Дифференциация наук

Дифференциация и интеграция наук

Развитие науки характеризуется диалектическим вза­имодействием двух противоположных процессов — диф­ференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «сты­ке»). На одних этапах развития науки преобладает диф­ференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превра­щения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоя­тельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (фи­лософия) раздваивается на два главных «ствола» — соб­ственно философию и науку как целостную систему зна­ния, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд

философских наук (онтологию, гносеологию, этику, ди­алектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдель-i ные частные науки (а внутри них — на научные дисцип­лины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математи­кой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностя­ми общественного производства, так и внутренними по­требностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие по­граничных, «стыковых» наук.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организ­мах, началось усиленное изучение этих процессов, на­копление результатов, что привело к возникновению новой науки — биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме при­вела к взаимодействию биологии и физики и возникно­вению пограничной науки — биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т. д. Возникают и такие научные дисципли­ны, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вер­надский считал ее сложной научной дисциплиной, по­скольку она тесно и целиком связана с одной определен­ной земной оболочкой — биосферой и с ее биологичес­кими процессами в их химическом (атомном) выявле­нии. «Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимичес­кими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным след­ствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научно-

го труда. Последние имеют как позитивные стороны (воз­можность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследова­телей неизбежно стягивается ко все более ограниченно­му участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понима­ние всей науки, без чего истинная глубина исследова­тельского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки…; она угрожает от­нять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника»1.

Одновременно с процессом дифференциации проис­ходит и процесс интеграции — объединения, взаимопро­никновения, синтеза наук и научных дисциплин, объе­динение их (и их методов) в единое целое, стирание гра­ней между ними. Это особенно характерно для совре­менной науки, где сегодня бурно развиваются такие син­тетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегра-тивные картины мира как естественнонаучная, общена­учная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономернос­тью современного этапа их развития и проявлением па­радигмы целостности, четко уловил В. И.

Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он счи­тал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда впол­не независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания космоса совпадает, таким

1 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 111.

образом, с одновременно идущим глубочайшим измене­нием наук о человеке. С одной стороны, эти науки смы­каются с науками о природе, с другой — их объект со­вершенно меняется»1. Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация со­провождается интеграцией, происходит взаимопроникно­вение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

В современной науке получает все большее распрост­ранение объединение наук для разрешения крупных за­дач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема ис­следования космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозмож­но без тесного взаимодействия естественных и гумани­тарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1140;

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В НАУКЕ

В логике развития науки отражается единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Процесс дифференциации знаний есть объективная форма развития науки. Дифференциация научного знания объясняется несколькими причинами. Во-первых, в основе современной науки лежит аналитический подход к изучению действительности, т.е. расчленение изучаемого предмета на простейшие составляющие.

Во-вторых, по мере развития науки резко возрастает число объектов, доступных для научного изучения. В-третьих, дифференциация является следствием бесконечной сложности самой материи, неисчерпаемости ее свойств, форм и видов, следствием бесконечности и сложности человеческого познания. Дифференциация научного знания проявляется:

— в выделении отдельных разделов науки в самостоятельные дисциплины со своими специфическими задачами и методами исследования;

— детализации научных понятий;

— установлении новых научных принципов, законов, закономерностей развития природы и общества;

— детализации научных проблем изучения действительности.

Быстрый рост объема знаний, увеличение потоков информации приводит к тому, что в наше время стали невозможными ученые-энциклопедисты, т.е. люди, знакомые практически со всей наукой. В прошлом, например, одни и те же физики могли заниматься и электричеством, и теплотой, и оптикой. Теперь даже специалисты, работающие в близких областях физики, не всегда понимают друг друга. И физика, и другие науки глубоко дифференцировались, специализировались, и этот процесс продолжается. Наука стала тоньше, ювелирнее, изощреннее. Современные исследования стали уже, чем прежде. Так, генетика – сравнительно молодая наука, но в ней уже произошло деление на целый ряд научных дисциплин: эволюционная, популяционная, молекулярная, радиационная и др.

Объект нынешней науки расчленен и разложен на составляющие части, раздроблен. Такое дробление – неминуемый этап познания: сначала изучаются части, потом судят о целом. В то же время дифференциация научного знания несет в себе опасность разложения единой научной картины мира. В результате дифференциации наука из целостной системы знания превращалась в сумму различных научных дисциплин, изолированных друг от друга, с нарушенными связями между ними. Как писал Станислав Лем:

“Известно, что на открытия наиболее плодотворно влияет скрещивание информации из различных областей науки, поэтому очень может быть, что уже сейчас в научных книгохранилищах всех континентов находится множество сведений, которые при простом сопоставлении друг с другом компетентным специалистом дали бы начало новым ценным обобщениям. Но именно это и затормаживается ростом специализации, внутренней постоянно растущей дифференциацией наук… Ходячим афоризмом стало выражение, что открытие совершается ныне дважды: один раз — когда оно публикуется, и второй раз — когда это уже (и, может быть, давно) опубликованное сообщение открывает для себя популяция специалистов”.

Взаимное размежевание наук было характерно для науки XIX века, что в итоге привело к кризису единства науки. По поводу дифференциации науки А.Эйнштейн образно заметил:

«Круг охватываемых наукой вопросов чрезвычайно расширился, теоретическое познание во всех областях естествознания непредвиденно углубилось. Но познавательная способность человека ограничена узкими рамками и не изменяется. Поэтому деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. Создается ситуация, подобная той, которая символически изложена в библейской истории о Вавилонской башне. Каждому серьезному ученому знакомо это болезненное чувство невольной ограниченности сужающимся кругом представлений; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника».

Чем глубже проникает наука в суть деталей, тем она лучше вскрывает связи между различными областями действительности, а отсюда возникает необходимость в интеграции научного знания. Уже в рамках классического естествознания постепенно утверждается идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отражающих их научных дисциплин. Тенденция, обратная дифференциации, существовала всегда. В основе интеграции научного знания лежит философский принцип единства мира. Интеграция научного знания проявляется:

— в организации комплексных междисциплинарных исследований;

— разработке:

• научных дисциплин, выполняющих общеметодологические функции (общая теория систем, синергетика);

• научных методов, применяемых в ряде отраслей научного знания (спектральный анализ, компьютерное моде-лирование и др.);

• теории и принципов исследования общих связей на стыках смежных научных дисциплин.

Чем больше наука вскрывает общие связи, тем лучше она уясняет суть деталей, а отсюда следует дифференциация научного знания. Процессы дифференциации и интеграции находятся в постоянном единстве, но они не равнозначны на различных этапах развития науки. Длительное время, пока в науке происходит накопление материала, преобладает дифференциация. Переход на новую качественную ступень, что обычно связано с созданием более совершенной научной картины мира, сопровождается интеграцией научного знания.

Сейчас в науке наблюдается период интенсивной интеграции. В объединении усилий специалистов разных отраслей знаний кроется путь к решению проблем, которые долго не могут решить усилиями одной науки. Практически до сегодняшних дней научная картина мира, по существу, распадалась на три картины мира (неорганическую, органическую, социальную), в которых процессы самоорганизации, саморазвития материи не были объединены единым системным подходом. Это стало возможным в рамках синергетического подхода, объединяющего в особый класс динамические, физические, химические, биологические и социальные структуры, которые ранее принципиально не сводились вместе. Синергетический подход в современной научной картине мира позволяет выявить инвариантные характеристики эволюционных процессов разного типа и выразить их в форме, пригодной для математико-информационной обработки.

Наука объективно не может развиваться лишь отдельными частями: она является целостной и может развиваться только как таковая. Выдающийся физик М.Планк писал:

«Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные части обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способностей человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики к химии, через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может бытьразорвана, разве лишь по произволу».

Современное естествознание с помощью синергетического подхода снимает противоречие между миром живого и неживого, доказывая единство и преемственность механизмов эволюции и развития.

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 815;

Парахонский А.П. Венглинская Е.А.

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их стыке). Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них — использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки — биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки — биофизики. Аналогичным путём возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И.

Вернадский считал её сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определённой земной оболочкой — биосферой и с её биологическими процессами в их химическом выявлении. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведёт к специализации и разделению научного труда. Это имеет как позитивные стороны (возможность углублённого изучения явлений, повышение производительности труда учёных), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора). В ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается к всё более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что ещё хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, всё с большим трудом поспевает за научным развитием; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, научных и учебных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет эту функцию в научном и учебном познании). Тенденцию смыкания наук, ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, чётко уловил В. И. Вернадский. Он считал большим новым явлением научной мысли XX века то, что впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется. Интеграция наук и учебных дисциплин убедительно и всё с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки и образования представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает всё большее распространение объединение наук и учебных дисциплин для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках стыка, взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приёмами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач и обучения специалистов получает всё большее развитие. Это магистральный путь формирования единой науки будущего и современного образовательного пространства.

Библиографическая ссылка

Парахонский А.П., Венглинская Е.А. ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИХ СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 86-87;

Периоды научный революции. Парадигмы. Научные школы. Дифференциация и интеграция науки

Периодизация естественных наук. Краткая характеристика развития науки в каждый период.

Возникновение естествознания. Так что существование человечества историческое, т.е. эволюционировало от простых состояний к более сложным и усовершенствованных, то и наука прошла такой же путь эволюции.

Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:

как доведельний вид знания, отличный от мифологического мышления, наука возникла в Древней Греции в V веке до н.е. наука возникла в период поздней средневековой культуры, когда было распознано большое значение исследовательского знания в творчестве таких деятелей церкви в Англии, как Р. Гросетст, Роджер Бэкон. Самая распространенная точка зрения, что наука возникла в XVI — XVII веках, когда появились работы Иоганна Кеплера, Христиана Гюйгенса, Галилея, Исаака Ньютона и других ученых. Признаками науки выступают:

построение математических моделей объектов,

эмпирические результаты исследовательского уровня.

К этой эпохе относятся и возникновения Королевского общества, Парижской академии наук.

С другой точки зрения время возникновения науки — конец первой трети XIX века, когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе дослиднонауковои программы. Создатели науки Вильгельм Гумбольдт, Юстус Либих.

Немецкий философ Карл Ясперс говорит о 2 этапы становления науки:

Становление логической и методической науки в Греции и параллельно задатки научного познания мира в Китае и Индии.

Возникновение современной науки, вырастает с конца средневековья, решительно утверждается с XVIII веке, разворачивается во всю свою ширину с XIX века.

Именно в XVII веке произошло то, что позволило говорить о научной революции, радикальное изменение основных компонентов содержательной структуры науки, образования новых принципов познания, категорий, методов. Социальным стимулом развития естествознания стало растущее капиталистическое производство. Греческая наука была умозрительным исследованием, мало связанным с практическими задачами. Этого Древняя Греция не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практику считалась ненужной и даже неприличным. Только в XVII веке наука стала рассматриваться как способ увеличения благосостояния населения и обеспечения хозяйствования человека над природой. Фрэнсис Бэкон пропагандував эксперимент как главный метод научного исследования.


Натурфилософский период, период зарождения будущего естествознания (характерное для древнего мира). Законченного деления на дисциплины не существовало, создаваемые концепции носили в большинстве свитоспостережний характер, но решающего критерия истинности эксперименту не отводилась. Верные наблюдения и гениальные догадки сосуществовали с ошибочными построениями.

Развитие механистического и метафизического естествознания. Классический период развития естествознания. Он берет свое начало с исследовательских работ Галилея. Характеризуется разделением наук на традиционные области и даже немного гиперболизированной ролью эксперимента в их развитии (понять значит измерить). Опыт рассматривается не только как критерий истинности, но и как основной инструмент познания. Вера в истинность экспериментально добытых результатов столь велика, что их начинают распространять на новые области и проблемы, где такой проверки ранее не велось. Механика стала наукой с того момента, когда были открыты законы механического движения

проникновением диалектики в естествознание.

Периоды научный революции. Парадигмы. Научные школы. Дифференциация и интеграция науки.

В истории науки выделяют три глобальные научные революции.

В VI−IV вв. до н. э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и начинается зарождение самой науки. Она связана с именем Аристотеля, который создал формальную логику – главный инструмент выведения и систематизации знания. Научное знание было предметно дифференцировано, науки о природе отделены от метафизики, математики. Аристотелем были определены нормы научности знания, даны образцы объяснения, описания и обоснования в науке, многими из которых пользуются и сейчас.

Вторая глобальная научная революция произошла в эпоху перехода от средневековья к Новому времени. Исходным моментом этой революции является появление гелиоцентрического учения великого польского астронома Н. Коперника. Однако одно только это учение не отражает суть перемен, происходящих в этот период в науке. Научная революция XVI−XVIII вв. привела к становлению классического естествознания. Основоположниками его были Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Итогом работы этих ученых стало создание механистической научной картины мира (МКМ) на базе экспериментально-математического естествознания. Основополагающими идеями МКМ являются классический атомизм и механицизм, а ее ядром – механика Ньютона. Фундаментальные понятия этой картины мира: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.


Материя – это вещество, состоящее из неделимых, абсолютно твердых движущихся частиц.

Пространство, по Ньютону, может быть относительным и абсолютным. Производя измерения пространственных отношений между телами, люди знакомятся с относительным пространством. Абсолютное пространство – это вместилище тел, никак не связанное со временем.

Свойства абсолютного пространства не зависят от того, имеются в нем тела или нет. Оно является трехмерным, бесконечным, однородным, изотропным, непрерывным. Пространственные отношения описываются геометрией Евклида.

Принцип дальнодействия заключался в том, что взаимодействие тел осуществляется мгновенно и промежуточная среда участия в передаче взаимодействия не принимает.

Наиболее значимыми теориями, положенными в основу новой научной парадигмы, стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. С появлением этих теорий изменилась и естественно-научная картина мира. Рассмотрим, какие принципиальные изменения произошли в представлениях об окружающем мире.

Теория относительности Эйнштейна привела к отказу от представлений о существовании центра Вселенной. Согласно Эйнштейну, в мире нет особых, привилегированных систем отсчета, все они равноправны. Наши представления об объектах окружающего мира имеют смысл только в том случае, если они связаны с какой-либо системой отсчета. Иначе говоря, наши знания о мире относительны.

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Основоположников греческой философии, представителей ионийской школы, — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Гераклита, — объединяли поиски материального первоначала, из которого в силу естественного саморазвития возник мир. Для Фалеса(VII-VI вв. до н.э.) таким первоначалом была вода, дляАнаксимена (ок. 588-525 до н.э.) — воздух, дляГераклита (544-483 до н.э.) — огонь.

Во второй половине VI в. до н.э. в Южной Италии возникло течение пифагорейцев; они стремились установить господствующие в мире числовые закономерности. Согласно их воззрениям, число — основа всего сущего, числовые соотношения — источник гармонии космоса. Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит пытались разрешить проблему строения и развития материи с позиций атомизма — представлений о том, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов.

Современной Научной школой часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки…; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника».

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тестовые задания для контрольной работы

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒

Вариант № 102

Историческая эволюция живых систем (филогенез) является…

А) Строго предсказуемой

Б) Ненаправленной

В) Не самопроизвольной

Г) Необратимой

2. Биогеографические методы исследования эволюции живой природы включают …

А) Исследование взаимной приспособленности видов друг к другу в природных сообществах.

Б) Сравнение организмов разных групп на стадии зародышевого развития.

В) Изучение сходства органов организмов сравниваемых форм.

Г) Сопоставления состава растительного и животного мира островов с историей их происхождения.

3. Примером модификационной изменчивости является изменение…

А) Окраски крыльев бабочек под влиянием условий внешней среды

Б) Структуры хромосом в процессе клеточного деления

В) Последовательности аминокислотных остатков в белке

Г) Числа хромосом в гаплоидном наборе

4. Паразитизм как форма биотических отношений связывает друг с другом…

А) Березу и подберезовик

Б) Белку и лося

В) Человека и вирус герпеса

Г) Цаплю и лягушку

5. Представление о пространстве-времени как полноправной, активной, сложно устроенной составляющей материального мира характерно для…

А) Натурфилосовской картины мира Аристотеля

Б) Натурфилосовских учений древнегреческих атомистов

В) Механической научной картины мира

Г) Современной научной картины мира

6. Установите соответствие между характерной чертой живых систем и одним из её проявлений:

1) Открытость

2) Молекулярная хиральность

3) Гомеостаз

А) Происходит постоянная смена поколений клеток в организме, организмов в популяции

Б) Живым системам свойственна одна из возможных пространственных форм того или иного химического соединения

В) Через живые системы постоянно проходят потоки веществ и энергии

Г) Существуют молекулярные механизмы поддержания постоянства среды живой системы

7. Результатом процесса дифференциации научного знания является…

А) Биофизика

Б) Биогеография

В) Биохимия

Г) Эмбриология

8. Гипотеза представляет собой…

А) Совокупность проверенных положений, объясняющих явления определенной области действительности

Б) Установленную и проверенную закономерность между свойствами изучаемых объектов

В) Теоретическое предположение о сущности непосредственно наблюдаемых явлений

Г) Набор новых фактов, не укладывающихся в рамки существующей теории

Добавить комментарий

Закрыть меню