Бюджет как экономическая категория

Понятие «финансы» применяется достаточно часто, например: государственные (общественные) финансы, финансы предприятии, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая деятельность, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.д. Один из вариантов его происхождения связан со средневековыми латинскими терминами «finatio, financia, financia pecuniaria», употреблявшимися в XIII-XIV вв. в значении «обязательная уплата денег, денежно-долговое обязательство». Слово «финансы» похоже также на английское «fine» (денежная пеня, пошлина за привилегию).

Во Франции в XVI в. это слово использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Множественное число этого слова (lesrfinances) означало все государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Именно во Франции в XVIII веке финансы сформировались в самостоятельную науку.

Во всех остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, которые исследовали надлежащее управление камерой – так во времена франкских королей называли помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства. Именно поэтому впоследствии так стали называть само учреждение (управление), заведовавшее государственным (камеральным) имуществом (Kammergüter).

С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении «государственное имущество и управление им» стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшее в русский язык из арабского (хазана).

Исторически финансы как категория связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. Появление государства в экономике имеет долгую историю, и практика здесь почти всегда опережала теорию. В Европе позднего средневековья или раннего капитализма в примитивных формах существовали централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг надзор за процентными ставками и внешней торговлей.

В процессе исторического развития значимость государства в экономической жизни постоянно менялась, однако его присутствие было необходимо. Именно поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы, современным аналогом которых выступают налоги, сначала в натуральной, а потом и в денежной форме.

В рабовладельческом и феодальном обществе государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов).

С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникли такие понятия, как «государственные финансы», «государственный бюджет», «государственный кредит».

Исторически финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. Из этого следует, что с помощью финансов реализовывались доходы и расходы государства в обществе. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним – и финансы как способ содержания этого института.

При этом способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что оно – в нашем случае государство – необходимо обществу.

Для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в историческом развитии, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью экономической системы. Именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого саморазвития, а при помощи экономического поощрения и наказания заставлять всех граждан соблюдать требуемые правила поведения.

Современные представители теории трансакционных издержек конкретизируют эту мысль следующим образом: функционирование общества было бы возможно без того или иного общественного института, но издержки такого существования были бы значительно больше, чем, если бы этот институт был.

Государство исторически развивалось, выполняя те функции, без которых общество не могло обойтись, поскольку оно делало это намного эффективнее и с более низкими, чем другие институты, издержками. То есть, если бы вместо государства возник некий частный институт, служащий интересам общества, на его содержание пришлось бы выделять больше национального дохода.

Например, только ли центральный банк страны может заниматься эмиссией денежных знаков? Частный коммерческий банк также способен этим заниматься, однако чьи интересы будут при этом приоритетны: общества в целом или частные интересы собственников и менеджеров данного банка? Следует ли в централизованном порядке отслеживать выполнение денежных обязательств заемщиками перед кредиторами? Разумеется. Кому поручить это? Государственным органам или частным структурам? Кто (теоретически) эффективнее будет отстаивать общественные интересы: государство или частное агентство? При прочих равных условиях, государство.

С помощью финансов осуществляется не только перераспределение доходов общества в пользу государства, но и наиболее эффективное их использование. Государство способствует формированию условий для повышения результативности хозяйственной деятельности. Следовательно, чем более домашние хозяйства и предприятия добиваются поставленных целей, тем более адекватно государство реализует свои функции.

Следовательно, можно заключить что:

1) финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом;

2) первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями, с одной стороны, и государством, с другой, по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Таким образом, именно государство стало первым основанием-фундаментом, на котором стали строиться и позитивная и нормативная теории финансов. Возникнув в XVIII в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег: изменения их функций, форм и механизмов обращения, как в национальных хозяйствах, так и в международных экономических отношениях. Будучи конкретной формой, в которой осуществлялось перераспределение национального дохода страны в пользу государства, деньги стали вторым основанием, на котором держится современная теория финансов.

С одной из функций денег – быть средством платежа (обязательство – товар – деньги – – товар – обязательство или обязательство – деньги – товар – деньги – обязательство) – и связано происхождение финансов. Если в функции обращения деньги – это посредник в одномоментном встречном перемещении денег и товаров, то функция средства платежа может реализоваться и при несовпадении перемещения товаров и денег, как во времени, так и в пространстве. Другими словами, увеличивается круг сделок между экономическими агентами, в которых продажа товаров или предоставление денежной суммы не сопровождаются встречным движением соответственно денег или товаров.

Такого рода сделки, как правило, заключаются с государством. Так, обязательство государства выполнить определенные функции в обществе – обеспечить, например, порядок на территории страны, построить автостраду или реабилитационный центр для инвалидов – можно принять в качестве обеспечения той части денежных доходов общества, которая в виде налогов и платежей перераспределяется в пользу государства. В этом случае предмет коллективного обмена – обязательство государства перед обществом выполнить определенные функции – трудно оценить в показателях полезности для каждого налогоплательщика. Часть общества вообще может не воспользоваться построенной, например, автострадой из-за отсутствия автомобилей, тогда возникает разрыв в движении денег и материальных ценностей. В результате такой сделки обмена обязательства государства на денежный эквивалент (налоги) населения возникает эффект перераспределения доходов одних хозяйствующих субъектов в пользу других, поскольку государство не только формирует собственные доходы, но и осуществляет их расходование. Такое денежное посредничество в сделках, в которых не происходит эквивалентного обмена материальных ценностей на деньги, относится уже к финансам.

В этом случае финансы выступают в качестве денежного инструмента, с помощью которого осуществляется обмен обязательств государства на денежные доходы граждан (налоги). Причем отличие финансов от денег в данном случае заключается в отсутствии эквивалентности во времени и в пространстве.

Такая ситуация в наиболее явном виде возникла во взаимоотношениях граждан и государства, поэтому и финансы первоначально связывались с обеспечением деятельности государства. Однако современные финансовые рынки и особенно их сегмент производных финансовых инструментов имеют дело с подобным же перераспределением доходов партнеров в результате сделки обмена, предметом которой является нематериальное обязательство участников, преследующих спекулятивную цель. Другими словами, в современной экономике количество неэквивалентных обменов между партнерами становится все больше, а следовательно, все шире используется механизм финансов, перераспределяющий доходы одних экономических агентов в пользу других.

С конца XX в. и в начале XXI в. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов – финансовых активов, обращение которых основывается на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Поэтому мы можем говорить о третьем основании финансовой теории – долговой природе современных финансов, функционирование которых происходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъективизации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты – домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации).

Таким образом, оказывается возможным сделать следующие выводы:

1) становление финансов было непосредственно связано с формированием и развитием государства в качестве хозяйствующего субъекта, функционирование которого обеспечивало общество путем перераспределения части национального дохода в его пользу;

2) финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег;

3) особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынков денег, на которых человеческий интеллект разрабатывает и внедряет особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из реального мира в Интернет.

Исходя из изложенного, финансы определяются как экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими объектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Похожие главы из других работ:

Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов

1.1 Финансы как экономическая категория

Теория финансов — это наука о специфических экономических отношениях, обусловленных существованием государства и развитием товарно-денежных отношений. Следует отметить…

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

1.2 Бюджет как экономическая категория

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета — определяющего финансового плана в жизни государства…

Инвестиции и их роль в экономическом росте на примере г. Перми

1. Инвестиции как экономическая категория

Налоги. Налоговая система РФ

1. Налоги как экономическая категория

Налоговые доходы бюджетной системы России

1.1 Налог как экономическая категория

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов…

Налогообложение и тенденции налоговой политики

1.1 Налоги как экономическая категория

Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Налоговый кодекс РФ (ст.8) так определяет налоги: «1. Под налогом понимается обязательный…

Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона

1.1. Бюджет как экономическая категория

Бюджет государства, а государство выражает интере-сы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом…

Роль госбюджета в сбалансированном развитии экономики

1.2 Государственный бюджет как экономическая категория

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода…

Система государственных финансов. Государственный бюджет, проблемы его регулирования

Финансы — это система отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств…

Создание эффективной системы управления прибылью на предприятии ПРУП «Минский завод специнструмента и технологической оснастки»

1.1 Прибыль как экономическая категория

Сущность и роль денег

1. Деньги как экономическая категория

Сущность и функции бюджета, его роль в социально-экономических процессах

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория

Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения…

Сущность и функции денег

1.1 Деньги как экономическая категория

Деньги появились тысячелетия назад и с давних пор являются предметом исследования сначала древних мыслителей, а затем экономической науки. Однако, несмотря на то…

Федеральный бюджет РФ

1.1 Бюджет как экономическая категория

В изучении бюджета большое значение имеет характеристика его как экономической категории. Бюджет является основным звеном государственных финансов и важной составляющей финансовой системы в целом…

Формирование, распределение и использование прибыли

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала…

Появление государственного бюджета как экономической категории обусловлено

a) потребностями экономических субъектов в финансовых ресурсах

b) возникновением государства как политической надстройки общества

c) необходимостью осуществлять бюджетное регулирование экономики

d) потребностью населения в денежных средствах

e) необходимостью финансового обеспечения нетрудоспособных членов общества

Принципы формирования бюджета Российской Федерации:

a) плановость

b) самостоятельность

c) независимость

d) достоверность

e) системность

f) сбалансированность

g) гласность

9. Функциональные элементы управления финансами:

a) финансовые ресурсы

b) финансовое планирование

c) стратегическое управление

d) оперативное управление

e) органы управления финансами

f) финансовый контроль

10. Количество уровней бюджетной системы зависит от:

a) волеизъявления населения

b) принципов построения бюджетной системы

c)государственного устройства страны

d) экономической целесообразности

e)полномочий органов государственной власти

11. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

a) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов

b) утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчета об их исполнении

c) составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

d) утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об их исполнении

12. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

a) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ

b) установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ, местным бюджетам и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов

c) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления

d) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования

13. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления:

a) установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к органам местного самоуправления

b) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ

c) установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета

14. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления:

a) составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета

b) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

c)определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов

d) осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, управление муниципальным долгом

e)установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

15. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти:

a) установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ

b) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений

c)установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ

16. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти:

a) установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету

b) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

c) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

d) предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

e) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов

Тема 15.

Государственный бюджет как экономическая категория

121. Задание {{ 121 }} ТЗ 1. КТ= 3 Т = I Тема 3-15-0 Тема 3-15-0

Логическая последовательность (по принципу «от общего к частному») понятий:

1:Доходы местного бюджета

2:Собственные доходы местного бюджета

3:Местные налоги и сборы

4:Земельный налог

122. Задание {{ 122 }} ТЗ 1. КТ= 1 Т = I Тема 3-15-0 Тема 3-15-0

Финансовой базой деятельности органов публичной власти является:

R совокупность бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления

£ внебюджетные фонды

£ финансовые ресурсы бюджетных учреждений

£ целевые бюджетные фонды

£ бюджетные заимствования

£ финансовые ресурсы коммерческих организаций, находящихся в государственной собственности

123. Задание {{ 123 }} ТЗ 1. КТ= 1 Т = I Тема 3-15-0 Тема 3-15-0

Черты, характерные для бюджетного фонда:

£ в составе бюджета не могут выделяться целевые бюджетные фонды

£ каждый вид доходов бюджета имеет четкое закрепление за конкретными видами бюджетных расходов

R виды бюджетных доходов не закреплены за конкретными видами бюджетных расходов

R высокая маневренность бюджетных средств

R в составе бюджета могут выделяться целевые бюджетные фонды

124. Задание {{ 124 }} ТЗ 1. КТ= 1 Т = I Тема 3-15-0 Тема 3-15-0

Совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования и использования бюджетов всех уровней, называется:

£ государственным бюджетом

R бюджетной политикой

£ бюджетным механизмом

£ бюджетным правом

£ бюджетным планированием

£ бюджетным процессом

125. Задание {{ 125 }} ТЗ 1. КТ= 2 Т = I Тема 3-15-0 Тема 3-15-0

Появление государственного бюджета как экономической категории обусловлено:

£ необходимостью финансового обеспечения нетрудоспособных членов общества

£ потребностями экономических субъектов в финансовых ресурсах

£ необходимостью осуществлять бюджетное регулирование экономики

R возникновением государства как политической надстройки общества

£ потребностью населения в денежных средствах

126. Задание {{ 126 }} ТЗ 1. КТ= 2 Т = I Тема 3-15-0 Тема 3-15-0

Объектом распределения посредством бюджета выступают:

£ стоимость валового внутреннего продукта

R национальный доход

£ чистый доход

£ излишки оборотных средств

R некоторые элементы национального богатства

£ прибыль

127. Задание {{ 127 }} ТЗ 1. КТ= 2 Т = I Тема 3-15-0 Тема 3-15-0

Виды распределения, осуществляемые посредством бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления:

R межтерриториальное

R межотраслевое

£ внутриотраслевое

R между сферой материального производства и непроизводственной сферой

£ внутрихозяйственное

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Гришин В.А. (МГТУ)

Наука призвана объяснять экономические явления и на этой основе прогнозировать развитие. Экономическая наука является позитивной, отвечающей на вопрос, что происходит, а не на вопрос, как должно быть. Чем адекватнее будет анализ происходящего, тем корректнее будет прогноз. Иными словами, экономическая теория может быть объективной в том смысле, как и естественные науки. Кстати, о науке. Что говорит она о финансах.

Во-первых: в мировой экономической науке нет какой-то одной теории, которой придерживались все или большинство специалистов. Есть набор экономических доктрин пригодных для тех или иных конкретных условий. Когда кто-то настаивает на существовании какой-то общепризнанной экономической теории, то либо он занимается политиканством и сознательно вводит в заблуждение, либо имеет весьма ограниченные знания. Крупнейший экономист 20 века Д.М.Кейнс, например, категорически отрицал возможность создания в принципе некой сверх-теории, объясняющей все экономические ситуации. Дело в том, что нет абстрактной, спирально замкнутой финансовой системы. На денежное обращение, например, оказывают влияние факторы, которые нельзя считать чисто экономическими. Например, менталитет нации, доверие населения к своему правительству…

Если бы экономика представляла собой жесткую, неизменную схему, не было бы нужды в дальнейших исследованиях экономических законов и категорий. Но жизнь меняется каждый день, меняются производительные силы, производственные отношения. И все определения верны сегодня, пока действуют товарно-денежные отношения, пока обществом управляет государство, факт наличия которого делает необходимым категорию финансов. Изменятся условия, и новое поколение выработает свои экономические законы и категории. В реальной действительности всякая категория -это отражение нашего уровня знаний. Понимаем мы их или нет они существуют в обществе. Если их не учитывать, то они напомнят о себе сами.

Через кризисы, например.

Экономические категории не поддаются ранжированию — каждая категория выполняет свой функции и в этом качестве она не заменима. Нет категорий второстепенных или более важных. Также нужно помнить об абстрактном характере самих категорий, о границах их функционирования.

Экономическая категория не просто отражает наш уровень знаний о реальных процессах, происходящих в реальной действительности. К познанию законов экономики и категорий, обслуживающих ее, мы приходим постепенно.

Нам известны экономические категории. Это: товар, стоимость, цена, кредит, финансы. Они достаточно подробно описаны в трудах представителей классической политэкономиии. Их наличие и содержание не оспаривается. Меняются лишь выводы о роли той или иной категории в общественной жизни. Финансовая политика государства может быть той или иной, но в условиях превалирования товарно-денежных отношений экономические категории всегда будут выполнять свои основные функции. Так финансы- это система денежных отношений по формированию и использованию фондов для нужд государства, и это верно при любом политическом строе.

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. При раскрытии такой экономической категории как государственный бюджет целесообразно отразить три его характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так государственный бюджет -это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств. И его сущность как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций. Но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Объективные — это уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений и др. Субъективные-тип государства, политика правительства, уровень науки.

С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сглаживает отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. При этом бюджет становится важнейшим инструментом государственного регулирования. Достигается это посредством:

  • налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них.
  • бюджетного финансирования общегосударственных программ.
  • финансовой поддержки некоторых отраслей.
  • образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики.
  • социальных гарантий.

Добавить комментарий

Закрыть меню