Бухгалтерский учет в банке

Бухгалтерский учет в банке (Bank Accounting) — составная системы учета, состоит из совокупности правил, методик и процедур учета для выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации об операциях банка внешним и внутренним пользователям для принятия управленческих решений.

Систему учета составляет финансовый, управленческий и налоговый учет, основанные на единой информационной базе, но различаются между собой формой и периодичностью расчета данных. Каждый вид учета имеет собственную цель, назначение, круг пользователей учетной информации и играет свою роль в управлении банком.

Финансовый учет обеспечивает своевременное и полное отражение всех банковских операций и предоставление пользователям информации о состоянии активов, обязательств и результаты финансовой деятельности. На основе данных финансового учета составляется финансовая отчетность. Иногда финансовый учет называют внешним. Изменения в финансовом учете не влияют на налоговый учет.

Управленческий учет (внутрихозяйственный) ведется с целью обеспечения руководства банка и его подразделений оперативной финансовой и не финансовой информацией в определенной форме с целью планирования, оценки, контроля и использования своих ресурсов. Результаты управленческого учета используются банком для обеспечения внутренних потребностей в информации. Банки самостоятельно выбирают метод учета затрат и подсчетов себестоимости услуг, определяют содержание внутренней отчетности, а также сроки ее представления на различные уровни управления. При организации управленческого учета должна обеспечиваться идентичность информации и расчетов, осуществленных на основе финансового учета. В отличие от финансового учета, который регулируется законом и национальными или международными стандартами, управленческий учет ведут сами банки, учитывая особенности своей деятельности.

Налоговый учет осуществляется в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, которые требуют соблюдать налоговые органы страны. Налоговый учет банки ведут с целью накопления данных о доходах и расходах и используют для составления налоговой отчетности, формы, правила, порядок и срок подачи которой определяет Государственная налоговая администрация. Изменения в налоговом учете не влияют на финансовый учет.

Бухгалтерский учет в банке ведется непрерывно: с момента регистрации банка до его ликвидации. Банки самостоятельно выбирают систему и подсистемы бухгалтерского учета на основе потребностей управления банком, объема банковских операций и количества работников. Любая система учета должна обеспечить:

Полнота и достоверность операций в сфере учета зависит от учетной политики и внутренних процедур банка, проводимых в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Национального банка.

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в банках основываются на следующих принципах:

  1. Полное освещение. Все банковские операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо исключений.

    Финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций банка, которая может влиять на решения, принимаемые на ее основе.

  2. Превалирование сущности над формой. Операции учитываются и раскрываются в отчетности в соответствии с их сущностью и экономическим содержанием, а не только по их юридической форме.
  3. Автономность. Активы и обязательства банка должны быть отделены от активов и обязательств собственников банка и других банков (предприятий).
  4. Осмотрительность. Применение в бухгалтерском учете методов оценки, согласно которым активы и/или доходы не будут завышаться, а обязательства и/или расходы не будут занижаться.
  5. Непрерывность. Оценка активов банка осуществляется на основе предположения, что его деятельность будет продолжаться длительное время.
  6. Начисление и соответствие доходов и расходов. Для определения финансового результата отчетного периода нужно сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или оплаты денежных средств. При этом под доходами понимают увеличение экономической выгоды в течение учетного периода в виде поступления или увеличения капитала, за исключением увеличения, связанного с взносами акционеров. Под затратами понимают уменьшение экономической выгоды в течение учетного периода в виде выбытия или амортизации активов или возникновения обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала и не является распределением между акционерами. Собственный капитал — это остаточная часть в активах банка после вычета всех обязательств.
  7. Последовательность. Постоянное (из года в год) применение банком выбранной учетной политики. Изменение методов учета возможно лишь в случаях, предусмотренных международными стандартами и национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и требует дополнительного обоснования и раскрытия в финансовой отчетности.
  8. Историческая (фактическая) себестоимость. Активы и пассивы учитываются приоритетно по стоимости их приобретения или возникновения. Активы и обязательства в иностранной валюте, за исключением немонетарных статей, должны переоцениваться в случае изменения официального валютного курса на отчетную дату.

Бухгалтерский учет в банке выполняет две основные функции:

  1. Запись информации об операциях, которые выполняет банк, и возможность отразить их в агрегированном виде в балансовой и финансовой отчетности с целью использования в анализе и управлении.
  2. Запись детальной информации о контрагентах каждой операции и параметры самих операций с целью получения отчетов по различным аспектам для внутреннего пользования и для предоставления отчетов о деятельности банка органам контроля и для расчета макроэкономических параметров денежно-кредитной статистики.

Ведение агрегированного учета с целью выполнения первой функции обеспечивается с помощью синтетического учета, то есть с использованием балансовых счетов (см. План счетов). Подробная информация о каждом контрагенте и каждой операции ведется на уровне аналитического учета — на аналитических счетах.

Регулирование бухгалтерского учета и отчетности в банках осуществляет Национальный банк, который с учетом общепринятой в международной практике системы учета разрабатывает и утверждает План счетов бухгалтерского учета Национального банка Украины, План счетов бухгалтерского учета банков Украины и другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для выполнения банками Украины.

(См. Банк, Учетная политика банка).

Расходы банков связаны с выполняемыми ими функциями в сфере денежного обращения и их хозяйственной деятельностью.

В действующем плане счетов для учета расходов банка предназначен 1 активный счет 1-го порядка 702, который состоит из 9-ти счетов
2-го порядка.

Наибольший удельный вес в составе расходов занимают начисленные и уплаченные проценты по привлеченным средствам и депозитам физических лиц.

Расходы КБ подразделяют на 3 вида:

1. Операционные расходы:

– уплаченные проценты и комиссии;

– расходы по валютным операциям.

2. Расходы по обеспечению функционирования деятельности КБ:

– заработная плата с начислениями;

– арендная плата и содержание помещения;

– хозяйственные расходы;

– амортизация;

– оплата услуг.

3. Прочие расходы:

Счет 702 А; сальдо Д означает сумму расходов, произведенных за отчетный период; оборот по Д – расходы; оборот по К – списание на прибыль.

Расходы на содержание аппарата управления отражают не только суммы начисленной сотрудникам банка заработной платы, но и прочие хозяйственные расходы, связанные с обеспечением функционирования аппарата управления. С учетом сложившейся практики номенклатура этих расходов может быть представлена в следующем виде:

1. Расходы на содержание аппарата управления: заработная плата; премии, командировочные и представительские расходы (по норме), начисления по ФОТ, содержание и ремонт помещений, аудит, перевозка, пересылка, упаковка ценностей, типографские, канцелярские расходы, связь, страхование имущества и т.д.

2. Расходы на содержание служебных легковых автомашин.

3. Расходы на содержание охраны.

Расходы коммерческого банка относятся на балансовый счет 702 в следующем порядке:

Расходы, связанные с оплатой за услуги, отражаются на момент фактического оказания этих услуг независимо от времени оплаты.

Бухгалтерские проводки:

а) в случае предоплаты:

Дт 60312 – Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями (лицевой счет организации – дебитора)

Кт 30102, 30110 – Корреспондентские счета

20202 Касса кредитных организаций

(произведена предварительная оплата за работы, услуги);

Дт 70209 – Другие расходы

Кт 60312 – Лицевой счет организации – дебитора (подтверждение актом приемки работ, подтверждение услуг);

б) в случае оплаты после выполнения работ; оказания услуг:

Дт 70209 – Другие расходы

Кт 60312 – Расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями (лицевой счет организации – кредитора) (подтверждение актом приемки работ, подтверждение услуг).

Дт 60312 – Лицевой счет организации – кредитора

Кт 30102, 30110 – Корреспондентские счета

20202 – Касса кредитных организаций (произведена оплата за работы, услуги);

в) в случае оплаты в день выполнения работ, оказания услуг:

Дт 70209 – Другие расходы

Кт 30102,30110 – Корреспондентские счета

20202 – Касса кредитных организаций.

Расходы по приобретению материальных ценностей списываются не на момент приобретения, а не момент фактического использования (или при отпуске со склада для использования). При этом отпущенные в использование материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы стоимостью менее 1/20 части предельно установленной их стоимости (в настоящее время) списываются на расходы полностью.

Основные средства переносят свою стоимость на расходы банка ежемесячно через начисление износа по единым утвержденным правительством нормам амортизационных отчислений.

Бухгалтерские проводки:

а) в случае покупки материальных ценностей, которые сразу списываются на расходы без постановки на материальный учет (например, скрепки, карандаши, бумага и т.д.), совершаются бухгалтерские проводки, аналогичные приведенным выше;

б) в случае покупки материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые не одновременно или не все сразу используются в хозяйственной деятельности банка, или МБП, стоимость которых превышает 1/20 часть предельно установленной их стоимости.

Приобретение материальных ценностей:

Дт 61001, 61007 (в части приобретенных хозяйственных материалов)

Дт 61101 (в части приобретенных МБП)

Кт 30102, 30110 (при оплате с корреспондентского счета в день получения материальных ценностей)

Кт 20202 (при оплате из кассы в день получения материальных ценностей)

Кт 60312 (лицевой счет дебитора или кредитора при предварительной или последующей оплате соответственно).

Списание на расходы банка при отпуске материальных ценностей в эксплуатацию:

Дт 70209 (в части списываемых материалов);

Кт 61001, 61007 (в части списываемых материалов);

61103 (на сумму износа МБП, списываемого в момент ввода в эксплуатацию – 50 или 100% балансовой стоимости).

Списание на основании Акта отработавших малоценных и быстроизнашиваемых предметов:

Дт 70209 – Другие расходы

Кт 61103 – Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (на остаток недоначисленного при вводе в эксплуатацию износа)

Дт 61103 – Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

Кт 61101 – Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (на балансовую стоимость МБП).

Расходы, связанные с уплатой процентов по межбанковским кредитам, депозитным, расчетным и текущим счетам клиентов, отражаются на момент уплаты этих процентов. При этом на расходы банка относятся только суммы уплаченных процентов в пределах учетной ставки Центробанка РФ за пользование банковским кредитом, увеличенной на 3 пункта. Проценты, уплаченные банком сверх установленного предела, на расходы не относятся и уплачиваются банком за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении банка после уплаты налогов.

Бухгалтерские проводки:

Уплата процентов по полученным межбанковским кредитам, депозитным, расчетным и текущим счетам (без предварительного начисления):

Дт 70201 – Проценты, уплаченные за привлеченные кредиты

Дт 70202 – Проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам

Дт 70203 – Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам

Кт 30102, 30110 – Корреспондентские счета кредитных организаций

Кт 20202 – Касса кредитной организации.

Начисление процентов по депозитным счетам клиентов без выплаты, с прибавлением суммы начисленных процентов к сумме основного вклада:

Дт 70202 – Проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам

Дт 70203 – Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам

Кт 410, 440 – Счета по вкладам и депозитам.

Расходы, произведенные подотчетными лицами, отражаются на момент оформления подотчетным лицом авансового отчета, в котором содержится документальное подтверждение осуществленных расходов.

Бухгалтерские проводки:

Командировочные расходы:

Дт 70209 – Другие расходы

Кт 60307 – Расчеты с работниками банка по подотчетным суммам (лицевой счет подотчетного лица).

Общехозяйственные расходы:

Дт 70209 – Другие расходы

Кт 60307 – Расчеты с работниками банка по подотчетным суммам.

Отрицательные валютные курсовые разницы относятся на расходы единовременно в конце года:

Дт 70205 – Расходы по операциям с иностранной валютой

Кт 61407 – Переоценка средств в иностранной валюте – отрицательные разницы.

В случае, когда произведены расходы, относящиеся по своему экономическому смыслу к будущим отчетным периодам, например арендная плата, подписка на периодические издания, за несколько месяцев вперед, то в отчетном периоде (месяце, квартале) на расходы относится только стоимость услуг, которые будут оказаны в данном периоде.

Стоимость же услуг, которые будут оказаны в следующем отчетном периоде (месяце, квартале), относится на счет 614 “Расходы будущих периодов” и на расходы будет списана только по наступлении соответствующего отчетного периода.

Бухгалтерские проводки:

Произведена оплата в отчетном году подписки на периодические издания на первое полугодие будущего года:

Дт 61403 – Расходы будущих периодов по другим операциям

Кт 30102, 30110 – на стоимость подписки.

Списана на расходы часть стоимости подписки в январе нового года, относящаяся к данному месяцу:

Дт 70209 – Другие расходы

Кт 61403 на 1/6 часть стоимости подписки.

Расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров, а также представительские расходы относятся на расходы банка. В налогооблагаемую базу они включаются в пределах норм и нормативов, утвержденных Минфином РФ. Превышение этих нормативов относится на чистую прибыль банка.

Затраты банка на переподготовку кадров полностью относятся на расходы в случае, когда обучение персонала происходит по договору с организацией, имеющей соответствующую лицензию. При этом такие расходы не должны превышать двух процентов в год от расходов на оплату труда работников банка.

Бухгалтерские проводки:

Расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на переподготовку кадров, относимые на операционные расходы.

Дт 70209 – Другие расходы (по представительским расходам)

Кт 30102 – Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России

Кт 30110 – Корреспондентские счета в кредитных организациях -корреспондентах.

Расходы по заработной плате относятся на счет 70206 в следующем порядке:

а) при выплате заработной платы за первую половину месяца или полностью в текущем месяце на итоговую сумму ведомости по колонке “к выдаче” выписывается расходный ордер на имя кассира и делается бухгалтерская проводка:

Дт 70206 – Расходы на содержание аппарата управления

Кт 20202 – Касса кредитных организаций,

а на сумму удержаний из заработной платы выписываются сводные мемориальные ордера по каждому виду удержаний:

Дт 70206 – Расходы на содержание аппарата управления

Кт 60300 – Расчеты с работниками банка по оплате труда (лицевые счета по видам удержаний с заработной платы).

б) если заработная плата за проработанный месяц выплачивается в следующем месяце, то вся начисленная на основании ведомости заработная плата в последний рабочий день месяца подлежит обязательному начислению (без выплаты):

Дт 70206 – Расходы на содержание аппарата управления

Кт 60305 – Причитающаяся к выдаче заработная плата, а на сумму удержаний из заработной платы выписываются сводные мемориальные ордера по каждому виду удержаний:

Дт 70206 – Расходы на содержание аппарата управления

Кт 60305 – Лицевые счета по видам удержаний с заработной платы.

В момент выплаты (в начале следующего месяца) выписывается расходный кассовый аппарат на сумму, числящуюся на счете 60302 “Причитающаяся к выдаче заработная плата”:

Дт 60305 – Причитающаяся к выдаче заработная плата

Кт 20202 – Касса кредитных организаций.

Расходы банка по уплате начислений на фонд оплаты труда отражаются на счете 70206 на момент начисления (или в случае выплаты в текущем месяце) заработной платы работникам банка за полный месяц (в последний рабочий день каждого месяца). К таким начислениям в настоящее время относятся:

1) отчисления в Пенсионный фонд;

2) отчисления на социальное страхование в размере 5,4% с фонда оплаты труда;

3) отчисления на обязательное медицинское страхование;

4) отчисления в Федеральный фонд занятости.

Бухгалтерские проводки:

а) при начислении сумм, подлежащих уплате во внебюджетные фонды:

Дт 70206 –Начисления на фонд оплаты труда;

Кт 60305 – Лицевые счета по каждому виду начислений;

б) при уплате во внебюджетные фонды:

Дт 60305 – Лицевые счета по каждому виду начислений

Кт 30102, 30110 – Корреспондентские счета.

Счет 70208 – Штрафы, пени, неустойки уплаченные служат для учета уплаченных штрафов, пени и неустоек.

Особенность банковского учета

Банковское дело и банковские операции являются высокоспецифичными, так как банк функционирует как финансовый посредник, распоряжаясь не только собственными активами, но и средствами клиентов и заемными деньгами. Именно поэтому документооборот и учет операций банка имеет свою специфику.
Важный нюанс, который стоит учитывать: от правильной организации банковского учета и документооборота зависит состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций – клиентов банковских учреждений. Именно поэтому в банках ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки из их счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции.

Эти выписки используются юридическими лицами в собственном учете.
Банковский учет является основой контроля рационального использования финансовых ресурсов и имущества, снижению затрат банка, повышению доходности и рентабельности операций, приросту капитала, рисков финансово-хозяйственной деятельности.
Несмотря на некоторые отличия, в банковском учёте используются те же элементы, что и для остальных субъектов предпринимательской деятельности. Например: принцип использования документации, инвентаризация, баланс, двойная запись по счетам.
Но отличны другие элементы: планы счетов бухгалтерского учета, документы, регламентирующие их применение, использование мемориально-ордерной системы учета и собственно счета банков — различная нумерация и количество знаков, другие наименования.
Особенность состоит в том, что правила ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях утверждает Министерство финансов, а организацию банковского учёта регулирует ЦБ.
Базой банковского учета является операционная работа, к которой относится:

  • прием платежных документов от предприятий и физических лиц и проверка правильности их оформления;
  • подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
  • ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;
  • контроль своевременности платежей;
  • операции по корреспондентским счетам, если расчеты между плательщиками и получателями денег ведутся разными банками.

Добавить комментарий

Закрыть меню