Быт и обычаи

• Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.

• Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.

• Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде.

В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.

• Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.

• С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь елив Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.

• В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

• Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

• Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.

• Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.

• Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18-22 лет.








Пятистенные избы, деревянные полы и печные трубы в избах стали делать только с конца 19 века, когда крестьяне — отходники познакомились с городским укладом жизни.

Святой угол, божница, широкая скамья: здесь усаживали гостей, укладывали и покойника, воздавая ему тем самым последние почести.

А в обычные дни, во время трапезы, место на конике (в красном углу) занимал хозяин дома. От святого угла вдоль всей боковой стены, в которой были прорублены окна, стояла скамья, называемая лавкой. От неё в сторону печки отходила короткая, но широкая скамья, называемая «залавком» или судной лавкой. На нём готовилась пища, стояли вёдра с водой, кое-какая посуда. Более мелкая посуда и некоторые продукты хранились на печных или настенных шкафчиках. Но это было только в богатых семьях.

Печки использовались для сушки зерна, одежды, обуви, пеньки, конной сбруи; она служила и местом отдыха для всей семьи, особенно в холодное время года. Сбоку, к печке пристраивался небольшой закуток, который назывался «приступком» или «телятником». В нём обычно содержался телёнок, а наверху «телятника» кто-либо спал. Это место для отдыха было самым лучшим. От приступка до самого потолка делались нары (палаты), где спали взрослые дети, хранились различные вещи.

К одной из потолочных балок прикреплялась «люлька». Люльки делались из досок, липовой коры или плелись из лоз.

Бань в деревнях не было. Купались только летом в прудах или речках, да и то в белье. Боялись при посторонних обнажать своё тело. В повседневной жизни взрослые люди ограничивались мытьём головы (по субботам, когда меняли бельё).

Одеждой у мужчин были посконные рубахи и порты, а у мальчиков лет до 12, только рубахи. Женские рубахи шились до пят. Чтобы рубахи не мешали работе, их подвязывали по талии шнурками и образовывали напуск (пазуху)- для женщин своеобразный карман. Праздничные рубахи из льняного холста украшались вышивками. У мужских рубах узорами расшивались манишки и воротники, а у женских, главным образом, рукава, от плеча до локтевого сгиба (полик). В подмышечную часть рукава обычно вшивались лоскутки красного ситца. Лоскутки выполняли роль оберегов. По поверью красный цвет по краям предохранял тело от проникновения к нему нечистой силы.

В повседневной жизни девушки всегда ходили в посконных или льняных рубашках, а замужние женщины и вдовы должны были поверх рубах одевать особый вид юбки, называемой «панёвой». Одевали они и разновиднрсть передника, с рукавами, называемыми «завеской». Нижнюю часть «завески» всегда украшали вышивками или цветными лентами.

Девушки заплетали косу с лентами и ходили с непокрытой головой. Женщины прятали волосы под чепчик (повойник).

По качеству и красоте одежды судили о достоинствах и недостатках, отдельного человека, семьи, села, деревни.

Из обуви были повседневные и писаные лапти, онучи, оборки. Плели лапти и из ржаной соломы. Главная одежда зимой и осенью — свита. Зимой роль поддевки выполнял зипун из грубого сукна, расклешенный книзу. Он имел понизу геометрические рисунки и две ременные застежки.

Расшитыми рушниками украшали избы.

Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. К вареву (борщу) использовали хрен, редьку, острый перец, приправы.

Стол после ужина не убирали — оставляли домовому.

Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, ставшими вкладом в мировую культуру.

Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области и технике. Лисянский и Крузенштерн совершают первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 годы). В 1819 году Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. В 1819 году начинает работу Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. Гениальный прорыв в математике совершил разработкой неэвклидовой геометрии профессор Казанского университета Лобачевский. В области физики электричества крупные открытия принадлежат Петрову и Ленцу. В органической химии прославился Зинин, основатель школы русских химиков. Выдающимся медиком стал Пирогов, участник обороны Севастополя. Исследования в области обезболивания принесли ему мировую известность.

Среди технических достижений России известны электромагнитный телеграф, созданный Шиллингом в 1832 году – раньше, чем Морзе. Прославился в области электрохимии и электротехники Якоби, который в 1849 году построил первый в мире электроход. Одна из первых в мире и первая в России паровая железная дорога построена в 1834 году на Урале отцом и сыном Черепановыми. В 1837 году железная дорога соединила Петербург с Царским Селом.

В явном противоречии с развитием науки и потребностями страны пребывало просвещение. Хотя в первой половине XIX века было открыто 5 новых университетов, образование оставалось типично сословным. В ВУЗах могли учиться только представители привилегированных сословий, в высшей и начальной школе господствовал жёсткий административный и идеологический контроль. Царило религиозно-монархическое воспитание, насаждалась идеология уваровской триады – теория «официальной народности».

Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм. Важнейшим её представителем был баснописец Крылов, поднявшийся до политической и социальной сатиры.

Основоположником русской литературы нового времени стал величайший поэт А.С.Пушкин. Его появлению предшествовало творчество поэтов-романтиков Жуковского и Батюшкова. Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым. Его «Герой нашего времени» открыл серию русского классического романа XIX века.

Крупным литературным явлением было творчество Кольцова и Тютчева. 40-е годы стали «гоголевским периодом» русской литературы. К гоголевской реалистической школе принадлежат крупнейшие авторы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский. Усиливается демократическая направленность литературы, очевидная в творчестве Некрасова. К середине XIX века относится начало творчества Тургенева.

В первой половине XIX века в России формируется оригинальная музыкальная школа. В 20-30-е годы развернулось творчество ярких композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова, Верстовского. Их искания подготовили появление Глинки – основоположника русской музыкальной классики (оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»). Младшим современником Глинки был Даргомыжский, создавший оперы «Русалка», «Каменный гость» и другие.

Всё более заметную роль в жизни общества играл театр. Классическими произведениями драматургии стали «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» Грибоедова, а в начале 50-х годов первые пьесы Островского. Особую известность приобрёл Малый Московский театр – во многом благодаря сценическому дарованию М.С.Щепкина, сына крепостного крестьянина.

В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись, связанная с императорской Академией художеств. Ее блестящими представителями были Брюллов («Последний день Помпеи») и Иванов. Вместе с тем появляются новые имена, не связанные с академизмом (Венецианов, Воробьёв, Федотов). Важную роль сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 году. Прославились портретами своих современников из разных слоёв общества Кипренский и Тропинин. Широкое признание получил маринист Айвазовский.

Зодчество первой половины XIX века развивалось в русле классицизма. Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными и оригинальными чертами, создают так называемый русский ампир.

В Петербурге возводятся Казанский собор (А.Н.Воронихин), Адмиралтейство (А.Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси), ансамбль Александринского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве – Голицынская больница, Большой театр (О.И.Бове), Большой Кремлёвский дворец (К.А.Тон).

Появляются памятники в честь выдающихся деятелей России: в Москве установлены памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли (В.А. Орловский). П.К.Клодт создаёт знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.А.Крылову.

Слайд 1

Быт и обычаи России в первой половине XIX века Презентация Морозовой Марии Сергеевны, 8 Б класс Преподаватель: Кузякова Галина Валерьевна

Слайд 2

Введение Быт и обычаи в начале XIX века в России напрямую зависели от сословия, к которому принадлежал человек.

Общими как для богатых, так и для бедных слоев населения оставались лишь церковные праздники. Для большинства населения быт сохранял традиции и обычаи прежних времен. Масленица в России в XIX веке

Слайд 3

Архитектура и жилище Посмотрим , где жили представители разных слоев населения. Крестьяне жили в избах из дерева. Основным инструментов для постройки был топор, поэтому и говорили «срубить дом» . Тяжелыми были условия жизни рабочих, они жили в городских казармах, где вдоль коридоров размещались комнаты, с большим количеством кроватей. Дома богатых мещан и купечества были в основном каменными, однако можно было встретить и такие, у которых нижняя часть была каменной, а верхняя – деревянной . Все большую популярность приобретали загородные усадьбы

Слайд 4

Одежда Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны продолжала носить те же предметы одежды, что носили их предки. Более обеспеченные люди носили городской костюм, который являлся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Рассмотрим костюмы трех сословий: крестьянства, купечества и дворянства.

Слайд 5

Одежда крестьян Крестьянская одежда практически не изменилась по сравнению с прошлыми годами. Женщины продолжали носить рубахи , сарафаны или юбки, по праздникам кокошники или платки. Мужчины носили рубаху, армяк и порты из грубой ткани. Головным убором для мужчин служили валяная шапка, картуз. Популярными в начале XIX века стали «гречневики» — головные уборы, напоминающие по форме лепёшку из гречневой муки . И мужчины, и женщины летом носили лапти, зимой – валенки или сапоги.

Слайд 6

Одежда купцов В купеческом костюме еще долгое время прослеживались черты крестьянской одежды. Мужчины носили зипуны, кафтаны. Позже появились сюртуки. На ногах мужчины носили сапоги . Зимой носили шубы , меховые шапки. Интерес вызывает одежда купчих. Своей безвкусицей она вызывала смех у всех слоев населения. Женщины, сравнительно недавно разбогатевшие, хотели похвастаться богатством. Поэтому платья они украшали различными бантами, пестрыми цветами, делая их максимально яркими. Также купчихи надевали огромное количество украшений. Неизменным атрибутом купчих была шаль или цветной платок, которые добавляли образу еще большей комичности.

Слайд 7

Одежда дворянского сословия Наиболее разнообразной и красивой была дворянская мода. Женские платья шились из тонких тканей. Это было очень красиво, но не соответствовало климату России. В XIX веке стали популярны рединготы – верхняя одежда, по форме напоминающая платье. Зимой оно подбивалось мехом. Низ платья украшали вышивкой, цветами, оборками. Глубокое декольте, которое было тогда в моде, дамы прикрывали шемизеткой. Завершить образ помогали самые различные украшения . Мужская одежда также отличалась своей утонченностью. Повседневной мужской одеждой были редингот, фрак , который носили с панталонами и жилетом, высокая шляпа (цилиндр), на ногах носили высокие сапоги.

Слайд 8

Питание Глав­ным про­дук­том пи­та­ния у кре­стьян оста­вал­ся хлеб . Упо­треб­ля­ли в пищу много ово­щей , мясо же бед­но­та упо­треб­ля­ла редко . Это объ­яс­ня­лось не толь­ко пло­хим до­стат­ком , но и оби­ли­ем цер­ков­ных по­стов. Зато в изоби­лии люди ели рыбу . Также можно было встре­тить на сто­лах яйца и мо­лоч­ные про­дук­ты . Ос­нов­ны­ми на­пит­ка­ми были квас, пиво, сби­тень . По­сте­пен­но раз­ви­ва­лась куль­ту­ра чае­пи­тия . На­ли­чие в доме са­мо­ва­ра или чай­ных при­бо­ров счи­та­лось при­зна­ком до­стат­ка хо­зя­ев . На де­серт ели ягоды и фрук­ты , ва­ре­нье . Выс­шие слои на­се­ле­ния пред­по­чи­та­ли не тра­ди­ци­он­ную рус­скую кухню , а ев­ро­пей­скую . В ра­ци­он пи­та­ния рус­ской знати вхо­ди­ли такие про­дук­ты , как шо­ко­лад, биск­ви­ты , во­сточ­ные сла­до­сти. Ува­жа­ю­щий себя дво­ря­нин пы­тал­ся за­ве­сти в доме вин­ный по­греб .

Слайд 9

Семья и семейные обряды Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений — родителей и их детей. Часто в семье насчитывалось 7—9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников. Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Обязательным было и крещение каждого ребенка в первые месяцы жизни. Отпевание также относилось к числу главных обрядов. После женитьбы сына родственники помогали ему построить собственный дом и обустроить его. Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период.

Слайд 10

Обычаи и досуг Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями . К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами . Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками. Накануне Рождества и после Нового года гадали . Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед постом следовало вкушать жирную пищу. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряженных тройками. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодежи, катание на качелях.

Слайд 11

Обычаи и досуг Однако в некоторых вещах различия между более и менее обеспеченными семьями прослеживались. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование . Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении. В богатых столичных домах ежедневно обед накрывался на 100 человек. А бал или званый вечер мог обойтись хозяину в 50 тыс. рублей . Крестьянство проводило основную часть времени в труде. Но после того, как Павел I запретил привлекать крепостных к работам в выходные и праздничные дни, крестьяне стали больше времени в эти дни проводить в совместных гуляньях и праздничных развлечениях.

Слайд 12

Подведем итоги Пер­вая по­ло­ви­на XIX в. в Рос­сии – время , когда в жизнь об­ще­ства прони­ка­ет всё силь­нее за­пад­но­ев­ро­пей­ские культура . В то же время со­хра­ня­ют­ся и рус­ские тра­ди­ции и обы­чаи . Всё это вело к со­зда­нию новой са­мо­быт­ной жизни Рос­сий­ской им­пе­рии.

Слайд 13

Похожие главы из других работ:

Влияние декабристов на развитие Забайкальского края

1.2 Первая революционная мысль в России

Исполнилось сто восемьдесят пять лет со дня восстания декабристов. В памяти народной никогда не изгладится революционный подвиг тех, кто в первой четверти XIX века самоотверженно выступил против режима монархии…

И.В. Сталин как государственный деятель

Глава II. Революционная деятельность

23 апреля 1900 года Иосиф Джугашвили, Вано Стуруа и Закро Чодришвили организовали рабочую маёвку, на которую собралось 400—500 рабочих. На митинге, который открыл Чодришвили, среди прочих выступил Иосиф Джугашвили…

Календари как источники для реконструкции древней картины мира

§ 1. Индоевропейская традиция составления календаря

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению, составу входящих в них элементов и разнообразию выполняемых функций…

Общественная жизнь России во второй половине XVIII в

6.Революционная традиция

Революционная традиция просветительства связана с деятельностью А.Н. Радищева, автора оды «Вольность» сочинений «Путешествие из Петербурга в Москву». «Письмо другу, жительствующему в Тобольске» и др…

Особенности таможенно-тарифного регулирования в 1822–1844 гг.

1.1 Внешняя политика России в начале XIX века

В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с национальными, геополитическими…

Политический кризис в России начала XX века

1. Политический кризис в России в начале XX века

1.1 Экономический кризис. Обострение внутриполитической обстановки За промышленным подъемом 90-х годов XIX в. последовал мировой экономический кризис 1900-1903гг., который подорвал платежеспособность крупных российских коммерческих банков…

Работа Д.И. Менделеева по развитию метрологии в России

Глава 1. Развитие метрологии в России до ХХ века

Первым, известным историкам, письменным упоминанием о мерах, применявшихся на Руси, является Устав князя Владимира, относящийся к 996 году. Устав предписывал: «извесы и мерила блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити»…

Революции 1917 года в динамике развития российской цивилизации. Историографические подходы

3.1 Континентальная традиция по Н. Верту

Одной из первых книг по советской истории, изданных на русском языке сразу после распада СССР, была книга французского историка Николя Верта «История Советского государства. 1900-1991″…

Реформы Екатерины II Великой

7.

Екатерина и революционная Франция

В отношении русского самодержавия к событиям во Франции прослеживается два этапа. На первом из них, продолжавшемуся, впрочем, недолго, царский двор рассматривал начавшуюся революцию во Франции как событие повседневной жизни…

Реформы Петра I

1.1 Положение России в конце XVII века

В странах Западной Европы в XVI — XVII веках произошли важные исторические события — Нидерландская буржуазная революция (XVI в.) и английская буржуазная революция (XVII в.). В Голландии и Англии утвердились буржуазные отношения…

Российское просвещение в XIX веке и его роль в цивилизационном обновлении страны

2. Культура России XIX века

2.1 Россия в начале 19 века Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики…

Россия в начале XIX века

1. Экономика России в первой половине XIX века

Формирование капиталистического уклада. К концу XVIII века Россию отличало стабильное в целом хозяйство, основанное на крепостном крестьянском труде…

Русские революции в воспоминаниях современников

1.3 Революционная ситуация на рубеже 70-80-х годов

Крестьянская реформа не смогла решить проблемы в сельском хозяйстве страны. Помещичье землевладение оставалось главным тормозом в его развитии. В деревне росло малоземелье, увеличивались недоимки и нищета…

Социально-экономическое развитие истории России к концу XIX-началу XX века

3. Результаты социально-экономического развития России конца XIX века — начала XX века

Социально-экономическое развитие истории России к концу XIX-началу XX века

3.1 Результаты социально-экономического развития России конца XIX века — начала XX века

В крестьянском секторе России наблюдается серьезный прогресс. Большую роль в этом играли урожайные годы и рост мировых цен на зерно, но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства…

Добавить комментарий

Закрыть меню