Биоформы в дизайне

бионическая архитектура

Люди всегда стремились к комфортабельному жилью, но не всегда уделяли внимание внешнему облику архитектуры. Примером того может послужить архитектура советских времён, которой присущ-конструктивизм, рационализм, и брутализм, что целиком и полностью противостоит принципам био-тека – «нео-органической» архитектуры. Бионическая архитектура в большей свой степени изящнее и эстетичнее смотрится по сравнению с угловатостью и прямолинейностью того же конструктивизма. По сохранившейся архитектуре советского времени мы можем убедиться в этом.

На сегодняшний день бионические формы получили широкое распространение в предметной среде, окружающей человека начиная с древнего мира, когда впервые начали применять природные формы в ювелирных изделиях, мебели, оружии и до наших дней. За последнее время всё больше и больше биоформы- .(от греч. bios — жизнь и morphe — форма) живые формы, оказывают влияние на всё, что создаётся человеком от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением новых материалов возможности использования бионических форм в дизайне и архитектуре становятся практически безграничными. Ссылаясь на всё выше перечисленное, актуальность выбранной мною темы не может быть оспорима.

Само понятие бионика появилось в начале двадцатого века. Название науки «бионика» впервые предложено американским учёным Джеком Стилом и принято на Первом симпозиуме по бионике, проходившем в г. Дайтоне (США) в 1960 г. ( в симпозиуме принимали участие советские ученые: А.И. Берг, Б.С. Сотсков и др.) В учебниках по архитектуре мы бы могли прочитать следующее : Бионика (от греч. bion –элемент жизни, буквально – живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятености организмов. Если вспомнит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с помощью птичьих крыльев, то можно сразу представить что из себя представляет бионический стиль. Именно ему принадлежать первые идеи применения знаний о живой природе для решения инженерных задач.

Сделав анализ по всему почитанному мной, касающееся бионической архитектуре, попробую дать свою характеристику бионики – это наука об использовании в строительстве зданий принципов подобные живому организму, все прообразы берутся с живой природы. Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов.

Приведу небольшую классификацию био-тека, различают:

1. биологическую бионику, изучающую процессы, происходящие в биологических системах;

2. теоретическую бионику, которая строит математические модели этих процессов;

3. техническую бионику, применяющую модели теоретической бионики для решения инженерных задач;
4. архитектурную бионику, о которой мы будем говорить далее.

Архитектурная бионика

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурная бионика.

Бионика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров.

В современной архитектуре появились новые концептуальные движения архитекторов таких, как: Грег Линн, Фрай Отто, Бэйтс Смарт, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава, Кен Янг, Майкл Соркин, Норман Фостер и др.

Ярким использованием природных форм может служить «моллюска наутилуса» (Рис 1), такое название получил уникальный дом, сделанный в виде ракушки (построен по проекту архитектурной студии Arquitectura Organica в Мексике). К примерам архитектурной бионики можно также архитектуру Николала Гримшоу (Рис 2.) Сантьяго Калатравы (Рис 3,4) Нормана Фостера (Рис 5.) и др.

Наиболее сложным этапом освоения в архитектуре природных форм является время от середины XIX и до начала XX в. На нём сказались бурное развитие биологии и большие успехи по сравнению с предыдущим периодом строительной техники (например, изобретение железобетона и начало интенсивного применения стекла и металлических конструкций). Исследуя этот этап, необходимо обратить особое внимание на появление такого значительного по своей силе течения в архитектуре, как «органическая архитектура». Правда, под названием «органическая архитектура» отнюдь не подразумевается прямая и существенная связь архитектуры с живой природой. Направление «органической архитектуры» — направление функционализма. Об этом говорил по телевидению в 1953 г. один из основных её идеологов Фрэнк Ллойд Райт. отвечая на задаваемые ему вопросы: «… органическая архитектура-это архитектура «изнутри наружу», в которой идеалом является целостность. Мы не употребляем слово «органик» в смысле «принадлежащий к растительному идя животному миру».

Подводя итог историческим предпосылкам архитектурной бионики, можно сказать, что архитектурная бионика как теория и практика сложилась в процессе эволюции специфической связана архитектуры и живой природы и что это явление не случайное, а исторически закономерное.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры.

От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики.

Использование конструктивных систем природы проложило дорогу другим направлениям архитектурной бионики. В первую очередь это касается природных средств «изоляции», которые могут быть применены в организации благоприятного микроклимата для человека в зданиях, а также в городах.

Архитектурная бионика призвана не только решать функциональные вопросы архитектуры, но открывать перспективы в исканиях синтеза функции и эстетической формы архитектуры, учить архитекторов мыслить синтетическими формами и системами.

В последние годы бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже «запатентовано» природой.

Такое изобретение XX века, как застежки «молния» и «липучки», было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление. Известные испанские архитекторы М.Р. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, с 1985 г. начали исследования «динамических структур», а в 1991 г. организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре». Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня» (Рис 6.). Через 15 лет в Шанхае должен появиться город-башня (по прогнозам ученых, через 20 лет численность Шанхая может достигнуть 30 млн человек). Город-башня рассчитан на 100 тысяч человек, в основу проекта положен «принцип конструкции дерева».

Башня-город будет иметь форму кипариса высотой 1228 м с обхватом у основания 133 на 100 м, а в самой широкой точке 166 на 133 м. В башне будет 300 этажей, и расположены они будут в 12 вертикальных кварталах по 80 этажей (12 x 80 = 960; 960! =300). Между кварталами — перекрытия-стяжки, которые играют роль несущей конструкции для каждого уровня-квартала. Внутри кварталов — разновысокие дома с вертикальными садами. Эта тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте по принципу гармошки, который не заглубляется, а развивается во все стороны по мере набора высоты — аналогично тому, как развивается корневая система дерева. Ветровые колебания верхних этажей сведены к минимуму: воздух легко проходит сквозь конструкцию башни. Для облицовки башни будет использован специальный пластичный материал, имитирующий пористую поверхность кожи. Если строительство пройдет успешно, планируется построить ещё несколько таких зданий-городов. Завершение строительства планируется к 2014 году.

В заключении хотелось бы сказать, что изучение бионики является важным аспектом для строительства зданий и не только строительства, но и для области дизайна и промышленности. И именно в архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям, что является актуальным на сегодняшний день. Например, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного «морского уха», состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше. Такая технология может быть использована и для покрытия автомобилей.

Биоформы в разных видах дизайна

Бионические объекты в разных областях дизайна. Дизайнеры, использующие принципы бионики – представители разных школ и стилей ХХ в.В XXI в. мы встречаем бионические объекты в разных областях дизайна: в графическом, средовом, промышленном, арт-дизайне и дизайне костюма.

Лучшие дизайнеры мира используют принципы бионики. Это представители разных школ и стилей ХХ в. (по отраслям: Ф. Старк, Г. Пеше, П. Навоне и т.п.).

Филипп Старк – знаменитый французский дизайнер. Суперзвезда на звездной дизайнерской карте мира. Пожалуй, самый известный из всех дизайнеров, если не считать кутюрье. За свою четвертьвековую карьеру Старк проектировал все – от зубной щетки до жилых кварталов. В том числе огромное количество стульев, механическую соковыжималку для цитрусовых, похожую на космического паука (есть во всех учебниках по современному дизайну), телевизоры для фирмы Thomson, интерьер для мадридского ресторана, роскошный отель в Нью-Йорке, здание в Токио, личные покои Миттерана. Дизайн его не столько функционален, сколько эксцентричен, как и сам маэстро, создавший себе имя не только работами, но и абсолютно звездным поведением (рис. 73, 74). Старк – «суперстар». Свое имя он начал обыгрывать еще в начале карьеры, пик которой пришелся на восьмидесятые, строя ее по законам шоу: эксцентрическое поведение, эксцентрическая одежда, эксцентрические высказывания – украшения газетных полос. Он дружил со знаменитостями и сам стал знаменитостью.

Рис. 73. Промышленный дизайн от Ф. Старка

Гаетано Пеше – итальянский архитектор, художник, дизайнер и человек мира, живущий и практикующий в Нью-Йорке с 1980 года. Его первая громкая работа, возможно, и есть лучшее произведение 69-летнего дизайнера – знаменитое кресло серии «Up», которое имело взрывную популярность на мебельном салоне 1969 года в Милане. Органическая форма из пенополиуретана напоминает красивые изгибы женского тела (рис. 75).

Рис. 75. Дизайн объектов для интерьера от Г. Пеше

Паола Навоне (Paola Navone) живет и творит так, как будто никаких оформившихся направлений и тенденций в дизайне не существует. Она просто создает мир, соответствующий ее представлению о красоте. Недаром Architektur und Wohnen в 2000 году называл Паолу Навоне дизайнером N1. В её вещах нет ни малейшего привкуса вымученности. Её вещи дерзки, одновременно просты и очень красивы (рис. 76).

Паола Навоне отказывается классифицировать и определять собственные работы, говорит о том, что не следует никаким конкретным стилям и что её творчество намеренно эклектично. Вещи, сделанные ей для Capellini или Casamilano из-за их простоты и лаконичности можно было бы отнести к пресловутому минимализму, если бы не тепло и уют, которые они излучают. Говоря о минимализме, Паола восхищается не столько стилем, сколько мужеством тех, кто в этом аскетичном окружении живёт. Самое трудное, говорит она, это поддерживать в интерьере этот самый минимализм: «Принесешь в такой дом яблоко или новые газеты, поставишь пару лишних туфель – и все разрушишь».

Рис.

76. Интерьер от П. Навоне

Карим Рашид демонстрирует интерес не только к проектированию или созданию отдельных предметов или пространств, но дизайну среды обитания в самом широком смысле слова. «Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией – специализируйся в целом на жизни», — гласит одна из 50 заповедей, сформулированных дизайнером.

Acme Studio, Nambé, Method, Prada, Umbra, Alessi, Target, Alivar, Kartell, Foscarini, Artemide — вот далеко не полный перечень его клиентов. Рашид оформляет рестораны в Нью-Йорке и Токио, гостиницы в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, интерьеры бутиков, выставок и студии известнейших телеканалов.

Забыть о стиле, думать об удобстве. Осознать роскошь свободы вместо роскоши материального. В этом ключ к пониманию сути творчества и мировосприятия Карима Рашида. Беззаботность чистых и ярких цветов, гладкие глянцевые поверхности, простые и мягкие очертания… Несколько лет назад Карим Рашид исключил из своего гардероба черный цвет, теперь его фавориты – белый и розовый. Также и в творениях дизайнера редко можно встретить черный цвет (рис. 77).

Рис. 77. Дизайн среды от К. Рашида

Итак, выделим как композиционные, так и стилистические приемы работы мастеров:

1. Создание объекта «с характером», который становится центром композиции (Г. Пеше): данный объект один способен стать центром интерьера, причем остальные объекты, менее выразительные, будут лишь фоном для него.

2. Создание атмосферы в ином стиле, чем стиль, в котором привык жить городской человек: этнический стиль (П. Навоне), сюрреалистический интерьер (Г. Пеше).

3. Контраст фактур (например, матовая и блестящая).

4. Создание модульного объекта (он состоит из элементов, которые можно компоновать по-разному, тем самым создавая новые объекты).

Создание объекта с абстрактной формой, но имеющей «живые черты»: извивающейся, переливающейся, асимметричной, яркой (К. Рашид).

6. Создание объекта из нескольких ранее известных (Ф. Старк).

7. Четкий отбор выразительных средств, отсутствие украшательства: форма четко читается, идея передана максимально лаконично в рамках данной задачи.

8. Создание объекта не из целой природной формы, а из ее элемента, возведение этого элемента «на пъедестал», т.е. выделение и стилизация его таким образом. Что он смотрится как самостоятельный арт-объект (в арт-дизайне данный объект не имеет функции, кроме организации пространства интерьера или городской среды).

9. Создание объектов из «нетрадиционных материалов»: кресла Г. Пеше словно из воска, вазы обмотаны нитями (Г. Пеше и П. Навоне), у К. Рашида стеклянные и пластиковые причудливые формы светильников и кресел, банкеток, стульев словно сотканы из ярчайших световых потоков.

Суть этого приема в том, что материалы могут быть по составу вполне традиционными, но объекты выглядят так, что словно «слеплены из воска», «сотканы из света», «сделаны из плазмы», «жидкого стекла, воды, металла»…

Это достигается использованием удачных сочетаний форм, орнаментов, цвета, фактур, освещения. Кстати, следует отметить, что орнаменты здесь используются редко, т.к. все внимание – на форму или текстуру и фактуру объекта, которые сами по себе настолько увлекают, что орнамент уже не требуется.

Создание объекта на основе биоформ, сложное сочетание «био-«, «техно-» и других элементов в одном объекте и в коллекции объектов.В создании объекта на основе биоформ возможно и сложное сочетание «био-«, «техно» и других элементов в одном объекте и в коллекции объектов.

Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 2503;

Похожие главы из других работ:

Искусство как форма культуры

1 Понятие о цивилизации

Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более широкий смысл…

История фотографии

1. Понятие фотографии

Фотограмфия (фр. photographie от др.-греч…

Кино — как синтетический вид искусства

1.1 Понятие «искусство»

Чтобы вести разговор о кино — как о виде искусства, необходимо разобраться, что мы вкладываем в эти понятия. Современный толковый словарь определяет искусство — как художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура…

Классический стиль дизайна в интерьере

1.1 Понятие «Дизайн»

Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского «disegno»- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в.

в Англии появляется понятие «design»…

Культура постсоветских времен

1.1 Понятие культуры

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества на определенном этапе его развития. Культура (cultura) — слово латинское. Оно означает возделывание, обработка, улучшение…

Молодежные субкультуры и мода

2. Понятие «мода»

Мода — неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен. До недавнего времени господствовало необоснованное мнение, что мода слишком несерьезный, прихотливый и изменчивый объект для строгого научного исследования…

Обрубовка глиняной головы Гудона

1. Понятие о скульптуре

Скульптура, в широком значении слова, искусство создавать из различных пластических материалов пространственное, объёмное изображение различных вещей. Скульптура представляет собой вид изобразительного искусства…

Объемно-пространственная композиция

1. Понятие композиции

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно- пространственную…

Основные черты и функции субкультур

1.1 Понятие «субкультуры»

Субкультура это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире…

Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания

1.1 ПОНЯТИЕ РИТМА

Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы…

Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания

1.2 ПОНЯТИЕ ЦВЕТА

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и сознании человека…

Русская скульптура ХVIII – начала XIX веков

1. Понятие скульптуры

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура, ваяние, пластика…

Специфика организации карнавала

1.1 Понятие карнавала

Карнавал — народное гуляние, в котором происходит временная перемена ролей и разрушение обыденной реальности. Также на данный период отменяются словесные запреты, которые в других аспектах как раз употреблять публично не принято…

Технологии в поп-культуре на примере медиавирусов

1.1 Понятие поп-культуры

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт…

Феномен контркультуры

1. Понятие контркультуры

Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, которые закрепляются в особых чертах поведения людей, их сознания, традиций и т.д. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно…

Федеральное Агентство по Образованию

Мурманский Государственный Педагогический Университет

Факультет Технологии и Дизайна

Кафедра Технологии и Дизайна

Реферат

Бионические формы в создании предметной среды и пространства интерьера

Выполнил:

Научный руководитель:

Мурманск 2009

Введение

Понятие бионики

Архитектурная бионика

Биоформы в промышленности

Биоформы в интерьере

Заключение

Список литературы

Введение

Работа выполнена на тему «Бионические формы в создании предметной среды и пространства интерьера».

Актуальность темы обусловлена прогрессирующим развитием использования бионических форм в предметной среде, окружающей человека начиная с древнего мира, когда впервые начали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, мебели, оружии и до наших дней. Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, что создаётся человеком от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использования бионических форм в дизайне и архитектуре становятся практически безграничными.

Важность изучения дисциплины бионика неоспорима, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, необходимая для успешной работы на рынке современного дизайна и для работы в будущем.

Целью работы является рассмотрение возможности использования бионических форм в создании предметной среды и пространства интерьера, примерный анализ перспективы использования бионических форм в дизайне. Задачи работы заключаются в изучении самого понятия бионики, бионических форм, в изучении примеров использования бионических форм в дизайне предметной среды и интерьеров.

Понятие бионики

Био́ника (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

В англоязычной и переводной литературе чаще употребляется термин биомиметика (от лат. bios — жизнь, и mimesis — подражание) в значении — подход к созданию технологических устройств, при котором идея и основные элементы устройства заимствуются из живой природы. Одним из удачных примеров биомиметики является широко распространенная «липучка», прототипом которой стали плоды растения репейник, цеплявшиеся за шерсть собаки швейцарского инженера Жоржа де Местраля.

Различают:

биологическую бионику, изучающую процессы, происходящие в биологических системах;

теоретическую бионику, которая строит математические модели этих процессов;

техническую бионику, применяющую модели теоретической бионики для решения инженерных задач.

Тысячелетиями люди жили среди живой природы, миллионов оттенков цветов, несчетного многообразия форм, но в последнее время человек, почти насильственно погруженный в жесткую урбанистическую среду, научился восхищаться эстетикой металла и асфальта, синтетическими ароматами города, сизым смогом, оттеняющим яркие лучи предзакатного солнца. Эти и другие явления стали источником вдохновения фотографов, художников и модельеров, а также дизайнеров, благодаря которым хай-тек несколько лет оставался на пике интерьерной моды. Тем не менее, мы страдаем, порой неосознанно, от недостатка чистых сочных красок и причудливых форм живых растений. Частично восполнить хотя бы у себя дома нехватку природной красоты помогают элементы интерьера в стиле бионика.

Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц: орнитоптер.

Появление кибернетики, рассматривающей общие принципы управления и связи в живых организмах и машинах, стало стимулом для более широкого изучения строения и функций живых систем с целью выяснения их общности с техническими системами, а также использования полученных сведений о живых организмах для создания новых приборов, механизмов, материалов и т.п.

В 1960 в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум по бионике, который официально закрепил рождение новой науки.

Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками: электроникой, навигацией, связью, морским делом и другими.

Бионика — это наука, изучающая принципы организации и функционирования биологических систем на молекулярном, клеточном и популяционном уровнях.

Бионика — наука междисциплинарная, «наука-перекресток», в ней отражаются особенности научно-технической революции в форме интеграции различных по своему назначению и методам наук.

Бионика синтезирует знания в биологии и кибернетике, физике и радиотехнике, математике и электронике, ботанике и архитектуре, биохимии и механике, психологии и биофизике и т.д.

Бионика соединяет разнородные знания в соответствии с законами единства живой природы.

Бионический подход, положенный в основу создания концепт-проекта «Апельсин», перекликается с идеями, выдвинутыми в свое время основоположниками «Русского Авангарда». В XX веке «бионические идеи» получили развитие в авангардных проектах многих деятелей различных видов искусства. В 1916 году классик «Русского Авангарда» Казимир Малевич отметил: «Предметы исчезли, как дым; во имя новой художественной культуры искусство стремится и к автономии творения — к приоритету форм природы». А в 1920-е годы Лазарь Хидекель, ученик Шагала и Малевича, автор первого в российской истории архитектурно-экологического манифеста «АЭРО», написал: «Зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой».

Так, например, гибкость, присущую человеческому телу, стали использовать не только художники и архитекторы, но и авангардисты сценического искусства, выстраивая из актеров живые декорации к своим спектаклям. Обращение к природным истокам нашло яркое выражение в актерской школе знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда.

Его актеры проходили специальное обучение в экспериментальной мастерской, где основным предметом была биомеханика. Мейерхольд стремился придать зрелищу геометрическую точность формы, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку. Эти же биомеханические принципы искусства он продолжал развивать в своем журнале «Любовь к трем апельсинам», где в ряде статей много внимания уделялось идее воспитания актера, уверенно владеющего своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссера.

В то же время бионические идеи начинают воплощаться и в балетных постановках. Импрессионистически размытые танцы, выражающие чувства цветка и строящиеся на подражании пластике цветущего вьющегося растения, стали настоящей сенсацией на Западе благодаря имени Сержа Дягилева — организатора ежегодных гастролей русских артистов в Париже, получивших название «Русские сезоны». Балеты «Нарцисс» и «Призрак розы» третьих «Русских сезонов» потрясали воображение зрителей натуральностью жеста и незаурядной пластикой. Бионические идеи, воплотившиеся в этих постановках, позволили Дягилеву утвердиться в жизнеспособности своего детища и снискали большую популярность на Западе. Ясность замысла и воплощения, броскость и предельный лаконизм образов, характерные для бионических концепций, стали важной составляющей творчества пионера советского фотоавангарда Александра Родченко, также создававшего эскизы для многих театральных постановок театра Мейерхольда. Но, безусловно, свое самое яркое воплощение бионические идеи нашли все-таки в архитектуре. Великий современник основоположников «Русского Авангарда» философ Рудольф Штайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как «место», где раскрывается смысл человеческого бытия». И если следовать логике классиков, то выходит, что только здание, созданное в соответствии с принципами архитектурной бионики — будь это фостеровский «Апельсин» или же любой другой современный эко-комплекс, — способно стать наиболее органичным «домом» для произведений искусства, наполняющих человеческое бытие особым художественным смыслом.

Архитектурная бионика

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека.

Архитектурно-бионическая практика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров.

Бионика происходит от греческого слова, означающего «элемент жизни». Оно послужило основой названия направления в науке, занимающегося изучением возможности использования в технике определенных биологических систем и процессов.

Архитектурная бионика сходна с технической бионикой; однако, она настолько специфична, что образует самостоятельную отрасль и решает не только технические, но главным образом архитектурные проблемы.

Здесь особенно нужно подчеркнуть, что научные основы архитектурной бионики начали создаваться в Советском Союзе, особенно можно выделить работы архитекторов В.В. Зефельда и Ю.С. Лебедева.

Добавить комментарий

Закрыть меню