Данте божественная комедия анализ

Замысел Комедии и ее цель

«Божественная комедия» (1307-1321)- один из величайших памятников мировой литературы, синтез средневекового мировоззрения и предвестие Возрождения, ярчайшее воплощение авторской мысли Данте. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.

Данте дал своей поэме название «Комедия» (средневековый смысл этого слова: произведение со счастливым финалом). Само название «Божественная комедия» принадлежит Джованни Боккаччо, великому итальянскому писателю эпохи Возрождения, первому исследователю творчества Данте.

Считается, что толчком к созданию поэмы стал сон, увиденный Данте в 1300 году. Об этом свидетельствуют строки поэмы: » Земную жизнь пройдя до половины,//Я очутился в сумрачном лесу,//Утратив правый путь во тьме долины». Половина жизни, по средневековым представлениям-35лет, которых поэт достиг в 1300 году. Произведение писалось поэтом в течение последних четырнадцати лет жизни и, следовательно, позже 1300 года. Данте пишет, что к середине жизни он оказался на распутье, утратив былые идеалы, и теперь вынужден переосмыслить свою жизнь, найти верный путь.

Цель поэмы выражена в стремлении поэта удержать людей от зла и направить их к добру. Высший же смысл «Божественной комедии» заключается для Данте в стремлении воспеть Беатриче и великую силу любви к ней, спасшую его от всех заблуждений и позволившую написать поэму.

Жанровые особенности «Комедии» и ее значение в мировой культуре

По жанру «божественная комедия» связана с античной традицией (Энеидой Вергилия») и несет в себе черты средневекового жанра видения (исследователи отмечают переклички в поэме с «Видением Тнугдала»)

Поэма Данте «Божественная комедия» удивительным образом объединяет в себе проблему философского содержания и конструирование искусства. Это единение имеет огромное значение как для философии, так и для искусства. Поэма настолько фундаментальна, что представляет собой не одну поэму, а целый род поэзии нового, поэтому для своего объяснения она требует своей, совершенно новой теории, способной объединить отдаленные формы в единое целое.

Композиция произведения

«Божественная комедия» отличается необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира, согласно учению католической церкви — ада, чистилища и рая. Каждая из трех кантик состоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется ещё одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трехстрочными строфами — терцинами).

Самые значимые числа «Комедии» — 3, 9, 10, то есть Троица, ее благодать и божественная полнота. Эти числа пронизывают всю песнь. Номер песни во второй кантике—30. До нее 63 песни (6 + 3 = 9), после нее 36 песней (3 + 6 = 9), сама она 64-я (6+4=10). Композиционно важные моменты песни: начало песнопений — стих 10; обращение к Вергилию— стих 46 (4+6=10); первые слова Беатриче с упоминанием имен Данте и Вергилия — стих 55 (5+5=10); именование Беатриче — стих 73 (7+3=10). Особенно важны 55-й стих, где в первый и последний раз звучит имя Данте, и 73-й, где в первый раз звучит имя Беатриче. До 55-го стиха 54 стиха (5+4 = 9), после него 90 стихов (9+0 = 9). До и после 73-го стиха 72 стиха (7+2 = 9). Этот стих — середина песни. Всего в песне145стихов (1+4 + 5=10). Данте вообще очень внимательно относится к именам: Беатриче упомянута в поэме 63 раза (6+3 = 9), рифмуется ее имя в 9-ти случаях.

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе.

Данте — герой и автор жития

Важной особенностью «Божественной комедии» является то, что главным героем автор делает себя — Данте Алигьери. Поэтому произведение обладает большой долей субъективизма. Этот факт заслуживает рассмотрения, так как Данте — тоже является частью социума. Но образ героя и самого автора различны. Например, Данте-герой никого не судит, он просто странник в загробном мире, который созерцает и запоминает. Но судит автор. Именно по его воле герои оказываются либо среди праведников, либо среди грешников. Посещая Ад, Рай и Чистилище Данте-герой, по словам И.Н. Голенищева-Кутузова, «очищается и приобретает совершенное познание». А автор руководит его путем, вкладывая свои слова в уста проводников: Беатриче и Вергилия. Данте-герой имеет конкретные черты характера: он способен на сострадание, жалость, гнев. При этом он чувствует себя беззащитным и часто ищет поддержки у Вергилия, который для него «отец и вождь», и у Беатриче. Когда в самом начале поэмы Вергилий предлагает Данте совершить путешествие в загробный мир, то поэт ни секунды не колеблется. Данте сразу и безоговорочно вступает на этот путь, он — избранный. Хотя Данте-герой этого не признает: «Достаточно ли мощный я свершитель, Чтобы меня на подвиг звать такой? Я не достоин ни в малейшей мере». Вероятно, автор помещает себя в центр действия поэмы, как человека, способного передать увиденное обществу, стать для него пророком. » Данте выполняет в «Комедии» именно эту роль — поэта-пророка. Вот что пишет об этом Доброхотов: «чувство избранничества дает возможность сопоставить личное и всеобщее, уподобить свою судьбу уделу общества, которое также избранно Богом для высоких целей». Данте пропускает через себя пороки общества, чтобы познать себя, чтобы узреть истину. Поэтому субъективизм поэмы не переходит в эгоцентризм.

божественная комедия данте литература

«Но страсть и волю мне уже стремила,

Как если колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет солнце и светила»

Такими строками заканчивается «Божественная комедия», Данте достигает озарения и выполняет свою миссию.

Обоснование путешествия по Вселенной. Космос Данте

Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космология — замечательная поэтическая картина вселенной. Данте не собирался устанавливать подлинную или вероятную топографию того Света. В прологе к его комментариям читаем, что «Комедия» стремится показать в аллегорической форме три состояния человека: в первой части, именуемой «Ад», рассматривается порок, во 2-й — «Чистилище» — переход от порока к добродетели, в 3-й— «Рае» — совершенный человек, «чтобы постичь Высшее благо, человеку необходимы и высшая добродетель и блаженство». Так понимали и прочие комментаторы древности, к примеру, Джакомо делла Лора объясняет: «Поэт разделил книгу на три части — Ад, Чистилище и Рай, чтобы показать, что жизнь возможна в трех видах: жизнь порочных, жизнь кающихся и жизнь добрых».

Данте придерживается птолемеевой системы. В сознании Данте причудливо переплелись идеи Пифагора, Платона и Птолемея. Из учения Пифагора он почерпнул представления о четырех первоосновах мира -огне, воздухе, воде и земле. От Птолемея — представление о пятом элементе — Вселенной. Платон же представлял Вселенную в виде правильного двенадцатигранника — додекаэдра. В него последовательно вписывались правильный двадцатигранник — икосаэдр, обозначавший воду, куб — землю, октаэдр — воздух и тетраэдр — огонь. В соответствии с астрономией Птолемея Данте помещает Землю (окруженную прочими первоэлементами) в центр Мира. Вокруг Земли на небесных сферах обращаются Луна, Солнце и известные в то время пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. На последней, внешней сфере находятся звезды. Небесные сферы приводятся в движение Перводвигателем, вращающимся за счет силы Бога Отца.

Ад. Данте представляет его в виде воронки, ступенями или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени Ада — определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок. Его центральный пояс — Джудекка, названный так по имени придавшего Христа апостола Иуды, находится в самом центре Земли. Здесь, возвышаясь по грудь изо льда, замерзшего озера Коцит, пребывает бывший ангел Люцифер, а ныне властелин Ада — Дьявол. Он ужасен: шесть его крыльев без перьев, гонят три ветра по темному пространству Ада; под крыльями три лица — красное, бело-желтое и черное; шесть глаз источают слезы, а из трех пастей стекает кровавая слюна. Эти пасти терзают трех самых страшных, по мнению Данте, грешников: предателя величия Божеского — Иуды и предателей величества человеческого (Цезаря) — Брута и Кассия. Спустившись по ногам Люцифера, Данте и Вергилий оказываются в другом полушарии Земли, заполненном водой. Выныривают они вблизи горы Чистилища на вершине которой находится Земной Рай. Небесный Рай состоит из 9 сфер, находится в Эмпирее — верхней части неба, расположенной за пределами сферы звезд и имеющей огненную природу. Здесь, перед престолом Бога, восседают на лепестках Райской Розы ветхозаветные и новозаветные праведники, а также те, кого Данте считает достойными лицезреть Бога, среди них и Беатриче. Престол Господа Бога окружен девятью кругами ангельских чинов. Ближе всего к Богу ангелы высших рангов, созерцающих могущество Бога Отца: серафимы, херувимы и престолы. Затем следуют господства, силы и власти, внимающие мудрость Бога Сына. И, наконец, замыкают круги Эмпирея начала, архангелы и просто ангелы, ощущающие Любовь Святого Духа.

Художественное воображение Данте простирается и на планеты. На соответствующих небесных сферах он располагает души людей, искупивших свои грехи, очистившихся от нехороших помыслов и теперь пребывающих в Рае. Они располагаются тем ближе к Богу, чем выше и чище, по мнению Данте, их дух.

Вергилий и мир античной культуры

«Божественная комедия» имеет также и античные источники. Обращение Данте к ним объясняется огромным интересом к античным писателям, что является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемой путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый приём находит объяснение в том, что Вергилия считали в средние века провозвестником христианства.

Путешествие Данте по аду об руку с Вергилием, показывающим и истолковывающим ему различные мучения грешников, символизирует процесс пробуждения человеческого сознания под воздействием земной мудрости, философии. Чтобы покинуть путь заблуждения, человек должен познать себя. Все грехи, наказываемые в аду, влекут за собой форму наказания, аллегорически изображающую душевное состояние людей, охваченных данным пороком.

Поднявшись с Данте по уступам горы чистилища к земному раю, Вергилий покидает его, так как дальнейшее восхождение ему, как язычнику, недоступно.

Помимо морально-религиозного смысла, образ Вергилия в «Божественной комедии» имеет политический смысл. С политической точки зрения дремучий лес символизирует анархию, царящую в Италии и порождающую три порока. Вергилий, прославляющий в своей «Энеиде» Римскую империю, символизирует гибеллинскую идею всемирной монархии, которая одна, по мнению Данте, может установить на мир на земле.

Данте критически пересматривает аскетические идеалы церкви.

Временами соглашаясь с церковным учением о суетности и греховности стремления к славе и почестям, он в то же время восхваляет устами Вергилия стремлением к славе.

Мистическая и куртуазная традиции в «Божественной комедии»

Данте принадлежал к поэтам так называемого «сладостного нового стиля» (итальянский вариант лирики трубадуров) и в то же время прекрасно знал и любил латинскую классику (Вергилия, Стация, Лукана и других авторов). Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики — взаимоотношений «земной» и «небесной» любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму. У Данте любая идея — «мысль Бога».

Данте включался в мистическую традицию Средневековья — и в этом смысле дантова модель загробного существования, наследует мистико-теологическим построениям Фомы Аквинского (который считался учителем великого флорентийца )причем Эллисова трактовка Дантова «восхождения» укладывается в оккультную традицию медитации: «В сфере эмпирея Данте утрачивает свою личность, свое человеческое «я», сливаясь с полнотой совершенства небесных иерархий (видение Вечной Розы) и самого Божества».

Беатриче — вдохновительница и героиня поэмы

По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари — к юной и прекрасной Беатриче.

Поэт был восхищен Беатриче,но был вынужден скрывать свою любовь дабы избежать расспросов друзей. Он рассказывал об облагораживающем воздействии, которое оказывала на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяла вокруг себя как бы атмосферу добродетели, и любовь, которую она вызывает в людях, сама оказывается путем к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после ее смерти- отчаяние поэта не знало границ. После нескольких лет тоски поэт встречает какую-то “сострадательную даму”, жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние; он решается отныне всецело отдаться воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое ученье. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине. “Божественную комедия” представляется ему начинанием, предпринятым для прославления Беатриче.

В «Божественной комедии» Беатриче становится водительницей Данте по небесному раю, ибо для созерцания божественной награды, даруемой праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна: необходима небесная, религиозная мудрость — богословие, олицетворение в образе возлюбленной поэта. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и Данте летит за ней, увлекаемый силой своей любви. Его любовь очищается теперь от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечно целью её является лицезрение бога, который сам есть «любовь, движущая солнцем.

Главная => Поэты Ренессанса => Данте Алигьери

Данте Алигьери.

Божественная комедия

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и антологию мира. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и мировой литературы. «Комедия» — последнее и самое зрелое произведение Данте.

История создания

Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Трагедией он не мог назвать своё произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал её на родном итальянском языке. «Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы.

Аналогичный сюжет «экскурсии по аду» присутствовал в древнеславянской литературе на несколько веков раньше — в Хождении Богородицы по мукам.

Структура

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нём не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).

Сюжет

Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.

Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью, фиксируя все детали его архитектоники. Во вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он не без трепета отдается руководству поэта.

Анализ произведения

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории в том, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.

«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол. Тёмному настоящему он противопоставляет светлое прошлое, Флоренции буржуазной — Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю (ср. трактат Данте «О монархии»). Терцины «Чистилища», сопровождающие появление Сорделло (Ahi serva Italia), звучат, как настоящая осанна гибеллинизма. К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду. Его религия — католичество, хотя в неё вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, которые принимаются со всей страстью, тоже являются резким отклонением от классического католицизма. Его философия — богословие, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом (ср. «Новую жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, — провозглашается идеалом.

Своё видение Данте строил из кусков реальной жизни. На конструкцию загробного мира пошли отдельные уголки Италии, которые размещены в нём чёткими графическими контурами. И в поэме разбросано столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, что литература ещё и сейчас продолжает черпать оттуда. Люди, которые мучаются в аду, несут покаяние в чистилище (причём объёму и характеру греха соответствует объём и характер наказания), пребывают в блаженстве в раю, — все живые люди. В этих сотнях фигур нет и двух одинаковых. В этой огромной галерее исторических деятелей нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. Недаром Флоренция переживала полосу такого напряжённого экономического и культурного подъёма. То острое ощущение пейзажа и человека, которое показано в «Комедии» и которому мир учился у Данте, — было возможно только в социальной обстановке Флоренции, далеко опередившей остальную Европу. Отдельные эпизоды поэмы, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, ни в чём не похожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, по сей день производят сильное впечатление.

/ Сочинения / Данте А. / Божественная комедия / Мое впечатление от «Божественной комедии»(«Ад») Данте

Мое впечатление от «Божественной комедии»(«Ад») Данте

Итальянец Данте Алигьери-поэт,писатель,ученый и философ,создатель итальянского литературного языка,автор «Божественной комедии»,которую читают и комментируют до сих пор.
Данте известен во всем мире не только своим творчеством,но и своей великой любовью к Беатриче Портинари.Этой любовью,которая наполняла смыслом всю жизнь Данте,продиктована и его «Божественная комедия».
Это действительно главное произведение всего творчества и всей жизни Данте.Так считал и сам Данте,и его современники,и потомки.О высокой оценке этого произведения говорит эпитет «божественная»,который «Комедия» приобрела лишь многие годы спустя после смерти поэта.В «Божественной комедии» отражается вся эпоха раннего Возрождения в Италии.Сюжет «Божественной комедии» прост,но прочитать его можно по-разному.
Данте Алигьери после смерти возлюбленной Беатриче оказался в «сумрачном лесу» сомнений,терзаний и горя.Чистота и любовь Беатриче удерживали его от грехов,но теперь грехи побеждают.Данте изображает это как собственную с тремя дикими и ужасными зверями,львом,пантерой и волчицей.И спасти от смерти в пасти этих зверей Данте может только Беатриче.Она просит у Бога,чтобы Данте еще при жизни показали,как мучаются в аду грешники,и тогда он перестанет грешить.Проводником Данте по аду становится римский поэт Вергилий,которого Данте считает своим учителем в поэзии.
В поэме мы находим очень реальное и красочное описание ада.Это наиболее яркая часть «Божественной комедии».С поверхности к центру Земли ведет глубокая воронка,стенки которой образуют девять кругов ада-царство дьявола и бесов.Адская воронка образована падением Люцифера на Землю,когда в наказание за грех гордыни и восстание против власти Бога он был сброшен с небес.
И Данте вслед за Вергилием переправляется через подземную реку на ладье беса Харона вместе с душами мертвых грешников и спускается в самый низ ада,где находится сам Люцифер.
Когда я читала «Божественную комедию»,мне казалось,что все это я вижу своими глазами,вместе с Данте.Я вместе с ним боялась ужасных демонов.Но я переживала за грешников,потому что их мучения,по-моему,не соответствуют их грехам при жизни.
Мне запомнились несколько эпизодов и героев из «Комедии».Это трагическая история Франческе и Паоло,похожая на любовь Ромео и Джульетты,и Уллис(Одиссей),который,даже мучаясь в аду,выглядит как настоящий человек-сильный,смелый,любознательный.
Данте делает рассказ о грешниках ада очень реалистичным.Он использует обычные слова,которые описывают его страх или гнев,а сравнения загробных сцен с реальными,обыденными делают его поэму страшнее и нагляднее.Так,например,бесов,топящих грешников в котлах с расплавленной смолой,Данте сравнивает с поварами,которые ловко действуют поварешками.
Данте-небеспристрастный человек,и он помещает в аду всех своих политических противников,некоторые из которых даже были еще живы в то время!Это, например,враг Данте Фарината дельи Уберти,чья могучая и несгибаемая мучениями душа вызывает уважение и Данте,и всех читателей.

Мне показалось,что люди не так уж сильно изменились за прошедшие столетия:мы и сегодня любим и причиняем боль,боремся,предаем;люди кончают с собой,завидуют,пьют и много едят.У всех нас есть свои недостатки и пороки.Но возможность увидеть свое отражение в старинной «Комедии» итальянца Данте Алигьери помогает сделать выводы и попытаться стать немножко лучше.

Добавил: Relievo4ka

Беру!

14820 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рай

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

«Комедия» — последнее и самое зрелое произведение Данте.

Анализ произведения

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории в том, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.

«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол. Тёмному настоящему он противопоставляет светлое прошлое, Флоренции буржуазной — Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю (ср. трактат Данте «О монархии»). Терцины «Чистилища», сопровождающие появление Сорделло (Ahi serva Italia), звучат, как настоящая осанна гибеллинизма. К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду. Его религия — католичество, хотя в неё вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, которые принимаются со всей страстью, тоже являются резким отклонением от классического католицизма. Его философия — богословие, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом (ср. «Новую жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, — провозглашается идеалом.

Добавить комментарий

Закрыть меню