Что изучает палеография

Зарождение отечественной палеографии

До XVIII века изучение рукописей производилось, как правило, не в научных, а чисто практических целях. Подобное могло оказаться полезным, чтобы выиграть запутанное судебное дело, тем более, если оно носило политический или религиозный характер. В России чаще всего объектами палеографии становились церковные документы, используемые как источник определённого рода информации. А описанию и изучению древних текстов особого внимания не уделялось. Но накопленный опыт вскоре стал стимулом для зарождения отдельной дисциплины.

Как специальная наука, палеография особенно бурно стала развиваться в XIX века. А толчком к этому послужила победа в Отечественной войне 1812 года. Знаменательные достижения народа на поле брани вызвали вспышку патриотизма и подъём национального самосознания в среде российских деятелей науки. С тех пор в прогрессивных кругах поощрялось стремление наиболее полно изучать историю и письменность своего народа. Для данного периода вскоре стали характерны археологические экспедиции, направляемые с целью выявления и изучения рукописных текстов.

Основные задачи дисциплины

Предметами палеографии становятся буквы и другие письменные знаки, орудия и материалы для создания рукописей, чернила и краски, которыми производятся надписи, водяные знаки, орнаменты. Специалистов этого профиля интересуют графика и особенности почерка, переплёт и формат старинных книг, разнообразные штемпели и клейма на исторических документах. Анализ вышеперечисленных предметов и форм способствует выяснению интересующих обстоятельств и помогает решать задачи палеографии. К ним относятся выявление подлинности определённых письменных источников, время и место, где производились надписи, а также установление авторства.

По сути, эта наука относится к числу прикладных исторических дисциплин. Палеография тесно связана с археологией, эпиграфикой, нумизматикой, хронологией, сфрагистикой и, конечно, архивным делом. Для успешной работы в этой области необходимо в совершенстве овладеть не только навыками чтения и разбора рукописей, но и способностью к анализу всех перечисленных палеографических предметов. Также требуется научиться систематизировать полученные данные в единое целое.

Славяно-русская палеография

Первым в России учебником в этой области является написанная академиком Соболевским и изданная в 1901 году книга «Славяно-русская палеография». К тому периоду уже в основном сложились методики анализа древних документов и рукописей, составившие основу описываемой дисциплины. Академик Соболевский серьёзно занимался изучением орудий письменности, усердно вникал в особенности декоративного письма и бумажных водяных знаков, отводил много времени переплёту и формату старинных книг, их оформлению и украшению разнообразными сложными орнаментами.

В те времена, то есть в начале XX века, палеография начинала пользоваться всё большей популярностью, и многие серьёзные учёные и представители интеллигенции проявляли к ней повышенный интерес. К знаменательным трудам той эпохи в данной области можно отнести исследования Кулябкина, Лаврова, Успенского, Бодянского, Григоровича в сфере южнославянской письменности, Яцимирского по рукописям древних народов Восточной Европы, а также работы Лихачёва, посвящённые древним книгам, документам и манускриптам.

Палеография последнего столетия

Очередная эра в развитии палеографии началась в период с 1917 года. До ВОВ новым правительством значительный акцент делался на совершенствование тайнописи и скорописи. В послевоенное время характер, основные направления и угол решаемых вопросов несколько изменились. Специалисты уделяли больше времени истории. В этот период палеографию развивало значительное число советских учёных, которые трудились над изучением глаголицы и берестяных грамот.

С 1991 года некоторое время исторические науки, как и их вспомогательные дисциплины, переживали большой кризис. В те годы представители культурной интеллигенции испытывали трудности с финансированием из отечественных источников. Палеографы существовали и имели возможность работать в основном за счёт зарубежных грантов, что диктовало тематику. Поэтому специалисты в указанной области занимались изучением латинских и греческих текстов.

Наступивший XXI век возобновил интерес к описываемой дисциплине, но уже несколько с иной стороны. Современная палеография изучает более широкие вопросы, а перед самой наукой ставятся задачи общего историко-культурного характера. Представление о дисциплине меняется. Теперь она, в основном, занимается изучением вопросов об обществе и человеке, текстов в аспекте истории и культуры цивилизации.

План
Введение
1 Методика
2 Формы письма

Введение

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Термин палеография введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, ветсготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

1. Методика

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).

2. Формы письма

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula — прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и курсив («скоропись» ). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными.

На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав» ), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав» ). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Литература

· Черепнин Л. В. Русская палеография. Л., 1956.

Палеография — специальная научная дисциплина, исследующая памятники древней письменности. Термин «палеография» появился в XVII в. и происходит от греч palaios — «древний» и grapho — «пишу».

Первоначально в палеографии изучались те памятники письменности, текст которых был написан от руки красящим веществом (чернилами, красками), особыми орудиями письма (пером, тростью) на специально подготовленной мягкой поверхности. Изготовление древних рукописей было сложным и трудоемким делом. Текст писали специально обученные писцы, художники украшали рукописи красочными заглавными буквами (инициалами), заставками, концовками и иллюстрациями к тексту. Особые ремесленники занимались приготовлением писчего материала: особым образом обработанной шкуры животных (пергамена), ткани, бумаги ит д.

На протяжении многовековой истории в изготовлении рукописей происходили значительные изменения: менялся тип почерка и характер письменных знаков, изменялись украшения, орудия письма, писчий материал и т. д. Менялся внешний облик рукописи

Палеография изучает древние рукописи прежде всего с внешней стороны: каким почерком написан текст, чем написан, на каком материале, каков внешний вид рукописи, как расположен текст и т. д. Эти сведения позволяют сделать выводы о том, на каком языке написан текст, о времени и месте создания исследуемой рукописи и установить ее подлинность. Кроме того, палеографическое исследование текста обеспечивает его правильное чтение и понимание.

Общей палеографии не существует. В зависимости от системы письма, алфавита и языка рукописи палеография подразделяется на греческую, латинскую, армянскую, грузинскую; китайскую, арабскую, славянскую и др. Однако можно говорить о едином методе палеографического исследования. Первоначально изучаются те, обычно немногие, рукописи, в которых имеются записи писцов с указаниями на время и место их написания. Такие рукописи называются датированными и локализованными. Эти рукописи изучаются в хронологической последовательности их изготовления, затем устанавливаются палеографические приметы, свойственные рукописям определенного времени и определенной территории. Далее комплекс примет применяют при исследовании тех памятников письменности, в которых время и место их написания не обозначены. Среди сохранившихся рукописных источников преобладают в основном такие.

Славянская палеография изучает рукописи, написанные собственно славянскими азбуками — глаголицей и кириллицей. Глаголических рукописей сохранилось сравнительно немного, к ним относятся древнейшие недатированные рукописи X—XI вв. Большая же часть рукописей написана кириллицей. Довольно точно по языковым приметам рукописи древнерусские (восточнославянские) отграничиваются от болгарских и сербских..

Непрерывный ряд сохранившихся датированных и часто локализованных древнерусских рукописей, с XI в., позволил выявить эволюцию почерков и орнамента, смену писчего материала, орудий письма и т. д., т. е. установить необходимый комплекс палеографических примет. Самые ранние, или, как их называют палеографы, старшие, древнерусские рукописи иаписаны на пергамене, особым почерком — уставом.

Устав — письмо медленное, выполненное геометрически правильными линиями, прямыми и округлыми; каждая буква имела один установленный графический облик, индивидуальные особенности почерков не имели существенного значения. Буквы размещались всегда на равном расстоянии друг от друга. В древнерусской письменности устав господствовал до конца XIV — начала XV в. По соотношению высоты и ширины букв, расстоянию между ними различают уставные почерки разных времен. В уставе XI—XII вв. у большинства букв ширина и их высота были равны между собой, а расстояние между буквами соответствовало их ширине.

С середины XIV в. на Руси появляется новый тип почерка — полуустав, новый писчий материал — бумага, иной тип орнамента. Появление полуустава объясняется ростом потребности в письменности делового и светского содержания. В сравнении с уставом начертания букв полуустава проще, они лишены каллиграфической строгости: прямые линии допускают некоторую кривизну, а округлые не представляют собой правильной дуги. Одна буква в пределах одного почерка может употребляться в нескольких вариантах.

Старший русский полуустав XIV в. еще сохраняет традиции устава, однако в нем встречается больше разнообразных сокращений. С середины XV в. появляется новый, младший тип полуустава, развившийся в результате так называемого второго южнославянского влияния. Для младшего полуустава характерны наклон письма к концу строки, увеличение количества вариантов букв, появляются буквенные знаки, не свойственные русскому письму. Полууставом писали в основном на бумаге. Шрифт первопечатных русских книг XVI в. (от Ивана Федорова) сложился на основе лучших образцов полууставных почерков. Полууставные почерки широко употребительны в рукописных книгах и после первых печатных изданий, вплоть до конца XVII в.

С появлением бумаги на Руси возникает еще один способ датировки рукописей — основанный на показаниях бумажных водяных знаков (филиграней). Изучением водяных знаков бумаги, их распространения, систематизацией и классификацией занимается особая дисциплина — филиграноведение.

Почти одновременно с полууставом в русской письменности (с середины XIV в.) появляется скоропись. Первоначально скоропись употреблялась только в деловой письменности, однако в XVI—XVII вв. скоропись встречается и как книжное письмо. Ранняя скоропись еще очень близка к полууставу. Постепенно она усложняется, буквы утрачивают свой привычный облик, появляются многочисленные варианты одной буквы, часто близкие (иногда совпадающие) с начертанием других букв. В скорописи XVI и XVII вв. широко употребляются связные написания строчных букв между собой, а также строчных букв с надстрочными. По особенностям графики различаются скорописные почерки: московские (северо-восточные, XV—XVII вв. и начало XVIII в.); белорусские, или виленские (западные, XV — XVI вв.), и киевские (юго-западные, XVII в.).

До XVI в. в написанном тексте пробела между словами не существовало. В XVI—XVII вв. в полууставном письме и в скорописи появляется раздельное написание слов.

С 50-х гг. XX в. русская палеография расширила круг своих источников древнерусскими берестяными грамотами XI—XV вв. В них текст процарапывался на обработанной березовой коре (бересте), по характеру букв почерки берестяных грамот соответствуют уставу и полууставу.

Палеография — наука о письме

Палеографией называют историю письма, закономерности развития его графических форм и изучение памятников древней письменности. Она изучает письменные артефакты, чтобы прочесть их, определить, когда и где они были созданы, и кто является автором. Палеография исследует, как со временем меняются графические формы букв, какие существуют шрифты и как они эволюционируют, а также изучает писчий материал, инструменты для письма. В компетенцию палеографии включается также исследование переплета рукописей, форматов, украшений, водяных знаков бумаги. Достижения палеографии используются в историческом языкознании, истории, литературоведении, искусствоведении и других гуманитарных науках.

Иллюминированная, то есть украшенная рисунками и орнаментами средневековая рукопись

Специальный раздел палеографии — криптография — изучает графику тайнописи. Неография — изучение современного письма, машинописи, произведений печати XX в.

Одна из важных задач палеографии — изучение бересты, пергамента, бумаги. Определить время происхождения рукописей, созданных на бумаге, можно достаточно точно по водяным знакам — филиграням. Водяные знаки изучает особая, выделившаяся из палеографии дисциплина — филигранология. Если выясняется, что рукопись не древняя, она считается поддельной. Но главная задача палеографии — все же не определение подлинности, а именно установление времени написания текста. Для датировки старинных рукописей сегодня используют методы химии и физики.

В рассказе Артура Конан Дойла «Пляшущие человечки» Шерлок Холмс расшифровал этот необычный код. Подобные загадки, правда, старинные, встают перед палеографами-криптографами

Таким образом, хороший палеограф должен быть специалистом сразу в нескольких областях и разбираться не только в почерках и шрифтах. К его компетенции относятся также нумизматика, сфрагистика (наука о печатях), кодикология (то есть изучение состояния старинной рукописи), источниковедение, книговедение.

Очень большое значение при исследовании имеет классификация форм письма. Обычно выделяются такие формы, как маюскул (письмо прописными буквами), минускул, или полуинициал, (письмо строчными буквами) и курсив, или скоропись. В раннем Средневековье писали маюскулом, примерно в 800 г. его сменил минускул. Из минускула в Западной Европе сформировалось готическое письмо.

Футарк — название германских и скандинавских рунических алфавитов. Само слово произошло от их первых шести букв: f, u, p, а, г, к. Правда, алфавитом футарк называть не совсем правильно

В XIV в. гуманисты, в том числе Ф. Петрарка, нашли работы древних авторов, переписанные так называемым каролингским минускулом в IX—XI вв. Почерк был красив и удобочитаем, исследователи приняли его за античный и стали копировать. Так постепенно появилось сегодняшнее написание латинских букв.

Что же касается кириллицы, то самый древний тип написания кириллических букв, разработанный Кириллом и Мефодием, носит название устав. Он произошел от греческого маюскула IX в. Для устава характерны строгая геометричность, отсутствие наклона и промежутков между словами. На его основе уже в XV в. сложился полуустав. Буквы полуустава мельче и более округлые.

Готическое письмо — группа почерков латинского письма в период Средневековья и позже. К народу готы оно отношения не имеет. Термин предложили в XV в.

деятели итальянского Возрождения, считавшие этот почерк варварским, в отличие от старого латинского письма. Готические шрифты для печати использовались вплоть до XX в.

В начале XVIII в. по инициативе Петра I русская азбука была реформирована и стала похожей на современную. Однако в ней были такие буквы, как фита, ижица, И десятеричное (i), а твердый знак ставился в конце каждого слова, оканчивающегося на согласный. Эти буквы и правила были отменены в 1918 г. Твердый знак остался только в середине слов, там, где это необходимо.

Кириллица, разработанная Кириллом и Мефодием

Старое кириллическое церковнославянское письмо

Памятник Кириллу (827—869) и Мефодию (815—885) — создателям славянской азбуки — в Коломне

Добавить комментарий

Закрыть меню