Бюрократический аппарат

Политическая роль бюрократического аппарата в государственном управлении

Организующая, направляющая и контролирующая роль государства в обществе достигается в процессе управления. Государственное управление — это воздействие государственных органов на общество в целом и на его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения их качественной специфики, совершенствования и развития, с целью реализации интересов господствующего социального слоя и в известной мере общества в целом.

Содержание, цели и принципы государственного управления зависят от господствующих в обществе экономических отношений, характера социально-политического строя.

Государственное управление осуществляется, прежде всего, и интересах господствующего класса, социального слоя. Вместе с тем оно направлено и на решение «общих дел», на обеспечение нормального функционирования и развития общества. Соотношение этих двух сторон государственного управления в реальной действительности может быть самым различным, может преобладать как одна, так и вторая сторона из лих двух сторон. Это зависит от конкретных условий, соотношения политических сил, особенностей лиц, занимающих руководящие посты и управлении и т. д.

Государственное управление бывает научным и ненаучным.

Управлять обществом научно — это значит познавать законы его функционирования и развития и на этой основе воздействовать па его развитие, своевременно вскрывать противоречия общественного развития, создавать условия для их разрешения, проводить реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения социальных сил. имеющихся материальных и иных ресурсов и т. д.

Ненаучное управление проявляется тогда, когда воздействие на общественную систему в целом и на ее различные звенья государственные органы и должностные лица осуществляют без учета действия объективных законов и тенденций.

Господствующий социальный слой государственное управление осуществляет не непосредственно, а через бюрократический аппарат. Бюрократический аппарат — это социальный слой, группа чиновников, на которую возложена функция повседневного управления. Он, как правило, характеризуется стабильностью, имеет сложную иерархическую структуру, пирамидальное строение, обусловленные разделением труда. Как правило, чиновники нижних ступеней управления не имеют реальных возможностей перехода на высшие ступени управления, при нарушении субординации они жестоко наказываются.

Бюрократический аппарат необходим для нормального функционирования любой политической системы, а вместе с тем и нормального функционирования и развития общества. Без него, с одной стороны, невозможно управление повседневными делами общества, а с другой — невозможно существование и нормальное функционирование господствующей политической системы. При отсутствии бюрократического аппарата господствующий социальный слой оказывается лицом к лицу с управляемыми массами. Последнее, как правило, взрывает политическую систему.

Политическая роль бюрократического аппарата — это роль посредника между господствующим социальным слоем и управляемыми массами. Эта его роль обусловливает и его положение в обществе. С одной стороны, бюрократический аппарат, выполняя волю господствующего социального слоя, противостоит массам, а с другой стороны, он и противостоит и этому слою. Одновременное противостояние бюрократического аппарата и господствующему социальному слою, и управляемым этим слоем массам обусловливает его автономное положение в обществе, способствует формированию его специфических, особых, в сути своей корпоративных интересов. Защищая свои интересы и интересы господствующего социального слоя, бюрократический аппарат вместе с тем вынужден выполнять и общие функции, обеспечивающие в той или иной мере упорядоченность, порядок в обществе.

Концентрируя в своих руках принятие решений, бюрократический аппарат тем самым охраняет господствующий социальный слой от недовольства масс, ослабляет их влияние на функционирование господствующей политической системы, а вместе с тем и па господствующий социальный слой.

Он в значительной мере ограничивает участие масс в политической жизни, ослабляет их возможности влиять на принятие решений, «позволяет» господствующему социальному слою удары недовольных масс направлять на него. Реализуя интересы господствующего социального слоя, бюрократический аппарат вместе с тем постоянно стремится к сосредоточению власти в своих руках. Если это ему удается сделать, то для общества наступают тяжелейшие времена. «В таких случаях политическая власть становится вездесущей, всемогущей и произвольной. Данная проблема может быть решена, по крайней мере частично, если в политической системе, какова бы не была ее природа, имеются институты, делающие возможным участие и эффективный контроль масс» (Санистебан Л. С. Основы политической науки. — М., 1992. — С. 97).

Как свидетельствует исторический опыт, бюрократический аппарат одинаково успешно выполняет волю как ранее господствовавшего социального слоя, так и вновь ставшего господствующим социального слоя.

Министерство образования Российской Федерации

Якутский государственный университет им. М.К. Амосова

Финансово-экономический институт

Кафедра социологии

Курсовая работа

по теме:

Бюрократизация аппарата управления

Выполнил:

студент Леонтьев М.Р.

II курс, гр. «УП – 01»

Научный руководитель:

Попов Е. П., профессор

кандидат философских наук

» » 2003г.

Работа оценена:

Якутск 2003

Введение ………………………………………………………..…..3

Глава 1. Понятие бюрократии ………………………..……..….4

Что такое «бюрократия» в обыденном понимании …………..…..4

1.1. Бюрократия Карла Маркса и В.И. Ленина……………..….…5

1.2. Рациональная бюрократия Макса Вебера

и дискреционная власть Мишеля Крозье……………..……..……7

Глава 2. Бюрократизация аппарата управления………… …14

2.1. Бюрократизация аппарата управления по М. Веберу………14

Заключение ……………………………………………………..…20

Приложения ………………………………………………….……21

Список использованной литературы …………………………..22

Введение.

Бюрократию мы все недолюбливаем. В нашем представлении она одновременно сочетает в себе противоречащие друг другу качества неэффективности и угрожающего могущества. С одной стороны, ее отличают некомпетентность, волокита и забота лишь о собственном благополучии; с другой — манипуляции, безответственность, многоначалие (кабинетолюбие, стололюбие) и т.п. Нет почти ни одного порока, который бы ей когда-либо не приписывался.

Тем не менее, бюрократия демонстрирует впечатляющую способность противостоять, выживать в любых формах, стилях государственного и организационного управления. Крупнейший теоретик бюрократии Макс Вебер писал: «Приближается диктатура чиновника». Очевидно, что бюрократия парадоксальным образом является необходимой, но неизменно порождает проблемы.

Бюрократизация аппарата управления это хорошо или плохо.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить, что же такое бюрократия, бюрократизм, как она участвует в нашей повседневной жизни, где мы с ним сталкиваемся. А может эти понятия воспринимаются нами так негативно только из–за некомпетентности одного корыстного человека или действительно бюрократия – это абсолютное зло, с которым надо бороться, что предлагают исследователи феномена бюрократии в связи с борьбой, нужна ли эта борьба или невозможна и многое другое.

Эти понятия – одни из основных в любом серьезном анализе или обсуждении механизмов современного государства, а теории бюрократизма являются центральной концепцией в классических теориях государственного и организационного управления, однако вкладывают в каждое из них разный смысл.

Глава 1.

Что такое «бюрократия» в обыденном понимании.

Недолюблимая нами слово «бюрократия», уходит корнями в античный мир. » В Древнем Риме грубая шерсть называлась «бюрра». Это слово было заимствовано французами – «бюр», превратившись затем в «бюро», как разновидность шерстяной ткани. В XVI веке этим словом обозначили стол, покрытый тканью, а в XVII веке начали называть кабинет, канцелярию, где стояли столы. В начале XVIII века возникло слово «бюролист», которым называли людей, работавших в бюро. А потом начали употреблять слово «бюрократия», означавшее власть бюро и бюролистов, канцелярии, чиновников».

«Введение понятия «бюрократия » обычно приписывается физиократу и экономисту Винсену де Гурнай, который в 1745 году обозначил так исполнительную власть. В научный оборот термин вошел благодаря Максу Веберу. Немецкий социолог обозначил им специфическое явление – систему организаций с ярко выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим строением и управленческой структурой».

Бюрократию мы все недолюбливаем. В нашем представлении она одновременно сочетает в себе противоречащие друг другу качества неэффективности и угрожающего могущества. С одной стороны, ее отличают некомпетентность, волокита и забота лишь о собственном благополучии; с другой — манипуляции, безответственность, многоначалие (кабинетолюбие, стололюбие) и т.п. Нет почти ни одного порока, который бы ей когда-либо не приписывался.

Почему мы к нему так негативно относимся, а может это лучшее, что есть в аппарате управления? А для того, чтобы попытаться разобраться в этом деле, необходимо рассмотреть, что же понимали под термином «бюрократия», выдающиеся ученые, подошедшие к этой проблеме с разных точек зрения.

1.1. Бюрократия Карла Маркса и В.И. Ленина.

Карл Маркс , впервые обратился к проблеме бюрократии в своей работе «К критике гегелевской философии и права» (1844) и принял гегелевскую точку зрения на государственных служащих как на особое сословие. Маркс видел в бюрократии не универсальное проявление государственного разума, но один «частных» классов наряду с буржуазией и пролетариатом. Бюрократия, согласно Марксу, есть необходимая форма организации капиталистического производства. Разделение труда и его отчуждение в производственных отношениях неминуемо порождают необходимость в руководящем аппарате и во всех всевозможных надзирателях.

Бюрократия в его описании – это абсолютное зло. Даже простой перечень марксовых пунктов критики бюрократии выглядит впечатляюще. Здесь и подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного человека, «присвоение государства» чиновничеством; и органическая неспособность решать подлинные проблемы, отсутствие государственного разума у бюрократии; и карьеризм как образ ее жизни; и формализм… Бюрократия по Марксу, есть организм – паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителем всеобщих интересов.

Марксистский подход к изучении бюрократии отличается от остальных, своей ориентированностью на макроэкономические стороны проблемы. Наибольшее внимание уделяется в этой традиции не тому, как уменьшить расходы на бюрократический аппарат, а тому, каково воздействие бюрократии на общество и экономику в целом.

По Марксу государство не выражает интересы граждан, а само их задает. Задача чиновников в обществе только по форме поддерживать всеобщей интерес. Для Маркса бюрократия является «формальный дух государства». Государственные институты, и бюрократия в их числе, есть продукт отчуждения управления от управляемого субъекта. Это делает логичным вывод Маркса а политическом разделении труда, где должность перестает быть частной собственностью (в идеале – это община, коммуна).

Итак, по Марксу бюрократия это:

— Это есть «государственный формализм» гражданского общества;

— Бюрократия составляет, следовательно, особое, замкнутое общество в государстве;

— Бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства

Схвачено главное: связь бюрократии с властью, бюрократия как особый способ осуществления власти.

В. Ленин никогда не рассматривал бюрократию как класс, в его глазах это было всего лишь подлежащий искоренению буржуазный пережиток в советском аппарате. После октябрьской революции он начал с тревогой говорить о всепроникающем бюрократизме в партийном и советском аппарате и в конце жизни пришел к выводу, что если что и погубит социализм, так это бюрократизм. Бюрократизм по Ленину – это сложное социальное явление. Он как понятие означает господство канцелярии, «кабинетолюбия» и применяется для характеристики стиля управления. Бюрократия, отмечал Ленин, есть мнимое государство наряду с реальным государством.

В качестве одной из основных задач по созданию демократического аппарата власти В. И. Ленин выдвинул задачу изгнать из государственного аппарата «… все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократическо-капиталистического аппарата» . Борьбу с бюрократизмом В. И. Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение бюрократических извращений, возможных в условиях социализма в результате нарушения норм социалистической демократии. Главным орудием преодоления бюрократического стиля руководства в условиях социализма В. И. Ленин считал всестороннее развитие внутрипартийной, государственной и хозяйственной демократии в рамках осуществления принципа демократического централизма. В условиях социализма общество вырабатывает не только принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации, но постоянно с помощью критики и самокритики осуществляет контроль за соблюдением норм демократического централизма. Развивая и расширяя сеть организаций (экономических, политических, культурно-просветительские и др.), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членом организации, социалистическое общество одновременно расширяет возможности для привлечения масс к управлению обществ, жизнью и отдельными организациями

1.2. Рациональная бюрократия Макса Вебера

и дискреционная власть Мишеля Крозье.

В начале нашего века М. Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии как основы современного типа организации, пришедший на смену ее патриархальному (патримониальному) типу.

Она противопоставила себя системе патриархальной, средневековой администрации, при которой обычному рядовому человеку добиться справедливости было практически невозможно: сроков рассмотрения дел не существовало, порядок производства, и подведомственность их были крайне неопределенны.

Поиск Лекций

Бюрократизация государственного аппарата.

Бюрократизация госаппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур.

Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она превращалась в контрольный орган, наблюдавший за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась Ближняя дума — прототип кабинета министров.

В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие транс­формации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) сущест венно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы.

Столь же сложный путь проделала система центральных отрасле вых органов управления — приказов. Число приказов уменьшалось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1) 1699—1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в струк туре местного самоуправления, военная реформа;

2) 1710—1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов влас ти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение пер вой областной реформы;

3) 1719—1725 гг. происходит образование новых органов отрасле вого управления коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе.

По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно заме щать царя. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешне торговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочи ях Сената ничего не говорилось. Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности гене рал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только мо нархом.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и поря док работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, реги стратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписыва­лось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком». Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий: 1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизи онная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-Мануфактур-коллегия (Горнодобывающая и Промыш ленная). В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая По местный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую кроме функций уп равления промышленностью были возложены задачи экономичес кой политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функ ции горнодобычи и монетного дела. Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм и правил, детально рас писывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации госаппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного уп равления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточе ние управления финансами в едином учреждении — все это сущест венно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург: Сенат и коллегии создавались уже там.

Рекомендуемые страницы:

Бюрократический аппарат

Cтраница 1

Бюрократический аппарат нужен был Сталину в равной степени, как сам Сталин бюрократическому аппарату.  

Усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение ( орган политического надзора и сыска), составлен Свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы.  

Преодолевая сопротивление бюрократического аппарата, ученые вместе со своими соратниками сумели ограничить распространение и сыпного тифа, и желудочно-кишечных заболеваний в войсках и уменьшить распространение их в тыл России.  

Основные черты массивного бюрократического аппарата одинаковы для всех систем и стран мира, однако не везде отрицательно относятся к властным структурам и органам управления.  

Внутренние противоречия реального бюрократического аппарата, заложенные в основных принципах его функционирования, могут привести к полному крушению рациональной бюрократической структуры.  

Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже i i — ruo принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их пре-пре. Различные ведомства преследуют нередко противопо — иис цели; их работники часто дублируют работу друг друга. Устареи-iii программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, пшчивается документооборот. Все это требует огромных средств для пн-мия простых вопросов.  

Командно-бюрократическая система, бюрократический аппарат создавался Сталиным и был необходим ему для захвата и осуществления абсолютной власти в стране. Но вместе с тем и аппарату нужен был Сталин: он был гарантом стабильности власти аппарата, он обеспечивал многие привилегии для его работников, он, наконец, являлся его, аппарата, идеологическим воплощением.  

Восточная деспотия управляется огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Если в западной истории государство зависит от общества и так или иначе выражает интересы группы свободных людей, то тут все обстоит иначе. Здесь нет свободных людей — свободных воинов и собственников, а есть только государственные рабы, крестьяне ( часто находящиеся в еще более жалком положении) и чиновники, осуществляющие административное управление. В одном только древнем Шумере исследователи насчитывают от полумиллиона до миллиона государственных рабов, которые каждый день направлялись на ведение общественных работ, причем и работа и выдаваемые пайки строго документировались.  

Буржуазия нуждается в бюрократическом аппарате государства, монополий, обслуживающем интересы господствующего класса.  

С другой стороны, бюрократический аппарат правительственных структур страны проявляет нездоровую заинтересованность в изымании от акционерной компании важнейшей ее сферы — реализации алмазов на внешнем и внутреннем рынках и заменой ее, как и прежде, сдачей алмазов по директивно установленным ценам в Государственный фонд. Если такой факт свершится, то совершенно определенно можно констатировать, что алмазодобывающий комплекс, как и золото -, оловодобыча, угольные комплексы в стране, развалится моментально, ибо задолженность страны отраслям, социальным сферам, сроки ее погашения не сокращаются, а постепенно и постоянно возрастают.  

Правительство Венесуэлы для содержания бюрократического аппарата получает крупные займы у США на условиях 6 процентов годовых. Оно снизило заработную плату трудящимся, повысило налоги и цены на предметы первой необходимости, произвело девальвацию валюты.

В стране увеличивается безработица.  

Эдак вы, дружище, оправдаете любой бюрократический аппарат, — сварливо заметил Мегрэ.  

Что же касается, товарищи, бюрократического аппарата, а о нем очень много говорилось с этой трибуны, пытались найти этого самого бюрократа, думаю, что бюрократ этот многолик, это целая система. Эта система настолько сложная, настолько неуязвимая, что ее перестраивать как-то наполовину или на четверть, сокращать ее практически невозможно, потому что бюрократический аппарат способен к самовоспроизводству, как бы мы его ни сокращали, он становится все больше и больше.  

Эти особенности делают предсказуемым поведение служащих бюрократического аппарата и позволяют осуществлять координацию их деятельности. Благодаря правилам, уменьшается необходимость прямого надзора и обеспечивается управление. Один из недостатков организаций — неопределенность целей и средств их достижения.  

Исторически для России было характерно засилье колоссального бюрократического аппарата, естественной роли насилия и детальнейшей канцелярской регламентации всей жизни.  

Добавить комментарий

Закрыть меню