Деонтология в стоматологии


Реферат
на тему: » Этика и деонтология в стоматологии «

Выполнил: студент стоматологического

факультета 503 группы…Усманов Ш.Ш

Проверила: к.м.н доцент Семелева Е.В

Саранск 2018
План
1. Общие положения.

2. Этические проблемы в стоматологии.

3. Источники профессионально-этических проблем.

4. Научно-обоснованные подходы к устранению этических проблем.

1. Общие положения
В последнее время большую популярность среди врачей приобрел термин «деонтология». Слово происходит от греческого deon — долг. Причем одни переводят его как «учение о долге», другие — как «учение о должном» или «наука о должном». Так или иначе, несомненно одно: в профессиональном мышлении медиков любых специальностей, в том числе и стоматологов, понятие долга или должного является исключительно важным, а основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества.

И в наши дни большинство стоматологов в своей повседневной деятельности руководствуются гуманными целями оздоровления населения, избавления пациентов от страданий, бескорыстной лечебной помощи людям, нуждающимся в ней. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.

Таким образом, медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей .

У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.

Что касается правил внутренней культуры, то они формируются в семье и школе.

К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей.

К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования:

  • соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа);
  • использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски.

Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину.

Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить .

Издано немало книг и брошюр по медицинской деонтологии в стоматологии. Бесценно значение таких руководств в деле врачебного искусства, как «Дневник старого врача» Н.И. Пирогова, «Записки врача» В.В. Вересаева. В каждом из них деонтология представлена как мир врача.

Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.

Перед врачом постоянно стоят вопросы: «Как это сделать?», «Каким образом вселить в пациента уверенность в собственных силах, заслужить его расположение и доверие?».

Поделитесь с Вашими друзьями:

Российский «Этический кодекс специалистов стоматологического профиля» от 15 сентября 1999 года (п.п. 4,7) о морально-правовой ответственности и профессиональном долге стоматологов.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СПЕЦИАЛИСТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 15 сентября 1999 года

4. ВРАЧ И ПАЦИЕНТ

4.1. Основа взаимоотношений врача-стоматолога и пациента определяется положениями соответствующих законодательно-правовых документов.

Врач никогда не должен уклоняться от приема или отказывать в помощи пациентам по расовым, национальным, религиозным и другим признакам.

4.3. Врач обязан:

4.3.1. Сохранять врачебную тайну и другие сведения, которые важны для благополучия пациента. Одновременно он обязан испрашивать любую необходимую ему для лечения больного информацию от других врачей. Не являются разглашением врачебной тайны случаи передачи медицинской информации с целью:

• профессиональных консультаций;

• проведения научных исследований;

• оценок эффективности лечебной помощи;

• экспертизы качества медицинской помощи;

• проведения учебного процесса;

• предотвращения возможности причинения серьезного вреда самому больному или окружающим лицам;

• определения решений суда;

• в случаях, предусмотренных законодательством. Во всех указанных случаях врач должен проинформировать пациента о неизбежности раскрытия информации и, по возможности, получить на это его согласие.

4.3.2. Обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование и лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.

4.3.3. Постоянно помнить о своем долге сохранения здоровья и жизни пациента, руководствуясь принципом сострадания, уважения его прав и человеческого достоинства.

4.3.4. Обсудить с пациентом альтернативные планы обследования и лечения, включая преимущества, степень риска и прогноз в каждом случае, возможные осложнения, рациональность, соответствующую стоимость с тем, чтобы предоставить пациенту право самому сделать обоснованный выбор*

4.3.5. При обнаружении своих ошибочных действий, приведших к неправильному либо некачественному лечению, или обнаружении таковых его коллегами без дополнительного гонорара попытаться исправить ошибку и добиться положительного результата в лечении.

4.3.6. Проинформировать соответствующие инстанции о серьезной травме, любом виде зависимости, опасном инфекционном заболевании или любом другом состоянии, которые воспрепятствуют проведению квалифицированного и безопасного лечения пациентов.

4.4. Врач не имеет права:

4.4.1. Останавливать процесс лечения, не уведомив об этом пациента. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций врач должен принять меры по организации преемственности лечения.

4.4.2. Давать скептическую оценку или комментарии по отношению к качеству лечения, оказанному пациенту другим врачом.

4.4.3. Использовать технологии и методы (диагностики) лечения, которые не получили общественного признания со стороны коллег. СтАР или не имеют соответствующих авторских (патентных) прав, установленных в соответствии с законодательством.

4.4.4. Препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

4.4.5. Заниматься саморекламой, несовместимой с этическими нормами.

4.4.6. Навязывать пациенту свои личные предубеждения (религиозные, политические, пр.). оказывающие воздействие на диагностику и лечение.

4.5. Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои действия в процессе диагностики, лечения заболевания и профилактики осложнений.

4.6. Пациент имеет право:

• выбора врача с учетом его согласия;

• на достоверную информацию о состоянии своего стоматологического здоровья в рамках специализации деятельности врача и с учетом возможностей данного врача в предоставлении указанной информации;

• на то, что никакие вмешательства без его ведома не могут быть осуществлены в стоматологическом учреждении, если пациент не является источником опасности для окружающих, и тяжесть физического или психического состояния не позволяют ему принять осознанное решение.

4.7. Врач имеет право отказаться от выполнения диагностических и лечебных мероприятий в ситуациях:

• не требующих оказания неотложной помощи, если пациент имеет возможность обратиться в другое стоматологическое учреждение или к другому врачу; личного конфликта с пациентом, возникшем по инициативе пациента (невыполнение рекомендаций, нарушение условий приема, наркотическое состояние больного, алкогольное опьянение и др.), недостатка рабочего времени;

• если в процессе оказания помощи может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью врача или окружающих;

• уклонение пациента от выполнения положений договора, составленного самим врачом или учреждением, интересы которого он представлял;

• в случаях, когда на него возлагается осуществление принудительного со стороны третьего лица обследования или лечения. О мотивах своего отказа он обязан информировать лиц, принявших решение о принудительном лечении. В случаях развития конфликта с данным третьим лицом обратиться к руководству региональной стоматологической ассоциации или СтАР.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НОРМ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА

7.1. При нарушении норм Этического Кодекса специалист стоматологии может:

• получить порицание со стороны коллег как в устной форме, так и через средства профессиональной и общественной информации;

• быть ограничен в правах члена ассоциации (приостановление членства на определенное время, исключение из состава руководящих органов ассоциации, пр.).

7.2. Все формы наказаний применяются в случае поступления сведений о нарушении специалистом Этического Кодекса. Для их изучения региональная Ассоциация стоматологов создает специальную комиссию, которая тщательно рассматривает все относящиеся к поступившей информации факты* Основанием для создания комиссии и рассмотрения могут быть: жалобы пациентов, информация коллег, опубликованные либо другим способом сообщения факты, возбуждение уголовного дела. При уклонении специалиста-стоматолога от участия в работе комиссии без уважительных причин комиссия может работать и принимать решения без него. Комиссия, рассмотревшая материалы, на их основании готовит свое заключение, которое выносится на постоянно действующий орган управления территориальной ассоциации.

7.3. На основании рекомендаций комиссии руководящим органом выносится решение, которое вступает в силу в течении 30 дней. За этот период специалист, признанный нарушившим Этический Кодекс, имеет право подать апелляцию в Правление СтАР, которое своим решением может приостановить действие решения, принятого руководящим органом.

Психологические типы стоматологических пациентов

С 1980 года в отечественной медицинской психологии успешно используется классификация типов отношения к болезни, разработанная коллективом врачей Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством доктора медицинских наук Андрея Личко. Она включает 12 психотипов потенциальных больных и охватывает практически весь спектр возможных реакций на возникшее ­заболевание.

1. Гармоничный психотип (реалистичный, ­взвешенный).

2. Эргопатический (стенический). «Уход от болезни в ­работу».

3. Анозогнозический (эйфорический). «Отрицание ­болезни». Нужно отметить, что первые три типа реакции считаются «рациональными», поскольку социальная адаптация у таких пациентов не нарушена и они могут самостоятельно справиться со своими психологическими ­проблемами.

4. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический). Мнительный больной, «фантазер».

5. Ипохондрический. «Ой! Как болит!».

6. Неврастенический. «Оставьте меня! Мне плохо!».

7. Меланхолический (витально-тоскливый). «Жизнь ­кончена».

8. Апатический. «Мне все равно!».

9. Сенситивный. Мелочно-­озабоченный.

10.Эгоцентрический (истероидный). «Мне все должны! Я — страдалец!».

11. Паранойяльный. «Кругом — враги!».

12. Дисфорический (агрессивный). Гневливо-мрачный ­молчун.

Деонтология и врачебная этика в стоматологии

Медицинская деонтология (учение о должном; от греч. dеоп, dеопtоs — долг, должное; 1оgоs -учение) — это учение о моральном, эстети­ческом и интеллектуальном облике врача, совокупность морально-эти­ческих и нравственных норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, способствующее созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.

Теоретической основой деонтологии является врачебная этика -правила и нормы взаимоотношений между медицинскими работни­ками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми медицинскими учреждениями. Считается, что основные принципы медицинской этики и деонтологии сформулировал Гиппократ. Деонтология, проявляясь в поступках ме­дицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Соблюдение врачами-стоматологами этико-деонтологических норм и правил имеет важное значение в их профессиональной деятельности. Это связано с рядом особенностей стоматологии как раздела научной и практической медицины.

Во-первых, у многих пациентов посещение стоматолога вызывает значительное психоэмоциональное напряжение. Это связано со стра­хом пациента перед ожидаемой болью и предстоящими манипуляция­ми врача.

Многие люди не переносят звука работающей бормашины, ультразвука и других воздействий на организм. Поэтому важнейший принцип стоматологической деонтологии — безболезненность всех ле­чебных и диагностических манипуляций. Если врач все-таки вынужден причинить боль, он обязан действовать быстро, без колебаний, так как неуверенность замедляет манипуляцию, понижает ее качество и тем самым причиняет вред больному.

Во-вторых, важнейшим лечебным средством является слово врача, его чуткое, внимательное отношение к пациенту. Прежде чем начи­нать манипуляции, необходимо убедить больного в правильности постановки диагноза и выбранного метода лечения. Необходимо создать у пациента мотивацию на сотрудничество с врачом.

Недопустимы разговоры при пациенте о том, что у одного больного «испортили зуб», у другого — «удалили не тот зуб», а у третьего -«сломали в зубе иглу» и т.п. Недопустимы в присутствии пациента критические замечания в адрес коллег по поводу допущенных ими ошибок, недостаточного уровня профессиональной подготовки, нали­чия негативных черт характера и т.д. Неверно сказанное слово может вызвать у пациента заболевание — ятрогению.

В-третьих, доверие к врачу вызывает его опрятная внешность, непоказное дружелюбие, уравновешенность характера, умение вы­слушать больного, участие и понимание его проблем. Необходимо сначала выслушать пациента, не спешить вносить коррективы в его логические построения, так как пока пациент не все сказал, он не готов принять никакую медицинскую помощь. С пациентом всегда нужно разговаривать на равных, уважительно, независимо от его возраста, финансового и социального положения.

В-четвертых, при общении с пациентом важно учитывать особенности его характера. Так, сангвиника следует только убедить в целесообразности лечения, обратить его внимание на возможные предстоящие неприятные моменты лечебной манипуляции, и пациент будет сидеть относительно спокойно. Более терпимо к лечению отно­сятся меланхолики и флегматики. Особое отношение к себе требуют пациенты с холерическим складом характера. Эти люди беспокойны, отрицательно влияют на ожидающих своей очереди больных, создавая нервозную обстановку. Их трудно усадить в кресло, они быстро воз­буждаются, очень настороженно относятся к проводимому лечению, препятствуют манипуляциям, плохо переносят боль. Кроме убеждения в таких случаях целесообразно проявить твердость. Никогда нельзя идти на поводу у пациента.

В-пятых, еще одна проблема, имеющая деонтологический ас­пект, — взаимоотношения стоматолога со специалистами других областей медицины. Первичные симптомы многих заболеваний (на­пример, крови, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и т.д.) нередко проявляются именно в полости рта, а состоя­ние челюстно-лицевой области, в свою очередь, оказывает влияние не только на функции, но и на развитие патологических процессов в организме. Если нет взаимодействия и взаимопонимания между вра­чами «смежных» специальностей, возможны ошибки, возникновение конфликтов и в результате — неадекватное лечение пациента.

В-шестых, в современных условиях, с одной стороны, произошел значительный скачок в качестве оказании стоматологической помощи пациентам, а с другой — значительное место в практической стомато­логии занимают платные услуги. В связи с этим изменился характер взаимоотношений врача-стоматолога и пациента: они частично пе­решли в плоскость отношений продавца и потребителя стоматологи­ческих услуг. Большинство пациентов хотят иметь высокий уровень обслуживания и современный стоматологический сервис. Однако при этом у них могут возникать сомнения в обоснованности назна­чения некоторых лечебно-диагностических манипуляций. Они могут опасаться, что врач-стоматолог, желая заработать, завышает объем необходимой стоматологической помощи. Несмотря на всю важность экономической составляющей своей деятельности, врач-стоматолог должен подходить к пациенту, в первую очередь с точки зрения ме­дицинской целесообразности и эффективности избранных методов диагностики и лечения. Совершенно недопустим подход, когда врач выбирает и пытается навязать пациенту не самый эффективный, а самый дорогостоящий метод. С другой стороны, нельзя относиться к платной стоматологической помощи только как к услуге, которую пациент оплачивает и поэтому сам может решить, что ему должен сделать врач. Пациент должен получить эффективную и качест­венную медицинскую помощь, а врач — добросовестно заработанный профессиональный гонорар.

В-седьмых, важным деонтологическим аспектом является санитар-но-просветителъская работа врача. Необходимо пропагандировать, в том числе и личным примером, здоровый образ жизни, гигиенический уход за полостью рта, разъяснять, что следует делать для сохранения здоровья и полноценной функции зубов, обучать население методам профилактики и гигиеническим навыкам.

В заключение данного раздела приводим Международный кодекс медицинской этики и Женевскую декларацию, наиболее полно, на наш взгляд, отражающие современные принципы медицинской этики и деонтологии.

Добавить комментарий

Закрыть меню