Что такое перепись населения

Содержание

1. Для чего нужна перепись?

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории России в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Цель переписи определена в законе «О Всероссийской переписи населения» как «сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации».

Перепись – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, он делается приблизительно один раз в десять лет. Иногда проводится чаще, например, в Канаде — через каждые пять лет.

Перепись позволяет узнать точную цифру численности населения, находящегося в стране, сведения о его составе и об условиях его жизни. Главное же, что эти результаты могут быть собраны в самые разные таблицы, и по ним можно будет судить о «качестве населения» не только всей страны, но и разным категориям и регионам. Она дает возможность оценить динамику изменений этих показателей за время, прошедшее с момента предыдущей переписи. Эта информация служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.

Такие сведения необходимы для экономического прогнозирования, определения политики в области занятости, создания других социальных программ, а также для выполнения функций органов государственной власти, информационного обеспечения науки и всего общества.

Иначе говоря, перепись — это не только статистический итог, но и инструмент экономического и социального прогнозирования. Наконец, перепись — это летопись России, ее история. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.

2. Почему перепись следует проводить через каждые 10 лет?

Перепись 2002 года – это перепись, которая выбилась из ряда переписей, проводимых в нашей стране, первоначально она планировалась в 1999 году, а до этого — еще в СССР — переписи проходили как раз в 10 лет. 1959-й, 1970-й, 1979-й, 1989-й год.

Что касается 2010 года, то здесь Россия решила поступить, как большинство стран мира , — они проводят переписи в год, оканчивающийся на ноль или на единицу. Сейчас ООН объявляет очередной раунд переписей 2010 года, и все страны стараются максимально приблизить свои регулярные переписи к этому. 10-летний цикл – это, мнению специалистов, достаточный срок, чтобы могли проявиться среде- и долгосрочные тенденции. 10 лет – это период для достаточно серьезных изменений. За 10 лет происходят структурные изменения, и очень серьезные структурные изменения, по тем же источникам доходов, например. В 1989 году -еще в СССР — только появились предпринимательские доходы вместе с первыми кооперативами но в основном это была заработная плата. За последующие 10 лет в стране появились не только частные собственники и владельцы акций, изменения коснулись даже в быту. Сформировался частный сектор в жилищно-коммунальном секторе, появилось частное жилье, приносящее доходы.

Выросли вклады населения в кредитных учреждениях, в банках, появился фондовый рынок — и все это тоже источники дохода. У работников Росстата при проведении переписи 2002 года было очень много сомнений и опасений, включать ли в перечень источников средств к существованию доход от сдачи внаем или в аренду имущества, доход от сбережений. И все же 600 тысяч человек ответили, что имеют такие источники доходов. А это — уже показатель серьезных изменений как в структуре доходов, так и в структуре общества и — главное — в сознании людей, что они живут в совершенно ином, нежели ранее, государстве. С этой точки зрения, перепись-2010 может принести немало открытий как для демографов, так и для социологов, экономистов, а возможно — и политиков.

2. В стране существуют органы загс, отмечающие рождения и смерти, милиция, занимающаяся пропиской и регистрацией и много других административных органов. Неужели они не в состоянии сделать «моментальный снимок» населения?

Пока только перепись может рассказать о населении все и более точно. Органы загса осуществляют регистрацию демографических событий. Это рождение человека, смерть, заключения брака, расторжение брака. Они могут сказать, сколько родилось в том или ином месяце или году, сколько умерло, сколько заключено браков, сколько расторгнуто браков. Но оценку численности населения они не ведут. То же самое органы внутренних дел, и федеральная миграционная служба. Вот и получается, что по переписи 2002 года в стране было почти на 2 миллиона человек больше, чем по текущему учету. Подобные расхождения — удел и других стран. В начале апреля, например, закончилась перепись населения в Казахстане, и там выяснилось, что в республике проживает на полмиллиона больше людей, чем по учетным данным милиции и прочих органов.

К тому перепись дает не только общую численность, но и другие важные сведения о населении России (о владении языками, национальном составе и образовательном уровне). Сочетание данных о численности, структуре и распределении населения по территории с его социально – экономическими характеристиками также может быть получено только в результате переписи. Такую информацию невозможно почерпнуть из баз данных, имеющихся в распоряжении местных администраций, органов жилищно–коммунального хозяйства, внутренних дел, образования и здравоохранения. Кстати, точные данные о численности населения в современных условиях не так просто получить из-за нелегальной миграции. Недавно миграционная служба дала сведения, что с 2003 по 2008 годы гражданами России стали два миллиона человек. Как использовать такие данные? Ведь неизвестно, кто эти новые граждане — сколько мужчин, женщин, сколько школьников и пенсионеров, работают ли они и так далее. А во время переписи те же два миллиона расскажут о себе важные для статистики сведения. Или — совсем парадоксальный момент: никто не скажет, сколько в стране кандидатов и докторов наук. Поскольку Высшая аттестационная комиссия, регистрирующая присвоение званий, этим и ограничивается, а сколько из «остепененных» уехало за рубеж, сколько умерло, сколько работает на производстве, сколько — в учебных институтах и в науке — неизвестно.

3. В какой мере данные переписи населения могут повлиять на принятие государственных решений?

Прошлая Всероссийская перепись проходила в 2002 году. Известно, например, что по ее результатам стала более осязаема проблема сокращения населения в сельской местности. Вообще без населения оказалось по России 8 процентов сельских населенных пунктов, хотя они и обозначены на карте, а еще в 22 процентах населенных пунктов численность населения менее 10 человек. Наверное, для местных властей это не было секретом. Тем не менее, общая картина подтолкнула федеральные власти к решению всего комплекса проблем – и сельских, и демографических. Вполне возможно, что эти данные повлияли на решение о реализации Приоритетных национальных проектов в области жилищного строительства, здравоохранения, образования, сельского хозяйства, существенно повысивших качество жизни населения.

Сейчас на очереди – другие проблемы, перепись поможет сфокусировать внимание властей на наиболее острых из них, например, на безработице и переподготовке кадров.

4. Некоторые страны отказались от переписи. Почему бы нам не последовать их примеру?

От переписи пока не отказался никто. Просто некоторые страны (например, Голландия, Финляндия, Швеция) проводят ее, не задавая каждому человеку вопросы, а обращаясь к данным государственного регистра населения. У нас такого регистра нет. Да и в таких странах, где ведется регистр населения, иногда (как, например, в Венгрии) для пополнения регистра при переписи используется непосредственный опрос населения. Кроме того, не надо забывать, что и Голландия, и Венгрия намного меньше России и по территории и по численности населения. Там гораздо проще учесть каждого человека. Такие большие страны как США, Китай, Индия проводят переписи населения регулярно

5. Не вторгается ли государство в частную жизнь граждан, проводя перепись?

Содержание некоторых вопросов переписного листа действительно относится к области частной жизни граждан. Поэтому, как сказано выше, в ряде европейских стран стали использовать данные о гражданах из различных реестров, чтобы лишний раз не заставлять человека давать те или иные сведения. Но в российской практике у человека есть свобода выбора — он может пустить переписчика в дом, а может сам пойти на переписной участок. Можно получить переписной лист, заполнить его самостоятельно и отправить по почте. Наконец, что крайне нежелательно, может отказаться от ответов на какие-то вопросы или вообще не проходить перепись. Никаких репрессий за этим не последует.

Что же касается опасений граждан, что полученная в ходе переписи информация может быть использована против них, то это физически невозможно. Во-первых, введенный в компьютер массив информации не будет содержать личных данных, таких, как фамилия, имя, отчество и т. п. Задача переписи — получить обобщенную информацию о населении, а не о каждом человеке персонально.

Во-вторых, каждый человек отвечает на вопросы так, как считает нужным, и никто не проверяет правдивость его ответов, не требует никаких документов.

6. Какая польза простым людям от участия в переписи?

Перепись нужна в первую очередь не государству, не чиновникам, хотя ее прикладное значение несомненно. Прежде всего, она нужна для самого общества, которое периодически должно иметь возможность как бы посмотреть на себя в зеркало и увидеть результаты своего развития, действий власти и так далее. Это некий итог нашей общей жизни. Участвуя в переписи, каждый сообщает информацию о себе, а значит – участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, например, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так – во всех сферах жизни.

7. Вы говорите, что автопортрет нации нужен в первую очередь населению страны? А население-то спросили?

Предыдущая Всероссийская перепись — 2002 года — обнаружила огромные изменения, произошедшие в стране и обществе после 1989 года, времени последней переписи СССР. Наверное, было бы некорректно сравнивать данные этих переписей, потому что появилась совершенно иное государство с рыночной экономикой, демократическими ценностями и даже с достаточно обновленным — за счет волн миграции — населением. Перепись-2010 может дать более объективные данные о социально-экономических изменениях в, и большинство людей интересуются этим. Проведенный в начале года опрос населения Агентством социальной информации показал, что более 80 процентов населения считают перепись нужным, полезным делом, а примерно 85 процентов собираются принять в ней личное участие.

Потребность населения в информации, которую даст перепись, позволяет говорить о предстоящей кампании не только как о государственном мероприятии по учету населения, но и как о социальном заказе, сформированном самим обществом.

8.Имеет ли перепись политическое значение?

Перепись населения — одна из тех немногих общенациональных акций, которые объединяют всех людей. В ее проведении заинтересованы все мы, независимо от политических взглядов и социального положения. Наш интерес в том, что без точных статистических данных о населении очень трудно принимать правильные решения в политике и экономике. И когда проводится перепись, никакие политические партии и социальные группы не противостоят друг другу, никто ни с кем не борется, как во время выборных кампаний. И ответы на вопросы переписчика не несут никакой политической подоплеки, они служат одной цели — созданию объективного «моментального фото» населения сегодняшней России.

9. Каково экономическое значение переписи?

Принимать правильные решения в экономике тем более невозможно, не имея точных статистических данных о населении. Если у руководства страны будут достоверные данные о возрастной и половой структуре населения, оно сможет спрогнозировать, в чем наши граждане будут больше нуждаться через несколько лет — в салонах для новобрачных или магазинах для ветеранов, специализированных клиниках или новых детских садах.

Информация о том, куда и откуда люди переезжают в поисках работы или по иным причинам, об их занятиях (профессиях) позволит планировать развитие производства и сферы услуг как по стране в целом, так и в каждом регионе.

Сведения, которые можно получить из переписных листов о представителях нового для нашей страны класса — работодателей, позволят точно прогнозировать и стимулировать развитие частного предпринимательства. В свою очередь, представители бизнеса смогут судить по данным переписи о состоянии на рынке труда и — что еще важнее — на потребительском рынке.

10. Каково социальное значение переписи

Известно, что финансирование социальной сферы в России производится на основе нормативов, рассчитываемых на каждого человека. От того, сколько людей живет в том или ином городе, районе, субъекте Федерации, будет зависеть объем средств из бюджета, выделяемых на строительство и содержание детских садов и школ, поликлиник и больниц, библиотек и кинотеатров. Зависит от численности население и финансирование транспортной инфраструктуры.

Сейчас особенно востребованы данные о безработице в регионах, поскольку от этого зависит объем помощи для безработных и средств на их переобучение.

Помимо вопросов о людях опросный лист содержит и сведения о жилищных условиях. Прошедшая в 2002 году Всероссийская перепись дала таким образом аргументы Правительству России для создания приоритетной национальной программы по строительству жилья.

Есть еще один важный момент для такой многонациональной страны как Россия. Поэтому достоверная информация о демографических изменениях, национальном составе населения, миграции позволит выстроить более эффективную социальную и национальную политику, направленную на улучшение общественных отношений.

По материалам официального сайта
Всероссийской переписи населения 2010 года
www.perepis-2010.ru

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые понятия:ТЕКУЩИЙ УЧЕТ, МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ, ПОДВОРНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПОДУШНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ, НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ, СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИСТРЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Текущий учет населения — сбор информации и сведений о случаях рождения, смерти, заключения (расторжения) браков по мере возникновения этих событий. Цель текущего учета — регулярное получение данных о численности и составе населения, а также о других характеристиках демографических процессов. Специфика текущего учета — демографические события попадают под наблюдения при их юридическом оформлении .

Элементы текущего учета существовали с глубокой древности. Так, учеты фискального характера проводились ещев Древнем Египте (2800—2250 гг. до н. э.), Древней Иудее,Месопотамии, Индии и других странах. В Китае первый учет населения был проведен в 2238 г. до н. э. В Древней Греции учеты населения (взрослыхмужчин)известны с конца IV в. до н. э. В Древнем Риме регулярные учеты населения (цензы) в военно-учетных, фискальных и электоральных целях проводились, начиная с 435 г. до н. э.

В период раннего средневековья учеты населения также имели, главным образом, фискальные цели. Поэтому учитывались не отдельные люди или семьи, а такие податные единицы, как дом, очаг или домохозяйства. В качестве примера можно привести «Книгу страшного суда», содержащую описание 34 графств Англии, проведенное в 1086 г. по приказу Вильгельма Завоевателя.

В более позднее время учеты населения проводились в отдельных городах (Нюрнберг, 1449; Страсбург, 1473), а затем и в странах. Право учета населения принадлежало церкви. Регистрация обрядов крещения, погребения, венчания происходила в метрических книгах. Лишь в конце XVIII в. во всех европейских государствах функции регистрации перешли от церкви к статистическим учреждениям.

В России начало учетов населения, имевших фискальные цели, относится к IX в. С XIV в. объектом обложения становятся земельные угодья — соха, четверть, десятина. Поэтому документы, в которых содержалось описание податной единицы, назывались сошными письмами. В XVII в. начали проводить подворные переписи, называемые так потому, что единицей обложения стал двор (домохозяйство). Они были проведены в 1646, 1678, 1710 и 1716—1717 гг. При Петре І произошел переход от налогообложения дворов к налогообложению душ, и переписи стали именоваться подушными, а с 1718 г. — ревизиями. Списки податного населения назывались «сказками», единица мужского учета — «ревизская душа», именные списки — «ревизские сказки». Именно этот вид учета населения стал предшественником переписей, аналогов которому в Европе не было. Ревизии были единственным источником сведений о населении страны на протяжении 1719—1860 гг. К их недостаткам можно отнести то, что они учитывали только податное население, проводились не на всей территории страны и длились много лет. С отменой крепостного права в 1861 г. ревизии были отменены. С 1834 г. сбор сведений в России переходит от церкви к губернским статистическим комитетам, а в 1865 г. — центральному статистическому комитету .

С середины ХХ в. в большинстве экономически развитых стран текущий учет существует в рамках общенациональной системы регистрации. Одновременно с регистрацией дается, как правило, краткая характеристика места события и лица события.

Становление в Европе централизованных государств потребовало наличия точных и надежных данных о качественных и количественных характеристиках населения. Как реакция на эту потребность в странах Европы и в США стала складываться система государственной статистики, и был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения. В отличие от текущего учета населения, который занимается постоянным сбором информации об отдельных демографических событиях населения страны, перепись дает одномоментный портрет населения страны по широкому спектру признаков, которую впоследствии назвали программой переписи (см. ниже).

Перепись (по определению ООН) — единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации (или распространения другим образом) демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам страны .

Цель переписи населения: получить сведения о численности, составе и размещении населения, необходимые для организации экономической жизни страны, определения представительства в законодательных учре­ждениях и научном изучении населения. Круг сведений, которые необ­ходимо получить во время переписи, называется программой переписи, которую разрабатывает Статистическая комиссия ООН. Она включает: демографические признаки; экономические признаки; характеристику уровня образования; этнические признаки; прочие признаки (для каж­дого государства в отдельности, например, гражданство и др.).

Перепись населения проводится несколькими этапами. Подготови­тельный этап заключается в разработке программы и материалов пере­писи, подготовке кадров для ее проведения (инструкторов, счетчиков, программистов и др.), проведении предварительного обхода всех пере­писных участков на предмет учета, согласовании сроков проведения пе­реписи и критического момента. Основной этап включает в себя непо­средственный обход помещений в целях переписи населения. В конце основного обхода проводится выборочный контрольный обход для сверки полученной информации. На заключительном этапе подводятся сначала предварительные итоги переписи, а затем окончательные. Пе­риод получения заключительных итогов переписи зависит от наличия программного обеспечения и степени компьютеризации переписных от­делов и руководящих переписных статистических ведомств.

В истории переписей населения выделяются 3 этапа:

1. Конец ХVІII в. — первая половина ХІХ в. В 1790 г. в США была про­ведена первая перепись в истории, последующие были в Швеции и Фин­ляндии (1800), Великобритании, Франции, Дании и Норвегии (1801). Эти переписи на протяжении длительного времени были далеки от совер­шенства, так как учитывали ограниченный набор признаков, страдали огромным недоучетом, не были привязаны к какому-либо конкретному моменту времени, отсутствовали строгие правила их проведения, обра­ботка их результатов длилась много лет. Однако в первые десятилетия XIX в. постепенно закладывались основы организации переписей насе­ления, принципы формирования их программ .

Огромную роль в этом отношении сыграла перепись населения Бель­гии 1846 г. Она проводилась под руководством великого бельгийского ученого А. Кетле (1796—1874), который впервые разработал принципы проведения переписей населения, в частности принцип одномоментно­сти, ввел термин «наличное население».

Особенностью этого этапа является заложение принципа регулярно­сти проведения переписей (каждые 10 лет в США и Англии, каждые 5 лет во Франции и Швеции, каждые 3 года в Австрии); при этом учитыва­лись пока только отдельные признаки.

2. Вторая половина ХІХ в. — первая половина ХХ в. В этот период на Международных статистических конгрессах, регулярно проводившихся в 1853—1876 гг., и в Международном статистическом институте разви­вается методология проведения переписей. Например, было рекомендо­вано проводить переписи не реже одного раза в 10 лет, в годы, оканчи­вающиеся на 0 (или близкие к этой цифре), учитывать наличное (а не юридическое) население и относить все данные к строго определенному (критическому) моменту времени. Количество переписей населения стало быстро увеличиваться: так в 70-е гг. XIX в. было проведено 48 пе­реписей, в 80-е — 54, в 90-е — 57. В течение этого периода переписи были проведены во всех странах Европы и Америки, в некоторых стра­нах Азии и Африки.

3. Середина ХХ в. — наши дни. Переписи проведены в освободив­шихся странах Африки, в 1980-е гг. — в странах юго-западной Азии: ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии.

В первом десятилетии XX в. было проведено уже 74 переписи. При этом к началу ХХ столетия переписями было охвачено 64 % мирового населения .

В России первая перепись прошла в 1897 г. по инициативе П.П. Семенова-Тян-Шанского. Учитывались 3 категории населения: наличное, постоянное и приписное (юридическое). В программе было 14 признаков . «Принято считать, что в по­становке статучета населения Россия в конце XIX в. отставала от большинства евро­пейских стран и США примерно на 100 лет, т. к. в Швеции, Англии, Норвегии, Франции и др. странах они прошли еще в 1800—1801 гг., а в США — в 1790 г. При всей фактографической точности эти аргументы не совсем корректны, т. к. по своему методическому уровню, организации и широте охваченных ею вопросов перепись 1897 г. значительно превзошла опыты подобного рода концаXVIII —начала XIX в. в Америке и Европе. Единственным ее аналогом может считаться лишь перепись насе­ления Бельгии 1846 г.» (Социология в России. М., 1999. С. 395.).

Подробнее о переписях населения в СССР можно прочитать в п. 4 основной ли­тературы. После распада СССР Республика Беларусь провела самостоятельно первую перепись в условиях суверенного государства в 1999 г., Россия — в 2002 г.

Переписи населения, как правило, проводятся в год, оканчивающийся на ноль или близкий к нему; не реже одного раза в десять лет; в период года, когда население менее мобильно. При проведении переписей обя­зательно выбирается, так называемый, критический момент переписи (чаще — это полночь даты переписи), к которому будут приведены все собранные материалы.

Научные принципы проведения переписи: всеобщность; одномо­ментность; анонимность; самоопределение (все ответы записываются со слов опрашиваемого); наличие единой программы проведения переписи, координируемой Статистической комиссией ООН.

В настоящее время во многих странах особой разновидностью со­вмещения текущего учета и переписей населения стали выступать спи­ски населения, т. н. регистры населения. Особенностью регистров явля­ется то, что они не имеют каких-либо специализированных целей, кроме целей демостатистического учета, и потому в них заносятся сведения обо всех без исключения жителях страны. Хотя традиция ведения регистров населения существует довольно давно, их широкое и эффективное ис­пользование началось только с созданием соответствующего программ­ного обеспечения.

При рождении (илипри въезде на территорию страны) человеку присваивается индивидуальный идентификационный код (ИИК),не меняющийся на протяжении всей жизни. Все события в жизни человека, которые требуют документального оформления, сопровождаются внесением ИИК в соответствующие документы.Авто­матизированныйрегистр населения становится как бы перманентной переписью. Сами переписи проводятся только для корректировки данных регистра. В некоторых странах, например, в Финляндии, Дании, Нидерландах, Швеции, переписи населения в их традиционном виде больше уже не проводятся, и вся необходимая информация получается главным образом на основе регистров. Так, в Финляндии в 1990 г. «пере­пись» впервые осуществлена без обращения к населению, т. е. полностью на базе ре­гистров .

Данные текущего учета и переписей населения являются взаимно до­полняющими и используются совместно. Зная количество рождений, смертей и переездов с места на место, можно рассчитывать численность населения в межпереписные периоды. Владея информацией о численно­сти и структуре населения, можно вычислять относительные показатели демографических процессов. Таким образом, текущий учет демографи­ческих событий и переписи населения образуют неразрывное единство.

Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1394;

Перепись населения — это сплошной массовый учет населения, проводимый на определенный момент времени по особой программе и организационному плану. Перепись населения проводится с целью изучения численности населения, расселения по территории страны, плотности размещения, состава по полу, возрасту, национальности, а также изучения социально-экономической структуры, уровня образования и др.

Основные принципы переписи населения в СССР были следующие. 1. Переписью охватывают все население, т. е. проводится сплошной учет. Обеспечивается это тем, что счетной единицей (единицей учета) служит каждый человек.

2. Одномоментность проведения по всей территории страны: собираемые сведения приурочиваются к определенному дню и часу, единым для всей страны (критический момент переписи, момент счета населения).

3. Программа переписи населения (перечень вопросов, правила проведения, документация), методика счета — единые на всей территории страны.

4. Быстрота проведения, т. е. учет населения во время переписи производится в течение весьма краткого срока. Учет проводится экспедиционным методом путем обхода счетчиками квартир, непосредственного опроса, заполнения поименных (о каждом жителе) переписных листов со слов опрашиваемых без проверки по документам или методом самоисчисления, при котором жители сами заполняют переписные листы, а счетчики проверяют их заполнение и собирают.

5. Проводятся переписи в те сезоны года, когда передвижение населения наименьшее.

Для обеспечения сопоставимости данных нескольких переписей населения их проводят через определенные промежутки времени с соблюдением единых приемов и правил.

После Великой Октябрьской социалистической революции перепись населения проводилась 8 раз. Первая перепись населения по инициативе В. И. Ленина была проведена в 1920 г., в 1923 г. проведена перепись городского населения, а в 1926,1939, 1959 и в 1970 гг. были проведены всесоюзные переписи населения.

Общая численность населения СССР на 15 января 1970 г. составила 241 720 134 чел., в том числе 111 399 377 мужчин и 130 320 757 женщин. Возрастная структура населения СССР (в процентах ко всему населению) характеризуется следующими данными: 0—15 лет — 30,9; 16—29 лет — 19,9; 30—49 лет — 28,6; 50—59 лет — 8,8; 60 лет и старше — 11,8.

Итоги переписи населения имеют большое значение для текущего и перспективного планирования народного хозяйства, развития экономики страны, здравоохранения, культуры. Данные переписи населения используются для исчисления показателей здоровья: физического развития, заболеваемости, смертности; развития сети учреждений лечебно-профилактической помощи, правильной обеспеченности населения врачами, койками; для изучения воспроизводства населения, для построения таблиц плодовитости, средней продолжительности жизни, для расчета перспективной численности населения и т. д.

Перепись населения — учет населения, производимый на определенный момент времени по особой программе и организационному плану в целях изучения численности и состава населения и размещения его по территории страны.

Основные принципы современной переписи населения: а) одновременность проведения по всей территории страны; собираемые сведения приурочиваются к определенному дню и часу (обычно к полуночи); б) поименность записей: сведения о каждом жителе страны записываются на отдельном листке или в отдельной графе списка; в) быстрота проведения, то есть проведение переписи в минимальное число дней; г) выбор такой даты, когда в условиях данной страны подвижность населения сравнительно небольшая.

Перепись населения в целях сравнимости данных предпочтительно проводить через равные периоды времени, соблюдая по возможности одни и те же приемы. Перепись населения проводится путем опроса, при котором выделенные для производства переписи счетчики получают сведения, опрашивая лиц, подлежащих переписи, или путем так называемые самоисчисления, при котором жители сами заполняют листы, счетчики же раздают чистые листы и разъясняют правила их заполнения, а затем собирают и проверяют записи.

При переписи населения учитывается наличное или постоянное население или обе эти категории. К наличному населению относятся лица, проживающие на момент переписи в данном населенном пункте, независимо от того, сколько времени они находятся здесь, предполагают ли дальше оставаться здесь или нет, прописаны они здесь или нет. К постоянному населению относятся лица, живущие в данной местности постоянно, независимо от того, находятся ли они в момент переписи в месте постоянного жительства или нет. Численность постоянного населения может быть определена в результате переписи и косвенным путем, если в переписном бланке имеются вопросы о временном проживании и временном отсутствии. Постоянное население равняется наличному населению с прибавлением временно отсутствующих и за вычетом временно проживающих.

Регулярные переписи населения стали проводиться в ряде стран Европы и в США с начала 19 века. Число стран, проводивших переписи населения, постепенно увеличивалось и к 1860 г. переписями учитывалось около 15%, к 1900 г.—50%, а к 1955 г.— около 98% населения мира. Большинство стран проводит перепись населения каждые 10 лет. Учитывая рекомендации статистической комиссии ООН по народонаселению о проведении переписей во всех странах мира в год, оканчивающийся на ноль или близкий к этому году, примерно 70 стран провели переписи населения в 1959— 1961 гг., около 50 стран — в последующие годы. Многие страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, провели свои первые переписи населения.

В дореволюционной России всеобщая перепись населения была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 г. Кроме того, как до этой переписи, так и после нее, производились переписи населения отдельных губерний, а также городов: Москвы, Петербурга, Баку, Риги, Одессы и др.В СССР было проведено четыре всеобщие переписи населения — на 28 августа 1920 г., на 17 декабря 1926 г., на 17 января 1939 г. и на 15 января 1959 г. Кроме того, на 15 марта 1923 г. проведена перепись городского населения. При переписи населения 1959 г., так же как и в 1939 г., учитывалось наличное население, выделялись временно проживающие, а также учитывались временно отсутствующие. При подготовке переписи населения статистические органы и местные советы проводят работу по составлению районных карт и планов городов, списков населенных мест, уточнению наименований улиц и нумерации домов. Важными задачами являются подбор, обучение и инструктирование кадров, составление организационных планов; по всей стране широко развертывается массово-разъяснительная работа.

Перепись населения 1959 г. проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января путем опроса населения подготовленными счетчиками; она продолжалась 8 дней — с 15 по 22 января. Переписи подлежали советские граждане и иностранные подданные, проживающие на территории СССР, а также советские граждане, находящиеся за границей. Население переписывалось по месту жительства, хотя бы временного, а не по месту работы или службы. Счетчики обходили помещения, где проживали или могли проживать люди, записывали их в переписные листы; записывались также временно отсутствующие из числа постоянного населения. Пассажиры дальнего следования переписывались в поездах (с 23 часов 14 до 1 часа 15 января), на вокзалах, в портах, аэропортах (с 0 до 3 часов 15 января). В труднодоступных районах и районах Крайнего Севера (1% всего населения) перепись населения по условиям связи с этими районами проводилась летом и осенью 1958 г.

При переписи населения ответы на вопросы переписного листа счетчики записывали со слов опрашиваемых без проверки по документам; сведения о детях давали родители или воспитатели, а о тяжелобольных или временно отсутствующих — члены семьи. Для точности счета населения в случае отсутствия уверенности в том, что тот или иной человек прошел перепись, если он должен пройти ее в другом месте, счетчик заполнял на него контрольный бланк. Во избежание повторного счета всем временно проживающим, а также переписанным в поездах, на вокзалах, в портах, аэропортах и т. п. выдавалась справка о прохождении переписи. После переписи проводились сплошные контрольные обходы всех помещений. В проведении переписи населения участвовало около 600 тыс. счетчиков, инструкторов-контролеров и других работников. Программа переписи населения содержала 15 вопросов: об отношении к главе семьи, о категории населения, поле, возрасте, состоянии в браке, национальности, родном языке и гражданстве, об уровне образования; вопросы, характеризующие профессионально-производственный и социальный состав населения. Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения были опубликованы в мае 1959 г., а полные итоги в 16 томах (сводный том по СССР и отдельные тома по каждой союзной республике) — в ноябре 1962 г.

Итоги переписи населения имеют большое значение для текущего и перспективного планирования народного хозяйства, здравоохранения, культуры, а также для научной разработки вопросов, связанных с развитием экономики страны, дальнейшим улучшением благосостояния, санитарно-гигиенических условий труда и быта, ростом культуры народа.

Данные переписи населения являются основой исчисления ряда показателей, имеющих народнохозяйственное значение: численности и состава населения после переписи, показателей производства и потребления продуктов на душу населения, обеспеченности населения мед. обслуживанием, учреждениями культуры, жильем и коммунальными услугами.

Население СССР составляло по переписи 1959 г. 208,8 млн., а к началу 1967 г. увеличилось до 234,4 млн. чел., или на 12%; почти 4/5 населения страны родились после Великой Октябрьской социалистической революции. Городское население возросло со 100 млн. до 128,0 млн.

чел., или на 28%. При переписи было 94 млн. мужчин и 114,8 млн. женщин, или на 20,8 млн. больше, чем мужчин. Это превышение обусловлено главным образом последствиями войн, особенно второй мировой войны, в которой СССР потерял более 20 млн. чел. К началу 1966 г. мужчин было 106,1 млн., а женщин — 125,8 млн., то есть на 19,7 млн. больше; такое соотношение сложилось за счет старших возрастов, в возрасте же моложе 40 лет мужчин по сумме этих возрастов больше, чем женщин. При этом мужчин до 23 лет больше, а с 24 лет их меньше, чем женщин.

Полученные при переписи населения сведения о распределении населения по общественным группам дали возможность сравнить классовый состав населения СССР в дореволюционное время и прошлые периоды развития советского общества. Общество СССР состоит из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства.

Данные переписи населения и текущей статистики дают возможность исчислять за годы после переписи классовый состав населения, численность работников умственного и физического труда, уровень образования и др. Значительную долю населения СССР составляет интеллигенция — работники умственного труда. Число их, составлявшее в 1926 г. лишь немногим более 2,5 млн. чел., в 1959 г. увеличилось до 20,5 млн. чел., а к началу 1967 г. составило более 27 млн. чел.

Возрос после переписи населения уровень образования населения: имеющих высшее образование с 18 до 27, имеющих полное и неполное среднее образование — с 263 до 333 человек на 1000 жителей.

Данные переписи населения и исчисления населения после переписи используются для получения показателей, характеризующих состояние здравоохранения: обеспеченность населения мед. обслуживанием, например число врачей и число больничных коек на 10 000 жителей, показатели заболеваемости населения отдельными болезнями, показатели общей смертности и по причинам смерти. Данные о распределении населения по полу и возрасту используются при изучении заболеваемости и смертности мужчин и женщин в отдельных возрастных группах, для приближения лечебно-профилактической помощи к интересам различных групп населения. Данные переписи населения и последующих исчислений используются при изучении здоровья и физического развития детей и молодежи. Данные о численности и составе лиц, вышедших за пределы трудоспособного возраста, представляют особый интерес для геронтологической науки в деле охраны здоровья и сохранения трудоспособности людей старших возрастов, а также для развития и улучшения пенсионного обеспечения. Итоги переписи широко используются при углубленном изучении воспроизводства населения, для построения таблиц плодовитости, таблиц смертности и средней продолжительности предстоящей жизни, для расчетов перспективной численности населения на пятилетие и более длительные периоды времени.

О планах проведения Всероссийской переписи населения раунда 2020 года. Заседание Секции статистики Дома ученых

4 апреля 2013 года состоялось Заседание секции статистики Центрального Дома ученых РАН, на котором с докладом «О планах проведения очередного раунда Всероссийской переписи населения раунда — 2020 года» выступила заместитель начальника Управления статистки населения и здравоохранения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Галина Евгеньевна Шевердова.

Ниже публикуются тезисы этого доклада.

Тезисы

Подготовка Всероссийской переписи населения раунда 2020 года (ВПН-2020) будет проводиться с учетом:

  • нормативной правовой базы Российской Федерации;
  • международных рекомендаций по проведению переписей населения и жилого фонда;
  • явлений и тенденций, наблюдаемых в обществе;
  • возможности сопоставления с итогами предыдущих Всероссийских переписей населения.

1. Субъекты переписи населения — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации. Не подлежат переписи населения иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

По каждому населенному пункту, муниципальному образованию, субъекту Российской Федерации и по стране в целом будет получена численность следующих категорий населения:

  • постоянно проживающие (включая временно отсутствующих);
  • временно проживающие (менее 1 года, независимо от того, проживают они постоянно на территории России или за рубежом).

2. Дата переписи населения — момент времени (год, месяц, день и час), на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет.

Дата ВПН-2020 будет 1 октября 2020 года (четверг).

Срок проведения ВПН-2020 — с 1 октября по 4 ноября 2020 года.

3. Способы сбора данных

При ВПН-2020 будут использованы переписные электронные и бумажные вопросники (полностью идентичные по составу вопросов) и 3 способа сбора сведений о населении:

  • самостоятельное заполнение респондентами электронных вопросников в сети Интернет;
  • заполнение переписчиком (сотрудником из числа привлекаемого временного персонала) электронных вопросников на планшетных компьютерах с предустановленным специализированным программным обеспечением;
  • традиционное заполнение переписчиком бумажных вопросников(двусторонних машиночитаемых переписных листов) ручкой с гелиевой пастой.

Сбор сведений в течение всего срока проведения переписи будет осуществляться также в специальных помещениях — стационарных участках — на электронных или бумажных вопросниках.

Использование переписчиками планшетных компьютеров в большей степени возможно в городах с численностью населения 100 тыс. человек и более, в которых проживает почти половина населения страны.

В остальных населенных пунктах переписчики будут использовать традиционные бумажные вопросники.

4. Организация сбора данных

С 1 по 14 октября 2020 года проходит Интернет-перепись.

Регистрация пользователя в системе основывается на сочетании адреса жилого помещения и персонифицированной информации о респонденте. Зарегистрировавшийся пользователь должен переписываться в том жилом помещении, в котором он постоянно проживает. Для переписи всех проживающих в этом жилом помещении достаточно зарегистрироваться одному из постоянно проживающих в нем и заполнить электронные вопросники на себя и остальных жителей этого помещения.

По окончании Интернет-переписи 15-16 октября 2020 года на основе электронных списков адресов, в которых отмечены данные о прохождении населением Интернет-переписи, составляются списки адресов жилых помещений, в которых население не прошло Интернет-перепись, для посещения их переписчиками.

С 17 по 30 октября 2020 года переписчик обходит все помещения своего счетного участка, фиксирует подтверждение прохождения переписи по Интернету, проводит опрос населения, не прошедшего Интернет-перепись, и заполняет переписные вопросники (с использованием планшетного компьютера или на бумажных переписных листах). Все уточняющие вопросы о числе проживающих, заполненных переписных листах, числе лиц, не прошедших перепись Интернет-перепись, переписчик выясняет при обходе жилых помещений.

5. Технологическое и нормативное обеспечение

В условиях отсутствия единого государственного регистра населения Росстат будет использовать имеющиеся ведомственные регистры персонифицированного учета населения Пенсионного фонда Российской Федерации (содержащий информацию о гражданах России, зарегистрированных на территории страны по месту жительства) и ФМС России (содержащий информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, въехавших на территорию России в течение года до ВПН-2020).

Росстат для целей ВПН-2020 создаст официальный государственный портал переписи, вход на который будет возможен как с официального сайта Росстата, так и с уже действующего «Портала государственных услуг».

Для реализации предлагаемой концепции необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федерации.

1) Нормативное закрепление использования для целей переписи населения ведомственных регистров Пенсионного фонда Российской Федерации и ФМС России.

2) Введение обязательности для населения участвовать во Всероссийской переписи населения.

3) Введение ответственности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, за качество и достоверность собираемых данных.

4) Дополнение в Федеральном законе «О Всероссийской переписи населения»:

  • перечня собираемых сведений о населении данными о фамилии, имени, отчестве, месте фактического постоянного жительства, месте временного нахождения на момент счета населения, адресе регистрации по месту жительства и о владении жилым помещением, являющимся местом постоянного проживания,
  • положения о возможности респондента уполномочить другого респондента, проживающего в том же жилом помещении, передать сведения о себе для целей переписи населения;
  • положения о возможности сбора сведений о населении с применением информационно-коммуникационных средств.

Сведения о населении, собираемые при переписи

Проект программы ВПН-2020 включает в себя почти все основные признаки населения, рекомендованные ЕЭК ООН к получению при переписях населения согласно «Рекомендациям Конференции Европейских Статистиков по проведению переписей населения и жилищного фонда 2010 года», ECE/CES/STAT/NONE/2006/4, за исключениемпризнаковзанятия, сферы экономической деятельности и проживания за границей и года прибытия в страну.

Состав вопросов проекта Программы ВПН-2020 повторяет вопросы Программы ВПН-2010 с добавлением вопросов об адресе регистрации по месту жительства и о собственности жилого помещения. Вводятся машиночитаемые формы С «Список проживающих в помещении» и КПЛ»Контрольный переписной лист».

7. Итоги переписи населения

По результатам переписи населения будет получена следующая итоговая информация.

Общая численность постоянного населения в каждой территориальной единице исчисляется путем суммирования постоянно (обычно) проживающих лиц, присутствовавших на момент счета населения, и постоянно проживающих лиц, но временно отсутствовавших на момент счета населения.

Численность населения, временно находившегося на дату переписи населения в каждой территориальной единице, но постоянно проживающего:

а) в другой территориальной единице Российской Федерации;

б) за пределами Российской Федерации.

Кроме того, будет представлена численность гражданского населения и военнослужащих каждой территориальной единицы, а также численность населения, зарегистрированного в каждой территориальной единице по месту жительства.

Основные вопросы организации статистической отчетности.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.

Различаются две основные формы статистические наблюдения :

Отчетность – это такая форма наблюдения, при которой предприятия, организации представляют в статистические и вышестоящие органы постоянные сведения, характеризующие их деятельность. Отчетность предоставляется по заранее определенной программе в строго определенные сроки и содержит важнейшие показатели, необходимые в процессе ежедневной работы.

Специально организованное наблюдение – такое наблюдение, которое организуется со специальной целью на определенную дату для получения данных, которые в силу различных причин не собираются статистической отчетностью, а также с целью проверки данных статистической отчетности.

Перепись — это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются:

— одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием;

— единство программы наблюдения;

— регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же.

Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

Цель последних состоит в установлении численности и размещения населения по территории страны, в получении характеристики состава населения по полу, возрасту, занятиям и другим показателям.

Переписи отраслей национального хозяйства, в частности переписи обрабатывающей промышленности, называются цензами.

Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности, к специально организованному статистическому наблюдению относится сплошное статистическое обследование малых предприятий по итогам работы. Оно проводится в два этапа. На первом этапе собираются сведения о фактических видах деятельности малых предприятий на основе упрощенного вопросника. На втором этапе каждому предприятию высылается основной вопросник, содержащий общую часть и специальные вопросы, связанные с видом деятельности, указанной предприятием на первом этапе.

Добавить комментарий

Закрыть меню