Борьба с экстремизмом

С конца XX века и до сегодняшнего времени, экстремизм является глобальной проблемой в истории России и мира. Борьба с экстремизмом велась в разные эпохи, но конечных результатов не достигла.

Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства. Если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм — ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам. К ним можно отнести публичное оправдание террористической деятельности, возбуждение социальной, национальной, расовой или религиозной вражды, пропаганда националистической атрибутики, финансирование таких деяний или любая помощь в их организации. Выделяют несколько видов экстремизма.

Политический проявляется в пропаганде насильственных и агрессивных способах, базирующихся на страхе и подчинении силе, установления отстаиваемой формы власти.

Националистический экстремизм выражается в агрессивном нетерпимом отношении к представителям другой нации или этнической группы.

Религиозный экстремизм – враждебное отношение и непринятие идей иной веры вплоть до физического истребления иноверцев.

Молодежный экстремизм – взгляды и поведения молодых людей, направленные на создание тоталитарного общества, основанного на насилии.

Последний вид экстремизма на сегодняшний день является результатом снижения уровня образования, культуры и патриотизма, а также нарушения ценностных и нравственных установок. С другой стороны, проблема молодежного экстремизма не является чем-то уникальным, присущим только 21 веку. Если обратиться к истории, то увидим, что экстремизм, в том числе и молодежный не новое явление и сопровождает человечество на протяжении многих веков.

Власть всегда использовала экстремистские направления для достижения своих целей. Непринятие людьми инакомыслия и стремление уничтожить его является признаком низкой культуры и образования. Молодые люди лишенные моральных и духовных ориентиров, воспринимая искаженное представление о духовных, общечеловеческих ценностях, зачастую становятся легкой добычей манипуляторов от экстремизма.

Экстремизм может быть направлен также и против власти. Он направлен на тех, кто сильнее, т.е. обладающие мощным аппаратом насилия и принуждения. Данный вид характерен для России XIX века. Например, когда было совершено покушение на императора Александра II или во времена восстания декабристов в 1825 году. Эти события затронули все общество, которые явились одной из причин дальнейшего распространения экстремизма в России.

Российское и международное законодательство направлено на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время РФ имеет несколько нормативно-правовых актов, обеспечивающих борьбу с распространением экстремизма.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за действия экстремистского характера или исходить из экстремистских побуждений. Например, «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» (ст. 5.26 КоАП РФ); «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ст. 20.2 КоАП РФ); «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» (ст. 20.3 КоАП РФ).

Уголовный кодекс РФ под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Например, статья 280 УК РФ – «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; статья 282 УК РФ – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; статья 357 УК РФ – «Геноцид».

Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114 — ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливает ответственность за ее осуществление.

Очевидно, что полностью искоренить экстремизм из жизни современных обществ невозможно. Проблема молодежного экстремизма в современных условиях становится одной из наиболее острых. Меры, которые применяются для борьбы с экстремизмом, должны учитывать социально-возрастные и психологические особенности молодежи. Мы считаем, что одним из способов борьбы с экстремизмом служит обеспечение условий для занятости молодежи. Иметь возможность проявить себя в спорте, науке, обществе.

Российская Федерация является многонациональным государством, однако в ней наблюдается недостаток мер просветительного характера о национальных, культурных и других особенностях народов нашей страны. Если не вести воспитательную работу по формированию толерантности в сознании подростков по отношению к другим этническим группам и культурам, то будет процветать межнациональная вражда, а следовательно и экстремизм.

Мы считаем, что необходим системный подход к работе сдетьми, чтобы помочь им найти свое место в обществе и не статьучастниками экстремистских группировок. Надо вовлечение молодежь вактивную социальную, общественную жизнь, создавать условия длясамореализации в спорте, искусстве, науке, включать молодых людей впозитивную жизнедеятельность. Следствием чего станет уменьшениепротивоправных проявлений в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954

  3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3031

Методы борьбы с экстремизмом.

⇐ Предыдущая123

Профилактика экстремизма.

Несомненно, профилактика экстремизма, особенно в среде молодёжи, является более выгодным способом борьбы с экстремизмом чем запрещение организаций и уголовное преследование их членов. К экстремизму особенно склонна молодёжь в следствии незначительного жизненного опыта, юношеского максимализма, подверженности различным вредным влиянием и чужому мнению. Именно профилактика молодёжного экстремизма позволит снизить масштабы этой проблемы в будущем.

Для этого необходимо во первых всеми силами формировать у молодёжи правовую культуру. Проводить мероприятия, направленные на юридическое просвещения молодых людей, чтобы те знали свои права и обязанности и учились уважать права и обязанности других людей.

Во вторых нужно прививать молодёжи культуру толерантности, общечеловеческих ценностей и уважения ко всем людям независимо от пола, национальности, религиозных воззрений, политических взглядов или социального положения. С детства необходимо закладывать мысль о недопустимости разжигания розни или презрения к другому человеку.

В третьих важной проблемой является отсутствие досуга у большого количества молодёжи. Посещение театров, музеев, концертов, патриотическое воспитание, спортивные мероприятия – всё это поможет в социальной и политической адаптации молодых людей, убережёт их от опасности попасть под влияние экстремистов.

В четвёртых повышение социальной защищённости молодёжи и увеличения возможностей трудоустройства молодых специалистов, даже без опыта работы, позволит снизить опасность экстремизма, вызванного низким заработком или безработицей.

В пятых контроль спецслужб за сетью «Интернет» позволит пресекать попытки экстремистских лидеров вербовать молодёжь, ограничит доступ молодых людей к потенциально вредоносной информации, позволит выявлять экстремистские организации на стадии формирования и проводить с молодыми экстремистами профилактическую работу.

Борьба с экстремизмом.

На данный момент борьба с экстремизмом в Российской Федерации ведётся в основном полицейскими методами. Опорой власти в этой борьбе выступают статья 282 УК РФ (разжигание розни) и статья 280 УК РФ (создание экстремистской организации). Также на примере меджлиса мы можем видеть что инструментом в данной борьбе может выступать статья 281 УК РФ (диверсия). В основном осуждённые по этой статье до недавнего времени получали административные сроки или их наказание ограничивалось выплатой штрафа. Однако в последнее время государство активизировало борьбу с экстремизмом, причём не только организованным, но и индивидуальным. Полицейский метод борьбы показал себя эффективным и позволил ликвидировать немало экстремистских сообществ, однако он не позволит решить проблему экстремизма в полной мере.

Помимо полицейского есть и идеологический способ борьбы. Необходимо вести активную пропаганду против деструктивных экстремистских теорий, предлагать позитивный образ жизни, который должен быть более привлекательным для молодёжи чем деструктивный образ жизни «революционера», предлагаемый экстремистами. В отличие от религиозного экстремизма, борьба с которым должна вестись осторожно, чтобы не оскорбить умеренных представителей определённой религии, борьба с политическим экстремизмом может вестись радикальными пропагандистскими методами.

В данном виде борьбы полезно наличие гражданской самоорганизации, модели, при которой сами граждане при поддержке государства создают антиэкстремистские сообщества и ведут борьбу с экстремизмом в сети «Интернет» или ведут пропаганду в других средствах массовой информации. Только полноценное сочетание полицейского и пропагандистского способов позволит максимально уменьшить опасность экстремизма и экстремистских организаций.

Заключение

Подводя итоги данного исследования, мы можем сделать следующие выводы из имеющейся информации.

1) Проблема политического экстремизма является одной из основных глобальных проблем современного общества, в частности из за того что экстремизм часто ведёт за собой терроризм.

2) Проблематика политического экстремизма является крайне сложной, так как до сих пор не выработано единого политологического и правового определения понятия экстремизм.

3) Одной из причин роста экстремизма является глобализация и развитие сетевых коммуникаций, поэтому в дальнейшем возможно эта проблема может усилиться.

4) Для Российской Федерации проблема политического экстремизма является крайне болезненной. Это видно на примерах запрещённых сегодня политических организаций, которые оказывали большое влияние на политическую жизнь в стране и из-за того что остаётся почва для создания новых объединений подобного рода.

5) Борьба с экстремизмом и экстремистскими организациями должна вестись не только полицейскими, но и пропагандистскими методами. Однако лучшим средством борьбы с экстремизмом является его профилактика в молодёжной среде.

Список использованных источников:

1) Программа Национал-большевистской партии . — Режим доступа: http://nbp-chuvashia.narod.ru/vstup_nbp/program.html, свободный.

2) Славяно-арийские веды.// издательство «Родович» 2009

3) Ю. И. Мухин. Антибюрократическая азбука.// М.: «Русское слово», 1992.

Cписок использованной литературы:

1) Горбунов А.А. Политический экстремизм и терроризм – специфические формы проявления политического процесса/А.А. Горбунов//Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2008.

– № 4.

2) Гаджаева А.К. Современные проблемы противодействия политическому экстремизму/А.К. Гаджаева. – Молодой ученый. – 2014. – № 3

3) Морозов И.Л. Политический экстремизм в современной России – новые тенденции/И.Л.Морозов//PolitBook. – 2012. – № 3.

4) Мельниченко, О. В. Молодежный экстремизм в России: совре-менные проблемы и пути разрешения : моногр. / О. В. Мельниченко, Г. В. Синцов, Д. Е. Феоктистов. – Пенза : ПГУ-ПИРО, 2012.

5) Ю. М. Антонян. Терроризм. Криминологическое и уголовно — правовое исследование. /М., Щит-М 2008

5.3. Современные экстремистские организации и движения в России
и странах СНГ

Деятельность экстремистских движений и организаций в современной России имеет как внешнюю, так и внутреннюю основу. Одной из современных практик межгосударственного экстремизма является политика разжигания межэтнической вражды в полиэтнических государствах, проводимая некоторыми странами, как входящими, так и не входящими в ядро стран «золотого миллиарда». К таким действиям относится, например, усиление деятельности ряда зарубежных, главным образом околоправительственных структур и неправительственных организаций, по «оживлению» чувства общеэтнической солидарности, родственности между угро-финскими и тюркскими группами населения в России и соответствующими слоями населения и странами за рубежом. Уже в течение ряда лет значительную активность в этом плане проявляют различные зарубежные круги и организации. Исторический характер нахождения этих народов на значительной части территории России, а также наличие большой по численности группы населения, принадлежащего к указанным этническим сообществам, за рубежами Российской Федерации, по большей части в качестве коренного населения иностранных государств (Финляндия, Эстония, Венгрия, Турция и др.), является обстоятельством, которое в различной мере и масштабах способствует спонтанным и организованным процессам активизации самоидентификации соответствующих групп населения России, культурному сближению их с представителями родственных этнических групп за границей, возникновению иных по содержанию интеграционных интересов, чем внутрироссийские, а также зарождению сепаратистских тенденций.

Указанные действия зарубежных организаций, хотя и не выливаются в современных условиях в значительные по масштабам процессы этнонациональной радикализации, и тем более этнонационального экстремизма, при определенных условиях могут создать новые очаги сепаратизма и экстремизма.

Однако не менее серьезными основаниями для деятельности экстремистских движений и организаций в современной России являются ее собственные, внутренние проблемы и конфликты.

Современный экстремизм и терроризм в России только по своим масштабам представляют реальную угрозу развитию нормальных общественных отношений. Криминологический анализ показывает, что в России динамика преступности террористической направленности продолжает носить неблагоприятный характер. Отчасти это подтверждается данными уголовной статистики. По данным ГИЦ МВД РФ, в 2000-2002 годах общее число зарегистрированных преступлений в России продолжало нарастать, в том числе увеличилось число зарегистрированных фактов терроризма: со 135 до 360. Причем указанные данные не включают преступления, уголовные дела о которых расследовались органами ФСБ.

В «Белой книге российских спецслужб» выделяются следующие направления в современном терроризме: 1) социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; 2) националистический терроризм, включающий в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического или политического диктата инонациональных государств и монополий; 3) терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно.

Большая часть фактов терроризма в 2006 году имели место в Южном федеральном округе: из 112 выявленных фактов — 101 совершен на территории ЮФО, из них 39 — на территории Чеченской республики, 30 — в Ингушетии. Организованная преступность, будучи заинтересованной в дестабилизации власти, оперативно-розыскной, следственной и судебной деятельности, начинает ориентироваться в ряде республик Северного Кавказа на силовые методы противоборства с органами власти и управления, в том числе путем проведения акций устрашения в отношении определенных социальных и национальных групп и общества в целом.

Сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб террористическая опасность оценивается как высокая в условиях и международной напряженности и неразрешенности многих проблемных вопросов в России. Продолжается формирование глобальных террористических сетей, осуществляющих подготовку террористических акций; отмечается проникновение террористов и их пособников в государственные и общественные структуры; создаются инфраструктуры террористических группировок, в том числе по финансированию террористической деятельности; отмечается тенденция подготовки более редких, но все более масштабных акций.

На территории современной России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Воинствующий радикальный ислам проникает в Россию главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку. Наиболее остро эти проблемы проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации.

Еще одно из форморганизацииэкстремизма в России — этнополитические экстремистские организации, в том числе и русских этнонационалистов. В России сегодня существуют сотни организаций и печатных изданий, занимающихся пропагандой русского этнонационализма в его классической «черносотенной» или «коммуно-патриотической» интерпретациях. Часть подобных организаций публично или в прессе декларирует экстремистские лозунги.

За время существования современной России (с 1991 года) этот экстремизм претерпел существенные изменения. В 1991-1996 годах радикалы-националисты питали надежду на перехват власти в стране у слабого, как им казалось, правительства Бориса Ельцина, и с этой целью ими предпринимались целенаправленные подготовительные действия. Например, шло формирование и обучение военизированных отрядов, которые, в частности, приняли участие в неудачной попытке путча в октябре 1993 года. Основными врагами в этот период считались евреи и демократы. Однако после выборов 1996 года, когда стало очевидно, что «антинародный режим» остается у власти надолго, и власть успешно перенимает некоторые лозунги русских националистов, организации правых пережили внутренний кризис. Характерным примером стал распад самой крупной и известной организации «черносотенного» типа — Русского национального единства (РНЕ), произошедший в 1999-2000 годах. В настоящее время РНЕ, некогда насчитывавшее до 15 тысяч членов, объединяет не более 4 тысяч, разделенных на несколько конкурирующих организаций.

В период после 1996 года основными врагами нового поколения националистических экстремистов стали лица неславянской внешности (например, трудовые мигранты и иностранные студенты), которых националисты различными методами начали выживать из «традиционно русских» городов. Уровень прямого насилия при этом резко вырос. Погромы и серийные убийства на почве расовой ненависти стали абсолютно новым явлением для городов России, но быстро получили распространение.

Кроме большого количества групп скинхедови тесно связанного с нимидвижения «фанатов» (болельщиков спортивных команд, прежде всего футбольных), заметными категориями этих экстремистов являются организации казаков и небольшие террористические группы, состоящие из ветеранов «славянских» войн первой половины 1990-х (Приднестровья, Абхазии, Сербии) и участников путча в Москве в октябре 1993 года, а также их последователей. Среди самых заметных акций последних: обстрелы из гранатометов американского посольства в Москве в 1995 и 1999 годах, покушение на бывшего главу администрации президента, а ныне руководителя государственной энергетической компании РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса и подрыв поезда Грозный-Москва на территории Московской области в 2005 году.

Активисты казачьего движения, декларировавшие в течение 1990-х годов экстремистские воззрения и участвовавшие в насильственных акциях, в настоящее время, в целом, отошли от дел. Само движение расколото на множество групп. Для сохранения полученных от правительства или региональных властей льгот они предпочитают воздерживаться от экстремистских заявлений, вроде обещаний пороть плохих журналистов, которые озвучивались, например, в 1992 году. В то же время они во многом сохраняют ксенофобские воззрения, особенно в отношении мигрантов. Однако реализация экстремистских взглядов, присутствующая у части казачьих организаций, в настоящее время вероятна скорее по согласованию с местными властями и на сельском уровне. Характерный в этом отношении пример — Краснодарский край, где действия казачьих организаций дополняют прессинг в отношении турок-месхетинцев и кавказцев со стороны местной милиции.

Специфический политический феномен, находящийся между правыми и левыми экстремистами, — Национально-большевистская партия под руководством Эдуарда Лимонова. В настоящее время помимо выдвижения социальных лозунгов она занимается борьбой за права (в ее специфическом понимании) русскоязычного населения в странах СНГ и за восстановление СССР. Партия прошла в своем развитии разные этапы. От пропаганды необходимости осуществления «национальной революции» ее члены временами переходили к практическим действиям в этом направлении — например, подготовке восстания казаков в Северном Казахстане. Однако шумные заявления партии задолго до этого привлекли внимание ФСБ. В результате ее провокации (с использованием членов РНЕ) лидер НБП и несколько его сторонников в 2001 году были арестованы, а в начале 2003 года осуждены за покупку автоматов и боеприпасов на сроки до четырех лет. В начале 2005 года все они оказались на свободе.

В целом, в настоящее время партия использует тактику символического сопротивления с использованием методик европейских левых: забрасывание неугодных ей политиков и общественных деятелей тортами и апельсинами, удары букетами, кратковременные захваты административных или иных общественно значимых зданий силами своих активистов. С учетом борьбы Эдуарда Лимонова за сохранение партией легального статуса подобную трансформацию реальных методов борьбы можно считать хорошим результатом. Достигнут он был, впрочем, под давлением государства.

Левых организаций,мечтающих повторно осуществить в России коммунистическую революцию, довольно много, хотя они и крайне малочисленны. Их идеология может существенно различаться в деталях и образцах для подражания — от возвращения в СССР (с сопутствующей коммуно-патриотической риторикой) до строительства «подлинного» социалистического (анархического, коммунистического, народного) государства по проектам Петра Кропоткина или Льва Троцкого (с соответствующими антинацистскими лозунгами), однако стремление в первую очередь «бить буржуев» и обобществлять собственность позволяет говорить об их идейном родстве. Значительная их часть использует экстремистскую риторику в своих публичных заявлениях, однако лишь немногие попытались воплотить ее в жизнь. Почти всегда тактическим приемом левых экстремистов были террористические акты, направленные против госучреждений или памятников на территории Москвы и Московской области.

Во всех случаях для их осуществления использовалась тайная закладка взрывчатых веществ.

По обвинению в совершении этих преступлений были арестованы и осуждены члены двух (возможно, взаимосвязанных) групп — «РВС РСФСР» и «Новая революционная альтернатива». Активист еще одной — наверное, самой крупной (до 500 членов) и известной из организаций левых экстремистов — «Авангарда красной молодежи» (АКМ)— также был арестован и отправлен на лечение в психиатрическую больницу за совершение терактов. Сама организация официально отказывается от тактики террористических актов, хотя готова защищать левых террористов после ареста.

Религиозный экстремизм.В отличие от части других государств, образовавшихся на месте Советского Союза (Украины, Грузии, Молдавии), в России практически не было реальных случаев проявления физического насилия на религиозной почве. Это связано как с низким уровнем религиозной культуры населения (преимущественно пожилым и женским составом основной массы верующих, посещающих храмы), так и с относительно высоким, по сравнению с упомянутыми государствами, уровнем их терпимости.

В то же время нередки случаи причинения вреда религиозным зданиям и сооружениям, принадлежащим как доминирующей в стране Русской православной церкви (РПЦ), так и религиозным меньшинствам. Ущерб наносится поджогами, битьем стекол, надписями на стенах, надругательством над могильными памятниками. Мелкие инциденты такого рода (битье стекол, нанесение надписей, разрушение захоронений) на территории огромной страны с 24 тысячами зарегистрированных религиозных организаций и десятками тысяч кладбищ имеют место практически ежедневно.

Говорить о том, что эта деятельность носит организованный характер, за исключением поджогов или подрыва синагог и, возможно, в некоторых случаях, протестантских молитвенных домов, нет оснований. По большей части эти действия совершаются группами местных подростков, не нашедших лучшего средства самовыражения.

По утверждению духовенства РПЦ, часть подростков, нападающих на храмы, относит себя к сатанистам или неоязычникам. В новейшей истории России известен, как минимум, один подобный случай, когда поклонник сатаны (и ветеран Афганистана) совершил убийство трех монахов на Пасху 1993 года в монастыре Оптина пустынь в Калужской области. Преступник был задержан и признан невменяемым. Однако большая часть инцидентов с вандализмом в отношении храмов и кладбищ остается нераскрытой и плохо задокументированной самими пострадавшими.

Реальную опасность представляют в настоящее время две тесно связанные между собой общности, принадлежащие к правой части политического спектра. Это скинхеды и спортивные хулиганы (или «фанаты»). Они и самые массовые — специалисты сходятся во мнении, что в настоящее время только скинхедов в России около 50 тысяч человек, — и наиболее склонные к насилию экстремистские движения.

Только в 2004 году сотрудниками центра «СОВА» зафиксировано не менее чем 45 убийств, совершенных скинхедами (против не менее 20 в 2003 году), хотя, безусловно, число подобных преступлений намного больше. Процессы над конкретными группами бритоголовых (например, в Архангельске, Перми, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Тюмени) нередко показывают, что те совершали серийные убийства по расовому или социальному (бродяги) принципу.

Движение скинхедов распространилось практически на все крупные и средние города России. В 2001-2002 годах Москва и некоторые другие города впервые с начала прошлого века испытали на себе погромы на этнической почве. Группы численностью в несколько сот человек разгромили несколько рынков, убивая при этом людей с темным цветом кожи.

Не менее агрессивны и фанаты. Практически каждый футбольный или хоккейный матч в современной России, особенно в клубах высшей лиги и первого дивизиона, заканчивается потасовками между фанатами противоборствующих команд. Очень часто фанаты нападают на прохожих или торговцев с темным цветом кожи. Нередко подобные нападения заканчиваются смертью или тяжкими телесными повреждениями.

Характер геополитической ситуации в странах СНГ отличается динамизмом, сохранением здесь очагов вооруженных конфликтов и военно-политической напряженности. Для уменьшения риска повышения уровня экстремистской деятельности в СНГ большое значение имеет разрешение «замороженных» приднестровского, армяно-азербайджанского, осетино-ингушского, грузино-абхазского, грузино-юго-осетинского этнополитических конфликтов. Их неурегулированность серьезно влияет на социально-экономическую ситуацию в СНГ, на темпы миграционных процессов, на политическую ситуацию в целом. В 2008 году получили свое разрешение грузино-абхазский и грузино-юго-осетинский конфликты. В результате образовались два новых, независимых государства на Кавказе.

В странах СНГ действуют более 10 различных религиозно-политических экстремистских движений, выступающих под лозунгами ислама. Среди них наиболее активными являются следующие:

1. «Братья-мусульмане». Все группировки этой организации представляют разветвленную сеть ячеек, так называемых джамаат-исламийя, которые действуют под самыми различными названиями. На территории государств Содружества выявлены следующие структуры организации «Братьев-мусульман», действующие под названиями: «Общество социальных реформ» (ОСР) (JamiatAI-Islah Al-ljtimai) — Кувейтская общественно-благотворительная организация, имеющая отделения в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Российской Федерации (гг. Баку, Чимкент, Душанбе, Бишкек, Москва); «Комитет исламского призыва» (LajnatAi-DawaaANstamiya), действующий под эгидой вышеназванного «Общества социальных реформ» (сфера деятельности — Российская федерация, Центрально-Азиатский регион, Азербайджан); «Даава исламия», или «Комитет исламского призыва», — радикальное крыло ОСР (сфера деятельности — Российская Федерация, Центрально-Азиатский регион, Азербайджан); «Аль-игаса» тесно координирует свою деятельность на территории России с «Даава исламия»; «Лига исламского мира», действующая в Российской Федерации. 2. «Комитет мусульман Азии» функционирует при поддержке фонда «Лаббан Фаундейшн» в Российской Федерации и государствах Центрально-Азиатского региона;

2. «Комитет мусульман России»функционирует при поддержке фонда «Лаббан Фаундейшн» в Российской Федерации и в государствах Центрально-Азиатского региона;

3. «Хизбут-тахрир аль-ислами» («Партия исламского освобождения») активно проявляет себя в России, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Украине. В тесной смычке с «Хизбут-Тахрир» действует экстремистская организация «Исламское движение Узбекистана», причастная к вооруженным провокациям 1999 — 2000 гг. на узбекско-кыргызской границе и готовящая подобного рода провокации сегодня;

4. «XAMAC» (Harakat al-Mugawama al-lsiamiya), или «Исламское движение сопротивления», действует в местах компактного проживания мусульман в Российской Федерации;

5. Благотворительный фонд «Ибрагима бен Абдул Азиз Аль-Ибрагима» и «аль-Харрамин» также действуют в России;

6. «Центр исламского развития» активно действует в Кыргызстане (г. Ош);

7. «Акромийа» — религиозное исламское течение Узбекистана (действует в Ферганской долине);

8. «Адолат уюшмаси» («Объединение Адолат») — нелегальная религиозно-экстремистская организация, с января 1991 года действующая в Узбекистане (г. Наманган);

9. «Ислом лашкарлари» — агрессивная религиозная группа, придерживающаяся идеологии «ваххабизма» (Узбекистан);

10. «Товба» — экстремистское религиозное движение, имеющее сторонников в Азербайджане, Узбекистане и Кыргызстане;

11. «Национальный революционный фронт Восточного Туркестана» — экстремистская организация, преследующая цель создания на территории государств Центральной Азии независимого государства уйгуров, и некоторые другие.

Основные задачи этих организаций — пропаганда идей национализма и радикального исламского фундаментализма, особенно в местах компактного проживания мусульманского населения государств СНГ, с целью последующего объединения всех мусульман Кавказа и Центральной Азии в единый халифат. Серьезную озабоченность вызывает деятельность «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ), лидеры которого предпринимают усилия по дестабилизации обстановки в ряде районов Узбекистана (прежде всего на территории узбекских анклавов в Киргизии, а так же в Андижанской, Ферганской и Наманганской областях) с перспективой начала вооруженной борьбы за захват власти в республике. При этом ареной активных боевых действий становятся Таджикистан и Киргизия. Среди международных террористических и экстремистских организаций, представляющих потенциальную угрозу безопасности стран СНГ, можно выделить следующие: «Братья мусульмане»,»Международный исламский фронт против иудеев и христиан», «Аль-Каида», «Серые волки», «Хизбут-Тахрир аль-Ислами» и другие. Основная задача этих организаций — пропаганда идей исламского фундаментализма в местах компактного проживания мусульман. Особый интерес проявляется ими к регионам Кавказа и Центральной Азии, где их стратегической целью является создание исламского халифата.

Финансовый кризис 2008-2009 гг. может вызвать рост экстремизма в странах СНГ. Об этом заявил в середине 2009 года представитель антитеррористического центра СНГ Николай Соколов. По его словам, угроза экстремизма и терроризма нарастает, и очень стремительно — в той мере, в которой нарастают экономические трудности в наших странах.

См. Авдеев Ю.И. О некоторых современных тенденциях этнонационального экстремизма // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 87.

Добавить комментарий

Закрыть меню