Базовый курс информатики

Информатика. Базовый курс. Симонович С.В.

Введение 8
Глава 1. Информация и информатика 11
1.1. Информация в материальном мире 11
1.2. Данные 17
1.3. Файлы и файловая структура 31
1.4. Информатика 34
Подведение итогов 36
Вопросы для самоконтроля 37
Глава 2. Вычислительная техника 38
2.1. История развития средств вычислительной техники 38
2.2. Методы классификации компьютеров 42
2.3. Состав вычислительной системы 49
Подведение итогов 60
Вопросы для самоконтроля 61
Глава 3. Устройство персонального компьютера 62
3.1. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера 62
3.2. Внутренние устройства системного блока 70
3.3. Системы, расположенные на материнской плате 78
3.4. Периферийные устройства персонального компьютера 87
Практическое занятие 94
Глава 4. Функции операционных систем персональных компьютеров 99
4.1. Обеспечение интерфейса пользователя 99
4.2. Обеспечение автоматического запуска 100
4.3. Организация файловой системы 101
4.4. Обслуживание файловой структуры 102
4.5. Управление установкой, исполнением и удалением приложений 107
4.6. Взаимодействие с аппаратным обеспечением 109
4.7. Обслуживание компьютера 110
4.8. Прочие функции операционных систем 113
Подведение итогов 114
Вопросы для самоконтроля 115
Глава 5. Основы работы с операционной системой Windows ХР 116
5.1. Основные объекты и приемы управления Windows 116
5.2. Файлы и папки Windows 119
5.3. Операции с файловой структурой 122
5.4. Использование Главного меню 129
5.5. Установка и удаление приложений Windows 129
5.6. Установка оборудования 132
Практическое занятие 134
Исследовательская работа 139
Глава 6. Настройка операционной системы Windows ХР 141
6.1. Настройка средств ввода-вывода данных 142
6.2. Настройка элементов оформления Windows ХР 143
6.3. Настройка элементов управления Windows ХР 147
6.4. Настройка средств автоматизации Windows ХР 150
6.5. Настройка шрифтов 156
6.6. Прочие настройки Windows ХР 160
6.7. Справочная система Windows ХР 162
Практическое занятие 164
Самостоятельная работа 168
Глава 7. Стандартные приложения Windows ХР 169
7.1. Стандартные прикладные программы 169
7.2. Принципы внедрения и связывания объектов 181
7.3. Служебные приложения Windows ХР 183
7.4. Стандартные средства мультимедиа 187
Практическое занятие 189
Глава 8. Компьютерные сети, Интернет, компьютерная безопасность … 195
8.1. Компьютерные сети 195
8.2. Интернет. Основные понятия 201
8.3. Подключение к Интернету 213
8.4. Вопросы компьютерной безопасности 215
Практическое занятие 224
Глава 9. Получение информации из Интернета 227
9.1. Основные понятия World Wide Web 227
9.2. Работа с программой Internet Explorer 6.0 228
9.3. Поиск информации в World Wide Web 236
9.4. Отправка и получение сообщений 243
Практическое занятие 247
Глава 10. Создание простых текстовых документов 253
10.1. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word 253
10.2. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft Word 262
10.3. Приемы и средства автоматизации разработки документов 274
Практическое занятие 279
Глава 11. Создание комплексных текстовых документов 285
11.1. Приемы управления объектами Microsoft Word 285
11.2. Ввод формул , 294
11.3. Работа с таблицами 296
11.4. Работа с диаграммами 299
11.5. Работа с графическими объектами 302
Практическое занятие 309
Глава 12. Обработка данных средствами электронных таблиц 315
12.1. Основные понятия электронных таблиц 316
12.2. Содержание электронной таблицы 318
12.3. Печать документов Excel .. 323
12.4. Применение электронных таблиц для расчетов 325
12.5. Построение диаграмм и графиков 328
Практическое занятие 330
Глава 13. Работа с базами данных 340
13.1. Основные понятия баз данных 340
13.2. Формирование баз данных 345
13.3. Работа с СУБД Microsoft Access 2002 353
Практическое занятие 367
Глава 14. Приемы и методы работы со сжатыми данными 375
14.1. Теоретические основы сжатия данных 375
14.2. Программные средства сжатия данных 379
14.3. Программные средства уплотнения носителей 382
Практическое занятие 384
Исследовательская работа 394
Глава 15.

Введение в компьютерную графику 398
15.1. Основы представления графических данных 398
15.2. Представление графических данных 413
Практическое занятие 423
15.3. Средства для работы с растровой графикой 425
15.4. Средства для работы с векторной графикой 432
Практическое занятие 437
Исследовательская работа 441
Практическое занятие 442
Исследовательская работа 446
Глава 16. Векторный редактор CorelDraw 449
16.1. Особенности CorelDraw 449
16.2. Элементы управления 450
16.3. Рисование графики 458
16.4. Заполнение объектов 464
16.5. Операции с текстом 469
16.6. Изменение формы объектов 472
16.7. Операции с группами 475
Пример. Рисование топографической карты 482
Практическое занятие 482
Глава 17. Автоматизация обработки документов 488
17.1. Преобразование документов в электронную форму 488
Практическое занятие 495
17.2. Автоматизированный перевод документов 498
Практическое занятие 506
Глава 18. Средства автоматизации научно-исследовательских работ .. 509
18.1. Компьютер как инструмент научной работы 509
18.2. Приемы работы с системой Mathcad 513
Практическое занятие 521
Глава 19. Публикация Web-документов 537
19.1. Создание Web-документов 537-
19.2. Применение языка HTML 539
19.3. Работа в редакторе FrontPage 552
19.4. Публикация Web-документов 557
Практическое занятие 558
Исследовательская работа 566
Глава 20. Основы программирования 568
20.1. Языки программирования 568
20.2. Системы программирования 578
20.3. Алгоритмическое (модульное) программирование 582
20.4. Структурное программирование 599
20.5. Объектно-ориентированное программирование 605
20.6. Проектирование программ 608
20.7. Пример на Бейсике. Разведение кроликов 616
20.8. Пример на Паскале. Раскрашивание круга 621
20.9. Пример на Си++. Рисование графиков 626
Практические задания по программированию 629
Рекомендуемая литература 631
Алфавитный указатель 633



Учебник для ВУЗов
Под редакцией С. В. Симоновича
ИНФОРМАТИКА
БАЗОВЫЙ КУРС
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших технических учебных заведений

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев • Харьков • Минск
2003
ББК32.973.2я7
УДК 681.3(075)
С37
Рецензенты:
Кафедра САПР Московского государственного технического университета
им. Н. Э. Баумана
С. В. Калин, генеральный директор ЗАО «Открытые технологии ’98»
С37 Информатика: Базовый курс / С. В. Симонович и др. — СПб.: Питер, 2003. —
640 с.: ил.
ISBN 5-8046-0134-2
Рассмотрены основные категории аппаратных и программных средств вычислительной техники. Указаны базовые принципы построения архитектур вычислительных систем. Обеспечено методическое обоснование процессов взаимодействия информации, данных и методов. Приведены эффективные приемы работы с распространенными программными продуктами. Рассмотрены основные средства, приемы и методы программирования.
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика», для преподавательского состава, обеспечивающего занятия по данной дисциплине, а также для преподавателей всех специальностей, использующих средства персональной вычислительной техники в учебной и методической работе по своей предметной области. Книга будет полезна также для слушателей военных учебных заведений, учреждений системы повышения квалификации и для лиц, изучающих средства вычислительной техники самостоятельно.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших технических учебных заведений.
ББК32.973.2я7
УДК 681.3(075)
ISBN 5-8046-0134-2 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Введение

Коренное отличие информатики от других технических дисциплин, изучаемых в высшей школе, состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами. Сегодня количество компьютеров в мире превышает 300 миллионов единиц и продолжает удваиваться в среднем каждые три года. При этом каждая вычислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков.
Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста вычислительных систем заметно превышает темп подготовки специалистов, способных эффективно работать с ними. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения, и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.
Таким образом, кардинальным отличием информатики от других технических дисциплин является тот факт, что ее предметная область изменяется чрезвычайно динамично. Все, кто причастен к преподаванию информатики в высшей школе, хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удается обеспечить соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области. И даже своевременное реагирование на научно-технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний и навыков выпускника, адекватный потребностям сферы материального производства и коммерческого рынка, — настолько динамичны процессы в области информационных технологий.
Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача состоит в преодоления общечеловеческого кризисного явления, называемого «информационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих операции с данными. Однако даже в собственной предметной области информатика испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна другая область человеческой деятельности. Например мировой ассортимент изданий, имеющих прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.
Анализируя вышеуказанные особенности информатики, авторы данного пособия приходят к выводу, что для преподавания информатики в сложившихся условиях необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами общетехнических и специальных дисциплин и учебной программой курса информатики. Основные принципы, вытекающие из такого подхода, включают непрерывность и системность образования, а также раннюю профессиональную ориентацию.

Непрерывность образования. Практические приемы работы со средствами вычислительной техники закрепляются не только в рамках дисциплины «Информатика», но и в течение всего периода обучения. Они используются при проведении учебных занятий по самым разным дисциплинам.
Системность образования. В едином методическом подходе, основанном на системе задача — средство — методы — приемы, происходит перекрестное взаимодействие изучаемых дисциплин. Конкретная дисциплина поставляет комплекс задача — методы, а информатика обеспечивает комплекс средства — приемы.
Ранняя профессиональная ориентация. В системе высшего технического образования действует многоуровневая иерархическая система, основанная на том, что знания студента по общетехническим дисциплинам, как правило, реализуются в практические навыки опосредованно, то есть через дисциплины специального цикла, базирующиеся на общетехнических. Информатика — одна из немногих общетехнических дисциплин, развивающая такие практические навыки, которые востре-буются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.
Свою работу над книгой авторы подчинили реализации указанных принципов.

Этому подчинена структура и содержание пособия. В целом книга состоит из двадцати глав, содержащих достаточно полные сведения о современном состоянии аппаратных и программных средств вычислительной техники.
Главы 1,2,8,15 являются теоретическими и обеспечивают единую методическую базу как для изучения информатики, так и для взаимодействия различных учебных дисциплин на платформе информатики.
Главы 7,9-14,16,18 представляют единую технологическую базу для взаимодействия информатики и других предметных дисциплин. Средства, рассмотренные здесь, могут быть использованы при подготовке домашних заданий, контрольных, курсовых и дипломных работ, при обработке результатов экспериментов, сборе исходной информации для самостоятельных исследований, при выполнении графических работ, математическом моделировании физических и технических процессов и при математическом обосновании разрабатываемых проектов.
Главы 3-7, 10,12,13,16,17,19, 20 служат тем же задачам, но являются дополнительным средством ранней профессиональной ориентации. Сведения и навыки, полученные в ходе их изучения, могут быть востребованы немедленно после включения выпускника в практическую деятельность. Эти разделы позволяют обеспечить общую уверенность студента в востребованности его знаний по окончании учебного заведения, независимо от обстоятельств и особенностей конкретного трудоустройства.
Главы, имеющие теоретическое и методообразующее содержание, завершаются списком контрольных вопросов, которые могут обсуждаться на лекционных и семинарских занятиях. Главы, имеющие практическое содержание, завершаются упражнениями и исследовательскими работами. Предполагается, что практические упражнения носят инструктивно-методический характер и выполняются под руководством преподавателя (лаборанта), а исследовательские работы имеют творческий характер и комплексное содержание. Они предназначены для самостоятельной работы и предполагают подготовку итогового отчета. Различие между этими видами занятий отражено в балансе отводимого на них времени.
Исходя из структуры и содержания книги, авторы рассчитывают на то, что она будет полезна следующим категориям читателей:

  • студентам технических специальностей вузов, изучающим информатику как самостоятельную дисциплину;
  • преподавательскому составу, осуществляющему теоретическую и практическую подготовку студентов по дисциплине «Информатика»;
  • преподавателям иных дисциплин, использующим персональные компьютеры в качестве технического средства обучения и (или) средства подготовки учебно-методических материалов (бумажных и электронных) по своей предмет ной области;
  • лицам, самостоятельно изучающим или осваивающим аппаратные и программные средства вычислительной техники.

От издательства
Ваши замечания, предложения, вопросы отправляйте по адресу электронной почты comp@piter-press.ru (издательство «Питер», компьютерная редакция).
Мы будем рады узнать ваше мнение!
Подробную информацию о наших книгах вы найдете на Web-сайте издательства http://www.piter-press.ru.

Добавить комментарий

Закрыть меню