Базовые концепции финансового менеджмента

Базовые концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент основывается на следующих фундаментальных концепциях:

1.
Концепция денежного потока.

В основе обоснования финансовых решений лежит оценка денежных потоков, которые с ними связаны. Денежные потоки характеризуются по объему; по продолжительности; по времени. Для их сравнения требуется дисконтирование.

2.
Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Одни и те же суммы денежных средств, полученные в разное время не равномерны (не равноценны), это связано с инфляцией, риском.

3.
Концепция компромисса между риском и доходностью (эффективностью).

Получение связано с риском и между ними существует прямо пропорциональная зависимость (чем больше доходность, тем больше риск). Необходимо выбирать компромисс.

4.
Концепция стоимости капитала.

Активы предприятия должны быть профинансированы за счет накопительных источников. Обслуживание различных источников финансирования обходится предварительно неодинаково, стоимость капитала — это стоимость привлечения источников финансирования: для кредита — проценты, для эмиссии акций — дивиденды.

5.
Концепция эффективности рынка капитала.

Предприятие выступает на рынке капитала в качестве инвестора, кредитора, заемщика. Степень эффективности рынка капитала зависит от его информационной насыщенности и доступности информации. Информация влияет на ценовой курс акций.

6.
Концепция асимметрии показателей, связана с предыдущей концепцией. Отдельные лица (менеджеры, некоторые собственники) могут владеть информацией, недоступной для других (конфиденциальная информация). Информация может быть использована по разному, в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) дает ее обнародование.

7.
Концепция агентских отношений.

Связана с тем, что в большинстве случаев одни лица владеют предприятием, а другие им управляют. Собственники не обязаны управлять, для этого они нанимают профессиональных менеджеров, которые должны представлять и защищать их интересы. При этом собственники несут агентские издержки (зарплата менеджерам).

8.
Концепция альтернативных затрат.

Управление финансами связано с выбором альтернативных решений. Этот выбор основывается на сравнении альтернативных затрат (оценке упущенной выгоды). Альтернативные затраты — это доход, который можно было бы получить, выбрав иной вариант вложения средств.

9.
Концепция времен неограниченной деятельности предприятия.

Предприятие создано на неограниченный срок.

Современные концепции финансового менеджмента

Организация финансового менеджмента

В настоящее время западными и отечественными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента.

Первый подход связан с деятельностью школы эмпирических прагматиков. Ее представители — профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы статистического финансового анализа. Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

Третий подход ассоциируется с деятельностью школы мультивариантных аналитиков. Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существовании несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний». Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление — школа участников фондового рынка. Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги.

Финансовый менеджмент переживает пору быстрых изменений. Значительные достижения отмечены не только в области теории финансового менеджмента, но и в его повседневной практике. Один из результатов этих изменений заключается в том, что в своей борьбе за увеличение стоимости корпорации ее финансовому руководству приходится теперь уделять больше внимания стратегическим вопросам Ван Хорн Дж. Основы современного финансового менеджмента. М.: Вильямс ИД, 2007. С. 17..


Разберем теперь теоретические концепции, которые лежали в основе становления финансового менеджмента.

Концепция — это определенный способ понимания и трактовки явления. Концепция в финансовом менеджменте — это способ определения понимания, теоретического подхода к некоторым сторонам и явлениям финансового менеджмента.

В основных концепциях финансового менеджмента выражается точка зрения на отдельные явления финансовой деятельности, определяется сущность и направление развития этих явлений.

К основным концепциям финансового менеджмента относятся:

1) концепция денежного потока;

2) концепция компромисса между риском и доходностью;

3) концепция стоимости капитала;

4) концепция эффективности рынка ценных бумаг;

5) концепция асимметричной информации;

6) концепция агентских отношений;

7) концепция альтернативных затрат.

Наиболее сжато содержание данных концепций представлено в работе В.Б. Акулова.

Концепция денежного потока применяется в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока.

Концепция денежного потока предусматривает:

1) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (ординарный, неординарный);

2) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

3) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

4) оценку риска, связанного с данным потоком, и способ его учета.

Решения финансового характера предполагают учет и анализ денежных потоков во времени.

При этом следует учитывать, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению в будущем, неравноценны. Как правило, «рубль сегодня» дороже, чем «рубль завтра».

На снижение ценности будущей денежной единицы по сравнению с имеющейся влияют три фактора:

1) инфляция;

2) риск;

3) оборачиваемость.

Инфляция в какой-то мере стимулирует инвестиционный процесс, т.к. обесценивание денег требует их вложения.

Риск неполучения ожидаемой прибыли заставляет менеджера оценивать несколько вариантов и выбирать наиболее оптимальный для данного предприятия.

Оборачиваемость заставляет менеджера решать вопрос о величине приемлемого дохода на сумму, которую вложил инвестор в настоящее время, и правильно оценивать сумму, ожидаемую к получению в будущем.

В связи с этим возникает задача оценки стоимости будущих денежных потоков с позиции сегодняшнего дня.

Концепция компромисса между риском и доходностью предполагает достижение разумного соотношения между риском и доходностью.

Она состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т. е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное.

Концепция стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, например, надо платить проценты за банковский кредит. При большом выборе источников финансирования менеджер должен выбрать оптимальный вариант.

Концепция стоимости капитала предусматривает определение минимального уровня дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника финансирования и позволяющего не оказаться в убытке.

Концепция эффективности рынка ценных бумаг учитывает быстроту отражения информации о рынке ценных бумаг на их ценах, степень полноты и свободы доступа всех участников рынка к информации.

Предположим, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка. Степень эффективности рынка характеризуема уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды; иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. С практической точки зрения это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся подобная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже так называемые инсайдеры, т.е. лица, работающие в организации-операторе финансового рынка и (или) в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду.

Смысл концепции асимметричной информации заключается в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной в равной степени всем участникам рынка. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Каждый потенциальный инвестор имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет некоторой информацией, возможно, недоступной другим участникам рынка.

Концепция агентских отношений предусматривает нивелирование групповых интересов конфликтующих подгрупп управленческих работников и интересов владельцев компаний.

По мере усложнения форм организации бизнеса крупным фирмам в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчитано на перспективу.

Концепция альтернативных затрат предусматривает оценку альтернативных вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и т.д.

Знание сущности концепций, их взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных решений в управлении финансами хозяйственного субъекта.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Цель, задачи и функции финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент как наука представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ресурсами предприятий и организаций для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Как система управления, финансовый менеджмент организует, таким образом, взаимоотношения предприятия как внутри, так и за его пределами во имя достижения поставленной цели.

Предметом финансового менеджмента является анализ, организация и осуществление целенаправленного процесса финансового регулирования деятельности предприятия, оптимизирующего балансовые показатели, их структуру и пропорции, т.е. предметом финансового менеджмента как науки выступает то, на что направлено финансовое управление, какие цели и задачи оно решает, какие основные направления финансовой деятельности и объекты финансового менеджмента регулируются на практике.

Основными функциями финансового менеджмента являются: воспроизводственная, организационная, финансовое планирование, прогнозирование, стимулирующая, контрольная.

Цели финансового менеджмента:1-я цель – максимизация прибыли за период времени. 2-я цель финансового менеджмента – платежеспособность предприятия. 3-я цель финансового менеджмента – рост стоимости капитала собственников.

Основными задачами финансового менеджмента являются: рост капитала акционеров;

максимизация рыночной стоимости акций; максимизация финансового результата; улучшение финансового состояния на базе оптимизации денежного оборота; повышения финансовой устойчивости, поддержания платежеспособности и высокой ликвидности баланса; эффективная инвестиционная, кредитная, налоговая, амортизационная политика; эффективная система управления затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг); оценка и минимизация рисков; эффективная политика в области распределения вновь созданной стоимости (валового дохода), включая политику в области оплаты труда работников предприятия, дивидендную политику, политику формирования и расходования денежных фондов (особенно резервов), страховую политику и др.

Финансовый менеджмент базируется на нескольких основных концепциях.

концепция временной стоимости денег. Она исходит из того, что сегодняшние деньги дороже тех, что будут в будущем, поскольку их можно сегодня инвестировать и получить прибыль к какому-то моменту времени в будущем. Также существует фактор обесценивания денег (инфляция) и наличия других рисков. Временная стоимость денег является критерием принятия инвестиционных и финансовых решений. Процесс приведения буд.ст-ти денег (БСД) к настоящей (НСД) учитывает дисконт(ДИСК).

ДИСК прост.

% = , «n»-число периодов выплат процентных платежей в общем периоде; «d» – дисконтная ставка (коэф-т дисконтирования) или уровень доходности. НСД(пр%) = .

ДИСК сл.% = . НСД(сл.%) = .

Наращение ст-ти (компаундинг) – это определение БСД, процесс обратный дисконтированию. БСД(пр%) = ; БСД(сл%) = . Концепция временной стоимости денег используется в расчетах при инвестировании средств, определении убытков от отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность, расчетах депозитных сумм и др.

концепция соотношения риска и дохода. Ее сущность заключается в том, что в любом процессе получения при­были присутствуют риски ее неполучения (недополучения). Обычно чем выше ожидаемый доход, тем выше и финансовые риски. Концепция финансового менеджмента — принцип отражения — исходит из того, что цены акций (и других ценных бумаг) в условиях открытого рынка отражают всю имеющуюся на сегодня информацию (об эмитенте, бумагах и пр.). Принцип отражения проявляется и в том, что имидж фирмы, как правило, адекватно показывает ее место и роль в системе производства и обращения. Существуют также концепции финансово­го и операционного рычагов, цены капитала и потоков денежных средств.

Концепция денежного потокапредполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющею сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени: г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

концепция стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково.

Принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка. Объем сделок по покупке или про­даже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации.

Концепция асимметричной информациитесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере.

Концепция агентских отношенийстановится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею.

концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.

Эффективное финансовое управления на предприятии может быть обеспечено только в том случае, если будет четкое представление у соответствующих субъектов управления о средствах и обязательствах предприятия, о выручке и затратах, прибылях и налогах, фондах и ресурсах. Финансовая информация, отражающая деятельность предприятия, представляет собой сведения о движении денежных средств, выстроенных в определенную систему показателей. Такая система показателей используется как внешними, так и внутренними показателями в процессе финансового анализа, планирования, принятия решений по различным направлениям деятельности.

Добавить комментарий

Закрыть меню