Декларация прав человека и гражданина

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. была выражением основных принципов Великой Французской Революции. Составления подобной декларации требовали от депутатов Генеральных Штатов многие составленные для них местными избирателями наказы (cahiers).

Желание выработать ее было широко распространено в Национальном Собрании, однако, многие в особенности среди консервативных членов Собрания (Лалли-Толандаль, Малуэ и др.) находили подобную декларацию лишней. Некоторые резонно требовали, чтобы наряду с правами в ней были сформулированы обязанности человека и гражданина.

Начиная с 11 июля 1789 был представлен длинный ряд проектов декларации Лафайетом, Сиейсом, Мунье и др. 14 августа 1789 был выбран комитет из пяти членов Учредительного Собрания (в том числе и Мирабо, сначала противившийся самой идее декларации), на который была возложена обязанность выработать текст, который подходил бы ко всем формам правления. 26 августа 1789 Декларация после страстных прений была принята Учредительным Собранием и опубликована.

А. Дугин о Декларации прав человека

Она признает существование неотчуждаемых священных прав человека; «незнание, забвение или презрение к ним суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств». Чтобы подобное забвение было немыслимо, Национальное Собрание «признает и объявляет перед лицом и под покровительством Верховного Существа следующие права человека и гражданина», изложенные в 17 пунктах. Первым принципом является право на личную свободу. В число личных прав входит собственность, которая есть «ненарушимое и священное право». Другая идея, разработанная в Декларации, есть идея народного суверенитета: «принцип всей верховной власти находится существенным образом в нации; никакое учреждение, никакое лицо не может осуществлять власти, не происходящей прямо от нации».

Декларация прав была включена целиком во французскую конституцию 1791. В несколько измененном виде она составила первую главу конституции 1793. Здесь она состоит уже из 35 пунктов; последний гласит: «когда правительство нарушает права народа, то восстание является для народа и для всякой его части наиболее священным из его прав и наиболее необходимой из его обязанностей». Другой новой чертой Декларации являются пункты 21 и 22, признающие, что общество обязано помогать неимущим гражданам, доставляя им работу или, если они не способны к таковой, обеспечивая им пропитание, и что общество обязано всем доставить возможность учиться.

В конституцию III года (1795) Декларация прав человека и гражданина тоже была включена, но в несколько измененном виде; она разделилась на два отдела: отдел прав из 22 пунктов, из которых право на восстание было исключено, и отдел обязанностей из 9 пунктов, несколько непоследовательно включенный в «Декларацию прав». Обязанности имеют чисто моральный характер: «не делайте другим, чего не желаете, чтобы другие вам делали»; «делайте другим то благо, которое бы вы желали получить от них» и т. д. Выдвигается вперёд (после кровавой якобинской анархии) обязанность исполнения законов и поддержания собственности. В конституцию VIII года (1799) Декларация уже не включалась.

ДЕКЛАРАЦИЯ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 года

Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г.
Текст публикуется по изданию:
Французская Республика: Конституция и
законодательные акты. — М., 1989.- С. 26-29.
Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.
Статья 1
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
Статья 2
Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья 3
Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
Статья 4
Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
Статья 5
Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.
Статья 6
Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями испособностями.
Статья 7
Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
Статья 8
Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.

Статья 9
Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.
Статья 10
Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
Статья 11
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
Статья 12
Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.
Статья 13
На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.
Статья 14
Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
Статья 15
Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.

Декларация прав человека и гражданина

Декларация прав человека и гражданина 1789 года, 26 августа

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — программный документ французской буржуазной революции конца 18 века, провозглашавший ее основные принципы: «народный суверенитет» и «естественные неотъемлемые права человека». Была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 года. 1-я ст. декларации гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе». «Целью всякого политического союза, — говорилось во 2-й ст., — является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». 3-я ст. провозглашала: «источник всей верховной власти всегда находится в нации»; 6-я ст. заявляла, что «закон есть выражение общей воли», что «все граждане имеют право лично или через представителей участвовать в издании закона», все граждане равны перед законом и поэтому «должны одинаково допускаться ко всем занятиям, местам и общественным должностям, по своим способностям и без иных различий, кроме различий в добродетелях и талантах». Статьи 7, 9, 10 и 11-я утверждали свободу личности, свободу совести, слова и печати (но свобода собраний и свобода союзов не предусматривались). 13 и 14-я ст. устанавливали равномерное распределение налогов между всеми гражданами на основе свободного соглашения, порядок их взимания и контроль за их использованием. 15-я ст.

провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица. Последняя, 17-я ст., объявляла, что «собственность есть ненарушимое и священное право». Эта статья подчеркивала классово-буржуазную сущность декларации.

Декларация прав человека и гражданина имела большое прогрессивное и революционизирующее значение. Она стала знаменем борьбы против феодально-абсолютистских порядков не только для Франции, но и для антифеодальных выступлений в других странах.

Однако крупная буржуазия вкладывала в демократические лозунги декларации свое, классово-ограниченное понимание. Это отразилось и в цензовой избирательной системе, предусмотренной в конституции 1791 года, и в сохранении рабства во французских колониях, и в подавлении крестьянских выступлений, и в расстреле республиканской демонстрации 17 июля 1791 года, и в некоторых других антидемократических действиях Учредительного (9 июля 1789 года — 30 сентября 1791 года), а затем Законодательного (1 октября 1791 года — 19 сентября 1792 года) собраний. Демократические принципы декларации были частично осуществлены лишь после свержения монархии (10 августа 1792 года), созыва Национального конвента (на основании всеобщего избирательного права для мужчин) и провозглашения (22 сентября 1792 года) республики, а затем, в еще большей степени, во время якобинской диктатуры (2 июня 1793 — 27 июля 1794 года). Но даже в этот период наивысшего подъема революции конца 18 века, когда во Франции были полностью ликвидированы феодальные порядки, сохранялось социальное бесправие рабочих и батраков на основе принятого 14 июня 1791 года закона Ле Шапелье о запрещении рабочих союзов и стачек, проводились репрессии против левых группировок (эбертистов и шометтистов), против движения «бешеных», выражавшего интересы бедноты, предпролетариата. Более демократической по духу была Декларация прав человека и гражданина 1793 года, принятая Национальным конвентом вместе с новой конституцией. К перечню свобод, провозглашенных в декларации 1789 года, были добавлены право петиций, собраний и право на восстание против пр-ва, нарушающего права народа, свобода религиозных культов, обязанность общества приискивать работу для неимущих, обеспечивать средства существования для нетрудоспособных, заботиться о просвещении всех граждан и некоторые другие пункты.

А. И. Молок. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Французская буржуазная революция 1789-1794, под ред. В. П. Волгина и Е. В. Тарле, М.-Л., 1941, гл. 3; Радциг Н., Декларация прав 1789 г. и ее источники, «ЖМНП», 1914, ноябрь, нов. сер., ч. 54; Les déclarations françaises des droits de l’homme. Textes réunis et annotés par A. Aulard, P., 1928; Marcaggi V., Les origines de la déclaration des droits de l’homme de 1789, 2 éd., P., 1912; Reel W., Die Erklärung der Menschen-und Bürgerrechte von 1789. Beiträge zu ihrer Entstehungsgeschichte, Lpz., 1912.

Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. (Франция) и её историко – правовой анализ.

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 34Следующая ⇒

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

В ст. 2 декларации провозглашаются естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и провозгласить право народа на восстание.

Свобода определяется в декларации как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4) . Свободное выражение мыслей устно и письменно — “драгоценнейшее из прав человека” — и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11.

В декларации провозглашается принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Законом воспрещены действия, вредные для общества. “Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом” (ст. 5) .

В определении закона видно влияние Руссо. Закон определяется как “выражение общей воли” (ст. 6). Хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и прогрессивной. Та же статья требует равенства всех перед законом как в случаях, когда он покровительствует, так и тогда, когда он карает.

Из представления о законе как выражении общей воли, вытекает, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании, что всем гражданам должен быть открыт в равной мере доступ ко всем должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их способностями и добродетелями. От этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право.

В ст. 8 выражается идея французских просветителей и одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного и обнародованного до совершения преступления.

Существенное значение имеют ст. ст. 5 и 8, содержащие принцип “nulum crimen, nulla poena sine lege”, согласно которому преступным считается лишь действие, квалифицированное как таковое в законе, а наказания должны назначаться в строгом соответствии с законом.

Кроме того, здесь указывается, что закон не имеет обратной силы.

Прогрессивный характер имеют также принципы, провозглашенные в ст. ст. 7 и 9 и позднее положенные в основу уголовного судопроизводства: неприкосновенность личности и недопустимость привлечения к ответственности, задержания и заключения иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. В ст. 9 провозглашается презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе. Эти положения были направлены против произвольных арестов и инквизиционного процесса, в котором всякий обвиняемый до разбора дела уже считался виновным.

В декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые по существу отрицали законность абсолютной монархии. Так, ст. 3 гласила: “Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника”. Статья 15 устанавливала, что должностные лица обязаны отчитываться в своей деятельности.

В ст. 16 идея Монтескье о необходимости разделения властей выражена в следующей форме: “Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции”. Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму.

Наконец, декларация требует раскладки налогов соответственно состоянию каждого при участии всех граждан лично или через своих представителей в решении вопроса о государственном обложении.

Все эти демократические и прогрессивные принципы декларации выражали интересы большинства народа Франции, так как они были направлены против феодальных привилегий, неравенства перед законом, неопределенности права, необеспеченности личности и собственности, произвола властей, бесконтрольности бюрократии.

В то же время классовый характер этой декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. Никто не может быть лишен собственности, если законом не установлена несомненная общественная необходимость такого акта и то при условии “справедливого и предварительного возмещения” (ст. 17).

В декларации ни слова не говорится о фактическом осуществлении трудящимися тех гражданских свобод, которые были в ней провозглашены, что характерно для всех буржуазных конституционных документов. Декларация умалчивает о свободе собраний и свободе союзов. Это было вызвано страхом буржуазии перед революционно настроенными массами. Буржуазия уже тогда опасалась всякого организованного движения рабочих. Кроме того, почти все деятели революции отрицательно относились ко всяким профессиональным союзам, которые считались пережитком цехового строя и стесняли, по их мнению, индивидуальную свободу. Эти настроения и идеи были впоследствии ярко выражены в законе Ле-Шапелье от 14 июня 1791 г., воспретившем всякие союзы (как рабочих, так и предпринимателей), но по существу направленном только против рабочих.

Наконец, декларация ничего не говорит об отмене феодальных повинностей крестьянства, т.е. обходит молчанием один из коренных вопросов революции.

19. Якобинская диктатура: изменения в государственном строе и праве. Конституция 1793 г.

Второй этап революции (10 августа 1792 — 2 июня 1793)определялся острой борьбой между жирондистамии якобинцами.Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролани др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции. Жирондисты, сменившие фельянов в качестве правящей партии, стремились, переходя на консервативные позиции, остановить революцию, не допустить ее дальнейшего развития.

Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л.А. Сен-Жюст)не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть групп, требования которых еще не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции. Эта борьба, принявшая форму конфликта между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую роль играли якобинцы, затем была перенесена в избранный на основе всеобщего избирательного права (для мужчин) Национальный конвент(начавший работу 21 сент. 1792г.).

Движение против монархии вылилось 10 августа 1792г.в мощное народное восстание в Париже, возглавленное Парижской Коммуной (1789-94). Победоносное народное восстание свергло монархию, сбросило стоявшую у власти крупную буржуазию и ее партию фельянов, сомкнувшихся с феодально-дворянской контрреволюцией. Это дало толчок дальнейшему развитию революции по восходящей линии. Народ штурмом взял королевский дворец. Законодательное Собрание под давлением вооруженного народа объявило об отречении от престола Людовика XVI. Конвентом единодушно было принято решение об упразднении королевской власти (21 сент. 1792г.). Режим конституционной монархии рухнул.

Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на вынесении королю смертного приговора (обсуждение в Конвенте вопроса о форме наказания королю шло 36 часов подряд). 21 января 1793г. на площади Революции в Париже Людовик XVI был казнен.

В течение 1792 г. Национальным Конвентом бы проведены следующие реформы:

— отменен имущественный ценз при замещении должности судьи,

— введен налог на богатых,

— введен максимум цен на продовольственные товары и нек.др.

В 1793 г. значительно усилилось крестьянское движение. Оно завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам.

Начавшийся третий этап революции (2 июня 1793 — 27/28 июля (9 термидора) 1794)был ее высшим этапом — якобинской диктатурой.

Якобинцы пришли к власти в критический момент в жизни республики. Около 2/3 территории Франции оказалось в руках врагов революции -Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния, Нидерланды, Испания и др. страны, напуганные происходящими событиями во Франции, начали интервенцию против революционной Франции. Лишь решимость и смелость якобинцев, развязавших инициативу народных масс в возглавивших их борьбу, спасла революцию и обеспечила победу республики.

Придя к власти, якобинцы приступили к решению 2 важнейших

задач:

1. организация отпора интервентам. Защита завоеваний Французской революции. Обеспечение народа продовольствием

2. проведение радикальных буржуазных реформ.

С решением первой задачи якобинцы справились блестяще. Были проведены революционные мобилизации в армию и дан решительный отпор интервентам. В результате ряда военных операций территория Франции была освобождена.

Одновременно с этим проводились преобразования в государственном строе. Придя к власти, якобинцы приступили к реализации своих радикальных преобразований. Одной из первых стала аграрная реформа(июнь — июль 1793). Якобинский Конвент передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью, без всякого выкупа, уничтожил все феодальные права и привилегии. Таким образом, аграрный вопрос был разрешен на демократической основе, бывшие феодально-зависимые крестьяне превратились в свободных собственников.

24 июня 1793г.Конвент утвердил новую Конституцию(которая была построена на основе принципов теории Ж.Ж.Руссо) и новую Декларацию прав человека и гражданина. Однако их введение в действие было отсрочено и в стране установился режим революционно-демократической диктатуры- система правления, наделённая исключительными полномочиями. Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Так, по требованию народа Конвент 23 августа 1793г. принял декрет о мобилизации всей французской нации для изгнания врагов из пределов республики, декрет направленный против спекулянтских элементов, декрет о введении всеобщего максимума и другие.

— Якобинцы отбросили принцип разделения властей: Законодательная и исполнительная власть соединились в руках Национального Конвента.

— Комитет общественной безопасности (который был создан в 1792г.) стал одним из главных карательных органов революции. Его задачами стало: преследование контрреволюционеров; арест и предание их Суду Революционного Трибунала.

Одной из важнейших задач якобинцев становится беспощадная борьба с врагами революции. Якобинцы перешли к политике революционного террора, приняв декрет «О подозрительных».К «подозрительным» декрет относит:

— всех, кто известен приверженностью приверженностью к старым порядкам,

— всех, кто находится в родстве с дворянскими эмигрантами,

— всех, кто состоял на службе у эмигрантов,

— всех, кто не мог доказать, на какие средства существует и пр.

Этих лиц следовало арестовывать. Если обнаруживались обвинительные документы, то этих лиц предстояло передать суду. Если же документы отсутствовали, то «подозрительные» лица должны были содержаться под арестом неопределенное время (!).Этот декрет способствовал развязыванию бесконтрольного террора. Марат требовал «пяти или шести сотен отрубленных голов».

10 июня 1794г.Конвент принял Декрет, который ввел в правовой оборот понятие «враг народа».Точного определения данного понятия не было дано. Это был классический пример «каучуковой нормы». При этом абсолютно определенно устанавливалось наказание для «врагов народа» — только смертная казнь. Данный декрет способствовал резкому усилению якобинского террора.

Этот же декрет ввел новые процессуальные правила, особенность которых была в отказе от всех установленных Декларацией 1789г. демократических принципов судопроизводства:

— отменялось предварительное следствие по делам, рассматриваемы в революционном трибунале,

— обвиняемый допрашивался только на суде,

— защита через адвоката по делам, рассматриваемым в трибунале, не допускалась,

— свидетели вызывались только в случае отсутствия у судей моральных или вещественных доказательств,

— приговор по отношению к обвиняемым мог быть только в двух вариантах: или полное оправдание, или смертная казнь через гильотирование.

Законодательное собрание могло издавать два рода актов:

— законы, которые должны быть утверждены народом (идея плебисцита опиралась на теорию Руссо о прямой демократии),

— декреты, которые вступали в силу сразу после их принятия.

Якобинцы, выражавшие интересы социальных низов французского общества, приняли ряд актов, закреплявших впервые в истории мирового права гарантии социальной защищенности трудящихся.Вводились:

— пособие по старости по достижению 60-ти летнего возраста,

— государственные пособия по беременности,

— единовременное денежное пособие для рабочих семей в связи с рождением ребенка,

— отменялось рабство в колониях.

Однако многие демократические начинания якобинцев в области социальной политики не были реализованы, так как продержались у власти не долго.

За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи буржуазной революции, остававшиеся нерешенными в течение 4 предшествовавших лет. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке, объединявшем классово разнородные элементы, были заложены глубокие внутренние противоречия. С начала 1794г. в рядах якобинского блока развернулась внутренняя борьба. Руководившая правительством группировка во главе с М. Робеспьером поочередно разгромила в марте — апреле левые группировки, настаивавшие на дальнейшем углублении революции, и правую группировку -дантонистов, представлявших новую, нажившуюся за годы революции буржуазию, стремившуюся ослабить революционную диктатуру.

От якобинской диктатуры начали частично отходить городская и сельская беднота, ряд социальных требований которых не был удовлетворен. В условиях кризиса якобинской диктатуры летом 1794г. возник заговор против возглавлявшегося Робеспьером правительства, приведший к перевороту 9 термидора (27/28 июля 1794),свергнувшему якобинскую диктатуру. Робеспьер. Дантон. Сен-Жюст и другие лидеры якобинцев были арестованы и на следующий день казнены на гильотине.

Добавить комментарий

Закрыть меню