Девиантное поведение социология

Основные теории девиантного поведения

Лекция № 6. Социология девиантного поведения

Изучение девиации — отклоняющегося поведения людей — одна из самых интересных исследовательских областей социологии. Это теория среднего уровня. Любое общество не может нормально функционировать без разработанной и принятой большинством системы норм и правил. Поведение людей практически в любом обществе направляется таким образом, что основная часть социальных ролей исполняются ими бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.

Каждый человек включен в самые различные социальные группы: семья, учебный или производственный коллектив, соседское сообщество, круг друзей и товарищей по совместным увлечениям и т. п. Необходимым условием принадлежности индивида к той или иной социальной группе является соблюдение им определенных культурных норм, принятых этой группой и составляющих своего рода кодекс поведения. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможны различные реакции по отношению к нарушителю. Вплоть до изгнания из группы.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на ненормативное поведение индивида или группы. Цель такой реакции — гарантировать выполнение, соблюдение определенных социальных норм и ценностей. Санкции могут быть позитивными или негативными, формальными и неформальными. Формальная санкция имеет место там, где существуют группы или организации, задачей которых (например, милиции) является гарантированное соблюдение установленных норм. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции, например, на действия нарушителей общественного порядка со стороны соседского сообщества. Они могут выражаться в похвале, аплодисментах, одобрительной улыбке, объятиях, поцелуях и т.

п. или в оскорбительном тоне, свисте, ругани. Неформальные санкции имеют фундаментальное значение для создания комфортности, соблюдения социальных норм. Потребность сохранить расположение друзей, семьи, стремление избежать насмешек, стыда, отторжения часто определяют поведение людей в значительно большей степени, чем даже формальные поощрения и наказания.


В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с нормативными требованиями. Английский социолог Н. Смелзер замечает: «Пока существуют правила, люди будут их нарушать».

Когда человек нарушает нормы, правила, законы, то его поведение, в зависимости от характера нарушения, называется отклоняющимся (девиантным), криминальным (деликвентным), уголовным и т. п. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие — во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов. Употребление алкоголя — серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.

Серьезность противоправных действий зависит не только от значимости нарушенной нормы, но и от частоты такого нарушения. Если, к примеру, студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, тогда как тому, у кого есть судимость, грозит строгое наказание за небольшой проступок.

Цель социологии девиантного поведения — понять причины роста преступлений, выработать теории, объясняющие эти процессы.

Основные теории девиантного поведения

Биологические теории.Самые первые теории девиации носили биологический характер: считалось, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника.

Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками.

Врожденный преступник — атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить их практически невозможно. Общество может защититься от этих людей, лишь только изолировав их. Ч. Ломброзо и его ученики утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые никогда не были преступниками.

Попытки подвести биологическую основу под общую теорию преступности продолжались в течение практически всего ХХ столетия. Американский врач Уильям Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения: такса, борзая, лайка. Так же и у людей — определенное строение тела означает определенные личностные качества. Эндоморф — умеренная полнота, округлое тело, такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми. Мезоморф — тело отличается силой и стройностью, человек проявляет склонность к беспокойству, активен и не очень чувствителен к боли. Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов.

Предпринимались попытки оценить влияние наследственности на различные формы поведения людей. В Дании изучалось поведение 3500 близнецов мужского пола. Были исследованы уголовные дела каждой пары. Результаты оказались более чем впечатляющими. Если один из моноклеточных близнецов с абсолютно одинаковым набором хромосом совершил серьезное уголовное преступление, то в 50% случаев и другой совершал подобное. У двухклеточных двойняшек шансы для другого совершить аналогичное преступление снижались до 21%. Следовательно, можно сделать вывод: чем больше генетическое сходство, тем больше сходен тип правонарушения. Есть такие наблюдения в отношении усыновления. Поведение усыновленных детей, совершивших впоследствии уголовные преступления, больше напоминает поведение их биологических родителей, чем тех, кто их усыновил.

Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся девиантному поведению, совершению преступлений коренится в генетике. Паук может быть запрограммирован на плетение паутины, но ни один человек не рождается с инстинктами взломщика или убийцы. Скорее, генетика нервной системы может играть некоторую роль: вспыльчивость, импульсивность и т. п. Другое дело, что есть половые и возрастные различия в структуре преступного поведения.

В последнее время биологические объяснения девиантного поведения фокусируются на аномалиях половых хромосом. Известно, что нормальная женщина обладает хромосомами типа ХХ, а мужчины — ХУ. Но у отдельных людей обнаруживаются дополнительные Х или У хромосомы. У мужчин, имеющих дополнительную хромосому типа У, наблюдается тяжелая психопатичность, для них характерна повышенная девиантность. Все они отличаются относительно низким интеллектуальным уровнем. (Может быть, именно поэтому они чаще попадаются, чем имеющие нормальный набор хромосом и более сообразительные преступники).

УолтерГоув разработал теорию половых и возрастных факторов. По его наблюдениям, большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершаются молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет. Возраст арестованных за убийства, изнасилования, разбойные нападения чаще всего составляет 18–24 года, на втором месте стоит возрастная группа 13–17 лет, а лишь на третьем месте — 25–30 лет.

Чаще всего правонарушения являются импульсивными актами. Однако биологические теории мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор.

Социально-психологические теории девиантного поведения. Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Сложившиеся социальные связи разрушаются, социальные нормы и ценности девальвируются, и многие люди теряют ориентиры, отказываются от некоторых социальных ценностей — все это в конечном счете способствует девиантному поведению. Его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является в значительной мере причиной девиантного поведения. Кризис, безработица — все подобные социально-экономические явления почти автоматически ведут к повышению уровня преступности.

Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Оно может наблюдаться при высоком уровне миграции населения, поскольку приводит к разрушению социальных связей. Уровень преступности всегда выше там, где существует высокая миграция населения, например, в новых городах Крайнего Севера

Существует много классификаций девиации, но, на наш взгляд, одной из самых интересных является типология Р. Мертона. Автор использует концепцию Дюркгейма, но несколько расширяет объяснение — девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.

Мертон считает единственным типом недевиантного поведения конформность — согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

инновация- предполагает согласие с целями общества, но отрицание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;

ритуализм- связан с принижением целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, стремлением избежать разочарования и опасностей. (если невеста ушла к другому, то неизвестно кому повезло). Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом цель забывается — а для чего все это?

ретретизм(или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей и от способов их достижения. К ретретистам относятся пропойцы, наркоманы, бомжи, и т. п.

бунт- отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства.

Теория стигмации, или наклеивания ярлыков Гэрри Беккера, — это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам. В нашей действительности к ним относятся цыгане, ведущие традиционный образ жизни, бродяги, лица без определенного места жительства (бомжи), наркоманы, алкоголики. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом, ему уже нечего терять. Различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное — поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное — поведение, которое является реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как правонарушители, преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта — преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Он оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.

Теория ярлыка многое прояснила в понимании причин преступности. Она позволяет понять: нормы поведения не являются абсолютом, а созданы людьми, причем в определенных условиях и с определенной целью. Статья 88 УК РСФСР — смертная казнь за валютные спекуляции — была принята по инициативе Н. Хрущева под конкретных людей в 1960 году после его визита в Берлин, где ему западные журналисты задали вопрос о московских валютчиках, и была отменена только в 1994 году. Или эксперимент с тюрьмами Милгрэма в Стэнфорде в 1971 г.

Теоретики ярлыка подчеркивают, что чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника (вспомним руководителей финансовых пирамид типа С. Мавроди, который после своих финансовых спекуляций избирался депутатом Госдумы).

Основное влияние на рост преступности в современной России оказывают общая нестабильность и разбалансированность экономики, прогрессирующий рост цен, падение жизненного уровня, рост безработицы. В 1989 году в России было зарегистрировано 485 организованных преступных групп, в 1995-м их было уже 8222.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Лекция 6.

Социология девиантного поведения

1. Понятие социальной нормы. Понятие девиации. Основные формы и виды девиантного поведения.

2. Причины девиантного поведения (биологическое объяснение; психологическое объяснение; социологическое объяснение).

3. Социальный контроль и социальные санкции.

Понятие социальной нормы. Понятие девиации. Основные виды и формы девиантного поведения

Успешное функционирование любой социальной системы невозможно без регулирующего и упорядочивающего действия различных норм. Нормативное регулирование касается всех аспектов и всех этапов жизни человека, начиная с самого раннего детства. Усвоение норм происходит в процессе социализации.

Социальные нормы- это образцы, эталоны, модели, схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов.

Социальные нормы, выполняющие регулятивную функцию, возникли на ранних стадиях развития человеческого общества как необходимое условие, обеспечивающее эффективность совместной деятельности людей. Нормы — это правила взаимодействия между людьми, правила своеобразной социальной «игры». Как известно, совместная «игра» без правил невозможна.

Уже на ранних стадиях существования человеческого общества люди пришли к выводу о необходимости правил, регулирующих их совместную деятельность, т.е. общественной целесообразности норм. Нормы существуют с древнейших времен, например: табу, Ветхий Завет, включавший в себя религиозные и правовые нормы, мораль, закон и т.д. В современном обществе существует множество разнообразных норм — от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики.

Нормы по различным основаниям делятся на разные типы.

1) Формальные, т.е. официально закрепленные (например, законы) и неформальные (т.е. «неписаные правила»: мораль, этикет).

2) Общесоциальные (действуют в рамках всего общества: обычаи, традиции, законы, этикет) и групповые (ограничены рамками конкретной социальной группы, например, подростково-молодежной среды).


3) Нормы-правила (самые важные механизмы регуляции общественной жизни, диктующие то, как обязан поступать человек). За нарушение этих норм применяется суровое наказание — например, уголовное преследование за нарушение законов. Нормы-ожидания (менее важные); не прямые, а косвенные требования: чистить зубы, пользоваться столовыми приборами, поступить в вуз после школы. Несоблюдение этих норм серьезно не наказывается.

Кроме того, главной особенностью норм является их изменчивость, относительность, или релятивизм. То, что считается нормой в одном случае, при других обстоятельствах расценивается как преступление, например, убийство на войне и убийство ради ограбления. Нормы различаются в разных регионах, в разных социальных общностях, в зависимости от различных факторов, например, исторической эпохи, культуры, обычаев, религии, различных обстоятельств и т.д.

Поведение человека, следующего социальным нормам, называется конформным(от лат. conformis — подобный, сходный). Поведение человека, отклоняющееся от социальных норм, нарушающее их, называется девиантным (от лат. deviatio — отклонение). Явления, не укладывающиеся в рамки норм, называются девиациями. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.

Относительность (релятивизм) норм порождает трудности в определении девиации. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. В широком смысле «девиация» — это любое отклонение от нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону:

Таблица 2 – Типы отклонения от социальной нормы

ОТКЛОНЕНИЕ «—» НОРМА ОТКЛОНЕНИЕ «+»
Преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, экстремизм, суицид, аморальное поведение и др. Конформность, нейтральная позиция Гениальность, самопожертвование, героизм, вундеркинды, трудоголики и т.д.

В узком смысле, более интересующем социологов, под девиацией понимается негативное отклонение от нормы в поведении индивида или группы людей. Так, Смелзер, отмечая, что «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям», в то же время характеризует девиацию как «поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание».Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее. Отрицательная девиация подрывает социальную стабильность.

В зависимости от степени опасности для общества и типа нарушаемых норм выделяют следующие виды девиантного поведения:

1) Деструктивное поведение (причиняет вред только самой личности и нарушает социально-нравственные нормы: мазохизм, самоизоляция, накопительство).

2) Асоциальное поведение (причиняет вред личности и социальным общностям — семье, соседям: алкоголизм, наркомания, суицид).

3) Противоправное (делинквентное) поведение (нарушение как моральных, так и правовых норм: убийство, грабеж, изнасилование).

В социологии большое значение придается не только определению девиации как антинормативного поведения и выявлению его основных видов и форм, но и выяснению причин девиантных поступков.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Введение

Глава 1. Теоретические основы психологии педагогической профилактики девиантного поведения

1.1. Понятие психологии девиантного поведения

1.2. Личность подростка и девиантное поведение

1.3. Особенности работы по профилактике девиантного поведения

Глава 2. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению и ее коррекция

2.1. Цели и задачи исследования

2.2. Методики исследования

2.3. Анализ и обсуждение результатов

2.4. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Глубокие социальные изменения, происходящие в нашем обществе, — кризисное состояние экономики, культуры и образования – катастрофическое, ухудшают условия жизни и воспитания молодого поколения. Это приводит к увеличению трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Как следствие, отличается целый ряд негативных явлений в детской и подростковой среде. Обозначились тенденции существенных изменений в иерархии нравственных ценностей. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части девушек и юношей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Существенно возросло число тех, кто считает вполне возможным разговаривать с применением ненормативной лексики, свободно распивать в общественных местах спиртные напитки, иметь добрачные связи, демонстрировать жестокость и агрессию по отклонению к слабым и нуждающимся в помощи. Наиболее остро потеря морально-нравственных ценностей выражается в девиантном поведении. Наблюдается возрастание масштабов детского алкоголизма и наркомании, сексуальной распущенности, рост подростковой преступности.

Проблема девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества, т.к. через некоторое время, получив поверхностное и однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов, вплоть до руководства страной. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения. Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально

предрасположенных к девиантному поведению.

Объект исследования – учащиеся старших классов средней школы №3 г.Элисты.

Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.

Основными задачами исследования являются:

Дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.

Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.

Разработать методы решения проблемы девиантного поведения.

Гипотеза: Если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Министерство образования РФ профилактика девиантного поведения включена в задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся на уровнях средней и старшей школы .

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации: нормоцентрической, предполагающей оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме – социальной, психологической, этнокультурной, возрастной, гендерной, профессиональной, феноменологической и нозоцентрической (психиатрической), рассматривающей поведение с позиции поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии .

Статистически норма психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических тестов, несколько иные, чем для взрослых.

С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванного признания, испытанию границ дозволенного.

На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки и др.) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности).

Разработка методики предупреждения рецидивов отклоняющего поведения учащихся среднего и старшего школьного возраста показала его эффективность, что дает основания надеяться на возможность ее массового применения в профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

В данной работе использованы:

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП).

Многоуроневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.С.Маклаковым и С.В.Чермяниным.

Наблюдение.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации: нормоцентрический, пред­полагающий оценку деятельности человека с позиции ее соот­ветствия норме — социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической — и нозоцентрический(психиатрический), рассматривающий поведение с познай поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии .

Традиционно рассматривается статистически-адаптационный подход к понятию «норма»,которая представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева). Вместе с тем статистические нормы психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических тестов, несколько иные, чем для взрослых. Как сказывается это на их поведении, что в нем считать нормальным, а в каких слу­чаях следует обращаться к психиатру? Во-первых, вслед за К. Леонгардом и А.Е. Личко , целесообразно различать, с од­ной стороны, возрастно-специфические психические расстрой­ства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возрас­та акцентуации характера,т.е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к оп­ределенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Во-вторых, следуя за Л.С. Выготским , необходимо при­знать, что норма представляет собой отвлеченное понятие не­которой средней величины наиболее частых случаев и наделе не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью, ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о не­нормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на: I) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение); 2) длительные и стойкие со­стояния (неврозы, психозы, душевные заболевания); 3) посто­янные дефекты поведения.

В социальных науках «норма» — это интервал, «оптималь­ная зона, в пределах которой система не переходит на патоло­гический уровень» . С этой точки зрения проблема «ненормальности» обна­руживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма — это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию че­ловека.

Проблемное поведение часто называют девиантным, откло­няющимся. Психологические трудности, эмоциональные рас­стройства и нарушения поведения довольно часто встречают­ся у большинства детей. Это — неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняю­щимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценка­ми учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что, ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной года­ми опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Родители тоже в запале не очень-то заботятся об истинности своих высказываний. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивиду­альности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с под­ростком.

С позиций самого подросткаповедение, рассматривае­мое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключение, завоеванию призна­ния, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение есте­ственно и необходимо. Не случайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нор­мальным и патологическим поведением.

Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева , О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, полагаем, что девиан­том можно называть того подростка, который «не просто од­норазово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее со­циально-негативный характер.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых,это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатоло­гии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, ши­зоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характе­ром. Во-вторых,это поведение, нарушающее какие-то со­циальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уго­ловном порядке — преступлениями. Соответственно гово­рят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступ­ное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не не­сущее за собой уголовной ответственности). Поведение, от­клоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной пато­логии — пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между эти­ми видами поведения состоит в том, что совершению преступ­лений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона , они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий по­вышает вероятность его вовлечения также и в другой. Проти­воправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До неко­торой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкульту­ры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными, и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона, бесспорно, являются локус контроля и уровень самоуважения.

В отечественной и зарубежной психологии рассматривают­ся различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих ано­малий (Г. Беккер, В.Г. Степанов) также особый тип девиаций, обусловленный гиперспособностями. Приводятся формы, включающие в себя клинические прояв­ления отклонений от нормы, — делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе зас­тенчивости.

Под аддиктивнымповедением понимают одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или посто­янной фиксации внимания на определенных предметах или ви­дах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, ток­сические вещества и др.) изменить свое психическое состоя­ние, что создает иллюзию безопасности, восстановления рав­новесия.

На сегодняшний день в психологии девиантного поведения выделены типично подростковые девиации — дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение, а также делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспор­та, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхцен­ные увлечения и др.

В самом общем виде отклоняющееся поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантнымявляется поведение, отклоняю­щееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Под девиантным поведением по­нимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принад­лежит.

Девиантное поведение — отклоне­ние от принятых в данном обществе норм межличностных вза­имоотношений: действий, поступков, высказываний, соверша­емых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно погранич­ного уровня.

Девиантное поведение — откло­нение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный об­разец решения конфликта, проявляющийся в нарушении об­щественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Добавить комментарий

Закрыть меню