Диалогическое общение

Сущность диалогического, аксиального и эмпатического общения.

Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, само­познание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

1.Наличие психологического настроя на актуальное состоя­ние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).

2. Использование безоценочного восприятия личности парт­нера, априорная установка на доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения.

4. Содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представ­лять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет дос­тичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия парт­неров, создает условия для взаимного личностного роста.

Э. Шостром предложил ряд советов учителям, пытаю­щимся уйти от монологической формы общения с детьми. На­пример, уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям учеников, так как именно в них проявляется интерес ребенка и только через эти интересы можно привлечь его к активному сотрудничеству. Адекватное реагирование на подобные вопросы учеников предполагает:

— терпеливое и лояльное выслушивание вопроса;

— более широкое освещение вопроса, что позволяет рас­смотреть проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;

— учет того, что ученик не всегда задает вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ. Ему важно показать свое уме­ние думать, свои знания. Ребенок может задать вопрос, на кото­рый вчера он уже получил ответ от родителя, и теперь хочет по­хвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в на­дежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу.

Диалог- это естественное бы­тие человека как индивидуальности, творца своей жизни и отношений.

«Диалог — не средство, а самоцель… Здесь человек не только проявляет себя во вне, а впервые становится тем, что он есть… и не только для дру­гих, но и для себя».

Диалог — это равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. По определению А.У. Хараша, диалог — это состояние контакт «Я» с конкретным другим. И этот другой непредсказуем и принципиально до конца непознаваем, благодаря чему общение с ним превращается в непрерывный творческий процесс взаимораскрытия, понимания, принятия иного взгляда на мир: «Пока человек жив, он живет тем, что еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова».

Диалогстроится на принципиально других началах, чем монологи­ческое общение. Прежде всего — цель диалога. С одной стороны, она направлена на самого человека: самопознание, саморазвитие, удовлет­ворение потребности в понимании. С другой стороны, цель диалога — другой человек, так как только отношение к другому как к ценности позволяет достичь целей, касающихся самого себя. Другой важный мо­мент — средства реализации диалогического мышления. На сегодняш­нем формальном языке мы сказали бы — диалогические технологии. А.У. Хараш определяет их в общем виде, но очень емко: «слушание — слышание; смотрение — видение». Более детально этот вопрос пред­ставлен в зарубежной гуманистической психологии, в частности — у К. Роджерса.

Определяя основополагающие принципы гуманистического обще­ния, понятия по многим характеристикам близкого к понятию «диа­лог», К. Роджерс выделяет следующие.

1.Конгруэнтность партнеров по общению, то есть соответствие меж­ду опытом (переживаниями), осознанием этого опыта и средства­ми общения, существующее у каждого из них. Конгруэнтность ак­туального состояния позволяет человеку вести себя в соответствии
со своими истинными переживаниями, так как они адекватноосознаются им и принимаются в качестве имеющих право на су­ществование. Осознавая ценность для другого своего личного опыта, человек не считает нужным лицемерить, лукавить с самим
собой и партнером и реализует себя в общении в истинном чело­веческом качестве. Такая позиция открывает человека самомусебе и делает его свободным в восприятии партнера, его чувств и переживаний. Таким образом, первое «технологическое» усло­вие диалога — настрой на актуальное психологическое состояние самого себя и партнера, разговор «здесь и сейчас».

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям. Как отмечают Ю.С. Крижанская и В.П.

Тре­тьяков:

«…в гуманистическом общении партнер (в идеале) воспринима­ется цельно, целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные иневажные в данный момент качества…».

По сути дела, в данном случае речь идет о принятии другого в ка­честве некоторой безусловной ценности. М.М. Бахтин определял принятие как «любовное устранение себя из поля жизни» другого. Принятие другого нерасторжимо связано с доверием, готовность самому раскрыться навстречу другому, стать для него некоторым «объектом переживания», «моментом личного опыта». Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. На первый взгляд, это положение делает невозможным применение диалогического метода в воспи­тании, ведь учитель и ученик, воспитатель и воспитанник (а если последний еще и нарушитель закона?) не могут быть равны, они за­нимают различные социальные позиции, несут разную ответствен­ность. Но не стоит понимать равенство партнеров примитивно, как их фактическое равенство. Человек самой возвышенной души и че­ловек нравственно падший равны друг другу в своей истинной че­ловеческой сути, в одном раскрытой, развившейся, в другой еще дремлющей, но живой. Неравенство в актуальном состоянии и иде­альное равенство. Если учитель пытается сквозь шелуху и наносное проникнуть в душу своего воспитанника, он стоит с ним на равной позиции. Т.А. Флоренская приводит в пример Сократа:

«Реально он не равноправен со своими собеседниками и находится, по собственному определению, в роли «повивальной бабки», помо­гающей рождению истины в своих оппонентах. При всей простоте и мудрости Сократа для всех очевидно превосходство его мудрости. Но, помогая рождению истины в человеке, Сократ верит, что каж­дый его собеседник способен прийти к ней; в этой возможности он равноправен со всеми, даже с глупцами».

3. Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уров­не точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спору, уточнению точки зрения, возможности не согла­ситься. Ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость и вековые наблюдения подтачивают диалог изнутри, ведь за всеми ними собеседник часто прячет свою неготовность предъявить и от­стоять (пусть даже и бездоказательно с точки зрения собеседни­ка) личную точку зрения на проблему. Кстати о народной мудрос­ти. Ее достаточно трудно привлечь в качестве авторитетного щита своей пошатнувшейся позиции в споре. Она диалогична по своей сути, по любому вопросу вы найдете прямо противоположные утверждения, что справедливо: людей много, взглядов на мир много, все они имеют право закрепиться в виде некоторых обобщений. И придуманы они не для того, чтобы безапелляционно цементи­ровать чью-то точку зрения, а для того, чтобы служить психологическим подтверждением: хорошо, что не я один так думаю и рань­ше кто-то именно так смотрел на эту ситуацию…

4. Персонифицированный характер общения, разговор от имени соб­ственного «Я»: «Я считаю», «Я думаю» и т. д. Сравните: «Всем из­вестно», «Давно установлено», «Не вызывает сомнений». Вызывает, да еще как! И именно потому, что неизвестно, Кем установлено и Кому известно. Появление в речи подобных безличных, обобщен­ных оборотов понятно. Они выполняют все ту же защитную фун­кцию. Когда говоришь от имени «прогрессивного человечества», кажешься весомее и в собственных глазах, и в восприятии партне­ра. Может быть, и весомее, но диалог это разрушает.

Диалог — важный инструмент про­фессиональной психологической работы, его технологии во многих случаях составляют основу консультативного психологического про­цесса. И здесь мы снова обращаемся к отечественным традициям по­нимания диалога. К. Роджерс в основном подчеркивал ту сторону гу­манистического диалога, которая может быть охарактеризована как центрация психолога на клиенте, включение в его переживания и стра­дания. В терминологии Ухтомского это звучало как «доминанта на собеседнике». Но это лишь одна сторона диалога как психотерапевти­ческой или педагогической технологии. Она обеспечивает понимание, но не саму готовность помочь, вывести клиента или воспитанника на уро­вень, когда ему уже не будет требоваться помощь. Другой стороной гуманистического общения является «вненаходимость» как определен­ная жизненная позиция участника диалога. Вненаходимость в трактов­ке М.М. Бахтина — это позиция бескорыстия, отсутствия прагматической заинтересованности в собеседнике, а также лично-эмоционального привязывания к человеку. В профессиональной деятельности психолога, психотерапевта такая позиция позволяет ему сохранить внутреннюю целостность, психическое здоровье, глубоко сопережи­вая при этом проблеме своего клиента.

Диалогическая речь, которую также называют разговорной поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, так как много или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи предполагает естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг. Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия, грамматическая неполнота фраз и т.д. особенности диалогической речи в значительной степени зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников.

Аксиальное общение- это общение один на один. При аксиальном общении необходимо учитывать особенности собеседника: возраст, пол, рост, увлечения и психологические факторы (умение говорить, слушать, место, время общения). Чтобы аксиальное общение стало более плодотворным, необходим микроклимат, располагающий к доверительному разговору. Психосоциальная атмосфера аксиального общения во многом зависит от взаимных обращений контактирующих людей. Аксиальное общение во время отдыха имеет свои особенности. Здесь не цениться критичность партнера, нет необходимости говорить убедительно, точно отвечать на поставленные вопросы. Любая форма аксиального общения требует воспитанности, вежливости, такта, доброжелательности

Эмпатическое общение – это общение предполагающее умение войти в положение собеседника. Эмпатию можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствование, соучастие) являются одной из важных характеристик личности. Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Формы эмпатического общения зависят от типа и характера межличностных отношений. Так, когнитивная эмпатия может проявляться когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся переживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений. То поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. Эта высшая форма эмпатии – действенная – характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие вербального общения.

2. Какие элементы входят в структура речевого общения

3. Что относится к выразительным качествам голоса.

4. В чем сущность аксиального, диалогического и эмпатического общения.

Самостоятельная работа.

Анализ собственных умений, включенных в структуру вербального общения и разработка рекомендаций по саморазвитию.

Самостоятельная работа.

Работа с дополнительной литературой, подбор упражнений по отработке выразительности интонации.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ивановский государственный университет»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра русского языка и методики обучения

Контрольная работа

по педагогическая риторика

тема: Диалог — вид речевого общения

Работу выполнила:

студентка 2 курса

1 группы заочной формы обучения

Кошелева Евгения Игоревна

Работу проверил:

Кочетков В.В.

Шуя 2014

Введение

Понятие диалога

Характеристика диалога

Виды диалогов. Дискуссионная речь

Заключение

Список литературы

Введение диалог психологический диадический

Речь — неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда-либо, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Видно, что сам процесс словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение — это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь.

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Поэтому наиболее эффективной формой общения является диалог.

Понятие диалога

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство — тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи. Однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой — исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

Так же, диалог возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

ь психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

ь доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

ь восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);

ь общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

ь разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты;

ь следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

Характеристика диалога

Можно выделить следующие характеристики диалога:

1. Реактивность.

Реакция партнера по общению может быть совершенно непредсказуема, например, он может неожиданно перевести разговор в другое русло. Не менее трудно справиться и с ситуацией, в которой реакции нет вообще. И в том и в другом случае необходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную логику разговора, подключать разнообразные дискурсивные приемы для осуществления намеченной цели общения.

2. Ситуативность

Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. И в монологе, и в диалоге именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи.

3. Эмоциональность

Ваше эмоциональное состояние так же влияет на продолжительность и исход диалога. Чтобы ваша беседа была интересной и продолжительной, стоит быть в хорошем настроении.

Мотивированность

Может быть, большое количество мотивов для разговора с тем или иным собеседником. И они так же определяют продолжительность и исход вашего диалога.

Сущностные характеристики диалога:

ь виды диалога:

1. естественный диалог:

a. спонтанный;

b. подготовленный;

2. фиктивно-литературный диалог;

3. инсценировка;

ь отношения в пространстве — времени (ситуативный контекст):

1. коммуникация в непосредственном пространственно-временном контексте (лицом к лицу);

2. коммуникация на расстоянии: одновременность при удаленности коммуникантов в пространстве (телефонный разговор);

ь констелляция участников:

1. межличностный диадический обмен;

2. групповая беседа:

a. в малых группах;

b. в больших группах (например, на митингах);

ь степень открытости:

1. интимный диалог;

2. доверительный диалог;

3. полуоткрытое высказывание;

4. высказывание на публику;

ь социальные отношения между собеседниками:

1. симметричные;

2. асимметричные, а именно, когда асимметрия обусловлена:

a. антропологически,

b. социокультурно: профессиональными или содержательными факторами;

c. структурой разговора;

ь структура действий в диалоге:

1. директивы;

2. изложение;

3. размышление — обыденное или научное;

ь степень знакомства собеседников:

1. полное;

2. дружественные, приятельские отношения;

3. простое знакомство;

4. поверхностное знакомство;

5. незнакомый собеседник;

ь степень подготовленности собеседников:

1. отсутствие подготовки;

2. подготовленность в силу рутинности беседы;

3. специальная подготовка к данному разговору;

ь фиксированность темы:

1. отсутствие фиксированности;

2. фиксированность общей тематической области;

3. узкая специализация темы;

ь соотношение между коммуникацией и неречевыми действиями:

1. предопределяющее ход общения;

2. не сказывающееся на этом ходе.

Виды диалогов. Дискуссионная речь

Диалогическая речь состоит в обмене репликами, высказываниями; это первичная, естественная форма языкового общения.

Диалогом называли также разговор многих, перекрестное общение группы лиц со сложным переплетением адресантов и адресатов.

Наиболее тщательно изучаются формы и правила дискуссионной речи как средства поиска если не истины, то хотя бы взаимопонимания, консенсуса, примирения сторон. Именно к дискуссионной речи античные риторы и философы применяли термин диалектика.

Термин дискуссия применяется в науке, политике, дипломатии, судебном процессе, то есть в среде профессионалов, по строгим правилам, в устной или печатной формах (например, дискуссия, или прения, в Государственной Думе по вопросу о доверии правительству, парламентские дебаты и пр.)

Полемика — процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута (обычно — в университетах).

В зависимости от целей, которые ставят перед собой выступающие в речевое общение, выделяются различные типы диалогических построений. Можно выявить следующие цели, которые ставят перед собой собеседники, вступая в диалог, обсудить что-либо, убедить в чем-либо, проинформировать о чем-либо, возразить по поводу чего-то, побудить к речевому или к какому-либо другому действию, запросить информацию, потребовать уточнить её, выразить одобрение или несогласие. Коммуникативные цели обусловили появление следующих функциональных типов диалогов: диалога-сообщения информации, диалога-запроса информации, диалога-побуждения, диалога-расспроса. Все четыре функциональных типа диалога в совокупности требуют проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой личных Учебно-речевых ситуаций, а также умения пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения. Кроме общих, каждый тип диалога предполагает наличие частных коммуникативных умений.

Это следующие умения:

ь диалог-запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно интонировать высказывание; умение уместно использовать разнообразие реплики — стимулы; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить дополнительную информацию;

ь диалог-сообщение информации: умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел на произносительном уровне; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику;

ь диалог-побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тоном произнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения в реплике — стимуле; умение уточнить задание;

ь диалог-расспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить коммуникативно-целесообразную стратегию и тактику речевого поведения

Заключение

Все деловые люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

При диалоге происходит взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей.

Диалог — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования человека, но и его духовного и физического здоровья.

Кроме того, диалог — универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря диалогу человек приобретает свой неповторимый набор личностно — деловых качеств.

Список литературы

1. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.(Серия «Империя успеха»)

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М.: Издательсткий центр «Академия»., 2003 г.

3. Риторика, или Ораторское искусство: Учебник/ Автор-составитель И.Н. Кузнецов. — М., 2004 г.

4. Риторика: Учебник./Под общ. ред Н.А. Ипполитовой., М., 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на выбор решения факторов; выбор решения; принятие решения и доведение его до собеседника. Залог фуррора деловой беседы — компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников.

Групповые формы делового общения

Наряду с диалоговым общением, есть разные формы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Более распространенными формами являются совещания и собрания. Теория менеджмента дает такую более общую классификацию собраний и совещаний по их назначению.

Информативное собеседование. Каждый участник коротко докладывает о положении дел начальнику, что дозволяет избежать подачи письменных отчетов и дает возможность каждому участнику получить представление о состоянии дел в учреждении.

Совещание с целью принятия решения. Координация мнений участников, представляющих различные отделы, подразделения организации, для принятия решения по конкретной проблеме. Творческое совещание. Внедрение новейших идей, разработка перспективных направлений деятельности. Существует и ряд остальных классификаций совещаний, в том числе по сфере внедрения: в науке — конференции, семинары, симпозиумы, заседания ученых советов; в политике — съезды партий, пленумы, митинги. По теме различают совещания технические, кадровые, административные, денежные и т.Д.

Исходя из этико-организационных подходов, американские исследователи выделяют совещания диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные. На диктаторском совещании управляющий традиционно докладывает присутствующим свое решение по определенным вопросам либо знакомит с позицией либо распоряжением вышестоящей организации. Дискуссии не проводятся. Участники лишь задают вопросы. Автократическое совещание — разновидность диктаторского. Управляющий задает попеременно вопросы участникам и слушает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать представления относительно позиций остальных участников.

Сегрегативное совещание (сегрегация — лат.

Отделение, удаление) состоит из доклада управляющего либо назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего. Демократический характер имеет дискуссионное совещание. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением управляющим либо принимается управляющим без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений. Свободные заседания проводятся без верно сформулированной повестки дня.

Страница 2 из 7

Виды и формы общения. Общение может быть различных видов, каждый из которых имеет свои особенности и правила.

Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах)имассовоеобщение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное(обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальнымикачествами) иролевоеобщение. В случае ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть личнымиделовым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность.

Преобладавшее ранее прямое(непосредственное – «лицом к лицу») общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и др.) и становится более массовым. Само же непосредственное общение отличается увеличением вынужденных контактов между людьми (в транспорте, на улицах, в магазинах и пр.). Общение может быть доверительным и конфликтным.

Многообразие общения может быть охарактеризовано и по иным основаниям. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и принуждения к определенным действиям или решениям. Можно назвать целую группу сфер деятельности и ситуаций, в которых использование императива оправдано. Например, военные уставные отношения или работа в экстремальных условиях, чрезвычайных обстоятельствах. Применение императива неуместно и неэтично в сферах интимно-личностных и супружеских, детско-родительских и педагогических отношений. Манипулятивноеобщение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Символом такого типа общения в деловой сфере стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Манипуляция используется также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. Человек, выбравший эту форму общения как основную для себя, особенно в сфере отношений с друзьями, родителями, в итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Разрушаются близкие, доверительные отношения, формируются стереотипные формы поведения. Как отмечает Э. Шостром, один из критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к себе и другим.

Императивная и манипулятивная формы общения по сути являются разновидностями монологическогообщения. Можно сказать, что человек, рассматривающий другого лишь как объект своего воздействия для достижения собственных целей, общается сам с собой, не видя истинного собеседника.

Значительно больше возможностей для взаимопонимания, самораскрытия и взаимного обогащения содержит диалогическое общение – равноправное субъкт-субъектное взаимодействие. Такую форму общения еще называют гуманистическоеобщение. По мнению известного психотерапевта К. Роджерса, оно обладает психотерапевтическими свойствами и укрепляет психическое здоровье человека.

Запомните основные правила диалогического (гуманистического) общения:

1. Восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

2. Безоценочное восприятие личности собеседника, доверие к нему.

3. Учет в общении чувств, желаний, физического состояния, которые общающиеся испытывают в данный момент встречи или разговора.

4. Вычленение и обсуждение проблем и нерешенных вопросов, всесторонний их анализ.

5. Обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты

Средства общения. Любое общение между людьми осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному или, можно сказать, словесному) и неречевому (невербальному, широко известному как «язык тела»).

Вы уже знаете, насколько значима грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодействия с другими людьми. В общении важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Наиболее привлекательна плавная, размеренная манера речи.

Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика; контакт глазами; расстояние, на котором общаются собеседники. Они могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного словами. От 60% до 70% информации (особенно об отношении к собеседнику) передается с помощью невербальных средств. Хотя обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, мало осознают свое невербальное поведение – таким образом, даже ничего не говоря вслух, бывают чрезмерно «болтливы».

К сожалению, достаточно часто люди слушая, не слышат друг друга. Не только психологу, но любому человеку важно овладеть техникой эффективного слушания.

Некоторые приемы, обеспечивающие умение слушать

1. Не прерывайте собеседника.

2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к собеседнику. По возможности непрерывно и доброжелательно смотрите на него.

3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли.

4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца.

5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмоциональное поведение собеседника, пытайтесь услышать главное.

6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете, надо заставить себя действительно слушать внимательно.

7. Не отвлекайтесь.

8. Помните, что не вся информация содержится в словах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учетом невербальной информации.

9. Не «монополизируйте» разговор.

Выводы: 1.Феномен общения сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. 2.Чаще всего выделяют три стороны общения: информационную (или коммуникативную), взаимодействия (или интерактивную), понимания (или перцептивную). 3. Общение имеет огромное значение как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. 4. Эффективность использования определенных видов и форм общения зависит от их соответствия содержанию тех сфер человеческой жизни и деятельности, в которых они применяются. 5. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. 6. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальныых и невербальных средств.

Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». На Ваш взгляд, какие особенности общения дали писателю возможность для таких его характеристик?

2. Как влияет общение на психическое развитие и становление его как личности?

4. Л. С. Выготский отмечал, что «…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Как Вы бы могли обосновать эту точку зрения знаменитого советского психолога?

5. Какие виды общения можно выделить, характеризуя взаимодействие между людьми?

6. В чем сходство и различие императивной и манипулятивной форм общения? В каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?

7. Как Вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения? Как Вы думаете, почему именно такое общение содействует укреплению психического здоровья человека?

8. Согласны ли Вы со следующими словами Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом»? Обоснуйте свою позицию.

<< Предыдущая — Следующая >>

Дайте определение диалога и монолога

1234Следующая ⇒

Самостоятельная работа №1.

Речевое взаимодействие.

1.Дайте определение основных единиц речевого общения.

Речевое событие– это протекающий в кон­тексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discourse ‘речь’) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагмати­ческими, социокультурными, психологическими и др. факто­рами; это текст, взятый в событийном аспекте.

Речевая ситуация– это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте.

Речевое взаимодействиепредставляет собой очень слож­ный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами.

2.Охарактеризуйте принципы речевой коммуникации.

Принцип последовательности, который предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Например, если первая реплика – вопрос, то вторая – ответ; приветствие сопровождается ответным приветствием; просьба – принятием или отклонением и т.п. Последовательность ответной реакции закономерно приводит к завершению речевого фрагмента.

Принцип предпочтительной структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Так, по мнению исследователей, согласие обычно выражается без промедления, часто предельно лаконично и ясно. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой и формулируется пространно, сопровождается оправдательными доводами

Принцип кооперации, который, по мнению Г.П. Грейса, составляет основу речевой коммуникации, предполагает готовность партнеров к сотрудничеству.

Принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Коротко охарактеризуем их:

1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена».

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, предохранения его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других (Не судите, да не судимы будете.). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции.

4. Максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная, самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно – сохранения предмета взаимодействия, снятие конфликта путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, к. Которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Определенную проблему представляет так называемый безучастный конфликт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

3.Что понимается под эффективностью речевой коммуникации?

Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.

4.Назовите основные виды аргументов и дайте им характеристику.

Логические аргументы– это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя.

Психологические аргументы– это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами.

5.Что понимается под невербальными средствами общения?

Средства невербального общения: мимика, жесты, поза, интонация.

Задание 1.

1. Общение между героями не состоялось, так как Базаров разговаривал на литературном языке, а мужик на деревенском жаргоне. Они не могли понять друг друга, хотя, в то же время, когда заговорили два мужика, то они сразу смогли понять друг друга, потому что разговаривали на одном и том же жаргоне.

2. Общение состоялось. Герои сразу нашли общую тему – философия.

Задание 2.

1. Да, эффективна, в этом отрывке реализован принцип предпочтительной структуры, потому что подсудимый уходил от ответа, держал паузу, а это свидетельствовало о отклоняющейся ответной реплике.

2. Да, эффективна, потому что Денис беседовал со следователем. В этом отрывке реализован принцип последовательности (ответ на вопрос Дениса) и принцип кооперации (Денис сотрудничал со следователем)

Задание 3.

1. Изобразительный вид. Дополнительная информация: «Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.»

2. Эмоциональный вид. Дополнительная информация:» Паклин погрозил ему пальцем.»

3.Символический вид. Дополнительная информация:» Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул.»

4. Эмоциональный вид. Дополнительная информация: «с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком»

5. Изобразительный вид. Дополнительная информация: «(он повертел рукою около лба)»

Задание 4.

Автор характеризует Льва Николаевича, как человека, придерживающегося принципов вежливости и последовательности.

Задание 5.

1. Жесты

2. Мимика

3. Телодвижения

4. Телодвижения

5. Мимика

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕЧИ: ДИАЛОГ И МОНОЛОГ

Дайте определение диалога и монолога.

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Монолог — связная речь одного лица.

Что является основной минимальной единицей диалога? Каким образом создаётся диалогическое единство?

Основной единицей диалога является диалогическое единство — тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Диалогическое единство задается первой репликой-стимулом, появление которой зависит исключительно от внутреннего побуждения говорящего.

3. В каких случаях диалог становится неинформативным?

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет информативным

1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-25; просмотров: 681 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню