Биомеханика спорта

Биомеханические характеристики движений.

Биомеханические характеристики движений.Различают про-

странственные, временные, пространственно-временные и динамические ха-

рактеристики движений.

Пространственные характеристики.К ним относятся положение

тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процес-

се выполнения движения), траектория движения (форма, направление, ам-

плитуда).

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений

и темп.

Длительность движения — это время, затраченное на его выполнение.

В технике физических упражнений большое значение имеет длительность от-

дельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных

частей тела. От длительности зависят практические достижения во многих

двигательных действиях. Длительность упражнения в целом определяет ве-

личину его воздействия (нагрузку).

Темп движения — это частота относительно равномерного повторения

каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.

Пространственно-временные характеристики — это скорость и

ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в про-

странстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагруз-

ки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных дей-

ствий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом

(или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени.

Изменение скорости в

единицу времени называют ускорением.

14. Эффекты воздействия физических упражнений.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается

не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их ≪с избытком≫,

превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если вре-

мя между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло,

необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нор-

мализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект преды-

дущих занятий будет ≪наслаиваться≫ на эффект последующих.

В результате возникает качественно новый эффект системного исполь-

зования упражнений — кумулятивный эффект. Он является, таким образом,

общим результатом интеграции (соединения) следовых эффектов регулярно

воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).

Двигательная деятельность→Срочный эффект→Следовой эффект→Кумулятивный

эффект.

Кумулятивный эффект упражнений лежит в основе повышения уровня

тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрица-

тельным последствиям, если нарушаются закономерности физического вос-

питания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться на-

грузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.

Классификация физических упражнений.

Классификация физических упражнений — это разделение их на груп-

пы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком.

С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять

характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образова-

тельно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целенаправленно и

эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают ре-

шению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным

особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и усло-

виям проведения занятий.

Классификация физических упражнений по признаку исто-

Рически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика,

игра, туризм, спорт).По этой классификации физические упражнения делят-

ся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся

многообразием искусственно созданных движений и действий, эффектив-

ность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и

функции организма, а также правильностью, красотой и координационной

сложностью всех движений; игровые упражнения, состоящие из естествен-

ных видов действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно-

образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и

оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному

результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить и т. п.); туристические

физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление пре-

пятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных при-

родных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздей-

ствием на организм и результативностью преодоления расстояния и препят-

ствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу дей-

ствий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с

Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметом спе-

циализации для достижения максимальных спортивных результатов.

Классификация упражнений по преимущественной целевой

направленности их использования. По этому признаку упражнения подраз-

деляются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные,

восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В

свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физ-

культурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Напри-

мер, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специ-

ально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей-

ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня-

ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Спе-

циально-подготовительные упражнения — это упражнения, представляющие

те или иные варианты соревновательного упражнения.

Обязательным призна-

ком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным

действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподго-

товительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в

спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подго-

товки спортсмена.

Классификация упражнений по их преимущественному воздей-

ствию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.По этому

признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скорост-

но-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сен-

сорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способно-

стей и т.д.

Классификация упражнений по преимущественному проявлению

определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают

акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные

и другие упражнения.

5. Классификация упражнений по структуре движений. В этом слу-

чае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля,

передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерны-

ми признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и

связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания диска

и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на сна-

рядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет

собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не

станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого дей-

ствия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются

действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в

длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

Известно, что мышца управляется центральной нервной системой. Биомеханика рассматривает, что происходит с состоянием и положением мышцы в результате нервных влияний, т. е. связь линейных перемещений концов мышц (кинематика движения) и усилий, развиваемых ею (динамика движения). Механика мышечного сокращения заключается в связи напряжений в мышце с её деформацией.

Для полного описания биомеханических свойств мышц используют следующие определения:

– жёсткость – способность противодействовать прикладываемым силам. Она проявляется как упругость и квазижесткость;

– релаксация – падение напряжения (натяжения) с течением времени;

– прочность – понимается как прочность на разрыв.

Часто при исследовании механических свойств тела человека и его отдельных элементов не учитывается влияние сухожилий. Сухожилия нередко рассматривают как абсолютно нерастяжимую, гибкую часть мышцы. А сухожилия способны амортизировать резкие толчки и обладают жёстко-демпфирующими свойствами.

Прочность сухожилий превышает прочность мышц в 2 раза. Сухожилия человека разрываются в основном в месте крепления к мышцам.

Сила, скорость и экономичность движений зависят от того, в какой степени человеку удаётся использовать биомеханические свойства своего двигательного аппарата. Сила и скорость движения могут быть повышены за счёт использования упругих сил, экономичность – за счёт использования рекуперации (повторного использования) механической энергии и уменьшения потерь на рассеивание.

Кроме того, необходимо знать, что с возрастанием скорости активного сокращения мышцы величина её предельного напряжения уменьшается, и наоборот, т. е. для того, чтобы нанести как можно более быстрый (резкий) удар (рукой или ногой), необходимо как можно больше расслабить ту часть тела, которая наносит этот удар, перед выполнением ударного движения.

Биомеханические свойства мышц в решающей мере влияют на это. Общеизвестно, что в прыжках вверх с места, выполняемых из приседа после паузы, результат будет ниже, чем в прыжке из приседа без паузы, так как во втором случае используются силы упругой деформации предварительно растянутых мышц. Считается, что рекуперация энергии упругой деформации является основной причиной высокой экономичности бега человека, прыжков кенгуру.

В мышечных и сухожильных структурах может накапливаться значительное количество энергии упругой деформации. Однако накопленная энергия упругой деформации не всегда используется в полной мере. Степень её использования зависит от условий выполнения движений, в частности, от времени между растяжением и сокращением мышцы. Необходимо научиться правильно использовать эту энергию при действиях в рукопашном бою. В процессе тренировок надо учитывать, что механическая прочность сухожилий и связок увеличивается сравнительно медленно. При форсированном развитии скоростно-силовых качеств может возникнуть несоответствие между возросшими скоростно-силовыми возможностями мышечного аппарата и недостаточной прочностью связок и сухожилий. Это грозит потенциальными травмами. Поэтому во время тренировок необходимо обращать внимание на укрепление сухожильно-связочного аппарата. Это достигается объёмной тренировочной работой невысокой интенсивности. Желательно, чтобы движения выполнялись с максимально возможной для данного сустава амплитудой и во всех направлениях.

Добавить комментарий

Закрыть меню