Человек как биологический вид

Человек как биологический вид

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Биосоциальная природа человека

Человек — это высшая на сегодняшний день ступень развития живых организмов на Земле.

Являясь, с другой стороны, субъектом общественно-исторического процесса, человек представляет собой биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из остального животного мира благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

Человек — один из биологических видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, делающими малозаметными биологические свойства организма.

Биосоциальная природа человека выражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные факторы. Это вызывает необходимость не только биологической, но и социальной его адаптации, т.е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, социальной группе, системой ценностей.

Биологическая адаптация человека весьма отличается от таковой в животном мире, так как в процессе ее человек стремится сохранить не только свои биологические, но и социальные функции при все возрастающем значении социального фактора.

Человек как биологический вид

Решающим поворотным пунктом в эволюции живого вещества на Земле был факт обособления отряда приматов от достаточно примитивных насекомоядных млекопитающих. Около 30 млн. лет назад возникли парапитеки — небольшие животные отряда приматов, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. От парапитеков произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны — дриопитеки. Последние дали три ветви, две из которых повели к шимпанзе и горилле, а третья — через ряд промежуточных форм — к человеку. Происхождение человека от обезьян, которые вели древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции.

Передвижение на деревьях в разных направлениях с меняющейся скоростью, с необходимостью быстрой ориентировки, привело к дальнейшему развитию головного мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках вызвала сближение глазниц и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.

Во второй половине палеогена наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. В конце неогена ледники, сползавшие с гор Скандинавии, проникли далеко на юг. Обезьяны, не мигрировавшие к экватору, оказавшиеся на открытых пространствах и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование. Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни, а также использованию освободившихся от функции передвижения передних конечностей — рук. По мнению Ч. Дарвина, решающим эволюционным шагом от обезьяны к человеку явилось прямохождение. Одна из групп обезьян, живших 10 — 12 млн. лет назад, дала начало ветви, ведущей к человеку.

Эти обезьяны, предками которых были дриопитеки, получили название австралопитеков. Они обладали массой 20 — 50 кг и ростом 120 -150 см, ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела. Масса мозга составляла около 550 г. Австралопитеки (от лат. australis — южный) для защиты и добывания пищи пользовались камнями, костями животных. Около 2 — 3 млн. лет назад из австралопитеков выделились обезьяны, более близкие к человеку. Они имели массу мозга до 650 г, умели обрабатывать камни с целью изготовления самых примитивных орудий труда. Эти человекообразные обезьяны получили название Homo habilis — человек умелый. Таким образом, эволюция австралопитеков шла в направлении прогрессивного развития прямохождения, способности к труду и совершенствования головного мозга.

Изготовление орудий труда обусловило переход к новой стадии эволюции — появлению древнейших обезьянолюдей. По-видимому, в это же время берет начало использование огня. Естественный отбор сохранял признаки, способствовавшие усилению общественного характера поисков добычи и защиты от хищных зверей, способности к обучению, совершенствованию руки. Все эти особенности обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1,5 — 2 млн. лет назад к их широкому расселению в Африке, Средиземноморье, Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Использование орудий труда, стадный образ жизни способствовали дальнейшему развитию мозга и возникновению речи. Одним из признаков, отделяющих человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Очевидно, речь древних людей была очень примитивной, но она составляет качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Слово, обозначающее действия, трудовые операции, предметы, а затем и абстрактные понятия, стало важнейшим средством общения между людьми. Речь способствовала эффективному взаимодействию членов первобытного стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта от поколения к поколению. В борьбе за существование получили преимущество те первобытные стада древних людей, которые стали заботиться о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладавших опытом и выделявшихся своими умственными способностями. Бесполезные ранее старики, съедавшиеся соплеменниками при нехватке пищи, стали ценными членами общества как носители знаний. Речь способствовала развитию процесса мышления, совершенствованию трудовых процессов, эволюции общественных отношений.

В процессе становления человека условно выделяют три стадии: 1) древнейшие люди, 2) древние люди, 3) современный человек.

Считается, что древнейшие люди возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и ряд других. Масса их мозга уже достигала 800 — 1000 г. Мозг имел более примитивное строение, чем у позднейших видов. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. С помощью обтесанных камней они разделывали туши убитых животных. Жили они, в основном, в пещерах, где обычно использовали огонь. Одновременно существовало довольно много форм древнейших людей, стоявших на разных ступенях развития и эволюционировавших в разных направлениях. Наиболее перспективным направлением эволюции человека было дальнейшее увеличение объема головного мозга, развитие общественного образа жизни, совершенствование орудий труда, более широкое использование огня (не только для обогрева и отпугивания хищников, но и для приготовления пищи).

К древним людям относят новую группу форм, появившихся около 200 тыс. лет назад. Они занимают промежуточное положение между древнейшими и первыми современными людьми. Древние люди известны под именем неандертальцев. Неандертальцы были очень неоднородной группой. Изучение многочисленных скелетов показало, что в эволюции неандертальцев при всем разнообразии строения можно выделить две линии. Одна линия шла в направлении мощного физического развития. Это были существа с низким скошенным лбом, низким затылком, слаборазвитым подбородочным выступом, крупными зубами. При сравнительно небольшом росте (155 — 165 см) они обладали чрезвычайно мощной мускулатурой. Масса мозга достигала 1500 г. Полагают, что у неандертальцев была в зачатке членораздельная речь. Другая группа неандертальцев характеризовалась меньшими надбровными валиками, высоким лбом, более тонкими челюстями и более развитым подбородком. В общем физическом развитии они заметно уступали первой группе, но зато у них значительно увеличился объем лобных долей головного мозга. Эта линия развития неандертальцев побеждала в борьбе за существование не путем усиления физического развития, а за счет развития внутригрупповых связей во время охоты, защиты от врагов, от неблагоприятных природных условий, т.е. за счет объединения сил отдельных особей. Этот эволюционный путь и привел к появлению 40 — 50 тыс. лет назад вида Homo sapiens — человек разумный. Некоторое время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали, а затем примерно 28 тыс. лет назад неандертальцы были окончательно вытеснены первыми современными людьми — кроманьонцами. Некоторые ученые считают, что неандертальцы и кроманьонцы представляют собой два подвида одного и того же вида — Homo sapiens.

Кроманьонцы были высокого роста (до 180 см) с высоким лбом и хорошо развитым подбородочным выступом, что свидетельствует о том, что они владели членораздельной речью. Высокая степень развития мозга, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды, к установлению контроля над некоторыми факторами среды обитания Эволюция человека вышла из-под определяющего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Период времени, за который произошло появление и развитие человека чрезвычайно мал по сравнению с общим временем развития жизни на нашей планете (около 4 млрд. лет). Поэтому напрашивается вывод, что человек, как и любой биологический вид на Земле, так же преходящ и вовсе не является вершиной эволюции, как часто полагают сами люди.

Первобытный человек, вплоть до недавнего времени (до появления сельского хозяйства) представлял собой обычного всеядного консумента естественных экосистем. Еще 1,5 млн. лет назад средняя продолжительность жизни человека не превышала 20 лет, а численность всей его популяции на Земле, по современным оценкам, составляла около 500 тыс. особей.

Столь незначительная продолжительность жизни объясняется тем, что человек жил в первозданной природной среде, в которой господствовали механизмы саморегуляции, которым он противостоял теми же способами, что и другие представители животного мира. Как и любой биологический вид, человек не только зависел от среды, но и воздействовал на нее. Однако, обладая развитым интеллектом, он смог выработать гораздо более эффективные способы противодействия различным лимитирующим факторам. Так, появление сельского хозяйства (скотоводства и земледелия) явилось способом преодоления такого лимитирующего фактора, как нехватка пищевых ресурсов. Это произошло примерно 10 тыс. лет назад. Человек приступил к построению собственной экосистемы.

В итоге, мыслительные способности человека, хорошая способность к обучению, создание орудий труда позволили ему частично преодолеть действие биотических и абиотических факторов. На этом пути человек смог организовать производство продуктов питания (хотя и сегодня возникают проблемы с их распределением); создать водохранилища и подвести воду в населенные пункты и на поля; создать средства борьбы с хищниками и многими болезнетворными микроорганизмами; научился строить жилища и обогревать или охлаждать их для создания комфортного микроклимата и т.д.

Однако было бы неверным считать, что человек смог, или когда-либо сможет полностью преодолеть действие лимитирующих факторов. Человек в большой степени остается зависимым от климатических, геофизических и даже космических явлений. Несмотря на социальную природу человека, природа всегда будет фактором существования человека, будет составлять неотъемлемую часть окружающей человека среды, куда входит и искусственно созданная им среда — социум.

Геном человека, т.е. последовательность генов, содержащаяся в молекулах ДНК — это генетическая программа, определяющая человека как биологический вид — Homo sapiens. Геном достаточно консервативен, что определяет устойчивость биологического вида, и представляет собой самый существенный из природных ресурсов, обеспечивающих существование человека как биологического вида. Тем не менее, от поколения к поколению в ДНК людей происходят разнообразные генетические процессы (по существу, такие же, как и у остальных организмов): мутации, непосредственно изменяющие структуру генома, миграция генов — отток или приток генов из других популяций, естественный отбор, направленно изменяющий частоты генетических признаков.

Человек как биологический вид возник и развивался в условиях присутствия естественного радиационного фона. Поэтому естественный фон радиации практически не влияет на жизнь популяций. Однако человек ввел в число факторов окружающей среды ядерную энергию. Возникающие в процессе работы ядерных энергетических установок и при ядерных взрывах радиоактивные излучения обладают гораздо большей способностью инициировать мутационные процессы. Человек использует в быту и на производстве сотни тысяч химических соединений, среди которых встречаются и мутагены.

Миграция генов среди животных — обычное явление, приводящее к образованию экотипов, которые, развиваясь изолированно, могут в результате эволюции образовать новую расу, или даже новую видовую популяцию. Что же касается человека, то в условиях все более развитого транспорта и все более нарастающего передвижения людей в масштабах всей планеты миграция генов как фактор популяционной динамики в значительной степени утратила свое значение.

Естественный отбор сыграл решающую роль в эволюции всех видов, в том числе и Homo sapiens. Однако на протяжении эволюции человека постепенно снижалась роль природной среды и возрастала роль искусственной. При этом изменялось и значение естественного отбора в жизни человечества. Благодаря социальным преобразованиям и развитию медицины в развитых странах значение естественного отбора существенно снизилось. Тем не менее, мы не вправе утверждать, что человек полностью освободился от действия общебиологических закономерностей, универсальных для всего живого.

До сих пор остается спорным вопрос о соотношении социального и биологического в человеке, и хотя мы не знаем этого соотношения (по-видимому, его и невозможно измерить), но при рассмотрении экологии человека необходимо учитывать оба эти начала.

Человек не изолирован от воздействия природных факторов даже в городской (урбанистической) среде. В частности, продолжают действовать зональные географические условия. Исследования показывают, что независимо от этнической принадлежности наблюдается формирование различных зональных адаптивных типов человека: тропического, пустынного, высокогорного, континентального, умеренного, арктического.

Человек обладает достаточно высокой адаптационной способностью. В сочетании с интеллектом это привело к тому, что человек как биологический вид, в отличие от животных, занял широчайшую экологическую нишу. Адаптационные способности систем организма свидетельствуют о возможностях выживания человека в меняющихся условиях. Такими примерами служат процессы акселерации, физиологические реакции организма на условия высокогорья, высоких широт, невесомости и др. Вместе с тем, адаптационные процессы протекают не всегда безболезненно и требуют определенного времени.

Данные космической биологии показывают, что при адаптации к условиям длительного космического полета в организме человека происходят существенные изменения: резко уменьшается содержание кальция в костной ткани, происходит частичная атрофия мышечной системы, в условиях невесомости снижаются нагрузки на сердечно-сосудистую систему и т.д. Поэтому после возвращения на Землю человек для возможности полноценной жизнедеятельности вынужден заново восстанавливать у себя прежние качества, адаптированные к жизни в земных условиях.

Человек в процессе жизнедеятельности приспособился к частым изменениям условий среды; в течение одного дня он может несколько раз менять окружающую среду: находиться дома, затем на производстве и, наконец, выезжать за город на природу. Но если изменения условий среды (загрязнение или уровень шума и т.п.) происходят быстро и в значительном количественном выражении, то эволюционные процессы запаздывают и адаптация становится невозможной. Такой резкий дисбаланс системы вызывает стрессовые ситуации, приводящие к заболеваниям человека, вплоть до генетических нарушений.

В урбанистической среде к традиционным экологическим факторам добавляются такие как десинхроноз (несоответствие адаптации к географической зональности при трансширотных или трансмеридиональных перемещениях), транспортная усталость, электромагнитные поля, информационная пересыщенность среды и др.

Благодаря общественному характеру своей деятельности, в результате которой и была создана искусственная среда, человек сохраняет свои видовые характеристики независимо от смены условий своей жизни. Поэтому оценка состояния среды обитания человека возможна лишь через состояние здоровья самого человека.

Особенности , характерные для человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности , характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления.

    В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.

  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Человек — это составная часть живого, и он не может су­ществовать в естественных условиях вне биосферы и живого вещества определенного эволюционного типа.

Семейство гоминид, к которому относится человек, воз­никло в экваториальной части Земли, а род Человек — в вос­точной части Африки и в Южной Азии. В ранние эпохи на Зем­ле существовали несколько видов гоминид, относящихся к двум подсемействам: австралопитеки и просто люди, из которых сохранился лишь один вид — Homo sapiens — человек разум­ный. Отголосками того, что еще недавно на Земле жили одно­временно неандертальцы и люди, являются сохранившиеся ле­генды о «снежном человеке». Многие ученые считают, что Homo sapiens подразделяется на два подвида — неандертальца п со­временного человека (тс.

9.1).

В эволюции живого вещества на планете есть ряд пово­ротных пунктов, последним из которых в этой эволюционной сукцессии является появление человека, Homo sapiens. Это про­изошло совсем недавно — 3,5—5 млн лет назад, что по срав­нению с 4 млрд лет развития живого мира — ничтожно малая его часть. Для наглядности этой «ничтожности» обычно при­бегают к такому приему: представим весь период развития органической жизни в масштабе одного года, тогда появле­ние и развитие человека уложится всего в одни сутки «31 де­кабря» (365-я часть), появление сельского хозяйства (10 тыс. лет назад) — в две минуты, а промышленная революция (200 лет назад) — в две секунды, т. е. она возникла в 23 часа 59 ми­нут 58 секунд 31 декабря. Если сравнить время появления и развития человека, например, с периодом существования ди­нозавров на Земле, то они просуществовали в 14 раз дольше, туе. «две недели».

Все это приводит к мысли, что человек, как и любой биоло­гический вид на Земле, так же преходящ и вовсе не является «вершиной эволюции», как часто думают сами люди. Тем не менее В. И. Вернадский полагал, что не для того природа потратила миллиарды лет, чтобы эпоха Homo sapiens просущест­вовала «мгновения», — это есть определенный «скачок» эволю­ции в весьма длительную новую геологическую эру.

Первобытный человек вплоть до недавнего времени (до по­явления сельского хозяйства) вообще-то представлял собой обычного всеядного консумента естественных экосистем. За­нимаясь собирательством и охотой, он создавал недолговре­менные небольшие поселения, перекочевывая с места на место в поисках участков с более богатой растительностью и другой пищей. В это время и в еще более раннее влияние человека на окружающую природу было невелико. Еще 1,5 млн лет назад продолжительность жизни человека не превышала 20 лет, а численность всей его популяции на Земле составляла около 500 тыс. особей .


Столь незначительная продолжительность жизни объясня­ется тем, что человек жил в еще практически нетронутой пер­возданной природной среде, в которой безраздельно господство­вали силы саморегуляции, которым он противостоял теми же способами, которыми обладали и представители других видов животного мира.

Однако, как и любой вид, человек не только зависит от сре­ды, но и воздействует на нее. Но в отличие от животных человек обладает интеллектом. Интеллект и позволил ему найти «про­тивоядие» против одного из важнейших факторов — нехватки пищевых ресурсов: сельское хозяйство — скотоводство и земле­делие. Это произошло примерно 10 тыс. лет назад. Человек стал строить свою собственную экологическую систему.

Способность человека мыслить, создание необходимых ору­дий труда позволили ему, хотя бы временно, преодолеть дейст­вие обычных абиотических и биотических факторов. Б. Небел (1993) считает, что преодолеть их действие человек смог:

«1) в изобилии производя продовольствие (хотя с его рас­пределением все еще возникают проблемы);

2)создав водохранилища и подведя воду в населенные пунк­ты и на поля;

3)создав средства борьбы с хищниками и многими болез­нетворными организмами;

4)построив жилища и научившись обогревать или охлаж­дать их по собственному желанию;

5) выиграв в конкурентной борьбе с другими видами».

Человек, научившись преодолевать действие лимитирую­щих факторов, тем не менее на 100% еще не одержал победу над ними. Как отмечает Ю. О дум (1975), он может снабдить кондиционированным воздухом свое жилье, свое рабочее ме­сто, но считать себя независимым от климата он не может, иначе ему пришлось бы снабдить кондиционированным возду­хом свои посевы и домашних животных, и т. п. Значит, чело­век остается зависимым от климатических явлений — от жа­ры и холода, засухи и дождей и других явлений.

Таким образом, хотя человек существо социальное, собст­венно природа всегда будет фактором существования челове­ка, составлять неотъемлемую часть окружающей человека сре­ды, куда входит и искусственно созданная им среда, и общест­венные отношения и институты (социум). Искусственная сре­да обитания также воздействует на человека, т. е, здесь возни­кает обратная связь, но она воздействует как на биологические, так и на социальные процессы, протекающие в человеческих популяциях.

ЧЕЛОВЕК — БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Как уже отмечалось, человек представляет собой сложную, многоуровневую систему. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек» является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Эти понятия однопорядковые, но их не следует отождествлять. Различия между ними будут рассмотрены в последующих параграфах.
В философии есть один из ключевых собирательных терминов — «субъект». Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека. Субъект — активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности. «Субъектностъ» — важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не следует смешивать с понятием «человеческая субъективность»,под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
В содержание понятия «субъект» входят все социально значимые характеристики человека, и в первую очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы, способности выступают в качестве движущей силы общественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы. Иначе говоря, содержание понятия «субъект» охватывает все социально значимые качества человека: разум, нравственность, совесть, духовность и др.
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.Кэтому следует добавить, что человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития, социализации, обретения сущностных родовых качеств сохраняет особенности природного существа.


СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек находится в универсальной связи с природным и социальным миром, оставаясь вне этой связи таковым лишь «по названию», подобно тому как, по замечанию Аристотеля, отсеченная от тела рука является таковой лишь по названию. Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность.Именно в практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.
Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.Объективные, т. е. независимые от сознания человека, отношения и закономерности этого мира могут противостоять воле действующего человека, быть нейтральными, а при определенных условиях — способствовать успеху человеческих начинаний. Поэтому в любой человеческой деятельности (экономической, политической, культурной) выделяются субъективный, т. е. зависящий от человека, и объективный аспекты.
Выше уже говорилось о том, что человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит общественный (социальный) характер. Это проявляется в ее целях, средствах и основаниях: человек ставит те или иные, в том числе и значимые для общества, задачи, выбирает признанные и одобренные социумом средства их реализации. Понятно, что постановка тех или иных целей и их реализация должны соизмеряться с объективными обстоятельствами.
Деятельность, как уже отмечалось, всегда представляет собой соединение в единое целое объективного и субъективного моментов. В то же время формы их выражения имеют различный характер в разных ситуациях. Так, преобразование общественной жизни и адаптация человека к ее условиям предполагают как владение знаниями в этой области, так и наличие возможностей для тех или иных групп людей успешно реализовывать свои общественно-политические, культурные и иные программы. Успех отдельного человека будет определяться степенью эффективности осуществления конкретной программы в целом. Именно сознание человека как способность соединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит необходимым условием реализации поставленной цели в процессе осуществления деятельности.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В мышлении происходит отвлечение от чувственно-конкретных проявлений вещей и процессов и выстраивается система понятий. В них в каждый момент мышления его предмет рассматривается как остановившийся, утративший свою «текучесъ», неопределенность.
Можно по-разному обдумывать действительность: от простейших житейских ситуаций до глобальных обобщений сегодняшнего состояния человечества и прогнозов его будущего, от фиксации малейших движений человеческой души (психологическая проза в литературе) до универсальных теорий общественно-политической жизни, науки и культуры.
Если основу деятельности составляет преобразование природы, общества и самого человека, то мышление обеспечивает духовную преемственность этого преобразования и субъективную готовность человека к последовательной, целесообразной деятельности. Мышление, таким образом, пронизывает всю деятельность человека и всего человечества, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность.
Подробнее формы и особенности мышления (рационального познания) мы рассмотрим, обратившись к вопросам познавательной деятельности человека.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Осознание действительности, размышление о ней и познание ее выражается речевой деятельностью. Еще древние мыслители заметили, что человека от животного отличает способность к вербальному (словесному) оформлению своих внутренних состояний.
Мысль может находить себя в поступке, музыке, но главным средством ее выражения является язык. Само формирование человека предполагает овладение словом. Все мы общаемся с помощью речи, объединяем слова в предложения. На основе развертывания системы предложений каждое слово выделяет и закрепляет из огромного числа свойств предметов нашего внимания какую-то одну особенность. В этом качестве слово заменяет многообразное богатство предметов действительности их звуковыми (разговорная речь) либо графическими (письменная речь) обозначениями. Мимика и жесты приобретают символическое значение благодаря языку, например описание актером пантомимы, миманса или балета сложного психологического состояния. Слово не только указывает на конкретные проявления действительности, оно одновременно и обобщает. Когда, например, мы произносим слово «роза», то из всех бесчисленных свойств необозримого числа роз выделяется некое главное свойство — быть цветком определенной формы, цвета и запаха.
На основе слов закрепляются устойчивые смыслы и понятия, значение которых передается устной или письменной речью от поколения к поколению. В основаниях всякой осмысленной деятельности лежит мыслительная и языковая структура: «вопрос и ответ», предполагающая умение человека вести диалог.
Откуда же появились сами слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человечества по освоению им действительности. Во многих из них присутствует направленный на определенный способ деятельности основной смысл обозначения. Так, когда мы говорим «нож», то понимаем, что здесь выделен определенный тип действия — резать. Но ведь ножом можно колоть и пилить, но это лишь возможные способы употребления данного предмета.
Как известно, язык развивался поколениями сменявших друг друга народов, жизнедеятельность которых протекала в различных природных и общественных условиях. Своеобразие племенных языков, языков народностей и наций отразило ключевые моменты их положения и деятельности в истории человечества. Благодаря языку закрепленные в нем и описанные на нем виды деятельности не только передаются от поколения к поколению в рамках одного народа, но и переходят от одного народа к другому.
Языковое общение является сложным видом социальной коммуникации. В ней выделяются фонетические и словарно-синтаксические аспекты, сочетание которых обеспечивает полнозвучную устную и выразительную письменную речь, на основе которой представители данного народа могут быть поняты представителями другого народа. Такое общение (коммуникация)становится базой взаимопонимания и обмена опытом деятельности.
Теперь попытаемся ответить на вопрос, сформулированный в начале параграфа: почему сущностных определений человека так много?
Во-первых, потому, что разнообразны проявления человеческой деятельности. Он трудится и занимается политикой, играет и размышляет и т. д.
Во-вторых, абстрактного человека, «человека вообще», не существует. Человек всегда должен рассматриваться в контексте своего существования. Для того чтобы существовать, человеку приходится меняться во времени, отвечать на вызовы общественного развития. Иначе говоря, человека в силу его социокультурной специфики нельзя считать завершенным, чем-то статичным. Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.
Основные понятия:человек, субъект, деятельность, мышление, язык.
Термины:философская антропология, субъектность, субъективность.

1) Какие науки изучают человека? 2) Что вносит философская антропология в постижение человека? 3) Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи? 4) Чем отличается человеческая субъектность от субъективности? 5) В чем выражается социальная сущность деятельности? 6) Как соотносятся мышление и деятельность? 7) Раскройте связь языка и мышления.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Раскройте смысл определения человека древнегреческим философом Протагором как меры всех вещей.

Раскрывает ли оно сущность понятия «человек»? Поясните свой ответ.
2. Используя свои знания из курсов биологии, истории, обществознания, попытайтесь обосновать или опровергнуть довольно распространенное мнение о человеке как венце природы.
3. Христианские богословы считали, что человек по природе своей полузверь-полуангел. Русский поэт Г. Р. Державин посвятил этой теме знаменитое стихотворение: «Я царь, я раб, я червь, я Бог». Согласны ли вы с подобными оценками величия и ничтожества человеческого? Подкрепите свои выводы примерами.
4. Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный. Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?
5. Объясните, чем отличается «внутренняя» речь человека от «внешней».
6. Предложите свои сущностные определения человека с учетом реалий современной жизни.

Прочитайте отрывок из работы русского философа Н. А. Бердяева.

<…> Философская антропология есть центральная часть философии духа. Она принципиально отличается от научного — биологического, социологического, психологического — изучения человека. И отличие это в том, что философия исследует человека из человека, исследует как принадлежащего к царству духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству природы, т. е. вне человека, как объект… Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. <…> Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его.

Вопросы и задания:1) Как вы понимаете отмеченную философом уникальную особенность человека выступать субъектом и объектом деятельности? Поясните свою мысль на примерах. 2) Разделяете ли вы мнение философа о человеке как существе «парадоксальном» и «противоречивом»? Свой ответ подкрепите аргументами. 3) Прокомментируйте мысль Н. А. Бердяева о том, что «человек есть принципиальная новизна в природе».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Закрыть меню