Бухгалтерский учет в Германии

Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности и удовлетворяют финансовые запросы компаний. Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма.

Хозяйственным правом Германии бухгалтерский учет рассматривается как достоверная информация о предприятии, касаемо его доходах, расходах, прибыли и задолженности.

  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ГЕРМАНИИ
  1. Законодательное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Германии

Система бухгалтерского учета Германии согласно распространенной в России классификации национальных систем бухгалтерского учета относится к континентальной учетной модели. Основными чертами германской модели являются: преимущественно государственное регулирование бухгалтерского учета, ориентированность на интересы кредиторов и доминирование принципа осторожной оценки, интеграция налогового учета в систему бухгалтерского учета

В мире сложились два направления правового регулирования бухгалтерского учета, различающиеся по типу законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни. К первому типу относятся страны, которые имеют разветвленный кодекс законов, касающихся бухгалтерского учета. К второму – страны, использующие законодательство общеправовой ориентации.

Германия относится к первому типу. Законы здесь носят жёстко определяющий характер, представляя собой серию предписаний типа «вы должны». Это значит, что физические и юридические лица должны следовать букве закона. Учетные стандарты возводятся в ранг государственных законов. Процедуры ведения учета при этом детализируются и достаточно жестко регламентируются.

Главной задачей бухгалтерского учета является исчисление государственных налогов и контроль за своевременностью и полнотой их оплаты.

Основным нормативным документом, регулирующим ведение бухгалтерского учета и отчетности, является Торговый кодекс. Данный документ был принят 10 мая 1897 года, однако вступил в законную силу только 1 января 1900 года. Одновременно с Торговым кодексом вступил в силу и Гражданский кодекс. В нем частично затрагиваются вопросы торгового дела, которые не разъяснены в Торговом кодексе.

Профессия бухгалтера, а Германии очень интересная и ответственная, и самое главное – шансы по трудоустройству выглядят очень хорошо, так как каждое предприятие в Германии обязано иметь бухгалтера.

Много молодых людей задается вопросом, как можно получить такую профессию. К сожалению, профессию бухгалтера в Германии невозможно получить в рамках классического университетского образования или в Fachhochschule (специализированное высшее учебное заведение), а также как Ausbildung (специальность в ПТУ). Название профессии «бухгалтер» является в Германии незащищенным, что означает, что путь к желанной профессии непрост и не находиться в рамках одной профессии.

    1. Первая возможность стать «бухгалтером» состоит в том, что вы сначала начинаете Ausbildung как Kaufmann (специалист по торговле) и во время своего Ausbildung занимаетесь бухгалтерской деятельностью. После определенного времени вы получаете возможность сдать экзамен в Торгово — промышленной палате (IHK Prüfung). Сдав этот экзамен, вы получаете статус „Geprüfter Bilanzbuchhalter“ . Но вы можете также сдать этот экзамен и, не имея за плечами обязательно Ausbildung как Kaufmann (специалист по торговле), а имея, например университетский диплом в области экономики и соответственный стаж работы.

    1. Вторая возможность стать «бухгалтером» состоит в том, чтобы окончить кратковременные курсы для «Bilanzbuchhalter» (бухгалтер по балансу, так в Германии называется профессия обыкновенного украинского бухгалтера), которые могут длиться от 6 до 12 месяцев и могут быть заочными и очными. Такие курсы стоят в среднем 2000 евро. По их окончанию вы получите сертификат об образовании бухгалтера и можете сдавать IHK Prüfung. IHK Prüfung Основой IHK Prüfung или государственного экзамена на бухгалтера является Ausbildung на Kaufmann (специалиста в области торговли) или образование экономиста в университете или Fachhochschhule. Например, Ausbildung Einzelhandelskaufmann (специалист в области розничной торговли) создает хорошую основу, чтобы позже заняться Bilanzbuchhaltung (балансовой бухгалтерией (в Украине это обычная бухгалтерия)). Также для тех, кто хочет стать бухгалтером, очень подойдет Ausbildung Bürokaufmann (офис-менеджер), так как в процессе этого Ausbildung вы сможете получить необходимые знания в области бухгалтерии. Для этого вам необходимо с самого начала Ausbildung предупредить вашего работодателя, что вы хотите стать бухгалтером и тогда он просто загрузит вас работой в этой области.

    1. Третья возможность стать «бухгалтером» состоит в том, чтобы окончить специальный IHK Ausbildung на бухгалтера при Торгово-промышленной палате Германии. Этот Ausbildung можно начинать при условии, что у вас есть 3 года опыта работы и из них 1,5 в области бухгалтерии.

  1. Четвертая возможность стать «бухгалтером» в Германии состоит в том, чтобы получить любое высшее образование в университете или Fachhochschule в области экономики предприятия (Betriebswirtschaftslehre) или экономики страны (Volkswirtschaftslehre) с уклоном в области Rechnungswesen (отчет и отчетность) или без него, а потом сдать экзамен при IHK.

Бухгалтерский учет, анализ и аудит / История бухгалтерского учета / 4 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ГЕРМАНИИ

Немецкая форма учета создана бухгалтерами, которые ранее работали в бюджетных организациях, а затем перешли на работу в коммерческие фирмы.

Как специалисты в области учета сметы доходов и расходов они усвоили одну мысль: учет кассовых операций – причина учета всех других операций. В бюджетном (тогда говорили – камеральном) учете факты хозяйственной жизни фиксировались в денежной оценке и только по кассе. Например, купили дом. Покупка дома – это кредит кассы. Дебета не было, ибо дом приходовался как дом, и его стоимость могла определяться по текущей рыночной цене, и никого не интересовало, сколько когда-то за дом было заплачено.

С переходом к коммерческому счетоводству появился дебет, в приведенном примере дебет – это покупная стоимость дома. Так родились два информационных потока: кассовый и прочих операций. Форма учета получает структуру, приведенную на рис. 4.1.

При рассмотрении этой формы следует сосредоточить внимание не только на ее структуре, но и на отличии её от новой итальянской формы. Немецкую структуру описал бухгалтер Ф. Гельвиг (1774 г.).

Учет начинается с первичных документов. А далее весь поток документированных фактов хозяйственной жизни (см. рис. 4.1, запись 1) разбивается на два русла: денежные (кассовые) и неденежные. Первый поток фиксируется в Кассовой книге (блок1), второй – в Мемориале (блок 2). Такое деление сразу же позволяет взять под контроль движение денежных средств. И в этом случае обороты Кассовой книги делают ненужным отчет о движении денежных средств. Из Мемориала делались записи (запись 2) в регистры аналитического учета (блок 3), по которым (запись 3) составлялись оборотные ведомости по аналитическим счетам (блок 4).

Далее сведения из Кассовой книги (см. рис. 4.1, запись 4) и Мемориала (запись 5) периодически переносятся в Журнал (блок 5). И тут действует принцип накопительной ведомости: проводки делаются не по каждой операции, а предварительно группируются в Журнале, и корреспонденция счетов устанавливается за весь отчетный период. При этом возможны два варианта записей: северо-германский и южно-германский. В первом случае возникает сборная корреспонденция, которая позволяет отразить итоги по всем дебетуемым и кредитуемым счетам, но корреспонденция каждого отдельного счета с другими счетами исчезает. Во втором случае создаются сложные проводки, когда к каждому дебетуемому счету открываются кредитуемые с ним счета и к каждому кредитуемому – дебетуемые с ним счета. Во всех случаях проводки составляются один раз за весь отчетный период.

Итоги оборотов, показанные в Журнале, переносятся (см. рис. 4.1, запись 6) в Главную книгу (блок 6), которая содержит в разрезе каждого счета только сальдо входящие, итог оборотов и сальдо конечное. Оборотная ведомость в этом случае становится ненужной. По данным Главной книги прямо (запись 8) составляются Баланс (блок 7) и Отчет о прибылях и убытках (блок 8).

В нашей стране немецкая форма счетоводства в ее южно-германском варианте всегда была самой распространенной. С начала 30-х гг. XX в. она трансформировалась в мемориально-ордерную форму счетоводства, которая в отдельных предприятиях дожила до наших дней.

Итак, первая половина XX в. продемонстрировала торжество немецкой бухгалтерской школы. Именно в ее рамках возникло такое направление как балансоведение, получил развитие экономический анализ, были предложены различные процедурные подходы к реализации множества учетных задач, созданы децимальные планы счетов, сформулированы положения о калькуляции себестоимости, о централизации и децентрализации учета, и, что особенно важно, были предложены достаточно эффективные приемы трансформации учетных показателей в условиях падающей валюты (инфляции).

Бухгалтерский учет в современной Германии, как и ранее, ориентирован, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства.

Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности, удовлетворяют финансовые запросы компаний. С помощью собственных аудиторских фирм банки устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства.

Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма, который уходит своими корнями в 30-е годы двадцатого столетия. Национал-социалисты, находившиеся в то время у власти были крайне заинтересованы в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского учета, что

облегчало общенациональный контроль за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики:

1) активного государственного вмешательства в экономическую деятельность компаний;

2) сильных традиций антииндивидуализма.

С 1931 г. главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии является Институт присяжных аудиторов. Он занимается разработкой рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности. Официальным контролирующим органом при Министерстве экономики является аудиторская палата, а решение спорных методологических вопросов предоставляется Верховному Налоговому суду.

Закон об акционерных корпорациях, принятый в 1937 г. был единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет. В 1985 г., после принятия Германией четвертой, седьмой и восьмой директив Европейского Союза (ЕС), правила подготовки и публикации бухгалтерской отчетности претерпели значительные изменения. Кроме того, вступил в действие закон о директивах по бухгалтерскому учету, были внесены коррективы в Коммерческий (Торговый) кодекс, введены в действие законы, регулирующие деятельность предприятий различных форм собственности.

В 1998 г.

в связи с принятием новых директив ЕС вводятся законы, касающиеся правил внедрения акционерными компаниями системы управления рисками и отражения последних в ежегодной отчетности, а также законодательно закрепляется право выбора принципов учета, немецких, международных (IAS) или американских (GAAP), компаниями, акции которых котируются на бирже.

В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:

· информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;

· доказательство при судебных разбирательствах;

· отчет управляющих капиталом перед инвесторами;

· основа для определения налогов и финансового управления организациями;

информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций на предприятиях Германии

Процесс организации бухгалтерского учета хозяйственных операций подразделяется на три основных стадии:

1. подготовка учетных документов;

2. бухгалтерская запись;

3. хранение документов.

Подготовка учетных документов заключается в систематизации документов по видам и хозяйственным операциям, проверке правильности содержания и сумм, порядковой нумерации и предварительной кодировке.

Порядок бухгалтерских записей в Германии определен требованиями Основ правильного ведения бухгалтерского учета и включает следующие этапы:

Ø указание вида и номера учетного документа;

Ø внесение пометки о произведенной бухгалтерской записи в учетный документ (как правило, проставление специального штампа), что позволяет установить связь между бухгалтерскими записями и хозяйственными операциями .

На основании предварительной кодировки учетных документов, хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка.

Бухгалтерские проводки составляются с учетом применения общепринятого в Германии, в отличие от стран с англо-американской системой учета, законодательно установленного плана счетов. Законодательная система Германии требует использования Плана счетов (классифицированного перечня счетов бухгалтерского учета) для того, чтобы бухгалтерский учет организации отвечал требованиям Закона об упорядоченности ведения книг.

Предприятия разрабатывают рабочие планы счетов, выделяя из типовой номенклатуры необходимые счета и субсчета, в соответствии со своей спецификой, отраслевой принадлежностью, размером, правовой формой и организацией производства, не нарушая общих принципов, в частности, структуры Плана счетов (таблица 7.1.) и номенклатуры счетов.

Таблица 7.1.

Структура Плана счетов Германии

Классы счетов
Постоянные активы и капитал
Финансовые счета
Доходы и расходы
Материалы
Затраты (по элементам)
5- 6 Счета себестоимости
7- 8 Счета управленческого учета
Счета балансовых остатков

Номенклатура счетов — это типовая система счетов бухгалтерского счета с едиными обозначениями для конкретных операций, которая следует принципу расчленения хозяйственных процессов (заготовление, производство, сбыт).

Номенклатура счетов предназначается для полного представления всех существующих обязательств организации; сравнимости отдельных затрат и доходов либо внутри организации, либо с другими организациями отрасли.

Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ:

Ø возможность точного представления всех существующих счетов предприятия;

Ø сравнимость аналогичных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями;

Ø возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках Европейского Союза);

Ø наличие общепринятой основы для применения современных эффективных методов ведения бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий.

Записи, произведенные в мемориальных ордерах, являются основой для записей в главной книге. Здесь непосредственно на предметных инвентарных и результатных счетах упорядоченно фиксируются все хозяйственные операции и указываются дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма.

Однако мемориальные ордера и главная книга не всегда могут предоставить интересующую руководство предприятия информацию, особенно в отношении таких счетов, как требования, обязательства, заработная плата, складские запасы и производственное оборудование. Данное обстоятельство обусловило ведение вспомогательных книг, которые дают более подробные пояснения о наличии и движении имущества и обязательств организации.

В качестве примера вспомогательной книги, можно назвать контокоррентную книгу, где по отдельности и по фамилиям на лицевых счетах представлена информация о дебиторах и кредиторах на счетах поставщиков и заказчиков. В интересах поддержания ликвидности предприятия, на этих лицевых счетах контролируется соблюдение сроков платежей.

При проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, сальдо по счетам требований и обязательств, сверяют с данными отчетов по счетам главной книги. Необходимым требованием является следующее:

♦ сальдо инвентарного счета «Требования» = сумме сальдо всех счетов заказчиков;

♦ сальдо инвентарного счета «Обязательства» = сумме сальдо всех счетов поставщиков .

Альтернативным методом контроля дебиторской и кредиторской задолженности является хранение непогашенных исходящих и входящих счетов отдельных заказчиков и поставщиков в картотеке, что избавляет от ведения лицевых счетов.

Хранение бухгалтерских документов организуется в хронологическом порядке по видам учетных документов. Обычно срок хранения составляет шесть лет.

При организации бухгалтерского учета используется три основных формы его ведения: журнально-книжная форма учета; американский журнал; копиручет .

Журнально-книжная форма учета подразумевает запись хозяйственных операций сначала в мемориальные ордера, а затем в главную книгу.

Американский журнал соединяет мемориальный ордер и главную книгу в одной многографной книге.

Копиручет — это одновременное фиксирование хозяйственных операций отдельно в мемориальных ордерах и в главной книге, а также во вспомогательных книгах.

Применение любого метода учета позволяет использовать как простые, так и сложные проводки. Простые обычно затрагивают дебет одного счета и кредит другого. При составлении сложных проводок обычно дебетуется один счет и кредитуется несколько счетов или кредитуется один счет, а дебетуется несколько.

7.4. Состав и содержание финансовой отчетности в Германии

Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и крупных организаций без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят:

♦ Баланс;

♦ Отчет о прибылях и убытках;

♦ Отчет о движении денежных средств (обязателен для компаний, акции которых котируются на бирже);

♦ Пояснительная записка.

Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах:

Ø отчеты должны быть ясными и понятными — то есть финансовая отчетность должна быть доступной для понимания широкому кругу пользователей;

Ø взаимозачет дебиторской и кредиторской задолженности, доходов и расходов, активов и обязательств недопустим;

Ø показатели начального баланса года должны соответствовать показателям конечного баланса предыдущего года;

Ø учет ведется исходя из предположения о непрерывности деятельности предприятия — методологический принцип, в соответствии с которым считается, что предприятие будет существовать вечно;

Ø признанию подлежат все ожидаемые убытки, относящиеся к периоду до составления баланса, прибыль же признается, только если она реализована — то есть необходимо выбирать наименьшую оценку для активов и доходов и наибольшую для обязательств и расходов;

Ø учет должен вестись в соответствии с принципом начислений — то есть отражение финансовых последствий хозяйственных операций должно происходить в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства;

Ø используемые в учете методы должны применяться последовательно от года к году — необходимо придерживаться единой методологии ведения бухгалтерского учета;

Ø оценка проводится по первоначальной стоимости (себестоимости) — все активы должны учитываться по цене приобретения и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию;

Ø принцип обязательности .

Структура бухгалтерского баланса в Германии в отличие от англо-американской модели баланса, в которой приоритет отдается выявлению платежеспособности предприятия и строки актива баланса классифицируются по принципу ликвидности, а пассивы — по степени возвратности долговых обязательств, также имеет свои особенности и построена исходя из принципа владения или права собственности.

Пассив баланса подразделяется на две большие группы: собственный капитал (капитал, резервы, результат отчетного периода) и заемные средства (обязательства по займам на цели финансирования, долги поставщикам, дивиденды и социальные выплаты, фискальные долги). Согласно такой схеме, долги классифицируются не по степени возвратности, а по природе их происхождения. Информацию относительно степени возвратности обязательств немецкие аналитики предпочли расположить в приложении, для того чтобы представить там более полную картину.

Структура бухгалтерского баланса, используемая коммерческими фирмами Германии, обычно имеет следующие элементы и показатели:

Активы:

А. Внеоборотные активы

I. Нематериальные активы
II. Основные средства
III. Финансовые вложения

В. Оборотные активы

I. Товарно-материальные запасы
II. Счета к получению (дебиторская задолженность) и прочие оборотные активы
III. Денежные средства

С. Предварительно оплаченные расходы и отложенная выручка

Капитал и кредиторская задолженность:

А. Собственный капитал

I. Уставный капитал по подписке
II. Капитальные резервы
III. Резервы из прибыли
IV. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток прошлых лет)
V. Финансовый результат отчетного года

В. Специальные статьи для налоговых целей

С. Начисления

I. Начисления пенсионных обязательств
II. Начисленные налоги
III. Прочие начисления

D. Кредиторская задолженность

Отчет о прибылях и убытках, называемый также отчетом о хозяйственной деятельности, — это финансовый отчет менеджеров за определенный период времени. Он отражает все затраты и доходы хозяйственного года и информирует о финансовых результатах. Его составление обязательно для всех организаций.

Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и мандатные товарищества на акциях обязаны подробно пояснять отдельные статьи баланса, а также отчета о прибылях и убытках, предъявлять используемые методы амортизационных отчислений и другие методические приемы.

Контрольные задания и вопросы к главе 7

Какие организационно-правовые формы хозяйствования существуют в Германии?

2. В чем сущность и каковы задачи бухгалтерского учета в Германии?

3. Назовите основные законодательные акты, регулирующие систему бухгалтерского учета в Германии.

4. Как организован бухгалтерский учет хозяйственных операций на предприятиях Германии?

5. Каков состав и содержание финансовой отчетности предприятий Германии?

Добавить комментарий

Закрыть меню