Дальнейшая судьба рококо

Введение

Игнорирование стиля как художественного явления среди многообразия художественных явлений, впечатляющих и ярких достижений искусства XVIII столетия особый интерес вызывает стиль, известный в искусствознании как рококо. До недавнего времени из-за отсутствия цельной, широко объемлющей оценки, этот стиль и его значение в развитии искусства оставались почти полностью неизвестными. Во многом это было связано с относительной краткосрочностью его существования (в пределах двух средних четвертей XVIII в.) и последующим быстрым исчезновением. Столь долгое забвение этого архитектурно-художественного явления объяснялось также недостаточной изученностью памятников зодчества, произведений декоративно-прикладного и монументального искусства. Крайняя рассредоточенность и малочисленность произведений стиля рококо, недвижимые из которых дошли до нас в виде единичных, в основном культовых, значительно измененных сооружений, а движимые время разбросало по многочисленным европейским музеям, не позволяли исследователям сосредоточиться на изучении этого культурно-художественного феномена. Игнорирование стиля как художественного явления объяснялось и его негативной оценкой искусствоведами.

Историко-художественный анализ развития искусства этого периода позволяет связать воедино неразрывную цепь диалектически и объективно закономерной эволюции строительной и художественной культуры XVIII в., четко дифференцировать на последовательные этапы развития — барокко, рококо, классицизм. Изучение рококо, введение его в хронологический ряд художественных стилей, позволяют более глубоко понять природу и общественные конкретно-исторические функции архитектуры и искусства того времени, приоткрывают еще одну страницу истории культуры феодального общества.

«Рокайльный» период развития искусства представляет интерес не только со стороны исключительно оригинальных приемов и привлекательных форм проявления стиля. Как отмечал Б. Р. Виппер1, «проблема стиля имеет очень большое значение не только для науки об искусстве, но и для жизни, для практики искусства, не только для осмысления его развития в прошлом, но и для понимания его роли в процессе развития современной мировой художественной культуры»2.

Раскрытие темы актуально и в отношении решения принципиального вопроса искусствознания: является ли рококо цельным и самостоятельным историко-культурным феноменом или же оно — ответвление и завершение мощного стиля барокко. Следует признать очевидную сложность проблемы, ее многоплановость, длительную дискуссионность. Необходимо выявить многочисленные связи эстетики и типологии стиля с политико-экономическим состоянием страны, культурой того времени.

Западноевропейское искусство рококо достаточно основательно и всесторонне исследовано зарубежными историками и искусствоведами. Однако в трудах исследователей, которые еще находились под сильным влиянием классического искусства античности и ренессанса, достижения рококо не получили должной оценки. Поэтому во многих трудах отмечалась исключительно декоративная сторона явления, архитектура же относилась к сфере барокко. Вплотную к пониманию стиля подошли немецкие ученые Я. Буркхардт, увидевший полное разложение новым искусством фундаментальных принципов формообразования, и несколько позднее В. Любке3.

Немецкий профессор К. Вёрмав склонен обнаруживать самое тесное родство рококо как «дочери барокко». Его же земляк, искусствовед Г. Вёльфли, ошибочно относит к сфере классицизма рокайльную придворную обстановку и архитектуру королевских дворцов Европы первой половины XVIII — XIX в. Однако, большинство искусствоведов рубежа XIX-XX вв., подобно Л. Шмарсову, признают самостоятельность и равнозначность стиля рококо, но напрочь отрицают его новое, революционное отношение к тектонике и стереометрии архитектуры, ее пластико-органическому фактору, признавая за ним лишь принцип живописности. И только в дальнейшем французский искусствовед Э. Баярд и П. Франкль проводят фундаментальный анализ основ стиля, рассматривая не только его живописность, по новые принципы динамичного формообразования пространства и массы. Выводы Л. Шмарсова подкрепляет его последователь Л. Бринкман, четко выделивший рококо как самостоятельное стилевое явление в искусстве и архитектуре4.

Основное внимание в исследованиях западноевропейских ученых уделяется подробному описанию и стилевой характеристике наиболее значительных архитектурных произведений и живописных полотен без глубокого проникновения в формальную сущность и художественно-эстетические ипостаси стиля. Анализируя конкретные архитектурные памятники, большинство исследователей ограничиваются общими течениями философской мысли, не вскрывая социальных предпосылок и корней художественного явления.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие особенностей искусства рококо как самостоятельного стилевого явления.

Задачи реферата:

— определить сущность стиля рококо;

— охарактеризовать историю становления стиля рококо;

— рассмотреть проявления стиля рококо в разных видах искусства.

  1. Сущность и история становления стиля рококо

Под понятием «рококо» мы подразумеваем то антиклассическое направление в архитектуре и искусстве, которое отражало эстетические идеалы аристократии и церковной олигархии первой половины и середины XVIII в., характеризовалось необычайной утонченностью и изысканностью средств художественной экспрессии, страстным стремлением к созданию впечатления легкости и привлекательности.

Основой для этого явились абсолютно новые приемы, принципы и формы художественного творчества, но имеющие аналогий в истории культуры5.

Родина стиля рококо — Франция XVIII века. Здесь он достиг своего расцвета и последовательного развития, хотя и за ее пределами получил большое распространение, в первую очередь в искусстве Германии, Австрии и отчасти Италии, Англии.

Своим названием новый стиль обязан французскому слову «рокайль», обозначающему стилизованное украшение из раковины, которое стало излюбленным мотивом многих художественных творений того времени.

Рокайль — форма сугубо новая, но имеющая аналогий и прототипов, наделенная активной орнаментальной экспрессией6. В основе живописного орнамента -изощренный рисунок в виде сплетающихся, растягивающихся кривых в форме букв S и С. Они дополняются стилизованными пенящимися, набегающими друг на друга волнами, хрящевинными сочленениями. Имеете с умноженными и сгруппированными мотивами раковины эти элементы модулировались в бесчисленных вариантах и неповторяющихся сочетаниях. Подобные декоративные формы, общепринятые во всем европейском искусстве рококо, являлись своеобразным международным художественным языком. Введение в художественный обиход рокайльного орнамента приписывается выходцу из Италии Ж. О. Месоньо. Вместе с ним новую орнаментику вводят в художественную практику французы Ж.

М. Оппенор и Ж. Боффран. Множество проектов рокайльной орнаментики представил в образцовых сериях Ф. К. Хаберман.

В культуре Франции это эпоха особая и оценивается искусствоведами в системе разнонаправленных составляющих, порой весьма парадоксальных. Так, в одном столетии сосуществовали героический классицизм, бравурное барокко и появившийся в атмосфере легкомысленных праздников, маскарадов, фривольности королевского двора недолговечный стиль рококо.

Первое документальное упоминание термина «рококо» относится к 1735-1736 гг., когда появились первые труды основоположников стиля французских художников Ж. О. Месонье и Я. Мондоиа7. В 1750 г. в парижских салонах уже говорят (правда, еще в шутливом топе) о «манере рококо» («gonrl гососо»). Стендаль пользовался термином «рококо» в 1828 г.. Виктор Гюго в 183) г. По широко термин начинает употребляться лишь с середины XIX в., обозначая украшательские мотивы, наполняющие дворцовые салоны, костельные интерьеры, а также рафинированную элитарную культуру первой половины — середины XVIII в. в целом. Понятие «рококо» как искусствоведческая категория утвердилось у немецкого историка А. Шприпгера. Энциклопедический словарь 1899 г. вводит самостоятельный термин «рококо», определяющий архитектуру и художественный стиль первой половины — середины XVIII в.

Впоследствии ввиду научной необоснованности он получил различную смысловую трактовку и содержание. В частности, бытует адекватный рококо термин «зимнее барокко». Это связано с графическим эффектом, производимым морозным узором на стекле, очень близким к рокайльной орнаментике. И действительно, мороз и фантазия художника в этом искусство не уступают друг другу в рисунке и совершенстве техники. Термину «рококо» в искусствоведческом лексиконе сопутствуют синонимы «ультра барокко», «экстремальное барокко», «виленское барокко», «французское барокко», «помпадурский стиль» и даже вульгарно-социологические определения: «разнузданное барокко» и «бешеное рококо».

Период становления рококо дифференцируется исследователями на три стадии: 1700-1725 гг.- раннее рококо, или «стиль регентства»; 1726-1760 гг.- зрелое рококо, или стиль, Людовика XV (стиль Помпадур); 1761 — 1780 гг.- позднее рококо, или стиль Людовика XVI. Затянувшаяся «агония» рококо еще была ощутима в самом конце XVIII в. Таким образом, в европейской культуре стиль, сформировавшийся около 1725г., доминировал вплоть до 80-х годов столетия.

Немецкие искусствоведы, оценивая эпоху как время румян, белил и пудреных париков, соответственно нарекли этот период в развитии искусства. Французы называли рококо и его стадии развития именами соответствующих правителей -Людовиков XV и XVI.

Становление стиля связано непосредственно не только с художественной практикой, но и со всей совокупностью общественно-политических, социально-экономических и культурных условий данной эпохи. Невозможно понять архитектуру и искусство дворцов и храмов лишь с позиций чисто утилитарных. Необходимо попытаться найти общее между явлениями искусства и социально-политической жизни, религиозными движениями, философией и господствующим мировоззрением8.

Смерть в 1715 г. «короля-солнца», последнее десятилетие лишь формально сохранявшего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.

Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надвигающихся грозных бедствий.

Многое меняется и в искусстве. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор — единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы. Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни. Его высшим стремлением стал рафинированный эстетизм, доступный немногим.

Многие исследователи и по сей день отказывают рококо в самостоятельности как стилю, считая его лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля9. Тем не менее, очевидно, что рококо во Франции в первой половине «галантного века» складывается в определенную стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Рококо — порождение исключительно светской культуры, сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на его дальнейшее развитие.

Велеречивое и патетическое искусство Лебрена10, ораторское искусство, требующее «подмостков и котурнов», сменило искусство более камерное, интимное, более тесно связанное с бытом, более искреннее. Для него характерен уход от реальной жизни в мир фантазий, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций.

Мир миниатюрных форм не случайно свое главное выражение нашел в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в интерьере (за исключением разве Германии и Австрии. Примером может служить дворец Сан-Суси в Потсдаме, архитектор Г. В. Кнобельсдорф, 1745-1747), где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии,-«отели», сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами, часто установленными друг против друга, чтобы в них множилось, дробилось, делалось фантастичным отражение («Век зеркал и мемуаров», по меткому определению одного исследователя,- за постоянный взгляд на себя со стороны). Входят в моду стилизация под Восток: Китай («шинуазери»), Японию («жапонез»), Турцию («туркери»). Светлые по колориту панно, лепной орнамент, шелк обоев, золото украшений, хрустальные люстры, изящная, удобная, хотя и вычурная мебель с инкрустацией — все вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые (серо-голубоватые, сиреневые, розовые, зеленоватые). Все искусство рококо построено на асимметрии, обостряющей ощущение изменчивости, мимолетности -игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» возводят к слову «раковина», «рокайль». Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Новые веяния проникли в Академию аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые — все это темы любви. В Священном Писании избираются преимущественно те эпизоды, где можно повествовать о любви: Сусанна и старцы, Сарра, приводящая к Аврааму Агарь, и т. д. Но за всем театрально-праздничным, легкомысленно-бездумным в искусстве этого направления таилось немало сложностей. В нем впервые проявился стойкий интерес к изображению тонких интимных переживаний, это был шаг к сентиментализму с его вниманием к «извивам» человеческой души. Портрет и пейзаж — не случайно очень важные в эту эпоху жанры11. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования.

  • 03 марта 2016 08:59:29
  • Просмотров: 5180

Каждый согласится, что Амур – это маленький проказник, от стрел которого еще никто не уберегся. Это симпатичный бог любви римской мифологии с золотыми кудряшками и крыльями.

Во все времена этот пупсик считается символом любви, и потому изображение с амуром хорошо иметь всем, кто ощущает какой либо недостаток или вообще отсутствие прекрасного чувства. Он влияет на успехи в поиске спутника жизни, а также вызывает сильные взаимные чувства у избранника.

Подарок с этим символом любимому человеку — гарантия укрепления вашей энергетической связи.
Амур упоминается в стихах, прозе, вдохновляет не только любить, но и творить любовь вокруг. Очень часто мы слышим поздравления, признания в любви, подбадривания, напутствия, и везде люди прибегают к помощи крылатого проказника.
Эрос — для греков, Амур (франц. Amour от лат. Amor — любовь) — для римлян, но для всех это божество, которое изображено как крылатое существо, символизировало не платоническую, а чувственную любовь между женщинами и мужчинами, олицетворение любовного влечения. Очень часто в искусстве или в архитектуре изображается с завязанными глазами, это символизирует случайность в выборе жертв, слепоту любви. Так же как и покровительница Венера — не простит игнорирование любви либо бесстрастие.
Изображается крылатым мальчиком с луком и стрелами в руках, которые предназначены для человеческого сердца, и поражают его страстью, он исполняет приказания богов — выпускает золотые стрелы в сердца двух людей, чтобы разбудить в них взаимную любовь Таким образом возник еще один популярный характерный символ, который обозначает любовь: сердце, пронзенное стрелой Амура.
Символ дарит любовь, способствует развитию флирта. Амур — призван растопить даже самые холодные сердца, и он делает это на «отлично». Он не зря изображен в виде маленького ребенка — ведь он призван пробуждать в людях искренние чувства, на которые способен человек из чистой душой. Маленькие дети вызывают у людей самые чистые и нежные чувства, и подобно невинному ребенку амур способствует зарождению такого замечательного, неземного, просто космического чувства как глубокая любовь…

Стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Развитое рококо (примерно 1725—50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы (Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёиман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии), стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.
Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность проиэведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо, мастера которого умели тонко выявить выразительные возможности материала.
С 1760-х гг. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. В России веяния рококо, особенно сильные в середине 18 в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусстаа (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

РОКОКО (или рокайль – от названия орнаментального мотива) — стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины 18 века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Развивалось главным образом в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в изобразительном искусстве. Впервые проявился во Франции, получил свое название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.

Рокайль (от фр. rok –скала, утес) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале 18 века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями, имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Этим объясняется происхождение название “рокайль”. В последствии этот термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину, камень.

Утонченное аристократичное искусство рококо возникло во Франции в период кризиса абсолютизма. Характерные для художественной культуры 17 века монументальные формы барокко в искусстве рококо утрачивают свой масштаб, трансформируясь в манерную, вычурную декоративность, носящую причудливый, поверхностно-орнаментальный характер.

В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый “стиль регентства”, проявившийся, главным образом, в декоре интерьеров. Изогнутые поверхности и плавные линии предметов обстановки, дробный линейный орнамент в отделке стен и потолков – характерные черты стиля.

Период расцвета рококо обозначен в истории искусства как период так называемого “стиля Людовика XV”. Культивируются сложные сочетания резного и лепного орнамента, причудливые изогнутые линии, завитки, стилизованные мотивы раковин (рокайли), маски-головки амуров и т.п. В интерьерах большую роль играют живописные панно в сложных обрамленьях, располагающиеся над дверями и окнами, а также многочисленные зеркала.

Изобразительное искусство рококо.

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерен уход в область “чистого искусства”. Преобладают салонно-эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Для этого стиля характерна камерность и утонченная декоративность художественных решений. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиции. Обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов.

Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками бюстами. Отличается изящностью.

В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм. В архитектуре пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. С 1760х годов на смену рококо, как ведущему стилистическому направлению, приходит классицизм в историческом контексте смены распадающейся аристократической культуры идеями просветительства.

Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность — характерные черты искусства XVШ в.

как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. «короля-солнца», последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.

Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся грозных бедствий.

Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор -единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.

В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине «галантного века» складывается в определенную стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Рококо — порождение исключительно светской культуры, еще уже — двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии, — «отели», сооружаемые в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин «рококо» возводят к слову «раковина», «рокайль». Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые веяния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые — все это темы любви. Портрет и пейзаж — не случайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства.

Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества — аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, — сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто — одно из сильнейших качеств его дарования — построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру». В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник.

Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу — это вывеска антикварной лавки, которая так и называется «Лавка Жерсена». В ней он возможно хотел показать, как быстротечна «слава мира», как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура «рокайльного языка», выразилось в полной мере. Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам от панно для отелей до эскизов на костюмах. И все это — галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы — разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня — богиня Флора. Типичные сюжеты — «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Купанье Дианы и т.д.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветители, но не отказывающего ему в высоком профессионализме.

Изобразительное искусство Европы в 18 – нач. 19 вв.

XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржуазные революции победили только в двух странах — Англии и Нидерландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVШ век с его просветительскими идеалами, идеями «свободы, равенства, братства» подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широкие народные массы.

XVШ столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта, Гайдна.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономико-технологический колледж питания

Реферат

Стиль рококо

Выполнен

Студенткой группы 231/9

Нехаевой Марией

Санкт-Петербург

рококо искусство архитектура дизайн

1. Рококо

2. Архитектура Рококо

3. Декор Рококо

4. Мебель Рококо

5. Посуда Рококо

Список литературы

1. Рококо

Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами — розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: «барокко» и «рокайль» (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты.

2. Архитектура Рококо

Архитектура в стиле Рококо представляет собой воздушность и игривость, целесообразность и симметричность в данном стиле уходит на второй план, на первом, воплощение капризов в интерьере и декоративной эффектности. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем. Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко.

Сторонник Рококо в Италии — архитектор Тьеполо — способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий.

3. Декор Рококо

Для декора рококо характерны текучие асимметричные изгибы, намеренно антиклассичные, вдохновленные китайскими и индийскими первоисточниками. Так называемые «причудливые» узоры сочетают необычные изображения удлиненных бутонов, зонтиков и насекомых. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Большая часть фона обычно не украшается, рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично покрывающим ткань. Модным мотивом становятся цветущие китайские деревья, хрупкие стволы которых украшают ленточки в постоянном движении и цветочные охапки, падающие на них.

Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 в. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Основными принципами этого стиля в искусстве был уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.

4. Мебель Рококо

Мебель стиля рококо изящная, небольшая по размерам, со скругленными углами и удобная для пользования. Характерные изогнутые ножки, спинки и подлокотники, диваны обильно украшенные резьбой и бронзовыми накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляющих своеобразный рисунок орнамента. Большая часть кресел, стульев и других сидений становятся мягкими, для их обивки применяется тончайшие и дорогие ткани. Входит в моду специализированная мебель, например, дамские секретеры; кофейные столики и столики для завтрака в постели; письменные и швейные столы. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки. Для отдыха широко используются канале — небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. Деревянные части предметов окрашены в светлые тона — белый, голубой, фисташковый, — покрыты лаком или позолотой.

Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов.

Материалы изготовления в основном — липа, орех, красное дерево, вишня, пальмовое дерево, легко поддающиеся мелкой и тонкой резьбе.

Наиболее распространенным предметом мебели в европейской обстановке начала XVIII века был стол. А вернее сказать, множество разновидностей столов и столиков: туалетные, рукодельные, столы-серванты, столы-консоли, ломберные и пр. Во Франции в это время появились маленькие изящные столы-бобики, получившие свое название из-за формы столешницы, которая напоминала бобовое зерно, и служившие для письма, чаепития, рукоделия и т.д. Однако никакой другой вид столика нельзя было сравнить по популярности с пристенным — столом-консолью.

5. Посуда Рококо

Посуда, которая использовалась не только для сервировки стола, но и для украшения интерьера комнаты, тоже становилась тонкой и изящной. Для этого чаще всего применялся фарфор, который в XVIII начал производиться в России. Да и стекло немного облагородилось. Не только вазы, бокалы, фужеры, но и статуэтки, сюжетные миниатюры, которые устанавливали на консольные столы, украшали интерьер. Структура стекла позволяла не только играть бликами свечного пламени, но и заставляла статуэтку оживать, «двигаться» в отблесках пронизывавшего ее пламени. На посуде, как и на стенах, вырисовывался все тот же мотив, который отображал картины быта, сцены охоты, сельские картины, доставшиеся в наследство от барокко. При этом расписываемая поверхность делалась матовой и пастельной, чтобы на не более эффектно выделялся красно-коричневый или золотой рисунок.

Список литературы

Добавить комментарий

Закрыть меню