Дебиторская задолженность управление

Методы управления дебиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность — права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Дебиторская задолженности это коммерческий кредит. Отличие договора коммерческого кредита от договора займа в том, что кредитование производится не как самостоятельная операция, а использование обязательств в рамках реализации товаров.

Важной составной частью системы управления дебиторской задолженностью фирмы являются методы. К чисто финансовым методам относятся: метод Э. Альтмана, ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения, составление реестра «старения» счетов дебиторов. К управленческим методам относятся: «дерево решений», метод анализа кредитоспособности «3 С», матрица стратегии кредитной политики фирмы, использование системы вознаграждений, «растягивание» срока оплаты кредиторской задолженности.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери:

— Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.

— Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

— Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников.

Анализ дебиторской задолженности предприятия рекомендуется проводить по следующим основным этапам.

1) Составления реестра «старения» счетов дебиторов. Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения.

Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами. Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности. Как правило, дебиторская задолженность первых 20-30 крупнейших контрагентов составляет 70-80 % от общей суммы задолженности. Данные по этим дебиторам следует занести в таблицу 1. В дальнейшем активная работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой дебиторов.

По каждому дебитору, попавшему в таблицу 1 крупнейших дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности: — создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью; — составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов; — разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта; — внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения; — разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый целевой группой.

Тем не менее, с точки зрения эффективного управления предприятием, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела. Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью. Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии. Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов финансового плана, отличающихся, в том числе сроками и объемами погашения дебиторской задолженности. Анализируя финансовый план, следует оценить сроки оборачиваемости дебиторской задолженности как в целом, так и по крупным (первые 10-30) контрагентам. Варьируя сроки погашения (и соответственно период оборота) можно оценить, насколько увеличится эффективность деятельности предприятия.

2) Определение структуры и динамики изменения каждой статьи дебиторской задолженности предприятия. По результатам данного вида анализа необходимо выявить наиболее «больные» статьи дебиторской задолженности, оказывающие существенное влияние на ее конечную величину. Определение срока оборачиваемости дебиторской задолженности необходимо для дальнейшего определения возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности. Для более наглядного представления влияния срока оборачиваемости дебиторской задолженности на результаты деятельности предприятия рекомендуется рассмотреть этот показатель в разрезе производственно-коммерческого цикла. По результатам анализа необходимо выявить, на сколько срок оборачиваемости дебиторской задолженности увеличивает продолжительность производственно-коммерческого цикла предприятия. Результаты анализа позволяют обоснованно предположить, какие статьи дебиторской задолженности могут быть рассмотрены с точки зрения возможности их сокращения.

3) Разработка кредитной политики фирмы.

Кредитная политика тесно взаимосвязана с маркетинговой политикой фирмы и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.

Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами – консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:

Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.

Управление дебиторской задолженностью предприятия

Cовременные условия развития экономики нашей страны предусматривают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности (ДЗ) .

Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Существует тенденция отождествлять дебиторскую задолженность с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных средств ограничен).

Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность — это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.

Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать.

Если задолженность невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отображаться в балансе.

Дебиторская задолженность — это средства, отвлеченные из оборота предприятия, и предприятие заинтересовано в том, чтобы быстрее их вернуть. Размер дебиторской задолженности зависит от объема продаж, от предстоящей отсрочки платежа, от соблюдения покупателем платежной дисциплины и др.

Система управления дебиторской задолженностью включает:

1. Отбор потенциальных покупателей и определения условий оплаты. Оценка производится по таким показателям: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, финансовое состояние, экономическая и финансовая ситуация на предприятии.

2. Работа с дебиторами:


телефонные переговоры


факс

письма

персональные визиты

судебные процедуры


продажа задолженности специализированным организациям.

Контроль уровня дебиторской задолженности и безнадежных долгов осуществляется по различным параметрам, например ранжирование ДЗ по срокам возникновения и выделение групп:

1 — от 0 до 30 дней

2 — от 31 до 60 дней

3 — от 61 до 90 дней

4 — от 91 до 120 дней

5 — свыше 121 дня.

В качестве показателя может быть использован коэффициент погашаемости ДЗ: КДЗ = ДЗ пер. / Выручка.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед предприятием, если она не оплачена в срок и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для создания резерва необходимо произвести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

— По задолженности, срок возникновения которой свыше 90 дней, в резерв включается вся его сумма.


По задолженности от 45 до 90 дней включительно, половина ее включается в резерв.


Задолженность менее 45 дней в расчет резерва не включается.

4.
Контроль безнадежных долгов необходим:


для создания резерва по сомнительным долгам

— для расчета показателей ликвидности

К срочной ликв. =( + КФВ + ДС) / О кр.

где = ДЗ — безнадежные долги, при этом коэффициент получится реальный.

5.
Анализ уровня и оборачиваемости дебиторской задолженности.

При анализе дебиторскую задолженность сопоставляют с кредиторской : по срокам, скорости оборота, размеру. Следует сопоставлять и рассматривать ДЗ, как средства, временно отвлеченные из оборота, а КЗ — как средства, временно вовлеченные в оборот.

Основная задача управления дебиторской задолженностью — ускорение ее оборачиваемости!!! При этом из нее высвобождаются средства.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

— исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

— периодический пересмотр предельной суммы кредита;

— использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

— формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

— выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

— определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

— формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

— формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

— использование современных форм рефинансирования задолженности;

— диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Управление дебиторской задолженностью

⇐ ПредыдущаяСтр 179 из 182Следующая ⇒

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними или отвлечение средств из оборота организации и использование их другими организациями или физическими лицами.

Классификация дебиторской задолженности:

1) по причинам образования:

· оправданная задолженность связана с нормальными сроками документооборота, т.е. это задолженность, срок погашения которой еще не наступил или менее 1 месяца;

· неоправданная дебиторская задолженность связана с ошибками в оформлении документов, нарушением условий договоров и т.п.;

· безнадежная задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Они списываются на убытки по истечении срока исковой давности.

2) по статьям бухгалтерского баланса: покупатели и заказчики; векселя к получению; дочерние и зависимые общества; авансы выданные; прочие дебиторы.

3) по срокам ее образования: краткосрочная (платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты); долгосрочная (более 12 месяцев).

Факторы, влияющие на дебиторскую задолженность:

1) внешние: состояние экономики, состояние расчетов в стране, эффективность денежно-кредитной политики, уровень инфляции, сезонность выпуска продукции, емкость рынка, степень его насыщенности;

2) внутренние: кредитная политика предприятия, виды используемых расчетов, и в частности гарантирующих платеж, состояние контроля и др.

К росту задолженности могут привести: неверное установление сроков и условий кредитов; отсутствие скидок; ошибки в оценке платежеспособности клиентов; неучтенные риски и т.д.

Проблема управления дебиторской задолженностью обострилась в последние годы в связи с замедлением платежного оборота между предприятиями. Управление задолженностью должно входить составным элементом в общую политику управления оборотными средствами предприятия и корреспондировать с другими ее элементами. Кроме того, управление задолженностью должно быть тесно связано с маркетинговой политикой предприятия.

Анализ и контроль дебиторской задолженности можно осуществлять с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, важнейшие среди которых следующие:

1) коэффициент инкассации позволяет установить, когда и в какой сумме ожидают поступления денежных средств от продаж данного периода. Он выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале, начиная от момента реализации продукции:

КИНК = изменение величины дебиторской задолженности в интервале n / продажи месяца t

n – первый месяц отгрузки товара;

t – 1-й, 2-й, 3-й, …, n-й месяц.

2) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

КОДЗ = выручка от реализации продукции / средняя сумма дебиторской задолженности

3) период погашения дебиторской задолженности:

Период погашения = 365 / коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

4) коэффициент погашаемости дебиторской задолженности:

КПДЗ = средняя сумма дебиторской задолженности за период / выручка от реализации

Результаты расчетов по приведенным формулам можно использовать в процессе последующей разработки отдельных аспектов кредитной политики предприятия.

Методы управления и сокращения дебиторской задолженности:

1) контроль состояния счетов просроченной дебиторской задолженности;

2) проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которые приходится большая доля просроченной задолженности;

3) анализ задолженности по видам продукции с целью определения невыгодных товаров с точки зрения инкассации;

4) оценки реальной стоимости ценных бумаг и учетов возможности ее продажи;

5) работы с должниками, в том числе работы с использованием внесудебных процедур;

6) контроль за состоянием и сбалансированным изменением дебиторской и кредиторской задолженности;

7) диверсификация покупателей;

8) оптимизация кредитной политики;

9) разработка мероприятий мотивации персонала сбыта;

10) стимулирование досрочной оплаты за продукцию;

11) стимулирование своевременной оплаты за продукцию через введение системы поощрений и системы санкций за несвоевременную оплату и др.

Способы рефинансирования дебиторской задолженности: факторинг; учет и залог векселей; форфейтинг; иные формы ее краткосрочного финансирования

При изучении состава дебиторской задолженности особое внимание уделяют анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с невозвратом этой задолженности.

Многие российские предприятия несут серьезные риски, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самой компании.

Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.

Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:

1) выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

2) ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

3) определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;

4) ускорение истребования долгов;

5) уменьшение бюджетных долгов;

6) оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Эти задачи решает политика управления дебиторской задолженностью. Такая политика, как часть общей политики управления оборотными средствами, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания.

Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.

Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокращении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.

Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций.

На всех этапах ведения хозяйственной деятельности необходимо:

· постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

· своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»;

· прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

· оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.

Но на практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты меры по досудебному взысканию задолженности, защита страхованием или факторинговые операции.

Меры по досудебному взысканию предполагают:

— заключение договора с частными компаниями, использующими различные технологии возврата задолженностей, в основном «информационного» характера, порядок применения которых обязательно согласовывается с заказчиком;

— страхование как способ свести к минимуму возможные потери. Это мероприятие направлено против непредвиденных потерь безнадежного долга. В процессе принятия решения по страхованию кредитов необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям, а также стоимость страхования;

— факторинговые операции представляют собой продажу прав на взыскание дебиторской задолженности. Факторинговая компания обязуется немедленно оплатить около 80% от стоимости поставок и оплаты оставшейся части (за вычетом процента за кредит) в строго установленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. При этом необходимо оценить, приведет ли факторинговая операция к чистой экономии.

Все вышерассмотренные приемы и методы управления дебиторской задолженностью относятся, главным образом, к нормально функционирующим предприятиям. Но управление дебиторской задолженностью имеет место и в компаниях, находящихся в кризисном состоянии.

Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами с применением гибких условий и форм оплаты, таких как выставление промежуточного счета, применение гибких цен, банковская гарантия и др.

Для того чтобы устранить последствия кризиса, предприятия иногда нуждаются в решительных и нередко шокирующих мерах. Так, одним из способов рефинансирования активов является продажа или обмен дебиторской задолженности (перемена лиц в обязательствах, финансирование под уступку прав требования, факторинговые операции), который нецелесообразен без предварительной оценки стоимости дебиторской задолженности, поскольку предприятие не сможет реально оценить выгоду и эффект от проводимых мероприятий.

Резюмируя вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть необходимость и важность управления дебиторской задолженностью. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также на оценке реальной стоимости дебиторской задолженности.

Добавить комментарий

Закрыть меню