Базовое программное обеспечение

Базовое и прикладное программное обеспечение

Современный компьютер не может обойтись без программного обеспечения, ведь именно оно определяет возможности компьютера для решения задач определённого рода. Для создания программных продуктов зачастую требуется не меньше затрат, чем на производство самого компьютера, поэтому большинство программ являются коммерческой продукцией и продаются наравне с компьютером.

Под программным обеспечением (ПО) информационных систем понимают совокупность программных средств и сопровождающей их документации, предназначенных для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

В самом общем плане программное обеспечение для вычислительной техники может быть разделено на базовое (системное) и прикладное.

Базовое (системное) ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ.

Базовое ПО настолько тесно связано с аппаратными средствами, что его иногда считают частью компьютера.

Прикладное ПО непосредственно нацелено на решение профессиональных задач пользователя.

В состав базового ПО входят:

• операционные системы;

• сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства);

• программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля);

• инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интерпретаторы, ассемблеры).

Операционная система (ОС) – это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами персонального компьютера. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.

Операционные системы ПК делятся на однозадачные и многозадачные.

В однозадачных ОС в один момент времени пользователь может работать только с одной конкретной программой (задачей). Примером однозадачных ОС служат MS-DOS, MSX.

Многозадачные ОС обеспечивают параллельное выполнение пользователем нескольких задач в разных программах. Количество одновременно выполняемых задач зависит от мощности системы Примером таких систем являются все версии Microsoft Windows, UNIX, OS/2,Linux, Mac OS.

Существуют также сетевые ОС (для локальных и глобальных сетей), предназначенные для обеспечения доступа ко всем ресурсам вычислительной сети. Примерами таких систем являются Novell Net Ware, Microsoft Windows-NT, UNIX, IBM LAN.

Сервисное программное обеспечение – это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделять на средства:

— улучшающие пользовательский интерфейс;

— защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа;

— восстанавливающие данные;

— ускоряющие обмен данными;

— антивирусные;

— программы архивации-дезархивации.

Программы технического обслуживания – совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера и вычислительной системы в целом. Примером такой программы может служить Doctor Hardware, пакет CheckIt для Windows.

Инструментальное программное обеспечение – это комплекс программ, предназначенных для разработки, корректировки или развития программного обеспечения.

Базовое программное обеспечение

ТЕМА № 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Понятие о программном обеспечении

Современному компьютеру никак нельзя обойтись без программ. Ведь именно программы определяют возможности компьютера: что он будет делать – поможет произвести электротехнический расчёт или позволит побродить по всемирной сети Интернет. Большинство программ правильнее было бы называть программными продуктами, ведь зачастую на их создание требуется не меньше затрат, чем на производство самого компьютера. Практически любая программа, если это специально не оговорено, является коммерческим продуктом, который продается наравне с компьютерами.

Под программным обеспечением (ПО) информационных систем понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

Базовое (системное) ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Базовое ПО настолько тесно связано с аппаратными средствами, что его иногда считают частью компьютера.

Прикладное ПО непосредственно нацелено на решение профессиональных задач пользователя.

Базовое программное обеспечение

В состав базового ПО входят:

• операционные системы;

• сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства);

• программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля);

• инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интерпретаторы, ассемблеры).

Операционная система– это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами персонального компьютера. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.

Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ПК и следит за ходом её выполнения; анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и даёт указания о том, что необходимо сделать, если возникли трудности.

Операционные системы персональных компьютеров делятся на однозадачные и многозадачные.

В однозадачных ОС пользователь в один момент времени работает с одной конкретной программой (задачей). Примером таких ОС служат операционные системы MS-DOS, MSX.

Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами, и количество программ зависит от мощности системы. В качестве примера можно привести операционные системы всех версий Microsoft Windows, UNIX, OS/2, Linux, Mac OS.

Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей и предназначены для обеспечения доступа ко всем ресурсам вычислительной сети. Примером таких систем являются Novell Net Ware, Microsoft Windows-NT, UNIX, IBM LAN.

Сервисное программное обеспечение– это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделять на средства, улучшающие пользовательский интерфейс, защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа, восстанавливающие данные, ускоряющие обмен данными, программы архивации-дезархивации и антивирусные средства.

Программные средства антивирусной защиты обеспечивают диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вирусов. Термином «вирус» обозначается программа, способная размножаться, внедряясь в другие программы, совершая при этом различные нежелательные действия.

Наиболее распространенными антивирусными российскими программами являются ESET NOD 32, DRWeb и AVP.

В качестве примера архиваторов можно привести WinZip и WinRAR.

Программы технического обслуживания– это совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычисли­тельной системы в целом.

Они включают в себя средства диагностики и тестового контроля правильности работы ПК и его отдельных частей, а также специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды информационной системы в целом, в том числе программно-аппаратный контроль, осуществляющий автоматическую проверку работоспособности системы. В качестве примера тестовой программы можно привести программу Doctor Hardware, пакет CheckIt для Windows.

Инструментальное программное обеспечение

Система программирования – это комплекс средств, включающих в себя входной язык программирования, транслятор, машинный язык, библиотеки стандартных программ, средства отладки оттранслированных программ и компоновки их в единое целое.

Транслятором языков программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования в машинный код.

В системах программирования транслятор переводит программу, написанную на входном языке программирования, на язык машинных команд конкретной ЭВМ. В зависимости от способа перевода с входного языка программирования трансляторы подразделяются на компиляторы и интерпретаторы.

В компиляции процессы трансляции и выполнения программы разделены во времени. Сначала компилируемая программа преобразуется в набор объектных модулей на машинном языке, которые затем собираются (компонуются) в единую машинную программу, готовую к выполнению и сохраняемую в виде файла.

Интерпретатор осуществляет пошаговую трансляцию и немедленное выполнение операторов исходной программы, при этом каждый оператор входного языка программирования транслируется в одну или несколько команд машинного языка.

Особое место в системе программирования занимают ассемблеры, представляющие собой комплекс, состоящий из входного языка программирования ассемблера и ассемблер-компилятора. Ассемблер представляет собой мнемоническую (условную) запись машинных команд и позволяет получить высокоэффективные программы на машинном языке.

Программное обеспечение информационных систем

Программное обеспечение(англ. software) – это совокупность программ, обеспечивающих функционирование информационной системы (ИС) и решение с их помощью задач предметных областей..

ПО современных ИС включает множество разнообразных программ, которое можно условно разделить на три группы (рис. 1):

  • Системное программное обеспечение (системные программы);
  • Прикладное программное обеспечение (прикладные программы);
  • Инструментальное обеспечение (инструментальные системы).

· Системное программное обеспечение(СПО) – это программы, управляющие работой ИС, и выполняющие различные вспомогательные функции, например, управление ресурсами ИС, проверка работоспособности технических устройств, выдача справочной информации о состоянии ИС и др. Они предназначены для всех категорий пользователей, используются для эффективной работы ИС, а также эффективного выполнения прикладных программ.

· В состав СПО входят операционные системы (ОС) и сервисные систем (СС).

· Прикладное программное обеспечение (ППО) предназначено для решения задач пользователя. В его состав входят прикладные программы пользователей и пакеты прикладных программ (ППП) различного назначения.

Операционная система (ОС) – это комплекс программ, предназначенных для управления загрузкой, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами ИС. В более узком смысле ОС – это программа управления работой ЭВМ с момента включения до момента выключения питания.

ОС определяет производительность системы, степень защиты данных, выбор программ, с которыми можно работать на компьютере, требования к аппаратным средствам.

Примерами ОС являются MS DOS (практически не используется), OS/2, семейство Unix, семейство Windows.

На рынке операционных систем представлены разработки различных фирм, которые различаются ориентацией на аппаратные средства, решение определенного круга задач, потребности потребителя и пр. Можно выделить операционные системы, обладающие определенными общими чертами: один производитель, единый подход к организации и функционированию и пр., что позволяет классифицировать их по семействам и линейкам. Например, можно выделить такие семейства как Windows (Microsoft), Unix (различные разработчики), Solaris (Sun Microsystems) и другие.

В настоящее время большинство персональных компьютеров в мире работают под управлением той или иной версии операционной системы Windows (фирма Microsoft). Программные продукты этого семейства обладают общими характерными чертами:

· единый графический пользовательский интерфейс;

· многозадачность;

· поддержка работы в сетевой среде;

· наличие универсальной системы средств обмена данными между приложениями (буфер обмена, динамический обмен данными – DDE, связывание и встраивание объектов – OLE).

В операционных системах семейства Windows реализована открытая архитектура(Windows Open Services Architecture – WOSA), которая предоставляет механизмы для решения задачи передачи информации независимо от ее местоположения и формата представления. С их помощью пользователь компьютера может легко подключиться к любой из информационных служб, располагающихся в различных сетях или операционных системах. В настоящее время обеспечивается стандартный доступ к базам данных, почте, телефонным сетям и системам лицензирования, сетевым службам и специализированным службам (финансовые системы и данные реального времени).

Cемейство Unix – это одна из самых первых ОС и в настоящее время является одной из альтернатив семейству ОС Windows . Unix была создана в Bell Telephone Laboratories в 70- е годы прошлого столетия. Основное отличие и преимущество этого семейства заключается в реализации для широкого круга аппаратных платформ – это первая действительно переносимая на различные аппаратные платформы операционная система. Unix ориентирована, прежде всего, на работу в больших локальных и глобальных сетях. В ней используются различные варианты графического интерфейса. Универсальность системы обеспечивается множеством прикладных программ.

В настоящее время существуют версии ОС Unix от различных производителей. Среди них наиболее известны коммерческие версии Sun и Solaris для компьютеров фирмы Sun, AIX для мини-компьютеров IBM, IRIX для компьютеров Silicon Graphics, свободно распространяемые FreeBSD и Linux для компьютеров платформы Intel.

Независимо от версии общими для Unix чертами являются:

· многопользовательский режим и наличие мощных средств защиты данных от несанкционированного доступа;

· многозадачность;

· переносимость системы за счет написания ее ядра на языке С;

· наличие простого пользовательского интерфейса;

· наличие встроенных средств поддержки компьютерных сетей, что делает систему одной из самых популярных серверных платформ в Internet.

В отличие от Windows ОС Unix предъявляет повышенные требования к компьютерам и стоит значительно дороже Windows.

В настоящее время все большую популярность приобретает ОС Linux, которая является многозадачной, многопользовательской операционной системой с поддержкой национальных и стандартных клавиатур, поддерживает различные типы файловых систем, в частности, MS DOS, обеспечивает поддержку полного семейства протоколов TCP/IP для работы в сети Интернет.

Классификация программного обеспечения. Базовые программные средства. Прикладное программное обеспечение

1.6.1 Классификация программного обеспечения

1.6.2 Базовое программное обеспечение

1.6.3 Классификация прикладного программного обеспечения

1.6.4 ППП общего назначения

1.6.5 Метод-ориентированные ППП

1.6.6 Проблемно-ориентированные ППП

Литература: 5, c. 93–109; 6, c. 136–162; 8; 10; 18.

1.6.1 Классификация программного обеспечения.Программное обеспечение (ПО) является необходимой составной частью современных систем обработки данных (СОД). Без наличия соответствующих программ невозможно использование вычислительной техники. Бурное развитие современной информационной технологии и расширение сферы ее применения привели к интенсивному развитию ПО. Еще в 1996 г. мировым сообществом на программное обеспечение затрачено свыше 110 млрд долларов. Причем тенденции развития ПО показывают, что динамика затрат имеет устойчивую тенденцию к росту, примерно 20 % в год.

Программное обеспечение информационных систем – совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

В зависимости от функций, выполняемых программным обеспечением, его можно разделить на 2 группы: базовое (системное) программное обеспечение и прикладное программное обеспечение (по В. В. Евдокимову). В. М. Брябрин выделяет 3 группы ПО: 1) операционные системы и сервисные программы, 2) инструментальные языки и системы программирования и, наконец, 3) прикладное ПО.

Базовое (системное) ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Оно служит для автоматизации взаимодействия человека и компьютера, организации типовых процедур обработки данных, контроля и диагностики функционирования технических средств СОД. Базовое ПО очень тесно связано с аппаратными средствами.

Прикладное ПО предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса информационной системы в целом. Прикладное ПО представляет собой совокупность программных продуктов, предназначенных для автоматизации решения функциональных задач информационной системы. Они могут быть разработаны как универсальные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных) и как специализированные – реализующие функциональные подсистемы (бизнес-процессы) объектов различной природы (экономические, инженерные, технические и т. п.)

Инструментальные языки и системы программирования могут быть (по мнению Брябрина) выделены в особую категорию ПО, так как с их помощью создаются все другие программы. С помощью инструментальных средств создается и прикладное и базовое ПО, т.е. эта категория программных средств аналогична средствам производства в промышленности. В нашем случае можно предложить вслед за Евдокимовым считать этот вид программного обеспечения подклассом базового ПО.

1.6.2 Базовое программное обеспечение.Под базовым программным обеспечением информационных систем понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

В состав базового (системного) ПО входят:

— операционные системы;

— сервисные программы;

— трансляторы языков программирования; (по Евдокимову)

— программы технического обслуживания.

Классификация базового программного обеспечения приведена ниже.

Рисунок 1.5 – Базовое (системное) программное обеспечение

Операционная система (ОС) – совокупность программных средств, осуществляющих управление ресурсами ЭВМ, запуск прикладных программ и их взаимодействие с внешними устройствами и другими программами, а также обеспечивающих диалог пользователя с ЭВМ.

ОС обеспечивают управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем. ОС загружает нужную программу в память ЭВМ и следит за ходом ее выполнения; анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания о том, что необходимо сделать, если возникли затруднения. Классифицировать ОС можно по различным признакам: разрядности, виду интерфейса, типу используемых платформ и т. д. Исходя из выполняемых функций, ОС можно разделить на группы:

— однозадачные (однопользовательские);

— многозадачные (многопользовательские);

— сетевые.

Кроме такой приведем еще несколько вариантов классификации по:

— количеству одновременно работающих пользователей: однопользовательские, многопользовательские;

— числу процессов, одновременно выполняемых под управлением системы: однозадачные, многозадачные;

— количеству поддерживаемых процессоров: однопроцессорные, многопроцессорные;

— разрядности кода ОС: 8-разрядные, 16-разрядные, 32-разрядные, 64-разрядные;

— типу интерфейса: командные (текстовые) и объектно-ориентированные (графические);

— типу доступа пользователя к ЭВМ: с пакетной обработкой, с разделением времени, реального времени;

-типу использования ресурсов: сетевые, локальные.

Однозадачные ОС предназначены для работы одного пользователя в каждый конкретный момент с одной конкретной задачей. Классическим представителем таких операционных систем является MS-DOS (разработанная фирмой Microsoft), PC-DOS (вариант фирмы IBM), а также популярная в начале 80-х СР-М.

Многозадачные ОС обеспечивают коллективное использование ЭВМ в мультипрограммном режиме разделения времени (в памяти ЭВМ находится несколько программ-задач, а процессор распределяет ресурсы компьютера между этими задачами). Типичными представителями подобного класса ОС являются: UNIX, OS/2 фирмы IBM, Microsoft Windows 95/98/ME/NT/2000/XP, а также ставший популярным в ряде стран «свободно распространяемый» Linux со множеством его вариаций.

Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей и предназначены для обеспечения доступа пользователя ко всем ресурсам вычислительной сети. Типичными представителями сетевых ОС являются: Novell NetWare, Microsoft Windows NT/2000, UNIX, Linux, Solaris фирмы Sun.

Сервисное программное обеспечение – это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

Оболочки являются как бы надстройками над операционной системой или группой утилит, облегчая пользователю работу с файловой системой. (Появились они еще в 80-е, когда работа средствами команд ОС могла привести к нервному срыву не очень искушенного пользователя). Примеры: Norton Commander, Volkov, Far, Total(Windows) Commander.

Утилиты предоставляют пользователю дополнительные услуги (не требующие разработки специальных программ) по обслуживанию дисков и файловой системы, работе с средствами мультимедиа.

Программные средства антивируснойзащиты обеспечивают диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вирусов. Термином «вирус» обозначается программа, способная размножаться, внедряться в другие программы, совершая при этом различные нежелательные действия.

Транслятором языка программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования в (как правило) машинный код.

Комплекс средств, включающий в себя входной язык программирования, транслятор, машинный язык, библиотеки стандартных программ, средства отладки оттранслированных программ и компоновки их в единое целое, называется системой программирования. В системе программирования транслятор переводит программу, написанную на входном языке программирования, на язык машинных команд конкретной ЭВМ. В зависимости от способа перевода с входного языка (языка программирования) трансляторы подразделяются на компиляторы и интерпретаторы.

В компиляции процессы трансляции и выполнения программы разделены во времени. Сначала компилируемая программа преобразуется в набор объектных модулей на машинном языке, которые затем сообщаются (компонуются) в единую машинную программу, готовую к выполнению и сохраняемую в виде файла на магнитном диске. Эта программа может быть выполнена многократно без повторной трансляции.

Интерпретатор осуществляет пошаговую трансляцию и немедленное выполнение операторов исходной программы: каждый оператор входного языка программирования транслируется в одну или несколько команд машинного языка, которые тут же выполняются без сохранения на диске. Таким образом, при интерпретации программа на машинном языке не сохраняется и поэтому при каждом запуске исходной программы на выполнение ее нужно (пошагово) транслировать заново. Главным достоинством интерпретатора по сравнению с компилятором является простота.

Особое место в системе программирования занимаютассемблеры, представляющие собой комплекс, состоящий из входного языка программирования ассемблера и ассемблер-компилятора. Ассемблер представляет собой мнемоническую (условную) запись машинных команд и позволяет получить высокоэффективные программы на машинном языке. Однако его использование требует высокой квалификации программиста и больших затрат времени на составление и отладку программ.

Наиболее распространенными языками программирования являются: Pascal, Basic, C++ и др. Тенденции – развитие объектно-ориентированных языков четвертого поколения типа Delphi, Visual Basic, C#, которые имеют мощные свойства визуального программирования. Здесь программист избавлен от необходимости заботиться о процедурах отрисовки окон, оформления диалога, меню и т. д.

Под программами технического обслуживания понимается совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом.

Они включают в себя:

— средства диагностики и тестового контроля правильности работы ЭВМ и ее отдельных частей, в том числе автоматического поиска ошибок и неисправностей с определенной локализацией их в ЭВМ;

— специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды информационной системы в целом, в том числе программно-аппаратный контроль, осуществляющий автоматическую проверку работоспособности системы обработки данных перед началом работы вычислительной системы.

1.6.3 Классификация прикладного программного обеспечения. Прикладное программное обеспечение (рис. 1.6.) предназначено для разработки и выполнения конкретных задач (приложений) пользователя.

Рисунок 1.6. – Прикладное программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение работает под управлением базового ПО, в частности операционных систем. В состав прикладного ПО входят:

— пакеты прикладных программ различного назначения;

— рабочие программы пользователя и ИС в целом.

Пакет прикладных программ (ППП) – это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса (функциональная подсистема, бизнес-приложение).

Различают следующие типы ППП:

— общего назначения (универсальные);

— методо-ориентированные;

— проблемно-ориентированные;

— глобальных сетей;

— организации (администрирования) вычислительного процесса.

— универсальные программные продукты, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя и информационных систем в целом.

1.6.4 ППП общего назначения.К классу ППП общего назначения относятся:

— редакторы текстовые (текстовые процессоры) и графические;

— электронные таблицы;

— системы управления базами данных (СУБД);

— интегрированные пакеты;

— CASE-технологии;

— оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта.

Редакторы

Редактором называется ППП, предназначенный для создания и изменения текстов, документов, графических данных и иллюстрации.

Они предназначены, в основном, для автоматизации документооборота в фирме. Редакторы по своим функциональным возможностям можно подразделить на текстовые, графические и издательские системы.

Текстовые редакторы предназначены для обработки текстовой информации и выполняют, в основном, следующие функции:

— запись текста в файл;

— вставку, удаление, замену символов, строк, (фрагментов текста;

— проверку орфографии;

— оформление текста различными шрифтами;

— выравнивание текста;

— подготовку оглавлений, разбиение текста на страницы;

— поиск и замену слов и выражений;

— включение в текст несложных иллюстраций;

— печать текста.

Наибольшее распространение получили текстовые редакторы Microsoft Word, Word Perfect (в настоящее время принадлежит фирме Corel).

В недавнем прошлом был популярен отечественный ЛЕКСИКОН, а также ChiWriter, Multi-Edit (American Cybernetics) и др.

Графические редакторы предназначены для обработки графических документов, включая диаграммы, иллюстрации, чертежи, таблицы. Допускается управление размером фигур и шрифтов, перемещение (фигур и букв, формирование любых изображений. Из наиболее известных графических редакторов можно назвать PC Paintbrush, Boieng Graf, Fanvision и другие (в частности, пакеты Corel DRAW, Adobe Photoshop и Adobe Illustrator).

Издательские системы соединяют в себе возможности текстовых и графических редакторов, обладают развитыми возможностями но форматированию полос с графическими материалами и последующим выводом на печать. Эти системы ориентированы на использование в издательском деле и называются системами верстки. Из таких систем можно назвать продукты PageMaker фирмы Adobe и Ventura Publisher корпорации Corel.

Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 5489;

Три группы программных средств

ИТ обеспечиваются разнообразными программными средствами, поэтому классификация ИТ – это, по сути, классификация ПО. Основные классы программных средств были рассмотрены еще в курсе информатики.

Программные средства состоят из общего и прикладного программного обеспечения (рис. 1).

Общее программное обеспечение разделяется на две группы программных средств.

Рис. 1

Системное ПО включает в себя базовую составляющую, ядром которой является ОС, и программы технического обслуживания компьютера.

Операционная система (ОС) представляет собой программную среду (комплекс взаимосвязанных программ и файлов), которая управляет всеми информационными процессами, выполняющимися на компьютере.

Основными функциями ОС являются:

  • управление устройствами;
  • управление программами;
  • управление файловыми системами;
  • управление распределением памяти и другими ресурсами.

ОС автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю технологии, с помощью которых можно запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл, общаться с компьютером, обрабатывать данные в разных режимах и т. д.

Современные операционные системы предоставляют пользователю оболочку (надстройку, внешнюю среду операционных систем), обеспечивающую дружественный интерфейс компьютера с пользователем и работу на разных платформах.

Программы технического обслуживания предоставляют дополнительные сервисные функции для эксплуатации компьютера, например,

  • выявление ошибок при сбоях;
  • восстановление испорченных программ и данных;
  • диагностика компьютера и пр.

Системы программирования в основном используются для разработки новых программных средств (проектирования ЭИС) и представляют язык программирования и программу перевода (транслятор, компилятор, интерпретатор) с этого языка в машинные коды. Наиболее перспективным является объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное программирование в последнее время стало визуальным (VO – visual objects).

Прикладное программное обеспечение определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ, или пакетов прикладных программ, называемыхприложениями.

Для классификации информационных технологий используются разные критерии. В настоящее время общеупотребительными критериями являются:

  • применение в предметной области;
  • функции применения;
  • тип обрабатываемых данных;
  • способ передачи данных;
  • способ объединения технологий.

По применению в предметной области

По применению в предметной области ППО делится на прикладные и предметные приложения.

Прикладные приложения (рис. 1) являются информационными технологиями общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, Интернет. Для их изучения не требуется знание предметной области.

Цель данного курса — изучение информационных технологий общего назначения для использования при решении задач в экономике и управлении.

Предметные приложения представляют собой основные

  • пакеты программ решения конкретных задач,
  • подсистем Экономических информационных систем,
  • функциональных информационных систем.

Примерами типовых программ решения конкретных задач являются АРМ – автоматизированные рабочие места работников организации.

Автоматизированным рабочим местом (АРМ) называют персональный компьютер, оснащенный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредственно на рабочем месте. Его назначение – автоматизация рутинных работ информационного работника. Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, складского работника, операциониста банка, менеджера.

Примерами функциональных подсистем ЭИС являются подсистемы бухгалтерского учета, финансового планирования и анализа, маркетинга, кадров и т. д. Примерами функциональных информационных систем являются банковские, страховые, налоговые и другие системы.

Для создания предметных приложений подсистем ЭИС, функциональных информационных систем и АРМ используются обеспечивающие предметные приложения и информационные технологии общего назначения.

Примерами обеспечивающих предметных технологий являются:

  • Project Expert;
  • Marketing Expert;

приложения фирм:

  • 1С;
  • Галактика;
  • ПАРУС;
  • BAAN;
  • BaySIS и др.

Для применения обеспечивающего предметного приложения требуется настройка на специфику конкретной организации и знание предметной области. Следовательно, для изучения обеспечивающих предметных технологий требуются знания предметной области. Поэтому они не рассматриваются в данном учебном пособии.

По функциям применения

По функциям применения можно выделить следующие виды информационных технологий: расчеты, хранение данных, документооборот, коммуникации, организация коллективной работы, помощь в принятии решений.

Для автоматизации типовых расчетов были созданы обеспечивающие предметные технологии. Одновременно стали создаваться информационные технологии, позволяющие производить расчеты во многих предметных областях. Например, электронные таблицы.

Для хранения данных были разработаны базы данных и системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использование разных устройств для хранения, усложнение методов управления данными привело к появлению распределенной обработки данных, информационных хранилищ.

Одной из важнейших сетевых технологий в экономических информационных системах является распределенная обработка данных. То, что персональные компьютеры стоят на рабочих местах, т. е. на местах возникновения и использования информации, дало возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. Распределенная обработка данных позволяет повысить эффективность удовлетворения изменяющейся информационной потребности информационного работника и тем самым обеспечить гибкость принимаемых им решений.

Преимущества распределенной обработки данных выражаются:

  • в увеличении числа удаленных взаимодействующих пользователей, выполняющих функции сбора, обработки, хранения, передачи информации;
  • в снятии пиковых нагрузок с централизованной базы путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ;
  • в обеспечении доступа информационному работнику к вычислительным ресурсам сети ЭВМ;
  • в обеспечении обмена данными между удаленными пользователями.

Формализация концептуальной схемы данных повлекла за собой возможность классификации моделей представления данных на иерархические, сетевые и реляционные. Это отразилось в понятии архитектуры систем управления базами данных (СУБД) и технологии обработки. Для обработки данных, размещенных на удаленных компьютерах, разработаны сетевые СУБД, а сама база данных называется распределенной.

Документооборот означает, что на компьютере должны решаться задачи систематизации, архивации, хранения, поиска и контроля исполнения документов. При этом обработке подлежат все типы документов, обращающихся в сфере деятельности информационных работников. Автоматизация обработки документов начиналась с использования текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной технологий, системы управления базами данных. Позднее появились системы электронного документооборота, реализующие все перечисленные функции.

Для автоматизации функций коммуникации разработаны сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удаленными пользователями разработана электронная почта.

Для организации коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия были разработаны технологии автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.

Для поддержки принятия решений разрабатывались экспертные системы и базы знаний. В настоящее время к ним относятся системы поддержки принятия решений, деловые интеллектуальные технологии выбора аналитических данных и аналитические системы.

По типу обрабатываемых данных

По типу обрабатываемых данных можно выделить текстовые, табличные, графические, мультимедийные, геоинформационные, управленческие технологии.

Технология

Тип данных

Примеры сред

Текстовые

Текст

Гипертекст

Текстовый процессор

Редакторы гипертекстовых страниц

Табличные

Числовые

Табличный процессор

СУБД

Графические

Графика

2D и 3D графические процессоры

Мультимедийные

Все типы данных + объекты реального времени (звук, видео)

Программы поддержки технологии мультимедиа

Геоинформационные

Все типы данных + географические и пространственные данные

ГИС

Управленческие технологии

Знания

Экспертные системы,

системы поддержки принятия решений,

аналитические системы

Текстовые данные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией. Числовые данные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД). Графические данные обрабатываются двух- и трехмерными графическими процессорами. Мультимедийные технологии и видеоконференция обрабатывают все типы данных, включая объекты реального времени: звук и видео. Геоинформационные технологии обрабатывают все типы данных, включая географические и пространственныеданные. Знания используются в экспертных системах, системах поддержки принятия решений, аналитических системах, относящихся к управленческим технологиям.

По способу объединения (охвату решаемых задач)

По способу объединения можно выделить интегрированные информационные технологии общего назначения и технологии интегрированных систем общего назначения.

Интегрированная информационная технология представляет собой совокупность отдельных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением, например, электронный офис.

Интегрированная информационная система представляет собой слияние (конвергенцию, объединение) интегрированных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними в единую систему. При этом происходит усложнение и интеграция выполняемых функций, трудно вычленить первоначальные технологии. Примером интегрированной информационной системы является информационное хранилище.

Можно взять другие критерии и получить другие классификации информационных технологий. В зависимости от критерия классификации одна и та же технология может быть отнесена к разным классам.

Для самостоятельной работы

  1. Сформулировать краткие выводы по изученному материалу.
  2. Пройти тест «ИТ Тема 2».

>Версия для печати

Добавить комментарий

Закрыть меню