Что изучают этнографы

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная)ОШ»

Учитель: Микова Н.И.

Класс: 10
Географический диктант на тему «Численность и воспроизводство населения»
Цель: проверить знания по данной теме
Оборудование: атласы
Ход урока
1. Организационный момент (3 минуты)
2. Тест (10 минут)

1. Наука о происхождении народов, об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими процессами, называется …

2. … это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.
3. …. — совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
4. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятности, называется …
5. … — уменьшение населения страны, района в результате суженого воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.
6. Главный потребитель всех создаваемых материальных благ

А) государство Б) население В)животные Г) окружающая среда

7. Высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности характерны для …. типа воспроизводства

А. первого Б. второго В. Третьего Г. Четвертого

8. Невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста, характерны для какого типа воспроизводства населения?

А) первого Б) второго 3) третьего 4) четвертого

9. Первый тип воспроизводства населения получил распространение в

А) наименее развитых странах

Б) странах с переходной экономикой

В) развивающихся странах

Г) экономически развитых странах

10. Второй тип воспроизводства населения характерен для

А) развитых стран Б) стран с переходной экономикой

В) развивающихся стран Г) высокоразвитых стран

11. Самая крупная азиатская страна со вторым типом воспроизводства населения?

А)Индия Б) Япония В) Вьетнам Г)Китай

12. Система экономических, административных, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя мероприятии

А) демографическая ситуация Б) демографическая система

В) демографическая политика Г) политическая система
13. «Одна семья — один ребенок» — это основной девиз какой страны?

А) Индии Б) КНР В) США Г) ЮАР

2. Ответить на вопросы (15 минут)

1. Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие народы к ним относятся?

Почему на английском говорят жители не только Великобритании, но и США, Австралии, Новой Зеландии, Индии?

2. Рассмотрите карту плотности населения: выделите территории с низкой плотностью. Объясните отличия в плотности населения у различных регионов мира.

3. Принято выделять следующие возрастные группы: дети (0-14), взрослые (15-59 лет), пожилые (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?

3. Работа с таблицей (10 минут)
1. По таблице определите, какие показатели можно считать высокими, средними и низкими для отдельно взятой страны. Покажите на примерах.

2. Сравните 2-3 страны. Объясните причины различий.

страна Численность населения, млн. чел Рождаемость, % Смертность, %
Россия 147 9 16
Белоруссия 10,3 11 33
Германия 81,7 10 11
Азербайджан 7,3 23 7
Бангладеш 119,2 36 12
Индия 930,6 29 9
Оман 2,2 53 4
Алжир 28,4 30 6
Китай 1224,8 18 6
ЮАР 43,5 31 8
США 263,2 15 9
Мексика 93,7 27 5
Мальвинские острова 0,002 8 12

Ответы: тест 1. Этнология, 2. Демография, 3. воспроизводство населения, 4. средняя продолжительность жизни, 5. депопуляция, 6 Б, 7Б, 8 А, 9 Г, 10 В, 11Г, 12 В, 13 Б.

Примеры употребления слова этнографический в литературе.

Михал Иваныч дал мне телефон директора Этнографического музея и несколько актуальных советов, — как следует ублажать китаянок, бирманок и индианок.

Подводя итог, можно сказать, что сохранившийся обычай декламировать заученные наизусть религиозные тексты, записанные бустрофедоном на деревянных дощечках, хотя этнографически и ставит пасхальское письмо в ряд с письмом послеколумбовых обитателей Панамы, основные знаки и символы совпадают с религиозными идеограммами древнего Перу.

В этот период Баланчивадзе уже увлечен грузинским музыкальным фольклором, с целью его пропаганды он организует этнографический хор.

В самых ранних этнографических исследованиях — документах почти восьмисотлетней давности — антропологи упоминают пророков.

Надеюсь, это не какая-нибудь этнографическая безделушка, — заметил Гексли, аккуратно перерезая бечевку.

Поэтому я разрешал себе лишь те дорисовки к летописному рассказу, которые позволительны в жанре художественного воспроизведения эпохи, например в воссоздании второстепенных персонажей, людей из народа, живых картин тогдашней жизни, которые, однако, также строились мною по археологическим и этнографическим источникам.

В числе многих десятков экспедиционных отрядов, которые предстояло создать, были геологические, геохимические, метеорологические, гидроэнергетические, гравиметрические, гляциологические, геодезические, астрономические, магнитные, сейсмологические, ботанические, этнографические, зоологические, паразитологические, экономические.

Поразительные этнографические аналогии применению кохау ронго-ронго наблюдались у куна, где до протоисторических и исторических времен сохранялись основные обряды, связанные с дощечками.

В этнографической карте Шренка площадь распространения айно, или айну, обозначена желтою краской, и эта краска сплошь покрывает японский остров Матсмай и южную часть Сахалина до залива Терпения.

Для исторического синтеза необходимо сочетание всех имеющихся источников, как-то: письменных, нарративных, актовых, эпиграфических, а также археологических и этнографических.

Таким образом, географические, лингвистические, этнографические и антропологические данные как будто действительно подтверждают предположение о заселении Полинезии выходцами из Азии.

Международном конгрессе антропологических и этнографических наук, состоявшемся в 1964 году в Москве.

Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве в 1964 году русские исследователи ронго-ронго сообщили, что содержание дощечек с письменами острова Пасхи все еще неизвестно, хотя некоторые утверждают обратное.

Это общество было очень деятельно в помощи отдельным ученым, открывая им доступ в архивы, сооружая ученые этнографические экспедиции и т.

Различия между ними, по-видимому, носили этнографический характер, а в 38 языковом отношении не выходили за рамки диалектной дифференциации.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Еще в античное время слоилась гипотеза о трехступенчатом развитии хозяйства: от собирательства к скотоводству, а затем к земледелию. В средние века продолжалось накопление этнографических наблюдений, но в условиях засилья церкви они не получили теоретического осмысления. В 18 веке складывается концепция об универсальных закономерностях всемирно-исторического процесса, зарождается сравнительно-исторический метод исследования. Складывание этнологии как самостоятельной науки относится к середине 19 века и связано с развитием естествознания. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин создали теорию, согласно которой все в мире изменяется от простого к сложному, причем эволюция не случайна, а подчиняется закономерностям. Эту концепцию назвали концепцией эволюционизма. Ученые начинают исследовать историю первобытного общества, пользуясь сравнительно-этнографическим методом. Особое место среди крупнейших ученых занимает Л.Г. Морган, который предпринял попытку создать периодизацию истории первобытного общества на основе развития производства и культуры. Большое внимание уделялось в его трудах вопросам семьи и брака. Известны его труды о жизни североамериканских индейцев. К концу 19века стала развертываться критика концепций эволюционизма. Все большее распространение получила концепция диффузионизма, основанная на признании диффузии как основного фактора в развитии культуры, где миграция идей и вещей принимались за основу исторического развития. Одним из первых направлений было учение, известное под название антропогеографии (Ф. Ратцель). Суть ее в том, что определяющую роль в развитии культуры и общества играют диффузия и географическая среда. Существовали также школа «культурной морфологии» (Л. Фробениус) – рассматривали развитие культуры с точки зрения биологических закономерностей, школа «культурных кругов» (Ф. Гребнер) – объясняли развитие культуры взаимодействием так называемых «культурных кругов».

Позднее начинает формироваться концепция функционализма (Б. Малиновский), в которой задачи этнологии были в первую очередь в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленностей. Положительным в этом учении был призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, в котором все части связаны между собой выполнением определенных функций. Функционалистами был собран большой и достоверный полевой материал.

В Америке в конце 19в. возникло новое учение – «американская школа исторической этнологии», основоположник Ф. Боас. Положительной стороной была борьба с расизмом и колониализмом, но представители этого учения относились отрицательно к широким теоретическим обобщениям и возможности выведения общеисторических закономерностей. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Эта идея легла в основу культурного релятивизма.


В это время во Франции складывается «социологическая» школа Э. Дюркгейма, исходившая из идей неопозитивизма. Ее последователи избрали предметом исследования общество, в котором они изучали системы нравственных связей, этнопсихологию. При этом они рассматривали каждое общество как изолированное явление.

З. Фрейд создал учение о психоанализе и затрагивал в свих трудах некоторые проблемы истории первобытного общества и этнографии. Явления культуры, по Фрейду, связывались с неврозами. По Фрейду обществом управляли не социально-экономические, а психологические, биологические законы.

Дальнейшее развитие школ и направлений привело к возникновению культурного релятивизма (идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества), структурализма (вечная и неизменная структура общества, что является отражением извечных свойств человеческого сознания) и др.

Русская этнология сложилась в виде научного направления в середине и19в. на развитие русской дореволюционной этнологии большое влияние оказал эволюционизм (М.М, Ковалевский, Ю.Э. Петри, Л.Я. Штернберг и др.), в начале 20в. он подвергается критике (А.Н. Максимов). В это же время получает распространение марксизм. Советскими учеными было разработано учение о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях.

ЭТНОГРАФИЯ

от греч. ethnos — народ и grapho — писать, описывать) — наука о народах мира (этносах), их характерных чертах. Во многих зарубежных странах, прежде всего в ро-маноязычных, в тех же целях употребляется термин «этнология». При этом последняя рассматривается иногда как теоретич. дисциплина и противопоставляется Э., к-рой отводится роль чисто описательной науки. В СССР в 20-х — нач. 30-х гг. термин «этнология» также получил некрое хождение. Однако в дальнейшем, в пору борьбы с «бурж.» наукой, он был искусственно выве ден из употребления, а за Э. закрепилось пррд ставление как о науке, ведущей исследование народов не только на описательном, но и на теоретич. уровне. Сегодня значительная часть советских этнографов выступает за возвращение в научн. оборот термина «этнология» и употребление его наряду с термином «Э.» При этом нередко имеется в виду необходимость «этнологизации» Э., т. е. более активное внедрение новых методик, развитие новых исследовательских направлений, углубление изысканий в области эт-нологич. методологии и теории. Существующие терминологич. различия сопряжены с разными научн. традициями в изучении этнографич. проблематики. Далеко неодинаковы даже представления об основном объекте подобного изучения. Одни ученые таковыми считают человека, др. — культуру, третьи — об-во. Подобные вопросы возникают и при соотнесении Э. (этнологии) с родственными научн. дисциплинами, напр., с амер. культурной антропологией и британской соц. антропологией. Среди специалистов, в России и за рубежом, широкое признание получило представление, что основным объектом Э. являются все этносы — народы как высокоразвитые, так и отставшие в своем развитии; как малочисленные, так и многочисленные; как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне. Соответственно, охватывая в пространственном отношении всю заселенную человеком территорию земного шара, Э. в хронологич. плане простирается от древнейших времен до наших дней. Поскольку Э. представляет собой комплексную науку об этносах, то она тесно сопряжена с археологией, историей, культурологией, социологией, антропологией, демографией и др. науками. В рез-те их взаимодействия сформировался целый ряд смежных дисциплин: этносоциология, этноэкология, этнопсихология, этнодемография и др. Лит.: Толстов СП. Советская школа в этнографии// Сов. этнография. 1947, № 4; Толстов С.П., Жданко Т.А. Пути развития и проблемы советской этнографии//Вопр. истории 1964 № 7; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Ю.В. Бромлей.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Добавить комментарий

Закрыть меню