Чарушин биография для детей

Творчество Е.И. Чарушина. Е. Чарушин – писатель и художник. Реалистические рассказы о животных – основной жанр творчества

Е.И.Чарушин (1901 —1965) писатель и художник. Детство его прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих наклонностей. Отец, главный архитектор Вятской губернии, передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и незаурядную трудоспособность. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены Чарушиным в этих путешествиях по лесному краю. «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — все это я с детства полюбил и пережил», — вспоминал много позднее Е.И.Чарушин.

После окончания ленинградской Академии художеств (бывшей Императорской) Чарушин сблизился с кружком писателей при Библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстрировать повесть В. Бианки «Мурзук». А в 1930 году вышел небольшой рассказ «Шур», написанный уже самим Чарушиным. Затем стали одна за одной выходить его книжки, которые он сам и иллюстрировал: «Волчишко и другие», «Облава», «Джунгли — птичий рай», «Мохнатые ребята»…

Уже первые произведения определили место Е. Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует. «Мне… даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное», — писал он.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники»: «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу — туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке».

С течением времени Чарушин стал усложнять фразу, отказываясь от такого скопления глаголов. «И тут совсем как в сказке получилось: появился, прямо встал передо мной, вот тут рядом, у моей ноги, лесной петушок. Осанка горделивая, сам в валенках: у него мохнатые ноги; вместо гребня — черный хохолок. Хвост свой развел веером, и каждое перышко у него расписное, в пятнышках, в полосках». У такого описания уже другая цель: не столько увлечь читателя действием, сколько приучить к наблюдательности, к детальному восприятию. В данном случае он описывает лесного рябчика.

В произведениях Чарушина, особенно для самых маленьких, много звукоподражаний. Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать»: «Тирли.

Тирли. Тирли, тюрли. Лири, лири, тирлити». Ворона каркает: «Кар-р-р! Кар-р-р! Кар-р-р!» Маленький воробушек прыгает по дороге: «Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чи-лик!» Котенка прозвали Тюпой, потому что он, «когда очень удивится или увидит непонятное… двигает губами и «тюпает»: тюп-тюп-тюп-тюп…».

Евгений Чарушин чаше всего изображает детенышей животных, видимо, полагая, что такие герои наиболее близки душе малыша. Он и сам любил маленьких зверят, «трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый зверь». Подчеркивая детскость их поведения, писатель закрепляет в сознании своего читателя бережное, покровительственное отношение к «братьям нашим меньшим».

Животные и птицы, живущие в зоопарке, — это для Чарушина отдельная и важная тема. Да и где еще может ребенок столь подробно рассмотреть дикое животное, как не в зоопарке? Резвятся в одной клетке медвежата из разных выводков — перепачкались в молочной каше так, что и масти их не различишь. Трогательны оленята, одетые в желтые шкурки с белыми пятнышками. Описание жизни зверей часто бывает окрашено мягким юмором. «Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днем, при народе, он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется. Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел… Танцуют журавли-красавки».

Животные на воле, в естественной среде обитания, изображены Чарушиным как в рассказах, так и на иллюстрациях. В 1930 году вышла его книжка-картинка «Птенцы»; затем в 1935 и 1938 годах появились книжечки «Животные жарких стран», «Удивительные звери», «Звери жарких и холодных стран». В этих книжках еще не было рассказов: под изображениями животных просто помешались объяснительные подписи. В изданной в 1942— 1944 годах энциклопедии в трех частях «Моя первая зоология» подписи были уже расширены до коротких рассказов, хотя в большинстве своем бессюжетных; главным здесь для Чарушина было представить неведомое ребенку животное во всей полноте его признаков. Органичностью текстов и рисунков отличается его удивительная по лаконизму, содержательности и простоте книжка-картинка «Кто как живет?» (1959).

Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, но неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение, какими полон он сам — наблюдатель живой, бесконечно разнообразной природы.

В рассказе «Медведь-рыбак»он пишет о разных способах добывания рыбы птицами, лисой, медведем. Все это — на фоне рыбного изобилия Камчатского края. Полна юмора сцена охоты за рыбой медведя. Вот он сидит по горло в воде, лапами рыбу подцепляет и кладет под себя, а она, пока он следующую ловит, из-под него уплывает: «Тут медведь так обиделся… заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде, воду сбивает в пену…»

Юмор, доброта, даже нежность всегда присутствуют в чарушинских изображениях зверей. Вот зайчиха учит зайчонка замирать, становиться незаметным. Вот бельчиха обучает бельчонка прыгать с ветки на ветку… Ребенок из таких рассказов и иллюстраций не только узнает о повадках животных — в его душе рождается отзвук, появляется ощущение родственности человека с миром природы: ведь и человеческое дитя так же наставляет его мать.

Дети в рассказах Чарушина — тоже исследователи природы, а часто и ее ученики. Пытливая Катя хочет понять, что за зверь такой приходит к ней на крыльцо: и от котлетки, и от косточки отказывается («Что за зверь?»). В рассказе «Хитрая мама» мальчик подкладывает в воронье гнездо куриные яйца и высчитывает по дням, когда из них вылупятся цыплятки.

А Женю, не умевшего говорить «р», научила этому ворона, когда он стал подражать ее карканью»Как Женя научился говорить букву «р».

Герой рассказа «Джунгли — птичий рай» соорудил в старой теплице обиталище для своих многочисленных питомцев. Сюжетной завязкой здесь служит подарок, полученный мальчиком в день рождения, — пара попугайчиков. Между этим событием и финальным драматическим эпизодом (отложенные попугаихой яйца разбились о переносицу слишком любопытного друга) читатель узнает о многом: и что едят птицы той или иной породы, и на чем они предпочитают сидеть, и как устраивают гнездо в неволе. В этом рассказе есть отзвуки воспоминаний писателя о своем детстве, поэтому быт и интересы героев типичны для той среды, в которой вырос сам Чарушин.

С детства природа обогащала Е.И.Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Знакомство с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина

⇐ ПредыдущаяСтр 70 из 100Следующая ⇒

— Послушайте рассказ о писателе, чье произведение будем изучать.

(Читает заранее подготовивший сообщение ученик.)

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — русский художник и пи­сатель, книжный график. Много лет назад в старинном городе Вятке (ныне г. Киров) жил маленький мальчик Женя. Он очень любил живот­ных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещедвадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тете­рок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

На день рождения отец дарил ему книги о природе — «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке», семь томов А. Брема «Жизнь животных». Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хо­рошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.

Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и перна­тых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

(Затем о Е.И. Чарушине рассказывает учитель. См. материал к уроку.)

Словарная работа

— Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан». Чтобы его содержание вам было более понятно, поработаем над словами.

— Подберите синонимы к словам. БАЛОВСТВО — (потворство, шалость). УНИМАТЬ — (успокаивать). СШИБИТЬ — (сразить, побить, уронить).

— Подберите антоним к слову «начальник».

(Подчиненный.)

— Объясните значение слов.

МАРАЛ — (крупный сибирский и среднеазиатский олень с боль­шими рогами).

СОПЕТЬ — (тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки).

ГУСЬКОМ — (один вслед за другим, вереницей).

НЕБОСКРЕБ — (очень высокий многоэтажный дом).

— Как вы понимаете выражения: «…начнет скакать по заго­родке теленком и хвост поднимет. А сам чуть не с лошадь»; «и ходу из сада»?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с рассказом «Кабан»

(Чтение рассказа на с. 96—99 учебника учителем и учащи­мися.)

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Можно ли назвать его юмористическим?

— Каких животных упоминает автор в своем рассказе? Опи­шите одно из них.

— Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

— Кто выручил его?

— Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (Конечно нет. Как бы вы ни любили живот­ных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.)

— Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка?

(Учителю следует поговорить с учениками о мерах предосто­рожности. Затем учащиеся читают рассказ выразительно.)

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какой фрагмент рассказа относится к иллюстрации?

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени автора.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Е.И. Чарушина

Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке (ныне Киров) 29 октя­бря (11 ноября) 1901 г. в семье губернского архитектора И.А. Чарушина. Учился в Ленинграде в Высших художественно-технических мастерских (1922—1927), в частности у А. А. Рылова.

Сотрудничал в журналах «Мурзилка» (с 1924 г.), «Еж» (1928—1935), «Чиж» (1930—1941). В 1928 г. получил свой первый книжный заказ — на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук» (для ленинградского от­деления Госиздата, где художественной частью заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор выполнил массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. Часто оформлял и собственные сочи­нения («Разные звери» (1929); «Волчишка» (1931); «Никитка и его друзья» (1938); «Медвежата» (1944) и др.).

В 1930-е гг. стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которЬй в то время уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве. По-своему самобытны, лексически просты и изящ­ны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.

Умер Е.И. Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Цели:познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование:выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».)

III. Работа по теме урока

Чтение стихотворений

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет. А. Фет

Не видно птиц.

Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

И. Бунин

— О каком времени года говорится в каждом стихотворении?

— Как вы это узнали, по каким приметам?

— Прочитайте на с. 100 учебника название произведения, ко­торое мы будем сегодня читать. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)

— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узна­ем много о жизни стрижей. А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.

Знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева

(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. В Чарушине все было удивительно. В 1945 году Чарушин вернулся на родину, в Ленинград. Чарушин Е. И. (1901 — 1965) — один из самых любимых детьми художников мира животных. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В 1926 году Чарушин пришёл в Детский отдел ленинградского Госиздата, которым заведовал знаменитый художник Владимир Лебедев.

Родился Евгений Иванович Чарушин в 11 ноября 1901 года в Вятке (Урал). После окончания учебы, собрав все свои наброски, Евгений Чарушин отправился в Детский отдел Госиздата. Рисунки Чарушина очень понравились художнику.

С 1930 года Евгений Иванович пробует писать небольшие рассказы о жизни животных. До войны Чарушин пишет около двух десятков книг, продолжает иллюстрировать В.В.Бианки, С.Я.Маршака и М.М.Пришвина. И только в 1965 году в Лейпциге на международной выставке детской книги писателю присудили золотую медаль посмертно.

Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель.

Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина.

Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях». Во-вторых, кроме всего этого движущегося и шевелящегося изобилия натуры всегда можно было сбегать в мастерскую чучельника, находившуюся в двух шагах от дома Чарушиных. И Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова.

Книги должны были быть высокохудожественными и, в то же время, информативными и интересно-познавательными.

Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным-писателем и Чарушиным-художником. До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран».

Если нет образа, так и изображать нечего», — говорил Евгений Чарушин

Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было намного проще, чем свои собственные. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку.

Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. Разделенная с ребенком радость творчества, радость его находкам в рисовании, в создании образа поддерживает ребенка в процессе работы, дает ему уверенность в себе», — считал Е.И. Чарушин.

И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству». Мало кто знал, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском кладбище.

Он был лучшим художником анималистом. После окончания Академии художеств Чарушин работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата. Эта же манера будет определять и литературный почерк Чарушина. Чарушин был мастером портрета — живописного и литературного. Медвежата у Чарушина «мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые» («Медвежонок»); «оленята не больше кошки ростом…

Интерес к природе и ее законам приводит Чарушина к созданию своеобразной художественной энциклопедии для дошкольников — «Моя первая зоология» (1942). Описание, как всегда у Чарушина, дано крупным планом, лирично.

Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника в его исканиях и творчестве. Окончив в 1918 году школу, Чарушина призвали в армию. Его назначили помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной армии в Восточном регионе.

Евгений Иванович Чарушин (1901 — 1965) — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Биография

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.

В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, формально не будучи его студентом.

В 1927 году закончил ВХУТЕИН.

С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Постоянный автор журнала «Чиж» как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях.

Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Добавить комментарий

Закрыть меню