Бюджетное финансирование инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиций

Цель государственного регулирования инвестиционной деятельности – направлять государственные капитальные вложения на структурную перестройку экономики, решение социальных задач, развитие приоритетных (в конкретный период) отраслей и регионов.

Бюджетное финансирование инвестицийосуществляется исходя из бюджетной политики государства в пределах объема государственных капитальных вложений, ежегодно утверждаемого в Законе о бюджете.

Бюджетное инвестирование предполагает расходование государственных бюджетных инвестиционных ресурсов (средств республиканского и местных бюджетов) на создание и воспроизводство основных фондов.

Государственные централизованные инвестиционные ресурсы могут непосредственно направляться на финансирование целевых программ, государственных нужд либо принимать форму гарантий и налоговых льгот для поддержки инвестиционных проектов.

В условиях перехода к рыночной экономике бюджетный метод инвестирования имеет основополагающее значение. Использование средств бюджета на финансирование капитальных вложений позволяет регулировать пропорции в уровнях экономического и социального развития территорий, создает благоприятные условия для активизации вложений других инвесторов.

Долгие годы бюджетный метод финансирования предполагал предоставление средств на безвозвратной, бесплатной основе, так что получавшие их субъекты хозяйствования не имели стимулов для рационального использования выделенных ресурсов. Несмотря на это, безвозвратное финансирование инвестиций продолжает оставаться необходимым в соци­альной сфере, просвещении, здравоохранении, науке и культуре. Часть бюджетных средств направляется в эти сферы и отрасли экономики на бесплатной основе, но другая часть предоставляется на условиях платности, срочности и возвратности. Государство перешло от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию поддержки в осуществлении эффективных инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, – к практике совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.

В Республике Беларусь ежегодно разрабатывается и утверждается государственная инвестиционная программа, в которой содержатся перечни строек и объектов, финансируемых как на безвозвратной и бесплатной основе, так и на условиях срочности, платности, возвратности.

Не менее 10 % общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, направляется в виде централизованных инвестиционных ресурсов в осуществление инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, при условии вложения самим инвестором не менее 20 % собственных средств от полной стоимости данного проекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов (предоставление централизованных инвестиционных ресурсов для финансирования инвестиционного проекта на условиях срочности, платности и возвратности) осуществляется через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы. Гарантии Правительства Республики Беларусь под банковские кредиты на инвестиционные цели выдаются в размере не более 40 % суммы фактически предоставленных банками кредитов.

В отношении инвестиционных проектов производственных отраслей оказание государственной поддержки обусловлено комплексной оценкой экономической эффективности проекта. Решение о финансировании принимается после изучения бизнес-плана и результатов экологической (а при необходимости – и научно-технической) экспертизы.

Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов обеспечивает более эффективное размещение и использование государственных инвестиционных ресурсов, получение коммерческого или социального эффекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения государственной комплексной экспертизы, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.

Основными критериями оценки инвестиционного проекта являются:

• его актуальность и соответствие стратегии развития отрасли;

• финансовое состояние организации-инвестора;

• технические, технологические, финансовые возможности и целесообразность его реализации в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

• обоснованность инвестиционных затрат и государственного участия в этом проекте;

• научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

• конкурентоспособность планируемой к производству продукции (работ, услуг), перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;

• сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах: направление средств для реализации высокоэффективных и социально значимых проектов; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований и др.

Доля участия бюджетных средств в общей сметной стоимости проекта зависит от его категории. Для проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, предусмотрен самый большой размер бюджетных средств – 80 % .

Для других проектов доля участия государственных бюджетных средств может составлять от 50 до 20 % . Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

• А – проекты, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции при условии защищенности ее патентами на изобретение как Республики Беларусь, так и других государств;

• Б – проекты, обеспечивающие производство пользующихся спросом на внешнем рынке экспортных товаров несырьевых отраслей, при условии, что доля поставки на экспорт должна быть не менее 30 % объема реализуемой продукции;

• В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с уровнем цен не менее чем на 30 % ниже по сравнению с импортируемой;

• Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Размер предоставляемых возвратных бюджетных средств составляет: для проектов категории А – не более 50 %, Б – не более 40%,В – не более 30%, Г – не более 20 %.

Финансирование выигравших конкурс инвестиционных проектов за счет бюджетных инвестиционных ресурсов осуществляется после проведения тендера на поставку товаров (работ, услуг), которые необходимы для реализации проекта. По результатам тендера составляется график платежей, согласно которому должны перечисляться собственные средства победителя конкурса, а также средства кредиторов, финансирующего банка и Министерства финансов Республики Беларусь – соответственно установленной доле участия государственных средств в проекте. Экземпляры графика предоставляются Минфину, банку и кредиторам.

Министерство финансов перечисляет банку долю централизованных инвестиционных ресурсов в пределах фактически произведенных затрат после зачисления предусмотренных в графике платежей – собственных средств победителя конкурса и средств кредиторов.

Бюджетные средства перечисляются банку для финансирования на возвратной основе объектов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, на основании договоров между Минфином, заемщиком и его вышестоящим органом об условиях выдачи и возврата бюджетных средств.

Данные средства зачисляются заемщику на его бюджетный счет в банке, чтобы последний мог по распоряжению заемщика перечислять средства исполнителям работ и поставщикам товарно-материальных ценностей.

Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также их своевременным возвратом осуществляют Министерство финансов Республики Беларусь, другие министерства и ведомства на основании ежемесячно представляемой заемщиком отчетности о их расходовании.

Срок пользования возвратными бюджетными средствами устанавливается с учетом нормативных сроков окупаемости капитальных вложений. Однако предельный срок пользования не может превышать пять лет со дня первой выдачи средств до полного их возврата.

Совершенствование бюджетного инвестирования связано, в частности, с выбором рациональных и эффективных направлений размещения средств по отраслям, территориям и предприятиям, предполагает выделение конкретных приоритетов инвестирования, ограничение сферы применения безвозвратного финансирования и одновременно – расширение возможностей для предоставления средств бюджета на возвратной основе.

Введение

1. Сущность, роль и направления государственных инвестиций

2. Формы финансирования инвестиционных проектов из бюджета

3. Порядок финансирования инвестиционных проектов из бюджета

Заключение

Список литературы

Введение

В работе рассматривается проблема финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета. Следует отметить актуальность темы. Российская экономика, как и экономика любой страны, в значительной степени нуждается именно в прямых инвестициях. Почему именно прямые инвестиции? Ответ на этот вопрос относительно простой. Время прохождения финансовых ресурсов от инвестора до расчетного счета компании при прямых инвестициях гораздо короче, чем при портфельных. Также принято считать, что прямые инвестиции более долгосрочные. Изношенность основных фондов в России практически всех предприятий достигает в среднем 70%, т.е. уже через 5 — 10 лет экономика будет не в состоянии удовлетворить потребности покупателей в большей части основных товаров. Кроме того, для обеспечения инновационного развития страны необходимо открытие и освоение новых производств и услуг, в том числе и субъектами малого и среднего бизнеса, испытывающими затруднения с финансовыми ресурсами. Потому финансирование перспективных проектов из государственного бюджета – актуальный вопрос на сегодняшний день.

Объект исследования – государственные инвестиции.

Предмет исследования – финансирование инвестиционных проектов.

Цель исследования – анализ форм и порядка финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета.

Задачи, решаемые в ходе работы:

— определение сущности, роли и направления государственных инвестиций;

— анализ форм финансирования инвестиционных проектов из бюджета;

— анализ порядка финансирования инвестиционных проектов из бюджета;

— изучение примеров государственного финансирования инвестиционных проектов в Росси и за рубежом.

Для выполнения использованы специальная литература и публикации по исследуемой теме, нормативные акты по данной проблеме, комментарии к ним.

1. Сущность, роль и направления государственных инвестиций

Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год1.

Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций2.

Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Государственные инвестиции направляются в основном на военные цели, а также на цели регулирования развития экономики.

Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.

2. Формы финансирования инвестиционных проектов из бюджета

Финансирование прямых инвестиций из государственного бюджета может производиться в следующих формах:

— прямые инвестиции в развитие государственных предприятий;

— прямые инвестиции на возвратной основе в частные проекты (важные для страны, региона, города);

— долевое участие в инвестиционных проектах.

Следует отметить, что проектное финансирование (финансирование капитальных вложений) со стороны государства регулируется специальным законом 3.

Согласно ст. 13 данного закона, решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

— в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

— бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Челябинская область, например, согласно принятому закону о стимулировании инвестиционной деятельности осуществляет следующую финансовую поддержку инвестиционных проектов:

1) предоставление областных государственных гарантий для обеспечения возврата денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности, под залог в пределах средств, предусмотренных в законе Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, устанавливаемом Губернатором Челябинской области;

2) предоставление субсидий, в том числе возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам коммерческих банков, полученным для финансирования капитальных вложений, процентов по облигациям юридических лиц, выпущенным для финансирования капитальных вложений, а также лизинговых платежей по договору лизинга в порядке, устанавливаемом Губернатором Челябинской области;

3) предоставление бюджетных кредитов под залог в пределах средств, предусмотренных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

4) предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области4.

Многие экономисты считают, что для экономического роста экономики инвестиционный капитал должен иметь следующий путь, и этот путь — единственный.

Когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями (доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересованно в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала (см.рис.1).

Государственные ценные бумаги в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в «локомотивные» объекты экономики (выпуск государственных ценных бумаг для привлечения денежных средств является не инфляционным вариантом решения данной проблемы в отличие от денежной эмиссии).

Рис 1. Возможное направление внешних инвестиционных средств в экономику России (через государство)5

Доходность рублевых «государственных инвестиционных ценных» бумаг в этом случае не должна превышать 8 – 15 % в СКВ (6 % «нормальная» ставка дохода, плюс 2 – 9 % премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е., при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении — выкупать. Доходность также может быть плавающей, т.е. гарантированный процент плюс возможный дополнительный доход, зависящий от различных обстоятельств.

Предприятия, а возможно и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы, после обновления основных фондов, хорошо поставленного менеджмента и эффективной работы могут быть частично приватизированы. Полученные от приватизации денежные средства направляются на погашение государственных ценных бумаг.

Локомотивной отраслью, может быть машиностроительная отрасль. Предпосылки для этого следующие:

Во-первых, объективно присутствует потребность обновления основных производственных фондов всех отраслей хозяйства, общий износ которых достигает в среднем 70%.

Во-вторых, машиностроение, создавая конечную продукцию с высокой степенью передела и добавленной стоимости, само является крупнейшим потребителем продукции других отраслей, начиная от металлов и энергоносителей, заканчивая продукцией нефтехимии, строительной и лесной промышленности. Машиностроение объективно является основным заказчиком инновационных разработок в широком спектре прикладных наук — от новых материалов до новых технологических решений, в том числе и в других отраслях хозяйства, куда поставляет свою продукцию.

Получателями бюджетных средств бывают предприятия всœех форм собственности, как участвующие в реализации целœевых государственных программ, так и осуществляющие собственные проекты, в случае если они удовлетворяют предъявляемым государством требованиям и прошли конкурсный отбор по размещению централизованных инвестиционных ресурсов. Условия и порядок конкурсного отбора подобных проектов определяются законодательными актами РФ.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов, наиболее важными из которых являются:

‣‣‣ получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;

‣‣‣ конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с учетом их экономической эффективности и приоритетности,

‣‣‣ целœевой характер использования бюджетных ресурсов.

‣‣‣ выделœение средств на возвратной и. как правило, возмездной базе и др.

Инвестор, победивший в конкурсе, вправе выбора формы государственной поддержки, которая можетосуществляться путем предоставления бюджетных инвестиций, бюджетного кредита͵ государственных гарантий, инвестиционного налогового кредита.

Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества объектов.

Бюджетный кредит должна быть предоставлен на условиях возмездной возвратности и наличия у заемщика соответствующего обеспечения. В качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредитамогут выступать банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% представляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности, а его оценка осуществляется в соответствии с законодательством.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом.

Государственные, или муниципальные, гарантии предоставляются и объёмене более 50% от общей суммы заемных средств, необходимых для осуществления проекта͵ на срок от 6 месяцев до 5 лет. Их конкретная величина зависит от категории проекта. Инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом.

Государственные, или муниципальные, гарантии предоставляются в объёме не более 50% от общей суммы заемных средств, необходимых для осуществления проекта͵ на срок от 6 месяцев до 5 леᴦ. Их конкретная величина зависит от категории проекта. Инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые.

Обязательным условием предоставления гарантии является проведение анализа финансового состояния получателя, предоставление им надлежащего обеспечения (до 100% от суммы) и отсутствие у него просроченной задолженности по денежным обязательствам перед государством или муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, предоставленным ранее.

Предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии реализуются после представления в уполномоченный орган документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом

Анализ финансового состояния заемщика в целях предоставления государственной или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации или финансовым органом муниципального образования.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определœенного срока и в определœенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в его базе лежат принципы срочности, платности и возвратности.

Инвестиционный налоговый кредит должна быть предоставлен по налогам на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. Его получатель вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия кредитного договора. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее 1/2 и не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии с НК РФ основанием для получения такого кредита являются:

1) проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защите окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населœению.

По первому основанию инвестиционный налоговый кредит должна быть предоставлен на сумму кредита͵ составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целœей. По второму и третьему основаниям суммы кредита͵ определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Как правило, инвестиционный налоговый кредит берут крупные предприятия. К примеру, в 2003 ᴦ. данным инструментом воспользовалось предприятие ʼʼБалтийский судостроительный заводʼʼ в целях реализации программы модернизации производства. При этом общий объём инвестиций составил около 1 млрд руб., а сумма налогового кредита – 145 млн руб. сроком на 7 лет.

С 1 января 2006 ᴦ. для российских предприятий открылась возможность получения государственного финансирования из специального инвестиционного фонда.

Согласно БК РФ ʼʼинвестиционный фонд Российской Федерации – часть средств федерального бюджета͵ подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерстваʼʼ (ст. 179.2).

Порядок формирования и использования средств инвестиционного фонда устанавливается Правительством РФ.

На средства инвестиционного фонда могут претендовать проекты, реализация которых соответствует приоритетам социально-экономического развития РФ и невозможна без участия государства.

Их минимальная стоимость должна быть не менее 5 млрд руб., при этом максимальный срок государственной поддержки – не более 5 лет. Предусматривается три формы государственной поддержки инвестиционных проектов: софинансирование (при этом частного инвестора – не менее 25%), предоставление гарантий по кредитам (не более 60% суммы займа) и участие в капитале (не менее 25%). Объем инвестфонда в 2007 ᴦ. составил около 110 млрд руб.

Бюджетное финансирование в любых его формах приводит к снижению стоимости капитала предприятия и является одним из наиболее дешевых выгодных способов привлечения средств. К его недостаткам следует отнести ограниченность по срокам и объёмам, а также сложность получения.

Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с осуществлением федеральных инвестиционных программ (Федеральная адресная инвестиционная программа, федеральные целевые программы), ведомственных, региональных и муниципальных целевых инвестиционных программ.

Предоставление государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой одновременное возникновение права собственности государства на долю в уставном капитале такого юридического лица и его имущества.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

Бюджетное финансирование всех инвестиционных проектов осуществляется на конкурсной основе и Инвестор может рассчитывать лишь на следующие формы финансовой поддержки государства в реализации отобранных на конкурсной основе проектов:

бюджетный кредит — предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере, установленном от действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговаривались в соглашениях, заключаемых Министерством финансов РФ с уполномоченными коммерческими банками;

закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализовались на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета;

предоставление государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

В настоящее время описанная форма финансирования инвестиционных проектов встречается довольно редко, но в нынешних условиях кризиса о ней стали чаще задумываться, как инвесторы, так и представители власти.

Ипотека

Ипотека — это залог недвижимого имущества, которое остается во владении и пользовании собственника.

Основными правовыми актами, которые регулируют вопросы ипотеки в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N° 102-ФЗ (далее — Закон об ипотеке).

Ипотечное кредитование — это выдача кредита банком под залог недвижимого имущества. Зачастую ипотекой называют вид кредитования, что является распространенной ошибкой и заблуждением.

Ипотечный кредит — только одна из составляющих ипотечной системы.

Имущество, которое может быть предметом ипотеки:

недвижимые вещи, указанные в статье 130 ГК РФ, права на которые зарегистрированы в порядке, установленном быть для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в статье 63 Закона об ипотеке;

предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

недвижимые вещи, указанные в статье 130 ГК РФ, права на которые зарегистрированы в порядке, установленном быть для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в статье 63 Закона об ипотеке;

предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат;

дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Развитие ипотеки предполагает существование специфических видов ценных бумаг – закладных и ипотечных облигаций.

Современная развитая экономика предполагает широкое использование ипотечного кредита. Опыт ведущих стран Запада показывает, что ипотека является наиболее предпочтительным видом обеспечения крупного кредита на длительный срок. Поэтому и для России ипотечный кредит является одним из перспективных направлений стимулирования банковских инвестиций и развития кредитного рынка.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности

Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций:

— Гранты и дотации. Это предоставление денежных средств под конкретный проект на безвозмездной основе.

— Долевое участие государства в качестве долевого вкладчика.

— Прямые (целевые) кредиты предоставляются конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с тем государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.

— Гарантии по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через определен­ные институты выступает гарантом возврата данного кредита, выпла­чивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств пред­приятием.

Государственное финансирование инвестиций в России мо­жет осуществляться в таких формах, как:

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета. При этом инвестиционные проекты выбираются на конкурсной основе. Основные требования к инвестиционным проектам предус­матривают, что:

— право на участие в конкурсе имеют инвестиционные проекты, связанные в пер­вую очередь с развитием экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств;

— срок окупаемости указанных проектов не должен превышать двух лет;

— инвестиционные проекты должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

2. Финансирование в рамках целевых программ. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет:

— средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

— внебюджетных средств;

— специальных фондов (создаваемых специально для осуществления целевых про­грамм);

— средств иностранных инвесторов;

— кредитов.

3. Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Привлечение средств ведется из иностранных источников, по которым воз­никают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта пога­шения таких кредитов (займов) другими заемщиками.

Добавить комментарий

Закрыть меню