Диагностика готовности к школе

У дошкольников в 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест — один из главных критериев «школьной зрелости».

Проверка готовности к школе заключается в том, чтобы узнать, прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Основной целью психологического обследования (диагностики) ребенкапри приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе.

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

вес мозга 6 — 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;

к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;

в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;

развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

— Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;

— У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;

— У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;

— У дошкольников развиваетсянаглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;

— У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.

— У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущихэтапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

— У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

— общего физического развития;

— моторики руки;

— работоспособности;

— характеристики движений;

— произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

— восприятия;

— памяти;

— внимания;

— мышления;

— речи;

— круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

Диагностику социальной, или личностной готовности, т.е. изучение:

— уровня развития эмоционально-волевой сферы;

— уровня развития коммуникативных навыков;

— мотивации к обучению;

— самооценки.

Условия, которые необходимы для проведения эффективного психологического обследования:

  • специальное помещение, оборудованное для работы психолога;
  • наличие в нем игрушек, детской мебели, что создает комфортную и во многом знакомую для ребенка обстановку, и одновременно отсутствие каких-либо предметов или оборудования, которые могли бы отвлечь или испугать ребенка;
  • отсутствие при обследовании посторонних лиц, которые могут помешать или смутить ребенка;
  • психологическая поддержка и поощрение ребенка в течение всего обследования, сохранение благоприятной эмоциональной атмосферы .

Диагностическая программа, целью которой является определение готовности к школьному обучению, должна отвечать следующим требованиям:

  • обследование не может быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);
  • методики должны давать сведения о компонентах психологической готовности детей к школе;
  • программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Существует значительное количество методик по оценке психологической готовности ребенка к школе, которые различаются по следующим параметрам:

— по форме проведения – индивидуальные или групповые;

— по изучаемым признакам психологической готовности – интеллектуальные или личностные;

— по характеру показателей готовности – качественные или количественные;

— по степени формализованности процедур диагностирования – проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов;

— по достоверности полученных результатов – надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности;

— по уровню прогностической валидности – валидные, невалидные, с неизвестными показателями валидности.

Поскольку готовность к школьному обучению – системный феномен, имеющий сложную, многокомпонентную структуру, то для ее изучения требуется целый методический комплекс.

При подборе методов необходимо соблюдать ряд важных условий.

— Методы должны быть короткими и простыми.

— Задания должны соответствовать возрастным особенностям и интересам детей.

— Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.).

— Обследование должно происходить на материале, понятном и интересном детям.

— Уровень сложности заданий должен быть подобран так, чтобы ребенок мог его выполнить.

— Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 6—7 лет, так как они могут выдерживать интеллектуальную и эмоциональную нагрузку в течение ограниченного времени (в среднем индивидуальное обследование должно занимать 45 минут).

— Проводить диагностику готовности к обучению лучше в интервале 10—15 часов. В вечернее время информированность результатов снижается из-за усталости детей.

В настоящее время появляются новые диагностические программы, такие как экспресс-диагностики готовности к школьному обучению. Основным параметром подобных программ является минимизация длительности обследования, что удобно в ситуации массовой диагностики готовности детей к обучению в школе.

Данные программы позволяют условно разделить их на три категории.

К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся программа И.В. Дубровиной, основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной, программа под редакцией Д.Б. Эльконина и его сотрудников, психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, и др.

Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака и тест Керна-Йирасека.

Ко второй группе диагностических программ относится ряд пособий, представляющих собой простой набор самых разнообразных тестов и методик. К таким комплексам можно отнести диагностические программы таких авторов, как И. Айзман, Г.Н. Жаровой, Л.И. Земцовой и многие другие. В большинство этих программ в той или иной комбинации вставлены методика «Узоры», разработанная Л.И. Цеханской, тест Керна-Йирасека, части диагностических программ Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера и т.п.

Диагностические программы, как «Метод фронтального изучения детей в предшкольный период» Г.Ф. Кумариной, «Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко и методикаН.Я. Семаго и М.М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» разработаны на основе уже зарекомендовавших себя методик. Ценностью данных диагностических программ является компактность и разумная быстрота проведения обследования.

Результаты определения готовности к школьному обучению заносится психологом в Индивидуальную карту психического развития ребенка.

По окончании обследования всех детей, после обработки и анализа их результатов психологи проводит индивидуальные консультации для родителей, в ходе которых знакомит их с итогами диагностики детей, а также в случае необходимости дает рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить ребенка к школе.

Полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.

Результаты могут быть недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии.

Примеры методик:

Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йнрасска.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание — рисование мужской фигуры по памяти,

Второе срисовывание письменных букв,

Третье срисовывание группы точек.

Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности.

Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший бал; 5 — низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 — как среднее, от 12 до 15 — ниже среднего. Дети которые получили от 12 — 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика «Домик» (Н.И. Гуткиной), используемая в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольности.

Хорошее качество выполнения заданий, предлагаемых в методике, направленной на изучение произвольности, косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, позволяющей ребенку справиться с задачей.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5 — 10 лет.

Инструкция испытуемому : «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что — то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала проводится путем качественного анализа ошибок.

Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) искажение пропорций рисунка: изменение относительных размеров деталей рисунка;

в) увеличение всего рисунка более чем в два раза;

г) неправильно изображенный элемент рисунка;

д) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

е) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

ж) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

з) «залезание» линий одна за другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 — 6 лет редко выполняют задание совсем без ошибок в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог второго и третьего заданий теста Керна—Йирасека, а именно срисовывания письменных букв (второе задание) и срисовывания группы точек (третье задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и второе, и третье задания теста Керна—Йирасека.

Все родители старших дошкольников с нетерпением ожидают того момента, когда их чада с огромными букетами цветов пойдут в школу, где для них прозвенит первый школьный звонок. Все мамы и папы очень хотят, чтобы их дети быстро и легко адаптировались к школе и стали показывать только высокие показатели в учебной деятельности. Для того чтобы предвидеть успехи или определенные затруднения, которые могут проявиться у первоклассника, нужно знать основные возрастные показатели готовности ребенка к учебной деятельности.

Ниже представлены возрастные показатели для диагностики готовности ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к обучению в школе.

Возрастные показатели для диагностики готовности ребенка к школе

Уровни сформированности показателей готовности к школьной учебной деятельности обозначаются педагогами и родителями, как низкий, средний и высокий.

1. Показатели интеллектуальной готовности:

  • правильно определяет цветовую гамму окружающих объектов;
  • сосредоточивается на выполнении нужного действия, отвлекаясь от посторонних раздражителей;
  • владеет связной монологической речью, умеет высказывать свои мысли и рассуждения;
  • понимает и запоминает учебный материал; · использует различные (удобные для него) способы запоминания;
  • решая познавательные задачи, применяет мыслительные операции обобщения, классификации, анализа, синтеза, устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные связи

2. Показатели волевой готовности (саморегуляции):

  • контролирует свое поведение (двигательную активность);
  • контролирует последовательность выполняемых действий и подчиняет их некому правилу;
  • действует в соответствии с наглядно представленным примером и образцом;
  • действует по инструкции взрослого;
  • действует в соответствии с требованиями взрослого;
  • внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого;
  • осуществляет контроль и самоконтроль над выполняемой деятельностью и ее результатами;
  • оценивает результаты, исходя из предложенных взрослым критериев

3. Показатели личностной готовности:

  • отдает предпочтение игровым и учебным мотивам;
  • положительно относится к школе, к себе как школьнику, к сверстникам, к учителю;
  • ритичен к своим действиям, поступкам и результатам выполняемой деятельности, дает адекватную и объективную оценку;
  • понимает и учитывает при общении желания, поведение, состояния сверстников, которые выступают в качестве партнеров;
  • пользуется доверительным отношением со стороны взрослого

4. Показатели физической готовности:

  • бегает в разных направлениях;
  • прыгает в длину с места (мальчик — 128 см, девочка — 123 см);
  • прыгает в длину с разбега (мальчик — 200 см, девочка — 185 см);
  • метает мяч правой рукой (мальчик — 980 см, девочка — 570 см);
  • метает мяч левой рукой (мальчик — 500 см, девочка — 380 см);
  • плавает любым способом;
  • соблюдает правила личной гигиены;
  • знает значение физических упражнений для укрепления организма человека, способы их использования;
  • знает правила безопасности, которые нужно соблюдать в процессе выполнения физических упражнений;
  • знает строение собственного тела, назначение частей тела и органов для выполнения физических упражнений;
  • знает симптомы плохого состояния здоровья, правила по сохранению и укреплению здоровья;
  • проявляет интерес к выполнению физических упражнений, закаливающих процедур;
  • владеет культурой движений: ловкостью, грациозностью, легкостью, силой, непринужденностью;
  • стремится к более трудным двигательным действиям

5. Показатели речевой готовности (готовности к обучению грамоте):

  • правильно произносит все звуки родного языка;
  • различает на слух и в произношении звуки родного языка;
  • регулирует громкость голоса и темп речи;
  • использует в речи вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию;
  • использует обобщающие слова (овощи, фрукты);
  • употребляет в речи синонимы и антонимы;
  • изменяет слова по формам, согласовывает их в предложении;
  • употребляет существительные во множественном числе и в родительном падеже;
  • образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  • различает оттенки в значениях существительных (заяц-зайчик-зайчонок), глаголов (бежал — прибежал — убежал), прилагательных;
  • владеет некоторыми способами словообразования;
  • использует в речи распространенные предложения;
  • знает о том, что речь представлена предложениями, предложения — словами, а слова — звуками.
  • проводит звуковой анализ слова

6. Показатели специальной готовности (математической грамотности):

  • классифицирует предметы по двум-трем признакам одновременно;
  • находит «много» и «один» среди окружающих объектов;
  • сравнивает предметы между собой по величине, цвету, форме, используя приемы приложения, наложения, графического соотнесения;
  • считает до 10 туда и обратно (количественный и порядковый счет);
  • знает состав чисел (в пределах пяти),
  • делит целое на части, понимая, что целое состоит из частей, а также что часть меньше целого;
  • использует условную мерку для определения количество жидких и сыпучих веществ;
  • раскладывает предметы в порядке убывания и возрастания в соответствии с их длиной, толщиной, высотой, величиной;
  • знает основные геометрические фигуры и формы;
  • определяет пространственные отношения объектов относительно ребенка,
  • знает части суток, дни недели, месяцы, времена года

7. Показатели специальной готовности (экологической грамотности):

  • различает объекты неживой и живой природы;
  • перечисляет признаки живого;
  • называет условия, которые нужны для роста растений;
  • перечисляет два-три представителя различных классов животных и растений;
  • описывает внешний вид животных, рассказывает об их питании, передвижении, детенышах;
  • перечисляет домашних животных и объясняет, какая от них польза, как о них заботятся

8. Показатели специальной готовности (изобразительной грамотности):

  • знает жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) и средства выразительности;
  • знает изобразительные материалы, нужные для рисования, лепки и аппликации;
  • знает все цвета спектра, их оттенки;
  • знает способы лепки и украшения изделий из глины, пластилина;
  • знает приемы и способы вырезания;
  • создает предметные, сюжетные и декоративные изображения;
  • рассказывает о последовательности создания изображения;
  • передает характерные признаки и особенности изображаемых объектов;
  • самостоятельно выбирает способы и средства создания изображения;
  • правильно штрихует и закрашивает изображение;
  • комбинировать приемы и способы создания рисунка, лепки и аппликации;
  • вносит в изображения элементы творчества;
  • анализирует работы сверстников по направляющим вопросам взрослого

9. Показатели специальной готовности (музыкальной грамотности):

  • знает правила поведения в процессе восприятия музыкального произведения и его исполнительства;
  • знает песни, танцы;
  • знает некоторых известных композиторов, названия музыкальных инструментов и произведений;
  • проявляет интерес к музыке;
  • различает вокальную и инструментальную музыку;
  • различает музыкальные жанры (танец, песня, марш);
  • различает выразительные средства музыкального язык: звуки разной высоты, длительность, темп и т.д.
  • поет соло, дуэтом, трио, в хоре с музыкальным сопровождением и без него;
  • фрагментарно аккомпанирует на детском музыкальном инструменте;
  • двигается в одиночку, в паре, в хороводе

Добавить комментарий

Закрыть меню