Диалектика как философский метод

В современной философии понятие «диалектика» употребляется в трех основных смыслах.

1. Диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития (объективная диалектика). Часть познанного в этом аспекте систематизирована в философском учении (теории), которое и называется диалектикой. Это –субъективная диалектика. Она отражает и объясняет объективную диалектику системой понятий, принципов и законов.

2. Диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления, или логикой. Логику можно считать также элементом субъективной диалектики в том смысле, что она изучает логические формы и законы мышления, которые выступают косвенным и формализованным отражением объективной диалектики.

3. Диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия. Диалектический метод познания является одним из основных в методологии познавательной деятельности.

Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные и характерные для всего бытия. Причем внимание обращается не столько на само изменение (движение), сколько на одну из его разновидностей – развитие.

Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества, человека и его мышления; бытия материального и бытия нематериального (духовного). Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектического учения, что обусловило его историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспектах.

Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к объяснению изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно самостоятельные по отношению к диалектике учения, которые также представляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод познания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.

К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей и идеальных объектов. Основы ее заложены Платоном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями.

Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные положения материалистического понимания развития разрабатывались Гераклитом, Зеноном Элейским, Демокритом, Лукрецием Каром, К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и др.


Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию». Внешнюю альтернативность диалектике как учению о развитии и методу познания составляет метафизика.Метафизика означает способ рационального, абстрактно-логического обоснования или опровержения философских и иных положений. Часто данный смысл термина «метафизика» отождествляется с термином «спекулятивная философия»; также метафизика – это противоположное диалектике учение о связях и развитии бытия, еще один всеобщий метод познания.

В третьем аспекте диалектика противоположна альтернативам как методу познания. Было отмечено, что метафизика противоположна диалектике в том, что ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение конкретных предметов, а не систем, часто апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет и агностицизм, который противостоит диалектике ориентацией на релятивизм, скептицизм, иррационализм, догматику, мистику.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

один из основных методов, разрабатываемых в рамках философии, противоположный метафизическому. Диалектика как метод формируется в античное время.

Основателем субъективной диалектики (искусства ведения дискуссии) является Сократ, а объективной диалектики – Гераклит, утверждавший, что все течет и изменяется. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. Диалектический метод опирается на следующие принципы: 1) объективность, представленная в следующих требованиях: а) исходит из практики; б) реализует активную роль субъекта познания; в) умение выразить логику вещей в логике понятий; г) умение выбрать адекватную систему методов; д) рассматривать объект в социокультурном контексте; е) подходить к процессам конструктивно-критическим; ж) действовать в соответствии с логикой данного предмета; 2) всесторонность, опирающаяся на признание всеобщей связи явлений действительности и основанная на требованиях: а) вычленении предмета исследования и проведение его границ; б) целостное и многоаспектное рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) развертывание исследования вглубь и вширь; д) вычленение сущности, главной стороны субъекта и его субстанционального свойства; 3) конкретность, основанная на требованиях: а) создание идеальной модели явления в виде расчлененного целого; б) рассмотрение общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учет места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие предмета; г) рассмотрение предмета в составе более широкого целого; 4) историзм, проявляющийся в следующих требованиях: а) исследование настоящего состояния предмета; б) реконструкция генезиса и основных этапов развития предмета; в) прогнозирование тенденций его дальнейшего развития;5) противоречивость, основанная на следующих требованиях: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение явления как единства противоположностей в целом; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий; д) анализ этапов развития этого противоречия; е) исследование механизма исследования противоречия как процесса его развертывания и обострения. Неверная реализация применения принципов противоречия приводит к объективизму и субъективизму, которые могут выражаться в эклектике (умозаключения, построенные на механическом соединении несоединимого), в софистике (умозаключение, построенное на преднамеренном нарушении правил логики путем абсолютизации отдельных сторон) или в заблуждениях.

Оцените определение:

Источник: Философия науки и техники: словарь

Диалектика как метод философии

12Следующая ⇒

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ»

На тему «Диалектика как метод философии. 3 закона диалектики с примерами.»

Факультет: «Управление персоналом»

Студентка группы 2ЗбУп

Нестерова Мария Дмитриевна

Проверила: Косолапова Екатерина Александровна

Москва 2017

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Диалектика как метод философии………………………………………………..4

2. Три закона диалектики и их примеры……………………….…………7

Заключение……………………………………………………………………………………..13

Список использованной литературы………………………………………………..15

Введение

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др.

Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

Диалектика как метод философии

Диалектика(греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в философии – это способ мышления, при котором вещи и явления рассматриваются в их становлении и развитии, в тесной взаимосвязи друг с другом, в борьбе и единстве противоположностей. В античности чувственно воспринимаемый мир представлялся как вечное становление и движение, в котором противоположности сосуществуют и пребывают в единстве.

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика. В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она — форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них — противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

· учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

· искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);

· метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

· наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель);

· учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

· способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

· всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);

· учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

Ранние греческие философы видели бесконечную изменчивость окружающего мира и в то же время говорили о том, что космос – это прекрасное и завершённое целое, пребывающее в покое. Их диалектика сформировалась как описание этого движения и покоя, а также как отражение непрестанных превращений одного элемента в другой, одной вещи в другую. У софистов диалектический метод свёлся к чистому отрицанию: обращая внимание на непрерывную смену опровергающих друг друга идей и понятий, они приходили к выводу об относительности и ограниченности человеческого знания вообще, считали, что постичь истину невозможно. Плодотворная борьба противостоящих друг другу идей – то, на чём основан диалектический метод Сократа, древнегреческого философа, который излагал свои представления о мире не в трактатах, а устно, даже не монологически. Он вёл с жителями Афин беседы, в которых не излагал свою позицию, а задавал собеседникам вопросы, с помощью которых стремился помочь им освободиться от предрассудков и прийти к истинному суждению самостоятельно. Больше всех диалектический метод развивал Георг Гегель, немецкий философ XIX века: его основная идея заключается в том, что противоположности взаимно исключают и в то же время взаимно предполагают друг друга. Противоречие для Гегеля – это импульс к эволюции духа: оно заставляет мысль двигаться вперёд, от простого к сложному и всё более полному результату. Гегель видит главное противоречие в самой идее абсолютного: оно не может просто противостоять неабсолютному, конечному, иначе оно бы ограничивалось им и не было бы абсолютным. Значит, абсолютное должно заключать в себе ограниченное или другое. Так, в абсолютной истине заключается единство противоположных частных и ограниченных идей, которые, дополняя друг друга, выходят из своей косности и обретают новую, более истинную форму. Таким движением охвачены все частные понятия и идеи, все части духовного и физического мира. Все они существуют в неразрывной связи друг с другом и с Абсолютом.

Диалектический метод Гегеля – это процесс самосовершенствования понятия. Диалектика – это одновременно и метод, и содержание его философии. Марксистская философия тоже использовала диалектический метод, но она тесно связана с материалистической концепцией бытия и человека и поэтому более практична: она рассматривает, в первую очередь, социальные, а не сугубо философские противоречия. Диалектический метод использовался не только в западной, но и в восточной философии: например, в Китае это концепция Инь и Ян – двух разных сторон единой действительности, которые превращаются друг в друга.

Диалектический метод противоположен метафизическому, который обращён к истокам бытия как такового, к поиску изначальной природы реальности.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-11; просмотров: 2395 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Диалектика как метод философского познания

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10Следующая ⇒

Дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений. Диалектика — такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Взглядов на диалектику много. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя ее — искусство представлять ложное и сомнительное за истинное; мегарцы называли ее — искусство спора; в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.

По Гегелю диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике.

Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений

В марксистской философии термин «диалексика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира.

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей — от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии — человека.

СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИКИ КАК МЕТОДА. ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ.

Диалектика — учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Основными принципами диалектики являются:

1. Принцип всеобщей связи;

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.

2. Принцип системности;

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке.

Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

3. Принцип причинности;

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Принцип историзма.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

· вечность неуничтожимость истории, мира;

· его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.

Законы диалектики — основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

•единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

Добавить комментарий

Закрыть меню