Диагностика внимания младших школьников

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то – весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Обучение в школе – сильнейший стимул для развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности. В свою очередь невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости.

Внимание – один из основных компонентов познавательной деятельности, который приобретает особое значение в младшем школьном возрасте, когда только формируются основы учебной деятельности. Поэтому выбранная тема работы – «Диагностика и развитие внимания в младшем школьном возрасте» – является актуальной.

Проблема исследования: какие методы и приемы способствуют развитию внимания детей младшего школьного возраста?

Целью работы является исследование и развитие свойств внимания у учащихся младшего школьного возраста.

Объект – внимание младших школьников.

Предмет – особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: развитие внимания младших школьников будет проходить эффективнее, если:

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников;

  • включить в педагогический процесс систему заданий для развития концентрации, устойчивости, объема, распределения и переключения внимания;

  • при работе опираться на принцип постепенного перехода от простого к сложному.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития внимания младших школьников.

2. Выявить уровень развития свойств внимания младших школьников.

3. Апробировать систему дидактических игр для развития свойств внимания.

4. Провести повторный анализ свойств внимания младших школьников.

5. Проверить эффективность выбранной нами программы развития внимания.

Теоретическая основа исследования: Проблемы внимания, понимания физиологических объектов внимания рассматриваются в работах многих русских и зарубежных психологов и физиологов, например, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Ю.Б.Дормашева, В.Я. Романова, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • эксперимент;

  • методы математико-статистической обработки результатов исследования.

Практическая значимость: результаты исследования и методика применения дидактической игры могут быть использованы для:

  • выстраивания стратегической программы педагогической, воспитательной работы, включающей в качестве необходимой составляющей деятельность, направленную на развитие внимания учащихся;

  • развития умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы – возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала детьми разных возрастов, и делать из этого правильные выводы;

  • организации занятий, направленных на развитие внимания детей;

  • ведения грамотной консультативной работы с родителями по разъяснению возрастных особенностей внимания детей, особенностей внимания конкретных детей и организации правильной родительской помощи своему ребенку;

  • своевременного выявления детей с низким уровнем развития внимания и обеспечения правильного отношения к ним как в школе, так и в семье.

База исследования: экспериментальное исследование было проведено на базе МОУ СОШ №4 г.Шуи Ивановской области, в котором участвовало 30 детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе эксперимента мы изучали уровень свойств внимания у школьников младших классов (30 учащихся). Для этого мы использовали следующие методики: «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба», «Проставь значки», «Найди и вычеркни».

По итогам изучения объема внимания у детей младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы: у большинства испытуемых (60 %) объем внимания находится на среднем уровне; низкий уровень развития объема внимания выявлен у 4 школьников; очень низкий уровень объема внимания – у 3 школьников.

Результаты диагностики по выявлению у младших школьников уровня концентрации внимания свидетельствует о том, что у детей преобладает средний уровень концентрации внимания (17 школьников – 56,6%); у 5 детей выявлен высокий уровень концентрации внимания; у 8 учащихся концентрация внимания находится на низком и очень низком уровнях.

Результаты исследования диагностики переключения внимания у младших школьников таковы: 4 школьника имеют высокий уровень переключения внимания, что составляет 13,3 % от общего количества детей; у 20 учащихся выявлен средний уровень переключения внимания, что составляет 66,7%; у 4 школьников (13,3 %) обнаружен низкий уровень переключения внимания; 2 ученика (6,7%) показали очень низкий уровень переключения внимания.

По данным исследования уровня устойчивости внимания можно сделать вывод о том, что 70% обследуемых младших школьников (т.е. 21 человек) имеют устойчивое внимание; у 3 школьников (10 %) выявлен высокий уровень устойчивости внимания; низкий уровень устойчивости внимания показали 5 учеников (16,7%) и у 1 школьника выявлен очень низкий уровень устойчивости внимания.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и реализована программа по развитию внимания, направленная на преодолении трудностей в развитии внимания у детей младшего школьного возраста.

Работа велась по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Выполнение некоторых заданий на развитие концентрации внимания представляли для детей трудность. Так, например, упражнение «Пальчик», заключалось в том, что младший школьник должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет учитель. Так, в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждался тем, что ребенок получает найденную картинку в качестве награды за то, что он был внимательным.

Также известную трудность представляли задания на развитие объема внимания. В программе были использованы упражнения (например, «Найди животное») на развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Т.к. данные игры проводились одновременно со всеми детьми, то желание, азарт и приз победителю делали их еще более увлекательными.

Были использованы упражнения на выполнение двух дел одновременно. Подобными упражнениями формируется такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

Для тренировки переключения внимания использовались упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-черные таблицы».

Для выявления эффективности предлагаемой нами программы развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста по окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез в экспериментальной группе. Контрольный этап эксперимента формально и содержательно повторял этап констатирующий. На основании результатов, полученных после проведения повторной диагностики, нами был сделан сравнительный анализ уровня развития внимания у младших школьников до проведения коррекционно-развивающей работы и после.

В ходе контрольного этапа эксперимента у детей, с которыми проводилась программа развития свойств внимания, улучшились показатели по следующим характеристикам: по уровню объема внимания; уровню концентрации внимания; уровню переключения и распределения внимания; уровню устойчивости внимания.

1. Уровень объема внимания у учащихся младших классов вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у младших школьников наблюдался очень низкий уровень объема внимания у 5 школьников и низкий – у 2 школьников, на контрольном этапе эксперимента уровень объема внимания у 6 школьников вырос до среднего уровня; 1 школьник показал высокий уровень развития объема внимания.

2. Уровень концентрации внимания у младших школьников вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у 2 учеников наблюдался очень низкий уровень концентрации внимания и у 5 учеников – низкий уровень концентрации внимания; на контрольном этапе эксперимента уровень объема внимания вырос до среднего уровня у 6 учащихся; 1 ученица показала высокий уровень концентрации внимания.

3. Уровень переключения и распределения у младших школьников вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у 3 младших школьников наблюдался очень низкий и у 4 – низкий уровень переключения и распределения внимания; на контрольном этапе эксперимента эти 7 школьников показали средний уровень переключения и распределения внимания.

4. Уровень устойчивости внимания у младших школьников вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у 2 школьников наблюдался очень низкий и у 5 – низкий уровень устойчивости внимания; на контрольном этапе эксперимента эти 7 школьников показали средний уровень устойчивости внимания.

На контрольном этапе эксперимента нами также были продиагностированы остальные учащиеся класса. По данным диагностики уровень внимания у контрольной группы остался на прежнем уровне.

Для того чтобы убедиться в том, что формирующий эксперимент удался, воспользуемся статистикой t-критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, т.е. группы на статистически значимом уровне различаются между собой.

Показатели в экспериментальной группе увеличились по всем свойствам внимания (объём, концентрация, устойчивость, переключение, распределение), по развитию уровня которых мы судили о развитии внимания. Уровень развития внимания увеличился с низкого уровня по составляющим его свойствам при первичной диагностике до среднего – при контрольной диагностике. Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что выдвинутая нами в начале работы гипотеза полностью подтвердилась, и если учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников, включить в педагогический процесс систему заданий для развития концентрации, устойчивости, объема, распределения и переключения внимания, при работе опираться на принцип постепенного перехода от простого к сложному, то развитие внимания младших школьников будет проходить эффективнее.

Результаты экспериментальной работы позволяют говорить нам о том, что развитию внимания детей младшего школьного возраста способствуют, прежде всего, наглядные (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий, таблиц) и практические (устные и письменные упражнения и игровые элементы) методы. Для развития внимания эффективными приемами реализации этих методов являются: игровые приемы, показ с пояснением, корректурные задания, «рисованием по воздуху», упражнения по методике Мюнстербегра (например «Найди слоги»), упражнения на выполнения несколько дел одновременно и т.д.

Введение

Глава I. Особенности внимания у младших школьников с нарушениями речи

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста

1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением речи

1.3 Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями речи

Глава II. Диагностика внимания у младших школьников с нарушениями речи

2.1 Общая характеристика методик обследования детей с нарушениями речи

2.2 Пример диагностики развития внимания

2.3 Пример готовности к обучению

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор — овладение навыком чтения.

Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок, подросток — это катастрофа школы, общества.

Этап приспособления к школе является специфическим для младшего школьного возраста и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие. При поступлении в школу к ребенку предъявляется система внешне нормированных требований, как к социальному индивиду, т.е. от него ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в учебной деятельности, общении с одноклассниками и учителем. Эти требования безлики, так как обращены ко всем детям и имеют специфические характеристики в каждый конкретный исторический период. Ребенок чувствует себя на уровне занимаемого положения тогда, когда для выполнения всех внешних требований у него имеются адекватные возможности. Только в этом случае он будет испытывать эмоциональное удовлетворение от пребывания в школе. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребенка в дошкольном возрасте, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом.

Чрезвычайно важной становится проблема овладения устной и письменной речью, что способствует успешному овладению знаниями. Развитие речи определяется потребностью ребенка в общении. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь.

Логопедическое обследование детей с речевыми расстройствами строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития предполагает воздействие на все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.

Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога и невропатолога при обследовании и постановке диагноза.

Цель исследования: проанализировать особенности внимания младших школьников с нарушениями речи.

Предмет исследования: логопедия

Объект исследования: младшие школьники с нарушениями речи.

Задачи: 1) Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста.

2) Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников с нарушениями речи.

3) Познакомиться с особенностями и способами внимания у младших школьников с нарушениями речи.

4) Дать общую характеристику методики диагностики детей с нарушениями речи.

5) Проанализировать диагностику развития внимания и готовности к школе младших школьников с нарушениями речи.

Методологическая база исследования основывается на анализе учебной и научной литературы, публикаций специализированных изданий и материалов интернет сайтов.

Глава I. Особенности внимания у младших школьников с нарушениями речи

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста

Наиболее характерным для периода 7-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, присущими школьникам. В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы.

Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности — учебной, которая требует от ребенка не только большого умственного напряжения, активности, но и физической выносливости.

Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном периоде. К таким предпосылкам относятся:

· общее физическое развитие ребенка, состояние слуха, моторики мелких движений рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности). Нарушение нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности ребенка, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учебе и на общение со сверстниками;

· овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире; представлениями о пространстве, времени, владение элементарными счетными операциями;

· владение четкой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ;

· развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умение слушать речь, объяснения учителя, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, рассуждать, делать со ответствующие выводы,

· познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

· коммуникативная деятельность, т. е. готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи, умению подчиняться требованиям взрослых.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Именно в этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как произвольность деятельности; способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям; овладение навыками самоконтроля.

В течение первых лет школьной жизни происходят изменения и в эмоционально-волевой сфере ребенка. Постепенно формируются адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся эмоции, вырабатываются волевые качества. Наиболее яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, развивается восприятие, способность к его концентрации, распределению, переключению.

Важное новообразование в развитии памяти — переход к опосредованному запоминанию, овладение приемами запоминания и воспроизведения. Особое место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Если в первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, то ко второму-третьему году обучения ребенок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления.

Идет развитие словесно-логической формы мышления.

Анализ проблемы нарушений чтения основывается на понимании их причин.

В логопедии существует на этот счет такая точка зрения: данное нарушение возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка — фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

А.Н. Корнев впервые для понимания механизмов дислексии и дисграфий использовал всесторонний подход, т. е. клиническое, клинико-динамическое, энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования. Достижением на современном этапе является создание общих принципов лечебной педагогики, психотерапии и медикаментозного лечения.

Ясно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Ведь дети проходят стадию первоначального, обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Вот именно в это время, именно здесь и нужна психолого-логопедическая помощь ребенку.

Настоле лежала карта нашего города.

Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

1. Методика «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно ис­пользовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приго­товленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

Сорняки шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число дей­ствительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.

Оценить выполнение предложенного задания мож­но и по абсолютным цифрам:

— не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;

— не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;

— не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.

2. Методика «СЧЕТ».

Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.

Инструкция: Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, на­писанных одно под другим. Эта работа продолжается 5 минут с учащимися 3—4 классов и 10 минут с учащимися среднего звена. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.

1-й способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят предыдущее верхнее слагаемое. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

2-й способ: сумму ставят в нижнюю строку, а

Надо объяснить и показать сначала эти способы сложения. Затем сказать, что в течение одной минуты учащиеся должны действовать по 1-му способу, а потом (по сигналу) по 2-му способу, поставив вер­тикальную черту, затем через минуту опять по сигналу перейти к 1-му способу.

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Необходимо найти среднее число сложений, кото­рые произвел ученик за одну минуту. Если результат близок к 20, то это свидетельствует о достаточной

работоспособности и хорошем уровне внимания. Если число менее 8, то работоспособность очень мала, уровень внимания очень низкий, требуется развитие внимания.

Успешное выполнение этого экспериментального задания требует от учащихся определенного развития памяти, т. к. им надо не только понять инструкцию, но и удержать ее в памяти в течение некоторого времени.

Методы диагностики особенностей внимания младших школьников

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

1. Методика «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно ис­пользовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приго­товленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

Сорняки шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число дей­ствительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.

Оценить выполнение предложенного задания мож­но и по абсолютным цифрам:

— не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;

— не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;

— не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.

2. Методика «СЧЕТ».

Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.

Инструкция: Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, на­писанных одно под другим. Эта работа продолжается 5 минут с учащимися 3—4 классов и 10 минут с учащимися среднего звена. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.

1-й способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят предыдущее верхнее слагаемое. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

2-й способ: сумму ставят в нижнюю строку, а

Надо объяснить и показать сначала эти способы сложения. Затем сказать, что в течение одной минуты учащиеся должны действовать по 1-му способу, а потом (по сигналу) по 2-му способу, поставив вер­тикальную черту, затем через минуту опять по сигналу перейти к 1-му способу.

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Необходимо найти среднее число сложений, кото­рые произвел ученик за одну минуту. Если результат близок к 20, то это свидетельствует о достаточной

работоспособности и хорошем уровне внимания. Если число менее 8, то работоспособность очень мала, уровень внимания очень низкий, требуется развитие внимания.

Успешное выполнение этого экспериментального задания требует от учащихся определенного развития памяти, т. к. им надо не только понять инструкцию, но и удержать ее в памяти в течение некоторого времени.

3. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают цифры. Поэтому ее можно использовать и при обследовании детей 6—7-летнего возраста.

Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в кптпти,™ в ппоизвольном порядке расположены числа

Ребенок должен отыскать числа по порядку, по­казывая и называя их вслух.

Время выполнения заданий регистрируется в протоколе.

Для детей 6—7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд — 1 минута.

4. Для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников можно использовать следующую методику (видоизмененная методика Немова Р. С.):

Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры:

квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объ­ясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок плюс (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб будет ставить черточку (—), а в круг — галочку (V).

Ребенок работает 2 минуты.

Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:

8 — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество фигур, которые просмотрел ре­бенок;

п — количество ошибок.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

0,75 < 8 ^ 1,0 — высокий уровень;

0,5 < 8 ^ 0,75 — средний уровень;

8 < 0,5 — низкий уровень.

0,5М—2.8п 120

В ® Д<$>

5. Корректурная проба.

С помощью этой диагностической методики изу­чают устойчивость, сосредоточенность, объем, пере­ключение и распределение внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

ж Ф с я а б Ц У и к е н г ш Щ х Ф м о
ы в а и Р о о л д ж я ч м и т ь с т в
о б ю е а в ы Р е н о л б ж Д л о Р У к
ц У ^ е н г ш Щ х Ф ы в а п Р о л Д ж
я ч с м и т ь б ю э ж д л о Р п а в в ы
е а е ы Ф я ч с м и т б ю Ф ы в а к и Ц
э л д ж э ц У к е н г ш Щ н е к Ц Ф У к
и м с ч я а х о х Р х о Щ н е к У ы в
ц к э д ж л о н с а в и Ф ю в м б ю и м
е к У ц Щ ш г н е к У ц и м с ч ю т и
Ф ы в а п Р о л д ж Щ ш г н е к У н г
ж д л о Р п Ф ы в а п Р о л д ж ю б и м
Ф ы в к У Ц е н г ш Щ л о Р п и т м с ч
Р п а о л Д и м с ч и т б л о Д ш е н г
а п Р о н е г к У в а п л д ж и т б м с
п а е к н г о л п Д ж ш н г к У в м с и
э л д ш г н Щ У к е н д о Р г с и т п Р
к У е н г ш л о Р д ж в а п Р н д и т в
в а п Р н г о л д и т ж х к У п Р н е
с и т Р н г е ц ы в с и м п Р о н е г б

инструкция: По сигналу «Начали» надо зачерк­нуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность рабо­ты — 3 минуты.

Работоспособность учащихся можно определить по формуле:

„ „ (количество строк)

работоспособность = -—————————^-—

— количество ошибок

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более учтойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но за­дание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч» и т. д.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

— .. ЮОХколичество строк, неверно отмеченных

Поопент ошибки = ——-——————————с——————-——————————

—^ общее количество просмотренных строк

Данную корректурную пробу можно использовать и как упражнение для тренировки внимания уча­щихся начального звена школы. Задания можно давать самые разнообразные: и вычеркивать буквы, и подчеркивать одни, и вычеркивать другие, и обводить в кружок и т. д.

6. Упражнение для развития внимания младших школьников, может быть использовано как ди­агностический тест.

инструкция ребенку: Я буду задавать вопросы. Запрещается говорить: «да» и «нет», а также называть цвета: голубой, зеленый, желтый и крас­ный.

Вопросы:

1. Ты любить лето?

2. Тебе нравится зелень парков и скверов?

3. Какого цвета небо летом?

4. Какие цвета летом основные?

5. Вы любите солнце?

6. Какого цвета солнце?

7. Какого цвета песок у реки?

8. Могут быть огурцы только зеленого цвета?

9. Какого цвета абрикос? 10. Какого цвета вода в озере?

Если ребенок внимателен, он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов. Каждое нарушение запрета — вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.

Добавить комментарий

Закрыть меню