Черты демократического режима

Честные выборы наиболее достойных кандидатов для возглавления страны.

Демократия, как самостоятельная система в политической жизни.

Демократия в современном обществе.

2. Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Приведите в подтверждение слов автора собственное пояснение, опирающееся на знание курса.

Автор считает демократию результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.

В демократическом обществе учет интересов большинства граждан в большей степени осуществляется средством выборов в органы власти или местного самоуправления.

3. Какие две стороны демократии как системы выделяет автор? Сформулируйте иное известное Вам из курса определение демократии.

Первая сторона. Призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.

Вторая сторона. Обеспечивающая честную конкуренцию конфликтующих интересов.

Демократия-это одна из форм правления, которая характеризиется непосредственным участием народа и признании его в качестве иединственного источника власти.

4. Опираясь на знания курса, назовите две характерные черты демократического пути принятия решения и проиллюстрируйте одну из них конкретным примером.

Гласность и открытость процесса принятия рещений.

Широкое обсуждение проектов.

Проведение выборов президента путем голосования.

5. В одной из неформальных молодежных групп установлен жёсткий закон: любой участник, который не согласен с распоряжениями лидера, наказывается. Его могут исключить из организации, объявить бойкот и т.д. Как Вы думаете, является ли подобная организация демократической? Дайте аргументированный ответ на вопрос, подтвердив его цитатой из текста.

Эта организация не является демократической, т.к при таком режиме народ-это единственный источник власти, народу предоставленны права и свободы личности. А тут «жёсткий закон, при котором, любой участник, который не согласен с распоряжениями лидера, наказывается.»

6. Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтверждение авторской позиции.

У граждан должна быть возможность оценить и высказаться, только так возможна демократия.

Честные выборы наиболее достойных кандидатов для возглавления страны.

Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное.

Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

(По С. С. Алексееву)

1. план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».

3. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?

4. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

5. С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите ещё один пример кодекса.

6. Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? На примере любой отрасли права поясните, почему она тяготеет к тому или иному методу регулирования.

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

3. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

Пояснение.

4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

Характерные черты демократического политического режима

Термин «демократия» происходит от греческого demos – «народ» и kratos – «власть», что означает народовластие. Демократия есть власть людей, избранных народом. Она называется представительной, то есть избранные представляют интересы своих избирателей в органах власти.

Демократический режим характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.

2. Народ имеет право влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики власти в СМИ, в массовых выступлениях или лоббистской деятельности.

3. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами.

4. Принцип разделения властей действует фактически. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти реально независимы и уравновешивают друг друга.

5. Политический плюрализм является неотъемлемой чертой данного режима. Он предполагает возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на массы.

6. Высокая степень реализации прав человека выражается в выполнении международных юридических актов, провозглашающих и закрепляющих права граждан.

Основные формы:

Прямая (опосредованная) демократия (народ сам участвует в обсуждении и принятии решений, народовластие).

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В ней воля народа выражается не прямо, а через институт посредников. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях.

Правовое государство

Правовое государство — реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не пре­вратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет­ся в равной мере на всех граждан, государственные и обществен­ные институты.


Гражданское общество

Гражданское обществов узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не существу­ют друг без друга.Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотноше­ний свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свобод­ной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения ин­дивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоин­ства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от­ветственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, груп­пами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от госу­дарственных структур преобладают не вертикальные (подчинен­ности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.

мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.


мораль предстаёт в 2-х обличиях:

— как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

— как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая, мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности — это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Структура морали

Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

49.Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

Этика (греч. , от — нрав, обычай, привычка) — это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отн-ия, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать чел в конкретной ситуации. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия — это моральные чувства, представляющие личное отн-ие к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотн-ие этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценка. Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания — это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного об-ва. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен лич-тью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство чела. Чувства чела как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отн-ия чела ко всем социальным явлениям. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. В жизни чела бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор м/у многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необход-тью сущ-ия человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного об-ва нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотн-ия в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опира- ются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации об-ва, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так силь но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому».

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Справедливость – этическая и правовая категория. «Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая».

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Понятие, черты и формы демократии

Рассмотрим понятие демократии, определим черты и формы демократии.

Понятие демократии

Как известно, понятие демократия означает народовластие. Однако в реальной жизни ситуация, при которой весь народ реализовывал бы политическое властвование, пока нигде не имела места. Подобная ситуация является своеобразным идеалом, к которому следует стремиться.

При этом существует ряд государств, которые в данном направлении продвинулись наиболее далеко (Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария).

Черты демократии

К основным чертам демократии следует отнести следующие:

– функционируют правовое государство и гражданское общество;

– решения принимаются большинством при учете интересов меньшинства;

– центральные и местные органы власти являются выборными, сменяемыми и подотчетными избирателям;

– силовые ведомства (полиция, разные виды органов безопасности, вооруженные силы) находятся под постоянным гражданским контролем;

– провозглашаются и реально обеспечиваются свободы и права человека;

– широко применяются методы убеждения и компромисса;

– реально действует принцип разделения властей;

– имеется плюрализм, различные виды взглядов на пути и способы развития государства, многопартийность, легальная политическая оппозиция;

– широко распространена гласность и отсутствует цензура.

Формы демократии

Выделяют две основные формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная.

Прямая демократия предполагает реализацию власти самим народом без политических посредников. Это объясняет название данной формы – «непосредственная демократия». Она проводится в жизнь посредством институтов прямой демократии: референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, сходы и собрания граждан, петиции, митинги, демонстрации.

Выборы и референдумы как формы вышеуказанных институтов обычно четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, законами), имеют императивный (обязательный) характер, не предполагают санкции (разрешения) государственных структур. Другие формы институтов прямого народовластия обладают консультативным характером.

Однако вне зависимости от юридической природы разных форм демократических институтов их воздействие на механизм принятия политических решений значительно, поскольку в них отражается воля и мнение народа. Референдум имеет широкое распространение и применение в таких странах, как Италия, Швейцария, Канада.

К достоинствам прямой формы демократии можно отнести:

– предоставление более широких возможностей (в сравнении с представительной формой демократией) для выражения мнения граждан и их участия в общественно-политической жизни;

– большую легитимизацию власти;

– определенный контроль над политической элитой.

К недостаткам прямой демократии следует отнести:

– сложность и дороговизна реализуемых государственных и общественных мероприятий;

– отсутствие устойчивого желания у большинства населения заниматься управленческой и политической деятельностью;

– невысокая эффективность принимаемых решений, что объясняется непрофессионализмом большинства «правителей».

Представительная демократия позволяет реализовывать властные полномочия представителям народа (депутатам), которые призваны выражать интересы разных классов, слоев, социальных групп, партий, общественных организаций.

К достоинствам представительной формы демократии следует отнести то, что она:

– предоставляет больше возможностей (по сравнению с прямой демократией) для принятия грамотных и эффективных решений, так как в данном процессе обычно участвуют профессионалы, компетентные лица и специализированные органы;

– рациональнее устраивает политическую систему, что позволяет каждому субъекту заниматься своим делом.

К недостаткам представительной формы демократии можно отнести:

– развитие коррупции и бюрократии, возможность злоупотребления властью;

– принятие и реализация решений в интересах владельцев крупного капитала, различных лоббистов, государственных деятелей;

– отрыв выбранных представителей от народа.

Сами демократические режимы также могут быть весьма неоднородными. В частности, особыми их разновидностями являются консервативно-демократические и либерально-демократические режимы, каждый из которых имеет специфические черты.

Либерально-демократические режимы отличаются тем, что фокусируются на приоритете личности, прав и свобод человека, а роль государства сводят к защите прав, свобод и собственности граждан.

Консервативно-демократические режимы опираются в большей мере не на конституцию, а на политические традиции, выступающие основой данных режимов.

Следует отметить, что подобная дифференциация указанных режимов является весьма условной.

План

Введение

1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы

2. Основные разновидности демократических режимов

Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?

Заключение

Список литературы

Введение

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

-отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;

— рассмотреть основные разновидности демократических режимов;

-выявить политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

-сделать выводы по теме.

При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.

1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы

Демократия — ( от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть ) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие . С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие — т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия — это представительство интересов, а не сословий . Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода — равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство — это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

2. Основные разновидности демократических режимов

Различают следующие основные разновидности демократических режимов .

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок — партий, общественных объединений и движений, — стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Перечислию характерные черты демократического режима.

Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не
выборы.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные разновидности, или направления.

1. Романтическое направление. Представители романтического направления, идеализируя западную демократию, наделяют ее такими качествами, которых политологи, стоящие на более реалистических позициях, в ней не усматривают. Наиболее типична для этого направления теория плюралистической демократии (она известна также под другими названиями: теория диффузии суверенитета, теория дисперсии государственной власти). Основная посылка этой теории — множество субъектов власти — была сформулирована еще в начале XIX в. французским исследователем американской демократии Алексисом де Токвилем, но свое детальное истолкование и развитие она получила в первые десятилетия прошлого столетия. Таким образом, старая идеалистическая концепция была приспособлена к новым условиям.

Сторонники теории плюралистической демократии развивают идею о том, что современное общество распадается на множество социальных, профессиональных, религиозных, политических, местных, национальных и иных группировок, каждая из которых обладает своими собственными групповыми интересами и целями. Плюралисты (Артур Бентли, Дэйвид Трумэн, Р. Дал, В.О. Кий, Арнольд Роуз и многие другие) выступают против положения о концентрации государственной власти в руках истеблишмента, правящей элиты, военно-промышленного комплекса. Они принимают на вооружение концепцию правового государства — правления посредством права, которое согласно их представлениям гарантирует само существование «плюралистического общества». В соответствии с этой концепцией законы принимаются только выборными представителями народа и только в соответствии с писаной или неписаной конституцией. Эти идеальные законы, по мнению плюралистов, применяются автономной администрацией и исполняются независимым судом».

Сторонники плюралистической демократии утверждают, что, поскольку государственная власть распылена, возникает соревнование, соперничество между различными центрами власти.

Вот что пишут об особенностях американской демократии американские политологи З. Бжезинский и С. Хантингтон.

1. Американское общество более эгалитарно, чем общества европейских стран. Поэтому в рамках американской политической системы высшее руководство лишь принимает решения, а инициатива исходит снизу.

2. Процессы принятия решений и их исполнение в высокой степени формализованы, т.е. урегулированы правом.

3. Группы давления, полностью интегрированные в политическую систему, сводят роль высших органов государственной власти до положения примирительной инстанции.

4. Принятие решений определяется повседневными потребностями страны, а не официальной идеологией, устанавливающей конечные цели развития общества.

В американской политической системе, заключают З. Бжезинский и С. Хантингтон, решение обычно является результатом достижения соглашения. Последнее представляет собой непременную предпосылку первого. Право принятия решений в США рассредоточено среди многих институтов.

2. Реалистическое направление уделяя основное внимание проблемам реальной демократии, не скрывают ее пороков. Они открыто говорят о концентрации государственной власти в руках правящей элиты, об ущемлении прав большинства. Элитисты выдвигают положение о том, что правящая элита господствует над обществом при любом политическом режиме и при любой официальной идеологии.

Будучи органическим порождением человеческого общежития, элита приобретает такие качества, как групповое сознание, внутреннее сцепление, общая воля к действию. Элита — это не просто совокупность высокопоставленных лиц, а органическое единство, связанное корпоративным духом. Она самодовлеюща. Доступ в нее возможен лишь на условиях, диктуемых самой элитой. В то же время жизнестойкость элиты определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав, если обстоятельства к этому понуждают. Внутренняя сплоченность и организованность правящей элиты вовсе не предполагают ее однородности. Согласно учению элитистов, сама элита делится на высший и низший слои. Оба этих слоя являются органическими частями элиты и друг без друга существовать не могут. Высший слой элиты состоит из правителей в собственном смысле слова, т.е. из тех людей, которые имеют право принимать решения, подлежащие исполнению всеми. Высший слой составляет динамическое ядро элиты. Низший слой элиты, несравненно более многочисленный, служит опорой для высшего слоя. Низший слой элиты играет двоякую роль. С одной стороны, он представляет собой тот резервуар, из которого пополняет свои ряды ядро элиты, с другой стороны, низший слой элиты фактически играет роль исполнительного аппарата по отношению к ее правящему ядру. Иными словами, низший слой элиты — это бюрократия.

Здесь элитисты расходятся. Одни считают, что низший слой элиты и бюрократия по своему составу совпадают. Другие утверждают, что бюрократия представляет собой лишь часть низшего слоя элиты. Г

Элитарные теории тесно примыкают к теории массового общества и массового государства, получившей особое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации.

Исходные положения теории массового общества были разработаны еще в начале прошлого века немецким социологом Максом Вебером, но свое детальное развитие и истолкование она получила в трудах теоретиков католического направления и экзистенциалистов (Эмиль Ледерер, Х. Ортега-и-Гассет, Пауль Тиллих, Габриель Марсель и др.) в период между двумя мировыми войнами и особенно в конце XX в.

Теоретики этого направления исходят из того, что XIX в. верил в прогресс, в науку, в моральное совершенство человека. В это время демократические идеи основывались на двух главных посылках: 1) человек — существо разумное и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к всеобщей гармонии индивидуальных и общественных интересов.

Теория массового общества и массового государства представляет собой пессимистическую критику существующих политических систем с сугубо индивидуалистических позиций. Урбанизация и порожденные ею мегаполисы, вмешательство государства во все сферы гражданского общества, уничтожение личности, конформизм, распад традиционной системы моральных и политических ценностей — все это правильно подмечается, но не всегда правильно истолковывается. Эти болезни рассматриваются как болезни человечества, предрекающие гибель всего мира. Рисуемые картины поражают своей апокалиптической безнадежностью: растущее отчуждение является прямым результатом массового общества, в котором отношения между людьми утратили свой органический, естественный характер и стали тангенциальными, поверхностными; всеобщая пространственная и социальная мобильность резко повысили степень беспокойства людей о своем социальном статусе — в быстро меняющейся ситуации люди вынуждены часто менять свои социальные роли, чтобы приспособиться, самоутвердиться и в конечном счете просто выжить, не погибнуть; индивидуум утрачивает чувство самости, ощущение своего «я»; постоянно меняющиеся правовые и моральные нормы лишь увеличивают нарастающее ощущение тревоги, беспокойства, беззащитности, страха.

3. Синтетическое направление — это попытка соединить в рамках единой концепции теорию массового общества и массового государства с отдельными элементами демократизма. Синтетический характер теории плебисцитарной демократии находит свое выражение в стремлении сделать своеобразный сплав из построений романтиков и реалистов.

Теория плебисцитарной демократии исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития. Управление в этих странах осуществляется профессиональными экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истеблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением.

В вопросе отношения к государственной власти плебисцитарные демократы не только соглашаются с элитистами, но и идут дальше них. Они заявляют, что носителем государственной власти является не правящая элита, а одно лицо — вождь. С их точки зрения, идеальной моделью плебисцитарной демократии является политическая система, которая была создана в свое время генералом Шарлем де Голлем. Именно ему впервые удалось осуществить на практике идею плебисцитарной демократии.

Идеализация политической системы V Республики Франции проходит красной нитью через всю теорию плебисцитарной демократии. Осуществление современных процессов управления требует высокой профессиональной специализации. Бюрократия перестала играть роль вспомогательной субсистемы, через которую центральная власть реализует свои решения, она стала независимой, самодостаточной системой, которая работает сама на себя и развивается согласно своим собственным закономерностям внутри ею же установленных границ. Строго формализованные процессы, осуществляемые современной бюрократией, предполагают наличие стабильной законности. Таким образом, согласно теории плебисцитарной демократии, идеально организованная и тщательно отрегламентированная бюрократия превращается в основной элемент всей политической системы в любом высокоразвитом государстве. Она исключает террор, порождает господство права, т.е. правление посредством права, и создает так называемое административное государство, которое, преодолевая авторитаризм, превращается в исторически новую разновидность демократии — плебисцитарную демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию, превращаются в наднациональную внеклассовую касту.

Идеологи плебисцитарной демократии используют в своих интересах и превратно истолковывают бесспорно существующую во всех странах концентрацию государственной власти, сопровождающуюся одновременно ограничением роли как центральных, так и местных представительных учреждений. Плебисцитарные демократы пропагандируют такую политическую систему, в которой народу отводится роль толпы, одобряющей решения боговдохновенного вождя, а осуществление этих решений передается в руки профессиональной автономной бюрократии.

Добавить комментарий

Закрыть меню