Бюджетное право

Введение
1.Понятие бюджетного права России
1.1. Правовые основы бюджетного права
1.2. Система бюджетного права
2. Бюджетное право в системе права Российской Федерации
2.1. Понятие бюджетного права в системе права РФ
1.4. Актуальные вопросы места бюджетного права в системе финансового права РФ
2.3. Понятие принципов бюджетного процесса на основе обзора материалов судебной практики
Заключение
Библиографический список

Фрагмент работы для ознакомления

Введение
Актуальность исследования. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т. е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория, бюджет это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расход. Рассматривается бюджет и в материальном смысле. По своему материальному содержанию бюджет это государственный централизованный фонд денежных средств.
Целью данной работы является исследования бюджетного права в системе финансового права РФ.
Для успешной данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать общетеоретические вопросы правовых основ бюджетного права и системы бюджетного права.
2. Исследовать понятие бюджетного права в системе права РФ
3. Выявить понятие Государственных органов, органов местного самоуправления, обладающих правом обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
5. Установить актуальные вопросы места бюджетного права в системе финансового права РФ
6. Проанализировать понятие принципов бюджетного процесса на основе обзора материалов судебной практики
Предметом исследования выступают процессы становления и разви¬тия бюджетного права в системе финансового права

Список литературы

Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. — 26.01.2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ (вступает в силу 1 января 2008 г.) \»О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации\» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 18. Ст. 2117.
Материалы судебной практики
4. Постановление КС РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П
5. Постановление КС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3-П
6. Постановление КС РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П;
7. Постановления КС РФ от 21 марта 2007 г. N 3-П
8. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П
9. Определение КС РФ от 14 января 2003 г. N 129-О
10. Определение КС РФ от 1 ноября 2007 г. N 721-О-О;
11. Определения КС РФ от 17 июля 2007 г. N 583-О-О
12. Постановления от 23 апреля 2004 г. N 9-П
13. Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 52;
14. Определение ВС РФ от 10 января 2008 г. N КАС07-667 и др.
15. Определение ВС РФ от 18 декабря 2007 г. N КАС07-640
16. решение ВС РФ от 8 августа 2007 г. N ГКПИ07-435
17. Решения ВС РФ от 17 апреля 2007 г. N ГКПИ07-6;
Научная и учебная литература
18. Бюджетное право и процесс: Учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. М.: Изд-во \»Эксмо\», 2008. 420с.
19. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Ливеровского. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 398с.
20. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.:ТК Велби, Изд-во\»Проспект\»,2008. 512с.
21. Запольский С.В. Финансы и право: Проблемы соотношения. Ежегодник МАФП, 2007; Сборник работ / Под ред. С.В. Запольского. М., 2005. 214с.
22. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М.: РАП; ЭКСМО, 2008. 197с.
23. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России. М., 2009. 418с.
24. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2009. 564с.
25. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. канд. юрид. наук, доц. В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева. М., 2007.
26. Конюхова Т.В. Комментарий к бюджетному законодательству // Право и экономика. 2007. N 23. С.4-11.
27. Конюхова Т.В. Важный шаг на пути совершенствования бюджетных правоотношений. // Журнал российского права. 2008. N 10. С.13-21.
28. Конюхова Т.В. К вопросу об актах бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 48.С.5-18.
29. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф.

Н.И. Химичевой. М.: Норма, 2007. 250с.
30. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система РФ // Серия: \»Учебники, учебные пособия\». Ростов н/Д: Феникс. 2009 215с.
31. Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий // Финансовое право. 2007. N 4. С. 5-13.
32. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008. 420с.
33. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби; Издательство \»Проспект\», 2008. 456с.
34. Худяков А.И. Основы теории финансового права. М.:Норма 2008. 518с.
35. Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. 210с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код 51989
Дата создания 2009
Страниц 30
Покупка данной работы временно недоступна.

Схема №33. Классификация норм бюджетного права

по составу:

Нормы бюджетного правапо своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Ø Бюджетно-материальные – закрепляют структуру бюджетной системы РФ, регулируют отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

Ø Бюджетно-процессуальные (процедурные) – регламентируют отношения в процессе составления проектов бюджетов, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления бюджетной отчетности.

Опр. Система источников БП – это совокупность нормативных актов, содержащих нормы БП:

1. Конституция РФ (ст.71, 72, 101, 104, 106, 114, 132).

2. Бюджетное законодательство:

· Бюджетный кодекс РФ № 145-фз от 31.06.98, действует с 2000 года.

· Законодательство, принимаемое на соответствующий год:

— ФЗ о федеральном бюджете,

— Законы субъектов РФ о бюджете,

— НПА ОМС о местных бюджетах.

· Законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения:

— ФЗ,

— Законы субъектов РФ,

— НПА ОМС. (пример – Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Новосибирске)

Подзаконные акты:

· Указы Президента РФ,

· Акты Правительства РФ,

· Акты федеральных органов исполнительной власти,

· Акты органов государственной власти субъектов РФ,

· Акты органов местного самоуправления.

4. Международные договоры РФ.

Бюджетные правоотношения.

Опр. Бюджетные правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.

Виды бюджетных правоотношений:

Бюджетные правоотношения являются сложносоставными. Они подразделяются на отношения в следующих сферах:

1. планирования формирования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,

2. распределения средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,

3. использования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,

4. отношения, формирующиеся в ходе бюджетного процесса,

5. отношения, возникающие в процессе бюджетного контроля,

6. отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особенности бюджетных правоотношений (их отличия от прочих финансовых правоотношений):

· как правило, они длятся в течение года,

· имеют специфических субъектов (РФ, субъекты РФ, МО).

Структура бюджетного правоотношения: 1) субъект, 2) содержание, 3) объект.

Субъект – это участник бюджетного правоотношения.

Бюджетное законодательство не содержит исчерпывающего перечня субъектов Бюджетного права либо участников бюджетных правоотношений. Однако, БК РФ (ст.152) определяет состав участников Бюджетного процесса.

Состав субъектов БП (схема №34):

Ø государство и его территориальные подразделения*:

o Российская Федерация в целом,

o Субъекты РФ (республики, края, области и т.д.),

o Местные АТО (города, районы, села);

*Право на соответствующий бюджет – это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных органов.

Ø органы государственной власти и местного самоуправления:

o Президент Российской Федерации;

o высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

o законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

o исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Ø органы управления государственных внебюджетных фондов,

(ВНИМАНИЕ!!! Органы фондов!!!

А сами фонды, как фонды денежных средств – НЕ СУБЪЕКТЫ!)

Ø органы государственного (муниципального) финансового контроля;

Ø прочие участники бюджетного процесса:

o главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

o главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

o главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

o получатели бюджетных средств;

Ø Банковская система:

o Центральный банк РФ,

o Кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Ø **.

**БК РФ не предусматривает никаких прав и обязанностей для физических лиц. Официальная точка зрения, высказанная Верховным судом, — физические лица не являются субъектами Бюджетного права. Однако в теории этот вопрос не прорабатывался.

Опр. Субъект бюджетного правоотношения – это лицо:

1. принимающее участие в распределении доходов и расходов между различными бюджетами,

2. либо являющееся участником бюджетного процесса,

3. либо получающее из бюджета денежные средства в различных формах (дотация, субвенция, субсидия, бюджетный кредит).

Бюджет — это слово английского происхождения, которое означает мешок, заключающий бумаги и счета. В современной экономической и правовой науке термин «бюджет» имеет несколько значений.

Так, с экономической точки зрения бюджет определяется как совокупность отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Экономическая наука рассматривает бюджет как обособленный фонд денежных средств. Как правовая категория бюджет представляет собой нормативный акт (чаще всего — закон), в котором содержится основной финансовый план государства, отражающий роспись его доходов и расходов.

Бюджет, как и казна, является важнейшим инструментом осуществления экономической политики государства. В Бюджетном кодексе РФ (п.2 ст. 97) под казной понимается имущество, принадлежащее административно-территориальной единице (России, субъекту РФ, муниципальному образованию). В то же время наука гражданского права отождествляет казну с юридическим лицом, статусом которого обладают вышеназванные субъекты.

Согласно ст. 6 БК РФ, «бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

С помощью бюджета государственная власть перераспределяет национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, разнообразны и сложны. Они возникают в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются не только нормами финансового права, но и таких отраслей, как конституционное право, гражданское право, налоговое право, муниципальное право, банковское право, валютное право, которые в своей совокупности образуют «бюджетное право», как комплексный институт российского финансового права. Данное обстоятельство основывается на закрепленной в конституции России модели федерализма, самостоятельности местного самоуправления, а также на сложных отношениях по регулированию текущей внутренней и внешней экономической политики.

Бюджетное право — основной раздел финансового права, включающий в себя нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы России; перечень бюджетных доходов и расходов; порядок распределения их между различными видами бюджетов; бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; а также нормы, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы России; перечень доходов и расходов бюджетов; распределение их между различными бюджетами и т.д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Значение бюджетного права определяется той важной ролью, которую играет бюджет государства в развитии общества.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, являются также: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 г.

Особое место в регулировании бюджетных отношений занимают нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативные акты Министерства финансов РФ и других органов финансового контроля.

Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. Но одновременно им присущи и некоторые особенности. Так, субъектами бюджетных правоотношений являются: РФ, субъекты РФ, местные самообразования, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные лица (частные физические и юридические лица). Особенность бюджетных правоотношений выражается в сочетании публично-правового и частноправового методов регулирования. Так, согласно ст. 31 БК РФ, законодательные и исполнительные органы государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации вправесамостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Это предполагает право на составление и исполнение собственного бюджета по доходам и расходам без вмешательства со стороны вышестоящих или нижестоящих органов государственного управления.

Бесконтрольное исполнение бюджета может привести к злоупотреблениям со стороны региональных или местных властей в вопросах использования собственных или привлеченных денежных средств. В связи с этим в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584, говорится о том, что «…реструктуризация просроченной задолженности субъекта Российской Федерации может проводиться в исключительных случаях при условии получения субъектом Российской Федерации, в соответствии с законодательно установленными критериями и процедурой, статуса «региона, находящегося в финансовом кризисе» с временным ограничением налогово-бюджетных полномочий региональных администраций». Эта позиция соответствует высказываемой ранее точки зрения, согласно которой в России необходимо установить меры по обязанности субъекта РФ, допускающего систематическое нарушение бюджетного законодательства, перевести бюджетные ресурсы в орган, указанный федеральным правительством для исполнения. В частности, по такому пути идет практика ряда стран (Индия и Бразилия).

Кроме того, правоотношения между бюджетом (административно-территориальной единицей) и бюджетополучателем (либо налогоплательщиком) строятся как административные правоотношения и в большинстве случаев регулируются предписаниями и запретами.

Добавить комментарий

Закрыть меню