Базаров перед лицом любви и смерти

Иван Тургенев в своем романе «Отцы и дети» в финале «убивает» главного героя. Почему же для того, чтобы понять смысл произведения большую роль играет его гибель.

У Базарова отец был не богатым лекарем, живущим в небольшом уездном городке. На страницах произведения Евгений предстает умным, имеющим здравую рассудительную мысль, но вместе с тем развязанным, нахальным человеком. Не признает он творчество поэтов, воспевающих высокие чувства, все ценности, нравственность и устои жизни.

Базаров видится нигилистом, но у него достаточно богатый внутренний мир. Главный герой очень увлекающийся человек, ставящий для себя цель трудиться для пользы людей и общества в целом. У него мечта: выполнить задачу, поставленную самим – это обновить общество.

Евгений ставит себя выше других, к людям относится снисходительно, презирая нежность, симпатию, сочувствие. Жизнь на страницах романа свела его с Анной Сергеевной. Главный герой, как подобает молодому человеку, влюбляется, но внутри себя он делает вывод, что его чувство противоречит внутренним убеждениям. Раньше Базаров выставлял любовь в качестве физиологии, а теперь он понимает, что это глубокое чувство.

Он видит, как в нем самом рушатся все убеждения, следовательно и вся жизнь с ее смыслом. Тургенев не показал, что молодой человек постепенно поменял свои убеждения, он умертвил героя.

Смерть произошла от небольшого пореза от вскрытия умершего человека от тифа. Смерть дала герою время для оценки своих действий, взглядов. Евгений с мужеством принимает ее, он остается сильным, стойким.

Сожалеет о том, что не выполнил свою задачу, сожалеет об ушедшем времени. Герой перед лицом смерти стает нежнее, добрее, мягче.

Базаров по всей своей жизни пронес идею помощи человечеству. Он воспринял смерть не как прекращение своего существования, а как признание ненужности обществу. Он понял, что данные убеждения, мировоззрения чужды для жизни, которая преподнесла ему пример с чувством любви. Из-за которого погибли все его идеалы, взгляды и вместе с ними ушел он. У него нет последователей. Это умирает гений с сильным характером и твердой волей.

Евгений Васильевич Базаров.

  • «…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…».
  • «…возмущала совершенная развязность Базарова…».
  • «…к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…»
  • «…Мой дед землю пахал…»
  • «…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…»
  • «…Всякий человек сам себя воспитать должен»
  • «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
  • «Нас не так мало, как вы полагаете».
  • «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои».
  • «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?»
  • «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке…»
  • «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения».
  • «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – подумаешь, сколько иностранных бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны
  • «Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его»
  • «В 44 года играть на виолончели глупо»
  • «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продаёт…».
  • «Человек хорош, обстоятельства плохи».
  • «Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным».
  • «..сперва нужно место расчистить».
  • «…любовь… ведь это чувство напускное…» «… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
  • «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
  • «…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.»
  • «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду?

    Пускай же лучше оно зависит от меня».

  • «Может быть, точно, всякий человек — загадка».
  • «Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
  • «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».
  • «Любовь — белиберда, непростительная дурь».
  • «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».
  • «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр».
  • «Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит».
  • «Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
  • «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».
  • «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.
  • «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Павел Петрович Кирсанов

  • «…Он с детства отличался замечательною красотой…»
  • «…Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»
  • «…его уважали за его отличные, аристократические манеры…»
  • «…к тому же он был самоуверен…»
  • «…Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью…»
  • «Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать» (Базарову).
  • «Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя».
  • «…его уважали также за его безукоризненную честность…»
  • «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…»
  • «…я уважаю аристократов – настоящих <…> Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности…»
  • «…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс…»
  • «…вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…»
  • «Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится».
  • » Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры».
  • «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить…»
  • «…На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм…»

Николай Петрович Кирсанов

  • «…у Николая оставалось чувство правильно проведенной жизни, сын вырастал на его глазах…»
  • «…Но отвергать поэзию? – подумал он опять, – не сочувствовать художеству, природе?..»
  • «…он охотно ленился…»
  • «…Он такой добрый, хороший человек!..»

Аркадий Николаевич Кирсанов.

  • «Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным».
  • «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
  • «…Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов…»
  • «… я ничем не занимаюсь…»
  • «…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький…» (Базаров об Аркадии»

Анна Одинцова.

  • «…спокойствие все -таки лучше всего на свете…»
  • «…Я, во- первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во- вторых, я очень легко увлекаюсь…»
  • «…А я так знаю о себе, что я очень несчастлива…»
  • «…Я несчастлива оттого… что нет во мне желания, охоты жить…»
  • По-моему, или всё, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо.
  • «…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви…»
  • «Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти».

Авдотья Кукшина

  • «…Слава богу, я свободна, у меня нет детей…
  • «…Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин.»
  • «…Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина…»
  • Виктор Ситников

  • «…когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел!..»
  • «…Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать – его ученик. Я ему обязан моим перерождением…»
  • «…Долой авторитеты!»
  • «…Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин…»

Образование

После смерти

После эпизода, в котором автор приводит ключевые размышления и выводы героя, несколько слов сказано и о прочих персонажах. А главное — о том, какой след в их сердцах оставил молодой нигилист, покинувший этот мир так рано. «Базаров. Перед лицом любви и смерти» – сочинение, в котором следует не только дать характеристику главного героя романа, но также и проанализировать его отношения с другими персонажами.

Его смерть стала настоящей трагедией лишь для тех, кому по-настоящему, искренне он был дорог, независимо от его нигилистических идей и суждений. Настоящую любовь испытывали к нему родители. Это чувство не зависело от каких-либо внешних причин. Мать и отец любили своего сына независимо от его мировоззрения. Для остальных персонажей также смерть Базарова не прошла незамеченной.

Но ни на одного из них трагическая гибель этого человека не оказала неизгладимого впечатления. Неизвестно, смог ли Базаров сделать что-то серьезное для науки. Автор однажды сказал, что хотел сделать Базарова трагическим лицом. А по закону жанра такого героя в конце произведения непременно должна настигнуть смерть.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Испытание любовью Базарова

Испытание любовью Базарова

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.
При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров — нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:» Рафаэль гроша ломанного не стоит». не признает красоты природы:» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё «романтизм» или «вздор». Он считает, что любви нет, а есть только физиология или «потребности организма».
До встречи с Одинцовой, Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов — сломать всё старое, чтобы «место расчистить», а уж строить — это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.
Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается «физиологически»:» Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я не видывал давно». Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: «В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало».
Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:» в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: «Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала». Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.
Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

Добавил: 50Yulechka

Беру!

197585 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Искусство и развлечения

Одинцова

Что касается темы «Базаров: отношение к любви», надо отметить, что Одинцова в беседе стала выбирать темы интересные для него, они стали говорить на одном языке, и это не могло не повлиять положительно на их взаимоотношения.

Любовь для этого героя стала слишком серьезным экзаменом на верность нигилистическим идеалам. Базаров никогда до этого не испытывал ничего подобного и вообще думал, что не склонен к романтике. Но на деле оказалось, что все люди одинаковы в отношении любви, ведь она не спрашивает, когда ей приходить. Нездоровым становится отношение Базарова к любви. Цитаты о любви в конечном итоге начинают разниться.

Одинцова была очень умной женщиной, и нельзя сказать, что она не увлеклась этим удивительным человеком. Анна Сергеевна много думала о нем и даже вызвала его на откровенность, однако, получив в ответ признание в любви, тут же отвергла его, потому что всего дороже ей был привычный уклад и комфорт, чем простое мимолетное увлечение. Однако тут уже не мог совладать с собой Базаров. Отношение к любви у него стало меняться, и в итоге добило его.

Сочинение «Как базаров прошёл испытание любовью»

В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остаётся сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведёт себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает «романтизм» в самом себе. Но он не хочет этого, он не признаёт любовь как чувство и как нечто необходимое. Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: «вот чего вы добились». Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая её, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от неё. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признаёт свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное.

Тургенев пишет: «Была ли правда, полная правда, в их (именно «их», а не «его») словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нём вдруг появляется старательно скрываемый «романтизм» и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. «Прощайте…» — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

Добавить комментарий

Закрыть меню