Бенедикт спиноза философия кратко

Монистическая философия Б.Спинозы

Эмпиризм и индуктивный метод философии Ф. Бэкона.

Родоначальником опытного знания и отцом эмпиризма считают Ф. Бэкона. Главной задачей философии Бэкон считал создание нового научного метода познания, а целью научного знания должно быть принесение пользы человечеству.

Общей задачей всех наук, считал Бэкон, это не созерцание природы, как считалось ранее, а увеличение власти над природой.

С Бэкона начался процесс прагматического отношения к науке. Его суть в том, что знание, не приносящее практических результатов, Бэкон считал лишним. Отсюда Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в теории, а в практике (эксперименте). Но для овладения природой необходимо разрабатывать новые методы исследования.

Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней проступают два пути, …
два метода исследования:

Дедуктивный метод, дедукция – выведение, как движение мысли от общих положений к частным выводам.

Индуктивный метод. Движение мысли от изучения единых фактов к общим положениям и обобщениям. Этот метод основан на умственной переработке материалов, доставляемых опытом. Этот метод Бэкон считал наиболее подходящим для развития естествознания.

Главная заслуга Бэкона – это обращения взора к познанию природных явлений. По его мнению, Бог составляет предмет веры, а не знание, а разум должен быть обращен к мирской практической деятельности.

Рационализм философии Р. Декарт.

Стремясь дать более строгое обоснование новому естествознанию Декарт ставит вопрос о природе человеческого познания и вопреки Бэкону подчеркивает большое значение рационального познания, которое по его мнению является более важным средством получения достоверного знания.

Для освобождения от субъективных заблуждений, мешающих познанию, Декарт использует критику, которая у него носит форму сомнения. Он придерживался формуле : «Все подвергать сомнению».

Суть Декартовского сомнения: «Никогда не принимать за истину то, что я не познал с очевидностью. Включать в мои суждения только то, что не дает мне повода для сомнения».

Декарт считал, что в научном познании метод сомнения не только уместен, но и является эффективным приемом в научных исследованиях.

Важной заслугой Декарта является то, что в основу новой философии он положил , впервые, разделение действительности на субъект и объект. Это дало четко определить не только источник познания(объект), но и превратить познание в самопознание.

Центральным понятием рационалистической философии Декарта является понятие субстанция.

Дуализм философии р.Декарта. Дедуктивный метод.

Рене Декарт (1596-1650)- французский философ, математик, физик и физиолог. В основе философии Декарта —дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания(«мыслю, следовательно, существую»).Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.

* * *

«Мир или трактат о свете» — его первое сочинение.

Отношения с церковью он не портил. По своим философским воззрениям, Рене Декарт – дуалист. Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению.

«Рассуждения о методе»

«Начала философии»

Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень сомнительно; это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное для него – разум.

  • ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт.

Дуализм Декарта

В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции.

Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом

(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).

Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание (сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.

Часы и часовщик (который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Декарт пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания.

Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:

1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить,

2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,

3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному,

4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.

Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным наблюдением и которая дает нам «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части позволяет выявить в ней «абсолютные», т. е. самоочевидные элементы, от которых можно отталкиваться в последующих дедукциях.

ДедукциейДекарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет»энумерацией»или»индукцией».Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук являетсяправильная метафизика. От метода открытия истин Декарт отличает метод изложения уже разработанного материала. Его можно излагать «аналитически» и «синтетически». Аналитический метод проблемен, он менее систематичен, но больше способствует пониманию. Синтетический, как бы «геометризирующий» материал, более строг. Декарт все же отдает предпочтение аналитическому методу.

Монистическая философия Б.Спинозы

Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causa sui) и не нуждается ни в каких других причинах.

Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов. Если Декарт начинает с преодоления «методологического сомнения — с «Cogito, ergo sum», то Спиноза начинает свой главный труд с учения «О Боге» или, что для него одно и то же, с учения о бытии. Таким образом, уже в исходном пункте своих философских воззрений Спиноза и Декарт разошлись: Декарт начинает с Я, а Спиноза с объективной реальности.

Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление — лишь частный случай мышления вообще. А это есть гилозоизм. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. И те, и другие суть только следствия божественной сущности: любить то, что не знает начала и не имеет конца, — значит любить Бога. Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, свои желания и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира. Понимать вещь — значит видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от модуса к субстанции. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений.

В своем определении природы как единственной основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего». Однако природу Спиноза называл Богом, а Бога — природой. Под Богом, писал Спиноза, я разумею существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

Спинозе принадлежит знаменитая формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость». А как тонко подмечено и афористично сказано: «Истина открывает и саму себя, и ложь».

И еще — в утешение сокрушающимся приведем спинозовский императив стоической мудрости: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать!».

Рекомендуемые страницы:

Торжество рационализма

Бенедикт Спиноза, философ-рационалист

В практичном XVII веке на первое место выходит уже не безоговорочная вера, а наука и разум. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт разрабатывают методику научного исследования. На много лет девизом науки и философии становится высказывание Бэкона: «Знание — сила!» Способность человека мыслить и рассуждать рассматривается философами как блестящая возможность познания и творческого преобразования мира. Подобный подход получил название рационализма (от лат. ratio — разум).

В этом направлении развивалась и философская система нидерландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозы.

Он родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Семья была достаточно состоятельной, что позволило юному Спинозе посвящать много времени чтению и самообразованию. Знавшие его люди вспоминали, что юноша, обучавшийся в иудейском религиозном училище, в отношении литературы был абсолютно всеяден: он читал произведения неоплатоников, христианских отцов церкви, арабских мыслителей и ученых, еврейских философов… Уже тогда он начал позволять себе очень вольные для религиозного человека высказывания; впоследствии Спиноза отошел от иудаизма.

«Как только вы вообразите, что не в сос тоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным» (Б. Спиноза)

Субстанция — это…

В своих исследованиях Спиноза обратился к одному из ключевых понятий философии — «субстанции». Еще в древности философы задавались вопросом: есть ли в мире нечто такое, что является основой для всего существующего? Земли, неба, человеческого тела и прочего? Собственно, слово «субстанция» по-латыни и означает «то, что лежит в основе». А вот о том, как выглядит субстанция и каковы ее свойства, высказывались разнообразные предположения.

Спиноза предположил, что субстанция, Бог и природа суть одно и то же. Субстанцию нельзя разделить на части, у нее есть только два свойства: протяжение (материальный предмет имеет форму и объем) и мышление. Да-да, с этой точки зрения, мышлением обладают не только люди, но и животные, и даже… неодушевленные предметы. Ибо субстанция содержит в себе природное, Божественное начало. Например, тело человека — это протяжение, а его душа — мышление.

Спиноза говорил, что Бог присутствует во всем — в горшечной глине, в теле горшечника и в глазах любого, кто видит приятный результат работы горшечника с глиной

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что ничто в мире не происходит просто так. Связь явлений и вещей можно объяснить не чем иным, как Божественной (природной) волей: если нам кажется, что нечто произошло ни с того ни с сего, то только потому, что не все умеют рассматривать явления в связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они нашли бы все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все происходящее с человеком определено свыше Богом (природой). Он критикует понятие «свобода воли», утверждая, что какой-то «изначальной свободой» человек попросту не обладает в силу своей привязанности к воле Божественной. В то же время он пишет о свободе человека в момент совершения выбора, например, когда тот размышляет о главном и второстепенном: «Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти». Свободу философ называет «осознанной необходимостью»: она заключается не в потакании низменным страстям, а в признании рациональности Божественной воли и — следовательно — законов, установленных людьми: «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом».

«Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими» (Б.

Спиноза)

Пути познания

Но если человек, по мнению философа, не является абсолютно независимым существом, то может ли он познавать окружающий мир? Спиноза считал, что может, если поймет, что существует несколько уровней познания. Первый, низший — это чувственное представление, воображение. Сюда мыслитель относил, к примеру, обычный жизненный опыт, который не дает нам абсолютных истин. Второй уровень — рассудочный, разумный. Это познание общих законов и понятий: например математических законов. В этом отношении он был последователем Бэкона, утверждавшего, что, только двигаясь от частных фактов к общим выводам, можно прийти к достоверной информации, и Декарта с его версией «врожденных идей», которыми человек обладает от рождения. И лишь при помощи многочисленных наблюдений, опытов, экспериментов, сравнения, выведения общих закономерностей можно прийти к правильным выводам, считал Спиноза.

Нам, живущим в ХХI веке, это кажется очевидным? Но научные методы сейчас у нас есть во многом благодаря Бенедикту Спинозе и другим рационалистам Нового времени…

«Ссылка на авторитет не есть довод» (Б. Спиноза)

Добавить комментарий

Закрыть меню