Диспетчерская служба предприятия

Диспетчерская служба, ее функции и задачи.

Диспетчерская служба — орган централизованного оператив­ного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в агропромышленных предприятиях и государ­ственных органах управления АПК на уровне района и области.

Диспетчерская служба повышает уровень управления агропро­мышленным производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает ру­ководителей и специалистов от непроизводительных затрат вре­мени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управ­ления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказы­вает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяй­ства, но также фермерам и всему населению. Еще больше выраста­ет ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей.

Работа диспетчерской службы по своему содержанию подразделения делятся наоперативную, контрольно-учетную, аналитическую и плановую.

Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, при­ем оперативной информации и заявок, передачу распоряжений, указаний и контроль за их выполнением.

Контрольно-учетная работа — это сбор и обработка оператив­ной отчетности о ходе работ, ведение диспетчерской документа­ции, представление информации руководителям и специалистам предприятия и другим хозяйственным органам.

Аналитическая работа тесно связана с плановой и контрольно-учетной. При анализе на основе плановой и отчетной информации проводится сопоставление полученных данных, выясняются при­чины отставания и срывов, определяются возможности роста про­изводительности труда, вовлечения дополнительных ресурсов, ус­транения простоев техники, оборудования и т.д.

В сельскохозяйственных предприятиях диспетчерская служба обычно решает следующие задачи:

-обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб;

-своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением;

-оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий;

-принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями;

-предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.;

-учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными час­тями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами;

-осуществляет контроль за использованием машинно-трактор­ного и автомобильного парков, за выполнением графиков техни­ческих уходов и ремонтов;

-организует диспетчерские совещания, ведет необходимую дис­петчерскую документацию.

Функции диспетчерской службы в различных сельскохозяй­ственных предприятиях в зависимости от этапов ее развития нео­динаковы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. Руководители и специалисты видят в ней лишь удобное средство связи. На втором этапе под­ключаются контрольно-учетные и аналитические функции. При полном своем развитии диспетчерская служба выполняет различ­ные работы по оперативному планированию и регулированию производства, наделяется правами распорядительства.

При создании диспетчерской службы проводится ряд организа­ционно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для проектирования, разработку проекта диспетчеризации, при­обретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. После этого можно задейство­вать службу для решения управленческих задач. Объектами диспетчеризации обычно становятся все структурные подразделе­ния и службы управления предприятием, а также мобильные агре­гаты.

Диспетчерская служба организует свою работу на основе соот­ветствующего положения, включающего следующие разделы:

1. Назначение и задачи диспетчерской службы в предприятии, объекты диспетчерского управления.

2. Штаты, должностное положение работников диспетчерской службы.

Обязанности руководителей, главных специалистов и других работников по отношению к диспетчерской службе.

4. Организация работы диспетчерской службы, распорядок ра­бочего дня, графики передачи информации на диспетчерский пункт, порядок проведения диспетчерских совещаний.

5. Приложения: формы диспетчерской документации, копия приказа директора (решения правления) об утверждении Положе­ния о диспетчерской службе.

На должность старшего диспетчера назначается специалист сельского хозяйства, имеющий организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на дан­ном предприятии. Диспетчер обязан знать технологию производ­ства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде предприятий старший диспетчер является заместителем ру­ководителя предприятия по оперативной работе. В структуре уп­равления данная служба имеет самостоятельное значение, ее ру­ководитель непосредственно подчиняется руководителю пред­приятия.

Работники диспетчерской службы обязаны передавать все ука­зания руководителя предприятия и главных специалистов, а руко­водители производственных подразделений должны своевремен­но и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распо­ряжения, которые передаются через диспетчерскую. Распоряже­ния диспетчера могут быть отменены или изменены руково­дителем предприятия, но последний должен известить об этом диспетчера. Главные специалисты должны своевременно инфор­мировать диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники.

Функционирование диспетчерской службы осуществляется по установленному графику, который составляется с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимостью. В распорядке работы диспетчерского пункта указываются время и вид выполняемой работы, ее конкретные исполнители. Этот рас­порядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20—22 ч, зимой — с 7 до 17—18 ч. Отдельные хозяйства практикуют кругло­суточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений.

Диспетчерская документация необходима для нормальной орга­низации оперативного учета, анализа выполнения планов и зада­ний, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнени­ем. Она делится на планово-контрольную, оперативную и нагляд­ную. Как правило, в разработке диспетчерской документации при­нимают участие все заинтересованные в получении соответст­вующей информации специалисты.

Основным оперативным документом является»Журнал диспет­черской службы», в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи ука­заний исполнителю и контроля за их выполнением. Другие журна­лы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений.

Например, в растениеводстве используется: «Журнал выполненных работ», «Журнал выхода и реализации продукции», в животноводстве — «Журнал учета работы животноводческих ферм». Данные о работе технических средств фиксируются в «Журнале учета работ машинно-тракторного парка», «Журнале технического состояния тракторов», «Журнале технического состояния автомашин», «Журнале проведения технических уходов», «Журнале работы передвижной мастерской» и др. В журналах обязательно указывают причины простоев техники, что дает возможность вести более качественный анализ ее использования.

В отдельных хозяйствах ведутся журналы регистрации входящих и исходящих радиограмм (телефонограмм), чрезвычайных: происшествий, вывозки срочных грузов, местонахождения руководителей и специалистов, проведения диспетчерских совещаний, занятости привлеченных рабочих и др.

Диспетчерская служба оснащается различными техническими средствами. Необходимо выделить хорошо оборудованное помещение, в котором обязательно наличие компьютера, точных часов, термометра и барометра, необходимой мебели, диктофона, различных схем, справочной литературы. На животноводческих комплексах, тепличных комбинатах, птицефабриках широко используются телеустановки, средства измерительной техники для контроля количественных и качественных показателей состояния производственных процессов.

Опыт работы сельскохозяйственных предприятий повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более оперативное маневрирование трудовыми и материальными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1-года. У руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращается удельный вес затрат времени на оперативное управление на 20—35 %, в связи с чем они могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера.

Общепринятые способы оценки экономической эффективности диспетчерской службы в сельском хозяйстве еще не разработаны. Обычно применяют такие показатели, как прирост валов продукции, сменной и сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости.

Контроль хода производства и его эффективное регулирование невозможно осуществить без получения необходимой информации о том, что делается в данный момент на каждом участке и оперативного учета выполнения заданий. Он должен охватить учет количества изготовленных, забракованных и отправленных в другие цеха заготовок, деталей, сборочных единиц, а также учет продолжительности работы и простоя рабочих и оборудования. Учет количества годных деталей, брака, остатка задела или выполнения важнейших операций осуществляется в подетальном или подетально-пооперационном виде, по рабочим или маршрутным нарядам.

    1. Техническое оснащение диспетчерской службы предприятия

Контроль и регулирование в реальном масштабе времени возможно лишь на основе применения современного технического оснащения диспетчерской службы. В практике диспетчирования на предприятии применяются следующие виды технического оснащения:

  1. Передача информации (специальная телефонная, телеграфная, фототелеграфия и радиосвязь);
  2. поисковая, вызывная и производственная сигнализация;
  3. средства отображения процессов производства и управления диспетчерские пульты, промышленное телевидение, контрольные доски – графики и картотеки, звукозаписывающая аппаратура, дисплеи и др.).

Специальная диспетчерская связь отличается от обычной тем, что в ней применяются коммутаторы, позволяющие подключить к диспетчерскому пункту ряд абонентских точек и вести одновременно переговоры с ними. Для этого используются диспетчерские коммутаторы (общезаводские и цеховые).Диспетчерские коммутаторы обычно рассчитаны на 40,60,70 и более абонентских точек. Общезаводской коммутатор позволяет диспетчеру и оператору вести независимо друг от друга одновременные переговоры с несколькими абонентам; диспетчеру — разговаривать с помощью не только микротелефонной трубки, но и настольного микрофона и репродуктора (громкоговорящий прием); проводить диспетчерские совещания слюбым количеством участников (в пределах емкости коммутатора) и вести циркулярную передачу сообщений, т. е. передавать их одновременно в несколько пунктов.

Для дистанционной передачи различных сводок, рапортов, графиков, диспетчерских распоряжений используются факсы. Для двусторонней связи с перемещающимся объектом применяются пейджеры, мобильные телефоны, радиофоны. Поисковая сигнализация служит для целей быстрейшего нахождения на территории предприятия и вызова требуемого работник. С этой целью на рабочих местах и в различных точках предприятия устанавливаются устройства для подачи звуковых, световых или комбинированных сигналов. Каждому работнику, разыскиваемому поисковой сигнализацией, присваивается определенный сигнал. При необходимости отыскать того или иного работника все устройства дают сигнал, присвоенный данному работнику. В ответ на этот сигнал работник немедленно должен связаться с диспетчером завода. Для этих целей применяются и селективные беспроволочные устройства индивидуального вызова.

Вызывная сигнализация предназначена главным образом для организации текущего оперативного обслуживания рабочих мест и участков. При помощи вызывной сигнализации рабочий имеет возможность передать в диспетчерский пункт цеха или непосредственно обслуживающему участку условный сигнал о необходимости срочной доставки материалов, инструмента, а также вызвать контролера, наладчика, смазчика и т. п. Для этого на рабочих местах или возле группы рабочих мест устанавливается датчик-манипулятор. Определенные импульсы датчика посылаются в диспетчерский пункт на особое табло, где возникает условный сигнал, какая именно помощь должна быть немедленно оказана тому или иному рабочему месту.

Производственная сигнализация представляет собой различного рода счетные и регистрирующие приборы, которые автоматически передают показания срабочих мест на диспетчерский пункт. С помощью автоматической сигнализации диспетчер получает сведения о начале и конце работы конвейера, простоях оборудования, выработке отдельных производственных агрегатов, часовом выпуске изделий к т. п.

На крупных автомобильных заводах создаются системы, позволяющие осуществлять диспетчеризацию в реальном масштабе времени, главной особенностью которых является разработка интегрированной базыданных всего предприятия с возможностью доступа к различным массивам информации. Работа системы осуществляется в режиме «советчика» (составление сменно-суточных заданий на сборку автомобилей, на изготовление и подачу узлов на главный конвейер, выявление дефицита), а также в режиме «запрос-ответ». Во втором режиме система дает возможность диспетчерскому персоналу в любое время получить информацию о ходе изготовления изделий, главных узлов и командной номенклатуры деталей, о степени обеспеченности сборки машин, о работе сборочных конвейеров, автоматических линий и т. п.

Система осуществляет следующие функции:

      • учет номенклатуры выпускаемых изделий в цехах основного производства;
      • учет времени простоев контролируемого оборудования в пределах фонда рабочего времени;
      • сигнализацию о причинах простоев контролируемого оборудования.

Для сбора информации на контролируемом технологическом оборудовании устанавливаются датчики. Пульты ручного ввода осуществляют взаимодействие системы с персоналом производственных цехов. В каждом цехе установлены конденсаторы сигналов, подключенные к петлевой линии связи, охватывающей группу цехов .Информация выдается системой в АСУП. Система позволяет на основании вырабатываемой ею информации вести оперативный контроль и управление производством.

Использование в процессе диспетчерского контроля и оперативного руководства производством комплекса технических средств сигнализации и связи возможно при соответствующем устройстве и оснащении рабочего места диспетчера и оператора в диспетчерском пункте. Для этого применяются так называемые диспетчерские пульты, представляющие собой стол специального устройства с вмонтированными в него приборами и аппаратурой связи, сигнализации и дистанционного контроля. Обычно диспетчерский пульт оборудуется также диспетчерским щитом, на котором располагаются контрольные графики и другие приспособления для наглядного оперативного учета и наблюдения за ходом производства.

Оснащение диспетчерской службы телевизионными установками позволяет диспетчерскому аппарату и руководству завода дистанционно наблюдать за работой участков. Телевизионные камеры устанавливаются в цехах на особо ответственных участках, а пульт управления — в центральном диспетчерском бюро. Диспетчер, нажав кнопку, может включить нужную камеру и проследить за работой участка.

Использование комплекса современных технических средств в сочетании с ЭВМ значительно повысили эффективность оперативного управления производством. В зависимости от специализации, производственной структуры предприятий, масштабов выпуска продукции, принятых систем планирования и других причин состав работ и расчетов в АСУП на каждом предприятии может быть различным.

Независимо от этого некоторые из них по форме, содержанию и методике решения выполняются на всех машиностроительных предприятиях, т. е. являются стандартными, другие — только на ряде предприятий. Имеют место и оригинальные решения задач планирования и управления. Конкретное выражение перечисленных выше признаков для одних и тех же задач, но выполняемых на разных предприятиях позволяет выявить степень типизации их решения и тем самым определить по каждой функциональной подсистеме перечень типовых задач, т. е. используемых при определенных условиях организации, планирования производства и управления предприятием, и стандартных, для которых эти условия одинаковы на всех предприятиях.

Как конечные, так и промежуточные результаты выполненных работ и расчетов несут свою «функциональную нагрузку», т. е. используются для принятия решений по управлению тем или иным объектом, для целей учета, контроля, анализа или служат дополнительной исходной информацией при решении других задач.

Многие из работ и расчетов АСУП, особенно из числа комплексных и сложных задач планирования и управления, включают отдельные элементы, которые многократно используются при решении других задач.Каждый расчет, как и непосредственно блок, имеет четкое и однозначное определение (название), которое по существу выражает какую-то цель. Например, расчет нормативного размера партии запуска деталей в обработку, формирование программы запуска деталей и т. д. Однако, несмотря на однозначность в названии работ, выполняемых для аналогичных или одинаковых объектов, их методическое решение может быть осуществлено различными способами. Это объясняется многообразием типов производства, разновидностью организации производственных процессов, систем планирования, методов решения.

Система блоков, из которых должны компоноваться АСУП или
отдельные подсистемы для различных условий применения, представляет собой по существу набор методик решения задач управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с программами их реализации на ЭВМ.

В оперативно-производственном планировании особое внимание уделяется автоматизированной системе управления сборочным производством.

Основная задача управления сборкой состоит в определении оптимальной очередности запуска на сборку изделий различных модификаций в условиях различных производственных ситуаций, а также в обеспечении сборки этих модификаций в установленной очередности деталями, узлами, которые должны быть поданы в определенный момент в требуемое место.

Для решения и их задач автоматизированная система управления сборочным производством обеспечивает:

      • составление графиков сборки изделия и подборки главных узлов;
      • непрерывный учет хода производства по всем этапам главной сборки;
      • управление системой подвесных толкающих конвейеров;
      • контроль за наличием деталей и узлов на складах;
      • своевременную регистрацию отклонений от запланированного хода производства;
      • запрос и выдачу справок о текущем состоянии производства;

обработку данных и выдачу сопроводительной документации на изделие.

Автоматизированная система управления сборочным производством как самостоятельная система взаимодействует с АСУП. Ежедневно она выдает в АСУП сменно-суточные графики подачи главных узлов, информацию о дефиците узлов и деталей, подаваемых на главный конвейер, и о фактическом выпуске изделий. Непрерывный учет в процессе сборки изделий ведется по отдельным технологическим переходам, таким, как запуск на сборку, выход со сборочной линии и т. п. Данные по учету вводятся с терминальных устройств. Оперативный учет ведется в разрезе зон, на которые разделены производственные подразделения, в реальном масштабе времени.

Управление системой позволяет осуществлять синхронизированную подачу главных узлов в определенные зоны сборочных линий в соответствии с очередностью сборки изделий конкретных наименований.

Система автоматически осуществляет транспортировку, хранение и сортировку всех главных узлов.

Контроль за наличием деталей и узлов на складах и регулирование их подачи в цех ведутся по дефициту. Система составляет и обновляет учетные списки состояния складов, контролирует заделы по минимальному и максимальному уровням. Контроль за отклонениями, такими, как сборка незапланированных изделий, отклонение от минимального уровня заделов и др., в ходе производства осуществляется системой в реальном масштабе времени. В случае возникновения сбоев информация автоматически выводится оператору системы на телетайп отклонений для принятия экстренныхмер по их ликвидации.

Запрос и выдача справок о ходе производства осуществляется в процессе сборки. Выдачу справок о ходе производства система осуществляет в реальном масштабе времени автоматически. Системой предусмотрены локальная обработка данных по управлению главной сборкой и выдача отчетных документов о состоянии:

    • производства по технологическим переходам по окончании смены, суток, месяца;

запасов мелких узлов, деталей и главных узлов.

Значительно упростить работу с информационными ресурсами позволяют возникшие и развивающиеся в результате эволюции гиперсети Интернет-технологии. Для оперативно-производственного планирования и регулирования хода производства особо важное значение имеет осуществляющийся перенос этих технологий на корпоративные сети и сети предприятий и учреждений. Так возникли интрасети и сети по технологии Интернет. В отличие от Интернет, по самой своей природе являющегося средой передачи данных для массового использования, интрасети — системы с ограниченным кругом пользователей (как правило, их пользователи — работники одного предприятия или организации). Позаимствованные у Интернет технологии, их простой и удобный интерфейс делают интрасети весьма перспективными для предприятий, в том числе для целей оперативно-производственного планирования и регулирования производством.

Открывающиеся возможности структуризации корпоративных информационных ресурсов и предоставление доступа к ним нужным сотрудникам может привести к существенному росту эффективности работы с информацией. Это в свою очередь повысит эффективность принимаемых решений и эффективность предприятия в целом. Важно, что в пределах предприятия, корпорации, учреждения возникает возможность унификации программного инструментария, что в масштабах глобальной информационной системы практически невозможно.

Производственно-диспетчерский отдел

Cтраница 1

Производственно-диспетчерский отдел и цеха основного производства выполняют функцию обеспечения стабильного уровня качества продукции и совместно с другими подразделениями участвуют в поддержании технологической дисциплины, в проведении технологической подготовки производства.  

Производственно-диспетчерский отдел — осуществляет оперативный контроль-за ходом производства, занимается разработкой суточных и часовых графиков производства и — контролирует их выполнение. Этот отдел обязан своевременно устранять се причины, нарушающие термальный ритм производства. Бели предприятие работает круглосуточно, то в ночное время, ко пда заводоуправление не работает, дежурный диспетчер осуществляет все оперативное руководство предприятием.  

Производственно-диспетчерский отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по производству.  

Производственно-диспетчерский отдел осуществляет межцеховое оперативно-производственное планирование, разрабатывая календарно-плановые нормативы и составляя производственные программы основным цехам завода. Расчет программ ведется в порядке, обратном ходу технологического процесса: вначале создаются программы сборочных цехов, а на их основе формируются программы обрабатывающих я заготовительных.  

Производственно-диспетчерский отдел организует диспетчерские совещания с участием руководителей всех подразделений и служб.  

Производственно-диспетчерский отдел — составляет суточные и часовые графики производства, ведет оперативный контроль за ходом производства.  

Производственно-диспетчерский отдел разрабатывает месячные программы, составляет сменно-суточные задания, контролирует ход производства, внося необходимые изменения в оперативные задания, выданные сменным мастером; принимает необходимые меры для быстрейшей ликвидации неполадок, нарушающих плановый ход производства.

Производственно-диспетчерский отдел обеспечивает рабочие места материалами и заготовками. Эти функции выполняет техник производственно-диспетчерского отдела. Техник составляет заявки на материалы и заготовки, необходимые цеху, контролирует правильность использования отходов.  

Производственно-диспетчерскому отделу подчинен склад готовых деталей и изделий. Этот склад принимает от участков цеха готовую продукцию, оформляет документы на полученную продукцию, а также документы на сдачу готовой продукции в центральный склад завода или цехам-потребителям и доставляет эту продукцию по назначению.  

Производственно-диспетчерскому отделу предприятия предоставлены большие полномочия. Решения начальника отдела по производственным вопросам обязательны для всех подразделений. Ему предоставлено право предъявлять претензии ко всем службам заводоуправления и вносить предложения о наказании виновных в нарушении хода производства.  

С производственно-диспетчерским отделом Получает: планы производства и поставок.  

С производственно-диспетчерским отделом Получает: планы производства и поставок. Представляет: планы-графики выделения транспорта основным цехам, сведения об отгрузке готовой продукции.  

В штат производственно-диспетчерского отдела или в штат отдела организации труда и зарплаты включается должность экономиста.  

Извещение направляется в производственно-диспетчерский отдел, где определяется использование рабочего в других цехах во время вынужденного простоя в его цехе.  

Добавить комментарий

Закрыть меню