черную икру, воск, мех белого зайца.

Сравнительно недалеко от Фессалоники находился знаменитый Афон. Здесь, на Святой Го­ре, наряду с греческими, армянским, грузинским, болгар­ским, сербским с XI–XII вв. существовали и два русских мона­стыря – Ксилургу (Древодела) и св. Пантелеймона, их издав­на посещали паломники. Покончив с торговыми делами на ярмарке в Фессалонике, заезжали сюда поклониться православным святыням Афона и русские купцы. Фессалоника была одним из важнейших торговых городов Византии. На ее рынках реализовывалась огромная часть товаров.

Иногда древнерусские купцы доплывали даже до берегов Северной Африки. По свидетельству еврейского купца и пу­тешественника Вениамина Тудельского (XII в.), торговцы из Руси наведывались в крупнейший порт Египта – Александ­рию. К этому времени одно из семи чудес света – гигантский маяк на острове Форос – был уже полуразрушен, и все же его башня продолжала служить «путеводным знаком для морехо­дов, ибо прибывающие в Александрию изо всех стран на ко­раблях могут видеть означенную башню за 100 миль, днем и ночью, благодаря горящему на ней большому факелу».

Ука­зывал он путь в Александрийскую гавань и древнерусским купцам, с удивлением разглядывавшим, по­дойдя поближе к берегу, эту диковинку. Политические и военные конфликты, набеги кочевни­ков, конечно, мешали регулярным поездкам купцов в Визан­тию, однако не могли их надолго прервать. Русско-визан­тийские торговые контакты продолжались и после захвата в 1204 г. крестоносцами Константинополя, и после опусто­шительного монгольского нашествия на Русь.

Добавить комментарий

Закрыть меню