Чайковский орлеанская дева

Опера «Орлеанская дева»

  • Биография Чайковского. Легендарная Жанна →
  • Опера в 4-х д., 6-ти к. Либретто Чайковского по одноименной трагедии Ф.Шиллера в переводе В.А.Жуковского. Посвящ. Э.Ф.Направнику.

    Создана в декабре 1878, Флоренция — августе 1879, Симаки.

    Впервые исполнена. 13 февраля 1881, в Петербурге, в Мариинском театре в бенефис Э.Ф.Направника. Дирижер Э.Ф.Направник. Художник по костюмам М.Григорьев. Были использованы декорации из других спектаклей.

    Сюжет:

    I д. Франция XV века. В разгаре Столетняя война с англичанами. На площади перед церковью деревенские девушки украшают дуб и поют песенки. Крестьянин Тибо д’Арк досадует на их легкомыслие в столь грозный для Отечества час. Он озабочен судьбой дочери, семнадцатилетней Иоанны и хочет выдать ее замуж за Раймонда, чтобы уберечь от опасности. Но Иоанна ощущает как веление свыше другое предназначение. Тревожный набат возвещает о падении Парижа и об осаде Орлеана, которому грозит гибель. Народ в страхе молится о спасении, Иоанна вдохновенно пророчествует о близкой победе над неприятелем. Девушка прощается с отчим краем, ей слышатся голоса ангелов, благославляющих ее на героический подвиг.

    II д. В замке Шинон развлекается забывший свой долг Король со своей возлюбленной Агнессой Сорель. Менестрели, пажи, цыгане, скоморохи сменяют друг друга песнями, плясками, забавами. Король парализован, бездействен. Ни появление рыцаря Лоре, смертельно раненого в бою, ни отречение мужественного рыцаря Дюнуа, решившего с честью разделить участь сражавшихся («Прости! Монарха нет у нас! Я не слуга твой…») не может поколебать решения короля спасаться бегством. Внезапно появившиеся архиепископ, придворные, народ сообщают Королю о бегстве англичан, победе французов, о «славной деве», воодушевившей воинов на решающий бой. Иоанна рассказывает изумленным присутствующим о видении, которое посетило ее, о распоряжении свыше возглавить борьбу с иноземцами. Обет хранить девственность было условием этой победы. По распоряжению Короля Иоанна встает во главе войска.

    III д. 1 к. В глухом лесу Иоанна вступает в поединок с бургундским рыцарем Лионелем. Он сражен, отброшен шлем с забралом. Покоренная прекрасным ликом юноши, девушка не в состоянии убить его. Лионель тронут благородством Иоанны: «Молва идет, что ни один твой враг тобой не пощажен, за что же мне пощада, одному?» Она же потрясена проснувшемся чувством, одной возможностью нарушить обет. Лионель решается перейти на сторону французов и отдает свой меч пришедшему Дюнуа. В сердце недавнего противника зажглась любовь к Иоанне.

    2 к. Народ прославляет короля и Иоанну — победительницу. Ее отец Тибо, однако, удручен, он считает, что все деяния дочери — от дьявола и решает спасти ее душу, даже пожертвовав самой ее жизнью. В момент, когда король объявляет Иоанну спасительницей отечества и приказывает воздвигнуть ей алтарь, Тибо обвиняет дочь в сношениях с нечистым и требует от нее публично доказать свою невинность. На вопрос к ней: «Считаешь ли себя святой и чистой?» Иоанна ответа не дает, ее мучает любовь к Лионелю. Дюнуа пытается защитить героиню, но испуганный народ, впечатленный ударом грома,отрекается от нее, пророча кару неба. Иоанна гонит Лионеля, тщетно желающего вступиться за нее, прочь.

    IV д. 1 к. Иоанна д’Арк, всеми покинутая и проклятая, одна в глухой чаще леса. Как «смертному дерзну отдать творцу обещанную душу?..» — терзается она сакраментальным вопросом.

    Но девушка не в силах противиться любви, и она страстно отвечает на признание Лионеля, разыскавшего ее в лесу. Счастливый миг, однако, тотчас гаснет: ворвавшиеся в лес английские солдаты убивают Лионеля, а Иоанну уводят.

    2 к. На площади в Руане разложен костер. Иоанна должна быть казнена. Народ, заполнивший площадь, сочувствует героине, нарастает сомнение в праведности готовящейся расправы. Однако Иоанну привязывают к столбу, костер разжигается. Девушка, как символ защиты держащая в руках крест, взывает к богу, готовая смиренно принять смерть. Ей слышатся голоса ангелов, несущих прощение.

    История Жанны д’Арк, французской крестьянки, которой дано было сверху святое предназначение — повести войско на защиту Отечества от противника, интересовала Чайковского с детства. В шестилетнем возрасте он написал стихотворение на французском языке «Героиня Франции». Обращение к «Орлеанской деве» Шиллера предвосхитило тот глубокий интерес к трагедии, который возник в 80-х годах в связи с постановкой ее в Малом театре (84 г.) с великой трагической актрисой М.Н.Ермоловой в главной роли, которая и прежде охотно читала на своих вечерах монологи из пьесы.

    После «Онегина» Чайковский стремился найти новый путь. новые сюжеты в сфере оперного театра:»…Мне приятно думать, что «Орлеанская дева» уже свободна от прежней ложной моей оперной манеры… Оперный стиль должен отличаться широтой, простотой и некоторой декоративностью», — признавался автор. (Из письма к Н.Ф.фон Мекк от 12 окт. 1879 г.)

    Либретто «Орлеанской девы» Чайковский составлял сам, пользовался автор и другими источниками, в частности, книгой Валлона о Жанне д’Арк, мотивами драмы «Жанна д’Арк» Ж.Барбье, либретто оперы «Орлеанская дева» О.Мерме, положив в его основу трагедию Шиллера в переводе Жуковского. («… трагедия Шиллера, хотя и не согласна с исторической правдой, но превосходит все другие художественные изображения Иоанны глубиной психологической правды», — писал Н.фон Мекк. Из письма от 26 декабря 1878 г.). Композитор критически оценивал источники, подчас резко оспаривая их «позицию»: «…Возвращаюсь к книге Валлона… Вместо того, чтобы постараться объяснить нам все величие факта, героинею которого является девятнадцатилетняя девушка, естественным образом, г.Валлон тщится доказать, что Иоанна в самом деле ежедневно разговаривала с архангелом Михаилом и другими небесными силами, и что она говорила и поступала под наитием святого духа. Но тогда отчего же эта могущественная протекция не извлекла ее из когтей инквизиции?» (из письма к фон Мекк от 10 декабря 1878 г.).

    Композитор одновременно работал над литературной и музыкальной частями оперы, посвящая одну половину дня сочинению музыки, другую — составлению либретто. В библиотеке Чайковского сохранились том Шиллера, на страницах которого запечатлена работа над либретто, и книга Валлона в красивом переплете, с иллюстрациями, которая была подарена ему Н.Ф.фон Мекк. В томе Шиллера Чайковского зачеркивал ненужное, вписывал новые стихи, сокращал, перепланировал сцены.
    В ряде моментов он отступил от Шиллера. Прежде всего — в трактовке финала, отказавшись от версии гибели Жанны на поле битвы. В опере Иоанна восходит на костер, обвиненная инквизицией в общении с нечистью. Другим отступлением от Шиллера было развитие лирической линии в сюжете: мотива взаимной любви Иоанны и рыцаря Лионеля, из стана противников. У Шиллера эта линия лишь едва намечена. У Чайковского Лионель — бургундский рыцарь. У Шиллера- английский.

    Эскизы оперы были готовы 21 февраля 1879 года, немногим менее, чем за три месяца. Партитура же закончена в конце августа того же года. В хоре менестрелей использована французская народная песня (Brunett) «Mes belles amourettes» Полугодом ранее та же песня вошла в несколько ином виде в «Детский альбом» («Старинная французская песенка»).

    «Орлеанская дева» по праву входит в круг типичных сочинений Чайковского. Лирические эпизоды, происходящие от песенных традиций русской оперы, облагораживают декоративно-изобразительный стиль оперы теплотой переживания. На фоне хоровых сцен рельефно выделяется образ Иоанны, помещенный в центр народной жизни. Даже в сохранившихся эскизах финальной сцены композитор, едва намечая музыкальную ткань, подробно выписывает сценические ремарки. Они показывают, как страдает и боится Иоанна казни. Народ своими выкриками, сочувствующими репликами пытается помочь и поддержать свою любимую героиню и спасительницу.

    Героический характер лирики, ее мужественный тон отличает этот персонаж. В такой лирике есть энергия, приподнятость, внутреннее горение и благородство. Например, вдохновенное пророчество Иоанны характеризует её знаменитую арию. Именно таковой воспринимала «речь» Иоанны лучшая исполнительница шиллеровской героини на сцене Малого театра М.Н.Ермолова, которая считала эту речь «приподнятой», каковой на земле не говорят.

    Образ Иоанны характерен для Чайковского. Она раздираемая противоречиями — в данном случае между психологией женщины и воительницы, между любовью и долгом; «земным» и «небесным».

    Судьба этой героини очень волновала Чайковского, он рассказывал, что: «Читая книгу Wallon о Жан д’Арк… и дойдя до процесса abjuration (отречения) и самой казни (она ужасно кричала все время, когда ее вели, и умоляла, чтобы ей отрубили голову, но не жгли), я страшно разревелся. Мне вдруг сделалось так жалко, больно за все человечество и взяла невыразимая тоска» (10 дек. 1878 г.). Следует заметить, что именно образу Иоанны, истории её жизни и подвига были посвящены стихи Чайковского — ребенка. На протяжении всей жизни он интересовался историей жизни этой героини Франции, а зная это пристрастие композитора Н.Ф.фон Мекк подарила ему часы с изображением конной статуи Иоанны в Орлеане, Это же изображение присутствует в виде водяных знаков на бумаге и конвертах, которыми пользовался Чайковский в своей переписке в последние годы своей жизни.

    Почти во всех актах «Орлеанской девы» грандиозные массовые кульминационные сцены следуют за «лирическими» эпизодами (монологами, дуэтами).

    Премьера оперы готовилась тщательно под руководством самого Чайковского. Роль Иоанны была передана меццо-сопрано М.Д.Каменской, что вызвало большие переделки в этой партии, предназначенной ранее для сопрано. «Нужно отдать справедливость Направнику, музыка моя разучена превосходно, и я могу быть уверенным, что в этом отношении будет сделано все, что можно, — писал Чайковский… Что меня очень радует, — отмечал он, — так это то, что все артисты исполняющие оперу, полюбили ее и делают свое дело не только по долгу, но с любовью и искренним усердием» (из письма к фон Мекк от 1 февр. 1881 г.).Зато постановка нищенская, — продолжал композитор… Все декорации и костюмы приказано набрать из старья…» Таким образом, опера, требовавшая по своему содержанию и характеру блестящего и эффектного сценического воплощения волей дирекции была обречена на скудную постановку в старых, обветшалых декорациях и костюмах. «Мизерно, грязно и жалко», — сетовал композитор.

    Тем не менее, на первом представлении опера имела шумный успех. По свидетельству брата и биографа композитора, «до наступления первой недели великого поста опера несколько раз давала полные сборы». При этом критика встретила оперу недоброжелательно, лишь несколько лет спустя грандиозный успех выпал на долю композитора при постановке её на сцене Национального театра в Праге: «Композитор… со смелой фантазией своей и техникой во всем законченной, сотворил произведение цены высокой и продолжительной».

    Из-за неблагоприятной атмосферы вокруг оперы она была вскоре снята с репертуара, осенью 1882 г. возобновлена и шла в течение одного сезона. Затем была снята снова и при жизни автора не возобновлялась. Известно, что Чайковский буквально в последние дни своей жизни намеревался переделать последнюю картину (сожжение Иоанны на костре) и заменить ее новой, по Шиллеру (гибель Девы в бою). Однако смерть помешала ему осуществить это намерение.

    П. Е. Вайдман

    Браузер Opera известен, пожалуй, всем пользователям компьютера. Более того, он существует на рынке более 20 лет и отлично конкурирует с другими популярными интернет-обозревателями. Связано это с его непрерывным развитием и полным соответствием современным стандартам. Опера в нынешнем виде – совсем не то, что было раньше. Разберемся со всем более подробно.

    Подробности

    На официальном сайте разработчики опубликовали следующие достоинства:

    • Безопасный веб-серфинг – браузер надежно защищает данные пользователя от кражи и предупреждает его о поддельных сайтах. Имеется встроенный VPN-сервис, который пригодится для шифрования трафика и обхода блокировок всевозможных интернет-ресурсов.
    • Встроенный блокировщик рекламы – теперь пользователь не будет видеть навязчивые баннеры и прочие вариации объявлений на сайтах. И это без каких-либо сторонних расширений.
    • Повышенная функциональность – разработчики предусмотрели расширенный набор функций, который сделает пребывание в Сети гораздо более комфортным. Визуальные закладки, возможность смены горячих клавиш, просмотр роликов в отдельном окошке – и это далеко не полный список.
    • Turbo-режим – его активация сделает загрузку веб-страниц значительно быстрее из-за эффективных алгоритмов сжатия.
    • Экономность – для ноутбуков имеется отдельный энергосберегательный режим.
    • Встроенный конвертер валют – чрезвычайно удобен при шоппинге на иностранных сайтах.
    • Безграничные возможности – любые недостающие функции пользователь сможет получить путем установки расширений, для браузера их представлено более 1000. Также имеется настройка внешнего вида.
    • Синхронизация – позволяет хранить личные данные, закладки и настройки на отдельных серверах.

      При желании все выйдет восстановить, например, на другом компьютере или мобильном устройстве.

    • Персональная подборка – на основании пользовательских предпочтений составляется подборка новостей, которая наверняка заинтересует человека. Но от этой функции выйдет отказаться.

    Разумеется, к этому списку добавляется еще и бесплатный формат распространения Оперы, который не подразумевает показ дополнительной рекламы и прочих вариантов заработка на пользователе.

    Доступность

    Разработчики представили версии интернет-обозревателя как для ПК, так и для мобильных девайсов. В первом случае программу рекомендуется скачивать с официального сайта (ссылка – под статьей). Во втором же – из соответствующих магазинов приложений (App Store для iOS и Google Play для Андроид-устройств).

    Дополнение

    На нашем сайте представлено огромное количество инструкций и вспомогательных материалов, касающихся использования браузера Opera. В разделе FAQ разобраны самые распространенные вопросы и ответы на них. Если вы столкнулись с какими-либо проблемами, то обязательно воспользуйтесь поиском. Также вы можете обратиться за помощью в комментариях.

    Скачать Opera бесплатно

    Опера в 4 действиях. Либретто по одноименной драме Шиллера (в переводе В. А. Жуковского), драме Ж. Барбье «Жанна д’Арк» и по либретто оперы О. Мерме того же названия написано самим композитором.
    Первое представление состоялось 13 февраля 1881 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

    Действующие лица:

    • Иоанна д’Арк, меццо-сопрано или сопрано
    • Тибо д’Арк, отец Иоанны, бас
    • Раймонд, ее жених, тенор
    • Лионель, бургундский рыцарь, баритон
    • Дюнуа, французский рыцарь, баритон
    • Карл VII, король, тенор
    • Агнеса Сорель, сопрано
    • Архиепископ, бас
    • Бертран, крестьянин, бас
    • Воин, бас
    • Голос соло в хоре ангелов, сопрано

    Первое действие

    Франция XV века, разгар Столетней войны. Поляна перед заветным вековым дубом в селе Домреми. Беседуя, входят старик-крестьянин Тибо д’Арк, его дочь и жених ее Раймонд. Тибо торопится со свадьбой. В полное опасностей военное время, полагает он, Иоанне надо иметь защитника-мужа. Отказ Иоанны, убежденной, что ее ожидает иное призвание, вызывает гнев отца. У Тибо крепнет подозрение, что его дочь, уже давно упорно ищущая одиночества, спозналась с адскими силами.

    Раймонд пытается защитить Иоанну от страшного обвинения. В этот миг поляна заполняется крестьянами, спасающимися от английских солдат. Страшную весть принесли беглецы: осажден Орлеан, над родиной нависла смертельная опасность. При этом известии совершается перелом в душе Иоанны. Девушка выступает вперед. Она ободряет отчаявшихся, уверяя, что вождь англичан, непобедимый Салисбюри, уже не страшен. Иоанна сулит соотечественникам скорую победу над врагом. Ее слова, сперва встреченные недоверчиво, получают неожиданное подтверждение. Салисбюри убит под Орлеаном,— возвещает явившийся с поля боя воин. Народ во главе с Иоанной молится о победе и мире для исстрадавшейся родины. Толпа расходится. Вечереет. Глубокое волнение охватывает Иоанну. Ее час наступил. Но сомнение в своих силах тревожит девушку. Ей больно навсегда покинуть родное село, страшно взять на себя тяжкое бремя воительницы. Колебания длятся недолго. Иоанна решается на подвиг.

    Второе действие

    Зала в королевском замке Шинон. Слабый и переменчивый Карл VII готовится к бегству. Напрасно военачальник Дюнуа пытается вдохнуть в короля мужество. В момент полной безнадежности внезапные звуки труб возвещают о победе. Это Иоанна остановила бегущих и, выхватив из рук знаменосца боевое знамя, повела французов на врага. Вот она сама входит в залу, сопровождаемая воинами. Король под бурное ликование собравшихся вверяет спасительнице отчизны французское войско.

    Третье действие

    Первая картина. Местность близ поля битвы. Англичане и их союзники бургундцы разбиты. Победоносная Иоанна обезоруживает бургундского рыцаря Лионеля и уже готова поразить его, когда их взгляды встречаются. Смелая, беспощадная воительница полюбила впервые в жизни. Все воспитанные поколениями религиозно-аскетические представления восстают в ней против этой любви. Она чувствует себя отступницей от своего долга, великой грешницей. Лионель, охваченный любовью к Иоанне, переходит на сторону французов. Ласково принимает его Дюнуа, принесший радостную весть: Реймс, где должен венчаться на царство Карл VII, отворил ворота королю.

    Вторая картина. Площадь перед Реймским собором. Коронация только что окончилась. Сбылись самые восторженные мечты Иоанны. Спасена от врагов Франция. Король и народ славят Иоанну. Но нерадостно у нее на сердце. И когда среди всенародного торжества на площади внезапно является Тибо д’Арк и бросает дочери чудовищное обвинение в союзе с адскими силами, она молчит, не считая себя вправе защищаться. Ведь она согрешила, позволив земной любви овладеть своим сердцем. Разражается гроза. Оглушительные удары грома кажутся толпе, только что прославлявшей героиню, знаком божьего гнева. Все в страхе оставляют Иоанну. Один Лионель не бежит от нее, но потрясенная Иоанна видит в нем причину своего несчастья — он погубил ее душу. Вне себя от ужаса Иоанна убегает.

    Четвертое действие

    Первая картина. Уединенное место в лесу. Скрывшаяся от людей Иоанна не может побороть своего чувства. Она мучительно тоскует по Лионелю и страстным восклицанием встречает его неожиданное появление. Мгновение полного счастья. Но чувство вины снова овладевает Иоанной. Ей кажется, что она должна искупить свой грех пленом и смертью. Приближаются английские солдаты. Уже слышны их трубы. Иоанна молит Лионеля спастись бегством. Врываются враги. Защищая любимую, Лионель получает смертельный удар. Иоанна целует умирающего и без борьбы позволяет сковать себя.

    Вторая картина. Площадь в Руане. Провожаемая дружеским сочувствием народа, Иоанна всходит на костер. Страх и боль не пугают ее. «Кончены страданья!» — восклицает она. Огонь и дым охватывают Иоанну д’Арк, спасительницу своей родины.

    ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА — опера П. Чайковского в 4 д. (6 к.), либретто композитора по одноименной трагедии Ф. Шиллера в переводе В. Жуковского с использованием мотивов драмы Ж. Барбье «Жанна д’Арк». Премьера: Петербург, Мариинский театр, 13 февраля 1881 г., под управлением Э. Направника.

    Знаменитой воительнице из Орлеана посвящены произведения французских, итальянских, немецких, испанских композиторов — оперы Г. Андреоцци, Р. Крейцера, М. Карафы де Колобрано, Н. Ваккаи, Дж. Пачини, М. Белфа, Дж. Верди, А. Лангерта, Ж. Дюпре, О. Мерме, драматическая оратория А. Онеггера Жанна д ‘Арк на костре и др. Образ Жанны представлен и на хореографической сцене — в балетах У. Ривы, П. Брамбиллы (в соавторстве с П. Лихтенталем, хореография С. Вигано), в XX в. — Н. Пейко («Орлеанская дева»).

    Чайковский изучал книги по истории Франции, исследования о Жанне д’Арк, продумывая общий план будущей оперы. Ни одна из существовавших обработок темы не удовлетворяла его в полной мере. Шиллер, как известно, во многом отошел от истории, завершив трагедию гибелью героини на поле битвы. У Чайковского Иоанна умирает на костре. Ряд подробностей композитор взял из исторических трудов, а некоторые детали — из сценария оперы О. Мерме и драмы Ж. Барбье. В основном он все же сохранил верность Шиллеру, трагедия которого оставалась лучшей из всех обработок великой темы (неслучайно таким выдающимся событием в русском искусстве явилось позднейшее исполнение заглавной роли в этой пьесе гениальной М. Ермоловой). Работа над сочинением шла с необычайной даже для Чайковского интенсивностью. Начатая в декабре 1878 г., опера была завершена в эскизе 21 февраля 1879 г., а полгода спустя окончена партитура.

    Иоанна — плоть от плоти народа. В ее образе сочетается героическое начало с лирическим, безграничное мужество, верность долгу, патриотизм, готовность отдать жизнь за отчизну — с женской слабостью, суровость — с нежностью, мистический экстаз — с жаждой земных радостей. Многие страницы ее партии, особенно в первых действиях, по вдохновенности и благородству принадлежат к высшим достижениям Чайковского, да, пожалуй, и всей русской музыки. Композитор органически сочетал героику и лирику, психологическую правду с яркой театральностью. «Орлеанская дева» вобрала завоевания Чайковского в области психологической драмы, переключив их из интимной сферы в грандиозную историческую трагедию. Большую роль в ней играют хоровые сцены. Однако партитура неравноценна. Напряженность и сила воздействия во второй половине оперы несколько ослабевают.

    Все произведение, и в особенности заглавная партия, представляет безграничные трудности. Если в музыкальном отношении первая постановка благодаря Э. Направнику и ряду исполнителей находилась на большой высоте, то декоративно-постановочное решение было казенно-трафаретным. Сцена на площади перед Реймским собором развертывалась в тех же декорациях, что и площадь в Фаусте Гуно или в «Тарасе Бульбе» В. Кюнера. Ветхие декорации, чуждые по стилю опере и изображенной в ней эпохе, подержанные костюмы, мизерная обстановка, особенно в сцене коронации,— все это свидетельствовало о равнодушии дирекции императорских театров к новой опере русского композитора.

    В центре спектакля были М. Каменская, выдающаяся певица и артистка, мастерски передавшая все богатство чувств и переживаний своей героини, И. Прянишников — Лионель и Ф. Стравинский — Дюнуа. Постановка имела шумный успех, но, по-видимому, зритель не столько оценил талантливость и новаторство произведения, сколько увидел в нем уступку Чайковского традициям «большой оперы»; отзывы критики были отрицательными. Вскоре композитору пришлось по просьбе театра внести изменения в партитуру — переделать партию Иоанны для меццо-сопрано. В 1882 г. состоялась премьера в Праге, в 1886 г. — в Тифлисе (где партии Иоанны и Лионеля пели те же артисты, что и в Мариинском театре), в 1899 г. — в Московской частной опере (Е. Цветкова — Иоанна).

    Новая сценическая жизнь «Орлеанской девы» началась в 1945 г. с постановки на сцене ленинградского Театра им. Кирова (премьера — 19 декабря 1945 г., под управлением Б. Хайкина, режиссер И. Шлепянов, художник В. Дмитриев). В этом спектакле, явившемся крупнейшим событием, опера получила глубокое и верное истолкование. Решающее значение имело исполнение заглавной партии выдающейся артисткой С. Преображенской. Созданный ею образ был героичен и лиричен, благороден, возвышен и трогателен — все то, о чем мечтал Чайковский, было воплощено на сцене. Партию Лионеля мастерски исполнил С. Соломяк. Из других постановок следует назвать осуществленные в Харькове (1952) и Тбилиси (1957). В последние десятилетия восторженные отклики вызвал спектакль в Мюнхене в 1989 г. (режиссер Г. Купфер; В. Майер — Иоанна).

    А. Гозенпуд

    Добавить комментарий

    Закрыть меню