Что такое цивилизация

СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТЫЙ КОЛЛЕДЖ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: “ОБШЕСТВОЗНАНИЕ”

НА ТЕМУ: “Что такое цивилизация ?

История возникновения данного понятия .

Выполнил студент 13 гр.

Андросов Сергей Николаевич

Проверил преподаватель

Науменкова В.Н.

СМОЛЕНСК 2004 г.

ПЛАН

1) Значения слова “цивилизация”………….(9)

2) История возникновения цивилизации….(4)

3) Понятие Цивилизации…………………….(8)

4) Заключение…………………………………(11)

5) Список литературы………………………..(12)

1)Значения слова “цивилизация”

Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности.

Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии.

Итак, Цивилизация это исход и завершение культурных поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.

2)История возникновения цивилизации.

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвы­чайно большую семантическую и этимологичес­кую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отече­ственной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация» появилось во французском язы­ке в середине 18 в.; лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в един­ственном числе как противоположная «варварству» ста­дия всемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, ос­нованное на разуме и справедливости.

В начале XIX в» начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистичес­кой. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской револю­ции, установившей новый порядок на развалинах ста­рого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху путешествий», который обна­ружил огромное разнообразие нравов и человечес­ких установлений вне Европы и то, что цивилиза­ции, оказывается, могут умирать.

В связи с этим стала складываться «этнографичес­кая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа — своя циви­лизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальта­цией народного духа понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку раз­решить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этно-исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилиза­ции, а с другой, — есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общест­ва, следующей за дикостью и варварством.

Утвердившиеся во второй половине XVIII — начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:

а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);

б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);

в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеоб­щего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух яв­лений. социальных и интеллектуальных, является осно­вой развития цивилизации.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и четко выраженные параметры тех­нологического развития.

М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности об­щества тремя основными компонентами: техникой, соци­альной организацией и философией, причем техника у него определяет остальные компоненты.

Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от истории цивили­зации. поскольку теория есть единое учение о цивилиза­ции вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.

Главная проблема науки о цивилизации — происхожде­ние и природа ее многообразия.

Содержание всеобщей ис­тории — изучение борьбы цивилизаций, их развития, а так­же история возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что цивилизация.

во-первых, — это особое состояние групповой жизни, ко­торое может быть охарактеризовано с разных сто­рон; «особая форма организации коллективности лю­дей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация — это социальная целостность;

во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями — блага (мо­рали) и истины; а внешняя, или телесная — катего­риями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты.

Эти пять категорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченнос­ти методов как способов связи факторов жизни соот­ветствует неограниченное количество цивилизаций.

В отечественной литературе также существует раз­личное понимание того, что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма счи­тают, что решающее воздействие на характер цивилиза­ции оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на фор­мы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).

Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

Однако в целом у нас преобладает культурологичес­кий подход к определению понятия «цивилизация». В боль­шинстве словарей это слово интерпретируется как сино­ним понятия культура. В широком смысле под ним под­разумевают совокупность материальных и духовных до­стижений общества в его историческом развитии, в узком -только материальную культуру.

Поэтому большинство ученых склонны определять ци­вилизацию «как социокультурную общность, обладаю­щую качественной спецификой», как «целостное кон­кретно-историческое образование, отличающееся харак­тером своего отношения к миру природы и внутренни­ми особенностями самобытной культуры».

Культурологический путь к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к его культурным ха­рактеристикам. Тем самым цивилизационный подход ото­ждествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, что еще в XIX — начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру противопоставляли понятию «цивилизация».

Так, уже у Канта намечается различие между понятия­ми цивилизации и культуры. Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элемен­тов, противопоставляет ее культуре, как царству органи­чески-жизненного. Поэтому он утверждает, что цивилиза­ция — это заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искус­ства и литературы.

Кроме того, некоторые ученые независимо от их пред­ставлений о том, что лежит в основе цивилизации, рас­сматривают ее как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксиро­вать то, что получило название матрицы или «доминант­ной формы интеграции» (П. Сорокин).

Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

Таким образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический подходы представляют собой различ­ные способы научной интерпретации истории. Цивилиза­ционный подход ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной ин­теграции. Культурологический — на изучение культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной цивилизации могут выступать разные основания.

3)Понятие Цивилизации

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, бога­тый этноисторический материал, полученный в «эпоху пу­тешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в ос­нову которой было положено представление о том, что у каждого народа — своя цивилизация
(Т. Жуффруа).

Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Понятие цивилизации имеет множество значений. Научное понимание »цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, это одно из немногих понятий, которое применяют почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, социологии, политологии, антропологии и т. п.

Понятие цивилизации вырабатывается культурологией для рассмотрения единства и многообразия культуры (единство в сочетании с многообразием). Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.

Цивилизация – данное понятие происходит от латинского civilis – гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе, комплекс человеческих достижений, подобающих гражданскому состоянию, таких как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлении греков и римлян о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство – это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т.е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов) были лишены добродетелей свободного человека – мужества, справедливости, человеческого достоинства. В частности, этим греки обосновывали неизбежность поражения многочисленного персидского войска от небольшого отряда греков. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения – это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.

Но значение слова цивилизация постепенно расширялось, и уже Данте Алигьери писал о humana civilitas как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Французские просветители Буланже и Гольбах называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости. В русском языке слово цивилизация получает широкое распространение в 60-х годах 19 века и включается в первое издание словаря В. И. Даля: »Цивилизация – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина».

Впоследствии цивилизация стала многозначным понятием. Существует более 100 определений цивилизации. Наш соотечественник, великий русский ученый Лев Мечников, считал, что »основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности». Обращаясь к определению своего современника, французского ученого П. Мужоля, он подчеркивает, что понятие цивилизации » является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений, оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники, оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности».

Согласно словарю Вебстера (1966 г): цивилизация – общество с достаточно высоким уровнем производительных сил, преобладание города над деревней, со сложной социальной организацией и наличием письменности. В современном энциклопедическом словаре: цивилизация – это заключительный этап развития какой- либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.

Цивилизации – крупные социокультурные системы. Каждая цивилизация существует отдельно и имеет самобытный характер. Своеобразие цивилизации проявляется в различении содержания духовной жизни, структур и исторических судеб. Каждая цивилизация зиждется на какой- либо исходной духовной предпосылке, большой идее, ценности, вокруг которых складываются сложные системы, придающие смысл и единство остальным компонентам.

Цивилизации присуща своя динамика, охватывающая длительные исторические периоды, в течение которых она проходит через различные циклы: генезиса (рождения) – роста – созревания – увядания – упадка – распада. При всех этих изменениях цивилизация сохраняет самобытность, хотя содержание ее элементов может меняться. Динамика определяется внутренними закономерностями, присущими каждой цивилизации. Взаимодействие между цивилизациями основано на принципе самоопределения.

Механизм жизнедеятельности цивилизации определяется целым комплексом факторов: человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система.

На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами.

Литература

1. Гуревич П. С. Культурология: элементарный курс / П.С. Гуревич. –М.: Гардарики,2001.-336с.

2. Гуревич П. С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М.: Аспект Пресс, 1994.-317с.

3. Ерасов Б.С. Цивилизации и культуры / Б.С. Ерасов //Россия и Восток: цивилизационные отношения. – Вып.2.-М., 1995.-С.49-64.

4. Кравченко А. И. Культурология / А.И. Кравченко.- М.: Академический Проект, 2004. – 512 с.

5. Культурология / ред. Н.Г. Багдасарьян. –М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.

6. Культурология / ред. Г.В. Драч. –Ростов н/Д: Феникс,2006. — 575с.

7. Яковец Ю. В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. – М.: Вла Дар, 1997. — 461с.

4.2 Соотношение культуры и цивилизации

Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало работ известных ученых. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества. Рассмотрим основные традиции понимания соотношения культуры и цивилизации.

1. Историческая традиция: цивилизация обозначает историческую эпоху, конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление классов, городов, упорядоченность общественного строя, государства, торговли, частной собственности, письменности. Эта точка зрения принадлежит Ф. Энгельсу и Л. Моргану.

2. Цивилизация является синонимом культуры, одно понятие замещало другое в Новое Время. Цивилизация понималась как продукт духовного развития человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.

3. Цивилизация — смерть культуры, конечный момент ее развития. Эта точка зрения принадлежит немецкому ученому О. Шпенглеру (1880-1936). О.Шпенглер в своей книге »Закат Европы» сформулировал свое понимание цивилизации. По О. Шпенглеру, каждому культурному организму отмерен заранее определенный срок. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое рождение, свое детство, юность, возмужалость, старость, смерть. Стадия рождения и развития — собственно культура, стадия старения и умирания – цивилизация. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. На стадии цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствует техника, политика, спорт.

Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических отношений и учреждений, а культура рассматривается как проявление духовной сущности человека. Эту точку зрения разделяют Н. А. Бердяев (1874-1948 г.)- русский религиозный философ и С.Н. Булгаков (1871-1944 г)- русский философ, экономист, богослов.

5. Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. Эта точка зрения принадлежит А.Тоинби (1889-1975 г.)- английскому историку, культурологу, социологу и П.Сорокину (1889-1968 г.)- русско-американскому социологу, философу и культурологу.

Во всех рассмотренных случаях культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. В плане применения понятие культура – шире. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурной – духовный мир человека. Понятие культура – более самостоятельно, это общечеловеческое понятие, это база в развитии цивилизации. Цивилизация – это временное понятие, социально-техническое измерение культуры.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

6. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации.

7. В еврейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.

Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры, она предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации.

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики,2001.-336с.

2. Гуревич П. С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М.: Аспект Пресс, 1994.-317с.

3. Ерасов Б.С. Цивилизации и культуры / Б.С.

Ерасов //Россия и Восток: цивилизационные отношения. – Вып.2.-М., 1995.-С.49-64.

4. Кравченко А. И. Культурология / А.И. Кравченко.- М.: Академический Проект,2004.-512 с.

5. Культурология / ред. Н.Г. Багдасарьян. –М.: Высшая школа,2007.-528 с.

6. Культурология / ред. Г.В. Драч. –Ростов н/Д: Феникс,2006.-575с.

7. Яковец Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. – М.: Вла Дар, 1997.-461с.

» Назад

ЦИВИЛИЗАЦИЯ 02.08.2017 10:45

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – латинское civis «горожанин», от которого произошло слово цивилизация, восходит к древнейшему корню *kei- «лежать». От этого корня, согласно исследованиям британских этимологов, произошло санскритское слово शिव /śiva/ «благой, милостивый» — имя Шивы, одного из индуистских главных божеств, входящего в Тримурти и олицетворяющего разрушительное начало. В английском языке к этому корню восходят слова cemetery «кладбище», city «город», civil «гражданский»; hide «семейный надел земли» и более ранее древнеанглийское hiw «семья». По некоторым предположениям зарубежных этимологов русское слово семья также восходит к корню *kei- «лежать». В греческом языке родственным с цивилизовать является слово κείται «покоится, лежит» (о покойнике), восходящее к тому же корню *kei- «лежать». В культуре Древнего Рима цивилизацией называли принуждение горожан к соблюдению законов Римского права – положений, наделявших одних правами, а других – обязанностями. Антонимом слова лежать является глагол стоять. Корнесловно противоположностью цивилизации является стойкость, противостояние.

Цивилизованный человек живет более легкой жизнью по сравнению с тем, кто стойко выживает в природных условиях не городской «цивильной», а простой деревенской жизни на земле, не закатанной в асфальт. Прилагательное легкий образовано от глагола лежать, так же, как падкий от падать и стойкий от стоять. Возможно, древнейшим правилом мировой цивилизации является «Лежачего не бьют»: тот, кто ложится перед цивилизаторами (шивами), остается жить в своем положении и делает все, что ему положено, становится цивилизованным человеком – почетным гражданином и горожанином – гражданским лицом. Отстаивание своих не гражданских, а природных свобод и прав вовлекает человека в конфликт с цивилизованным обществом. Пользование гражданскими правами, наоборот, защищает от той жестокости, которая есть в природе людей: «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство (в латинском тексте Евангелия civitatem). Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его» (Деяния апостолов, 22:25-29). Облегчая жизнь горожан, цивилизация по мере своего развития входит во все более глубокое противоречие с природой, пытаясь, буквально, положить и подмять под себя все, что ей противостоит, в том числе, природные богатства и законы, религию, Церковь, совесть, личное достоинство и свободную волю каждого человека. Что же делать горожанам, чтобы, пользуясь благами цивилизации, не стать людьми легкого поведения, но стоять в истине, сохраняя природу, свое личное человеческое достоинство, благородство и свободу совести? — Евангелие предлагает единственный выход: принимать апостольское учение Церкви Христовой, чтобы не погибнуть подобно некоторым древним городам: «И если придёте в какой город (латинское Евангелие — civitatem) и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город (civitatem) и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города (civitate), отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу (civitati) тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (От Луки, 10:8-15).

См.: гражданин, право, свобода.

Добавить комментарий

Закрыть меню